Ст 3018 коап рф

Статья 769 ГК РФ. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (действующая редакция)

1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

2. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик.

4. Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 769 ГК РФ

1. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ по своему содержанию и характеристикам в определенной мере аналогичны договорам подряда, но с некоторыми особенностями, касающимися предмета и субъектов таких договоров. Субъектами таких договоров являются исполнитель и заказчик. При этом исполнителем может быть только лицо (физическое или юридическое), которое имеет специальные знания, оборудование, персонал и опыт для выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

Предметом договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ являются соответственно:

— научно-исследовательские работы — совокупность теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в определенных областях науки, техники, производственной отрасли и т.д.;

— опытно-конструкторские работы — разработка проекта какого-либо образца или модели, на основании которого может быть создана деталь, образец, оборудование, прибор и т.д.;

— технологические работы — разработка технической документации, технологии, необходимой для эксплуатирования приборов, оборудования и т.д.

Таким образом, предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ является проведение научных исследований, а предметом договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработка конструкторской документации и новой технологии.

По своей юридической природе договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ являются:

— консенсуальными, так как субъекты только обязуются осуществить действия, направленные на исполнение договоров;

— возмездными, так как заказчик обязуется оплатить выполнение соответствующих работ;

Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ могут заключаться в целях выполнения только отдельных этапов, периодов работ, например только на проведение научных исследований в отношении участка недр, который будет затем использоваться для добычи полезных ископаемых, либо на все необходимые работы в целом.

На заказчика возлагается риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ. Полагаем, что такое возложение не является правомерным с точки зрения законодательства, так как заказчик еще не приобрел результат таких работ, то есть еще не приобрел на них права собственности, поэтому считаем, что если невозможность исполнения этих договоров возникает по причинам, за которые ни одна из сторон не отвечает, то и риск невозможности исполнения не может быть ни на кого возложен.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

— Закон СССР от 10.07.1991 N 2328-1 «О промышленных образцах»;

— Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1 «Об изобретениях в СССР».

3. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 26.09.2014 N 307-ЭС14-1717;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 25.07.2006 N 41-Г06-18;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2014 N Ф05-9540/14 по делу N А40-68153/2013;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 10АП-10429/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 09АП-37388/14;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 13АП-15091/14;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 01АП-7407/11;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 03АП-4708/14;

— Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2014 N Ф02-3987/14 по делу N А33-10070/2012;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 N 08АП-5287/12;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 N 20АП-2481/2008;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 N 15АП-1876/2008;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2013 N Ф04-7484/13 по делу N А81-1098/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2004 N КГ-А40/6425-04;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 N 14АП-3018/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 08АП-3017/11;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2010 по делу N А28-18108/2009.

Федеральный закон от 29.12.2017 N 447-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 1 И 14.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2017 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2017 года

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2011, N 1, ст. 47; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 1 статьи 1 слово «, дачные» исключить;

а) в пункте 2 первое предложение дополнить словами «, а в случае проведения повторного общего собрания — не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения»;

б) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1. Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены подпунктами 7, 8 и 10 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, если решение по ним принято менее трех месяцев назад.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.»;

в) в пункте 5 цифры «20» заменить цифрами «50»;

г) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.»;

д) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:

«5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.»;

е) абзац первый пункта 8 дополнить предложением следующего содержания: «При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.»;

ж) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) осуществляет проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;

2) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

3) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

4) обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона к порядку проведения общего собрания;

5) разъясняет участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания;

6) подписывает протокол общего собрания;

7) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.»;

з) пункт 12 дополнить абзацем следующего содержания:

«Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, размещает протокол общего собрания на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не позднее десяти дней после даты проведения общего собрания.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года.

3. Положения статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются при созыве и проведении общего собрания участников долевой собственности, сообщение о проведении которого опубликовано органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
29 декабря 2017 года
N 447-ФЗ

Текст книги «Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (постатейный) — Александр Борисов»


Автор книги: Александр Борисов
Жанр: Юриспруденция и право, Наука и Образование

Текущая страница: 1 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

А.Н. Борисов
Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (постатейный)

(в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ, от 26 апреля 2016 г. № 108-ФЗ, от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ, от 23 июня 2016 г. № 221-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 351-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ и от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ)

TO THE FEDERAL LAW

№ 218-FZ of July 13, 2015

«ON STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE»

(as amended by the Federal Laws № 431-FZ of December 30, 2015, № 108-FZ of April 26, 2016, № 119-FZ of 1 May 2016, № 172-FZ of June 2, 2016, № 221-FZ of June 23, 2016, № 265-FZ of 3 July 2016, № 304-FZ of July 3, 2016, № 315-FZ of July 3, 2016, № 351-FZ of 3 July 2016, № 354-FZ of July 3, 2016 and № 361-FZ of July 3, 2016)

The commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» / A.N. Borisov. – M.: Yustitsinform, 2017. – 550 p.

The book gives an article-by-article commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» as amended, including by the Federal law № 361-FZ of July 3, 2016. It also gives a detailed review of the content and rules of conducting the Unified state register of real estate (EGRN), the procedure for state cadastral registration and state registration of rights, the procedure for correcting errors the EGRN contains, the order of reporting the information the EGRN contains, features of the legal status of the state registrar of rights, the responsibility of the registration body and the state registrar of rights.

A comparative analysis with the norms of the «predecessors» – the Federal law № 122-FZ of July 21, 1997 «On state registration of rights to own real estate and transactions with it» and № 221-FZ of July 24, 2007 «On state real estate cadastre» – has been done. An overview of statutory and regulatory acts issued in order to implement the provisions of the commented law is also presented in the book. The legal positions of the highest judicial bodies, the views of the Ministry of economic development and Rosreestr on the application of the provisions of the Act are taken into account.

The book is intended primarily for legal professionals, persons for whose benefit state cadastral registration and state registration of rights are implemented, for the officials of the registry of rights authority and for state registrars. The book will also be useful for anyone interested in the issues of legal regulation of state registration of real estate in Russia.

Список сокращений

Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России – Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минкультуры России – Министерство культуры Российской Федерации;

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации;

Росземкадастр – Федеральная служба земельного кадастра России;

Росрегистрация – Федеральная регистрационная служба;

Росреестр – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Росимущество – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

ГК «Росатом» – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

ФГБУ «ФКП Росреестра» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»;

ФНП – Федеральная нотариальная палата.

Закон 1993 г. о нотариате – Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1[1] 1
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[2] 2
Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

часть вторая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ[3] 3
СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.

УК РФ – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ[4] 4
СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.

ВзК РФ – Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ[5] 5
СЗ РФ. 1997. № 12. ст. 1383.

Закон 1997 г. о регистрации – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[6] 6
СЗ РФ. 1997. № 30. ст. 3594.

Закон 1998 г. об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[7] 7
СЗ РФ. 1998. № 29. ст. 3400.

КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ[8] 8
СЗ РФ. 1999. № 18. ст. 2207.

часть вторая НК РФ – Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ[9] 9
СЗ РФ. 2000. № 32. ст. 3340.

КВВТ РФ – Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ[10] 10
СЗ РФ. 2001. № 11. ст. 1001.

ЗК РФ – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[11] 11
СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147.

Закон о введении ЗК РФ – Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»[12] 12
СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4148.

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[13] 13
СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). ст. 1.

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ[14] 14
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Закон 2002 г. о сельхозземлях – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[15] 15
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ[16] 16
СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

ЖК РФ – Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ[17] 17
СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 14.

ГсК РФ – Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ[18] 18
СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 16.

ВдК РФ – Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ[19] 19
СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Закон 2006 г. об информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[20] 20
СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

ЛК РФ – Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ[21] 21
СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

Закон 2007 г. о кадастре – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»[22] 22
СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

[Закрыть] (в редакции до 1 января 2017 г.), «О кадастровой деятельности» (в редакции с 1 января 2017 г.);

КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ[23] 23
www.pravo.gov.ru, 2015, 9 марта.

Закон 2015 г. о геодезии – Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24] 24
pravo.gov.ru, 2015, 30 декабря.

Закон 2016 г. № 361-ФЗ – Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[25] 25
pravo.gov.ru, 2016, 4 июля.

Источники правовых актов:

arbitr.ru – «Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru», «Официальный сайт федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www. arbitr.ru»;

pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

БНА ФОИВ – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

Бюллетень Минюста России – «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации»;

ВВАС РФ – «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР – «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.

ГКН – государственный кадастр недвижимости;

ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;

ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц;

МФЦ – многофункциональный центр;

ФГИС ЕГРН – федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (т. е. комментируемого акта), разработан и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в целях исполнения плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11 июня 2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534[26] 26
Вестник Росреестра. 2010. № 1.

[Закрыть] , а также Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утв. распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 527-р)[27] 27
СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. VI). Ст. 7088; pravo.gov.ru, 2014, 9 апреля.

Как отмечалось разработчиками законопроекта, в качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.

В пояснительной записке к законопроекту в отношении его концепции указывалось, что предусматривается:

– введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме. Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;

– осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;

– уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в т. ч. при нотариальном удостоверении сделок);

– распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в т. ч. ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;

– уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;

– сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, разработчиками законопроекта отмечалось следующее:

– решение вопросов ответственности и гарантий при государственной регистрации прав является ключевым вопросом дальнейшего развития системы государственной регистрации прав и требует совершенствования законодательства. Повышение такой ответственности и гарантий необходимо как для эффективности оборота недвижимости, так и для усиления защиты прав граждан на жилые помещения в целях снижения риска утраты жилища;

– законопроектом предлагается установить более системную регламентацию ответственности, в т. ч. уточнить виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усилить защиту зарегистрированных прав граждан;

– принятие законопроекта позволит повысить эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, что будет способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости, ускорению экономического оборота недвижимости.

В том числе в рамках создания механизмов реализации комментируемого Закона принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», причем первоначальный вариант проекта этого Закона (законопроект внесен в Государственную думу группой ее депутатов) исключительно имел предназначение привести законодательные акты в соответствие с комментируемым Законом. Однако в принятый Закон 2016 г. № 361-ФЗ вошло более широкое регулирование, в т. ч. внесены изменения и в сам комментируемый Закон.

Законом 2016 г. № 361-ФЗ помимо прочего признан утратившим силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящем комментарии обозначается «Закон 1997 г. о регистрации»), а также внесены значительные изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», обусловленные сужением предмета его регулирования. В том числе Законом 2016 г. № 361-ФЗ признана утратившей силу значительная часть данного Закона и изменено название данного Закона – в новой редакции он имеет наименование «О кадастровой деятельности».

Глава 1
Общие положения

Статья 1
Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

В части 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т. е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данная часть называет отношения, возникающие в связи с: 1) осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации; 2) осуществлением на территории России государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному

Закону; 3) ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

Предмет регулирования комментируемого Закона предопределен нормой п. 6 ст. 131 «Государственная регистрация недвижимости» части первой ГК РФ, предусматривающей (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ[28] 28
pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.

[Закрыть] ), что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Первоначально соответствующим актом являлся Закон 1997 г. о регистрации, который Законом 2016 г. № 361-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона признан утратившим силу.

В предмет комментируемого Закона вошла в т. ч. часть общественных отношений, охватываемых ранее Законом 2007 г. о кадастре. Так, в части 1 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре первоначально устанавливалось, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровые отношения). В связи с принятием комментируемого Закона указанная норма изложена Законом 2016 г. № 361-ФЗ полностью в новой редакции, согласно которой Закон 2007 г. о кадастре регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (кадастровые отношения). Как говорилось выше (см. введение), указанным Законом 2016 г. № 361-ФЗ изменено и название упомянутого Закона – название «О государственном кадастре недвижимости» заменено на название «О кадастровой деятельности».

Часть 2 комментируемой статьи определяет ЕГРН в качестве свода достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с комментируемым Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений.

Подобным образом ранее в ч. 2 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 184-ФЗ[29] 29
pravo.gov.ru, 2015, 30 июня.

[Закрыть] ) было определено, что ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, иных предусмотренных Законом 2007 г. о кадастре сведений (данная часть признана Законом 2016 г. № 361-ФЗ утратившей силу в связи с принятием комментируемого Закона). Кстати говоря, там же устанавливалось, что ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

Как говорилось выше (см. введение), создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости – ЕГРН – является одной из ключевых новелл комментируемого Закона, которая призвана снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям. Закон 1997 г. о регистрации предусматривал и регламентировал ведение ЕГРП, а Закон 2007 г. о кадастре – ГКН (см. комментарий к ст. 7 Закона).

В части 3 и 5 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения ч. 1 ст. 2 «Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось, что:

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав)

– это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ;

– государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (положение о том, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, включено в ч. 5 комментируемой статьи Законом 2016 г. № 361-ФЗ).

В основе рассматриваемого регулирования лежит норма п. 1 названной выше ст. 131 ч. 1 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ[30] 30
СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.

[Закрыть] ), согласно которой: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

Существует также более общая норма п. 1 ст. 8.1. «Государственная регистрация прав на имущество» части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[31] 31
pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.

[Закрыть] ), которой предусмотрено следующее: в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно разъяснению, данному в п. 3 Постановления Пленума ВС России от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[32] 32
РГ. 2015. 30 июня. № 140.

[Закрыть] , названная статья 8.1. ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.); данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: ЕГРП, ЕГРЮЛ и т. д.

Как отмечено в Постановлении КС России от 24 марта 2015 г. № 5-П[33] 33
pravo.gov.ru, 2015, 25 марта.

[Закрыть] , в соответствии с правовой позицией КС России законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от 26 мая 2011 г. № 10-П; Определения от 5 июля 2001 г. № 132-О и № 154-О, от 29 января 2015 г. № 216-О и др.).

Разъяснения о спорах о правах на недвижимое имущество даны в п. 52–61 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»[34] 34
РГ. 2010. 21 мая. № 109.

[Закрыть] . Так, в пункте 52 названного Постановления разъяснялось следующее:

«Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими».

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Подобная норма содержалась в п. 2 названной выше ст. 2 Закона 1997 г. о регистрации, но формулировалась она иначе: государственная регистрация прав проводится на всей территории России по установленной данным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП. Общей же нормой п. 2 названной выше статьи 8.1. ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 «Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ[35] 35
pravo.gov.ru, 2014, 23 октября.

[Закрыть] ) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия – безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Наряду с этим в ст. 1 «Основные термины» Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ[36] 36
pravo.gov.ru, 2015, 14 июля.

[Закрыть] ) давались следующие определения:

– недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Законом, – это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

– ограничения (обременения) – это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Апк рф ст 148 Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения (действующая редакция) 1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: 1) в производстве арбитражного суда, суда […]
  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Медицина уголовный кодекс Медицина уголовный кодекс Изменения в законе о здравоохранении РФ 2016 года были приняты Государственной Думой РФ. Накануне принятия законопроекта, в обществе разгорелась жаркая дискуссия, в основе которой были подозрения, что медицинские услуги могут стать платными. […]