Совокупность идей поступков возвышающих достоинство и ценность человеческой личности

Боголюбов Л.Н. Школьный словарь по обществознанию — файл n1.doc

Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, досто­верное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный про­цесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний, теорий, поло­жений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.

От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).

Административное право — отрасль права, регули­рующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государ­ственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; г) взаимоотно­шения исполнительных органов с государственными и негосу­дарственными хозяйственными, социально-культурными объ­единениями, предприятиями, учреждениями; д) взаимоотноше­ния исполнительных органов с общественными организация­ми; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

Особенности административно-правовых отношений: 1) не­пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по от­ношению к другой).

Основными источниками административного права являют­ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О милиции»), подзаконные акты (указы президента, постановле­ния правительства, акты министерств и ведомств), международ­ные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важней­шие из них — Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП), в котором определена ответственность за админи­стративные проступки.

Административный ресурс — понятие, чаще всего употребляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Использование властных полномочий с целью создания заведо­мо неравных условий для кандидатов, избираемых в органы го­сударственной власти или местного самоуправления (давление на средства массовой информации, привлечение штатного ап­парата чиновников и т. д.).

Атеизм (от греч. атеоз — безбожный) — система взгля­дов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиоз­ную картину мира и утверждает светское миропонимание.

Антропология (от греч. апНггороз — человек и 1о§оз — слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволю­ции человека. Естественно-научная и медицинская антрополо­гия изучает биологическую природу человека, ее развитие, оп­ределяет место человека в царстве живых существ. К ней отно­сятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология — философское учение о природе и сущности че­ловека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в суще­ствующем мире.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе рабо­ту, которую эти люди способны выполнять. Безработным счита­ется человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Причины безработицы обычно вызваны рядом социально-экономических факторов, например, спадом производства, вслед­ствие которых количество желающих получить работу значи­тельно превышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Бессознательное — совокупность психических процес­сов, функций и состояний, не представленных в сознании субъек­та. К ним, в частности, относятся желания, влечения, пережи­вания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вы­тесняются из него. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искажен­ном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживани­ях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.

В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

Биоэтика — научное направление в философии, связан­ное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлин­ной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщв­ление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бес­сознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

Биоэтика — междисциплинарная область знания: она име­ет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологи­ческого существования человека, его сущностные характерис­тики.

Буддизм — одна из древнейших мировых религий (наря­ду с христианством и исламом). Возник в б—5 вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным). Буддизм проповедует избав­ление от страданий через самосовершенствование, размышле­ние и созерцание путем отказа от желаний и достижения «выс­шего просветления» — нирваны. В связи с этим основой буд­дизма является учение о четырех благородных истинах: есть стра­дание; есть его причина; есть необходимость избавиться от стра­дания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).

В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.

Бытие человека — наиболее общее понятие, обознача­ющее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, об­щения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу­чить показатель «ВВП на душу населения». Этот показатель применяется для международных сопоставлений, по нему срав­нивают степень экономического развития и уровень жизни раз­ных стран.

Валовой национальный продукт — обобщающий эко­номический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями дан­ной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позво­ляет оценивать уровень производства и развития экономики, раз­рабатывать экономические прогнозы.

Вестернизация (от англ. \уез! — запад) — процесс при­дания многим ценностям западной цивилизации (рыночная экономика, протестантская этика, правовое государство, пар­ламентаризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значимости.

В качестве наиболее яркого примера выступают «американ­ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеоб­щего благоденствия», «великое общество», которые определя­ли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

Власть — 1) способность и возможность отдельного че­ловека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения. Это общественные отношения между носите­лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать опре­деленным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархиче­скому (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, регио­нальная, местная; по сферам общественной жизни — экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, цер­ковная (см. также Разделение властей).

2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

Воспитание — приобщение к миру человеческой куль­туры, включающее освоение ценностей, способов и форм дея­тельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социа­лизация. В отличие от социализации воспитание — процесс всегда целенаправленный.

В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственно­го, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.

Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обще­стве. Поэтому система воспитания в каждом обществе опреде­ляется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфи­ческих черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе соб­ственной активности индивида и под влиянием природной, соци­альной и культурной среды, в том числе специально организо­ванной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспиту-емых между собой. В этой связи можно выделить:

а) непосредственное воспитание (родитель — ребенок, учи­тель — ученик и т. п.);

б) опосредованное воспитание (создание материальных, се­мейных, политических, бытовых и других условий);

в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире

Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения.

Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влия­ет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуаль­ность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта.

В воспитании взаимодействуют личность, семья, государ­ственные и общественные организации, в том числе религиоз­ные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой ком­муникации и др. Важной задачей является обеспечение един­ства общественного и семейного воспитания. В случае несогла­сованности воспитания в семье и в общественных организаци­ях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведе­ния человека, нарушения в структуре его личности.

Законы воспитания и особенности их использования изуча­ет одна из наук о человеке — педагогика.

Всеобщая декларация прав человека — правовой документ, впервые в истории международных отношений опре­деливший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (ес­тественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства со­трудничать «в поощрении и развитии уважения к правам чело­века. для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.

Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 ста­тей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); граждан­ские, политические, а также социально-экономические и куль­турные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.

В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, иде­ала права, к которому должны стремиться все государства.

Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.

Гениальность (от лат. #ешы$ — дух, духовное в челове­ке) — высшая степень творческой одаренности, ума, талан­та; высший уровень развития способностей, как общих (ин­теллектуальных), так и специальных (музыкальных, математи­ческих, художественных и др.).

Гениальная личность достигает таких результатов в твор­ческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни обще­ства, в развитии культуры.

Глобализация — в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного зна­чения. Чаше всего употребляется в экономическом смысле: про­никновение капитала в «нужные» страны с помощью современ­ных технологий, организация рабочих мест с учетом потребно­стей сферы услуг (в том числе и туризма) в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «гло-балистика» — научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную диффе­ренциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимо­отношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равен­ства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве. Особенно наглядно это проявляется в движении антиглобалнс-тов во время проведения саммитов Евросоюза.

Глобальные проблемы человечества — проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Осо­бенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции к возрастания угрозы ядер­ной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опаснос­тей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бед­ствиями, избавление человечества от наиболее опасных болез­ней; стабилизация демографической ситуации на планете; борь­ба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда реги­онов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в об­щемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллектив­ных усилий всех государств и народов.

Госбюджет — финансовый план государства, отражаю­щий его доходы и расходы за определенный период. Готовит­ся правительством, утверждается высшим законодательным ^органом.

Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ­лений (пряные н косвенные налоги с доходов населения, фирм) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэконо­мической деятельности, приватизации, поступления от госу­дарственных займов и др.).

Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляе­мые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества Образование, наука, культура и др.).

Превышение расходов над доходами создает дефицит бюд­жета, основные причины которого — ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая поддержка убыточных предприятии, необоснованный рост расходов на со­циальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефицита возможно за счет рационального использования средств, жест­кого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспе­ченных товарами (эмиссией).

Государственный аппарат — 1) система государст­венных органов и учреждений, посредством которых осуще­ствляется государственная власть и государственное управ­ление.

Органы государства — организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетен­ции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государ­ства.

По охвату территории государственные органы подразделя­ются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.

По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель­ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагруз­ку по правотворческой деятельности несет в себе законодатель­ная власть в лице парламента; частично ею занимается испол­нительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (по­становления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполни­тельной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

2) совокупность исполнительных (административных) орга­нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

Государственный долг — сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде ценных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых орга­низаций. Внешний долг образуется за счет займов у других пра­вительств, международных финансовых и хозяйственных орга­низаций.

Государство — центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт, отличающийся от гражданского обще­ства, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества; социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

Гражданин — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это при­надлежность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть гражда­нином — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией — основ­ным законом, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и по­кровительство, в том числе и за пределами страны;

2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладыва­ется и особый нравственный смысл: быть гражданином — зна­чит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Оте­честву, народу, национальным ценностям, святыням, культу­ре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных пе­реживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее сво­бодной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуж­дающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда свя­зана с критическим отношением к социальной несправедли­вости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посяга­тельств.

Гражданское общество — совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии. Наряду с политическими парти­ями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь граж­данского общества с правовым государством. Правовое госу­дарство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятель­ности гражданского общества; оно подконтрольно этому обще­ству, являясь одним из его институтов.

Гражданское право — отрасль права, нормы которого регулируют на началах юридического равенства сторон имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения.

Имущественные отношения складываются по поводу мате­риальных благ между гражданами, между организациями и гражданами, между организациями. Они затрагивают отноше­ния собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения — те, ко­торые возникают, например, в процессе реализации прав ав­торства, защиты чести, достоинства, деловой репутации граж­дан и пр.

Участниками гражданско-правовых отношений являются государство, юридические лица (коммерческие и некоммерчес­кие организации), физические лица (граждане).

Гражданские правоотношения возникают на основе опреде­ленных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личнос­ти, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадле­жащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой гражданско-правовую ответственность, суть ее — компенсиро­вать причиненный материальный и моральный ущерб, восста­новить нарушенные права.

Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российского государства, другие законы, например «Об автор­ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

Гуманизм (от лат. питапиз — человечный, человечес­кий) — 1) в широком смысле — совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гума­низм признает ценность человека как индивидуальности, сво­бодное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравствен­ное воспитание, изучение общественных дисциплин;

2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV — середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утвер­ждающее достоинство человеческой личности, веру в ее воз­можности и способности.

Демографическая структура общества — деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (муж­чины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, раз­веденные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

Демократия (греч. аетоз — народ и Ьгагоз — власть) — форма политической организации общества, основанная на при­знании народа источником власти, его права участвовать в ре­шении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и преж­де всего равенство избирательных прав; политический плю­рализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование со­блюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.

Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

К институтам непосредственной демократии относятся ре­ферендумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих пред­ставителей.

Денежно-кредитная политика — инструмент управ­ления величиной денежной массы и кредитов.

Одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики. Ос­новные инструменты денежно-кредитной политики: установле­ние учетной ставки процента за кредит и установление нормы обязательных банковских резервов.

В период экономического спада государство стремится уве­личить денежную массу (количество денег в обращении) и сдер­живает ее рост при экономическом подъеме.

Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержа­ние — изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на произ­водство продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определенной потребнос­тью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.

Исходя из различных оснований понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от обще­ственных сфер, в которых она протекает, различают эконо­мическую, политическую, социальную деятель­ность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную дея­тельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, ин­дивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (ин­новационная, изобретательская, творческая или рутинная).

Деятельность человека, с одной стороны, является услови­ем существования и развития общества, а с другой — един­ственным эффективным способом стать личностью.

Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных ду­ховных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удоб­ства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое спе­цифическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения куль­туры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, харак­терно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духов­но-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, тео­рии, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроиз­ведение, распределение, распространение, а также потребле­ние (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

Кдуховной жизни л ич н ости (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потреб­ности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее ча­стью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овла­дения ими характеризует духовную культуру человека.

Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуаль­ную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, об­разование, воспитание, религию, искусство, литературу, пра­во, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания дей­ствий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения че­ловеческого рода в результате термоядерной войны.

Долгое время эта проблема была уделом либо естество­знания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

Понятие «жизнь», помимо сугубо биологического и физио­логического аспектов, также обозначает деятельность в техили иных ее проявлениях (культурная жизнь, общественно-по­литическая и т. д.).

1. В чем смысл онтологической проблематики? Каковы её истоки? Почему она является фундаментальной проблемой философии?

Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Бытие можно определить через противопоставление существованию. То, что сегодня существует, завтра может и не существовать. Напротив, бытие — это то, что существует всегда. Бытие не возникает и не исчезает, не уменьшается и не прибавляется.

Логически, бытию противостоит небытие, или ничто,которого нет, не было и никогда не будет. Элеаты рассматривали в качестве истинного бытия нашу Вселенную, мир, видевшийся им единым и абсолютно неподвижным. Идеалисты понимали под бытием идею. Материалисты представляли себе бытие в форме материи, стабильной и неразложимой составляющей вещества. Традиционная форма материализма — атомизм, восходящий к античному философу Демокриту. Атомисты отождествляют бытие и материю с мельчайшими, неделимыми частицами вещества — атомами.

2 Проанализируйте онтологические категории «бытие», «небытие», «сущее», «субстанция», «материя», «движение», «пространство» и «время». Найдите между ними «смысловые» отношения в мировоззренческом, методологическом, духовно-практическом (праксиологическом) аспектах.

Бытие́— в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Небытие— отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его

Небытие— онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.

Сущее —существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть».В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.

Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определённость. Собственно, всякое знание о сущем есть некоторая сущность. Бытие сущего не может стать нашим знанием. Но такая редукция сущего к сущности упускает фундаментальный вопрос о бытии, который является главным в философии (Хайдеггер).Хайдеггер первым выделил Dasein (присутствие) как особое сущее, в отличие от сущих как наличности (неприсутствиеразмерных сущих). «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии[1].» Оно постигается в аналитике экзистенциалов, в отличие от других сущих, которые традиционно постигаются через категории (Аристотель).

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по тношению к себе действующей силы

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

В диалектическом материализме движение— объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии.

Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить.

Пространство – это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов (частей).

абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, – Ньютон);

протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма – чувственного созерцания (Кант).

Время– это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов – последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.

длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);

форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);

абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);

относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Экспресс подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Раздел I. Человек и общество.

Тема 1. Человек и природа.

Природа — весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос — широкий смысл).

Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)

Взаимное влияние природы и общества.

Многообразие и единство мира

Тема 2. Человек, индивид, личность.

Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.

Индивид – («атом» — греч) один из многих людей.

Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.

Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Тема 3. Мировоззрение, его виды.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.

Обыденное мировоззрение — житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.

Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.

Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Тема 4. Истина и её критерии.

Познаваем ли мир:

Агностики – сторонники философского учения, отрицающего возможность познания мира человеком (например Д.Юм – английский учёный).

Гносеологи – сторонники учения о возможности познания мира, доказывают несостоятельность учения агностицизма.

Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения . Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин не много. Больше истин относительных, которые ограничены данным конкретным моментом. Чтобы отличить истину от заблуждений, выделяют следующие критерии истины :

логически стройное знание, согласовано с имеющейся системой взглядов;

практика — ведущий критерий истины, включает накопленный опыт, эксперимент, логическую согласованность и практическую полезность;

теория – обоснование в математических науках, завершающееся теоретическим доказательством.

Особенности научного познания (см в презентации)

Два уровня научного знания (см в презентации)

Тема 5. Понятие «общество».

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество).

Общество – часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)

Общество – динамично развивающаяся система.

Общество – коллектив коллективов, всё человечество в целом.

Тема 6. Типология обществ.

Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.

По наличию письменности: письменные и дописьменные.

По степени социального расслоения : простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).

По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :

— коммунистическое (в будущем).

Современная наука использует все признаки и типологии и разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа :

— постиндустриальное – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное )

Тема 7. Основные сферы общества.

производство обмен распределение потребление

государство местные политические общественные

органы власти партии объединения

социальные классы нации организации,

слои обеспечивающие благосостояние

культура наука образование религия

Тема 8. Социальные институты общества

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:

Функции социальных институтов:

— воспроизводство и воспитание детей,

— производство и распределение жизненных благ,

— социализация — передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры

— решение духовных проблем,

— управление , контроль, поддержание законов, порядка, безопасности

Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) — все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.

Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Культура формируется на основе отбора, сохранения и развития людьми элементов культуры.

Знания жизненно необходимы человеку для безопасного существования, удовлетворения своих потребностей и понимания окружающего мира.

Ценности – ядро культуры, высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную деятельность.

Нормы – правила, образец, стандарты поведения людей в виде обычаев, традиций, морали, религии, ритуалов.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, организует опыт людей, помогает координировать их действия.

— приспособления к окружающей среде;

— накопления, хранения и передачи культурных ценностей;

— регулирование жизни общества и деятельности человека;

-социализации и адаптации к жизни в человеческом обществе;

— коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие между людьми.

Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.

Массовая — культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста, доступна и развлекательна.

Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной ( контркультурой — культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).

Тема 10. Социальный прогресс.

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

экономический технический культурный

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология.

Процессом противоположным прогрессу , является регресс — отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Человечество в целом не регрессировало, хотя его движение могло задерживаться.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно — путём реформ или скачками — путём революций.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества .

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Их возникновение связано с интенсивным воздействием человека на окружающую среду в индустриальном обществе. Впервые о глобальных проблемах заговорили члены Римского клуба — международной неправительственной организации учёных мира в 1972г. (доклад «Пределы роста» о конечности размеров нашей планеты и ограниченности её ресурсов).

Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.

Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.

Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.

Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.

Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.

Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты — голод).

Истощение полезных ископаемых, источников энергии.

Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).

Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

( Можно к каждому разделу) Раздел I .

Антропология – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволюции человека.

Артефакт — (от лат. artefaktctum – искусственно сделанное) – предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Биосфера – жизненная оболочка земли.

Воспитание — процесс приобщения человека к миру культуры, освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. Воспитание может быть целенаправленным и стихийным , непосредственным (ребёнок-родитель, учитель-ученик) и опосредованным (создание бытовых, политических, семейных условий), а также путём самовоспитания .

Гениальность – (от лат. genius – дух, духовное в человеке) – высшая степень творческой одарённости, ума, таланта, развития способностей, достижения, признанные всем человечеством.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный, человеческий) – совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, её прав на свободу и справедливость, на благополучие. В узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в её возможности и способности.

Деятельность – присущая человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство материальной и духовной культуры. Деятельность подразделяют на :

— практическую и духовную,

— экономическую, политическую, социальную и др.

— прогрессивную и регрессивную (реакционную),

— законную и незаконную,

-моральную и аморальную.

-коллективную и индивидуальную,

-инновационную, изобретательскую, творческую или рутинную.

Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека. Существует научное и ненаучное знание. Знание – результат познания .

Истина — достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Относительная истина – ограниченное, неполное знание в каждый данный момент.

Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, соответствующее реальности (бытию).

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) — все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида, совокупность мыслей, верований, навыков, способов воспринимать.

Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, возникающая при взаимодействии природы и разумной деятельности общества.

Общение — социально- психологический процесс взаимодействия двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Различают:

— неречевое общение( перцептивное – умение чувствовать другого, общение с помощью жестов и мимики)

— речевое: повседневное (бытовое), деловое (служебное), познавательное, межличностное, ритуальное.

Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения, составляющая условие существования.

Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии, где большинство работников заняты в сфере обслуживания: торговле, транспорте, здравоохранении, досуге, образовании и т.д.

Ритуал ( от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные ценности.

Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное изменение в жизни общества, быстро приводящее к смене общественно-политического строя насильственным методом.

Реформа (от фр. reforme – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности, посредством самоанализа, самоотчёта и самоконтроля.

Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций обычаев, присущих большой социальной группе.

Цивилизация ( от лат. civilis – гражданский, государственный, городской) — 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству; 2) высший этап в развитии человечества, совокупность достижений народов в материальной, социальной и духовной жизни; 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная цивилизация; 4) глобальная цивилизация планеты.

Смотрите еще:

  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Комментарий к статье 116 тк рф Комментарии к СТ 117 ТК РФ Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам […]
  • Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 200 _ г. _______________________________________________ (наименование предприятия, учреждения и организации) Содержа-ние мероприя-тий (работ) Стои-мость работ в тыс. руб Срок […]
  • Орудие и знак в развитии ребенка краткое содержание Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского 1.1 Краткая биография Л.С. Выготского 1.2 Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Глава 2. Роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для […]
  • Мировой суд кировского района екатеринбурга сайт Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Верх-Исетского района Екатеринбурга Судебный участок № 1 мирового судьи Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Адрес: 620109, ул.Красноуральская,25-а Телефон: 8(343) 242-07-48 Официальный сайт: […]
  • Ооо и чп Различия регистрации ООО, ФЛП и ЧП Различия регистрации ООО, ФЛП и ЧП. Как выбрать организационно-правовую форму предприятия? Сегодня мы поговорим о различиях между такими организационно-правовыми формами предпринимательства как общество с ограниченной […]
  • Ифнс заявление на енвд Форма ЕНВД-2: заявление о постановке на учет ИП (бланк) ЕНВД-2 — заявление такой формы подается индивидуальным предпринимателем в налоговые органы, если он хочет применять режим ЕНВД при налогообложении своей деятельности. В статье рассказывается, как заполнить форму […]