Сложная диспозиция ук рф

ДИСПОЗИЦИЯ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ДИСПОЗИЦИЯ» в других словарях:

диспозиция — и, ж. disposition f., нем. Disposition, пол. dyspozycyja <, лат. dispositio. 1. Распоряжение, усмотрение; воля, власть. Сл. 18. Кго Царского Величества Всемилостивейшей диспозиции и решению представляется <сей пункт договора> . 4. 7.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИСПОЗИЦИЯ — (лат.). 1) предписание войскам или флоту об их расположении и движении частей на поле действий. 2) в живописи: расположение частей картины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСПОЗИЦИЯ 1) письменное… … Словарь иностранных слов русского языка

Диспозиция — (латинское «расположение») термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poetiques des XII et XIII siecles, 1923), введенный в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой… … Литературная энциклопедия

диспозиция — расположение, план Словарь русских синонимов. диспозиция сущ., кол во синонимов: 2 • план (67) • … Словарь синонимов

диспозиция — (или предиспозиция) готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) (см. персонализм) Д. обозначает причинно не обусловленную склонность к… … Большая психологическая энциклопедия

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, саму цель действия данной нормы. Диспозиция это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы. В зависимости… … Элементарные начала общей теории права

ДИСПОЗИЦИЯ — (от лат. dispositio расположение) структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то Д. представляет собой ядро… … Юридический словарь

Диспозиция — юридический закон, постановление, распоряжение, содержащие запрет, ограничение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ДИСПОЗИЦИЯ — (от лат. dispositio расположение) 1) до 20 в. план расположения сухопутных войск (сил флота) и противника для ведения боя (сражения). В ВМФ, кроме того, план расположения кораблей на рейде, в базе и на море.2) Письменный боевой приказ командира… … Большой Энциклопедический словарь

ДИСПОЗИЦИЯ — (от лат. dispositio распределение) правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности. Фиксируется в законах, соглашениях, договорах. Райзберг Б … Экономический словарь

ДИСПОЗИЦИЯ — ДИСПОЗИЦИЯ, диспозиции, жен. (лат. dispositio) (воен.). Расположение войск для боя. || Письменный приказ войскам для боя или для походного движения (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Т. М. Самусенко Теория государства и права

Тема 14. Нормы права
Норма права и ее признаки. Общий характер нормы права. Норма права как веление и критерий правомерного поведения. Предоставительный и обязывающий характер нормы права. Формальная определенность и системность норм права. Логическая норма и норма-предписание. Структура юридической нормы. Гипотеза юридической нормы и ее виды. Диспозиция юридической нормы и ее виды. Санкция юридической нормы и ее признаки. Функции юридических норм. Виды юридических норм. Эффективность юридической нормы.
^ 14.1. Понятие и признаки нормы права

Как вам уже известно, одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права — это мельчайшее подразделение правовой материи. Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права. И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.

С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании. Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе.

Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.

В теории государства и права принято выделять следующие признаки нормы права.

^ 1 Государственно-властный характер норм права. Норма как правило поведения всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

2. Норма представляет собой правило, т. е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений.

К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения.

3. Юридическая норма — это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание. Норма — это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности). Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма — это особое предписание, которое характеризуется властностью.

В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения. В управомочивающих нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.

^ 4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т. е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы. Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте. Однако норма — это частица права в целом. Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:

• нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);

• международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);

• нормы, принятые в результате референдума.

^ 5. Предоставительно-обязывающий характер нормы права означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют т. н. нормы специального действия (нормы-понятия, или нормы, разрешающие противоречия в действии правовых норм), которые сами по себе не предоставляют субъективных прав и не налагают юридических обязанностей. Эти нормы имеют предоставительно-обязывающий характер только в сочетании с другими нормами.

6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы.

^ 7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях. Этим нормы отличаются от индивидуальных предписаний.

8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.

Все признаки правовых норм можно разделить на две группы: 1) признаки, общие для всех социальных норм; 2) признаки, специфичные для норм права. Например, тот факт, что норма является моделью поведения, обладает обобщенным, абстрактным характером и др., относятся к признакам первой группы. 15 Государственно-властный характер, формальная определенность, общеобязательность, предоставительно-обязывающий и предписывающий характер нормы права и др. — это признаки второй группы.

Рассмотрев признаки правовой нормы, мы можем перейти к ее определению. Надо сказать, что вопрос об определении правовой нормы весьма неоднозначен. Кроме традиционного, существуют и иные, альтернативные, определения правовой нормы. Они более точны с научной точки зрения, однако в учебных целях все же лучше использовать традиционное определение, которое охватывает большинство признаков правовой нормы. И всегда нужно помнить, что любое определение достаточно условно; никакая дефиниция не в состоянии охватить все особенности какого-либо социального явления, оно выделяет некоторые характерные черты, свойства и всегда требует дополнения.

Итак, норма права — это обязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства.
^ 14.2. Классификация норм права
По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:

Регулятивные — это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Например, ч.2. ст. 228 ГК РФ «Приобретение права собственности на находку» предусматривает, что, если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, то она поступает в муниципальную собственность. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм.

Охранительные — это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно — санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания.

Примерами таких норм являются все нормы Особенной части уголовного права; нормы административного права, говорящие об административных проступках и др.

^ Нормы специального действия (или специализированные) — это предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей. Т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним.

В литературе они были названы «нормами о нормах», эта метафора прекрасно раскрывает смысл данной категории норм: эти нормы говорят о действии других норм, устанавливают общие положения, зная которые, можно оперировать прочими нормами.

В зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в правовом регулировании, специализированные нормы делятся на:

^ Общие (общезакрепительные) — это предписания, которые направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например, ст. 1 СК РФ: «Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства».

Дефинитивные — предписания, которые в обобщенном виде закрепляют признаки данной правовой категории. Название происходит от слова «дефиниция», т.е. определение. Иными словами, это нормы, которые дают определения правовых понятий. Например, ст. 40 СК: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения»,

Декларативные — предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм (иначе — нормы-принципы, нормы-задачи). Например, ст. 2 УК РФ «Задачи УК РФ», ст. 3 УК «Принцип законности», ст. 4 «Принцип равенства граждан перед законом», ст. 6 «Принцип справедливости» и др.

Оперативные — предписания, которые говорят о действии других норм, а именно: о введении в действие юридических норм, об отмене действующих нормативных положений, о пролонгации норм, о распространении действующих норм на новый круг отношений и т. д. Например, нормы, содержащиеся в статьях ФЗ РФ «О введении в действие части первой гражданского кодекса РФ» от 21.10.94 г.

Коллизионные — предписания, регулирующие выбор между нормами. Название происходит от слова «коллизия» — противоречие. Это нормы, призванные разрешать противоречия в действии других норм, они указывают, какой нормой, правовой системой надлежит руководствоваться в случае несогласованности юридических норм, противоречия одних предписаний другим. Например, ст. 6 СК РФ: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора».

В зависимости от характера прав и обязанностей нормы права подразделяются на три вида:

Обязывающие — это нормы, которые возлагают на лицо обязанность совершить активные положительные действия. Например, ст. 127 КЗоТ РФ «Обязанности работников».

• Запрещающие — это нормы, которые обязывают лиц воздерживаться от совершения определенных действий. Например, ст. 193 КЗоТ РФ гласит: «Запрещается привлечение к сверхурочным работам в дни занятий работников, обучающихся без отрыва от производства. »

Управомочивающие — это нормы, которые предоставляют гражданам субъективные права. Например, ст. 225 КЗоТ РФ «Право работников на объединение в профессиональные союзы» гласит: «Работникам обеспечивается право на объединение в профессиональные союзы».

По субъектам правотворчества нормы права делятся на:

• нормы, исходящие от государства;

• нормы, исходящие от общества (принятые путем референдума).

По методу правового регулирования 16 нормы права делятся на:

Императивные — это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений о предписанного. Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний. Например, ст. 70 СК: «Лишение родительских прав производится в судебном порядке».

Диапозитивные — это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил. Внешними отличительными признаками таких норм являются фразы типа «если договором или соглашением сторон не установлено иное», «при отсутствии соглашения», «если стороны не договорятся об ином» и др. Например, ч.2 ст. 464 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Рекомендательные — это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения. Примеры можно найти в указах Президента.

К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным — управомочивающие и часть обязывающих. По сфере действия нормы права делятся на:

• нормы общего действия (конституция, кодексы),

• нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и

• нормы локального действия — действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).
^ 14.3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона

Структура правовой нормы.

Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:

Гипотеза эта часть нормы права, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие.

Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.

Диспозиция это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.

Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лиц-участников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.

Санкция нормы права — это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы.

Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания. Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социально-полезном поведении лиц.

Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.

С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на:

^ Логическая норма — это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.

Логическая норма обладает полной структурой, т. е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.

Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, т. е. само правило поведения, 2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.

Структура логической нормы выражается формулой если — то — иначе, где если — это начало гипотезы нормы, то — это диспозиция нормы, а иначе — это начало санкции правовой нормы.

Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ.

Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.

Норма-предписание — это нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.

Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.

Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК РФ: «Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью».

Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы — из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если -то.

Например, структура уже упоминавшейся ст. 16 СК РФ такова: «Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается.» Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если. ) и диспозиция (то. ). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).

Нужно отметить, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным; в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу. Так что предложенная Вам информация не является исчерпывающей, а указывает лишь основные моменты в исследовании данной темы.

Классификация структурных элементов нормы.

Гипотезы правовой нормы можно подразделить на простые, сложные и альтернативные.

^ Простая гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного обстоятельства. Например, для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо только наличие письменного заявления работника.

^ Сложная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от нескольких обстоятельств, существующих одновременно. Например, для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, добровольность вступления в брак обеих сторон, достижение ими необходимого брачного возраста, дееспособность обеих сторон и т.д.

^ Альтернативная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких возможных обстоятельств. Например, брак расторгается в одном из следующих случаев: в случае надлежаще оформленного развода, или в случае смерти одного из супругов, или в случае признания судом одного из супругов умершим в установленном законодательством порядке, или в случае признании одного из супругов недееспособным и т.д.

Диспозиции нормы также подразделяются на простые, сложные и альтернативные.

^ Простая диспозиция содержит одно правило поведения. Например, ст. 10 СК РФ: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния».

Сложная диспозиция содержит одновременно несколько правил поведения. Например, ст. 127 КЗоТ РФ «Обязанности работников» перечисляет эти обязанности.

^ Альтернативная диспозиция предполагает выбор одного из возможных правил поведения. Например, согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.98, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:

• замены на товар аналогичной марки;

• замены на аналогичный товар другой марки с перерасчетом покупной цены;

• соразмерного уменьшения покупной цены товара;

• незамедлительного устранения недостатков товара;

• возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Аналогичным образом санкции подразделяются на простые, сложные и альтернативные.

^ Простая санкция точно указывает меру воздействия, применимую в данном случае. Например, согласно ч. 3 ст. 122 УК РФ, заражение ВИЧ-инфекцией заведомо несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.

^ Сложная санкция содержит 2 и более видов воздействия, применяемых к правонарушителю. Например, согласно ч.З ст. 159 УК РФ, квалифицированное мошенничество наказывается лишением свободы на срок 5-10 лет с конфискацией имущества (или без таковой).

^ Альтернативная санкция предполагает возможность выбора между несколькими мерами воздействия. Является самой распространенной в действующем УК. Например, согласно ст. 141 УК РФ, воспрепятствование работе избирательных комиссий наказывается либо штрафом, либо обязательными работами (120-180 часов), либо исправительными работами (до 1 года).

Следует отметить, что альтернативные санкции часто смешиваются со сложными, например, согласно ст. 118 УК причинение тяжкого вреда здоровью по причине ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей наказывается ограничением свободы, либо арестом, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Другая распространенная классификация санкций выглядит следующим образом (критерий — степень определенности):

• абсолютно-определенная санкция (точно указывает меру государственного воздействия);

• относительно-определенная (устанавливает пределы государственного воздействия на правонарушителя, например, от 5 до 10 лет лишения свободы);

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на:

• правовосстановительные (возместительные) — это санкции гражданского, трудового, финансового, процессуального права;

• штрафные (карательные) — санкции уголовного и административного права. Существуют и другие классификации структурных элементов нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

С внешней стороны нормы-предписания и логические нормы получают словесно-документальное, языково-логическое изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях (части, пункты, абзацы и даже отдельные фразы или предложения). Главное, что необходимо понять, — это различие между нормой права и статьей нормативно-правового акта. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме-предписанию.

Логическая норма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Это хорошо видно на уже рассмотренном примере норм из СК, говорящих об обязанностях родителей. Более того, правовое положение родителей регламентируется и в статьях других нормативных актов, вплоть до установления уголовной ответственности.

Норма-предписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта (статье, пункту, части статьи, отдельной фразе). Дробление нормы-предписания вообще невозможно, норма-предписание — это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление.

Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья — это разноплоскостные явления. Норма — это правило поведения, веление, тогда как статья закона — это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются так же, как право и закон. Норма права — это структурное подразделение права, а статья -это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве.

Обычно статья включает в себя несколько предписаний. Например, ст. 11 СК РФ «Порядок заключения брака» содержит множество предписаний. Это и общие императивные предписания: «брак заключается при личном присутствии лиц», «заключается по истечении месяца со дня подачи заявления», и управомочивающие предписания: «при наличии уважительных причин. орган может разрешить. », «орган. может увеличить срок», «при наличие особых обстоятельств брак может быть заключен в день подачи заявления», «отказ в регистрации может быть обжалован в суд», регулятивные: «государственная регистрация производится в установленном порядке».

В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

1. Норма права и статья закона совпадают. В этом случае в статье присутствуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.

2. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта.

3. В одной статье содержится две или несколько норм права.

^ 14.4. Эффективность правовых норм

Эффективность показывает соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом. Чем ближе находятся цель и результат, тем выше эффективность данного общественного явления.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение эффективности правовых норм:

^ Эффективность норм права — это соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы.

Эффективность правовых норм зависит от выполнения целого ряда требований, которые называются условиями эффективности норм права. Условия эффективности норм права подразделяются на две группы: 1) условия, относящиеся к процессу правотворчества; 2) условия, относящиеся к процессу реализации норм права.

^ Условиями эффективности норм права в отношении правотворчества являются:

1. Правильный выбор цели регулирования. Имеется в виду, что законодатель должен •четко представлять себе, чего он хочет добиться путем издания той или иной нормы права. При этом цель должна быть реально достижимой и соответствовать уровню развития общества в целом. Нормы, ориентированные на будущее, призванные значительно реформировать общественные отношения, могут быть не выполнены в связи с отсутствием социальных, экономических либо иных предпосылок для их осуществления. Необходимо также, чтобы поставленная в норме права цель была осуществима именно посредством правового регулирования. Известно, что не все сферы общественной жизни поддаются правовому регулированию (например, такие явления как дружеские, интимные отношения, совесть, долг не поддаются правовому воздействию).

2. ^ Верный выбор правовых средств для достижения поставленной цели. Законодатель должен продуманно отнестись к установлению правовых запретов, дозволений или обязываний, ибо эти правовые средства должны соответствовать определенным видам регулируемых общественных отношений, типу правового регулирования в целом.

В качестве условий эффективности норм в отношении реализации права необходимо следующее:

1. Довести нормы права до адресата.

2. Создать органы, ответственные за реализацию данных нормативных предписаний, или нацелить на это уже существующие органы государства.

3. Выделить средства, необходимые для реализации норм права (материальные, организационно-технические, кадровые и т. д.).

4. Идеологически обеспечить норму, т. е. показать обществу ее значимость, необходимость, целесообразность для того, чтобы субъекты были заинтересованы в реализации предписаний правовых норм.

В заключение необходимо отметить, что эффективность правового регулирования зависит не только, и даже не столько, от качества правовых норм, но и от условий, в которых право функционирует.

Диспозиция — это. Виды диспозиций

Диспозиция – это достаточно спорный термин, который в каждой сфере имеет совершенно разные значения. То есть достаточно часто понятие может быть омонимом к созвучному. Например, в военном деле диспозиция – это план размещения войск на поле боя. А вот в других сферах данное понятие совершенно другие вещи обозначает.

Отличие многозначного слова от омонима

Поэтому в данном контексте нельзя назвать это слово таким, которое имеет большое количество значений, потому что у многозначного слова все значения приблизительно похожи по смыслу. А этого не происходит в данном случае. В этой статье будет рассмотрено понятие диспозиции в разных сферах человеческой жизни – как научных, так и обычных, человеческих.

Диспозиция в психологии

В психологии диспозиция – это готовность человека действовать определенным образом или же предрасположенность к совершению определенного рода поступков. В определенных случаях диспозиция – это положительное явление, в каких-то – отрицательное. Все зависит от того, какое действие человек готов выполнять. В качестве примера диспозиции в психологии можно привести предрасположенность к алкоголизму, которая выражается в том, что при определенных условиях человек может выпить, и даже скорее всего это сделает.

То же самое касается потенциальных преступников. Понимание того, какие диспозиции есть у человека, помогает существенно снизить риск возникновения каких-нибудь проблем в социуме. В связи с этим понятие диспозиции очень активно используется в социальной работе, так как этот термин характеризует личность как дезадаптированную. Соответственно, ее нужно ресоциализировать и адаптировать, чтобы она приняла социальные нормы и стала полноценным членом социума.

Диспозиция в праве

Очень активно данный термин используется в юриспруденции. Основным понятием, вокруг которого все крутится в данной науке, является правовая норма. Между прочим, оно активно используется и в социальной работе, что роднит эти науки между собой. Что такое норма? Это определенные правила поведения, которые актуальны для определенных групп населения.

По сути, любая норма состоит из трех частей: гипотеза, диспозиция, санкция. Особенно это характерно для правовых норм, где данные понятия четко прописаны. Что же данные термины означают? Диспозиция в праве – это непосредственно сама норма, которая была установлена определенными социальными институтами. Это тело правила поведения: что нужно делать, чего делать нельзя, и в каком порядке.

Гипотеза – это условие, при котором диспозиция начинает работать. Например, если человек совершил убийство, ему положено столько-то лет сидения за решеткой и наслаждения жизнью в пределах заплесневевшей камеры и «приятной» компании. Если же при наличии определенной гипотезы диспозиция не соблюдается или же, наоборот, соблюдается, то применяется санкция –меры, направленные на наказание и воспитание других в духе полезного конформизма. В общем, гипотеза, диспозиция, санкция – это три составные части нормы, и разбираться в их отличии нужно многим.

Виды диспозиций в юриспруденции

Диспозиция – это достаточно сложное явление. Именно поэтому принято их классифицировать на определенные виды, которые имеются в данной науке. Это достаточно сложная система. Легче всего ее осваивать непосредственно в процессе. Итак, какие же бывают диспозиции? Здесь будут приведены только виды диспозиций по характеру указания.

  1. Предоставительно-обязывающая. В этом случае имеются двусторонние правила поведения. Например, разновидностью предоставительно-обязующих норм являются правила аренды жилья. Для них характерны как обязательства, так и предоставление чего-то.
  2. Обязывающая. В данном случае только одна сторона обязуется что-то выполнять. Примером такой диспозиции является необходимость отдать долг со стороны должника кредитору. Также могут быть другие виды выплат: судовые, например. Обязывающие выплаты нужны в том случае, когда человек сам подписался на такие условия. Очень часто это реализуется в том случае, когда одна из сторон уже выполнила все требования к ней, а теперь оставшуюся часть нормы берет на себя другой человек.
  3. Управомочивающая. Данный вид диспозиции указывает на то, насколько в определенной ситуации можно выполнять какое-то действие. Например, правило, что курение на определенном расстоянии от остановки наказуемо или же что в определенном месте вообще нельзя курить. Правда, что касается определенного места, так это уже гипотеза.
  4. Рекомендательная. Это необязательные правила, но такие диспозиции указывают на то, что рационально делать в определенной ситуации.
  5. Запрещающая. Эта диспозиция, в отличии от управомочивающей, полностью запрещает какие-то действия.

Получается пять видов. Многоаспектная даже в отдельных отраслях вещь – эта диспозиция. Нормы, как видим, могут быть совершенно разными. Что касается структурного соотношения, то гипотеза, диспозиция – это обычно совмещенные синтаксически понятия. То есть они могут входить в один компонент сложного предложения. А вот что касается санкции, то она подается, как правило, или как полноценная часть предложения, или же как отдельное предложение – как простое, так и сложное.

Что такое диспозиция в живописи?

В искусстве изображать что-то на картинах диспозицией называется то, как располагаются части у картины. Данное понятие активно используется художниками и достаточно часто в военном деле. Кстати, что по поводу военного дела, то это не только расположение войск на поле боя, но и письменный указ военачальника. Таким образом, можно говорить, что в военном деле диспозиция – это что-то среднее между живописью и юриспруденцией.

Что такое диспозиция в литературе и музыке?

В литературе диспозиция – это стандартная для средневековья композиция, то есть строение сочинения. А в музыке диспозицией называется перечень характеристик, которые имеет орган. Вот такие значения данного слова.

Как видим, действительно, диспозиция – это очень сложный термин, у которого столько значений, что все и не перечислить. Поэтому акцент был на правовой диспозиции, так как она является основной сферой применения данного термина. Впрочем, социальные нормы и даже запреты родителей также могут считаться диспозициями.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

— по строению: простые гипотезы (одно условия действия достаточно), сложные гипотезы (два и более усл..действия нормы, наличие каждой из которых является обязательной), альтернативные гипотезы (два и более усл..действия нормы, одного из которого достаточно для действия нормы)

-по степени определённости: абсолютно определённая гипотеза содержит чёткие, точные указания на условиях и обстоятельства реализации норм права, относительно определённая гипотеза ограничена рамками возможных условий, предоставляет право выбора того или иного условия.

-по форме выражения: абстрактная гипотеза (определ..условие применения нормы общими, родовыми признаками), конкретная гипотеза (определяет условие применение нормы частными, спец признаками)

-по наличию либо отсутствию юридич.фактов: положительные гипотезы (указывают на необходимость наличие фактов для действия), отриц.гипотезы (указ. на необходимость отсутствия фактов для действий)

1.по способу выражения

3.по степени определённости

1.по степени определённости

3.по отраслевому принципу

4.по характеру правовых последствий

Логическая норма — это выделяемая логическим путём общее правило, раскрывающие связи между нормативными предписаниями и обладающие набором свойств хар-ные гос-ву властную и регулятивную природу нормы права.

Норма предписания- это логически завершённое гос-но властное веление, либо установление, непосредственно выраженное в тексте нормативного акта.

16. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ — норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ — статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, — это, в частности, ст. 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»);

3) бланкетный способ — статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон «Об оружии») от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями.

17. Система права: понятие, структура, основания деления права на отрасли.

Система права важна как для законодателя, так и для применителя. Система права – это объёктивно существущее внутреннее строение права, определяемое хар-ром общественных отношений и состоящих из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Структура системы права:

1. основные элементы

2. факультативные элементы

В систему входят более крупные структурные образования. Круп.стр.образ: материальное и поцессуальное право, частное и публичное право.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Предоставляющая собой совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Критерии деления системы права на отрасли:

-предмет правового регулирования (показывает какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)

-метод правового регулирования (совокупность способов, средств и приёмов воздействия права на общественные отношения)

-механизм правового регулирования

18. Институт права: понятие, виды, особенности.

Правовой инсти­тут — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институт собственности и наследования в граж­данском праве, институты брака и развода в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве.

Виды правовых институтов:

по сфере распространения:

-отраслевые – состоят из норм 1 отрасли

-межотраслевые – состоят из норм различных отраслей права

в зависимости от хар-ра норм:

в зависимости от ф-ций:

-регулятивные – проводящие регулятивную ф-цию права

-охранительные – выражающие охранительную ф-цию права

Правовой институт может иметь в своём составе:

субинститут – представляет собой обособленную группу, родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общ-ные отношения

подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов регламентирующих более узкую сферу общ-ных отношений, составляющих часть отношений регулируемых отраслью права.

Отрасль – наиболее крупное подразделение права, представляющее собой совокупность правовых норм институтов права, регулирующих определенную сферу (род) общ-ных отношений.

19. Отрасль и подотрасль права: понятие, виды, особенности.

Отрасль права — это главное подразделение сис­темы права, отличающееся специфическим режимом юриди­ческого регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще одни компонент — подотрасль права — целостное образова­ние, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей от­расли права. Например, в гражданском праве подотраслями яв­ляются авторское право и наследственное право.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;

гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;

административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;

уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;

земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

Выделяют также отрасли:

материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);

частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право

— банковское и налоговое право; экологическое — лесное, горное, водное.

20. Национальные правовые системы и международное право: проблемы соотношения.

Внутригосударственное (национальное) и международное право. Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы. Различия внутригосударственного и международного права: 1. Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств. 2. В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты (романо-германская правовая семья) или судебные прецеденты (англосаксонская правовая семья), то международного права — нормативные договоры. 3. Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства; нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие. 4. Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена. Международно-правовые нормы, надлежаще ратифицированные (признанные) государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет (примат) перед внутригосударственным законодательством. В частности, статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора.

21. Понятие правовой системы и правовой семьи. Проблемы классификации правовых систем в мировой и отечественной компаративистике.

Правовая с-ма – конкретно историческая совокупность с-мы права, законодательства, юр.практики, господствующей идеологии и др. правовых средств и явлений отдельного гос-ва.

Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Термин «компаративистика» относится к следующим сравнительным областям наук:

22. Основные правовые семьи современности (англосаксонская; романо-германская; семья религиозного права; семья традиционного права).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права — Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

23.Понятие и виды источников (форм) права.

Позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике существует в определенном виде, который обозначается термином «форма права», представля¬ющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права». Источник права — это совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова — это внешняя сторона формы права, то внутренняя сто¬рона формы права — это его структура — система права.

Источники права: Нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и со¬держащий нормы права. Договор нормативного содержания. Это двусто¬роннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Правовой прецедент, представляющий собой Решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении анна логичных дел. Общие принципы права. В некоторых странах свое образным источником права признаются общие принципы т. с отправные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права. Юридическая доктрина. Это компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе истории человеческого развития признавалось источником. Религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом име¬ющего религиозную основу.

24.Понятие и виды нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

1) Конституция (закон законов) 2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ. 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ. 2) постановления Правительства РФ. 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. 4) решения и постановления местных органов государственной власти. 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6) нормативные акты муниципальных органов. 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

От особенностей правового положения субъекта правотворчества НА подразделяются на: — нормативные акты государственных органов- нормативные акты иных социальных структур- нормативные акты совместного характера- нормативные акты, принятые на референдуме.

От сферы действия НА делят на:- общефедеральные- нормативные акты субъектов РФ- нормативные акты органов местного самоуправления- локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

25.Закон: понятие, признаки, виды.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: 1)принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2)порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3)в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4)обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5)регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов по различным основаниям:- по их юридической силе- по субъектам законотворчества- по предмету правового регулирования- по сроку действия- по характеру- по сферам действия- по содержанию (экономические, бюджетные)- по степени систематизации- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные)- по объему регулирования (общие и специальные)

26.Юридическая сила нормативных актов: понятие, значение. Иерархия нормативных правовых актов в РФ.

Юридическая сила- свойства нормативного правового акта, выражающиеся в его способности оказывать регулирующие воздействия на общественные отношения, вызывать юридически обязательные последствия, характеризующиеся материальными аспектами, процедурными аспектами.

Иерархия НПА- расположение НПА в системе законодательства в системе юридич силе, т.е. в порядке построения от актов высшей юридич силе до актов, обладающих меньшей юридич силой.

Иерархия НПА РФ: -конституция РФ- закон о поправке конституции- федеральный конституционный закон- федеральные закон- постановление палаты Федерального собрания- указы президента РФ- постановление правительства РФ- НПА федеральных органов исполнительной власти РФ

Иерархия НПА субъектов РФ:- устав субъекта РФ- законы субъектов РФ- НПА глав субъектов федерации- исполнит органов власти субъектов федерации- НПА органов местного самоуправления.

27. Действие нормативных правовых актов во времени.

-вступление в юридич силу- утрата юридич силы- обратная сила- ультроактивность

Вступление в юридич силу: с момента установленного в самом акте (со дня указания даты)- с даты подписания- по истечению определ. срока с момента опубликования- с возникновение определ. обстоятельств.

Утрата юридич силы:- истечение срока действия- прямая отмена- фактическая отмена- признание акта неконституционным- приостановление действия акта.

Обратная сила закона:- распространение действия норм закона на правоотнош, возникающие до введения его в действие- применяется с случае, когда вновь принятый закон смягчает либо устраняет наказуемость деяния- в силу прямого указания закона.

Ультроактичность закона:- продолжение действия закона (НПА), либо его отдельных норм после его отмены применительно к правоотнш, возникшим до момента его отмены. Сфера: частное, гражданское, трудовое право.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность

28.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:- уровня государственного органа, принявшего данный акт- юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:- на территорию своей страны- на территорию субъекта Федерации- на территорию, указанную в самом нормативном акте- на локальную территорию.

Действие НПА по кругу лиц: — действие НПА гос-ва распространяется на все лица, находящиеся на тер-ии этого гос-ва, включая граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды)- за исключением лиц, обладающих дипломатическим, служебным иммунитетом. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

29.Понятие правотворчества и его принципы.

Правотворчество – в широком значении – понятие «правотворчество» тождественно понятию «правообразование» как естественно-исторического, объективно складывающегося процесса формирования права; — в спец.значении – законодательство, нормотворчество. — как завершающая стадия процесса правообразования; — процесс познания и оценки правовых потребностей общ-ва и гос-ва, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур; — в узком значении – деять-сть компетентных органов гос-ва, иных субъектов права по принятию, изменению и отмене правовых норм в соответствии с определенными юр.процедурами.

Правотворчеству присущи следующие принципы: -научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);-демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

30.Виды правотворческой деятельности.

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.

От субъектов правотворчество подразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума 2) правотворчество государственных органов 3) правотворчество отдельных должностных лиц 4) правотворчество органов местного самоуправления 5) локальное правотворчество 6) правотворчество общественных организаций.

От значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой 2) Референдум – принятие народом. 3) делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа 4) подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом и т.д. 5)Договорное (согласительное) правотворчество – создание договоров нормативного содержания. Санкционированное – утверждение (одобрение) гос-вом норм, выработанных общ-вом, негос-ными структурами (обычаи, деловые обыкновения).

Локальное правотворчество – принятие НПА (корпоративных норм) на предприятиях, в учреждениях и организациях.

31.Правотворческий процесс: понятие, стадии. Характеристика законотворческого процесса в РФ.

Правотворческий процесс – урегулированный нормами права порядок осущ-ия правотворческой деят-ти, состоящих из определенных стадий, в ходе которых создается законодательный или иной нормативный акт.

Стадии правотворческого процесса: 1)Подготовительный этап:- Инициатива о подготовке проекта НПА- Подготовка проекта НПА- Обсуждение проекта НПА- Согласование- Экспертиза- Доработка.

Официальный этап:- Внесение проекта НПА на рассмотрение- Рассмотрение, обсуждение- Принятие НПА- Подписание- Опубликование.

Законодательный процесс – процесс создания закона, уполномоченным правотворческим (законодательным) органом в рамках установленной процедуры.

Этапы закон-ного процесса: 1)предпроектный (предзаконодательный) этап – подготовка законопроекта. 2)проектный (законодательный)- официальная деят-сть по рассмотрению и принятию закона.

Стадии законодательного процесса:- законодат-ная инициатива (ст.104 К РФ)- обсуждение законопроекта (в форме трех чтений)- принятие закона- подписание, опубликование з-на

32.Систематизация законодательства: понятие, виды.

Систематизация законодательства — целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Виды систематизации: Учет — сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах: (журнальный или картотечный) и (автоматизированный). Инкорпорация — объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники (собрания) без изменения их содержания: (генеральную и выборочную).

Консолидация — объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. Кодификация — создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права.

33.Юридическая техника: понятие, правила, средства.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. Техническими средствами являются юридические термины и юридические конструкции. В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся: 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой 3) последовательность в изложении юридической информации 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая)- систематизация нормативных актов- учет нормативных актов- правоприменительная.

34.Правоотношение: понятие и виды.

Правовые отношения в самом общем смыс¬ле можно определить как общественные отношения, урегули¬рованные нормами права, участники которых имеют опреде¬ленные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Право выступает регулятором не всех общественных отно¬шений, а лишь тех, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это отношения власти, управления, собственности, прав и обязанностей граж¬дан и т.д. Классификации по различным основаниям: -по отраслевой принадлежности- в зависимости от функциональной роли правоотноше¬ния делятся на общерегулятивные, регулятивные и охра¬нительные- в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные и процессуальные- по характеру юридической обязанности правоотноше¬ния бывают активные и пассивные.

35.Правоотношение: структура, характеристика элементов.

Правовые отношения в самом общем смыс¬ле можно определить как общественные отношения, урегули¬рованные нормами права, участники которых имеют опреде¬ленные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Структура правоотношения:- субъекты- объекты- содержание правоотношения. Субъекты правоотношения – участники (стороны) правоотношения, т.е. носители субъективных прав и обязанностей. Состав субъектов правоотношения:- индивиды (физ.лица)- организации (юрид.лица)- социальные общности. Юрид.св-ва субъектов правоотношений:- правосубъектность (правоспособность – способность субъектов иметь права и обязанности) дееспособность (способность субъектов права своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности) деликтоспособность (способность субъектов права нести юрид.ответственность за совершенные правонарушения). Объекты правоотношения – то, по поводу чего возникает любое правоотношение. Теории объекта правоотношения: монистическая (теория единого объекта), плюралистическая (теория множественности объекта). Содержание правоотношения – субъективные права и юридич. обязанности, которые образуют юрид. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Юридическое содержание правоотношения – это возможность опред. действий управомоченного лица и необходимость конкретных действий, либо воздержание от запрещенных действий обязанного лица. Фактическое содержание правоотношения – сами действия, в которых реализуется конкретные субъективные права и юрид. обязанности участников правоотношения.

36.Содержание правоотношений. Субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

Содержание правоотношений – субъективные права и юр. обязанности, которые образуют юр. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Субъективное юр. право:- закрепленная в нормах права и гарантированная гос-вом возможность управомоченного лица вести себя определенным образом- мера (вид, размер) возможного поведения управомоченного лица

Структура субъективного права ( правомочия):- право на собственные фактические и юр. Действия- право требования от обязанного лица определенного поведения – исполнения обязанности- право на принудительное исполнение обязанности, т.е. право обращения к гос-ву за защитой (право притязания) Субъективная юр. обязанность:- установленная законодательством или соглашением сторон необходимость обязанного лица вести себя должным образом- мера (размер, вид) необходимого поведения обязанного лица. Структура юр. обязанности:- обязанность совершать определенные действия в интересах управомоченного лица (активная форма)- обязанность воздерживаться от запрещенных действий (пассивная форма)- обязанность претерпевать ограничения в собственных правах (юр. ответственность).

37. Юридический факт и фактический состав. Виды юридических фактов.

Юридические факты — это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Представляют собой конкретные обстоятельства, жизненные условия- выражаются в наличии либо отсутствии определ. явлений матер. мира.- содержат ифор. о состоянии общественных отношений, входящих в предмет прав регулирования. По волевому признаку:- События (юридич факты, возникающие независимо от воли участников правоотнош (абсолютные и относительные))- Деяние (юридич факты, являющиеся результатом волеизъявления субъектов правоотношения (правомерные и неправомерные))- Состояние- юр факт, длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юр последствий (сост. в браке, сост. в гражданстве, нахожд. в иждивении). По характеру юр. послед: правообраз, правоизмен, правопрекращ. ПО форме проявления: положит, отриц. Фактич состав- совокупность нескольких юр фактов, наличие которых необходимо для наступления юр последствий.

38.Правовые презумпции, аксиомы, фикции.

Правовые призумпции- подтверждённые предшествующим жизненным опытом и закреплённые в последующем в нормах права предположения о налич или отсут юр фактов, кот подтверж либо опроверг в процессе доказывания. Виды:- по возможности опроверж (неопровер, опроверж)- по сфере действий (общеправовые, межотраслевые, отраслевые). По роли в правовом регулир:- материальные, процессуальные. По факты правового закрепления:- фактические, законные. Юр фикции- заведомо неистинные положения, которым в силу закона придаётся значение сущ-х фактов. Правовые аксиомы- общепризнанные утверждения, не требующие доказывания в силу своей очевидности, убедительности, истинности.

39.Непосредственная реализация права: понятие, формы.

Реализация права- осущ юр закреплённых и гарантированных гос-ом возможностей, воплощение их в жизнь, в деятельности субъектов общественных отношений. Особенности реализации права: реаализ связана с правомерным поведением, в реализации права заинтересован носитель субъективного права, осущ в различ формах. Формы реализации права- непосредственная реализация права (соблюдение, исполнение, использование)- применение права . Соблюдение запретов- воздержание от совершения запрещённых действий. Исполнение обязанностей- выполнение возложенной на субъекта обязанности, предусмотренной: — нормой прва- заключённым на её основе договором- принятым на её основе индивид. актом применения права.

40.Применение права: понятие, стадии.

Применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

41.Акты применения права: понятие, виды, структура.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права (как форму реализации права, т.к. существуют и другие) и (как стадию реализации права)

Акты применения опосредуют:- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа- правоохранительную деятельность.

Применению права присущи следующие функции:- Социальные (экономические, политические)- Юридические (регулятивные и охранительные). Стадии: 1)Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. 2)Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция.

42.Пробелы в праве: понятие, виды, пути устранения (преодоления).

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного, процесса правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

43.Понятие юридических коллизий, причины их появления и виды.

Юридические коллизии- расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие.

44.Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:1) толкование;2) принятие нового акта;3) отмена старого;4) внесение изменений или уточнений в действующие;5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;8) конституционное правосудие;9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;10) международные процедуры.

При обнаружении коллизий руководствуются: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства);в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня, то применяется последний; если разного уровня, то – общий.

Смотрите еще:

  • Куплю дом в селе хлевное Продажа коттеджей в регионе Липецкая обл Продажа: кирпичный загородный дом 200 м2, 2017 г. постройки. Площадь земельного участка 20 сот. Расположение: Липецкая область, Елецкий район, деревня Трубицино, Полевая улица. Двухэтажный дом, без ремонта. В доме 6 комнат. […]
  • Марков николай юрьевич москва адвокат Марков николай юрьевич москва адвокат Запрашиваемая вами страница 'otdely-Sledstvennogo-komiteta-Rossijskoj-Federacii-po-Moskovskoj-oblasti.ftml/' не найдена на сайте. Последние новости Skype-консультация Консультация адвоката по скайпу. Стоимость консультации: 500 […]
  • Кандидатов в присяжные заседатели Кандидатов в присяжные заседатели Внесение в списки кандидатов в присяжные заседатели «судов» Крыма можно игнорировать Жители Крыма публикуют в социальных сетях извещения о внесении в списки кандидатов в присяжные заседатели, которые начали присылать […]
  • Проект ук рф поправки 2018 г Поправки по ст 228 1 ч 4 п г ук рф в 2018 С февраля 2018 поправки по статье 228 2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, — Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ статья 228 дополнена частью 3, вступающей в силу с 1 января 2013 […]
  • Судебный пристав мурадян В дорогомиловский районный отдел судебных приставов уфссп россии по г москве Начальник отдела — старший судебный пристав Мурадян Гаяне Олеговна Заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава Попов Сергей Владимирович Межрайонный отдел судебных […]
  • Лучший адвокат по уголовным делам новосибирск Многие люди зачастую просто не задумываются о том, что им может понадобиться адвокат в каких-то жизненных ситуациях. Конечно, лучший исход любой неприятности — когда не приходится обращаться к помощи профессиональных юристов. Однако если в этом возникла […]
  • Банковское законодательство курсовая Курсовая работа по дисциплине: «Жилищное право»на тему: «Жилищный фонд» Студент группы 11135 Глава 1. Общие положения о понятии жилищного фонда в Российской Федерации 6 1.1 Правовая сущность жилого помещения 6 1.2 Жилищный фонд по действующему законодательству: […]
  • Норма возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки Зарубежные командировки: новые размеры суточных и нормы расходов по найму жилого помещения ч1. Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2005 Статьей 168 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае направления работника в служебную командировку […]