Законодательные органы гос власти рф

1. Органы государственной власти Российской Федерации.


Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?


В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Оглавление:

33. Законодательные органы власти Российской Федерации, их структура и функции.

В Конституции РФ сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Гос. Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Гос. Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Основная их функция — осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.Это утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой.

К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами федерации;

б) утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории;д) назначение выборов Президента;е) отрешение Президента от должности;ж) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;б) решение вопроса о доверии Правительству; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Органы законодательной власти РФ. Законодательная власть Российской Федерации

Россия считается федеративным государством. В стране действует особый административный аппарат. Его функционирование осуществляется в соответствии с положениями Конституции.

Общее понятие административной системы

Согласно ст. 11 Конституции, реализация государственной власти в регионах страны осуществляется формируемыми в субъектах уполномоченными органами. Данный институт имеет четко сформулированные направления. В стране действует принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках каждого направления действует соответствующий институт. Так, исполнительно-распорядительные функции возложены на исполнительные органы, судебные – на суды, законотворческие – на законодательные структуры. При этом указанные ветви относительно независимы и самостоятельны. Далее рассмотрим, что собой представляют законодательные органы государственной власти РФ.

Компетенция

Органы законодательной власти субъектов РФ управляют своим регионом в первую очередь посредством принятия соответствующих нормативных актов. Вместе с этим в их компетенцию входит формирование и других структур в пределах подведомственной территории и контроль над их функционированием. Однако законодательная власть различных регионов по-разному взаимодействует с исполнительной структурой. Отличия обнаруживаются также и в формах организации нормотворческого процесса, а также процедур рассмотрения тех или иных вопросов.

Современные реалии

В ряде регионов время от времени имеют место конфронтационные отношения между исполнительной и нормотворческой ветвями. При этом законодательная власть, различными способами препятствуя деятельности административного института, определенным образом выходит на передний план и подчеркивает, таким образом, свою самостоятельность. В стабильных условиях развития общественных отношений данное обстоятельство кажется не таким заметным. Это связано главным образом с тем, что основные вопросы, касающиеся государственной жизни, отрегулированы федеральным законодательством. В решении же насущных вопросов, стоящих в регионе, занята исполнительная система. Вместе с этим приведенные аргументы не ослабляют фундаментального значения, которое имеют органы законодательной власти РФ в условиях демократизации.

Характеристика

Представительная (законодательная) власть формируется в процессе реализации равного, прямого и всеобщего избирательного права в ходе тайного голосования. В результате создается целостный и постоянно действующий институт. Органы законодательной власти субъектов РФ занимают определенное положение во всей системе административного аппарата. Их статус закреплен соответствующими нормативными актами. Высший орган законодательной власти РФ регулирует вопросы, связанные с жизнью в стране в целом, а также в ее регионах. Основным направлением выступает нормотворческая деятельность.

Он представляет собой Высший орган законодательной власти РФ. Совет Федераций и Госдума формируют Федеральное собрание. В соответствии с действующими положениями Конституции, в стране только один государственный орган обладает законодательной функцией. Госдума вправе принять проект нормативного акта большинством голосов. Совет Федераций может отклонить (наложить вето) на закон, уже принятый в нижней палате Парламента. Таким образом, СФ координирует и контролирует нормотворческую работу. Целью данной деятельности является снижение уровня политических разногласий и утверждение оптимальной редакции того либо другого нормативного акта.

Образование

Органы законодательной власти РФ формируются различными способами. Создание Госдумы осуществляется посредством тайного голосования на парламентских (всеобщих) выборах. В настоящее время используется пропорциональная система. Она предусматривает голосование по партийным спискам. Распределение депутатских мест осуществляется по официальным итогам голосования.

Структура института

Органы законодательной власти в регионах именуются по-разному. В частности, существуют Думы (городская, областная и так далее), Советы, хуралы, курултаи и пр. В соответствующих научных изданиях органы законодательной власти РФ называются обобщенно местными парламентами или собраниями. В большинстве случаев они состоят из одной палаты. Законодательная власть в государстве может быть представлена и двухпалатными структурами. Например, это характерно для Свердловской области, Республики Саха, Кабардино-Балкарии.

Госдума и Совет Федераций

Она состоит из 450 депутатов. Они выбираются на 4 года. Избрание депутатов осуществляется по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. В Совете Федераций присутствует 178 членов. Они делегируются от субъектов РФ (по два от каждого региона). В данном случае действует должностной принцип. Делегатами являются главы субъектов и председатели их законодательных органов. К функциям Госдумы и СФ относят:

  • Формирование прочих госструктур (назначение тех или других должностных лиц).
  • Принятие законов на федеральном уровне.

К важнейшим должностным лицам, которые назначаются Госдумой, относят:

  • Председателя Центробанка.
  • Уполномоченного представителя по правам человека.
  • Председателя Правительства.
  • Главу Счетной палаты и половину составляющих ее аудиторов.

Сове Федераций назначает:

  • Генпрокурора.
  • Судей Высшего арбитражного, Верховного и Конституционного судов.
  • Заместителя главы Счетной палаты и вторую половину аудиторов.

Особенности

Органы законодательной власти РФ в регионах самостоятельно решают все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического, информационного, правового и организационного обеспечения собственной деятельности. Расходы на реализацию этих задач также утверждаются внутри структур. Эти затраты предусматриваются в отдельной строке бюджета региона.

Полномочия органов законодательной власти РФ

Сфера деятельности данного института достаточно обширна. К основным полномочиям законодательных органов в регионах России, в частности, следует отнести:

  • Установление порядка, в соответствии с которым будут осуществляться выборы в структуры местного самоуправления, а также проводиться деятельность указанных подразделений в рамках компетенции, определенной в Конституции.
  • Принятие программ по социально-экономическому развитию, предлагаемых представителями исполнительной структуры.
  • Установление сборов и налогов, которые отнесены, в соответствии с федеральными нормативными актами, в ведение региона, а также порядка их взимания.
  • Определение режима распоряжения и управления собственностью на подведомственных территориях.
  • Утверждение расторжения и заключения договоров регионального уровня.
  • Определение порядка проведения и организации референдумов.
  • Установление административно-территориальной организации регионов и порядка ее изменения.
  • Утверждение плана управления субъектами, определение структурного состава высшего исполнительного института госвласти.

Право нормотворческой инициативы

Оно принадлежит депутатам и высшим должностным лицам, представительным органам территориальной власти. Данное право может быть предоставлено в соответствии с положениями Конституции и Уставов регионов иным структурам и институтам, в том числе общественным объединениям, организациям, а также гражданам, которые проживают на территории страны.

Рассмотрение проектов

Законопроекты, которые представлены высшими должностными лицами субъектов, разбираются в первоочередном порядке. Рассмотрение нормативных актов, предусматривающих расходы, которые будут покрываться из регионального бюджета, осуществляется в течение не менее 14-ти дней (календарных).

Порядок принятия актов

Он определен в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить такие важные моменты процесса, как:

  • Принятие устава региона, поправок к нему осуществляется большинством, составляющим не менее 2/3 голосов от всего установленного количества депутатов.
  • Рассмотрение законопроекта осуществляется не менее чем в двух чтениях. Решение о его отклонении либо принятии оформляется постановлением.
  • Утверждение законов субъектов осуществляется большинством от установленного количества депутатов, решений – от числа избранных.
  • Неотъемлемым условием для вступления нормативного акта в действие выступает его промульгирование (обнародование) высшими должностными лицами.
  • При отклонении закона вето, которое наложено высшими должностными лицами, может быть преодолено большинством, составляющим не менее 2/3 голосов от установленного количества депутатов.
  • Уставы регионов, нормативные акты вступают в юридическую силу после их непосредственного официального опубликования. Законы и положения по вопросам, касающимся защиты свобод и прав человека и гражданина, наделяются действием не раньше чем через десять дней после их издания.

19. Законодательные и исполнительные органы государственной власти в субъектах рф.

Законодательный и исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ.

Органы гос власти субъектов РФ формируются и функционируют на основании конституции РФ. Система органов гос власти республик, краев, областей и т.д. устанавливается субъектами РФ самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос власти установленных ФЗ «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов гос власти РФ» 06.10.1999 г. Гос упр-ие и деят-ть органов гос власти субъектов РФ осущ-ся по след принципам:

1) гос-ая и террит целостность РФ;

2) Распространение суверинетета РФ на всю ее территорию; 3) Верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей террит РФ; 4) Единство системы гос власти;

5) разгарничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ; 6) самостоятельность осуществления органами гос власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; 7) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. Конституция позволяет органам гос власти РФ, субъектов РФ и органам местного самоуправления взаимно делегировать часть своих полномочий на добровольной основе. В структуру органов гос власти субъектов РФ входят: законодательные органы (избирательная комиссия субъектов РФ, контрольно счетная палата); исполнительные органы (высшее должностное лицо, исполнительный орган субъекта); уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

Законодательный орган гос власти субъекта РФ яв-ся постоянно действующим, высшим и единственным органом законд власти данного субъекта. Наименование, структура устанавливается Конституцией, Уставом субъекта РФ с учетом истор, национальных и иных традиций. Число депутатов законодательного органа, срок полномочий и число депутатов работающих на постоянной профессиональной основе устанав-ся Конституцией (Уставом) субъекта РФ. Законодательный орган субъекта обладает правом юр лица, имеет гербовую печать. Самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деят-ти. Законодательный орган гос власти субъекта РФ яв-ся правомочным, если в составе данного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Конституцией (Уставом) субъекта РФ устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ. В республиках как правило Президент, в других глава администрации (губернатор). К полномочиям высшего должностного лица субъекта РФ относятся: 1) гос управление в сфере экон и соц-культурного развития субъекта РФ;

2) исключительное право внесения законопроекта по бюджету, программам соц-эк развития и структуре администрации субъекта РФ; право законодательной инициативы; право подписания и опубликования законов субъектов РФ; формирует органы испол власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо осуществляет свою деят-ть на принципе единоначалия. В субъектах РФ устанавливаются система органов исполнительной власти. Порядок формирования органов испол власти в субъектах РФ опред-ся Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов РФ. Система органов испол власти субъектов РФ предусматривает наличие высшего исполнительного органа гос власти, которые наз-ся Правительством республики или администрация края, области. Возглавляет прав-во –высшее должностное лицо субъекта РФ. Администрация края, областей – это орган испол власти общей компетенции вот-ый состоит из функциональных и отраслевых структурных подразделений. Структурными подразделениями органов испол власти субъектов РФ яв-ся: департаменты с правом юр лица; комитеты с правом юр лица; управление администрацией; отделы.

Аппарат главы адм-и яв-ся структурным подразделением непосредственно обеспечивающим деят-ть главы администрации. Его задачами яв-ся: планирование, организационное и информационное обеспечение деят-тью главы администрации; организация эффективной работы с документами, контроль за исполнением поручений гл адм. Функции: подготовка планов перспективной и оперативной деят-ти гл адм, составление ежедневного почасового графика его работы; информационно-аналитическая и организационная подготовка мероприятий, проводимых с участием гл. адм; подготовка и организация служебных совещаний.

Законодательные органы власти. Законодательным органом власти в РФ является.

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. Государственная дума, являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель — сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал Верховный Совет РСФСР, силой упраздненный в 1993 году. Указом Бориса Ельцина «О конституционной реформации в РФ» сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному исполнительному органу РФ — Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат — постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии «Единая Россия» Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации — верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем — по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого — исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда — «Палата регионов». Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования верхней парламентской палаты является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

Полномочия и структуры Совета Федерации

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

  • утверждение границ между регионами страны;
  • утверждение указа о введении ЧС или военного положения в стране;
  • назначение выборов главы государства РФ;
  • назначение на должность и снятие с нее Генерального прокурора РФ, заместителя руководителя Счетной Палаты, а также судей Конституционного или Верховного суда.

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ — это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Органы законодательной власти субъектов РФ

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

В некоторых регионах периодически возникают конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее заметной, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральным законом установлено, что не менее 50% депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае роспуска указанного органа высшим должностным лицом или вступления в силу решения соответствующего суда.

Высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент РФ проводит консультации с законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

Законом субъекта РФ утверждается бюджет, бюджеты внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов.

Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случаях привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Смотрите еще:

  • Жилье военнослужащим в 2014 году субсидия НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Калькулятор ЕВЖ военным Опубликовано: 02 апреля 2013 Автор: LIОN Расчет размера Единовременной Денежной Выплаты на приобретение или строительство Жилого помещения (ЕДВ) военным - Субсидии для […]
  • Какие нужно документы чтобы получить права после лишения Какой порядок получения прав после их лишения? Получение прав после лишения осуществляется в том подразделении ГИБДД, куда водитель их сдавал. Процедура получения прав после лишения с 01.09.2013 осложнена сдачей теоретического экзамена на знание ПДД. О том, каков […]
  • Как встать на очередь на квартиру в минске как молодая семья Как встать на очередь на квартиру в минске как молодая семья Прежде чем встать в очередь за бесплатной квартирой, нужно сделаться не только нуждающимися в жилых помещениях, но и малоимущими. Иначе, согласно Жилищному кодексу РФ от 2005 года, никак. ▪ не только иметь […]
  • Образец договор на ликвидацию ооо Составляем договор на ликвидацию ООО - образец Договор на ликвидацию ООО - образец этого документа приведен ниже. Как правило, он представляет собой договор об оказании услуг. Не всегда его заключение обязательно. Например, он не нужен, если функции ликвидатора […]
  • Статья 158 ук рф за 2018 Изменения в ук рф 2018 Изменения в ук рф 2018 Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; […]
  • Увольнение по собственному желанию статья 77 пункт 3 Увольнение: П. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Просим разъяснить, на какую статью ТК РФ следует ссылать­ся при увольнении работника по собственному желанию - п. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Действительно, вопрос о том, на какую статью ТК РФ следует ссы­латься при увольнении […]
  • Юрист в сбербанке россии Как продать юбилейные монеты 10 рублей в сбербанке Какие старые монеты принимает Сбербанк России? Получив в наследство копилку старых монет, многие наши соотечественники не знают, что с этим наследством делать. Не многие знают, что Сбербанк не только продает, но и […]
  • Как выставлять сумму на аванс Как составить и зарегистрировать счет-фактуру при получении аванса В каких случаях обязательно составлять Продавец или исполнитель, получив от покупателя аванс (частичную оплату), должен составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Это правило […]