Статья 63 часть 1

Статья 63 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание (действующая редакция)

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

а) рецидив преступлений;

б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

г) особо активная роль в совершении преступления;

д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий;

м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;

п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);

р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

1.1. Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

  • а) рецидив преступлений;
  • б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
  • в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
  • г) особо активная роль в совершении преступления;
  • д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    • е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
  • ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
  • з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
  • и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
  • к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
  • л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
  • м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
  • н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;
  • о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;
  • п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней).

2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Статья 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ,
от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ)

Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона

1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

2. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

3. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

4. Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении электронного аукциона в любых средствах массовой информации или разместить это извещение в электронных средствах массовой информации при условии, что такое опубликование или такое размещение не может осуществляться вместо предусмотренного частью 1 настоящей статьи размещения.

5. В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;

4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30 настоящего Федерального закона;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

6. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена обычному (т.е. не связанному со специальной процедурой банкротства) порядку ликвидации ЮЛ и деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (далее — ликвидком). Ликвидком осуществляет ряд мероприятий, которые и раскрывают сущность ликвидации как юридической процедуры, направленной на прекращение ЮЛ без универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидком последовательно осуществляет следующее: во-первых, публикует в печатных СМИ, в которых публикуются данные о регистрации ЮЛ, информацию о ликвидации ЮЛ, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 63); во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого ЮЛ о предстоящей ликвидации ЮЛ-должника, получает дебиторскую задолженность (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым ЮЛ) (абз. 2 п. 1 ст. 63); в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63); в-четвертых, в соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого ЮЛ к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации ЮЛ и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. ст. 63, 64 ГК или о возбуждении процедуры банкротства ЮЛ и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК); в-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63); в-шестых, в соответствии с п. 7 ст. 63 решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; наконец, в-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации ЮЛ (такое возможно не ранее чем через 2 месяца с момента опубликования в СМИ информации о ликвидации ЮЛ); по завершении процесса ликвидации ЮЛ предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс (ст. 21, п. п. 2 — 4 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

Ликвидком — особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). За прежними органами ЮЛ сохраняются только некоторые полномочия. Так, согласно абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, должны: а) уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидкома; б) утвердить составленный им промежуточный ликвидационный баланс; в) уведомить регистрирующий орган о составлении последнего; г) утвердить окончательный ликвидационный баланс. В предусмотренных законом случаях утверждение ликвидационных балансов требует согласования с уполномоченным госорганом. Так, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов кредитной организации и жилищного накопительного кооператива требует согласования соответственно с ЦБ РФ и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ст. 23 Закона о банках, п. 7 ст. 14 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изм.) (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41)).

2. При обычной ликвидации ЮЛ и удовлетворении ликвидкомом требований его кредиторов закон устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов (см. комментарий к ст. 64 ГК). Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого ЮЛ и только при недостаточности имеющихся денежных средств — из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Подробнее о реализации на торгах неденежного имущества (вещей, ценных бумаг, имущественных прав) ликвидируемого ЮЛ см. гл. 9, 10 Закона об исполнительном производстве.

Ликвидком производит денежные выплаты кредиторам ликвидируемого ЮЛ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения учредителями (участниками) ликвидируемого ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации (для кредиторов первой и второй очереди), или по истечении одного месяца со дня его утверждения (для кредиторов третьей и четвертой очереди) (абз. 2 п. 2 и п. 4 ст. 63, п. 1 ст. 64 ГК). В соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) если стоимость имущества ликвидируемого ЮЛ недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ЮЛ подлежит ликвидации, а требования кредиторов — удовлетворению только в соответствии со специальными правилами законодательства о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК).

3. Особо в ст. 63 упоминаются учреждения (п. п. 3, 6) и казенные предприятия (п. 6). В части учреждений правила п. п. 3, 6 ст. 63 не соответствуют современной редакции ст. 120 и ст. 298 ГК. Во-первых, они справедливы только в отношении частных и бюджетных учреждений, ответственность которых ограничивается их денежными средствами (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Напротив, автономные учреждения помимо денежных средств отвечают и иным движимым имуществом, не являющимся особо ценным (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК). Поэтому такое имущество автономного учреждения подлежит продаже с публичных торгов при удовлетворении требований кредиторов (п. 3 ст. 63), его также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми денежными средствами в п. 6 ст. 63 (см. также п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Во-вторых, право кредиторов обратиться с требованием к собственнику имущества учреждения, о котором говорится в п. 6 ст. 63, также справедливо только в отношении частных и бюджетных учреждений, так как собственник имущества автономного учреждения по обязательствам последнего не отвечает (ср. абз. 4 и 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Наконец, в-третьих, согласно п. 3 ст. 63 при удовлетворении требований кредиторов подлежит продаже с публичных торгов всякое имущество (движимое и недвижимое) всякого учреждения (частного, бюджетного, автономного), если оно приобретено учреждением самостоятельно на средства от доходной (предпринимательской) деятельности (п. 2 ст. 298 ГК); такое имущество также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми в п. 6 ст. 63 денежными средствами.

Упоминание в п. 6 ст. 63 о казенных предприятиях соответствует правилам п. 5 ст. 113 и п. 5 ст. 115 ГК. Одновременно правило п. 6 ст. 63 неоригинально: аналогичные требования кредиторов возможны не только при ликвидации частных и бюджетных учреждений и казенных предприятий, но и при ликвидации всех тех ЮЛ, учредители (участники) которых несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (например, хозяйственных товариществ — п. 1 ст. 69, ст. 75, п. 2 ст. 82 ГК, обществ с дополнительной ответственностью — п. 1 ст. 95 ГК, производственных кооперативов — п. 2 ст. 107 ГК).

4. В п. 7 ст. 63, посвященном имуществу ликвидируемого ЮЛ, оставшегося после расчетов с кредиторами (далее — остаточное имущество), речь идет о тех ЮЛ, в отношении которых или в отношении имущества которых их учредители (участники) сохраняют имущественные — обязательственные или вещные — права (п. 2 ст. 48 ГК). Такое имущество передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), однако данное правило имеет диспозитивную редакцию, а потому является общим и применяется во всех случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами ЮЛ.

Правило п. 7 ст. 63 действует в отношении учреждений, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов. Между тем во всех этих организациях механизм распределения остаточного имущества оригинален. Так, остаточное имущество частного учреждения передается его учредителю (собственнику), только если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами такого учреждения (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Остаточное имущество государственного и муниципального автономного учреждения (включая и то, на которое не может быть обращено взыскание по его обязательствам) во всяком случае передается учредителю (собственнику) (п. 3 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Аналогична судьба остаточного имущества государственного и муниципального бюджетного учреждения и унитарного предприятия: за отсутствием иного в законодательстве (в том числе в Законе об унитарных предприятиях) применяется общее правило п. 7 ст. 63.

В производственном кооперативе остаточное имущество делится между его членами в порядке, предусмотренном не законом, а уставом кооператива или соглашением членов (п. 5 ст. 27 Закона о производственных кооперативах), а в потребительском кооперативе (обществе) — делится между его членами, если иное не предусмотрено уставом, но во всяком случае имущество неделимого фонда подлежит передаче другому (другим) кооперативу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества (п. п. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации).

В товариществах на вере из остаточного имущества прежде всего получают вклады участники-вкладчики, после них — участники — полные товарищи, и только после выплат по вкладам оставшееся имущество товарищества на вере распределяется между всеми участниками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества на вере, если иной (непропорциональный) порядок распределения имущества не предусмотрен учредительным договором или соглашением между полными товарищами и вкладчиками (п. 2 ст. 86 ГК).

В обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью из остаточного имущества в первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная прибыль, во вторую — прочее имущество делится между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

При распределении остаточного имущества в акционерных обществах учитывается наличие акций, подлежащих выкупу, а также привилегированных акций, в том числе с фиксированным размером ликвидационной стоимости (квоты) (п. 1 ст. 23 Закона об акционерных обществах).

Остаточное имущество некоммерческого партнерства, которое лишь условно можно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК (см. коммент. к ст. 48 ГК), может вернуться к члену партнерства по общему правилу (если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами партнерства) только в части, а именно не более чем в размере его имущественного взноса в данное партнерство. Остальное остаточное имущество некоммерческого партнерства идет на те цели, ради которых партнерство создавалось, и (или) на благотворительные цели либо (при невозможности его использования в соответствии с учредительными документами) обращается в доход государства (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

5. Иное дело — общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения ЮЛ, автономные некоммерческие организации. Поскольку учредители (участники) этих ЮЛ не имеют в отношении их никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК, абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), они не имеют и права на ликвидационную квоту. Остаточное имущество этих организаций (среди которых нет ни одной коммерческой) направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

В конкретных организациях данное общее правило опять-таки имеет специфику. Так, остаточное имущество общественного объединения направляется на цели, предусмотренные уставом, а при отсутствии в уставе соответствующих разделов — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Судьба остаточного имущества зависит не только от формы ликвидируемого ЮЛ, но и от иных обстоятельств, например от преследуемых организацией целей (профиля деятельности), от основания ее ликвидации. Так, остаточное имущество благотворительных организаций, которые, будучи неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и др., используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом данной организации, или по решению ликвидкома, если иной порядок использования остаточного имущества не предусмотрен в уставе данной организации или если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 6, ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). В свою очередь, остаточное имущество организации, ликвидированной в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму (терроризму), конфискуется в доход Российской Федерации (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 3 ст. 24 Закона о противодействии терроризму).

Судьбу имущества ликвидируемой госкорпорации должен определять учредивший ее закон (абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

6. Ликвидация ЮЛ считается завершенной после внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование ЮЛ как субъекта гражданского права (абз. 1 п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК). О ликвидации ЮЛ регистрирующий орган публикует информацию (п. 6 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц). О так называемой упрощенной (внесудебной) ликвидации ЮЛ см. ст. 21.1, п. п. 7 — 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц (см. также коммент. к ст. 61 ГК).

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

а) рецидив преступлений;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

г) особо активная роль в совершении преступления;

д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

(п. «е» в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

(п. «е.1» введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

(в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)

л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий;

(в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;

(п. «о» введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 155-ФЗ)

п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);

(п. «п» введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

(п. «р» введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

1.1. Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 270-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 328-ФЗ)

2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Ст. 63 СК РФ

Комментируемая статья регулирует права и одновременно обязанности родителей:

а) по воспитанию детей;

б) по образованию детей.

Данные права регламентированы не только внутренним законодательством, но и международными договорами. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в названной Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

2. Право на воспитание является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном). Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, что предусмотрено п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В противном случае согласно абз. 2 п. 1 ст. 66 СК РФ другой родитель вправе воспрепятствовать общению родителя с ребенком; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ суд вправе отказать в иске родителям о передаче им ребенка, согласно п. 2 ст. 68 СК РФ передать ребенка на попечение органам опеки и попечительства; согласно п. 1 ст. 73 СК РФ родители могут быть ограничены в родительских правах и, как крайняя мера, лишены родительских прав в случае злоупотребления родительскими правами и жестокого обращения с ребенком (ст. 69 СК). Кроме того, в качестве оперативной меры органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 77 СК РФ.

3. Передача ребенка на воспитание другим родственникам, в образовательное, воспитательное учреждение не освобождает родителей от ответственности, предусмотренной п. 1 комментируемой статьи. Эта ответственность может иметь как гражданско-правовой, так и административный и уголовный характер. В частности, согласно п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине. Пункт 2 ст. 1074 ГК РФ устанавливает, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Статья 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предоставляет право субъектам Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливать:
———————————
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2151.

— меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных, ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

— меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

— порядок уведомления родителей при нарушении установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств — в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Абзац 3 п. 1 комментируемой статьи предусматривает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, в том числе родственниками, свойственниками и др. Согласно п. 1 ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Статья 67 СК РФ предусматривает право других родственников на общение с ребенком, но не на воспитание.

Родители имеют равные права на воспитание своего ребенка. Если родители проживают раздельно, то родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, на участие в его воспитании и в решении вопросов получения ребенком образования.

5. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен правам и обязанностям родителей в отношении образования ребенка. Согласно п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией N 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. , родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
———————————
Библиотечка «Российской газеты». 1999. N 22, 23.

Статья 28 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) признает право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и — в соответствующих случаях — законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Ранее в п. 2 этой же статьи названного Закона предусматривались государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечении доступности образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В настоящее время государство отказалось от этой функции.

Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и орган местного самоуправления в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

В некоторых случаях реализация обязанности родителей на образование детей ограничивается самими учебными учреждениями. На такие нарушения неоднократно обращалось внимание, в частности, в письме Минобразования России от 19 июня 1998 г. N 06-51-138ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений». В числе таких нарушений можно выделить следующие:

— в отдельных общеобразовательных учреждениях администрация требует при приеме справки с места работы родителей с указанием их заработной платы;

— проводятся конкурс, тестирование, собеседование в форме экзамена;

— не принимаются дети из неблагополучных семей; из семей, дети которых уже учатся в данном образовательном учреждении, но зарекомендовали себя нарушителями дисциплины или слабоуспевающими;

— нарушается принцип общедоступности и бесплатности образования (взимаются деньги за обучение по «особым» программам, учебникам; на повышение квалификации учителей, на надбавки к заработной плате педагогов);

— нередко предлагается в обязательном порядке внести вступительный взнос для нужд школы.

Смотрите еще:

  • Социально-экономические права и свободы гражданина рф Социально-экономические права и свободы в РФ (стр. 1 из 5) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра конституционного права «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В РФ » Автор работы: ст. гр. ЗЮ – 63д Орлов […]
  • Юрист 2005 Нормы права Курсовая работа по теории государства и права Оглавление Введение. 3 1. Понятие и сущность правовой нормы. 5 1.1. Понятие нормы права. 5 1.2. Поощрительная роль правовых норм. 8 2. Структура и виды правовых норм. 15 2.1. Структура нормы права. 15 2.2. Виды […]
  • Земельное право тверь Основы земельного права (учебное пособие). Список литературы Оглавление Список литературы Раздел 1. Законодательные акты Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о […]
  • Сколько статей в ук рф на 2018 год Сколько статей в ук рф на 2018 год Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Фз no 273 статья 58 Фз no 273 статья 58 Семейное образование в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с этим обучающийся в контингент […]
  • Адвокатская консультация 2 О консультации На страницах сайта Вы можете получить интересующую Вас информацию об Адвокатской Консультации №2, о днях и распорядке приема граждан, об основных направлениях деятельности, а также ознакомиться с результатами практики адвокатов нашей […]
  • 7 уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 году калькулятор Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 году калькулятор Она действует вплоть до 9 февраля 2018г. Дальше она может измениться, поэтому нужно следить за новостями. Если […]
  • 327 ук рф список документов Статья 327 УК РФ "Подделка документов" - осваиваем закон Содержание статьи Статья 327 УК РФ "Подделка документов" - осваиваем закон Как анализировать закон Что такое дактилоскопическая регистрация Перечень документов, подделка которых является уголовно […]