Ст5 закона российской федерации о защите прав потребителей

Ст5 закона рф о защите прав потребителя

Закон о защите прав потребителей / СТАТЬЯ 5

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)). (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

4. На продукты питания, парфюмерно — косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем. (п. 7 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

Комментарий к статье 5

1. Сроки, регулируемые настоящей статьей, играют важную роль при обеспечении защиты прав потребителей и определении пределов ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов. Их понятия, порядок утверждения и выполняемая роль не являются неизменными.

В первоначальной редакции Закона определения срока службы не было. Однако было отмечено, что срок службы должен устанавливаться на товары (результаты работ), использование которых после истечения этого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества и окружающей среды. Таким образом, сроку службы однозначно отводилась роль срока безопасного использования товара, которое должно быть обеспечено изготовителем (исполнителем).

Определение срока службы, впервые данное в редакции Закона 1996 г., расширяет его функции. Срок службы определен как период, в течение которого действует обязательство изготовителя (исполнителя) обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по его целевому назначению. Такая обязанность существовала и в предыдущей редакции Закона. Однако включение ее в понятие срока службы придает ей более фундаментальный, определяющий характер. Понятно, что обеспечение использования включает и обеспечение безопасности товара. Возможность использовать товар по назначению обеспечивается различными мерами, которые должен осуществить изготовитель (исполнитель), — см. комментарий к понятию «существенный недостаток», ст. ст. 6 и 12 Закона.

В редакции Закона 1996 г. уточнено, что срок службы устанавливается на товары (работы) длительного пользования.

Законодатель выделил две группы товаров (работ) длительного пользования.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы не только на потенциально опасные товары в целом, но также на такие комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты). Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года N 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

Второй перечень содержит обширный список основных продовольственных товаров (включая продукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощесушильной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслосыродельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственные товары следующих групп:

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, парфюмерно — косметические товары, товары бытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей.

Согласно этому Постановлению срок службы (годности) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).

С 1 января 1998 года запрещена продажа на территории РФ товаров, указанных в перечнях, утвержденных данным Постановлением, при отсутствии информации о сроках их службы (годности). Установление сроков службы или годности на результаты работы Постановлением не предусмотрено.

Во вторую группу товаров длительного пользования входят все товары, не включенные в упомянутый перечень: на эти товары изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.

Определение срока службы как периода ответственности изготовителя (исполнителя) за существенные недостатки, возникшие по его вине, не означает, что он не может нести ответственность за «простые» недостатки, возникшие не по его вине. (Подробнее об этом см. комментарии к ст. ст. 18, 19 Закона.)

Срок службы устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации, обычно в технических условиях на товар, и может исчисляться единицами времени (часами, месяцами, годами), а также единицами работы (пробегом транспортных средств, наработкой до первого отказа и т.п.). В практике широко применяется комбинированное исчисление срока службы в тех и других единицах.

Продолжительность срока службы определяется, прежде всего, периодом безопасного использования товара, основанным на объективных данных его эксплуатации, испытаний, специальных исследований и т.п. Искусственное, необоснованное занижение срока службы в этом случае чревато повышенной возможностью нарушения обязательств по обеспечению безопасности товара, причинения вреда жизни и здоровью потребителя, окружающей среде и, как следствие этого, экономическими потерями.

Таким образом, различие между двумя упомянутыми группами товаров заключается в том, что на одни товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы, а на другие нет. Но для обеих групп сущность срока службы единая — это срок, в течение которого потребителю обеспечивается возможность использования товара по назначению, включая его безопасность.

2. Определенная группа товаров (результатов работы) в силу их принципиального отличия от товаров (работ) длительного пользования, технически сложных имеет специальное регулирование по некоторым вопросам. Речь идет о продуктах питания, парфюмерно — косметических товарах, медикаментах, изделиях бытовой химии и т.п. (работах). Все они являются товарами разового использования, притом в течение, как правило, непродолжительного периода времени.

Их особенность заключается в том, что они с течением времени утрачивают свои первоначальные потребительские свойства, а в некоторых случаях одновременно с этим приобретают качества, делающие их потенциально опасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Указанная двойственность этой группы товаров (работ) привела в первоначальной редакции Закона к двойственности в определении их правового режима. В соответствии со вторым их качеством (потенциальной опасностью) они объединялись в одну группу с товарами технически сложными, длительного пользования, которые также приобретают потенциальную опасность по истечении определенного времени (срока службы). Редакционно это влекло появление после упоминания срока службы в скобках срока годности. В дальнейшем это привело к противоречиям в тексте Закона.

В редакции Закона 1996 г. этот недостаток устранен, указанная группа товаров (работ) получила самостоятельное правовое регулирование. На эти товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. При этом возможная причина непригодности (утрата потребительских свойств, опасность) не имеет значения. Новым является также отнесение товаров (работ) к этой группе в соответствии со специальным перечнем, который утверждается Правительством РФ (см. п. 1 комментария к настоящей статье). Установление срока годности на услуги Законом не предусмотрено.

Срок годности определяется различными способами: путем указания предельного срока реализации, указания даты изготовления и срока хранения, годности и т.п. Единственным критерием определения продолжительности срока годности являются физико — химические свойства товара (работы).

3. Пункт 5 (в редакции 1996 г.) содержал запрет на продажу товара по истечении установленного срока службы или годности. Запрещение продажи товаров распространялось и на товары, на которые срок службы или срок годности не установлены вопреки требованию об обязательности их установления.

Запрещается также реализация потребителю результатов работы после истечения установленных сроков службы или годности.

Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ из п. 5 ст. 5 исключено упоминание о сроке службы.

Такое решение может быть объяснено различной степенью опасности неустановления срока годности и срока службы. Неустановление первого влечет признание товара непригодным для использования (п. 4 ст. 5), а второго — лишь вероятность опасности его использования по назначению. Вместе с тем следует указать, что Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ в ст. 13 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» внесены изменения, согласно которым изготовители (продавцы, исполнители) обязаны приостанавливать или прекращать реализацию продукции по истечении срока годности продукции, срока ее службы. Законодатель, внося в 1999 году изменения в п. 5 ст. 5 Закона (Закон N 212-ФЗ), сохранил запрет на продажу товаров только по истечении срока годности. Возникшая несогласованность двух Законов должна быть устранена.

О последствиях неустановления срока службы или годности в случае, когда они должны быть установлены, см. комментарии к ст. ст. 12, 14, 19 и 29 Закона.

4. Понятие «гарантийный срок» давно употребляется в законодательстве, в том числе в ГК РСФСР 1964 года, в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Однако его содержание, порядок установления и роль не были постоянными. Гарантийный срок рассматривался как удлиненный срок для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть обнаружены при их обычной приемке, как срок на предъявление претензий по качеству товаров, как срок, в течение которого изготовитель гарантирует работоспособность товара. Продолжительность гарантийных сроков на товар определялась государственными стандартами и другими категориями нормативной документации по стандартизации как обязательное требование для изготовителей и продавцов.

Закон в первоначальной редакции не содержал определения понятия «гарантийный срок», упоминая о нем как о сроке выявления недостатков товара, предъявления потребителем соответствующих требований.

В редакции Закона 1996 г. дано определение гарантийного срока как периода, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить соответствующие требования потребителя в связи с обнаружением недостатков в товаре (работе).

Этой обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) соответствует, разумеется, право потребителя на предъявление требований именно в течение этого срока.

Вместе с тем ГК (ст. 470) определяет гарантийный срок как период, в течение которого товар должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в установленном порядке. Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК для результата работы. Однако в отличие от порядка установления этого срока для товаров допускается возможность установления гарантийного срока на результат работы не только договором, но также Законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить требования потребителя нельзя трактовать как безусловную. Речь идет, несомненно, об обоснованных требованиях потребителя, отсутствии оснований для освобождения изготовителя (исполнителя, продавца) от ответственности.

Установление гарантийного срока не является обязательным. Гарантийный срок устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени.

В отличие от срока службы и срока годности гарантийный срок может устанавливаться на любые товары (услуги), имеет чисто коммерческий характер, является средством конкурентной борьбы на рынке. Однако необходимость его установления, правильное определение его продолжительности могут существенно повлиять на экономические результаты деятельности изготовителя и продавца товара. Для решения этих вопросов разработаны научно обоснованные методы.

В редакции Закона 1996 г. устранен пробел в части, касающейся отношения продавца к гарантийному сроку. Продавец получил право устанавливать свой собственный гарантийный срок в двух случаях: если он хочет установить гарантийный срок большей продолжительности, чем установил изготовитель, и если гарантийный срок изготовителем вовсе не установлен. В последнем случае гарантийный срок должен быть более 6 месяцев. Также, впрочем, как и гарантийный срок, установленный изготовителем (исполнителем) (п. 7 ст. 5 Закона).

Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ п. 7 ст. 5 Закона изложен в новой редакции, где часть вторая этого пункта изъята, так как затронутые в ней вопросы урегулированы ст. 470, 471 и 503 ГК иначе, а часть первая предусматривает право продавца устанавливать на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. При этом изъято указание на то, что этот срок должен устанавливаться сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым п. 1 ст. 19 Закона (т.е. 6 месяцев для товаров и 2 года для недвижимости). Если же гарантийный срок изготовителем установлен, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.

Смысл указанных изменений состоит в приведении норм Закона о гарантийном сроке продавца в соответствие с нормами ГК. Согласно п. 2 ст. 470 ГК гарантийный срок продавца имеет самостоятельный характер и не является дополнительным к гарантийному сроку изготовителя, как это было предусмотрено ранее п. 7 ст. 5 Закона. Продолжительность гарантийного срока продавца определяется договором купли — продажи, в данном случае розничной купли — продажи (договор присоединения). Если гарантийный срок изготовителем установлен, то продолжительность срока, установленного продавцом, должна быть больше срока, установленного изготовителем.

Продолжительность гарантийного срока продавца, когда такой срок не установлен изготовителем, отныне Законом не регулируется, его зависимость от ранее предусмотренных сроков обнаружения недостатков товара (ст. 19 Закона) устранена. Это обстоятельство дает продавцу формальную возможность устанавливать гарантийный срок менее новых сроков, установленных ст. 19. Но при этом необходимо учитывать требования нового п. 5 ст. 19 Закона.

5. Закон непосредственно не определяет продолжительность сроков, упомянутых в ст. 5, а также методы определения их конкретной (абсолютной) продолжительности. Относительная величина сроков может быть определена на основе норм статей 5, 7 и 19 Закона с учетом их сущности и порядка исчисления.

Сопоставительный анализ п. п. 1 и 2 ст. 5 и п. 2 ст. 7 Закона позволяет сделать бесспорный вывод о том, что срок службы является не только сроком, в течение которого изготовитель обеспечивает возможность использования товара по назначению мерами, предусмотренными ст. 6 Закона, но и сроком безопасного использования товара. Причем это распространяется и на товары длительного пользования, упомянутые в п. 1 ст. 5.

Товары, на которые устанавливается срок годности, начинают терять свои свойства с момента их изготовления, а товары длительного пользования, на которые устанавливается срок службы, — как правило, с начала их использования. Таким образом, основное назначение срока службы и срока годности определять период безопасности соответствующих товаров на основе исследования их физико — химических характеристик.

Установленный п. 2 ст. 7 Закона 10-летний срок обеспечения безопасности, если срок службы не установлен, является произвольным, объективно не связан со сроком службы и, следовательно, не может влиять на продолжительность последнего.

Гарантийный срок в отличие от срока службы и срока годности не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение — установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.

6. В связи со сроками, регулируемыми в настоящей статье, следует обратить внимание на то, что действие Закона распространяется на товары (услуги), реализуемые в России независимо от места их происхождения и национальной принадлежности изготовителя, продавца, исполнителя, т.е. в том числе на импортные товары (услуги) и иностранные юридические лица. Поэтому при заключении контрактов на поставку товаров по импорту следует обращать особое внимание на те условия, которые вытекают из требований Закона, а также Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Это касается, в первую очередь, обеспечения безопасности товаров, других обязательных требований государственных стандартов, установления соответствующих сроков. При этом следует иметь в виду, что установленные во внешнеторговых контрактах гарантийные сроки обязательны лишь для сторон договора международной купли — продажи.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

Новая редакция СТ 5 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

8. Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства — в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.

Комментарий к Статье 5 ЗоЗПП РФ

Понятие срока службы впервые в законодательстве было использовано в Законе в статье о праве потребителя на безопасность товаров (работ, услуг). До этого указанное понятие применялось в технической литературе и технической документации, в том числе и в государственных стандартах, как техническая характеристика надежности и долговечности продукции (обычно машин, приборов и другой продукции производственного назначения), не неся никакой юридической нагрузки.

Определение срока службы, впервые данное в новой редакции Закона, расширяет его функции. Срок службы определен как период, в течение которого действует обязательство изготовителя (исполнителя) обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по его целевому назначению. Такая обязанность существовала и в старой редакции Закона. Однако включение ее в понятие срока службы придает ей более фундаментальный, определяющий характер. Понятно, что обеспечение использования включает и обеспечение безопасности товара. Возможность использовать товар по назначению обеспечивается различными мерами, которые должен осуществить изготовитель (исполнитель), — см. комментарий к понятию «существенный недостаток», ст. 6 и 12 Закона.

В новой редакции Закона уточнено, что срок службы устанавливается на товары (работы) длительного пользования. Что такое товар длительного пользования, Закон не определяет. Во всяком случае Закон не содержит никаких ограничений при определении товаров длительного пользования, и изготовитель (исполнитель) вправе отнести к этой категории любые товары, руководствуясь здравым смыслом и обычаем.

В первую входят товары (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. На эти товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы. Новое заключается в том, что перечень таких товаров (работ) должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Указанная обязанность возникает у изготовителя (исполнителя) со дня утверждения перечня.

Первый перечень включает в себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Второй перечень содержит обширный список основных продовольственных товаров (включая продукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощесушильной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслосыродельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственные товары следующих групп:
товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей.

Согласно этому постановлению срок службы (годности) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).

С 1 января 1998 года запрещена продажа на территории РФ товаров, указанных в перечнях, утвержденных данным постановлением, при отсутствии информации о сроках их службы (годности). Установление сроков службы или годности на результаты работы постановлением не предусмотрено.

Определение срока службы как периода ответственности изготовителя (исполнителя) за существенные недостатки, возникшие по его вине не означает, что он не может нести ответственность за «простые» недостатки, возникшие не по его вине. (подробнее об этом см. комментарий к ст. 18, 19 Закона).

Срок службы устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации, обычно в технических условиях на товар, и может исчисляться единицами времени (часами, месяцами, годами), а также единицами работы (пробегом транспортных средств, наработкой до первого отказа и т.п. ). В практике широко применяется комбинированное исчисление срока службы в тех и других единицах.

Продолжительность срока службы определяется прежде всего периодом безопасного использования товара, основанным на объективных данных его эксплуатации, испытаний, специальных исследований и т.п. Искусственное, необоснованное занижение срока службы в этом случае чревато повышенной возможностью нарушения обязательств по обеспечению безопасности товара, причинения вреда жизни и здоровью потребителя, окружающей среде и, как следствие этого, экономическими потерями.

Таким образом, различие между двумя упомянутыми группами товаров заключается в том, что на одни товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы, а на другие нет. Но для обеих групп сущность срока службы единая — это срок, в течение которого потребителю обеспечивается возможность использования товара по назначению, включая его безопасность.

2. В старой редакции Закона так же, как и в новой, определенная группа товаров (результатов работы) в силу их принципиального отличия от товаров (работ) длительного пользования, технически сложных имеет специальное регулирование по некоторым вопросам. Речь идет о продуктах питания, парфюмерно-косметических товарах, медикаментах, изделиях бытовой химии и т.п. (работах). Все они являются товарами разового использования, притом в течение, как правило, непродолжительного периода времени.

Их особенность заключается в том, что они с течением времени утрачивают свои первоначальные потребительские свойства, а в некоторых случаях одновременно с этим приобретают качества, делающие их потенциально опасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Указанная двойственность этой группы товаров (работ) привела в старой редакции Закона к двойственности в определении их правового режима. В соответствии со вторым их качеством (потенциальной опасностью) они объединялись в одну группу с товарами технически сложными, длительного пользования и т.п., которые также приобретают потенциальную опасность по истечении определенного времени (срока службы).

Редакционно это влекло появление после упоминания срока службы в скобках срока годности. В дальнейшем это привело к противоречиям в старом тексте Закона.

В новой редакции Закона этот недостаток устранен, указанная группа товаров (работ) получила самостоятельное правовое регулирование. На эти товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

При этом возможная причина непригодности (утрата потребительских свойств, опасность) не имеет значения.

Новым является также отнесение товаров (работ) к этой группе в соответствии со специальным перечнем, который утверждается Правительством РФ (см. п.1 комментария к настоящей статье) . Установление срока годности на услуги Законом не предусмотрено.

Срок годности определяется различными способами: путем указания предельного срока реализации, указания даты изготовления и срока хранения, годности и т.п.

Единственным критерием определения продолжительности срока годности являются физико-химические свойства товара (работы).

3. Продажа товара по истечении установленного срока службы или годности.

Запрещение продажи товаров распространяется и на товары, на которые срок службы или срок годности не установлены вопреки требованию об обязательности их установления.

О последствиях неустановления срока службы или годности в случае, когда они должны быть установлены, см. комментарий к ст. 12, 14, 19 и 29 Закона.

4. Данное в Законе определение срока годности товара полностью соответствует определению, содержащемуся в ст. 472 ГК. Однако, если Закон предусматривает его обязательное установление по перечню товаров, утвержденному Правительством РФ, и только изготовителем, то ГК предусматривает возможность его установления: законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами, т.е. государством.

5. Понятие «гарантийный срок» давно известно в законодательстве, в том числе в ГК РСФСР 1964 года, в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Однако его содержание, порядок установления и роль не были постоянными. Он рассматривался как удлиненный срок для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть обнаружены при их обычной приемке, как сроки на предъявление претензий по качеству товаров, как сроки, в течение которых изготовитель гарантирует работоспособность товара. Продолжительность гарантийных сроков на товар определялась государственными стандартами и другими категориями нормативной документации по стандартизации как обязательное требование для изготовителей и продавцов.

Закон в первоначальной редакции не содержал определения понятия «гарантийный срок», упоминая о нем как о сроке выявления недостатков товара, предъявления потребителем соответствующих требований.

В новой редакции Закона дано определение гарантийного срока как периода, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить соответствующие требования потребителя в связи с обнаружением недостатков в товаре (работе).

Вместе с тем ГК (ст. 470) определяет гарантийный срок как период, в течение которого товар должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в установленном порядке. Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК для результата работы. Однако в отличие от порядка установления этого срока для товаров допускается возможность установления гарантийного срока на результат работы не только договором, но также Законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.

Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить требования потребителя нельзя трактовать как безусловную. Речь идет, несомненно, об обоснованных требованиях потребителя, отсутствии оснований для освобождения изготовителя (исполнителя, продавца) от ответственности.

Установление гарантийного срока не является обязательным.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени.

В новой редакции Закона устранен пробел в части, касающейся отношения продавца к гарантийному сроку. Он получил право устанавливать свой собственный гарантийный срок в двух случаях: если он хочет установить гарантийный срок большей продолжительности, чем установил изготовитель, и если гарантийный срок изготовителем вовсе не установлен. В последнем случае гарантийный срок должен быть более 6 месяцев. Так же, впрочем, как и гарантийный срок, установленный изготовителем (исполнителем) (п. 7 ст. 5 Закона).

Закон придал гарантийному сроку, установленному продавцом, самостоятельный характер, предусмотрев его правовое регулирование в договоре между продавцом и потребителем.

В этом договоре, согласно Закону, должны быть установлены требования, которые потребитель вправе предъявить продавцу, порядок и сроки удовлетворения этих требований, ответственность продавца.

Законом не определено, где должен устанавливаться продавцом гарантийный срок, как он должен исчисляться.

Согласно ст. 470 ГК, продавец должен указывать продолжительность установленного им гарантийного срока в договоре. Очевидно, и в документах, выдаваемых с товаром, в товарных чеках и т.п. Если гарантийный срок изготовителем установлен, то гарантийный срок продавца должен исчисляться со дня, следующего за окончанием гарантийного срока изготовителя. Если изготовитель не установил гарантийный срок, то гарантийный срок продавца должен исчисляться в общем порядке со дня продажи товара, а если этот день установить невозможно — со дня изготовления товара.

За недостатки товара, обнаруженные в период действия дополнительного гарантийного срока продавца и за период действия гарантийного срока продавца после истечения 6 месяцев со дня продажи товара, изготовитель ответственности не несет, если иное не вытекает из Закона (в частности, в случаях ответственности в течение срока службы и других сроков).

6. Таким образом, в отличие от срока службы и срока годности гарантийный срок может устанавливаться на любые товары (услуги), имеет чисто коммерческий характер, является средством конкурентной борьбы на рынке. Однако необходимость его установления, правильное определение его продолжительности могут существенно повлиять на экономические результаты деятельности изготовителя и продавца товара. Для решения этих вопросов разработаны научно обоснованные методы.

7. Закон непосредственно не определяет продолжительность сроков, упомянутых в ст. 5, а также методы определения их конкретной (абсолютной) продолжительности.

Относительная величина сроков может быть определена на основе норм ст. 5, 7 и 19 Закона, с учетом их сущности и порядка исчисления.

Сопоставительный анализ пп. 1 и 2 ст. 5 и п. 2 ст. 7 Закона позволяет сделать бесспорный вывод о том, что срок службы является не только сроком, в течение которого изготовитель обеспечивает возможность использования товара по назначению мерами, предусмотренными ст. 6 Закона, но и сроком безопасного использования товара. Причем это распространяется и на товары длительного пользования, упомянутые в п. 1 ст. 5.

Поэтому конкретная продолжительность срока службы определяется объективными свойствами товара в период его использования. Еще более определенно в Законе подчеркнута связь срока годности с безопасностью товара (см. п. 2 ст. 19). Различие между этими двумя родственными сроками вытекает из характера товаров, на которые они устанавливаются, и степенью их опасности. В связи с этим установлен различный порядок их исчисления.

Товары, на которые устанавливается срок годности, начинают терять свои свойства с момента их изготовления, а товары длительного пользования, на которые устанавливается срок службы, — как правило, с начала их использования. Таким образом, основное назначение срока службы и срока годности определять период безопасности соответствующих товаров на основе исследования их физико-химических характеристик.

Использование сроков службы и годности в ст. 19 Закона для определения периода обнаружения недостатков товара и предъявления покупателем соответствующих требований является функциональным.

Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение — установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность. Установленный абз. 2 п. 1. ст. 19 шестимесячный и другие сроки по свой сущности являются сроками функционально аналогичными гарантийному сроку.

Эти сроки можно характеризовать как минимальные гарантийные сроки, установленные государством.

Поэтому гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем, не может быть менее срока, установленного Законом.

Гарантийный срок продавца, если этот срок не установлен изготовителем, как предусмотрено п. 7 ст. 5 Закона, устанавливается сверх шестимесячного срока. Сказанное относится и к импортным товарам.

8. В связи со сроками, регулируемыми в настоящей статье, следует обратить внимание на то, что действие Закона распространяется на товары (услуги), реализуемые в России, независимо от места их происхождения и национальной принадлежности изготовителя, продавца, исполнителя, т.е. в том числе на импортные товары (услуги) и иностранные юридические лица. Поэтому при заключении контрактов на поставку товаров по импорту следует обращать особое внимание на те условия, которые вытекают из требований Закона, а также Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Это касается в первую очередь обеспечения безопасности товаров, других обязательных требований государственных стандартов, установления соответствующих сроков. При этом следует иметь в виду, что установленные во внешнеторговых контрактах гарантийные сроки менее 6 месяцев не могут применяться на территории РФ при розничной купле-продаже. Такие сроки обязательны лишь для сторон договора международной купли-продажи. Поэтому, если иностранный поставщик не соглашается на установление гарантийного срока продолжительностью более 6 месяцев со дня реализации товара в России, продавцу при экономической целесообразности следует установить свой гарантийный срок или принять на себя риск ответственности за качество товара в течение 6-месячного срока, установленного Законом.

Статья 28.7. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 28.7 КоАП РФ

1. В части 1 комментируемой статьи перечисляются виды административных правонарушений, после выявления которых проводится административное расследование.

Так, к ним относятся административные правонарушения, предусмотренные:

1) ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе);

2) ст. ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах);

3) ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

4) ст. ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства);

5) ст. ст. 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов);

6) ст. 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства);

7) ст. ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей);

8) ст. ст. 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела);

9) ст. ст. 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды);

10) ст. ст. 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

11) ст. ст. 12.1 — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения);

12) ст. ст. 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте);

13) ст. ст. 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.

Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарий к ст. ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарий соответственно к ст. ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 дело считается возбужденным с момента вынесения определения.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 (см. комментарий к ст. 28.3).

3. Согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 и 15.10 Кодекса. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.

4. Местом совершения административного правонарушения согласно ч. 4 комментируемой статьи считается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения. Оно должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных Кодексом, процессуальных действий по делу.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда этот срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. При этом решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 Кодекса указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Статья 12 пункт 5 НК РФ Статья 12.5 - полная отмена налогов? Здравствуйте! Можно ли трактовать пункт 5 статьи 12 НК РФ, а именно "Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. " как полную отмену налогов? НК РФ Статья 12.1 устанавливает виды […]
  • Регистрация частного предпринимателя в днр Регистрация частного предпринимателя в днр | Vodafone (095) 218-83-93 | Феникс (071) 303-05-55 РЕГИСТРАЦИЯ субъектов хозяйственной деятельности в ДНР Субъекты хозяйственной деятельности, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность на территории […]
  • Мировой суд кировского района екатеринбурга сайт Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Верх-Исетского района Екатеринбурга Судебный участок № 1 мирового судьи Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Адрес: 620109, ул.Красноуральская,25-а Телефон: 8(343) 242-07-48 Официальный сайт: […]
  • Вопросы и ответы на билеты по пдд категории с Билеты ПДД ABM 2018 Билеты ПДД категорий «А» «В» «M» и подкатегорий «A1» «B1» для подготовки к экзамену в ГИБДД. Содержание билетов по Правилам дорожного движения полностью соответствует официальным билетам ГИБДД в редакции от 10 апреля 2018 г. Билеты ПДД 2018 […]
  • Статья 168 часть 1 ук Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности СТ 168 УК РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, - наказываются штрафом в […]
  • Адвокат размер отчислений Об установлении повышенных отчислений на общие нужды палаты для адвокатских кабинетов В Совет Адвокатской палаты Ростовской области Адвоката: Похиндян Карен Азатович Уважаемые члены Совета Адвокатской палаты Ростовской области! 07 февраля 2015 года на очередной […]
  • Клевета сканворд 5 букв Клевета сканворд 5 букв Опубликовано 03.03.2018 в рубрике Блог. Автор: admin Ложный донос, оговор, клевета Последняя бука буква «т» Ответ на вопрос «Ложный донос, оговор, клевета «, 5 букв: навет Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова навет Ложное обвинение […]