Жилищная инспекция ее функции и полномочия

Оглавление:

Жилищная инспекция ее функции и полномочия

  1. Полномочия (административно-управленческие действия)

государственной жилищной инспекции Кировской области

3.1. Инспекция в соответствии с разделом 2 настоящего Положения осуществляет следующие полномочия (административно-управленческие действия):

3.1.1. В рамках функции «региональный государственный жилищный надзор»:

3.1.1.1. Организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержания и использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

абзац исключен. — Постановление Правительства Кировской области от 31.05.2018 N 255-П;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

формированию фондов капитального ремонта;

применению максимальных (предельных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений;

пользованию газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению;

других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

(абзац введен постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2017 N 272-П)

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

(абзац введен постановлением Правительства Кировской области от 31.05.2018 N 255-П)

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

(абзац введен постановлением Правительства Кировской области от 31.05.2018 N 255-П)

3.1.1.2. По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

3.1.1.3. Проводит систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») информации об их деятельности инспекция проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети «Интернет» информацию об их деятельности.

3.1.1.4. Размещает в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

3.1.1.5. Ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

3.1.1.6. Представляет сведения, указанные в частях 1 — 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом.

3.1.1.7. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном административным законодательством Российской Федерации и Кировской области, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

3.1.1.8. Осуществляет прием и учет представляемых товариществами собственников жилья копий реестров членов товариществ собственников жилья, их уставов, выписок из протоколов общих собраний членов товариществ о принятии решения о внесении изменений в устав с текстами соответствующих изменений.

3.1.1.9 — 3.1.1.12. Исключены. — Постановление Правительства Кировской области от 22.12.2015 N 75/843.

3.1.1.13. Ведет реестр уведомлений о начале осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

(п. 3.1.1.13 введен постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2017 N 272-П)

3.1.2. В рамках осуществления полномочий по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами:

3.1.2.1. Осуществляет государственную функцию «лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

3.1.2.2. Осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении по результатам рассмотрения заявления соискателя о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

3.1.2.3. Ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

3.1.2.4. На основании решения лицензионной комиссии издает приказ (распоряжение) о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, выдает лицензии, квалификационные аттестаты.

(пп. 3.1.2 в ред. постановления Правительства Кировской области от 22.12.2015 N 75/843)

3.1.3. В рамках участия в функции «организация бюджетного процесса»:

обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными инспекцией бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

формирует перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственному распорядителю и получателю бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

определяет порядок утверждения бюджетной сметы подведомственного казенного учреждения;

формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

3.1.4. В рамках участия в функции «организация закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Кировской области» инспекция проводит в установленном порядке закупки на поставки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области и заключает соответствующие государственные контракты (гражданско-правовые договоры).

3.1.5. В рамках участия в функции «управление имуществом, находящимся в собственности Кировской области» осуществляет контроль за учетом и сохранностью государственного имущества, переданного в оперативное управление подведомственному областному государственному учреждению.

3.1.6. В рамках участия в функции «организация противодействия коррупции» осуществляет мероприятия по противодействию коррупции в инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области в пределах своей компетенции.

3.1.7. В рамках участия в функции «организация деятельности по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного распространения» обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, персональных данных в соответствии с возложенными на инспекцию функциями.

3.1.8. В рамках участия в функции «организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации» инспекция исполняет функции организатора по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в инспекции.

3.1.9. В рамках участия в функции «координация деятельности органов исполнительной власти Кировской области по вопросам соблюдения федерального законодательства и законодательства Кировской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области» инспекция проводит мониторинг правоприменения федерального и областного законодательства в сфере средств массовой информации, местного самоуправления, институтов гражданского общества.

3.1.10. В рамках участия в функции «обеспечение реализации прав граждан на обращение в государственные органы» обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных обращений, а также обращений в письменной форме или в форме электронного документа граждан и организаций, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.

3.1.11. В рамках участия при выполнении государственной функции «управление взаимодействием органов исполнительной власти со средствами массовой информации в сфере массовых коммуникаций» разрабатывает и представляет информацию в министерство внутренней и информационной политики Кировской области по информационному освещению деятельности инспекции и подведомственного учреждения в средствах массовой информации для размещения на официальном информационном сайте Правительства Кировской области.

(в ред. постановления Правительства Кировской области от 22.12.2015 N 75/843)

3.1.12. В рамках участия в функции «управление государственными информационными ресурсами» дает предложения в план мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Кировской области.

3.1.12-1. Заверяет копии документов о признании домов аварийными, жители которых подлежат переселению в рамках областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, для предоставления в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

(пп. 3.1.12-1 введен постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2015 N 75/843)

3.1.13. Инспекция осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Инспекция государственного жилищного надзора и ее полномочия

Качество и характер предоставления жилищно-коммунальных услуг — это один из объектов прав потребителя, которыми являются все жильцы многоквартирных домов. Контроль над предприятиями в сфере ЖКХ — управляющими компаниями (УК), товариществами совладельцев жилья (ТСЖ) и другими исполнителями услуг осуществляет жилищная инспекция (ГЖИ). Она представляет собой субъект исполнительной государственной власти, в ведении которой находится весь жилой фонд. В каждом областном или региональном центре функционирует инспекция государственного жилищного надзора, в чьи полномочия входит контроль и проверка качества предоставляемых ЖКУ, а также других сфер деятельности, с которыми связано жилищно-коммунальное хозяйство.

Что нужно знать о жилищной государственной инспекции?

В подчинении у ГЖИ находятся все предприятия, связанные с ведением ЖКХ. Управляющие компании (УК), которые берут на себя ответственность за функционирование коммунальной собственности многоквартирных домов (МКД), должны координировать свои действия с жилищной инспекцией, а также представлять возможности надзора и контроля над своими действиями по обеспечению собственников МКД жилищно-коммунальными ресурсами и услугами. В случае возникновения споров и разногласий, а также неудовлетворительного качества предоставляемых услуг, вызывающего трения между УК и жильцами. Последние имеют право обратиться в жилищную инспекцию для урегулирования споров и решения проблем в законном порядке. Поскольку полномочия жилищной инспекции включают в себя и проверку качества ЖКУ, вынесение предписаний и назначение санкций в случае грубых нарушений обязательств со стороны УК, то обращение в ГЖИ обычно является быстрым и эффективным способом решить проблемы.

Полномочия и права Государственной жилищной инспекции

Основные вопросы, которые решает Госжилинспекция, можно перечислить в следующих пунктах:

  • соблюдение правил содержания общедомовой собственности;
  • соблюдение норм обеспечения коммунальными и жилищными услугами;
  • споры, связанные с тарифами за основные жилищно-коммунальные услуги;
  • права и обязанности сторон договоров между собственниками МКД и УК;
  • установка и функционирование общедомовых приборов учета (счетчиков воды, тепла);
  • прочие вопросы управления МКД.

Чаще всего причиной обращения в инспекцию жилищного надзора является первый пункт — нарушение правил содержания многоквартирного дома и придомовой территории. Когда управляющая компания плохо выполняет свои обязательства, или выполняет их некачественно или с задержками, это является основанием для подачи жалобы в ГЖИ. Формально жильцы дома имеют право пожаловаться на любые нарушения правил ремонта и содержания: неисправности лифта, отсутствие освещения на лестничных клетках, протекающие трубы в подъезде, неприятный запах из подвала, разбитые окна в подъездах и т.д. То есть поводом для жалобы может стать любой вопрос, относящийся к обязанностям и полномочиям управляющей компании.

Как действует Госжилинспекция в случае жалобы со стороны жильцов?

Положение о государственной жилищной инспекции предписывает действия последней при обращениях граждан с жалобой на неправомерные действия/бездействие управляющих компаний. Госжилинспекция направляет сотрудника для проверки на соответствие действительности указанных в жалобе проблем. Если подтверждается факт ненадлежащего исполнения УК своих прямых обязанностей, то инспектор составляет протокол и акт, а также выносит предписание по устранению проблемы. Управляющая компания обязуется принять соответствующие меры и предоставить отчет о проделанной работе в течение 30 дней с момента вынесения предписания.

Но иногда жильцы дома не принимают вынесенное решение жилищной инспекции. Например, если предписанные меры по устранению существующей проблемы не соответствуют ее реальным масштабам, то жильцы имеют право на оспаривание этого решения для обжалования предписания жилищной инспекции, обратившись в органы местного самоуправления, главного государственного жилищного инспектора или в суд. Согласно ст. 30.3. КоАП РФ, срок обжалования предписания ГЖИ составляет 10 суток с момента вынесения.

Какие вопросы не входят в полномочия ГЖИ?

Несмотря на достаточно широкие функции и полномочия государственной жилищной инспекции, они ограничены существующей юрисдикцией. Так, дела о расходах денежных средств управляющими компаниями, а также другие финансовые вопросы и действия уполномоченных сотрудников УК, связанные с управлением экономической деятельностью, не входят в компетенцию государственной жилищной инспекции. Если у жильцов дома есть подозрения о нецелевой трате финансовых и материальных активов, а также получении незаконной выгоды директором или другими сотрудниками УК с использованием общедомовой собственности/помещений, то заниматься этим вопросом нужно в прокуратуре.

А вот лицензирование деятельности управляющей компаний находится в компетенции Госжилинспекции. На базе ГЖИ создается лицензионная комиссия, которая уполномочена проверять управляющие компании на предмет возможности вести свою деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями. ГЖИ выдает лицензии управляющим компаниям, на основании которых они имеют право управлять многоквартирными домами, а также лишает УК действующей лицензии при выявлении нарушений их работы.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — функции и полномочия

В повседневной жизни нередко возникают случаи, когда мы сталкиваемся с деятельностью жилищных инспекций. Такое взаимодействие может возникнуть при необходимости обследования жилых многоквартирных домов, при перепланировке квартиры.

Без жилинспекции не обойтись также в том случае, когда нужно признать жилье ветхим или аварийным. Также довольно часто у населения возникают вопросы, связанные с проведением капитального ремонта в многоквартирном доме.

И это далеко не весь перечень вопросов, связанных с работой жилищной инспекции. Для формирования правильного представления о деятельности данной организации и представлена настоящая статья.

Общее понятие Госжилинспекции

В первую очередь необходимо определиться с понятием жилищной инспекции, её задачами, правами и обязанностями. Под жилищной инспекцией понимается государственный орган, наделённый полномочиями осуществлять жилищный надзор.

У каждого территориального управления жилинспекции эти полномочия распространяются на соответствующий субъект федерации.

Например, инспекция по Новосибирской области занимается надзором исключительно на территории области. Аналогичным образом строится деятельность и в остальных регионах страны.

Законодательная база, на основе которых действует инспекция довольна обширна. В качестве первостепенных необходимо выделить:

  • Конституцию РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Жилищный кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме этого, значительную часть муниципальных и городских инспекций составляют ведомственные положения и акты.

Основные задачи и полномочия

Указанными законами предусмотрен внушительный список задач, полномочий, прав и обязанностей инспекции, но детальному рассмотрению подвергнем главные из них.

Задачами являются:

  • выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства;
  • защита прав потребителя на получение жилищных и коммунальных услуг.

Для достижения своих задач инспекция реализует следующие полномочия:

  • проверяет сохранность и эксплуатацию жилищного фонда, техническое состояние инженерных коммуникаций, а также придомовой территории;
  • осуществляет проверки нормативов потребления коммунальных услуг;
  • организует обследование жилых домов;
  • проверяет мероприятия по подготовке жилья к сезону;
  • решает вопросы, связанные с перепланировкой или переустройством квартир;
  • проверяет выполнение жилищно-коммунальных услуг по заявкам граждан.

Проведя анализ данных полномочий важно знать, что жилинспекции осуществляют практически весь комплекс мер, связанных с повседневным проживанием. Этот комплекс выражен как в непосредственном участии инспекции (например, при обследовании жилья), так и в косвенном (в частности, при рассмотрении жалобы на действия управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг).

Возможно, Вас также заинтересует статья о Федеральной кадастровой палате.

О межевании линейных объектов рассказывает следующая наша статья.

Какие вопросы решает и какие права имеет

В целях успешного выполнения своих функций инспекция наделена соответствующими правами, которые не следует путать с полномочиями. А именно:

  • проводит обследование объектов жилищного фонда;
  • запрашивает необходимую для себя информацию от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
  • выдаёт предписания о нарушении требований жилищного законодательства;
  • составляет административные протоколы;
  • участвует в судах в качестве истца или ответчика;
  • заключает различные контракты на поставку необходимой продукции;
  • ведёт разъяснительную работу среди населения.

Населению следует понимать, что свои права работники инспекции реализуют как самостоятельно, так и с подачи самих жильцов. Нагляднее всего это выражено при рассмотрении заявлений и обращений граждан.

При наличии определённых прав, соответствующих обязанностей у жилинспекции также хватает:

  • надлежащее исполнение возложенных обязанностей;
  • рассмотрение обращений и жалоб граждан в строгом соответствии с законом;
  • приём населения по жилищным вопросам;
  • несение всех видов ответственности за ненадлежащее исполнение своих полномочий;
  • осуществлять мероприятия, связанные с противодействием коррупции.

Таким образом, мы получили общее представление о деятельности жилищной инспекции, её задачах и полномочиях, правах и обязанностях. Данная статья призвана помочь обычным гражданам, никогда не сталкивающихся с деятельностью жилищной инспекции.

Следует также напомнить, что практически у каждой госжилинспекции по конкретной области, республике или краю функционируют интернет-сайт и горячая линия, где в случае необходимости можно найти интересующую информацию.

Смотрите обзорное видео о деятельности государственной жилищной инспекции:

Чем занимается жилищная инспекция: взаимодействие УК и ГЖН

Статьи по теме

Деятельность жилищной инспекции заключается в рассмотрении жалоб и заявлений граждан и решении их вопросов и проблем. Статья поможет разобраться в функциях и полномочиях ГЖН, узнать как избежать отзыва лицензии из-за возможных нарушений и что делать, если жители подают жалобу в жилинспекцию на управляющую компанию.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Каждое территориальное управление жилищной инспекции наделено полномочиями выполнять свои функции относительно определенного субъекта федерации.

К примеру, государственный орган в Новосибирской области исполняет свои обязанности только на данной территории. По аналогии осуществляется деятельность и в других регионах России.

Скачайте полезные образцы документов:

Законодательная база, которую использует инспекция при выполнении своих обязанностей, довольно обширна. В первую очередь она руководствуется:

  • Конституцией РФ.
  • Гражданским кодексом.
  • Жилищным кодексом.
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Также муниципальные и городские инспекции придерживаются ведомственных положений и актов.

Вышеуказанные законы содержат в себе задачи, права, обязанности и полномочия государственной жилищной инспекции.

Данная служба обязана:

Основные функции жилищной инспекции

Государственная жилищная инспекция является самостоятельным структурным подразделением системы органов исполнительной власти. Ее главная задача заключается в осуществлении контроля за соблюдением и обеспечении интересов и прав граждан в процессе предоставления населению услуг, которые должны соответствовать всем нормам и требованиям стандарта качества. Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда.

Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему.

Жилищная инспекция наделена полномочиями, согласно законодательным актам РФ, в которых прописаны способы и формы осуществления контроля.

Главная государственная инспекция выполняет ряд функций:

  • организует и координирует деятельность ГЖИ, направленную на контроль за надлежащим ремонтом, эксплуатацией и содержанием жилищного фонда;
  • анализирует статистические данные, результаты плановых проверок и другие материалы;
  • подготавливает, основываясь на них, предложения по оптимизации использования объектов ЖКХ. Также ГЖИ стимулирует население принять участие в управлении жилфондом с целью улучшения его содержания, сохранности и ремонта.

Основные функции и полномочия государственной жилищной инспекции включают в себя:

  • реализацию указов высших органов власти в сфере жилищных вопросов;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов ЖКХ в соответствии с установленными нормами;
  • признание жилого дома непригодным для использования и проживания;
  • прием заявлений на управление многоэтажными зданиями и предоставление услуг по капитальному ремонту;
  • регулярный надзор за состоянием жилых домов;
  • контроль за перечислением платежей в бюджет;
  • прием населения и их заявлений.

В полномочия государственной жилищной инспекции входит включение в список на улучшение жилищных условий тех граждан, чьи дома находятся в аварийном состоянии.

Исполнение прямых обязанностей ГЖИ контролируется со стороны службы Главного управления государственной жилищной инспекции. Существуют специально разработанные критерии для всесторонней оценки деятельности данной организации. В первую очередь отмечают выполнение мероприятий по плану, предоставленному вышестоящей инстанцией, а также количество жалоб граждан.

По окончании проверки обязательно фиксируют выявленные нарушения. При этом устраняется тот вариант, при котором управляющие компании, обслуживающие большую часть жилых домов, окажутся в убытке.

Каковы права жилищной инспекции

Наряду с полномочиями жилищная инспекция наделена следующими правами:

  • проведение обследования объектов ЖКХ;
  • требование о предоставлении необходимой для выполнения своих функций информации от юридических и физических лиц, а также предпринимателей;
  • выдача предписания с указанием нарушений нормативов жилищного законодательства;
  • составление административных протоколов;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика;
  • заключение различных контрактов на поставку необходимых продуктов;
  • проведение разъяснительной работы с гражданами.

Население должно понимать, что специалисты инспекции реализуют свои права как самостоятельно, так и с его помощью. Наглядным образом это демонстрирует рассмотрение обращений и жалоб жильцов.

Жилищная инспекция наделена не только правами и полномочиями, но и рядом обязанностей, к которым относятся:

  • наблюдение и контроль за выполнением жилищными фондами своих функций, таких как ремонт, содержание и возобновление домов;
  • разработка алгоритма действий и планов, направленных на повышение качества и уровня обслуживания зданий.

Также в полномочия жилищной инспекции входит контроль за:

  • эксплуатацией объектов ЖКХ и придомовых территорий;
  • состоянием зданий и инженерного оснащения;
  • осуществлением своевременного капитального ремонта и обслуживанием технических устройств;
  • нормами потребления определенных коммунальных услуг гражданами;
  • проведением периодических работ, направленных на оптимизацию эксплуатации коммунального оборудования;
  • экономным потреблением ресурсов;
  • своевременным предоставлением необходимой информации собственникам квартир;
  • надлежащим состоянием помещений и их пригодностью для нормальной жизнедеятельности.

Любой гражданин имеет право на самостоятельное обращение с тем или иным запросом в жилищную инспекцию. Для это нужно только написать заявление, а затем отправить его по почте или на электронный адрес вышеуказанной организации.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний и ТСЖ

Жилищная инспекция обладает достаточно широкими полномочиями. К ней нередко обращаются граждане с жалобами на то, что их управляющая компания не выполняет свои обязанности надлежащим образом.

Подчеркнем, что ГЖИ проводит проверки как плановые, так и по просьбе жильцов многоквартирных домов. Деятельность данных служб направлена на осуществление контроля и наведение порядка посредством инспектирования. Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией.

Подробнее о проверках ГЖН вы узнаете на наших курсах повышения квалификации:

Необходимо юридически грамотно составлять письменные заявления, в которых должна быть указана конкретная проблема, а не абстрактное рассуждение на тему беспорядков в сфере ЖКХ.

Выделяют следующие виды полномочий жилищной инспекции:

  • контроль за надлежащим исполнением УК своих обязанностей по использованию жилищного фонда и проведению своевременного ремонта в многоквартирных домах;
  • проверка документов, их всесторонний анализ, а также предоставление рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности;
  • контроль за осуществлением и финансированием ремонтных работ многоквартирных домов и их элементов, таких как крыша, подвал, фасад, фундамент и т. д.

Также жилищная инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за:

  • состоянием многоквартирного здания;
  • придомовой территорией;
  • техническим состоянием дома;
  • инженерными коммуникациями;
  • соблюдением сроков, отведенных на проведение тех или иных работ;
  • соблюдением правил противопожарной безопасности;
  • обоснованностью требований оплаты коммунальных услуг;
  • соблюдением санитарных норм проживания.

В полномочия жилищной инспекции также входит проведение административной работы, направленной на правовое обеспечение определенных технических процедур, а именно:

  • признание состояния многоквартирного дома аварийным;
  • предоставление субсидий на проведение капитального ремонта;
  • перевод статуса помещения в нежилое;
  • работа с договорами подряда и субподряда;
  • контроль за осуществлением работ с их последующей приемкой и т. д.

В любой ситуации, когда управляющая компания выполнила свои обязанности ненадлежащим образом либо вовсе не исполнила, собственники многоквартирного дома имеют право обратиться в жилищную инспекцию.

На основании постановления Правительства от 11 июня 2013 г. №493 полномочия жилищной инспекции существенно расширились. Теперь данная служба также ответственна за разрешение всех вопросов, связанных с платежами.

Более того, на базе жилищной инспекции создается лицензионная комиссия, которая экзаменует руководителей управляющих компаний на предмет их профессиональных знаний. Далее УК подвергается проверке на соответствие необходимым требованиям. Если отклонений не было выявлено, тогда управляющей компании выдают лицензию, позволяющую вести трудовую деятельность. Жилищная компания наделена полномочиями осуществлять контроль за качеством управления МКД. Если будут выявлены какие-либо нарушения, тот или иной многоквартирный дом исключат из реестра лицензии. В таком случае указанный объект будет передан другой управляющей компании. Если количество исключенных домов будет увеличиваться, тогда УК лишат лицензии на право управления.

В том случае, когда в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, жилищная инспекция обладает небходимыми полномочиями, чтобы выдвинуть требования об их устранении. Если обнаружен факт административного правонарушения, тогда составляют соответствующий протокол и принимают меры, направленные на разрешение возникшей ситуации. Когда управляющая компания не выполняет предписания жилищной инспекции, тогда нарушителям грозит серьезный штраф или профессиональная дисквалификация. Наказание также может носить уголовный характер. Во всяком случае, инспектор обязан предоставить материалы в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения либо самостоятельно обратиться в суд с целью защиты прав жильцов многоквартирных домов.

Для эффективного использования инструмента лицензирования необходимо четко видеть конечные цели государственного жилищного контроля

Действующее законодательство ЖКХ наделило жилищную инспекцию серьезными полномочиями, а именно: лицензировать деятельность по управлению МКД. Так, ГЖИ субъектов, расположенных на территории России, осуществляют всесторонний контроль за УК, ведущими свою трудовую деятельность.

Для того чтобы вышеуказанная инстанция с максимальной эффективностью реализовывала свои полномочия, нужно четко определить цели и задачи государственного жилищного надзора. В первую очередь следует навести порядок в жилфонде страны, а также обеспечить неукоснительное соблюдение требований жилищного законодательства со стороны всех участников данных взаимоотношений. Для того чтобы достигнуть вышеперечисленных целей, необходимо постоянно контролировать текущую ситуацию.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1115 от 29 октября 2014 г., в полномочия жилищной инспекции входит периодический мониторинг эксплуатации многоквартирных домов, а также поддержание их состояния, независимо от формы собственности. Полученную информацию каждый год предоставляют в орган субъекта Федерации для последующего обобщения и анализа, затем передают в соответствующую инстанцию исполнительной власти.

Ассоциация контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКН) каждый квартал анализирует и делает выводы об эффективности деятельности инспекций, расположенных на территории РФ. Она осуществляет сбор, обновление и анализ необходимой информации о текущей ситуации в регионах, оказывая, таким образом, практическую помощь жилищным инспекциям в выполнении их обязанностей.

Полномочия, возложенные на ГЖИ, крайне важны и зачастую требуют незамедлительного и адекватного реагирования на возникающие проблемы. В связи с этим АСЖКН публикует в журнале результаты проделанной работы по лицензированию и привлекает общественность к содействию для максимально эффективного урегулирования данного процесса. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями государственных инспекций, где есть подробное описание текущего состояния регионального жилищного фонда, и содержатся сведения о том, как вышеуказанная служба выполняет свои обязанности.

Так, благодаря опубликованной информации, органы муниципальной и государственной власти, а также общественность объединяются в одно целое. Такой принцип работы способствует формированию продуктивного взаимодействия между всеми участниками этой системы и, соответственно, улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг в стране.

  • О работе органов государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации

Полномочия жилищной инспекции в отношении жителей и их жалоб

Зачастую решить спорный вопрос или проблему между управляющей компанией и собственниками квартир возможно только посредством написания жалобы в соответствующую инстанцию.

Обычно граждане направляют заявление в инспекцию только в той ситуации, когда неоднократные обращения в УК или ТСЖ остались без ответа, а возникшие проблемы так и не были решены.

В этом случае необходимо составить жалобу в письменной форме, где вкратце описывается причина обращения, какие конкретно пункты жилищного законодательства были нарушены.

Прежде чем обратиться в органы государственного жилищного надзора, собственнику необходимо собрать документальные доказательства того, что он неоднократно предъявлял жалобы в обслуживающую управляющую компанию, но там его запросы были проигнорированы.

В качестве подтверждения можно предоставить заявление с входящим номером организации, выписку от операторов телефонной компании и т. д. Сегодня каждая обслуживающая УК записывает входящие разговоры, поэтому можно указать только точное время звонка.

Жалобу в жилищную инспекцию составляют в двух экземплярах, один из которых остается в приемной указанной организации, а в другом секретарь фиксирует дату обращения и входящий номер, а также подпись лица, принявшего это заявление, и возвращает его гражданину, предъявляющему запрос.

Жильцы могут обращаться в жилищную инспекцию с жалобами на УК, ТСЖ и даже соседей:

  • Жалоба на управляющую компанию

Жилищная инспекция наделена полномочиями, направленными на урегулирование отношений между населением и УК. При составлении заявления гражданин обязан предоставить в жилищную инспекцию неоспоримые доказательства того, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, оставила запрос без внимания. К таким документам относятся:

  • бланк жалобы, предоставленный в управляющую компанию, который был ею проигнорирован;
  • вещественные доказательства, например фотографии, видеозапись, подтверждающие тот факт, что УК нарушила жилищный кодекс.

При этом жильцы могут быть недовольны как неверными начислениями платежей за предоставляемые коммунальные услуги, безосновательными требованиями дополнительных финансовых расходов на ремонт и т. д., так и безразличным отношением УК к выполнению своих обязанностей, к примеру, когда не вывозится мусор, не произведен ремонт..

Жильцы также имеют право обратиться в жилищную инспекцию, если собственники квартир или арендаторы не соблюдают правила проживания в МКД, к примеру загромождают жилые территории, используют недвижимость с коммерческой целью либо нарушают права соседей на сон и отдых.

Решение подобных вопросов входит не только в полномочия инспекции государственного жилищного надзора, также можно обращаться с жалобами в такие инстанции, как:

  • СЭС.
  • Роспотребнадзор.
  • Городская администрация.
  • Участковый.

Если вопрос так и останется нерешенным, тогда итоговыми контрольными инстанциями являются прокуратура и суд, которые также наделены соответствующими полномочиями для решения данных проблем. Жильцы имеют полное право обращаться с жалобами во все вышеперечисленные службы.

Тем не менее, если у вас не будет достаточно доказательств и фактов подтверждения бездействия управляющей компании, то обращаться в суд или прокуратуру бессмысленно.

  • Жалоба на ТСЖ

ТСЖ означает товарищество собственников жилья. Руководящие органы данной организации представлены:

  • председателем;
  • правлением;
  • ревизионной комиссией;
  • собранием жильцов.

Прежде чем обратиться с заявлением в инспекцию государственного жилищного надзора на бездействие представителя власти ТСЖ, собственники квартир могут постараться решить возникшую проблему внутри организации:

  • для начала обратитесь со своим запросом к председателю ТСЖ;
  • если заявление будет проигнорировано, тогда к правлению или ревизионной комиссии;
  • каждое заявление и жалобу необходимо оформить в письменном виде, поскольку данные документы будут выступать в качестве основания для проведения разбирательств жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, судом и прокуратурой;
  • жильцы имеют право на обращение во все вышеперечисленные инстанции одновременно, тем не менее целесообразнее сначала найти механизмы воздействия на ТСЖ в органе надзора;
  • жалобу составляют по общему шаблону: указывают данные о товариществе, о бездействующих лицах и о сути возникшей проблемы;
  • автор заявления должен предоставить проигнорированную жалобу и другие вещественные доказательства;
  • если жильцы пишут коллективное заявление, тогда необходимо предоставить подписи участников ТСЖ или проживающих на данной территории лиц, недовольных работой представителей товарищества.
  • Жалоба на соседей

Как правило, жильцы сначала пишут жалобу на соседей в УК или ТСЖ. Но если со стороны данных организаций никаких мер предпринято не было, тогда собственники квартир обращаются с претензиями в инспекцию государственного жилищного надзора, которая наделена соответствующими полномочиями для решения данного вопроса.

В зависимости от типа правонарушения, совершенного соседями, следует обращаться в ту или иную инстанцию.

  • когда в квартире стоит шум от 30 децибел в дневное время и от 40 – в ночное, тогда жильцу необходимо обратиться к участковому;
  • если сосед не соблюдает санитарные нормы, у него развелись тараканы либо он содержит большое количество кошек и собак, пренебрегая надлежащим уходом за ними, следует написать заявление в Роспотребнадзор либо СЭС;
  • в том случае, когда кто-то из собственников квартир занимает места общего пользования или загромождает входы другим жильцам, обращайтесь в инспекцию.

Тем не менее вовсе не обязательно соблюдать данную иерархию. Если соседи ведут себя неподобающим образом, нарушая жилищное законодательство, собственники квартир могут напрямую обратиться в жилищную инспекцию, которая наделена всеми полномочиями для урегулирования этого вопроса.

Если возникнет необходимость, документация будет передана в соответствующие инстанции, которые произведут проверку.

Полномочия жилищной инспекции в отношении ТСЖ и УК в ходе проверок

Если управляющая компания ненадлежащим образом содержит общее имущество собственников квартир жилого дома, то в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ данное правонарушение является поводом для привлечения этой организации к административной ответственности. Для должностного лица размер штрафа в данном случае составит от 4 000 до 5 000 руб., а для юридического – от 40 000 до 50 000 руб.

В процессе проверки специалисты жилищной инспекции наделены полномочиями фиксировать выявленные нарушения, не выясняя причин их возникновения. Представители УК должны иметь четкое понимание, виновны ли они в ненадлежащем содержании данного многоквартирного дома.

В соответствии с общими правилами договор управления должен включать в себя перечень услуг, направленных на сохранение и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, порядок его изменения, а также размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Вышеперечисленные моменты должны быть предварительно согласованы на общем собрании. Важно понимать, что, даже если в перечне не указаны те или иные услуги, которые тем не менее были утверждены собственниками квартир и являются неотъемлемой частью нормативно-правовых актов, это не освобождает управляющую компанию от их выполнения. Этот вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10. Толкование данных правовых норм является общеобязательным.

Вышеуказанное Постановление подтверждает, что перечень всех текущих, сезонных и неотложных работ и услуг является предусмотренным в договоре, поскольку соответствует обязательным условиям содержания многоквартирного дома.

Если Вы не нашли нужную информацию, спросите наших экспертов в справочной системе «Управление МКД»

УК – это специализированная коммерческая организация, осуществляющая обслуживание многоквартирных домов. В этом заключается основа ее предпринимательской деятельности. Поэтому указание в договоре фиксированной стоимости за предвидимое обязательное содержание дома и текущие ремонтные работы с учетом естественного износа оборудования представляет собой финансовый риск для УК. В экстренной ситуации, когда требуются материальные вложения на услуги, необходимость которых возникла по не зависящим от управляющей компании обстоятельствам, дополнительные расходы должны компенсировать собственники помещений за свой счет.

Исходя из этого, УК должна детально проработать условия договора управления МКД и процесс сбора документации, подтверждающей сознательный отказ жильцов от проведения тех или иных мероприятий по содержанию дома.

Штрафы жилищной инспекции не должны негативно влиять на деятельность УК

Согласно результатам проверок, при обнаружении любого, даже незначительного нарушения, Инспекция по лицензированию обладает полномочиями выдать предписание, а также открыть судебное производство по факту административного правонарушения по части второй статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафных санкций.

В последние годы отмечается существенное увеличение размера взысканий за подобные нарушения, в соответствии со статьей 722 КоАП РФ. Этот факт вызывает опасения как за новичков, только что появившихся на рынке коммунальных услуг, так и опытных управляющих.

Административный штраф, наложенный на юридическое лицо организации во время отопительного сезона или подготовки к нему, способен существенно нарушить ход работы по управлению многоквартирным домом.

Зачастую наказанию подвергаются новые УО, «унаследовавшие» нарушения еще от предыдущей компании, которая во время своей деятельности не смогла обеспечить надлежащего ухода за объектом.

Более того, иногда возникают проблемы при смене управляющих организаций, когда нарушается процедура проведения общих собраний собственников квартир по вопросу изменения метода управления МКД. Иногда некоторые жильцы даже не информированы о происходящих событиях. В такой ситуации собственники квартир могут получить двойные квитанции по оплате коммунальных платежей. Контроль за такими объектами ЖКХ входит в полномочия жилищной инспекции. Собственники квартир должны выбрать новый способ управления МКД в течение достаточно короткого срока времени.

В подобной ситуации увеличение размера штрафов является причиной скорейшего банкротства управляющих компаний, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ. И страдать от этого в первую очередь будут жильцы многоквартирных домов.

Смотрите еще:

  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Материнский капитал на жилье 2018 Материнский капитал на покупку жилья По данным на начало 2018 года, года более 92% семей, подающих в ПФР заявление на использование материнского капитала, желают направить средства на улучшение жилищных условий. Общие требования, по которым законом разрешается […]
  • Алименты на ребенка в 2018 году процент от зарплаты Алименты на ребенка новый закон 2018 отец какой процент от зарплаты При этом размер официального дохода, на основе которого начисляются алименты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда в России. В 2018 году МРОТ составляет 5965 рублей. Если официальный […]
  • Отказ от заключения договора образец Отказ от заключения договора Протокол отказа от заключения договора по 223 фз При этом в ст.2 указанного ФЗ записано «При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим […]
  • Получить два гражданства Можно ли иметь двойное гражданство в России Согласно Федеральным законам «О гражданстве Российской Федерации», россиянам не запрещено иметь двойное гражданство, но получение такого не одобряется. Как это понимать? Законом отрицается не наличие иностранного паспорта, а […]
  • Трудовой кодекс рф увольнение отработка 2 недели Возможно ли уволиться без отработки В случае увольнения, не всегда получается доработать положенные две недели перед увольнением. Увольнение без отработки допускается в определенных законодательством случаях, а также при договоренности с работодателем. Увольнение […]
  • Расчет пособия на второго ребенка до 1 5 лет Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году Все знают, что молодая мама может находиться в декретном отпуске 3 года. Денежные выплаты делят этот период на 2 части: с рождения ребенка до 1,5 лет; от 1,5 до 3 лет. В первом случае […]