Защита прав ребенка в детском саду

Оглавление:

Права ребенка в детском саду

В детском саду ребенок проводит много времени , а значит , малыш должен чувствовать себя там максимально комфортно и защищенно. О правах ребенка в детском саду рассказывает юрист.

Текст: Марина Пантелеева, юрист

Ребенку в дошкольном учреждении гарантируется защита его прав, интересов и достоинства. Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу.

Права ребенка в детском саду: Психологический комфорт

В детском саду за обедом малыш старательно выкладывает капусту из щей на стол. Не любит капусту. Нянечка, замечая это, подходит к ребенку и сгребает жутко пахнущей тряпкой все выложенные ингредиенты ему в тарелку.
— Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!
Еще лет десять назад действия нянечки можно было назвать хоть и сомнительным, но методом воспитания. В современном мире это называется нарушением права ребенка на комфортный микроклимат в детском саду.
Дошкольное учреждение может представлять собой современное здание с хорошим ремонтом, укомплектованное по последнему слову техники, содержать развивающее оборудование для игр и занятий и реализовывать инновационные программы развития базовых способностей детей. Но нас, родителей, больше волнует эмоциональный комфорт в саду.
Ведь малышу все равно, насколько навороченное оборудование, для него самое яркое впечатление от пребывания в саду — это противная пенка на какао, которое подают на полдник. И если какао не выпить, воспитатель грозится не взять на прогулку. Или постоянный гул, который стоит в группе и мешает ребенку сосредоточиться. Или несправедливое отношение воспитателя по отношению к разным детям, когда, например, за одну и ту же провинность одних детей не наказывают, а вашего отстраняют от игр, заставляя сидеть на стульчике. Или постоянное повышение голоса на детей… К сожалению, в дошкольном учреждении ребенок рискует столкнуться с любой формой проявления эмоционального и психологического насилия.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве одной из целей политики государства предусмотрена защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Конвенция о правах ребенка гарантирует малышу в том числе защиту от эмоционального насилия, к которому относится, например, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, преднамеренная социальная изоляция малыша, ложь со стороны воспитателей, словесные угрозы. В связи с тем что маленькие дети очень впечатлительны, незаконное поведение работников дошкольного учреждения может нанести им серьезную психологическую травму.

Воспитателям детского сада категорически запрещено пренебрегать нуждами и интересами детей. Например, в рабочее время воспитатели не должны развлекать себя общением в Интернете, отвлекаться во время прогулок на беседы с коллегами, читать свои журналы и книги.
Вспомните ситуацию, которая часто повторялась в детсаду во время дневного сна, когда вы сами были маленькими: воспитатели, строго запретив детям вставать во время тихого часа, где-то кучковались и пили чай. Какой-нибудь малыш, боясь нарушить запрет и выйти в туалет, обязательно делал свои дела в постели.
В настоящий момент такой ситуации вообще не должно быть. Действующее законодательство запрещает игнорировать просьбы малыша или оставлять его без присмотра.

Права ребенка в детском саду: что могут сделать родители

Прочувствовать, насколько благоприятная и дружелюбная атмосфера в саду, можно еще на первом организационном собрании, которое устраивает заведующая, чтобы познакомить родителей с воспитателями, показать группу, в которую будут ходить детки, подписать договор, заполнить всевозможные анкеты и так далее.
То, что коллектив сада — это большая дружная семья, можно понять, если заведующая говорит о нем с неподдельным чувством гордости: «У нас все работники — большие молодцы, но вашим ребятам повезло особенно: Наталья Петровна получила высшую категорию, неоднократно становилась лучшим воспитателем в саду», «Здесь у нас уголок достижений. Мы вывешиваем сюда грамоты и благодарности. Дети у нас замечательные, они постоянно участвуют и занимают достойные места в различных конкурсах. Спасибо родителям, что поддерживают малышей во всех начинаниях».
Но бывают случаи, когда заведующая то и дело критикует свой коллектив, принижает воспитателей. Естественно, психологический климат в таком сообществе нарушен, из-за чего воспитатели и нянечки могут постоянно срываться на детей.

1. Прислушайтесь, как заведующая ведет себя с родителями. Молча раздает договоры и ждет, пока все заполнят? Или внимательно объясняет, комментирует каждый пункт, рассказывает, как будут строиться занятия, какой режим в саду?

2. Уточните, заставляют ли в садике обязательно доедать еду, или объем порции ребенок может регулировать сам. Может ли малыш приносить с собой перекус (печенье или фрукты), если питание в детском саду придется ему не по вкусу?

3. Перед тем как отправить ребенка первый раз в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей и нянечкой, которые работают именно в вашей группе. Вам импонируют эти люди? С ними комфортно разговаривать? Вызывают ли они доверие? Если с первых минут разговора дошкольный работник вызывает у вас чувство неприязни, то, может, задуматься о другой группе или другом учреждении? Ведь общаться с данными людьми предстоит весьма часто, а ребенок так вообще должен находиться в их обществе пять дней в неделю.

Самый доступный способ проверить благоприятную атмосферу в саду — понаблюдать, как проходят прогулки. Воспитатель все время проводит с детьми или отвлекается? Дети развлекают себя сами, пока работник дошкольного учреждения листает очередной каталог с косметикой? Воспитатель говорит с подопечными корректно, спокойно или повышает голос? Как общаются детки между собой — агрессивно или тихо сидят? Это две крайности. В первом случае возможны постоянные драки. Вторая ситуация говорит о том, что воспитатель постоянно ругает, одергивает детей за активные игры и шум.

Права ребенка в детском саду: что делать, если сад не нравится

Казалось бы, если что-то не устраивает — меняйте детсад. Однако реальность такова, что устроить ребенка и вновь вставать в очередь в детский сад для многих — непосильная задача. А уж поменять одно учреждение на другое — вообще роскошь. К тому же где гарантии, что в новом саду будет не так же. Если в саду неблагоприятный социально-психологический климат, поднимите этот вопрос на собрании родителей с приглашением социального работника, психолога и заведующей садом. Спросите, чем вы как родители можете помочь группе для налаживания благоприятной психологической атмосферы. Например, ввести какие-то традиции, устроить чаепитие, сходить вместе в поход. Быть может, облагородить совместными усилиями воспитателей, родителей и детей площадку. Ведь так интересно играть на площадке, зная, что песочницу раз­украсила твоя мама, а песок насыпал — Мишин папа, деревянный столик вкопал — дед Егора, разноцветные следы ладошек на нем оставили все детки, Маринина мама из бечевки сплела самую настоящую паутину, а сама Марина не пожалела игрушечного паука. У ребенка развивается уважение и к собственному труду, и к родителям.

Бывает так, что в коллективе работников сада преобладают пессимизм, апатия и антипатия друг к другу. Тогда на помощь должны прийти психолог и социальный педагог уже из департамента образования.
На протяжении всей истории человечества правовое отношение к карапузам постоянно менялось. Прав у малыша практически не было. В нашем веке внушительный перечень прав гарантируется малышу конвенциями, кодексами и законами. При этом дети не способны самостоятельно защищать права и отстаивать свои интересы. Это — задача родителей!

Права ребенка в детском саду: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Парируем отговорки со стороны работников сада:

Воспитатель: Какая экскурсия на хлебопекарный завод? Я и так с вашими оболтусами устаю.
Родитель: Плохо, что вы не заинтересованы не только в личном успехе каждого члена коллектива, но и в своей работе. Мы будем вынуждены обратиться в отдел образования.

Воспитатель: Ребенка поставила в угол, потому что во время завтрака он разбил чашку. Третью за эту неделю.
Родитель: Страшно, что моральное насилие в нашей группе воспринимается как само собой разумеющееся. А вы сами встаете в угол за каждый промах? Не думаю, что вам понравилось бы лишиться премии за забытые ключи или разлитый чай.

Воспитатель: Я шлепнула ребенка за дело. Раньше вообще розгами воспитывали и на горох ставили.
Родитель: Да, но и ребенок раньше был полностью бесправным существом, принадлежащим родителям, а сейчас он — самостоятельный субъект права. И абсолютно все законы нашей страны запрещают детей бить. Шлепок можно квалифицировать как физическое насилие.

Воспитатель: Слабаком и маменьким сынком я назвала вашего Диму ради мотивации. Чтобы он таким не вырос.
Родитель: По Конституции РФ каждый гражданин имеет право на честь и достоинство, пусть этому гражданину всего пять лет.

Воспитатель: Я ребенку скотчем рот заклеила за плохие слова? Не было такого, он нафантазировал.
Родитель: Значит, мы будем вынуждены установить в группе веб-камеры, что позволит нам проверить, чем занят ребенок в группе и все ли с ним в порядке.

Права ребенка в детском саду. Что нужно знать родителю?

Дошкольное образование — чудесная возможность для ребенка социализироваться, завести друзей и раскрыть своих таланты и способности. Но только если его права в должной мере соблюдаются работниками детского сада.

Родитель должен знать, на что именно имеет право претендовать ребенок во время пребывания там, чтобы пресечь возможные нарушения.

Как государство обеспечивает права юного гражданина?

Маленький ребенок, как и любой гражданин страны, имеет свои права и свободы, которые гарантированы государством и не должны нарушаться.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87 , Санкт-Петербург +7(812)313-26-64 .

Их определяет перечень нормативных документов РФ:

  • Конвенция о правах ребенка, подписанная странами ООН 20 ноября 1989 года. Россия также подписала этот международный документ;
  • ФЗ-273 “Об образовании” от 29.12.2012г.;
  • ФЗ-124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998г.;
  • Декларация о правах ребенка от 20.11.1959г.;
  • Семейный кодекс РФ.

Перед тем как отправить ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), родители должны ознакомиться с основными правами ребенка, чтобы они были корректно реализованы педагогическим составом сада.

Право ребенка на творческое развитие

Согласно российскому закону “Об образовании”, любой ребенок может претендовать на индивидуальный подход в детском саду, а также выявление его талантов и их развитие. Для этого воспитатели обязаны осуществлять творческие занятия (рисование, лепка), которые не могут быть однообразными, а также должна отсутствовать дискриминация по уровню способностей со стороны педагога.

Право на игры и полноценный отдых в стенах ДОУ

В детских садах часто проводятся уроки по развитию мелкой моторики, где ребята делают что-либо своими руками, на других занятиях — разучивают буквы, но смена развивающей деятельности и игр — обязательна. В процессе игр малыши также учатся и готовятся ко взрослой жизни, разыгрывая различные ситуации и эпизоды жизни взрослых.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87 , Санкт-Петербург +7(812)313-26-64 .

«Изучение» телефона или праздные разговоры с другим персоналом показывают педагога как безразличного к своим обязанностям работника. Часто бывает, что в группах устанавливают телевизор и дети днями напролет смотрят мультфильмы. Само собой, воспитатель таким образом снимает с себя нагрузку, но он также нарушает и права дошкольника на полноценные активные игры.

Для отдыха ребенку должна быть предоставлена своя кроватка, где он будет спать. Это должно быть комфортное для него место.

Государство на страже жизни и здоровья детей в саду

Государство дает гарантии воспитанникам дошкольного учреждения на жизнь и здоровье. А значит, сад должен быть спроектирован и оснащен с учетом норм безопасности.

В случае когда такая возможность в саду отсутствует, налицо грубейшее нарушение. В данном случае правом ребенка на здоровье и жизнь пренебрегают.

Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду. Если родители желают забирать ребенка вне установленного режима, это необходимо прописать в договоре с ДОУ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87 , Санкт-Петербург +7(812)313-26-64 .

Защита интересов

ДОУ является гарантом удовлетворения интересов и нужд его воспитанников. Таким образом, должны быть соблюдены следующие требования:

  • учреждение должно быть оснащено для игр;
  • в детском коллективе важен позитивный микроклимат. Негативные отношения между ребятами являются прямым следствием недоработки воспитателя. Последний обязан обеспечить ребенку психологический комфорт в саду;
  • питание ДОУ должно соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Данные требования относятся и к государственным, и к частным садам.

Примеры нарушения прав в ДОУ

Существует несколько довольно типичных ситуаций нарушения прав ребенка при поступлении в детский сад. Например:

  • ДОУ отказывает ребенку в возможности занять вакантное место из-за отсутствия необходимых прививок. Родители имеют право принимать самостоятельное решение в отношении здоровья своего ребенка, в частности, его прививания;
  • ДОУ отказывает ребенку в поступлении из-за отсутствия прописки по месту жительства. Ребенок может поступить в детский сад даже на основании договора аренды квартиры в районе ДОУ. Ему не имеют право отказать в возможности посещать детское учреждение.

Отметим также возможные ситуации нарушения прав в ДОУ:

  • грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
  • недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам. Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
  • безразличие воспитателя к детям является неприемлемым. Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.

Есть ли способы узнать о нарушении прав ребенка?

Родители — главные защитники прав своего ребенка. Они должны знать его права и контролировать их надлежащее исполнение. Но сделать это не так просто, ребенок может придумать лишние обстоятельства или, наоборот, от испуга пытаться скрыть нелицеприятный факт нарушения. Последнее может быть использовано нерадивым воспитателем для продолжения своего вольного обращения с малышом. Но некоторые способы всё-таки есть:

  • родитель может доверительно поговорить со своим ребенком. Если это не помогает, сыграть в ролевые игры, где ребенок отзеркалит поведение воспитателя;
  • тревожность, беспокойство, плаксивость и нервозность должны насторожить любого родителя. Ребенок также может отказываться идти в сад. Необходимо узнать причину, возможно, даже через психолога;
  • сейчас зачастую родители детей из одной группы создают чат в мессенджерах, где можно уточнить у других родителей о подобных случаях с их детьми, чтобы сопоставить информацию. Перед поступлением в тот или иной сад можно пообщаться с родителями в группах в социальных сетях, собрать отзывы;
  • родители имеют право не только прийти в детское учреждение предварительно перед поступлением, осмотреть группу, но и попросить сертификаты на пищевые продукты. Воспитатель не имеет права отказать родителю в этом. Однако если это случилось, родитель может обратиться с жалобой к заведующей ДОУ.

Права родителей

Перед поступлением в ДОУ родитель должен ознакомиться с его уставными документами, распорядком дня и меню. В частности, могут потребоваться все необходимые документы на продукцию, используемую при приготовлении пищи малышам.

С другой стороны, они имеют право получать рекомендации от узких специалистов, наблюдающих ребенка.

Родитель может защищать права своего ребенка и защищать его интересы в ДОУ.

Зачастую родителям неудобно проявлять слишком высокие требования к работникам ДОУ. Очередь на сад длинная и когда ребенку в конце концов предлагают место, родитель рад такой возможности и, конечно, портить отношения с воспитателями совсем не хочется. А последние, тем не менее, не всегда проявляют должное уважение к своей работе и обязанностям. Только родитель может уберечь своего ребенка от ущемления данных ему от рождения прав.

Защита прав и достоинства ребенка в детском саду.

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть ….


Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции — решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая — это просто «Обслуживающий Персонал». Их задача — развлекать и воспитывать ребенка, а родителей — все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Лишь в том случае, если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

В том случае, если эта фраза адресована всем нам, родителям? Внимание! Только в том случае, если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Только в том случае, если права ребенка в саду — это фантастика, а вот обязанности — закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном.

Я по обе стороны дверей дошкольного учреждения была. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я статью с позиции последнего пишу. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка.

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия — физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность. А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении.

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них — конвенция о правах ребенка и федеральный закон «Об Основных Гарантиях Прав Ребенка в Российской Федерации». Что это за законы?

Так, федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не Выносите сор из Избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого … кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т. п. все это — нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

В случае если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Как воспитатель общается со своими воспитанниками — вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Только в том случае, если же дети на прогулке сидят словно мыши, мало общаются между собой или вовсе не взаимодействуют, это может указывать на то, что их ругают за шумные и активные игры, одергивают, если ребенок проявляет лидерские качества. Все это — серьезная пища для размышлений, повод для дальнейшего наблюдения и разговора по душам с воспитателем.

Посещение детьми детского сада хорошо отражается на их развитии. Ребенок становится более самостоятельным, овладевает полезными навыками и умениями, как губка впитывает знания и систематически готовится к школе. Казалось бы, все прекрасно! Но иногда процесс развития ребенка сопровождается насилием со стороны персонала дошкольного учреждения. Что делать в этом случае?

Давайте рассмотрим, какие ситуации подпадают под действие законов?

Все случаи, описанные в статье, взяты из реального опыта общения с родителями детей, посещающих детский сад. Все имена изменены.

Ситуация первая: воспитатель настаивает на уходе ребенка из детского сада.

Мальчик Артем поступил в детский сад в возрасте 2 лет 7 месяцев. До посещения дошкольного учреждения опыт общения со сверстниками небольшой, ограничивается прогулками на детской площадке. Говорить ребенок не умеет, неусидчивый, проявляет агрессию, может инициировать драки. Воспитатель настаивает на уходе ребенка из сада (ясельная группа), родители — против.

Каждый ребенок имеет право на получение образования — об этом знают все. Плохое поведение ребенка за исключением случаев, когда оно угрожает безопасности других детей (каждый такой случай рассматривается отдельно), не является причиной для ухода из детского сада. Ведь обязанность воспитателя не только осуществлять уход и присмотр за ребенком, но и воспитывать его, корректировать поведение. Ребенок — не машина и не робот, не может быть идеальным. Воспитатель обязан найти к каждому ребенку индивидуальный подход, это прописано в его должностных инструкциях.

Ситуация вторая: воспитатель инициирует переведение ребенка в другую группу.

Мальчику Денису 3 года 10 месяцев, он был принят в младшую группу детского сада. До этого момента не посещал дошкольное учреждение. На момент поступления обладал не всеми необходимыми навыками самостоятельности — не мог сам одеваться — раздеваться, не реагировал на замечания воспитателей. В конце первой недели воспитатель потребовал от родителей перевести ребенка в ясельную группу, поскольку его развитие «не Соответствует Младшей Группе».

Перевод в другую возрастную группу без согласия родителей в принципе невозможен. Все переводы в пределах одной возрастной группы регулируются уставом учреждения и договором, который заключается между родителями и детским садом. В данной ситуации удручает то, что воспитателем не были приняты соответствующие меры по адаптации ребенка, 7 дней для этого — слишком маленький срок.

В методической литературе указано, что адаптация ребенка исчисляется первыми 3-6 месяцами с момента посещения детского сада (иногда адаптация может длиться год и это нормально. Все это время воспитатель обязан в тандеме с родителями помогать ребенку социализироваться и адаптироваться в группе. Требование перевести ребенка в другую группу неправомерно, поскольку для этого нет оснований. Кроме того, в интересах ребенка продолжить обучение и развитие в одной группе со сверстниками.

Ситуация третья: воспитатель запрещает ребенку вставать во время тихого сна для посещения туалета.

У девочки Вики с самого рождения проблемы со стулом. В свое время родители обошли немало врачей, и по рекомендации последних, ребенку необходимо ходить в туалет по первому посылу. Во время детского сна девочка иногда просится в туалет, но воспитатель запрещает вставать с постели. Как результат — ребенок вынужден терпеть, что оборачивается усугублением проблемы.

Согласно конвенции о правах ребенка воспитателям дошкольного учреждения категорически запрещено пренебрегать нуждами детей. Такой ситуации вообще не должно быть. Налицо противоправные действия воспитателя. Ребенок имеет право посетить туалет тогда, когда ему это нужно. Обязанность воспитателя и его помощника проследить за безопасностью ребенка в этот момент. В том случае, если воспитатель отказывается идти навстречу пожеланием ребенка, родитель вправе обратиться к заведующей дошкольным учреждением, с просьбой принять соответствующие меры.

Ситуация четвертая: воспитатель допускает/игнорирует насилие в группе.

Во время игрового часа в младшей группе два мальчика не поделили между собой игрушку, завязалась драка. Воспитатель проигнорировал проблему, продолжая заниматься своими делами. О случившейся драке родители детей узнали вечером от других родителей, которые пришли в тот момент забирать ребенка из группы и стали свидетелями произошедшему. Ночью того же дня на теле одного ребенка были обнаружены синяки, психологическое состояние ребенка также пострадало.

Функциональные обязанности воспитателей и конвенция о правах ребенка ставят на первое место интересы детей. Воспитателю запрещено во время присмотра за детьми отвлекаться на разговоры с коллегами, развлекать себя общением в сети, читать художественную или методическую литературу. Присмотр за ребенком должен быть ежеминутным. В данном случае нарушается право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Создание, игнорирование, а тем более поощрение ситуации, в которой здоровье ребенка подвергается опасности — прямое нарушение закона, вплоть до уголовной ответственности.

Ситуация пятая: воспитатель не допускает ребенка к детскому утреннику.

Воспитатель вместе с детьми два месяца готовился к проведению новогоднего утренника. Были разучены песни, сценки, танцы. В день проведения праздника мальчик кирилл вел себя плохо. В качестве наказания ребенка воспитатель оставил его в группе вместе со своим помощником, в то время как другие дети пошли в музыкальный зал на мероприятие.

Каждому ребенку гарантируется право на развитие его творческих, физических и умственных способностей, право на игру. С этой целью воспитатель вместе с другим персоналом детского сада организовывает мероприятия, приглашает в дошкольное учреждение художественные коллективы и прочее. Наказывать ребенка изоляцией, а тем более, освобождением от утренника — это большой стресс для ребенка и нарушение его прав.

Ситуаций, при которых в дошкольном учреждении могут быть нарушены права ребенка, увы, не сосчитать. И за каждой из них стоят жизнь, комфорт и здоровье конкретного ребенка.

Дорогие родители, прежде чем переступить вместе с ребенком порог дошкольного учреждения, ознакомьтесь с должностными инструкциями воспитателя и его помощника, а также законами, на которые мы ссылаемся в этой статье. Помните, каждый ребенок имеет право быть счастливым и многое зависит от вас!

Права детей в детском саду

Детский сад – это основное современное дошкольное учреждение. В такие заведения ходят дети в возрасте от 2 до 6 лет. Пребывание малышей в стенах садика строго регламентируется нормами законов. Права малолетних членов групп, которые сформированы по приказу руководителя, регулируются национальными и международными нормативно-правовыми актами.

Юридические возможности детей

Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами. Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения. Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться:

  • получение образования;
  • гарантия возможности развития (физического и умственного);
  • соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших);
  • безопасность пребывания на территории;
  • право на качественное и полноценное питание;
  • защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.

Законодательная база

Права человека в мире сегодня защищены должным образом. Российская Федерация присоединилась к мировым актам, а также разработала собственную систему юридических гарантий соблюдения законных возможностей маленьких членов общества в детских садах. Выделим основные НПА:

  • ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который состоит из 26 статей, собранных в 5 глав (общие понятия; направления обеспечения гарантий и возможностей; организационные основы; обязательность исполнения норм и заключительные положения). В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
  • Семейный кодекс РФ. В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
  • Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности клиента детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. Документ принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (резюлюция 44\25), состоит из преамбулы и 54 статей. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
  • Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
  • Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
  • Конституция РФ.

Право на жизнь

Неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие учеников (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия.

Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями. Для развития маленьких необходимо обеспечить наличие полностью укомплектованных игровых комнат. Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача.

Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями в садик – обязанность администрации. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.

Персонал учреждения обязан оказывать первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры.

Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что маленькому становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.

Основные права ребенка в детском саду

Учебная программа детского сада значительно отличается от школьной. Главная цель педагогов – подготовка к дальнейшему обучению. Результат достигается с помощью проведения развивающих игр с детьми, небольших занятий по предметам, демонстрацией личного примера. Например, сегодня в детсадах учат английскому языку, письму, основам чтения и математики. В перечень прав родителей в детском саду входит возможность ознакомления с программами для детей, внесения предложений по изменениям и дополнениям к тематике обучения. Право на отдых и досуг в садике реализовывается следующим образом:

  • 2 часа в день (обычно это обеденное время) ребята спят. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Девочка (мальчик) может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней.
  • Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками. Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих). Любители рисовать с интересом проведут оформление красочных плакатов и картинок для стенда.

Малыш, как и любой член общества, имеет право выразить собственное мнение. Например, ему что-то не нравится в процессе организации дня либо какой-то другой момент пребывания в садике. Малолетний может свободно выражать личную позицию. Данная возможность относится к неотъемлемым правам человека, поэтому педагоги не смогут ущемлять детей по этой линии.

Персонал детского садика должен уважать воспитанников. Право младших детей на достойное к ним отношение носит комплексный характер и состоит из таких элементов:

  • Защита нужд и интересов. Воспитатель как «мама» малышей во время их пребывания в учреждении обязан постоянно находиться с ними, общаться с каждым ребенком. Дети должны ощущать внимание и понимать, что они могут здесь научиться чему-то интересному и освоить важный материал для их развития в будущем. Многие преподаватели нарушают эту норму, потому что любят «дать детям волю», а сами предпочитают посидеть в интернете или почитать книжку.
  • Защита от жестокого обращения и эмоционального насилия. Откровенно некультурное поведение воспитателей по отношению к детям сейчас случается довольно часто. Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.

Обязанность администрации садика – обеспечивать полноценное питание для растущего организма. Опыт подсказывает, что маленькие дети на протяжении дня не обойдутся одними бутербродами из дому, поэтому данный вопрос должен всегда быть на повестке дня. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в:

  • отсутствии питания как такового;
  • кормлении исключительно кашами;
  • маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.

Как узнать о нарушении прав ребенка в садике

Существует несколько вариантов получить информацию о событиях в ДОУ:

  • Каждый день интересоваться у ребенка, что он делал и кушал.
  • Провести наблюдение за прогулкой воспитанников на свежем воздухе. Эту операцию можно осуществить самостоятельно, либо попросить кого-то из знакомых. Поведение детей во время нахождения на улице прояснит положение дел. Если малыши будут активно играть и общаться между собой – значит в группе положительная эмоциональная ситуация, благоприятный микроклимат для развития ребенка. Когда воспитатель постоянно кричит, дети ведут себя пассивно, играют поодиночке – обстановка требует реакции и вмешательства, потому что работа педагога выполняется неправильно.

В такой ситуации можно сделать вывод о:

  • некомпетентности педагога;
  • использовании им неправильных методов;
  • отсутствии желания налаживать общение между воспитанниками.

Ребенок без прививок в детском саду

Родители самостоятельно принимают решение по поводу необходимости вакцинации ребенка по календарю. Возможность посещения воспитательного учреждения не зависит от того, получил мальчик укол, или нет.

Медицинская сестра не имеет полномочий для отказа в нахождении малыша в группе, даже если он не прошел какую-то прививку. При нарушении такого права родители могут обратиться за защитой в вышестоящие органы.

Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня

Педагоги не всегда допускают детей к занятиям физической культурой, даже если они готовы принимать активное участие в них. Основная мотивация таких действий педагогов – отсутствие формы. Поведение неправильное, потому что:

  • покупка костюма – индивидуальное решение родителей малыша;
  • нарушает право ребенка на полноценное физическое развитие вместе со сверстниками.

Посещение занятий музыкой для ребенка также часто становится проблематичным, потому что воспитатель не пускает в зал детей без текстов песен, мотивируя это тем, что без них ребенок не сможет принимать активного участия в разучивании.

Недопуск ребенка на занятие – причина написать жалобу на имя директора либо в управление образования.

Любая спорная ситуация может решиться мирным путем. Позиция №1 состоит в том, что родители должны узнать распорядок дня в конкретном ДОУ еще до устройства в группу. За определенное время до первого посещения ребенку необходимо объяснить, что в такое-то время ему надо будет кушать, спать (а лучше – начинать приучать к распорядку садика еще дома). Правило №2 – возникший спор между воспитателем и ребенком необходимо решать компромиссом. Например, если девочка не хочет спать – она идет в игровую, чтобы не другие дети могли отдохнуть.

Опоздавший ребенок может быть не допущен воспитателем в группу, потому что априори поздний приход произошел по вине родителей.

Основные обязанности родителей

Важно отметить, что представители ребенка имеют не только права, но и обязанности перед ДОУ. Основной перечень такой:

  • предоставлять справки о состоянии здоровья чада после 3-дневного отсутствия;
  • забирать ребенка согласно условиям договора;
  • уведомлять администрацию о длительном непосещении группы с указанием причины.

Правила общения с персоналом

Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:

  • поддерживать контакт с руководством сада;
  • знакомиться с учебными программами;
  • интересоваться распорядком дня;
  • забирать ребенка на протяжении дня;
  • предлагать проекты изменений в работе учреждения;
  • получать консультации психолога по воспитанию;
  • совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.

Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):

  • личная беседа с воспитателем или директором;
  • составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
  • жаловаться в районный или городской отдел образования.

Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Ст 116 ук рф средняя тяжесть Что грозит за побои средней тяжести: наказание виновника по закону Мало у кого вызывает сомнение, что нанесённые серьёзные повреждения организма пострадавшего останутся безнаказанными. Если виновный в результате избиения вывел организм пострадавшего из строя, но без […]
  • Как получить выписку из егрип бесплатно онлайн Получение выписки из ЕГРИП онлайн бесплатно При совершении сделок или составлении договоров с физическими или юридическими лицами приходится сталкиваться с необходимостью выписок из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Так почему выписка из ЕГРИП имеет столь важную особенность, для […]
  • Статья 12 пункт 5 НК РФ Статья 12.5 - полная отмена налогов? Здравствуйте! Можно ли трактовать пункт 5 статьи 12 НК РФ, а именно "Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. " как полную отмену налогов? НК РФ Статья 12.1 устанавливает виды […]
  • Регистрация частного предпринимателя в днр Регистрация частного предпринимателя в днр | Vodafone (095) 218-83-93 | Феникс (071) 303-05-55 РЕГИСТРАЦИЯ субъектов хозяйственной деятельности в ДНР Субъекты хозяйственной деятельности, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность на территории […]