Следствие фскн ск рф

Экс-замруководителей СК РФ и ФСКН ждут в испанском суде

Национальная судебная палата Испании подготовила повестки целой группе высокопоставленных россиян, в том числе депутату Госдумы Владиславу Резнику, экс-заместителю главы СК Игорю Соболевскому и бывшему замдиректора ФСКН Николая Аулову. Все они являются обвиняемыми по делу «авторитета» Геннадия Петрова. Соболевский и Аулов и так находятся в международном розыске. Сложнее ситуация с Резником. Если он не прибудет на слушания, то тоже окажется в числе разыскиваемых.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, слушания по громкому делу должны были состояться еще летом, но их неожиданно перенесли. Официальной причиной была названа нехватка свободных залов для заседаний. «Однако, похоже, что в действительности судье не хотелось в период отпусков и жары начинать слушания», — полагает собеседник агентства. Недавно было определено, что процесс начнется в феврале 2018 года, в связи с чем началась подготовка к нему. В частности, суд выписал повестки всем обвиняемым — гражданам России и Испании, в том числе петербургскому «авторитету» Геннадию Петрову (один из лидеров «тамбовской» ОПГ) и его супруге, Юрию Саликову, Леониду Христофорову, Светлане Васильевой, Хуану Антонио, Унториа Агустину, Юлии Ермоленко, Владиславу Резнику, его супруге Диане Гиндин, Игорю Соболевскому, Николаю Аулову, Илье Траберу, Александру Малышеву (лидер «малышевской» ОПГ), Леониду Хазину, Олене Бойко, Михаилу Ребо, Кириллу Юдашеву и т. д. Всем им инкриминируют участие в преступном сообществе, «отмывании» денег, поступивших из России от афер с возмещением налога на добавленную стоимость, и преступлениях против общества. Обвиняемые должны были еще конце января 2016 года лично явиться в суд на предварительные слушания.

В назначенный день на слушания прибыли только несколько человек. В отношении остальных, в том числе Петрова, его супруги, Христофорова, Резника, Гиндин, Соболевского, Аулова судья вынес постановление о заочном аресте и объявлении в международный розыск. Резник обжаловал данное решение и сумел доказать, что не приехал в суд по объективным причинам (болезнь), а от следствия не скрывается. В результате его заочный арест был отменен. Сведения об остальных россиянах, включая Аулова и Соболевского, были переданы в Интерпол, сейчас все они сейчас находятся в базе по международному розыску. Правда, на сайт Интерпола их анкеты вывешивать не стали.

Перед Резником стоит крайне непростой вопрос. Если он в феврале не явится на суд, то вновь будет принято решение о его заочном аресте и объявлении в розыск.

Тем временем главный обвинитель на предстоящих слушаниях, Хосе Гринда (который строит карьеру, как разоблачитель российской мафии), сам оказался замешан в скандальной истории. Бывший судья, адвокат Игнасио Пелаес обвинил Хосе Гринда в склонении к развратным действиям несовершеннолетних, участии в педофилической сети и разглашении служебных документов. В руках юриста оказались соответствующие доказательства, в том числе показания родителей потерпевших детей, которые он передал в правоохранительные органы.

Гринда в ответ заявил, будто Пелаес выполнял поручение экс-министра информационных технологий Леонида Реймана. (Его фамилия упоминается в «деле Геннадия Петрова»). Для объективности стоит отметить, что, по данным «Росбалта», Пелаес действительно несколько раз приезжал в Россию. Однако дальше события приняли оборот в духе голливудских триллеров. В конце сентября 2017 года, в момент проверки сведений в отношении Хосе Гринда, Пелаес неожиданном умер в возрасте 53 лет.

«Из-за всех этих событий, громких имен процесс обещает быть крайне интересным — в независимости от того, прибудет на него Резник или нет», — полагает собеседник агентства.

Слухи о ликвидации СК РФ — «подготовка почвы» или очередной миф?

Мнение экспертов о том, как будут вести следствие в случае расформирования СК РФ

Москва, 16 ноября 2017, 21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр, комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи, озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине.

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

Primary Menu

Комментарии свободны, факты священны

Следственный комитет России может вновь стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году.

Отмечается, что в связи с этим будет понижен и статус его главных управлений.

Так, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением.

Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится главная военная прокуратура России.

Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военные следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

Как сообщалось, данные изменения могут пройти в рамках масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создании Росгвардии.

Издание пишет, что, по данным источников, в рамках реформы произойдет смена сегодняшних руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК России Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Росгвардия ФГУΠ «Охрана»

Давайте вспомним, зачем создавался, чего достиг и какие допустил огрехи за время своего существования Следственный комитет РФ.

Ведомственная принадлежность следствия служила «яблоком раздора» среди силовиков еще в советские времена. Предпосылки для «трехведомственной» структуры следствия были созданы еще при Иосифе Сталине, когда тот по инициативе Виктора Абакумова дал добро на создание следственного аппарата милиции (переданной на несколько лет из МВД в МГБ). После смерти Сталина и разделения МВД и КГБ в отдельные структуры, такое положение дел было закреплено. На некоторое время в конце 1950-х «одеяло перетянула» на себя прокуратура, попытавшаяся максимально сконцентрировать следствие в своих руках, но очень скоро ее руководство убедилось в нерациональности такого подхода, и в 1960-е все вернулось на круги своя.

К рассмотрению вопроса создания «единого следственного органа» вернулись уже в конце 1980-х — начале 1990-х. Однако путь к его формированию оказался долгим. В 2007 году благодаря внесению изменений в УПК РФ следственный аппарат прокуратуры стал относительно независим. И лишь в 2011 году бывшее «следствие прокуратуры» превратилось в полностью самостоятельное ведомство. Его возглавил Александр Бастрыкин, человек с опытом работы в органах МВД и прокуратуры и с огромным научно-педагогическим стажем в правовой сфере.

Настоящим символом Следственного комитета в общественном сознании стал его спикер Владимир Маркин, который вместо службы по связям с общественностью со строгими сухими пресс-релизами советского образца, создал современный PR-центр, информационная продукция которого пользовалась огромным спросом в СМИ. Благодаря Владимиру Маркину Следственный комитет доказал, что государственный орган может быть по-настоящему интересным.

Изначально СК РФ позиционировал себя, как ведомство «рыцарей без страха и упрека», профессионалов, способных разгадать любую загадку, беспристрастных людей с чистыми руками. Репутацию Следственного комитета поддерживала его работа по громким коррупционным делам в отношении чиновников-«небожителей», к которым долго не мог никто подступиться.

Речь идет в частности об экс-губернатора Сахалина Александре Хорошавине, экс-главе Коми Вячеславе Гайзере и бывшем Кировском губернаторе Никите Белых. А также о заместителях губернаторов Челябинской и Новгородской областей, Приморского края, многочисленных руководителях региональных учреждений и ведомств.

В 2012 году именно Следственный комитет разбирался с массовыми беспорядками на Болотной площади, отталкиваясь от которых часть оппозиции пыталась организовать нечто похожее на то, что мы в 2013 — 2014 году наблюдали в Киеве.

Ну, а помимо громких дел, у СК были еще огромные пласты повседневной рутинной работы по охране закона, защите интересов государства и прав простых граждан.

Тем не менее на этом фоне имели место и неоднозначные ситуации. В 2012 году у главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина произошел странный конфликт с журналистом Сергеем Соколовым, заместителем редактора «Новой газеты». Журналисты «Новой» написали о СК и лично Александре Бастрыкине, мягко говоря, тенденциозный материал. Глава Следственного комитета вспылил и при встрече с Соколовым подверг его жесткой критике, после чего руководство «Новой газеты» заявило, что их заместителю главного редактора якобы угрожали. В конце концов обе стороны спора принесли друг другу извинения.

В 2013 — 2014 гг. в Следственном комитете произошел скандал, поставивший под сомнение процедуру отбора кадров. Старший следователь из Горно-Алтайска Александр Сатлаев, проходивший все необходимые проверки, в том числе и на полиграфе, оказался маньяком-насильником, которого суд признал виновным в четырех изнасилованиях, четырех попытках изнасилования, побоях и злоупотреблениях. Это стало первым случаем привлечения сотрудника СК к ответственности за насильственные преступления. Сатлаев был приговорен к 6 годам лишения свободы, а глава Алтайского республиканского управления СК Эдуард Ошлыков 4 январе 2014 года «по случайному стечению обстоятельств» был отправлен в отставку.

За взятку в размере 300 тысяч рублей ФСБ задержала в 2013 году замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаила Миронова.

Но все это меркнет на фоне событий лета 2016 года.

По делу криминального авторитета Шакро Молодого (Захария Калашова) были задержаны сразу три высокопоставленных руководителями Следственного комитета: заместитель руководителя столичного главка Следственного комитета РФ Денис Никандров, начальник службы собственной безопасности СК Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов.

По информации СМИ, Никандрова задержали при получении взятки в размере одного миллиона долларов, за которые он якобы собирался «решить» вопрос с закрытием уголовного дела против Калашова, арестованного по обвинению в вымогательстве. Максименко же, по версии следствия, дал команду подчиненным не обращаться в суд с ходатайством о продлении ареста человеку Калашова Андрею Кочуйкову, который был задержан ранее по делу о перестрелке у ресторана Elements в Москве.

В средствах массовой информации можно найти массу конспирологических гипотез о противостоянии в силовых структурах. Возможно, что-то из того, что пишут журналисты и имеет смысл. В любом случае, пока не завершатся все следственные действия, о деталях дела мы вряд ли узнаем что-то новое.

Ясно одно: коррупция проникла в Следственный комитет глубоко. Репутация ведомства только играла на руку «оборотням в погонах». Понятно, что реформа ведомства стала практически неизбежна. Вопрос только в том, насколько она будет качественно проведена.

Вариант с объединением СК и прокуратуры, озвученный в «Коммерсанте», на этом фоне выглядит вполне логичным. Тем более, что с момента «развода» ведомств прошло относительно немного времени, и вряд ли реструктуризация будет слишком болезненной. В истории отечественных силовых ведомств происходили реформы и гораздо более радикальные, чем обычное восстановление статус-кво.

СК: бывший мэр Барнаула, обвиняемый в мошенничестве на 11 млн, сотрудничает со следствием

БАРНАУЛ, 8 декабря. /Корр. ТАСС Ксения Шубина/. Бывший мэр Барнаула, столицы Алтайского края, Игорь Савинцев, подозреваемый в махинациях с муниципальной собственностью более чем на 11 млн рублей, сотрудничает со следствием; расследование продолжается. Об этом сообщил во вторник журналистам руководитель Следственного управления СК РФ по региону Евгений Долгалев.

«Следствие продолжает кропотливый сбор доказательств. Он (Савинцев) является по вызовам следствия, аргументирует какую-то позицию — он сотрудничает. Наше взаимодействие с подозреваемым находится в правовом поле. Следствие проверяет большой объем информации — о выявлении новых эпизодов можно будет говорить, если будут возбуждены новые дела или предъявлено обвинение. Версии различны, информации много», — сказал Долгалев.

По словам руководителя СК, в отношении еще одного алтайского мэра, Владимира Ларионова, которого подозревают в махинациях с муниципальным жильем более чем на 450 тыс. рублей, расследование завершено. «Дело направлено прокурору — он счел собранные нами доказательства достаточными и отправил дело в суд», — пояснил Долгалев.

По словам представителей ведомства, эти преступления стали одними из самых резонансных среди коррупционных. По данным следствия, Игорь Савинцев, ушедший в отставку в августе, с ноября 2010 по июнь 2011 года в нарушение законодательства подписал постановления о предоставлении по заниженной стоимости земельных участков, принадлежащих городу, двум организациям, аффилированным с членами его семьи. Ущерб городу, по данным СК, превысил 11 млн рублей. Глава администрации Рубцовска Владимир Ларионов, по версии следствия, незаконно распорядился выдать комнату своей подчиненной. В результате городу был причинен ущерб на сумму более 450 тыс. рублей.

По последним данным СУ СК по Алтайскому краю, за 9 месяцев 2015 года в регионе было выявлено 235 преступлений коррупционной направленности, возбуждено 209 дел данной категории. Большинство подобных преступлений — 143 — возбуждалось по факту получения, дачи и посредничества во взяточничестве. Прокурору были направлены 68 уголовных дел по более чем 200 коррупционным преступлениям в отношении 76 человек, среди которых 11 сотрудников полиции, 3 сотрудника МЧС, по одном специалисту ФСКН и ФСИН, три депутата, а также другие должностные лица. Ущерб от коррупционных преступлений в этом году составил более 8 млн рублей, а ущерб по ним возмещен лишь на 900 тыс. рублей. Стоимость арестованного имущества обвиняемых, добытого преступным путем, составила 26 млн рублей.

Объединенный следственный комитет появится уже осенью

Объединенный следственный комитет появится уже осенью Следствие всех силовых структур соберут под одной крышей с четвертой попытки

Уже осенью 2014-го, по данным «Известий», президент Владимир Путин может подписать указ о создании Объединенного следственного комитета (ОСК), в который войдут следственные службы Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Следственного комитета. Об этом «Известиям» рассказали сразу несколько источников в силовых структурах. Действовать эта структура начнет с 2018 года.

На 2015–2018 годы устанавливается переходный период. Между тем, не дожидаясь президентского указа о создании ОСК, глава ФСКН Виктор Иванов на прошлой неделе заявил, что наркополицейские перестанут расследовать уголовные дела против организованных преступных сообществ (ст. 210 УК РФ). Эти уголовные дела, по словам Иванова, будут направляться для расследования в Следственный комитет РФ.

Планируется, что к 2018 году в ФСКН останется только служба по проведению дознания по несложным уголовным делам. Как отмечают в МВД, переходом полицейского следствия в единый СК будет заниматься бывший военный прокурор Александр Савенков, которого в мае назначили главой Следственного департамента МВД РФ.

Он сменил на этом посту отправленного в отставку генерала Юрия Алексеева. Новому главному полицейскому следователю предстоит во время переходного периода подготовить и передать в ОСК уголовные дела, которые расследуют в МВД сейчас, говорит источник «Известий».

— После реформы в полиции останется только расследование несложных уголовных дел, которые будут вести дознаватели. Их переведут работать в специально созданный департамент по организации дознания МВД РФ, — говорит информированный собеседник в МВД. Подобный же департамент планируется создать и в ФСКН РФ, подтверждает собеседник в ведомстве по борьбе с наркотиками.

Возглавит Объединенный следственный комитет Александр Бастрыкин.

Планируется, что новый орган не будет вести абсолютно все расследования. Его сотрудники станут заниматься раскрытием преступлений, подпадающих под статьи УК РФ, которые и сейчас подведомственны СКР: ст. 290 («Получение взятки»), ст.

105 («Убийство»), ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов»), ст.

159 («Мошенничество»), ст. 210 («Организация преступного сообщества»).

Сейчас по этим статьям следствие ведут и СКР, и ФСКН, и СД МВД. Предполагается, что в ОСК из СД МВД и ФСКН перейдут на службу по 25% сотрудников, а остальные после переаттестации останутся работать в департаментах по организации дознания своих ведомств.

Идее об объединении всего расследования под одно крыло уже 12 лет — впервые ее предложил еще в 2003 году работавший тогда заместителем руководителя администрации президента Дмитрий Козак.

— Тогда эта идея не нашла поддержки у глав МВД — Бориса Грызлова, Федеральной службы безопасности (ФСБ) — Николая Патрушева, прокуратуры — Владимира Устинова и ФСКН — Виктора Черкесова.

Никто из силовиков не хотел, чтоб его ведомство лишилось функций следствия, — вспоминает собеседник в администрации президента. — Создать Объединенный следственный комитет в 2003 году хотел только Дмитрий Козак, так как он сам и собирался возглавить новое силовое ведомство. Однако вновь о создании Объединенного следственного комитета заговорили в 2007 году, после того как Владимир Путин подписал указ о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре.

Согласно указу, именно СКР поручалось следствие, а у прокуратуры оставили только надзорные функции. Но 7 лет назад против создания следственного «монстра» выступили глава ФСБ Николай Патрушев и МВД Рашид Нургалиев. Однако в очередной раз об идее Объединенного следственного комитета вспомнили в прошлом году.

Его создание поддержал Совет безопасности России, однако предложил отсрочить появление новой силовой структуры до 2018 года — из-за отсутствия сейчас в казне необходимых средств. По подсчетам авторов законопроекта, создание единого следственного комитета обойдется бюджету почти в 100 млрд рублей. В новую структуру на работу должны будут перейти около 25 тыс.

следователей МВД и 2,5 тыс. из ФСКН. Как отмечает собеседник «Известий» из администрации президента, идею объединения следственных органов поддерживают глава МВД Владимир Колокольцев и ФСКН Виктор Иванов. Что касается следствия в ФСБ, то его оставят в том же виде — на этом настаивает глава контрразведки Александр Бортников.

— С фээсбэшным следствием слияния не будет, они по-прежнему будут сами проводить расследования, поскольку речь идет о безопасности страны, — говорит собеседник в СКР. Идею объединения следователей силовики оценивают по-разному.

— Объединение следователей по профессиональному признаку вообще выглядит странно, ведь вслед за этим может возникнуть идея объединить и всех оперативников, — возмущается один из генералов МВД. — Полицейские следователи находятся при МВД, для того чтобы вместе с оперативными службами работать на выполнение общей задачи — борьбы с преступностью. А при создании Объединенного следственного комитета кто будет осуществлять оперативное сопровождение дел?

Адвокат Александр Островский говорит, что силовики хорошо знают негативный опыт соседей из Казахстана, которые тоже в свое время объединяли следствие, а потом отказались от этой практики. — В 1990-х годах в Казахстане создали Государственный следственный комитет.

Сначала этот комитет потребовал себе оперативников, затем информационно-аналитический центр, потом следственные изоляторы и в конце концов превратился в еще одно параллельное МВД, после чего его и решили упразднить, — рассказывает Островский. В пресс-службах МВД, СКР и ФСКН от официальных комментариев об объединении следствия отказались до подписания соответствующего указа президента.

Экс-замгенпрокурора Исса Костоев считает, что объединение следствия пойдет на пользу обычному гражданину, а главное — борьбе с преступностью. — Такое объединение позволит более оперативно бороться с преступностью и контролировать самих следователей, — считает Костоев.

— Сейчас следователи различных правоохранительных органов находятся фактически под разным прокурорским надзором. Перед надзирающей прокуратурой работники следствия СК и следователи МВД оказываются не в одинаковом положении.

Над последними у прокуратуры больше власти, хотя и те и другие руководствуются едиными нормами процессуального права. По словам Костоева, в России до сих пор сохраняется территориальный принцип построения следственных органов, когда в одном и том же районе есть и следственный комитет, и следственный орган МВД. — И везде есть свои начальники отделов и их многочисленные заместители.

И это, естественно, дублирует функции, — добавляет он.

Адвокат Владимир Жеребенков убежден, что если уж объединять следствие, то одновременно с этим нужно усиливать и надзорные функции над этой структурой.

— Чтобы система не была неуправляемой и бесконтрольной, должен быть серьезный надзор со стороны Генпрокуратуры, причем начинаться он должен не на стадии передачи дела в суд, а на момент возбуждения уголовного дела, — говорит Жеребенков.

3. Органы предварительного расследования

В настоящее время предварительное следствие осуществляют:

следователи Следственного комитета РФ;

следователи органов внутренних дел;

следователи органов ФСБ;

следователи Федеральной службы по контролю за наркотиками.

Следственный комитет РФ (СК РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Возглавляет СК РФ Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Правовую основу деятельности СК России составляет Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. 21.11.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012).

К органам СК РФ относятся:

1. собственно Следственный комитет РФ и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам);

2. главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3. следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения СК РФ;

4 научные и образовательные учреждения СК РФ, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета.

К основным задачам Следственного комитета РФ и его органов относится:

1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством России;

2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями, входящими во все главы Особенной части УК (кроме преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях – глава 23 Особенной части УК РФ). Следователи ОВД расследуют уголовные дела по большинству глав Особенной части УК РФ, за исключением преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 Особенной части УК РФ), преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 Особенной части УК РФ УК РФ) и преступлений против военной службы (глава 34 Особенной части УК РФ).

Следственный департамент МВД России представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ Федерации, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе МВД РФ.

К основным задачам следственного департамента МВД РФ относится:

1. выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

2. организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

3. расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента;

4. осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Подследственность следователей СК РФ и следователей ОВД иногда тесно переплетается. Они расследуют дела, предусмотренные статьями, входящими в одни и те же главы Особенной части УК РФ, и даже иногда различными частями одной и той же статьи УК РФ. Например, при расследовании дел о преступлениях против жизни и здоровья (глава 16 Особенной части УК РФ) следователи СК РФ расследуют все дела о преступлениях против жизни (убийства, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства), а следователи ОВД – дела о преступлениях против здоровья. Следователи ОВД расследуют дела об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ), но следователям СК РФ подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). То есть, следователи СК РФ, как правило, расследуют дела о наиболее опасных преступлениях, посягающих на наиболее важные объекты уголовно-правовой охраны.

Органы предварительного следствия в ФСБ РФ

Подследственность следователей органов ФСБ связана со спецификой их деятельности. Следователи органов ФСБ расследуют большинство дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о государственной измене (ст. 275 УК РФ), о шпионаже (ст. 276 УК РФ), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и другие подобные дела. В подследственность следователей органов ФСБ входят также дела о некоторых преступления в сфере экономической деятельности (глава 25 Особенной части УК РФ). Например, это дела о контрабанде (ст. 188 УК РФ), о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Следователи органов ФСБ расследуют дела о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), о захвате заложника (ст. 206 УК РФ) и некоторые другие.

Органы предварительного следствия ФСКН РФ возглавляет Следственный департамент (структурное подразделение ФСКН РФ). К его основным задачам относится:

организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;

организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Подследственность следственных органов ФСКН России рассматривалась в предыдущей теме.

Органы дознания – органы исполнительной власти, на которые возложены следующие полномочия:

1. осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

При этом существуют органы дознания, которые осуществляют как оба вида деятельности (назовем их универсальными), так и только один – только дознание или только неотложные следственные действия (специализированные органы).

К универсальным органам дознания относится:

1. Органы внутренних дел РФ. Полиция — основной орган дознания в РФ. Подследственность полиции по расследованию дел в форме дознания УПК РФ практически не определена. Полиция расследует те дела, которые не относятся к компетенции других органов дознания (п. 1 ч. 3. Ст. 151 УПК РФ). Это дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Можно сказать, что полиция осуществляет неотложные следственные действия по всем преступлениям, подследственным следователям СК РФ и органов внутренних дел.

2. Органы ФСБ. Дознавателями органов Федеральной пограничной службы ФСБ РФ в форме дознания расследуют некоторые дела о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ (ст. 253 и 256 УК РФ — нарушение законодательства о континентальном шельфе, нарушение добычи водных животных и растений). Неотложные следственные действия осуществляются по двум группам преступлений. Во-первых, оперативные работники пограничной службы осуществляют неотложные следственные действия по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Это преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), ст. 323 УК РФ (противоправное изменение государственной границы РФ). Затем подобные дела передаются следователю органов ФСБ. Оперативные работники органов ФСБ осуществляют неотложные следственные действия в предусмотренных законом случаях (см. п. 2. ч. 2. ст. 151 УПК РФ)

3. Таможенные органы, которые расследуют в форме дознания дела о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ), а также об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Сотрудники таможен осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188 УК РФ (контрабанда), ст.ст.189 (незаконный экспорт), 190 (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) УК РФ.

4. Органы ФСКН РФ. Дознаватели ФСКН осуществляют дознание по уголовным делам, предусмотренным ст.ст. 228 ч. 1., 228.2, 230 ч. 1 УК РФ и другими, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Неотложные следственные действия работники оперативных подразделений ФСКН осуществляют по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции.

5. Органы государственного противопожарного надзора. Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Государственный пожарный надзор — это специальный вид государственной надзорной деятельности, возложенной на Государственную противопожарную службу, входящую с 1 января 2002 года в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители органов Государственной противопожарной службы являются одновременно и государственными инспекторами по пожарному надзору. В форме дознания расследуются дела о пожарах — по ч. 2 ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов). Дознание в органах государственного пожарного надзора осуществляют инспектора Государственной противопожарной службы.

Неотложные следственные действия указанны органы совершают по делам о пожарах, по ч. 2 ст. 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение имущества с отягчающими обстоятельствами), а также – по делам о нарушении требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). После совершения неотложных следственных действий такие дела передаются следователям СК РФ.

Специализированные органы дознания:

Во-первых, органы, осуществляющие исключительно неотложные следственные действия.

1. Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений осуществляют неотложные следственные действия по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения. Неотложные следственные действия по таким делам производят военные дознаватели, назначаемые приказом командира или начальника из числа наиболее подготовленных офицеров.

2. Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные сотрудниками этих учреждений. Это, например, дела о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получении взятки (ст. 290 УК) и некоторые другие. По совершению неотложных следственных действий такие дела передаются следователю СК РФ. Вторая категория дел – это дела о преступлениях, совершенных в расположении исправительных учреждений или следственных изоляторов. Это преступления, совершаемые как сотрудниками этих учреждений (кроме преступлений против установленного порядка несения службы), так и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях (осужденными) или в следственных изоляторах.

3. Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по всем делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

4. Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов предварительного расследования – по уголовным делам, совершенным по месту нахождения данных партий и зимовок;

5. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Во-вторых, это органы, осуществляющие только дознание:

1. Органы Федеральной службы судебных приставов, которые расследуют в форме дознания уголовные дела о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (с т. 157 УК РФ); о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствованию осуществления правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважении к суду (ст. 297 УК РФ); разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ), незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), а также – неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

2. Следователи СК РФ. Они осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ(члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д.).

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Апк рф ст 148 Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения (действующая редакция) 1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: 1) в производстве арбитражного суда, суда […]
  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Медицина уголовный кодекс Медицина уголовный кодекс Изменения в законе о здравоохранении РФ 2016 года были приняты Государственной Думой РФ. Накануне принятия законопроекта, в обществе разгорелась жаркая дискуссия, в основе которой были подозрения, что медицинские услуги могут стать платными. […]