Боголюбов Л.Н. Школьный словарь по обществознанию — файл n1.doc
Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.
От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполнительных органов с государственными и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.
Особенности административно-правовых отношений: 1) непременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отношению к другой).
Основными источниками административного права являются: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О милиции»), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), международные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важнейшие из них — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки.
Административный ресурс — понятие, чаще всего употребляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Использование властных полномочий с целью создания заведомо неравных условий для кандидатов, избираемых в органы государственной власти или местного самоуправления (давление на средства массовой информации, привлечение штатного аппарата чиновников и т. д.).
Атеизм (от греч. атеоз — безбожный) — система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиозную картину мира и утверждает светское миропонимание.
Антропология (от греч. апНггороз — человек и 1о§оз — слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволюции человека. Естественно-научная и медицинская антропология изучает биологическую природу человека, ее развитие, определяет место человека в царстве живых существ. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в существующем мире.
Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
Причины безработицы обычно вызваны рядом социально-экономических факторов, например, спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно превышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Бессознательное — совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вытесняются из него. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.
В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.
Биоэтика — научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлинной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.
Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологического существования человека, его сущностные характеристики.
Буддизм — одна из древнейших мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в б—5 вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным). Буддизм проповедует избавление от страданий через самосовершенствование, размышление и созерцание путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны. В связи с этим основой буддизма является учение о четырех благородных истинах: есть страдание; есть его причина; есть необходимость избавиться от страдания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).
В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.
Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.
Разделив ВВП страны на количество граждан, можно получить показатель «ВВП на душу населения». Этот показатель применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень экономического развития и уровень жизни разных стран.
Валовой национальный продукт — обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разрабатывать экономические прогнозы.
Вестернизация (от англ. \уез! — запад) — процесс придания многим ценностям западной цивилизации (рыночная экономика, протестантская этика, правовое государство, парламентаризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значимости.
В качестве наиболее яркого примера выступают «американский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.
Власть — 1) способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения. Это общественные отношения между носителем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать определенным образом.
Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.
В структуре государства власть различается: по иерархическому (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональная, местная; по сферам общественной жизни — экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей).
2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облеченных властными полномочиями.
Воспитание — приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социализация. В отличие от социализации воспитание — процесс всегда целенаправленный.
В науке воспитание традиционно определяется как воздействие на человека с целью его физического, нравственного, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.
Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обществе. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспиту-емых между собой. В этой связи можно выделить:
а) непосредственное воспитание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п.);
б) опосредованное воспитание (создание материальных, семейных, политических, бытовых и других условий);
в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире
Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения.
Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влияет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта.
В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные организации, в том числе религиозные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации и др. Важной задачей является обеспечение единства общественного и семейного воспитания. В случае несогласованности воспитания в семье и в общественных организациях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведения человека, нарушения в структуре его личности.
Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика.
Всеобщая декларация прав человека — правовой документ, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии уважения к правам человека. для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.
Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); гражданские, политические, а также социально-экономические и культурные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.
В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.
Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала права, к которому должны стремиться все государства.
Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.
День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.
Гениальность (от лат. #ешы$ — дух, духовное в человеке) — высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художественных и др.).
Гениальная личность достигает таких результатов в творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Глобализация — в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного значения. Чаше всего употребляется в экономическом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей сферы услуг (в том числе и туризма) в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «гло-балистика» — научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.
Глобализация — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве. Особенно наглядно это проявляется в движении антиглобалнс-тов во время проведения саммитов Евросоюза.
Глобальные проблемы человечества — проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции к возрастания угрозы ядерной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавление человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллективных усилий всех государств и народов.
Госбюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за определенный период. Готовится правительством, утверждается высшим законодательным ^органом.
Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступлений (пряные н косвенные налоги с доходов населения, фирм) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэкономической деятельности, приватизации, поступления от государственных займов и др.).
Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества Образование, наука, культура и др.).
Превышение расходов над доходами создает дефицит бюджета, основные причины которого — ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая поддержка убыточных предприятии, необоснованный рост расходов на социальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефицита возможно за счет рационального использования средств, жесткого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами (эмиссией).
Государственный аппарат — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Органы государства — организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государства.
По охвату территории государственные органы подразделяются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.
По ветвям власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагрузку по правотворческой деятельности несет в себе законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постановления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;
2) совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.
Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде ценных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организаций. Внешний долг образуется за счет займов у других правительств, международных финансовых и хозяйственных организаций.
Государство — центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.
Гражданин — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность лица к государству.
Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией — основным законом, а также другими правовыми документами.
Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;
2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином — значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посягательств.
Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.
Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с правовым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов.
Гражданское право — отрасль права, нормы которого регулируют на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения складываются по поводу материальных благ между гражданами, между организациями и гражданами, между организациями. Они затрагивают отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения — те, которые возникают, например, в процессе реализации прав авторства, защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан и пр.
Участниками гражданско-правовых отношений являются государство, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане).
Гражданские правоотношения возникают на основе определенных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой гражданско-правовую ответственность, суть ее — компенсировать причиненный материальный и моральный ущерб, восстановить нарушенные права.
Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российского государства, другие законы, например «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.
Гуманизм (от лат. питапиз — человечный, человеческий) — 1) в широком смысле — совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности, свободное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравственное воспитание, изучение общественных дисциплин;
2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV — середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в ее возможности и способности.
Демографическая структура общества — деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.
Демократия (греч. аетоз — народ и Ьгагоз — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плюрализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.
Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).
К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представителей.
Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов.
Одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики. Основные инструменты денежно-кредитной политики: установление учетной ставки процента за кредит и установление нормы обязательных банковских резервов.
В период экономического спада государство стремится увеличить денежную массу (количество денег в обращении) и сдерживает ее рост при экономическом подъеме.
Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержание — изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.
Исходя из различных оснований понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).
Деятельность человека, с одной стороны, является условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.
Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удобства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.
Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.
Кдуховной жизни л ич н ости (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овладения ими характеризует духовную культуру человека.
Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.
Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».
Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения человеческого рода в результате термоядерной войны.
Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.
Понятие «жизнь», помимо сугубо биологического и физиологического аспектов, также обозначает деятельность в техили иных ее проявлениях (культурная жизнь, общественно-политическая и т. д.).
1. В чем смысл онтологической проблематики? Каковы её истоки? Почему она является фундаментальной проблемой философии?
Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Бытие можно определить через противопоставление существованию. То, что сегодня существует, завтра может и не существовать. Напротив, бытие — это то, что существует всегда. Бытие не возникает и не исчезает, не уменьшается и не прибавляется.
Логически, бытию противостоит небытие, или ничто,которого нет, не было и никогда не будет. Элеаты рассматривали в качестве истинного бытия нашу Вселенную, мир, видевшийся им единым и абсолютно неподвижным. Идеалисты понимали под бытием идею. Материалисты представляли себе бытие в форме материи, стабильной и неразложимой составляющей вещества. Традиционная форма материализма — атомизм, восходящий к античному философу Демокриту. Атомисты отождествляют бытие и материю с мельчайшими, неделимыми частицами вещества — атомами.
2 Проанализируйте онтологические категории «бытие», «небытие», «сущее», «субстанция», «материя», «движение», «пространство» и «время». Найдите между ними «смысловые» отношения в мировоззренческом, методологическом, духовно-практическом (праксиологическом) аспектах.
Бытие́— в самом широком значении — существование.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».
Небытие— отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его
Небытие— онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.
Сущее —существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть».В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.
Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определённость. Собственно, всякое знание о сущем есть некоторая сущность. Бытие сущего не может стать нашим знанием. Но такая редукция сущего к сущности упускает фундаментальный вопрос о бытии, который является главным в философии (Хайдеггер).Хайдеггер первым выделил Dasein (присутствие) как особое сущее, в отличие от сущих как наличности (неприсутствиеразмерных сущих). «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии[1].» Оно постигается в аналитике экзистенциалов, в отличие от других сущих, которые традиционно постигаются через категории (Аристотель).
Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.
«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по тношению к себе действующей силы
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
В диалектическом материализме движение— объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии.
Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить.
Пространство – это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов (частей).
абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, – Ньютон);
протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма – чувственного созерцания (Кант).
Время– это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов – последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.
длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);
форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);
абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
Экспресс подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»
Раздел I. Человек и общество.
Тема 1. Человек и природа.
Природа — весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос — широкий смысл).
Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)
Взаимное влияние природы и общества.
Многообразие и единство мира
Тема 2. Человек, индивид, личность.
Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.
Индивид – («атом» — греч) один из многих людей.
Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.
Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.
Тема 3. Мировоззрение, его виды.
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.
Обыденное мировоззрение — житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.
Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.
Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.
Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.
Тема 4. Истина и её критерии.
Познаваем ли мир:
Агностики – сторонники философского учения, отрицающего возможность познания мира человеком (например Д.Юм – английский учёный).
Гносеологи – сторонники учения о возможности познания мира, доказывают несостоятельность учения агностицизма.
Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения . Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.
Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина — достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин не много. Больше истин относительных, которые ограничены данным конкретным моментом. Чтобы отличить истину от заблуждений, выделяют следующие критерии истины :
— логически стройное знание, согласовано с имеющейся системой взглядов;
— практика — ведущий критерий истины, включает накопленный опыт, эксперимент, логическую согласованность и практическую полезность;
— теория – обоснование в математических науках, завершающееся теоретическим доказательством.
Особенности научного познания (см в презентации)
Два уровня научного знания (см в презентации)
Тема 5. Понятие «общество».
Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).
Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество).
Общество – часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)
Общество – динамично развивающаяся система.
Общество – коллектив коллективов, всё человечество в целом.
Тема 6. Типология обществ.
Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.
По наличию письменности: письменные и дописьменные.
По степени социального расслоения : простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).
По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :
— коммунистическое (в будущем).
Современная наука использует все признаки и типологии и разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа :
— постиндустриальное – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное )
Тема 7. Основные сферы общества.
производство обмен распределение потребление
государство местные политические общественные
органы власти партии объединения
социальные классы нации организации,
слои обеспечивающие благосостояние
культура наука образование религия
Тема 8. Социальные институты общества
Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:
Функции социальных институтов:
— воспроизводство и воспитание детей,
— производство и распределение жизненных благ,
— социализация — передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры
— решение духовных проблем,
— управление , контроль, поддержание законов, порядка, безопасности
Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.
Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) — все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).
Культура формируется на основе отбора, сохранения и развития людьми элементов культуры.
Знания жизненно необходимы человеку для безопасного существования, удовлетворения своих потребностей и понимания окружающего мира.
Ценности – ядро культуры, высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную деятельность.
Нормы – правила, образец, стандарты поведения людей в виде обычаев, традиций, морали, религии, ритуалов.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, организует опыт людей, помогает координировать их действия.
— приспособления к окружающей среде;
— накопления, хранения и передачи культурных ценностей;
— регулирование жизни общества и деятельности человека;
-социализации и адаптации к жизни в человеческом обществе;
— коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие между людьми.
Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.
Массовая — культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста, доступна и развлекательна.
Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной ( контркультурой — культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).
Тема 10. Социальный прогресс.
Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.
экономический технический культурный
Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология.
Процессом противоположным прогрессу , является регресс — отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Человечество в целом не регрессировало, хотя его движение могло задерживаться.
Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно — путём реформ или скачками — путём революций.
Тема 11. Глобальные проблемы человечества .
Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Их возникновение связано с интенсивным воздействием человека на окружающую среду в индустриальном обществе. Впервые о глобальных проблемах заговорили члены Римского клуба — международной неправительственной организации учёных мира в 1972г. (доклад «Пределы роста» о конечности размеров нашей планеты и ограниченности её ресурсов).
Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:
Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.
Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.
Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.
Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.
Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.
Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты — голод).
Истощение полезных ископаемых, источников энергии.
Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).
Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).
( Можно к каждому разделу) Раздел I .
Антропология – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение) — наука о сущности, происхождении и эволюции человека.
Артефакт — (от лат. artefaktctum – искусственно сделанное) – предмет, изготовленный, сделанный человеком.
Биосфера – жизненная оболочка земли.
Воспитание — процесс приобщения человека к миру культуры, освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. Воспитание может быть целенаправленным и стихийным , непосредственным (ребёнок-родитель, учитель-ученик) и опосредованным (создание бытовых, политических, семейных условий), а также путём самовоспитания .
Гениальность – (от лат. genius – дух, духовное в человеке) – высшая степень творческой одарённости, ума, таланта, развития способностей, достижения, признанные всем человечеством.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Гуманизм (от лат. humanus – человечный, человеческий) – совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, её прав на свободу и справедливость, на благополучие. В узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в её возможности и способности.
Деятельность – присущая человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство материальной и духовной культуры. Деятельность подразделяют на :
— практическую и духовную,
— экономическую, политическую, социальную и др.
— прогрессивную и регрессивную (реакционную),
— законную и незаконную,
-моральную и аморальную.
-коллективную и индивидуальную,
-инновационную, изобретательскую, творческую или рутинную.
Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека. Существует научное и ненаучное знание. Знание – результат познания .
Истина — достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.
Относительная истина – ограниченное, неполное знание в каждый данный момент.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, соответствующее реальности (бытию).
Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) — все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).
Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида, совокупность мыслей, верований, навыков, способов воспринимать.
Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, возникающая при взаимодействии природы и разумной деятельности общества.
Общение — социально- психологический процесс взаимодействия двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Различают:
— неречевое общение( перцептивное – умение чувствовать другого, общение с помощью жестов и мимики)
— речевое: повседневное (бытовое), деловое (служебное), познавательное, межличностное, ритуальное.
Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения, составляющая условие существования.
Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии, где большинство работников заняты в сфере обслуживания: торговле, транспорте, здравоохранении, досуге, образовании и т.д.
Ритуал ( от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные ценности.
Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное изменение в жизни общества, быстро приводящее к смене общественно-политического строя насильственным методом.
Реформа (от фр. reforme – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.
Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности, посредством самоанализа, самоотчёта и самоконтроля.
Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций обычаев, присущих большой социальной группе.
Цивилизация ( от лат. civilis – гражданский, государственный, городской) — 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству; 2) высший этап в развитии человечества, совокупность достижений народов в материальной, социальной и духовной жизни; 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная цивилизация; 4) глобальная цивилизация планеты.