Закон рф 1991 года о медицинском страховании

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)

Новый закон об обязательном медицинском страховании

Письмо ФСС РФ от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765 «О направлении Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ»

ФСС РФ напомнил о существенных изменениях, внесенных в Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В письме Фонда социального страхования РФ сообщается, в частности, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ внесены следующие изменения:

— увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности;
— изменения коснулись расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также сама процедура расчета пособий;
— в отдельных случаях (если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей) изменен подход к определению страхователя, выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение;
— установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц (в частности, работодатели будут обязаны выдавать работнику в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за текущий календарный год и за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой);
— предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году.
^

Общая характеристика

Вступление в силу с 1 января 2011 года нового федерального закона №394 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» позволит постепенно, в течение 2012–2014 годов, увеличить финансирование здравоохранения и в результате повысить доступность и качество медицинской помощи. Впервые законодательно установлен минимальный размер платежа на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающих граждан.

Данный закон отменяет с 01.01.2011 ныне действующий Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации.

В новом законе подробно прописаны права граждан. Теперь сам гражданин имеет право выбора страховой медицинской организации (СМО), а не его работодатель или областная администрация для неработающих граждан, как это было раньше. Поэтому СМО будут вынуждены конкурировать между собой, предлагать гражданам дополнительные услуги.

Заменить СМО по собственному желанию можно 1 раз в год не позднее 1 ноября либо чаще, в случае изменения места жительства, подав заявление во вновь выбранную СМО.

В связи с созданием единого для всей страны регистра застрахованных лиц, введением единого полиса ОМС и полного тарифа оплаты медицинских услуг повысится доступность в получении медицинской помощи не только в регионе проживания гражданина, но и за его пределами. В новом законе прямо прописано, что медицинская организация, осуществляющая свою деятельность в ОМС, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи.

Введение единого полиса ОМС предполагается с мая 2011 года, но замена уже выданных и действующих региональных полисов ОМС будет производиться на полисы единого образца не аврально, а постепенно. Использование полисов единого образца существенно сократит случаи замены полисов. Замена будет производиться только по причине утраты или износа полиса, изменения фамилии, имени, отчества застрахованного. При смене СМО, места жительства, статуса застрахованного замена производиться не будет.

Законом определен заявительный характер участия медицинских организаций в ОМС. Это означает, что не только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, но и частные могут работать в программе ОМС.

Также в законе подробно описаны обязанности и права как СМО и медицинских организаций, так и самого застрахованного. В типовых формах договоров, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, эти права и обязанности будут конкретизированы, и за каждое нарушение условий договора предусматриваются штрафные санкции.

Кроме того, законом предусмотрено усиление роли территориального фонда ОМС как контролирующей организации. Теперь территориальный фонд в рамках своих полномочий будет независимо от СМО осуществлять все виды медицинских экспертиз случаев лечения застрахованных граждан.

В главе 11 «Заключительные положения» закона определено, что в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным, в течение 2011–2012 годов будет осуществляться реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов и прописаны «нормы», «правила» переходного периода на 2011 — 2012 годы.

В связи с принятием данного закона был принят также федеральный закон №313 – ФЗ от 29.11.2010 «О внесении изменений в отдельные заокнодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

  1. Дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.

О реализации Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»

С 01.01.2011 вступает в силу Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», в соответствии с которым шахтерам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, будут установлены дополнительные выплаты к пенсии (доплаты).

Право на установление доплаты к пенсии с 01.01.2011 приобретут граждане, работавшие в организациях угольной промышленности на подземных работах и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца, а также на строительстве угольных (сланцевых) шахт.

Выполнение подземных и открытых горных работ в организациях, осуществляющих добычу других полезных ископаемых (например: руды, известняка, мрамора, драгоценных и цветных металлов и др.), не дает права на получение доплаты.

Для установления доплаты подземный стаж в организациях угольной промышленности должен составлять не менее 25 лет, а для работников ведущих профессий (горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин) — не менее 20 лет.

В стаж, дающий право на установление доплаты, включаются не любые периоды работы в подземных условиях, а лишь те, которые учитываются при установлении досрочных трудовых пенсий по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Помимо работы в ведущих подземных профессиях в стаж засчитывается работа, предусмотренная Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. В частности, указанным Списком предусмотрены такие профессии рабочих, как горнорабочий подземный, бурильщик шпуров, машинист буровых установок, стволовой и такие должности, как мастер-взрывник, механик подземного участка, горный мастер подземного участка и другие. Кроме того, в стаж для установления доплаты к пенсии может засчитываться подземная работа в профессиях, предусмотренных в подразделе 1 раздела I Списка № 1 (подземные горные работы), утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Следует отметить, что при наличии «смешанного» стажа, т.е. периодов работ в ведущих профессиях, а также работ в профессиях, предусмотренных Списком № 481 или Списком № 1, назначение доплаты производится за 25 лет стажа. При этом каждый год работы в ведущих подземных профессиях засчитывается за 1 год и 3 месяца, каждый год подземной работы в профессиях по Списку № 1 засчитывается за 9 месяцев, а работа в профессиях, предусмотренных Списку № 481, учитывается календарно, т.е. год за год.

Для применения такого порядка исчисления стажа обязательным является наличие не менее 10 лет стажа в ведущих профессиях либо в профессиях по Списку № 481.

Указанный порядок подсчета стажа предусмотрен постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Ранее аналогичные правила были утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15.07.1992 № 2.

Например, стаж шахтера состоит из следующих периодов работы:

Шахта по добыче угля

  • 1 год — ученик горнорабочего подземный,
  • 5 лет — горнорабочий очистного забоя,
  • 5 лет — мастер-взрывник участка буровзрывных работ,
  • 5 лет — начальник подземного участка;

Рудник по добыче медной руды

  • 5 лет — начальник подземного участка;

Шахта по добыче угля

  • 5 лет — начальник подземного участка.

В стаж данного шахтера для доплаты к пенсии будут учтены следующие периоды:

  • 1 год работы в качестве ученика горнорабочего подземного будет засчитан за 09 месяцев, так как данная профессия предусмотрена Списком № 1 (не относится к числу ведущих подземных профессий и не включена в Список № 481);
  • 5 лет работы горнорабочим очистного забоя (ведущая подземная профессия) будут засчитаны в льготном порядке (1 года за 1 год 3 месяца), что составит 06 лет 03 месяца;
  • 15 лет работы на угольной шахте мастером-взрывником участка буровзрывных работ (подземный участок) и начальником подземного участка будут учтены календарно, т.к. относятся к профессиям и должностям, перечисленным в Списке № 481.

Таким образом, в данном примере продолжительность стажа для установления доплаты к пенсии составит 22 года. Работа начальником подземного участка рудника по добыче медной руды не засчитывается в стаж, так как добыча медной руды не дает права на установление досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Следовательно, право на доплату к пенсии отсутствует.

Доплата к пенсии устанавливается из среднемесячного заработка работка организации угольной промышленности за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд такой работы.

При этом, отношение среднемесячного заработка работка организации угольной промышленности к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период учитывается в размере не свыше 5. Указанное отношение заработков значительно превышает отношение, применяемое при установлении трудовых пенсий (не свыше 1,2).

Размер доплаты определяется расчетным путем по специальной формуле и зависит от продолжительности стажа на подземных работах в организациях угольной промышленности, от размера среднемесячного заработка шахтера, от количества лиц в Российской Федерации, претендующих на указанную доплату к пенсии, и от суммы взносов, поступивших в соответствующем квартале в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации от организаций угольной промышленности.

Следует отметить, что тариф дополнительных взносов для организаций угольной промышленности установлен в размере 6,7 % от всех выплат и вознаграждений, начисленных в пользу работников, занятых на работах, дающих право на доплату.

Законом установлены особые сроки установления доплат к пенсиям шахтеров. Доплата к пенсии, а также ее перерасчет, возобновление выплаты будут устанавливаться в следующем порядке:

  • с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в период с 1 января по 31 марта соответствующего календарного года;
  • с 1 августа, если заявление принято в период с 1 апреля по 30 июня;
  • с 1 ноября, если заявление принято в период с 1 июля по 30 сентября;
  • с 1 февраля, если заявление принято с 1 октября по 31 декабря предшествующего календарного года.

Особенность названных сроков связана с отчетными периодами, установленными для организаций угольной промышленности для уплаты дополнительных взносов на финансирование доплат к пенсии, поскольку от их общей суммы будет зависеть и размер доплаты каждого шахтера.

Одним из условий назначения и выплаты доплаты к пенсии является прекращение работы в профессиях, дающих право на такую доплату, т.е. увольнение с этой работы либо переход на другую работу, не дающую права на доплату.

Назначение доплат возложено на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства получателя пенсии. Доплата будет назначаться на основании письменного заявления шахтера и документов, подтверждающих оставление работы в профессиях, дающих право на доплату к пенсии. Подать такое заявление можно будет после вступления в силу данного закона, т.е. начиная с 01.01.2011.

В настоящее время территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ведут предварительную работу по подготовке к реализации нового закона: проверяют пенсионные дела, выявляют лиц, имеющих длительный стаж работы в подземных условиях, устанавливают точную продолжительность стажа для доплаты к пенсии, в необходимых случаях вызывают пенсионеров для уточнения данных о стаже. Кроме того, ведут работу по запросу сведений о заработке, направляя соответствующие запросы в архивные учреждения.

  1. Виды медицинской помощи, условия и формы ее оказания.

Российская федерация закон о медицинском страховании граждан в российской федерации

(в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1,

Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ,

от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 18.07.2009 N 185-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,

с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288,

Федеральным законом от 01.07.1994 N 9-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

(в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

(часть четвертая в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Статья 2. Субъекты медицинского страхования

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, — для работающего населения.

(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 18.07.2009 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в рф» (2010), основные положения.

Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:

Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» с 01.01.2011 утратил силу. Вместо него с того же дня вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ), кроме отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2012.

Положения рассматриваемого Закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

В отличие от предыдущего Закона Федеральный закон N 326-ФЗ не регулирует деятельность по организации добровольного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование с 01.01.2011 осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Национальный проект «Здоровье». Основные приоритеты.

Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года.

Цель национального проекта в сфере здравоохранения:

Укрепление здоровья граждан.

Повышение доступности и качества. медицинской помощи населению.

Укрепление материально-технической базы здравоохранения.

Улучшение кадрового обеспечения медицинских служб.

Первичная медико-социальная помощь.

Специализированная медицинская (высокотехнологичная) помощь.

Совершенствование подготовки и условий работы медицинского персонала.

Была сформирована нормативно-правовая база:

5 федеральных законов;

15 постановлений Правительства РФ;

23 отраслевых нормативных правовых акта;

подписаны соглашения со всеми субъектами Российской Федерации.

Национальный проект «Здоровье». Мероприятия по совершенствованию первичной медико – санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.

Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года.

Цель национального проекта в сфере здравоохранения:

Укрепление здоровья граждан.

Повышение доступности и качества. медицинской помощи населению.

Укрепление материально-технической базы здравоохранения.

Улучшение кадрового обеспечения медицинских служб.

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Расширение общей медицинской практики;

Повышение заработной платы участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, участковым медицинским сестрам;

Материально-техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса;

Обновление парка санитарного транспорта (скорая медицинская помощь в городах и сельских районах).

Конкретные мероприятия в рамках Национального Проекта в сфере здравоохранения

осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики;

осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;

оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;

оснащение автомобилями скорой медицинской помощи.

дополнительная диспансеризация работающих граждан, проведение дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и (или) опасных производственных факторах;

повышение тарифов на оказание первичной медико-санитарной помощи, оказанной неработающим пенсионерам;

оплата услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи.

Закон рф 1991 года о медицинском страховании

Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I
«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
(с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Статья 2. Субъекты медицинского страхования
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, — для работающего населения.
Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Раздел 2. Система медицинского страхования

Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования
Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Статья 4. Договор медицинского страхования
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Договор медицинского страхования должен содержать:
наименование сторон;
сроки действия договора;
численность застрахованных;
размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;
права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.
В случае утраты страхователем в период действия договора обязательного медицинского страхования прав юридического лица вследствие реорганизации или ликвидации предприятия, права и обязанности по указанному договору переходят к его правопреемнику.
В период действия договора добровольного медицинского страхования при признании судом страхователя недееспособным либо ограниченным в дееспособности его права и обязанности переходят к опекуну или попечителю, действующему в интересах застрахованного.

Статья 5. Страховой медицинский полис
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Статья 6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования
Граждане Российской Федерации имеют право на:
обязательное и добровольное медицинское страхование;
выбор медицинской страховой организации;
выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).

Статья 7. Права и обязанности лиц, не имеющих гражданства, в системе медицинского страхования
На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации
Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Статья 9. Права и обязанности страхователя
Страхователь имеет право на:
участие во всех видах медицинского страхования;
свободный выбор страховой организации;
осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;
возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.
Предприятие-страхователь кроме прав, перечисленных в части первой настоящей статьи, имеет право на:
привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.
Страхователь обязан:
заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;
вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;
в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;
предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию;
зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 9.1 настоящего Закона.

Статья 9.1. Регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании
Регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется в территориальных фондах обязательного медицинского страхования:
страхователей — организаций и индивидуальных предпринимателей в пятидневный срок с момента представления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
страхователей — частных нотариусов по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности в другом месте по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а также постановку его на учет в налоговом органе;
страхователей-адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства;
страхователей — физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров;
страхователей-организаций по месту нахождения их обособленных подразделений на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения;
страхователей — органов государственной власти и органов местного самоуправления на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня их учреждения.
Порядок регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:
средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;
средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
личные средства граждан;
безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
доходы от ценных бумаг;
кредиты банков и других кредиторов;
иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Статья 11. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией;
обеспечения профессиональной подготовки кадров;
финансирования научных исследований;
развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Средства, не израсходованные в истекающем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Статья 12. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 13. Исключена с 1 января 2002 г.

Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций

Статья 14. Страховая медицинская организация

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.
Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения имеют право владеть акциями страховых медицинских организаций. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям, не должна превышать 10% общего пакета акций страховой медицинской организации.

Статья 15. Права и обязанности страховой медицинской организации
Страховая медицинская организация имеет право:
свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
участвовать в аккредитации медицинских учреждений;
устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховая медицинская организация обязана:
осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями;
с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;
осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;
контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;
защищать интересы застрахованных.
Страховые медицинские организации для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды.
Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования.

Статья 16. Выдача лицензий на право заниматься медицинским страхованием
Государственная лицензия на право заниматься медицинским страхованием выдается органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Статья 17. Страховые взносы на медицинское страхование
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора.
Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон.
От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Статья 18. Налогообложение страховых медицинских организаций
На страховые медицинские организации распространяется действующее на территории Российской Федерации законодательство по налогообложению.

Статья 19. Реорганизация и ликвидация страховых медицинских организаций
Страховые медицинские организации реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования

Статья 20. Права и обязанности медицинских учреждений
Медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.
Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.
Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.

Статья 21. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений
Лицензирование — это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.
Лицензирование проводят лицензионные комиссии, создаваемые при органах государственного управления, городской и районной местной администрации из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).

Аккредитация медицинских учреждений — определение их соответствия установленным профессиональным стандартам. Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.
Аккредитацию медицинских учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.
Аккредитованному медицинскому учреждению Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация выдают сертификат.

Статья 22. Программы обязательного медицинского страхования
Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Статья 23. Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию
Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) — это соглашение по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
Взаимоотношения сторон определяются условиями договора. Договор должен содержать:
наименование сторон;
численность застрахованных;
виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг);
стоимость работ и порядок расчетов;
порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств;
ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

Статья 24. Тарифы на услуги в системе медицинского страхования
Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Статья 25. Исключена с 1 января 2002 г.

Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования

Статья 26. Регулирование отношений субъектов медицинского страхования
Отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.
Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Ответственность сторон в системе медицинского страхования
За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

Медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждениям условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.
Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.
За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

Статья 28. Право страховой медицинской организации на возмещение расходов
Страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причинен страхователем.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Б.Н.Ельцин
Москва, Дом Советов РСФСР,
28 июня 1991 года.

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Ст 116 ук рф средняя тяжесть Что грозит за побои средней тяжести: наказание виновника по закону Мало у кого вызывает сомнение, что нанесённые серьёзные повреждения организма пострадавшего останутся безнаказанными. Если виновный в результате избиения вывел организм пострадавшего из строя, но без […]
  • Как получить выписку из егрип бесплатно онлайн Получение выписки из ЕГРИП онлайн бесплатно При совершении сделок или составлении договоров с физическими или юридическими лицами приходится сталкиваться с необходимостью выписок из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Так почему выписка из ЕГРИП имеет столь важную особенность, для […]
  • Статья 12 пункт 5 НК РФ Статья 12.5 - полная отмена налогов? Здравствуйте! Можно ли трактовать пункт 5 статьи 12 НК РФ, а именно "Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. " как полную отмену налогов? НК РФ Статья 12.1 устанавливает виды […]
  • Регистрация частного предпринимателя в днр Регистрация частного предпринимателя в днр | Vodafone (095) 218-83-93 | Феникс (071) 303-05-55 РЕГИСТРАЦИЯ субъектов хозяйственной деятельности в ДНР Субъекты хозяйственной деятельности, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность на территории […]