Ст172 гпк рф с комментариями

Статья 172 ЖК РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонта (действующая редакция)

1. Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

2. Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.

3. Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

4. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

5. Орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, указанные в частях 1 — 4 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. Указанный федеральный орган размещает предоставленные органом государственного жилищного надзора сведения в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 172 НК РФ. Порядок применения налоговых вычетов (действующая редакция)

1. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном настоящей главой, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Разницы в сумме налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.

1.1. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 настоящего Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Утратил силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

3. Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 настоящего Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

4. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

5. Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.

В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.

6. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

7. При определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.

8. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).

9. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

10. Вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

11. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документа (чека) для компенсации суммы налога при наличии на нем отметки таможенного органа Российской Федерации, подтверждающей вывоз товаров физическим лицом — гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и при условии, что указанному физическому лицу была осуществлена компенсация суммы налога.

При полном или частичном неподтверждении таможенным органом Российской Федерации факта вывоза товаров физическим лицом — гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации вычеты сумм налога производятся только в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден таможенным органом Российской Федерации.

Вычеты сумм налога производятся в пределах одного года с даты компенсации суммы налога физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса.

Ошибки в документах (чеках) для компенсации суммы налога, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать налогоплательщика — организацию розничной торговли, иностранное государство, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, наименование реализованных товаров, а также сумму налога, исчисленную организацией розничной торговли по реализованным товарам, не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога.

Ст 39 ГПК РФ: уточнение исковых требований

В гражданском процессе иском называют письменную форму выражения требований заявителя. Его основания составляют доказательства, подтверждающие возникновение нарушений интересов и прав. Предметом иска называют содержание требований. Они могут быть связаны с разными вопросами: возмещением ущерба, восстановлением, признанием права и пр.

Законодательство предусматривает возможность изменить основание или предмет иска. Она закреплена в ст. 39 ГПК. Комментарии к этой норме свидетельствуют о неоднозначности подходов к ее применению судами. Дело в том, что на практике часто путают понятия «изменение» и «уточнение» требований. В этой связи возникает немало проблем. Рассмотрим далее основные положения ст. 39 ГПК РФ с комментариями.

Содержание нормы

Заявитель может изменить предмет либо основание требований, уменьшить/увеличить их размер, отказаться от них. Ответчик, в свою очередь, вправе признать претензии. Стороны также могут прийти к мировому соглашению. Все эти возможности предусмотрены в 1 части ст. 39 ГПК РФ. В 173 статье Кодекса установлено, что заявления о признании ответчиком требований, отказе истца от них и условия заключения соглашения между сторонами должно отражаться в протоколе заседания и заверяться подписями участников спора. Если соответствующие ходатайства были сделаны в письменной форме, они приобщаются к материалам. Об этом делается отметка в протоколе.

Указанные заявления, согласно 2 части ст. 39 ГПК, не принимаются, если это противоречит нормативным актам или ущемляет интересы иных лиц.

В случае изменения предмета либо основания требований, увеличения/уменьшения их размера течение срока разбирательства начинается с даты совершения соответствующего действия.

Ст. 39 ГПК РФ с комментариями

В процессуальном законодательстве предусмотрена возможность уточнить или изменить требования, заявленные истцом. Последняя предусмотрена в ст. 39 ГПК РФ. Изменить основание или предмет заявления субъект вправе на любом этапе разбирательства. Достаточно часто на практике суды расширительно толкуют положения ст. 39 ГПК РФ.

Уточнение исковых требований возможно на подготовительном этапе рассмотрения спора. Если толковать положения Кодекса буквально, то ответчику предоставляется возможность попросить разъяснить претензии заявителя.

Если у истца имеются основания предполагать формализм, строгость судьи или его намерение четко следовать букве закона, целесообразно не уточнять, а именно изменять иск на основании ст. 39 ГПК.

Виды уточнений

Юристы выделяют два типа:

  • Уточнение к иску, содержащее несущественные исправления или исключающее какое-либо требование. В первом случае речь об опечатках, ошибках, неверно указанных ссылках на документы и пр. В ходатайстве на исправление требований целесообразно указывать на конкретный пункт, подвергающийся корректировке.
  • Уточнение, предполагающее существенное изменение первоначальных требований. Как правило, речь о включении дополнительных претензий или корректировке содержания заявления. Специалисты рекомендуют в этом случае составлять иск в новой редакции.

По мнению юристов, второй вариант более предпочтителен для заявителя, в особенности при ограниченности процессуальных сроков, изначально недостаточно сильной доказательной базы и пр.

Рекомендации по составлению заявления

Любой документ, направляемый в суд, составляется по правилам, установленным в процессуальном законодательстве. Не является исключением и ходатайство об изменении требований в порядке ст. 39 ГПК.

В заявлении следует указать наименование суда, номер дела, Ф. И. О. судьи. Эта информация необходима, чтобы сотрудники канцелярии могли оперативно передать заявление соответствующему секретарю.

Если изменение является незначительным или корректируется только одно требование, во избежание противоречий в документах следует дополнительно указать, что прочие претензии остаются без изменений.

Нюансы применения ст. 39 ГПК

В норме указано, что заявитель может изменить основание или предмет иска. Союз «или» является разделительным. Соответственно, закон разрешает заявителю изменить что-то одно: либо предмет, либо основание. Корректировка и того, и другого не допускается. Это обусловлено тем, что при одновременном изменении основания и предмета иск станет совершенно другим.

Обязанности суда

В случае изменения/уточнения исковых требований, судья должен оценить правомерность корректировок. В частности, необходимо проверить, не ущемляют ли они интересы иных лиц. К примеру, не допускается изменение/уточнение требований, нарушающее трудовые права лиц или направленное на освобождение субъектов от материальной ответственности в обход закона.

Посредством утверждения мирового соглашения стороны не могут изменять размер компенсации за ущерб, причиненный здоровью/жизни граждан при исполнении трудовых функций, величину алиментов, если она установлена в законе.

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные процессуальные действия. К примеру, при разделе дома (выдела долей в натуре) необходимо выяснить, имеется ли техническая возможность это сделать. Для этого суд назначает экспертизу.

Важный момент

Нередко положения 1 части 39 статьи толкуется судами неверно. К примеру, в некоторых инстанциях принято считать, что истец может изменить предмет или основание претензий только единожды в ходе одного производства. Аргументируют свою позицию суды тем, что законодатель мог бы использовать глагол «изменять», а не «изменить». Раз использовано последнее слово, а не первое, то нужно исходить из буквального толкования норм. Между тем такой подход существенно ограничивает истца в правах.

Разъяснения по этому вопросу дал ВС РФ. Суд указал, что истцу предоставляется право на изменение предмета либо основания иска без каких-либо ограничений. В норме законодатель не указал конкретное количество раз, в которые заявитель может реализовать свою возможность.

Стоит сказать, что глаголы в начальной форме встречаются и в иных нормах ГПК. К примеру, согласно 5 части 159 статьи Кодекса, суд может удалить субъектов, нарушающих порядок ведения заседания. В данном случае законодатель не имел в виду, что судья вправе воспользоваться нормой лишь единожды. Если в ходе рассмотрения дела будет удален один субъект, при нарушении правил другим лицом, суд вправе поступить с ним так же, как и с предыдущим гражданином.

Аналогичным образом следует толковать положения 6 части 167 статьи. В норме указано, что суд может отложить заседание по ходатайству субъекта, в связи с невозможностью его представителя явиться на заседание по уважительной причине.

Подобных примеров довольно много в Кодексе. При этом ни у кого не возникает сомнений в том, что суд может использовать те или иные возможности несколько раз. Следовательно, участники производства тоже могут реализовывать свои права многократно.

Заключение

В ряде случаев изменение или уточнение требований является необходимым процессуальным действием. Некоторые заявители, вступая в судебное производство, недостаточно хорошо разбираются в тонкостях законодательства и указывают в исках не совсем верные претензии. Стоит, однако, отметить, что любые изменения или уточнения, вносимые в текст, затягивают разбирательство. В этой связи целесообразно обратиться к квалифицированному юристу за помощью в составлении иска.

Статья 11. Судебная защита гражданских прав

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к Ст. 11 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности защиты гражданских прав в судах Российской Федерации. Нормы данной статьи имеют значение не только для гражданского, но и для гражданского процессуального, арбитражного процессуального, административного законодательства.

Система судов в Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 названного Закона к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Подведомственность гражданских дел судам предусматривает распределение различных категорий дел между государственными и другими органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, комиссиями по трудовым спорам, административными органами и др.), рассматривающими правовые споры в пределах своей компетенции.

Нормы § 1 гл. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), вступившего в силу с 1 сентября 2002 г., и ст. 22 ГПК РФ, действующего с 1 февраля 2003 г., разграничивают подведомственность дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

В соответствии со ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают некоторые споры с участием граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ (корпоративные споры);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ранее некоторые из указанных споров рассматривались судами общей юрисдикции, например корпоративные споры, одним из участников которых выступал гражданин.

ГПК РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции не рассматривают дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражным судам.

Требования, подведомственные арбитражным судам и судам общей юрисдикции, должны быть разделены, а при невозможности разделения рассмотрены судами общей юрисдикции. Например, требования акционера — физического лица к акционерному обществу, вытекающие из корпоративных и трудовых отношений, должны быть разделены, а при невозможности разделения подлежат рассмотрению мировым судьей или районным судом в соответствии с родовой подсудностью. В соответствии со ст. 225 ГПК РФ в определении суда по вопросу принятия такого дела к производству должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

В целях разграничения трудовых и корпоративных споров в п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» даны соответствующие разъяснения.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции.

Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), согласно которой индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении работников в занимаемых должностях и об оплате им времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые в силу ст. ст. 382 и 391 ТК РФ являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции.

Подобные разъяснения относятся в равной мере и к аналогичным делам с участием производственных и потребительских кооперативов, а также иных организаций.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной и определяемой по связи исковых требований. Так, например, исключительная подведомственность означает, что спор может рассматриваться только судом и не может разрешаться другими органами. Альтернативная подведомственность предполагает, что спор может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке и др.).

2. Третейские суды не входят в систему судов РФ и не осуществляют правосудие. Тем не менее в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Правовое положение третейских судов определяется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах), согласно абз. 2 ст. 2 которого третейский суд — это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. Исполнение решений третейского суда осуществляется сторонами добровольно. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Механизм принудительного исполнения решений третейских судов сходен с исполнением решений государственных судов. Согласно ст. 45 Закона о третейских судах принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суд. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд в зависимости от подведомственности — в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда является основанием для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, и, как отмечается в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» (вопрос 25) , в ГК РФ под судом подразумевается в том числе и третейский суд, а следовательно, под судебным решением, являющимся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, — решение третейского суда, что имеет значение и для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации недвижимости) одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения (абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона), вступившие в законную силу. Как разъясняется в вышеназванном Обзоре, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о третейских судах после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение. При этом данный Закон не содержит указания на вступление решения третейского суда в законную силу, которое исходя из положений его ст. ст. 31, 32 обязательно для спорящих сторон с момента его принятия.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Вместе с тем ст. 40 Закона о третейских судах предусмотрена возможность оспаривания сторонами решений третейских судов. Если же решение третейского суда сторонами не оспаривается, то они принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение, что позволяет им осуществить в том числе и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем предъявления названного решения в органы, осуществляющие такую регистрацию. Применение же абз. 6 п. 1 ст. 17, исходя из буквального его толкования, приведет к ограничению выбора формы защиты субъективных прав. Таким образом, решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако если в результате такой регистрации будут нарушены права иных лиц, то они не лишены возможности оспорить решение третейского суда в соответствии с нормами, установленными гл. 46 ГПК РФ.

3. Разграничение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам устанавливается процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ. Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения. Те гражданско-правовые споры, которые не отнесены к подведомственности арбитражных судов, относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

4. Вопрос о конституционности положений комментируемой статьи одновременно со ст. 13 ГК РФ и отдельными нормами Закона о регистрации был поставлен в жалобах, по которым Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 13 октября 2009 г. N 1324-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тумасовой Лидии Алексеевны на нарушение ее конституционных прав статьями 11 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем шестым пункта 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также распоряжением мэра Санкт-Петербурга «О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях» .

5. Возможность защиты гражданских прав в административном порядке установлена в соответствии с п. 2 комментируемой статьи лишь в случаях, предусмотренных законом, например обжалование решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента) в соответствии с п. 3 ст. 1248 ГК РФ в Палату по патентным спорам, распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р реорганизованную в форме присоединения к Федеральному институту промышленной собственности. К таким решениям Роспатента относятся решения, связанные с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 50. Ст. 5984.

Приказом Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559 «Об утверждении Правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения» установлена процедура рассмотрения и разрешения в административном порядке споров о защите интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее — Бюллетень нормативных актов). 2008. N 5.

Решение административных органов может быть оспорено в суде, в том числе в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Смотрите еще:

  • Продажа части комнаты в коммунальной квартире Дарение комнаты (в квартире, коммуналке или общежитии) Одним из отдельных видов жилых помещений является комната. Согласно п. 4 ст. 16 ЖК РФ, комнатой следует считать часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для непосредственного проживания в ней людей. […]
  • Как написать показания свидетелей Как писать свидетельские показания для суда образец Доказывание: письменное доказательство и письменная форма свидетельских показаний «ВегасЛекс продвигая идею «кейс инжиниринга» (и возможного своего преимущества перед другими юр фирмами) в качестве некой новинки […]
  • Нужно ли то для страховки осаго В каких случаях обязательно нужен техосмотр для страховок КАСКО И ОСАГО? За последние годы законодательные акты, регулирующие обязательное автострахование и прохождение техосмотра, претерпели ряд важных изменений, с которыми следует ознакомиться. В частности, талон […]
  • Верховный суд выселение 2018 Верховный Суд о выселении Определение Верховного Суда о выселении является индивидуальным для каждого случая. Коллегия рассматривает спорные дела исходя из ситуации и участников разногласий. Деятельность ВС регулируется Федеральным законом №3-ФКЗ от 05.02.2014 г. На […]
  • Ч 5 ст 193 упк Комментарий к ст. 193 УПК РФ 1. Следователь (дознаватель и др.) вправе (уполномочен) предъявить для опознания, то есть осуществить следственное действие, в ходе которого в присутствии понятых будут приняты предусмотренные коммент. ст. меры к установлению тождества или […]
  • Статья 181 рф жилищный кодекс Статья 181 ЖК РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора (действующая редакция) 1. Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также […]
  • Возврат залоговой суммы ндс Облагается ли НДС обеспечительный платеж? Обеспечительный платеж - с НДС или без: аргументы за обложение налогом Обеспечительный платеж - с НДС или без? В тех случаях, когда стороны (одна или обе) договора, устанавливающего обеспечительный платеж, работают на ОСН, […]
  • Ст 170 гк рф с комментариями Статья 170 ГК РФ. Недействительность мнимой и притворной сделок (действующая редакция) 1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. 2. Притворная сделка, то есть сделка, которая […]