Виды ответственности за нарушение коллективного договора

§ 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

За нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях предусмотрена административная ответственность. В ст. 5.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения

§ 12. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах

переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа. Дела о привлечении к данному виду административной ответственности отнесены к компетенции должностных лиц государственной инспекции труда. При совершении перечисленных в данной норме нарушений на федеральном уровне для привлечения виновных лиц к административной ответственности следует обращаться в государственную инспекцию труда, состоящую в ведении Роструда. Если указанные правонарушения совершены на региональном или местном уровне, то с заявлением о привлечении к административной ответственности необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ.

В ст. 5.29 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений. За совершение перечисленных административных проступков также предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать следующие правовые обстоятельства: 1) наличие связи между запрашиваемой информацией и проведением коллективных переговоров либо осуществлением контроля за соблюдением условий коллективного договора, соглашений; 2) получение полномочными представителями работодателя от полномочных представителей работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления письменного запроса указанной информации; 3) истечение месячного срока с момента получения такого запроса до даты отправления полномочными представителями работодателя данной информации либо отказ полномочных представителей работодателя от предоставления такой информации в течение месяца со дня получения соответствующего запроса. При совершении перечисленных рассматриваемой статьей административных проступков для решения вопроса о привлечении к административной ответственности следует обращаться в государственную инспекцию труда при Роструде, если такой проступок совершен на федеральном уровне, либо в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ, если административный проступок совершен на региональном или местном уровне.

В ст. 5.30 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. Для привлечения к ответственности за совершение данного административного проступка необходимо доказать следующие обстоятельства, имеющие правовое значение: 1) наличие представленного полномочным представителям работодателя проекта коллективного договора либо соглашения; 2) отказ полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения на предлагаемых полномочными представителями работников условиях; 3) необоснованность отказа полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения. Обратим внимание на то, что

в данной норме сказано о необоснованном отказе. Применение данного понятия далеко не всегда связано с действием правовых норм. Необоснованность

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

отказа полномочных представителей работодателя (работодателей) прежде всего обусловлена их экономическими возможностями. В связи с чем при решении вопроса о том, обоснован ли отказ полномочных представителей работодателя (работодателей) от заключения коллективного договора (соглашения), полномочные государственные органы должны дать оценку, насколько условия проекта коллективного договора либо соглашения соответствуют экономическим возможностям работодателя (работодателей). Если необоснованный отказ состоялся при заключении соглашений федерального уровня, то для привлечения к административной ответственности следует обращаться в государственную инспекцию труда при Роструде. В тех случаях, когда необоснованно отказано в заключении соглашений регионального или территориального уровня, а также коллективного договора с заявлением о привлечении к административной ответственности, необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ. Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения установлена в виде штрафа.

В ст. 5.31 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению предполагает совершение виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя или работодателей. В то время как невыполнение таких обязательств может произойти и при отсутствии виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя, например при невыполнении заказчиками обязанности по оплате выполненных работ.

В связи с изложенным основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является виновное нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению либо невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Истечение срока коллективного договора, соглашения не освобождает полномочных представителей работодателя не только от обязанности выполнить условия коллективного договора, соглашения, которые не были реализованы в течение срока их действия, но и от административной ответственности за нарушение либо невыполнение условий коллективного договора, соглашения. За невыполнение или нарушение соглашений федерального уровня органами и должностными лицами федеральной исполнительной власти к ответственности может привлечь государственная инспекция труда в лице полномочных представителей. За невыполнение соглашений, коллективных договоров другими лицами к ответственности может привлечь государственная инспекция труда соответствующего субъекта РФ, на территории которого состоялось нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору или соглашению. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению может стать основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, полномочные представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности.

Рекомендованная литература

Профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки условиям коллективного договора, могут быть привлечены работодателем к имущественной ответственности в виде возмещения убытков, причиненных проведением незаконной забастовки. Данная категория дел возникает из трудовых отношений и потому на основании п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ должна рассматриваться в судах общей юрисдикции по месту нахождения профсоюза.

1. Анисимов A. Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право, 2007. — № 5. — С. 20.

2. Иванова Л. Социальные партнеры: паритет прав и обязанностей // Человек и труд, 1999. — № 4.

3. Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. — М., 1998.

4. Кондратьев Р. И. Сочетание централизованного и локального правового регулирования трудовых отношений. — Львов, 1977.

5. Коршунова Т. Ю. Социальное партнерство в сфере труда // Трудовое право, 2004. — №3. — С. 33.

6. Лазарев В. Практика применения Трудового кодекса Российской Федерации в области социального партнерства // Кадровик, 2003. — № 4. — С. 77.

7. Миронов В. И. Трудовое право: Учебник. — М.: Управление персоналом, 2005. — С. 213–268.

8. Минкина Н. И. Коллективно-договорное регулирование: теория, практика и обучение // Трудовое право, 2003. — № 9. — С. 19.

9. Некипелов Д. С. Профсоюзы и глобализация: социально-трудовые проблемы // Трудовое право, 2003. — № 4. — С. 64.

10. Нурутдинова А. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право, 2002. — № 4. — С. 16.

11. Нурутдинова А. Ф. Объединение работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Хозяйство и право, 2002. — № 10.

12. Понизов В. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений // Вопросы трудового права, 2007. — № 3. — С. 21.

Глава 8 ЗАНЯТОСТЬ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции РФ, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Следует иметь в виду, что и конституционные права корреспондируют в обязанности конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве корреспондирует обязанность государственных органов оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности на регистрацию в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.

В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права. К этим отношениям нормы трудового права могут применяться по аналогии. Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 ТК РФ, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы. Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника. В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без приме-

§ 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения

нения норм трудового права. В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Для регламентации отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Кроме того, государственные органы должны выполнять функцию посредника при трудоустройстве граждан, ищущих работу, у конкретного работодателя. С этой целью в органах службы занятости формируется перечень работодателей и имеющихся у них рабочих мест, которые могут быть предложены для трудоустройства обратившимся в эти органы работникам.

В связи с этим вопросы правовой регламентации отношений в области занятости

и трудоустройства включены в учебный курс «Трудовое право». Как уже отмечалось, основу правовой регламентации данных отношений составляют конституционные нормы.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы меж- дународно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция № 179 о найме и трудоустройстве моряков. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятости. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Глава 1 названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны такие понятия, как «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. В гл. 2 перечислены основные права граждан в области занятости. В гл. 3 определены основные государственные гарантии в области занятости. Глава 4 посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В гл. 5 помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В гл. 6 имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В гл. 7 включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его

Коллективный договор, соглашения: ответственность за нарушение или невыполнение

Согласно ст. 55 Трудового кодекса Российской Федерации лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Привлечение лиц (работодателей, их представителей, должностных лиц организаций), виновных в нарушении трудового законодательства, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несмотря на то что Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) декларируется привлечение к ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, и представителей работодателей, и представителей работников, ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом соответствующего административного правонарушения может являться исключительно работодатель или лицо, его представляющее.

Согласно положениям ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

При этом согласно части 3 ст. 36 ТК РФ лица, представляющие интересы работодателей, а также организации или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, не вправе вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников.

В соответствии с частью 1 ст. 45 ТК РФ соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и др.

В ходе контроля со стороны работников или органов по труду за выполнением коллективного договора, соглашения могут быть выявлены нарушения или невыполнение работодателем условий коллективного договора, соглашения.

В силу ст. 13 и 19 Федерального закона от 12.01.96 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом (глава 61 ТК РФ) (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.09.08 г. по делу N А56-24601/2007, ФАС Северо-Западного округа от 15.04.08 г. по делу N А56-24620/2007).

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами (постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.07 г. N 4-2 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда»).

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Главой 58 ТК РФ предусмотрено также право на защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Статья 370 ТК РФ закрепляет право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

В случае если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового законодательства, члены этой организации имеют право выйти с требованием к работодателю их устранить.

Работодатель в свою очередь обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Статья 55 ТК РФ предусматривает установление административной ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в действиях, так и бездействии, направленных на нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

В данном случае субъектом ответственности по указанной статье являются работодатель или лицо, его представляющее.

С субъективной стороны нарушение или невыполнение обязательств характеризуется тем, что виновное лицо действовало умышленно, но возможны ситуации проявления небрежности, т.е. вины в форме неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной инспекции труда, которые наделены полномочиями по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Случаи наступления ответственности за нарушение трудового законодательства для работника и работодателя

В ТК РФ прописана ответственность за нарушение трудового законодательства для работников и работодателей. О том, какие и в каких случаях применяются меры наказания, читайте в этой статье.

Какая статья ТК РФ регулирует вопросы привлечения к ответственности

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная — наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная — наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная — наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная — применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Примеры привлечения к разным видам ответственности

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ , допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2018 году — не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ ).

До того, как применить дисциплинарное взыскание, работодателю необходимо затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается давать объяснение, это не будет препятствием для применения взыскания. Дисциплинарное взыскание может применяться не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки либо ревизии – не позднее 2 лет со дня его совершения.

Материальная ответственность

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

В зависимости от обстоятельств нанесения ущерба работодатель вправе принять решение не взыскивать его на основании ст. 240 закона №197-ФЗ .

Административная ответственность

В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства. К административным нарушениям относятся следующие:

Административная ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства (чаще всего это ответственность работодателя за невыплату зарплаты) заключается в наложении штрафа. Возможна и дисквалификация — лишение человека права работать руководителем, входить в состав совета директоров, вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом (ст. 3.11 КоАП ).

О штрафах за нарушение трудового законодательства расскажут в данном видео

Уголовная ответственность

В ряде случаев вводится уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства. К уголовным преступлениям относятся:

За совершение этих преступлений вместе с другими видами наказаний допускается лишение виновных лиц права устраиваться на определенные должности либо заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 5 лет.

Директор школы заставляет завхоза работать с 8час до 19-20 час, какое наказание к ней можно применить?

Наталья Гущина Автор

Завхоз школы: Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 35-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. В спорных вопросах нужно обратится в инспекцию по охране труда.

Я воспитатель. Собирая детей на прогулку не уследила, как один из детей самостоятельно вышел из детского сада. Ребенок живет в доме напротив. Собрав детей обнаружила пропажу. Побежала в одни ворота, соседка мальчика завела его в сад в другие ворота. На все это ушло Десять минут. Сразу же увидела родителей, приносила свои извинения, пыталась довести как все случилось. Они только кричали на меня, требуя чтобы меня уволили. Как должна поступить администрация?

Наталья Гущина Автор

Для начала должна быть проведена беседа с ребенком, воспитателем. После расследования невнимательного воспитателя могут уволить или объявить выговор.

Здравствуйте! Работаю в данный момент в компании. Договор ТК РФ составлен по закону, по факту мы не работаем по закону. Уволили в один день без предупреждения в письменном виде. В день увольнения они обязаны по закону вернуть зарплату и трудовую книгу. Возвращать они собираются через 2 недели, в число зарплаты. Законно ли это?

Наталья Гущина Автор

Добрый день. Такое увольнение незаконно, поэтому пишите жалобу в прокуратуру или в трудовую инспекцию.

Что грозит руководителю который лишает сотрудника обеда?

Наталья Гущина Автор

Заставить вас работать без обеда работодатель не вправе, согласно положениям статьи 108 Трудового кодекса, в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Можете предупредить своего работодателя, что в случае отказа от предоставления вам, времени необходимого для приема пищи, он может быть привлечен к дисциплинарной или материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлечен к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами в соответствии с положениями статьи 419 Трудового кодекса РФ.

§ 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях

За нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях предусмотрена административная ответственность.

В ст. 5.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Дела о привлечении к данному виду административной ответственности отнесены к компетенции должностных лиц государственной инспекции труда. При совершении перечисленных в данной норме нарушений на федеральном уровне для привлечения виновных лиц к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда, состоящую в ведении Минтруда РФ. Если указанные правонарушения совершены на региональном или местном уровне, то с заявлением о привлечении к административной ответственности необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации.

В ст. 5.29 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений. За совершение перечисленных административных проступков также предусмотрена ответственность в виде штрафа от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Для привлечения к административной ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать следующие правовые обстоятельства. Во-первых, наличие связи между запрашиваемой информацией и проведением коллективных переговоров либо осуществлением контроля за соблюдением условий коллективного договора, соглашений. Во-вторых, получение полномочными представителями работодателя от полномочных представителей работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления письменного запроса указанной информации. В-третьих, истечение месячного срока с момента получения такого запроса до даты отправления полномочными представителями работодателя данной информации либо отказ полномочных представителей работодателя от предоставления такой информации в течение месяца со дня получения соответствующего запроса. При совершении перечисленных рассматриваемой статьей административных проступков для решения вопроса о привлечении к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда, если такой проступок совершен на федеральном уровне, либо в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации, если административный проступок совершен на региональном или местном уровне.

В ст. 5.30 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. Для привлечения к ответственности за совершение данного административного проступка необходимо доказать следующие обстоятельства, имеющие правовое значение. Во-первых, наличие представленного полномочным представителям работодателя проекта коллективного договора либо соглашения. Во-вторых, отказ полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения на предлагаемых полномочными представителями работников условиях. В-третьих, необоснованность отказа полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения. Обратим внимание на то, что в данной норме сказано о необоснованном отказе. Применение данного понятия далеко не всегда связано с действием правовых норм. Необоснованность или обоснованность отказа полномочных представителей работодателя (работодателей) прежде всего связана с их экономическими возможностями. В связи с чем при решении вопроса о том, обоснован или нет отказ полномочных представителей работодателя (работодателей) от заключения коллективного договора (соглашения), полномочные государственные органы должны дать оценку, насколько условия проекта коллективного договора либо соглашения соответствуют экономическим возможностям работодателя (работодателей). Если необоснованный отказ состоялся при заключении соглашений федерального уровня, то для привлечения к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда. В тех случаях, когда необоснованно отказано в заключении соглашений регионального или территориального уровня, а также коллективного договора с заявлением о привлечении к административной ответственности, необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения установлена в виде штрафа от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В ст. 5.31 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению предполагает совершение виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя или работодателей. В то время как невыполнение таких обязательств может произойти и при отсутствии виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя, например при невыполнении заказчиками обязанности по оплате выполненных работ. В связи с изложенным основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье не является либо нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению, либо невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Истечение срока коллективного договора, соглашения не освобождает полномочных представителей работодателя не только от обязанности выполнить условия коллективных договоров, соглашений, которые не были реализованы в течение срока их действия, но и от административной ответственности за нарушение либо невыполнение условий коллективного договора, соглашений. За невыполнение или нарушение соглашений федерального уровня органами и должностными лицами федеральной исполнительной власти к ответственности может привлечь федеральная инспекция труда в лице полномочных представителей. За невыполнение соглашений, коллективных договоров другими лицами к ответственности может привлечь государственная инспекция труда соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого состоялось нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору или соглашению. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению может стать основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, полномочные представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности.

Профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки условиям коллективного договора, могут быть привлечены работодателем к имущественной ответственности в виде возмещения убытков, причиненных проведением незаконной забастовки. Данная категория дел возникает из трудовых отношений и потому на основании пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ должна рассматриваться в судах общей юрисдикции по месту нахождения профсоюза.

Нами рассмотрены возможные виды ответственности полномочных представителей работодателей и работников за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

Ответственность за нарушение коллективного договора

Глава 9 ТК предусматривает возможность привлечения сторон социального партнерства к ответственности в случаях:

1) уклонения от участия в коллективных переговорах, непредоставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора;

2) нарушения или невыполнения коллективного договора.

В соответствии со ст. 55 ТК лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом. Вместе с тем проведенный анализ норм законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что таким федеральным законом является КоАП, а ответственность носит административный характер. В то же время указанный вид ответственности может быть применим только к одной стороне коллективного договора – работодателю или его представителю, поскольку КоАП не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности представителей работников.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности будут являться нижеследующие административные правонарушения.

1. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП). Содержанием такого правонарушения является уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

2. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП). Нарушение проявляется в непредоставлении работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Санкция – наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

3. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП). Субъектом такого правонарушения является работодатель или лицо, его представляющее. Санкция – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП). Состав правонарушения заключается в нарушении или невыполнении работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

5. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП). Нарушение проявляется в уклонении работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции). Санкция заключается в наложении административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Смотрите еще:

  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • В силу ст 12 гк рф Статья 11 ГК РФ. Судебная защита гражданских прав 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). 2. […]
  • Статья 12 пункт 5 НК РФ Статья 12.5 - полная отмена налогов? Здравствуйте! Можно ли трактовать пункт 5 статьи 12 НК РФ, а именно "Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. " как полную отмену налогов? НК РФ Статья 12.1 устанавливает виды […]
  • 11 федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности Закон 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Оформление лицензии необходимо для осуществления определенного вида деятельности. Полученное разрешение подразумевает соблюдение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) конкретных требований и […]
  • Схемы развода на сайтах знакомств СЛИВ Мануал по разводу на сайтах знакомств #1 Off micelangelo Название: СЛИВ Мануал по разводу на сайтах знакомств Схема развода иностранцев с определенного сайта знакомств, в принципе все довольно просто! Схема полусерая. #2 Off sunsun Сколько ей лет. Этой […]
  • Тк рф профосмотр ТРУДОВОЙ КОДЕКС И МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР На странице размещены выдержки из "Трудового Кодекса РФ" , имеющие отношение к проведению и прохождению медицинских осмотров. СТАТЬЯ 69. МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР (ОБСЛЕДОВАНИЕ) ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА [Трудовой кодекс РФ] […]
  • Статья 77 тк с подпунктами Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 1) женщинам, родившим […]
  • Расчёт при увольнении по собственному желанию 2018 калькулятор онлайн Калькулятор компенсации за неисполь­зованный отпуск при увольнении Сегодня 12 сентября 2018 г., 20:33 Если работник решил уволиться, то работодатель обязан выплатить ему при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск (ст.127 ТК РФ). Конечно, при условии, что […]