Статья 22 гк рф с комментариями

Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Комментарий к статье 22 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья гарантирует неприкосновенность право- и дееспособности, ее п. 1 содержит общий запрет — никто не может быть ограничен в право- и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом, а п. 2 — последствие его нарушения, при этом ничего не говорится о недопустимости лишения право- и дееспособности (ср. содержание п. п. 1 и 2 ст. 22 с ее наименованием). Лишение гражданина правоспособности означало бы лишение его всех прав и обязанностей, но такое сложно связать с некоторыми элементарными правами и публичными обязанностями, это также не согласуется с применением ни одной юридической меры (профилактики, пресечения, наказания, воспитания, защиты и проч.). К тому же отсутствие правоспособности повлечет и отсутствие дееспособности, а поскольку первая в отличие от второй незаменима иными правовыми средствами, ее отсутствие повлечет отсутствие и самой правосубъектности. Пока гражданин жив, он не может быть лишен правоспособности (нечто подобное можно представить разве что в рамках наиболее крайних нарушений прав человека, например порабощения — ст. ст. 127.1, 127.2 УК). Поэтому правило п. 1 ст. 22 требует дифференцированного понимания: а) никто не может быть лишен правоспособности, а ее ограничение (суть поражение в отдельных видах прав) возможно только в случаях и в порядке, установленных законом; б) никто не может быть признан недееспособным и ограничен в дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. В связи с ограничением правоспособности гражданские права могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК). Ограничения отдельных прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения и в соответствии с федеральным конституционным законом для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (п. 1 ст. 56 Конституции). Основаниями ограничения россиян в праве на свободу передвижения, выборе места пребывания и жительства в пределах РФ могут быть специфические районы — пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, отдельные территории и населенные пункты, где в случае опасности распространения заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, территории, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8 Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения). Причиной ограничения правоспособности может стать психическое расстройство, препятствующее выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В этом случае гражданин по решению врачебной комиссии на основании оценки состояния его психического здоровья и согласно перечню психиатрических противопоказаний может быть признан на срок до 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования профнепригодным (ст. 6 Закона о психиатрической помощи). Правоспособность может ограничиваться в рамках реторсии (ст. 1194 ГК) и за правонарушение (см. ст. ст. 47, 53, 56, 57 УК). В свою очередь, ограничение дееспособности преследует цели воспитания (п. 4 ст. 26 ГК) и защиты имущественных интересов членов семьи (ст. 30 ГК), а признание гражданина недееспособным направлено на защиту его собственных имущественных интересов (ст. 29 ГК).

3. Меры правового воздействия на право- или дееспособность гражданина должны быть юридически обоснованными — не случайно в п. 1 ст. 22 говорится об установленных законом случаях и порядке (а в п. 2 — об условиях и порядке) их применения, что подразумевает наличие материально-правовых предпосылок (поводов, оснований) и соблюдение процессуальных особенностей их применения соответственно. Необоснованное ограничение дееспособности, права заниматься предпринимательской и иной деятельностью влечет недействительность акта государственного и иного органа (п. 2 ст. 22). Данный акт может быть нормативным или иным (например, правоприменительным), а сама санкция подлежит распространительному толкованию, т.е.: а) касается муниципальных органов, их должностных лиц, иных органов (например, юридического лица); б) охватывает не только случаи ограничения дееспособности и права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, но и прочие ситуации (признание недееспособным или ограничение в любых других правах, образующих содержание правоспособности (ст. 18 ГК), если такие решения приняты без достаточных оснований или с нарушением процессуальных норм).

4. В п. 3 ст. 22 речь идет не о внешнем, а о внутреннем воздействии на право- и дееспособность — полном или частичном отказе от них самого гражданина и других сделках, направленных на их ограничение. Подобные действия ничтожны и не влекут правовых последствий изначально, а требование о применении последствий их недействительности может предъявить любое заинтересованное лицо или суд по своей инициативе (ст. ст. 166, 167 ГК). Поэтому даже если гражданин добровольно самоограничился в правах, это лишено правового значения независимо от того, знал ли он о существе принятой на себя обязанности и чем при этом руководствовался. Так, не имеют правового значения решение гражданина уйти в монастырь, совершение пострига и обетов целомудрия, послушания, нестяжательности, иные подобные обязательства (например, никогда не заниматься предпринимательством, не покупать недвижимость, навсегда связать свою жизнь с деревней). Запрет, установленный п. 3 ст. 22, связан с тем, что право- и дееспособность имеют естественно-правовую природу и неотчуждаемы (ст. ст. 17 и 21 ГК), к тому же гражданин осуществляет принадлежащие ему права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК), поэтому ему нет надобности отказываться от право- или дееспособности — достаточно не осуществлять нежелательные права, что обычно не влечет их прекращения (п. 2 ст. 9 ГК). Так, дееспособному гражданину нет нужды отказываться от завещательной правоспособности — достаточно лишь не составлять завещания.

Прежде запрет совершать сделки, направленные на ограничение право- и дееспособности, был императивным (ст. 12 ГК 1964 г.), сегодня же в случаях, предусмотренных законом, такие сделки возможны и действительны (см., например, п. 3 ст. 22, ст. 1033 ГК). Сделки, направленные на ограничение право- или дееспособности, отличаются от случаев ограничения (обременения) конкретного субъективного права. Так, сделка по установлению сервитута (ст. ст. 274 — 277 ГК) означает предоставление заинтересованному лицу права ограниченного пользования чужим имуществом и ограничение, которое в результате претерпевает субъективное право собственника данного имущества; то же имеет место при покупке вещи, обремененной правом третьего лица (п. 1 ст. 460 ГК): последнее обременяет субъективное право покупателя на конкретную купленную им вещь, но оно не ограничивает определенный вид прав, как это должно быть при ограничении правоспособности (например, права на приобретение определенных товаров). Признак поражения в определенном виде прав отличает случаи договорного ограничения правоспособности (п. 3 ст. 22) от случаев изъятия имущества — оснований принудительного прекращения права собственности (п. 2 ст. 235 ГК): принудительное прекращение права на конкретное имущество отнюдь не исключает возможности приобретения аналогичного имущества (если, конечно, речь не идет об изъятых из оборота вещах), что было бы невозможным при ограничении правоспособности.

Статья 123.22 ГК РФ. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Текущая редакция ст. 123.22 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Комментарий к статье 123.22 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 1 комментируемой статьи констатирует факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на 3 типа — казенные, бюджетные и автономные. При этом п.2 комментируемой статьи определяет, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В данном случае речь идет, прежде всего, о применении норм БК РФ, ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Общее правило для всех типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленное в п.3 комментируемой статьи, выражается в отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества.

2. Пункты 4-6 комментируемой статьи развивают общие положения об ответственности учреждений. В частности, п.4 определяет, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Понятие казенного учреждения закреплено в БК РФ. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет особенности ответственности бюджетного учреждения. Указанный тип государственного или муниципального учреждения отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

4. Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Особенностью имущественной ответственности автономного учреждения является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

5. Пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает никаких ограничений по преобразованию государственных или муниципальных учреждений в иные некоммерческие организации, если эта возможность предусмотрена правовым актом в форме закона.

6. Пункт 8 комментируемой статьи нормативно закрепляет метод рамочного регулирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта. В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Именно поэтому законодатель выделяет тот факт, что особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

7. Применимое законодательство:
— БК РФ;
— ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»;
— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
— ФЗ от 04.05.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
— ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
— ФЗ от 26.05.96 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
— ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2011 N 12702-АЛ/Д08.

8. Судебная практика:
— постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;
— постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 N 3911/13;
— постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7463/12;
— определение КС РФ от 24.12.2012 N 2268-О;
— определение ВАС РФ от 06.05.2014 N ВАС-5010/14;
— решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-42588/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 123.22 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 123.22 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Комментарий к Ст. 22 ГК РФ

1. Положения комментируемой статьи во многом повторяют нормы ст. 10 ГК РСФСР 1922 г. и ст. 12 ГК РСФСР 1964 г. Так, в ГК РСФСР 1922 г. предусматривалось, что всякие сделки, стремящиеся к ограничению правоспособности или дееспособности, недействительны. А согласно ст. 12 ГК РСФСР 1964 г. никто не может быть ограничен в правоспособности или дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, недействительны.

2. Ограничения правоспособности (см. комментарий к ст. 17 ГК), дееспособности (см. комментарий к ст. ст. 21, 29, 30 ГК) могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. ограничение возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, например, могут быть установлены ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности, включающие в себя ограничения, связанные с государственной службой; ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением; ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом), и др.

3. Недействительны акты субъектов Российской Федерации, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности. Например, с учетом того что ч. 1 ст. 9 Закона Республики Карелия устанавливает, что нотариальной деятельностью в Республике Карелия вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности, то суд пришел к выводу о том, что лицензирование нотариальной деятельности является ограничением граждан в правоспособности, а согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Поскольку установить лицензирование нотариальной деятельности возможно только федеральным законом, то субъект Федерации не вправе устанавливать подобные ограничения в своих нормативных правовых актах и суд правильно указал в решении, что ч. 1 ст. 9 Закона Республики Карелия также принята с нарушением компетенции органов власти республики .

———————————
Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2002 г. N 75-Г02-14. Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Карелия от 20 июля 1995 г. «О нотариате» удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения приняты с нарушением компетенции органов власти республики и противоречат федеральному законодательству.

4. Основой п. 2 комментируемой статьи является ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В настоящем пункте разграничиваются гражданская дееспособность и право заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку возможность заниматься предпринимательской деятельностью входит в содержание гражданской правоспособности (ст. 18 ГК), а следовательно, является элементом и гражданской дееспособности.

5. Решением Верховного Суда РФ от 29 января 2007 г. N ГКПИ06-1458 со ссылкой на комментируемую статью был признан недействующим абз. 3 п. 24 Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145, в части, предусматривающей контроль администрацией интерната и медицинскими работниками за правильным и целесообразным расходованием заработанных средств теми лицами, которые не признаны недееспособными или ограниченно дееспособными. Распоряжение своим заработком является одним из важнейших элементов дееспособности лица. В ст. 22 ГК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи) предусматривает, что лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ .

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Решение Верховного Суда РФ от 29 января 2007 г. N ГКПИ06-1458 о частичном удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных пунктов Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145.

6. Примерами недопустимости отказа от правоспособности и дееспособности могут быть и специальные нормы: в частности, согласно ст. ст. 1045, 1051 ГК РФ ничтожными являются установленные договором простого товарищества ограничения права товарища на ознакомление со всей документацией по ведению общих дел и, соответственно, на отказ от бессрочного договора простого товарищества. В соответствии со ст. 828 ГК РФ недействителен запрет уступки денежного требования, которое гласит, что уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении.

7. Ничтожными являются условия не только договоров, но и учредительных документов юридического лица, в которых предусматриваются ограничения на совершение сделок с акциями, долями в уставном капитале, не предусмотренные законом. Например, получение согласия общества (или других участников) на отчуждение доли третьему лицу по возмездной сделке есть существенное ограничение права участника ООО на распоряжение принадлежащим ему имуществом. Судебная практика отмечает, что общество не вправе самостоятельно вводить подобные ограничения, поскольку такое ограничение можно рассматривать как ограничение гражданской правоспособности (ст. 18 ГК), а согласно п. 1 ст. 22 и п. 2 ст. 49 ГК РФ ограничение гражданской правоспособности граждан и юридических лиц допускается только на основании закона .

———————————
См.: Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с обжалованием решений общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью за январь 2005 — март 2006 г. / Группа авторов «ЮРИНФОРМ В» // СПС «КонсультантПлюс».

Статья 22 гк рф с комментариями

Раздел I. Общие положения

Подраздел 1. Основные положения

Глава 1. Гражданское законодательство

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права
Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
Статья 5. Обычаи делового оборота
Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии
Статья 7. Гражданское законодательство и нормы международного права

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

Подраздел 2. Лица

Глава 3. Граждане (физические лица)

Глава 4. Юридические лица

§ 1. Основные положения

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества

1. Общие положения

2. Полное товарищество

3. Товарищество на вере

4. Общество с ограниченной ответственностью

5. Общество с дополнительной ответственностью

6. Акционерное общество

7. Дочерние и зависимые общества

§ 3. Производственные кооперативы

§ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина

Текущая редакция ст. 23 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Пункт утратил силу с 1 марта 2013 года — Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к статье 23 ГК РФ

1. Заниматься предпринимательством гражданам в РФ возможно тремя способами:
— создав юридическое лицо;
— зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя;
— создав крестьянское фермерское хозяйство.

Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту его жительства. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл.VII.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В силу п.1 ст. 22.1 указанного закона гражданину необходимо предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:
— заявление о государственной регистрации по форме N Р21001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
— для граждан РФ — копию основного документа;
— для иностранных граждан — копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
— для лиц без гражданства — копию документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
— если документ, удостоверяющий личность гражданина, не содержит сведений о дате и месте рождения — копию свидетельства о рождении гражданина или копию иного документа, подтверждающего дату и место его рождения;
— для иностранных лиц и лиц без гражданства — копию документа, подтверждающего право гражданина временно или постоянно проживать в РФ;
— если в иных документах нет сведений о месте жительства гражданина — подлинник или копию документа, подтверждающего его адрес места жительства в РФ;
— для несовершеннолетних — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства, или копию решения суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;
— документ об уплате государственной пошлины (госпошлина на 01.07.2014 составляет 800 рублей);
— если гражданин намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в пятидневный срок, после чего ему выдается свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя сведения о нем заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Если сведения изменились в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, то гражданин обязан в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган, представив следующие документы:
— заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме N Р24001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
— копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Если гражданин намерен прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, он должен представить в налоговую инспекцию по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя следующие документы:
— заявления о государственной регистрации по форме N Р26001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
— документа об уплате государственной пошлины (на 01.07.2014 госпошлина составляет 160 рублей);
— справку из Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов.

2. Граждане не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. При возникновении споров суд будет применять к гражданам, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляемым предпринимательскую деятельность, положения, регулирующие деятельность индивидуального предпринимателя.

Так, в постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 указывается, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п.1 комментируемой статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. Если, например, при этом были нарушены права потребителей услуг (товаров) указанного гражданина, то по таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.

Кроме того гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации индивидуального предпринимателя, может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи посвящен созданию гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства. Граждане имеют право создавать крестьянские (фермерские) хозяйства с целью занятия производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Для государственной регистрации крестьянского (фермерского хозяйства) в налоговую инспекцию представляется:
— заявление по форме N Р21002, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
— соглашение о создании, если в создании участвует несколько лиц;
— иные документы, предусмотренные для государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Консультации и комментарии юристов по ст 23 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 23 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 22 ГПК РФ. Подведомственность гражданских дел судам

Текущая редакция ст. 22 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) пункт утратил силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ;
4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Комментарий к статье 22 ГПК РФ

1. Правила о подведомственности дают возможность определить круг гражданских дел, отнесенных к компетенции суда общей юрисдикции, а правила о подсудности позволяют распределить эти дела между различными судами данной судебной системы. Кодекс выделяет несколько видов производств по гражданским делам подведомственным судам общей юрисдикции (пп.1 — 6 ч.1 ст. 22 ГПК).

2. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Соответственно и в ст. 11 ГК РФ устанавливается приоритет судебной защиты гражданских прав.

В административном порядке защита прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, а решение, принятое в таком порядке, может быть обжаловано в суд. Причем по общему правилу от усмотрения заинтересованного лица зависит, обращаться ли ему за защитой права в административный орган или непосредственно в суд, а исключения из этого правила строго предусмотрены федеральным законом (см. комментарий к ст. 135 ГПК).

3. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, является прежде всего процессуальным. Оно предполагает обращение заинтересованного лица в суд, разрешение спора судом в установленной законом процедуре, а в случае необходимости и принудительное исполнение судебного решения. В судебной практике не всегда учитывается, что процессуальное право на судебную защиту не зависит от действительного наличия у заинтересованного лица субъективного материального права и нарушения его лицом, указанным в качестве ответчика, поскольку эти обстоятельства могут быть установлены судом лишь в результате рассмотрения и разрешения дела по существу.

4. Статья 46 расположена в гл.2 Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Однако процессуальное право на судебную защиту равным образом гарантируется также юридическим лицам.

Прежде всего за статусом юридического лица всегда стоит объединение граждан. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, обладают равными процессуальными возможностями для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов (ч.2 ст. 8, ч.3 ст. 123 Конституции РФ).

5. Конституционное право на судебную защиту исключает право законодателя ограничивать возможность защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций административным или иным несудебным порядком. Любые нормативные акты такого рода не должны применяться судами как противоречащие Основному Закону страны (ст. 15 Конституции РФ, ч.3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»*, ст. 1 ГПК).

________________
* СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

6. Поскольку защита прав, свобод и охраняемых законом интересов осуществляется преимущественно в судебном порядке, сформулированные в ст. 22 ГПК правила позволяют прежде всего разграничить компетенцию между судом общей юрисдикции, с одной стороны, арбитражным и конституционным судами — с другой. Соответственно и основной задачей института подведомственности является распределение дел о правовых спорах и правовых вопросах между названными судами с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы страны.

Арбитражный и конституционный суды рассматривают лишь те дела, которые непосредственно отнесены федеральным законом к их ведению. Споры о нарушении прав, обусловленные процедурой расследования уголовных дел, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке уголовного судопроизводства. Подведомственные судам общей юрисдикции дела по заявлениям об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях, разрешаются по правилам гл.30 КоАП РФ в порядке административного судопроизводства. Все остальное относится к сфере гражданского судопроизводства, в порядке которого суды общей юрисдикции рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с федеральным законом их защита не подлежит осуществлению в ином судебном порядке.

7. По общему правилу арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются юридические лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч.1 и 2 ст. 27 АПК РФ). В отличие от этого к ведению суда общей юрисдикции относится, в частности, разрешение дел по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, сам характер которых предполагает обязательное участие гражданина вне зависимости от его статуса индивидуального предпринимателя в качестве хотя бы одной из сторон. Что касается дел по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, то они по общему правилу подведомственны суду общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности.

Таким образом, основными критериями разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав. При определении подведомственности гражданских дел оба этих критерия должны учитываться в совокупности.

8. Само по себе наличие статуса юридического лица у обеих сторон не дает оснований для передачи возникшего между ними спора в арбитражный суд, если этот спор не является экономическим. В связи с этим суду общей юрисдикции подведомственны, в частности, дела об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений), а также о прекращении или приостановлении их деятельности; другие дела по спорам между юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями) о защите неимущественных прав. Не связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью и подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции дела об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой информации, о прекращении или приостановлении их деятельности.

9. Наличие у стороны в споре с юридическим лицом или у обеих сторон статуса индивидуального предпринимателя также не делает спор подведомственным арбитражному суду, если он не связан с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Например, спор гражданина-предпринимателя с организацией или другим предпринимателем о защите его прав потребителя в связи с приобретением или заказом товаров (работ, услуг) для удовлетворения личных (бытовых) нужд подлежит разрешению в суде общей юрисдикции.

10. По общему правилу дело независимо от характера спорных отношений подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции при отсутствии хотя бы у одного участника спора статуса юридического лица или приобретенного в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя. В частности, суду общей юрисдикции подведомственны споры с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п. дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств (п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»)*.

________________
* БВС РФ. 1997. N 1.

Равным образом споры с участием объединения граждан, не имеющего статуса юридического лица, независимо от характера спорных отношений рассматриваются судом общей юрисдикции.

11. Приведенное общее правило содержит исключения, и в случаях, предусмотренных федеральным законом, к подведомственности арбитражного суда могут быть отнесены дела, участниками спорных отношений по которым являются организации, не являющиеся юридическими лицами, или граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, а также иные дела (ч.2 и 3 ст. 27 АПК РФ).

В частности, согласно ст. 33 АПК РФ к ним относятся дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности данного хозяйственного товарищества, общества, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разъяснения по вопросам определения подведомственности этих дел дается в пп.5-9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 9 декабря 2002 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в пп.3-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»*,в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». При этом должны учитываться также положения глав 28.1 и 28.2 АПК о порядке рассмотрения отнесенных к компетенции арбитражных судов дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

________________
* Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; БВС. 2003. N 3; Российская газета. 2003. 2 дек.

12. К компетенции судов общей юрисдикции относится рассмотрение дел по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК). Однако требования по правоотношениям с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей в предпринимательской и иной экономической сфере, основанные на письменной сделке (нотариальной или простой), на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, а также о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам с учетом общих правил о подведомственности разрешаются арбитражными судами. При наличии условий, предусмотренных ст. 226, 227 АПК РФ, дела по названным требованиям могут быть рассмотрены ими и в порядке упрощенного производства, являющегося в арбитражном процессе аналогом приказного производства.

13. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из публично-правовых отношений, но они связаны с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности (ст. 29 АПК РФ). При этом дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, если федеральный закон непосредственно относит их рассмотрение к компетенции арбитражного суда (п.1 ст. 29 АПК РФ).

Разъяснения по вопросу отнесения к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании нормативных правовых актов дается в п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», разъяснения по вопросам подведомственности этих дел судам общей юрисдикции дается в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 (в ред. от 10 июня 2010 года N 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (см. также комментарий к ст. 251 ГПК).

________________ Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

14. Как и суды общей юрисдикции (см. п.1 ч.1 ст. 262 ГПК), арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении юридических фактов. Однако данные факты должны иметь значение для возникновения, изменения и прекращения прав юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30, 218 АПК РФ). Соответственно рассмотрение дел об установлении таких юридических фактов к подведомственности судов общей юрисдикции не относится.

15. Названные критерии, обусловленные характером спорных материальных правоотношений и их субъектного состава, должны учитываться также при разграничении компетенции между общими и арбитражными судами по рассмотрению дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений (ст. 31 АПК РФ), о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов (ст. 32 АПК РФ).

16. Общие критерии разграничения компетенции применяются и по делам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций (ч.5 ст. 27 АПК РФ). Однако в соответствии с международным договором РФ дела с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут быть отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.

17. Заявленный в суде спор может содержать несколько связанных между собой требований, которые в отдельности относятся к ведению разных звеньев судебной системы, — суда общей юрисдикции и арбитражного суда. При невозможности разделения этих требований спор подлежит разрешению в одном процессе и приоритет в данном случае отдается суду общей юрисдикции.

Содержащееся в ч.4 комментируемой статьи правило чаще всего применяется при разрешении экономических споров между организациями, когда их участниками становятся также и граждане. Например, требование юридического лица к другому юридическому лицу о праве собственности на жилое помещение может быть связано с требованиями к гражданам, проживающим в данном помещении, и т.п.

В соответствии с ч.4 ст. 27 АПК РФ заявление по экономическому спору или иному делу, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

19. При принятии заявления с объединенными требованиями, каждое из которых по отдельности подведомственно разным судам, судья обязан вынести определение о совместном рассмотрении объединенных требований, одно из которых (или несколько), взятое в отдельности, не подведомственно суду общей юрисдикции. В определении должны быть приведены мотивы, почему разделение требований невозможно. Вопросы о принятии заявления и совместном рассмотрении объединенных требований могут быть разрешены в одном определении о возбуждении гражданского дела.

Консультации и комментарии юристов по ст 22 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 22 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Смотрите еще:

  • 11 федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности Закон 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Оформление лицензии необходимо для осуществления определенного вида деятельности. Полученное разрешение подразумевает соблюдение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) конкретных требований и […]
  • Военный комиссариат нао Военкоматы, военные части Коми, НАО Новые комментарии Что там случилось, дайте 1 месяц 2 недели назад Кого вы дурите, всё где-то 1 месяц 2 недели назад буду краток, жаль что в моей 2 месяца 22 часа назад В ПЕЧОРЕ НЕ ПЕРВЫЙ […]
  • Жк рф ст 153 2018 год Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Текущая редакция ст. 153 ЖК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и […]
  • Договор аренды помещения с физическим лицом образец ндфл Аренда у физического лица: НДФЛ Актуально на: 22 января 2018 г. Если организация арендует у физлица (не являющегося ИП) помещение, то она является налоговым агентом по НДФЛ в отношении этого физлица-арендодателя. То есть она должна исчислить НДФЛ с дохода в виде […]
  • Земельный участок малин Продажа земельных участков в Житомирской области Продажа земельных участков в Житомирской области р‑н. Заречаны Костенко Ліни г. Житомир . Ділянка в р-ні підвісного мосту,серед новобудов,всі поряд комунікації. р‑н. Максютова Вільський шлях г. Житомир р‑н. […]
  • Ст45 ч1 коап "Шпионская техника" (СТС НПИ) и ответственность А вот ещё в тему. Остерегайтесь, ребяты, приобретать в Кетае кетайские же всякие "шпиёнские" гаджеты. Вчера 15.10.2012 г. был в следственном комитете, шьют дело по ст.138 ч.1 УК РФ, за приобритение ручки с камерой. […]
  • Заявление о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя Новые заявления о постановке на учет для плательщиков ЕНВД в 2011 году Утверждены и применяются с 17 апреля 2011 года новые формы заявлений, представляемых в налоговый орган плательщиками единого налога на вмененный доход. «Об утверждении форм и форматов заявлений о […]
  • Игровые автоматы в коап Организация азартных игр статья Полный текст статьи 171. Уголовного кодекса. УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр, совершенные организованной группой, сопряженные. Деятельность поорганизации и проведению азартных игр. Незаконные организация и (или) […]