Ук рф 2014 ст 145

Статья 145.1 УК РФ. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (действующая редакция)

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Статья 145 УК РФ. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Комментарии к ст. 145 УК РФ

1. Необоснованным (незаконным) является увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе администрации независимо от оснований увольнения.

2. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Его мотивом является нежелание администрации (работодателя) предоставлять женщине определенные законодательством о труде льготы в связи с ее беременностью или наличием ребенка в возрасте до трех лет.

3. Субъект преступления — должностное лицо либо лицо, исполняющее организационно-распорядительные обязанности в коммерческой или некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (лицо, пользующееся правом приема на работу и увольнения).

4. Трудовым законодательством на лиц, занимающихся воспитанием детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), распространяются льготы, предусмотренные для женщины в связи с ее материнством, а их предоставление в таких случаях лицам, занимающимся воспитанием детей, является обязанностью администрации. Увольнение такого лица по мотивам нежелания предоставить ему эти льготы также следует квалифицировать по ст. 145.

Комментарии к СТ 145.1 УК РФ

Статья 145.1 УК РФ. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

Комментарий к статье 145.1 УК РФ:

1. Объектом посягательства по данному составу преступления являются общественные отношения в сфере выплаты гражданам вознаграждения за труд и иных обязательных выплат. Предмет преступления — зарплата, пенсии, стипендии, пособия и иные выплаты. Заработная плата, часть национального дохода, поступающая в индивидуальное потребление наемных работников. Номинальная заработная плата — сумма денежных средств, полученных работником за выполнение работы в течение определенного периода времени, реальная заработная плата — то количество товаров и услуг, которые можно за него приобрести. В зависимости от специфики труда применяют повременную, сдельную системы заработной платы. Пенсия — денежное обеспечение, полученное гражданами из пенсионных, страховых или иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых иных случаях. Государство гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни. Стипендия (плата) предполагает денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях (факультетах) различных государственных учебных заведений.

2. В ч. 1 данной статьи ответственность предусмотрена за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. При этом размер частичной невыплаты определен законодателем в примечании к данной статье и составляет осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. Состав преступления формальный, оно считается оконченным при незаконном бездействии субъекта по истечении трех месяцев со дня возникновения обязанности по осуществлению соответствующих выплат. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а также корыстной целью или иными мотивами личного свойства. Субъект преступления специальный: руководитель организации или работодатель — физическое лицо, либо руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. Речь идет как о должностных лицах, так и о субъектах, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации. Данное обстоятельство позволяет говорить о необходимости дополнительной квалификации действий виновного соответственно по ст. ст. 201, 285 или 286 УК. Вместе с тем необходимо, на наш взгляд, дополнительное толкование по такому субъекту, как работодатель, который не всегда может распоряжаться денежными средствами организаций и предприятий. Закон также ничего не говорит о таких субъектах, как и.о. руководителя и т.п.

3. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за деяние в виде альтернативно совершаемых действий: полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с законодательством минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 г. установлен в сумме 5205 рублей в месяц. Субъективные признаки в этом деянии совпадают с деянием, ответственность за которое установлена в ч. 1 данной статьи.

4. Квалифицированный состав (ч. 3) предусматривает ответственность за вышеуказанные деяния, повлекшие тяжкие последствия. Признание последствий тяжкими — прерогатива суда, но речь, возможно, идет о таких последствиях, как самоубийство, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, болезнь близких и т.п. В каждом конкретном случае важно установить наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

СТ 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к Статье 144 Уголовно-процессуального кодекса

1. Порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях регулируется УПК РФ и детализируется подзаконными актами, которые, кроме того, регулируют порядок регистрации уголовных дел и учет преступлений.

2. Общий для правоохранительных органов характер имеет Приказ о едином учете преступлений, в качестве одного из приложений к которому принято Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение N 1 к Приказу о едином учете преступлений от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399/ Генеральной прокуратуры РФ; Министерства внутренних дел РФ; Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства юстиции РФ; Федеральной службы безопасности РФ; Министерства экономического развития и торговли РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков ).
———————————
РГ. 2006. 25 янв.

3. Правоохранительными органами принимаются совместные подзаконные акты по отдельным видам преступлений и происшествий (Приказ МВД РФ, Генпрокуратуры РФ, Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» ).
———————————
РГ. 2015. 30 марта.

4. В каждом из правоохранительных органов действует ведомственный нормативный акт о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. Приказом МВД РФ от 28 августа 2014 г. N 736 ); Инструкция по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности (утв. Приказом ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205 ); Инструкция о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях (утв. Приказом Минюста РФ от 2 мая 2006 г. N 139 ); Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (утв. Приказом Минюста РФ от 11 июля 2006 г. N 250 ); Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях (утв. Приказом Федеральной таможенной службы от 12 января 2007 г. N 23 ).
———————————
РГ. 2014. 14 нояб.

5. После принятия сообщения о преступлении должностное лицо, принявшее его, выдает заявителю документ (талон-уведомление). В нем указываются сведения о лице, принявшем сообщение о преступлении, а также время и дата его принятия, порядковый номер регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. В таком уведомлении следует указывать, о каком преступлении принято заявление. Факт получения талона-уведомления удостоверяется заявителем в талоне-корешке, который остается у принявшего заявление. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются уполномоченному лицу следственного органа для отчета и хранятся в течение года (см. об этом, например, п. 16 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

6. Отсутствие дежурного следователя (иного должностного лица, выполняющего аналогичные функции) не является основанием для отказа заявителю в приеме от него сообщения о преступлении со стороны иных должностных лиц следственного органа. Принятие сообщения о преступлении (как и его регистрация, проверка) не дежурным следователем, а следователем-криминалистом или старшим следователем-криминалистом допускается при наличии поручения руководителя следственного органа.

7. Отказ в принятии заявления гражданин вправе обжаловать руководителю следственного органа или его заместителю, причем указанные лица прием граждан с подобными жалобами должны произвести незамедлительно (п. 8 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации). Такая жалоба может быть подана также прокурору, начальнику органа дознания, а также в суд (в порядке, предусмотренном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ).

8. Об уголовно-процессуальном порядке обжалования отказа в принятии заявления о преступлении см. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» .
———————————
БВС РФ. 2009. N 4.

9. Принятое заявление о преступлении фиксируется в служебных учетных документах правоохранительных органов. Так, если повод к возбуждению уголовного дела надлежащий (соответствует требованиям, указанным в ст. 140 УПК РФ), то заявление заносится в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. Книга отражает поступление, проверку и разрешение сообщения о преступлении и содержит следующую информацию в связи с поступившим сообщением о преступлении: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время принятия сообщения; данные о заявителе и должностном лице, принявшем сообщение; номер талона-уведомления; краткое изложение содержания сообщения; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия; дата и результаты проверки процессуального решения руководителем следственного органа. В графу «Примечания» заносятся особые отметки (об источнике поступления сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена проверка; о сроке проверки и иная значимая информация, необходимая для проведения процессуального контроля). Книга является документом строгой отчетности. Правильность и полнота ведения Книги еженедельно проверяются руководителем следственного органа.

10. Если сообщение о преступлении не отвечает требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством (извещение по телефону; получение информации из анонимного источника; информация об авариях, катастрофах и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления), но из его содержания следует, что есть вероятность обнаружения преступления или иного правонарушения, оно регистрируется в Журнале учета иной информации о правонарушениях. По итогам проверки полученной из таких источников информации составляется рапорт.

11. Сообщения о преступлениях, совершенных в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах, регистрируются в книгах регистрации сообщений, находящихся в ведении этих частей и учреждений (п. 19 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (ст. 48), утв. Приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором от 23 октября 2014 г. N 150).

12. В следственных органах Следственного комитета РФ установлено, что после регистрации сообщения о преступлении о нем незамедлительно докладывается руководителю следственного органа или его заместителю, которые организуют рассмотрение сообщений о преступлении. При этом руководитель следственного органа или его заместитель поручают следователю проверку письменного заявления гражданина о преступлении, принятого во время личного приема; сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации и иного сообщения о преступлении.

13. Сообщение о преступлении принимается и проверяется дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа. Срок выполнения указанных действий — не позднее 3 суток со дня поступления заявления в правоохранительный орган (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). При очевидности наличия в деянии признаков преступления возбуждение уголовного дела по нему не должно откладываться на окончание трехдневного срока, решение необходимо принимать безотлагательно. В то же время следует отметить недопустимость поспешного принятия в отсутствие достаточных данных о наличии в деянии признаков преступления решений о возбуждении уголовных дел. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ данный срок может быть продлен на период до 10 суток по ходатайству следователя руководителем следственного органа, а по ходатайству дознавателя — начальником органа дознания. Ходатайства следователя, дознавателя должны быть обоснованными. Мотивами продления срока проверки на практике обычно выступают необходимость выполнения дополнительных проверочных действий, поиск и изучение необходимых для вывода о наличии признаков преступления документов, материалов и др.

14. Продлевая срок проверки, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ должен дать указания об установлении следователем конкретных обстоятельств происшедшего, а при необходимости — о привлечении к участию в проверке специалистов (п. 1.2 Приказа Председателя Следственного комитета РФ «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»).

15. В случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий по мотивированному ходатайству лица, производящего проверку сообщения о преступлении, срок ее проведения может быть продлен руководителем следственного органа (по ходатайству следователя) или прокурором (по ходатайству дознавателя) на период до 30 суток. Председателем Следственного комитета РФ обращено внимание на то, что продление срока проверки до 30 суток возможно при выполнении ранее данных указаний по предыдущему (до 10 суток) случаю продления.

16. Продление срока проверки сообщения о преступлении производится по ходатайству следователя или дознавателя, изложенному в постановлении. Лицо, возбуждающее указанное ходатайство, обязано указать на объективно существующие фактические обстоятельства, вынуждающие ходатайствовать о продлении периода проверки сообщения о преступлении.

17. Законом не предусмотрена возможность исчисления трехдневного срока заново при поступлении заявления в орган или должностному лицу по подведомственности, т.е. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК. Однако получение таким порядком заявления может служить основанием для продления 3-дневного срока его рассмотрения.

18. В ходе проверки сообщений о преступлениях обстоятельства происшедшего устанавливаются путем получения объяснений; истребования документов и предметов; проведения документальных проверок и ревизий; исследования документов, предметов, трупов. Следственные действия на стадии возбуждения уголовного дела производятся в порядке исключения. Согласно части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ допускается проведение только следующих следственных действий: получение образцов для сравнительного исследования; выемка документов и предметов; производство судебной экспертизы и получение заключения эксперта в разумный срок; осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствование. Следственные и иные действия по проверке сообщения о преступлении согласно ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ охватываются понятием «процессуальные действия». Для оказания помощи в выполнении отмеченных проверочных действий допустимо привлечение специалистов. Проверяющий сообщение о преступлении вправе направлять органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

19. Проведение проверочных, в том числе следственных, действий существенным образом может затрагивать права и законные интересы личности, организации. В связи с этим ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен ряд гарантий прав лиц, участвующих в производстве процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела, а именно:

— им разъясняются их права и обязанности согласно положениям УПК РФ и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы;

— разъясняется право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ;

— обеспечивается право пользоваться услугами адвоката;

— разъясняется право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК России;

— при необходимости в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, обеспечивается безопасность участника проверочных действий.

20. Полученные в результате проверки сообщения о преступлении сведения допускаются в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. ст. 75 и 89 УПК РФ: следственные действия, оперативно-разыскные мероприятия и иные проверочные действия должны быть проведены в соответствии с УПК РФ и другими законами и полученные по их результатам сведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам.

21. При необеспечении участия адвоката на стороне лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, все его объяснения следует считать как полученные с нарушением закона, и поэтому они не могут рассматриваться как доказательства. См. по этому поводу также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 9 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (п. 17) .
———————————
РГ. 2013. 24 апр.

22. Полученные в результате проверочных действий сведения после возбуждения уголовного дела могут подвергаться проверке. В связи с чем законодатель предусмотрел правило о том, что если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению. Это одно из оснований, при которых обязательно проведение экспертизы (другие основания указаны в ст. 196 УПК РФ).

23. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия, не могут рассматриваться как заключение эксперта, а отвечают признакам документа (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» ).
———————————
БВС РФ. 2011. N 2.

24. В соответствии со ст. 161 УПК РФ участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

25. На этом этапе предусмотрено применение мер безопасности в отношении участников процесса, их родственников и близких лиц в соответствии с действующим законодательством: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» ; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» ; Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» ; Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. N 953 .
———————————
РГ. 2004. 25 авг.

СЗ РФ. 2006. N 45.

СЗ РФ. 2007. N 11.

См.: http://pravitelstvo.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

26. Полномочия следователя Следственного комитета РФ на этапе проверки сообщения о преступлении, кроме УПК РФ и приведенных подзаконных актов, регулируются нормами ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации». В частности, следователь вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении; входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов; вызывать должностных и иных лиц для объяснений при осуществлении досудебного производства.

27. При получении сведений о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации; неисполнение обязанностей налогового агента), следователь решение о возбуждении уголовного дела принимает после получения заключения налогового органа о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки. Для получения заключения следователь обязан в трехдневный срок с момента поступления сообщения о преступлении направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган, в свою очередь, в течение 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. В то же время уголовное дело может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или иной информации в соответствии со ст. 144 УПК РФ при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

28. Представляется необходимым направлять материалы о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ, в Центральный банк РФ, а также конкурсному управляющему (ликвидатору) финансовой организации для получения от них заключения об имеющихся финансовых нарушениях и формировании на его основе окончательного вывода о наличии признаков указанного преступления.

29. Определенные особенности присущи порядку проведения проверки сообщения о преступлении, распространенному средством массовой информации. Такую проверку проводит орган дознания по поручению прокурора или следователь — по поручению руководителя следственного органа. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Правила, установленные Законом о средствах массовой информации для периодических печатных изданий, применяются и в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Эти же правила для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и через иные телекоммуникационные сети.
———————————
URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

Под редакцией средства массовой информации понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Главным редактором является лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

По требованию прокурора, следователя или органа дознания редакция, главный редактор обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы о преступлении, в том числе сведения о лице, предоставившем данную информацию. Исключение составляет случай, когда сообщивший о преступлении заявил о конфиденциальности источника такой информации. В то же время в соответствии со ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана назвать лицо, предоставившее сведения, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

30. Нарушение порядка рассмотрения заявления о преступлении может повлечь отмену вынесенных по этому делу решений .
———————————
См.: БВС РФ. 2007. N 9.

Смотрите еще:

  • П1 ст 23 нк НДС: Налог на добавленную стоимость Согласно пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять . налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать. В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая […]
  • Развод с автомобилем по телефону Отзывы об автосалоне Смольный Адрес: Санкт-Петербург пр. Полюстровский, д.59 Телефоны: 8(812)426 36 34 Сайт: http://www.asmolny.ru/ Автосалон Смольный в Санкт-Петербурге реализует продажи иностранных автомобилей ведущих брендовых марок, а также машин отечественных […]
  • Что значит статья 123 ук рф Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ? Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, […]
  • Гск сходня гараж Гараж на Варшавское шоссе, д. 16, корп. 4 Если Вы хотите купить, продать или оформить гараж / машиноместо в данном кооперативе, обратитесь к нашим специалистам за бесплатной консультацией по телефону 8 (499) 409-04-50. Продажа машиноместа в подземном паркинге. […]
  • Как оформить вычет ндс Принятие к вычету НДС с полученных авансов Вычет НДС с полученных авансов может осуществить продавец товаров (работ, услуг). Для вычета НДС с полученных авансов необходимо выполнить определенные условия. Если же авансовый платеж продавец возвращает, то он также может […]
  • Ст 125 ук рф с примерами Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении Новая редакция Ст. 145 УПК РФ 1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает […]
  • Судебная практика по ст 1451 ч 2 ук рф Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ) тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Панкратова, Ольга Васильевна Оглавление диссертации кандидат юридических наук Панкратова, Ольга […]
  • Ч1 ст 145 ук рф Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат СТ 145.1 УК РФ. 1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной […]