Система права отрасли права понятие и признаки

Система права Понятие и признаки права (стр. 1 из 3)

1. Понятие и признаки права

3. Право — регулятор общественного отношения в правовой системе

4. Институты права и правовых норм

1. Понятие и признаки права

Право – система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляют степень свобод и справедливости.

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Такая регуляция и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает основное место.

Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.

Юридическое право разделяется на объективное и субъективное.

Объективное – система всех правовых предписаний, которые установлены, охраняются, защищаются государством, имеют общеобязательный характер, являются критерием правомерного или неправомерной поведения и существуют независимо от индивидуального сознания субъекта права.

Субъективное – определены возможности, степень свободы, которая принадлежит субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет.

— право – это система правовых норм;

— это правила поведения общего характера;

— эти правила имеют общеобязательный характер;

— они тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;

— формально определенные и закрепленные в нормативно правовых актах;

— устанавливаются, санкционируются, гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;

— в своей совокупности регулируют общественные (социальные) отношения между людьми;

— правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.

Право, как волеизъявление государства – это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесно между собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми в интересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.

Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения.

Разделяются на в-социальных и специальных юридических.

· гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;

· организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем;

· информационная – право информирует людей о воле законодателя;

· оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтных, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;

· идеологически воспитательная – право формирует в человеке определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения;

· познавательная – право само выступает как источник знаний.

Специальные юридические функции:

· Регулятивная (статическая и динамическая) . Направленная на урегулирование общественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или тех отраслях или институтах права.

регулятивно-статическая – закрепляет общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя.

регулятивно-динамическая – обеспечивает динамическое развитие обществ. общества.

· Охранительная . Направленная на охрану соответствующих систем общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, устранения их из жизни.

Принципы права закреплены в праве исходные нормативно руководящие положения, которые характеризуют его содержание, основы, указании в нем закономерности общественной жизни.

— закрепление в правые меры свободы человека и обеспечения ее основных прав;

— юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;

— пренебрежительность закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительского органа государства;

— взаимоувязанность юридических прав и обязанностей;

— регуляция поведения людей по загальнодозволеним типу правовой регуляции;

— деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу “разрешено то, что прямо предусмотрено законом”;

— правосудие осуществляется только судами;

— юридическая ответственность человека должна быть только по ее вине, противоправному поведению.

· Типологические. Определяются как руководящие принципы, идеи, что свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отображают его социальную сущность.

· Конкретно исторические. Определяются как основные принципы, которые отображают специфику права определенного государства в реальных социальных условиях (демократизму, законности, гуманизму).

· Отраслевые и межотраслевые. Охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства (гласности судопроизводства, принцип полной материальной ответственности).

· Принципы институтов права. Основные идеи, которые лежат в основе построения определенного института права (принцип невосприятия двойного гражданства, принцип охраны и защиты всех форм собственности).

Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регуляцию наиболее важных потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового содружества.

Следовательно, право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируются и охраняются государством с целью упорядочения общественных отношений.

2. Формы права

Юридические нормы регулируют поведение участников общественных отношений. Ради этого они должны быть известными, обнаруженными внешне, выраженными в определенных формах (источниках).

Источники (формы) права – это способ внешнего проявления правовых норм, которое удостоверяет их государственную общую обязательность.

К источникам права относят: нормативный акт, правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный договор.

Правовой обычай – санкционировано государством обычное правило поведения общего характера.

Правовой прецедент – решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех следующих аналогичных судебных или административных дел.

Религиозно правовые нормы – санкционированы государством церковные каноны и другие религиозные нормы, которым предоставляется общеобязательный характер.

Нормативный договор – объективные формально обязательные правила поведения общего характера, что установлении по договоренности и согласием двух или больше субъектов и обеспечиваются государством (об образовании федерации).

Международно-правовой акт – документ международного содружества, который из санкции государства распространяется на ее территорию.

Основным источником права Украины является нормативно правовой акт.

Нормативно правовой акт – решение компетентных субъектов, что выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия. Разделяется на законы и подзаконные акты.

Законы – нормативно правовые акты, которые кажутся законодательными органами, имеют высшую юридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения в стране.

Кроме Конституции Украины, есть еще такие виды законов:

Все законы имеют высшую юридическую силу:

· никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их;

· Конституционный суд Украины может признать отдельное положение или закон Украины не конституционным;

· все другие нормативно правовые акты должны выдаваться в соответствии с законами;

· в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно правового акта действуют нормы закона;

· только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятия закона в случае возвращения его Президентом при отложном вето.

Подзаконные нормативно правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства, уполномоченных на то государством обществ. объединений из установки, внедрения в действие, изменения и отмены нормативных письменных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.

Виды подзаконных нормативно правовых актов:

— нормативные акты Президента Украины;

— акты Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного суда Автономной Республики Крым;

— акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;

— акты министерств, государственных комитетов, ведомств;

— нормативные акты государственных администрации в регионах, г. Киеве и Севастополе, районах в этих городах;

— нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;

— нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;

— нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;

60.Система права. Отрасль права: понятия и виды. Правовой институт: понятия и виды.

Система права представляет собой внутреннее строение, порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

Система права – это упорядоченная совокупность всех действующих в государстве правовых норм.

Черты правовой системы:

1. единство (взаимосогласованность, непротиворечивость);

2. дифференциация (разделение на нормы, институты, отрасли);

Внутреннее строение системы права выражается в ее структуре.

Структура системы права – деление всей совокупности правовых норм на отрасли и институты в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые регулируются нормами права (имущественные, обязательственные и другие).

Метод правового регулирования – способ влияния норм права на определенную сферу общественных отношений (императивный; диспозитивный и др.).

Элементы системы права:

1. норма права – основной элемент системы права; исходный «кирпичик» «здания» системы права; это установленное и охраняемое государством правило поведения, которое определяет права и обязанности участников регулируемых общественных отношений и служит критерием правомерного и неправомерного поведения.

2. институт права – совокупность взаимодействующих правовых норм, регулирующая относительно самостоятельную группу однородных отношений, которая представляет собой особенную часть отрасли права.

Группы институтов права:

предметные и функциональные;

материальные и процессуальные;

общие, специальные и другие.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3) в государственном праве – институт гражданства;

4) в административном – институт должностного лица;

5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

3. отрасль права – совокупность норм и институтов, которая представляет собой самостоятельную часть системы права и регулирует качественно однородную сферу отношений с помощью особого метода правового регулирования.

ведущая (конституционная, государственная);

основные – профилирующие (уголовное, гражданское);

специальные (трудовое, семейное);

процессуальные (гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное);

комплексные (экологическое, хозяйственное).

Отрасли права России

Конституционное право (государственное) — закрепляет основы государственного и общественного строя, правовой статус граждан, порядок формирования, систему, полномочия высших органов государственной власти.

Административное право – регулирует отношения, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства (сфера общественного порядка и государственного управления).

Финансовое право – регулирует налоговые, бюджетные и другие финансовые правоотношения, имеющие денежный характер и обусловленные материальной основой осуществления государственных функций – денежные обязательственные правоотношения.

Земельное право – регулирует отношения между государством и субъектами различных форм собственности на землю – имущественные правоотношения.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем в трудовых обязательственных отношениях.

Семейное право – регулирует брачно-семейные отношения и вопросы опеки и попечительства – имущественные и личные неимущественные отношения.

Уголовное право – определяет виды общественно опасных деяний (преступлений) и наказания лиц, их совершивших.

Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в ходе рассмотрения гражданских дел судами, вынесения и обжалования решений суда.

Уголовно-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в результате нарушения досудебного следствия и судебного рассмотрения уголовных дел, вынесения и обжалования приговоров.

Понятие и сущность права. Отрасли права

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

ПОСМОТРЕТЬ СЛАЙДЫ

Понятие и сущность права. Отрасли права.

Сущность права состоит в равновесии

двух нравственных интересов:

личной свободы и общего блага.

В основу права положены правила — нормы

Норма – это правило, образец;

Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.

Существует несколько разновидностей этих норм

Норма права — это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

Признаки правовых норм

ее устанавливает государство (парламент, сейм, дума, президент и т. д.)

она адресована всем членам общества (т. е. это обязательное для всех правило поведения)

правовая норма охраняется и защищается государством (т. е. выполнить ее может заставить государство, его специальные правоохранительные органы — милиция, прокуратура, суд)

правовая норма специально оформлена, т. е. имеет письменную форму и содержится в законах, указах.

Сущность права

Право – система общеобязательных норм(правил)

поведения, установленных или санкционированных

Государством и обеспеченных его принудительной

•Относится к государственным властным явлениям

•Имеет общий — обязательный характер

•Регулирует общественные отношения

•Отражает уровень и потребность развития общественных отношений

определенными государственными органами

Правоотношение

Реальное отношение между людьми, которое возникает, когда они осуществляют модель поведения, предусмотренную нормой права, когда они действуют, ведут себя так, как это предусмотрено нормой.

Элементы правоотношения

Субъекты — его участники, люди или их объединения или организации

Объекты — материальное или нематериальное благо, ради которого люди вступают в правоотношения

Содержание — взаимные права и обязанности

Отрасли права: понятие и виды

ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан»

Кафедра теории и истории государства и права

Контрольная работа по курсу

Отрасли права: понятие и виды

Часть 1. Определение отрасли права и критерии выделения отраслей

Часть 2. Основные отрасли современного российского права

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Система права выступает как внутренняя форма права, отра­жающая реально существующие в той или иной стране и опосре­дуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в такой же по своему характе­ру взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими об­щественные отношения.

Системность — неотъемлемое свойство любого типа права. Наличие её указывает на то, что право является не случайным набором разроз­ненных юридических норм, а целостным, устойчивым образованием.

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. Система права — это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Первым элементом системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

Норма права — это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях.

Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов.

Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новые компонент системы права — отрасль права.

Более подробному рассмотрению и изучению такого важного понятия, как отрасль права, а также критериям, по которым эти отрасли принято отделять друг от друга будет посвящена данная контрольная работа. Также в качестве примера разделения и функционирования различных видов отраслей права в работе будут представлены основные отрасли правовой системы современной России.

Часть 1. Определение отрасли права и критерии выделения отраслей

Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. [2; c. 72] В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений — конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования. [4. C.127]

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования — это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования. Принято выделять два основных метода. Один из них называется авторитарным методом правового регу­лирования, а другой — методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой та­кой способ правового регулирования, при котором лицу или ли­цам — участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и пре­кращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сто­рон — участников общественных отношений, урегулированных с по­мощью данных норм права.

Метод властных предписаний широко применяется главным об­разом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе пра­воотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отноше­нию к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявлять­ся в установлении не только властных предписаний, властных свя­зываний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использо­вания запретов как способа воздействия законодателя на общест­венные отношения и поведение людей — уголовное право. Нормами данной отрасли права под угрозой применения уголовно-правовых мер (санкций) запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам как личности, так и общества и государства. [5. с. 89]

Суть другого метода правового регулирования — метода автоно­мии, или диапозитивного метода, как его иногда называют, заключа­ется в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавлива­ют свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны — участники правоотношений — выступают как равно­правные субъекты. Принадлежащие им права и обязанности могут изменяться по их взаимной договоренности и согласию.

Метод правового регулирования формируется из специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. [3 С. 112]

При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений. законодателем или правоприменительными органами, а обусловли­вается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосред­ственно определяется характером и содержанием регулируемых от­ношений, предметом правового регулирования.

Часть 2. Основные отрасли современного российского права

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудо­вое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, испра­вительно-трудовое право, уголовно-процессуальное право, граждан­ско-процессуальное право и другие отрасли права.

Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы — конституционное право; материальные отрасли — гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право. [1 С. 63]

Рассмотрим более подробно каждую из основных отраслей современной правовой системы современной России.

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

В правовой системе РФ конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету конституционного права относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно — территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем др. источникам права. Другими источниками конституционного права являются федеральные законы, регулирующие отношения, входящие в сферу конституционного регулирования — избирательное законодательство, законодательство об общественных объединениях и др., а также решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, декларации и др.

Главным методом правового регулирования является учредительно — закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет финансового права — финансовые отношения, формирование и исполнение бюджета, денежное обращение, банковские операции, государственные, региональные и муниципальные кредиты, займы, а также налоговые правоотношения. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным правом, т.к. сферы регулирования этих 3-х отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере имеет исполнительно-распорядительный характер. Метод правового регулирования — императивный, подкрепляемый методами контроля и проверки исполнения. Основные источники — Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, др. законы, а также нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления. [6 С. 94]

4. Земельное право — отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охраны прав организаций и граждан как собственников земли, землепользователей или землевладельцев, укрепление законности в области земельных отношений. Земельное право подразделяется на подотрасли — лесное, водное и горное право.

Земельное право в РФ базируется на земельном законодательстве РФ и регулирует отношения собственности на землю, землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.).

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального страхования, охраны труда, техники безопасности; занятости населения. Нормы трудового права регламентируют трудовые отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда; отношения работодателя с трудовым коллективом по поводу установления и применения условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда и ряд других. Субъектами трудовых отношений выступают работники (рабочие и служащие), работодатели (организации и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников), профсоюзы. Основные методы регулирования — поощрение и стимулирование. Нормы трудового права содержатся в законодательстве РФ о труде. [2 С. 183]

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. [4 С. 320]

Особое место среди отраслей и институтов права занимает меж­дународное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударст­венные, а межгосударственные отношения. Нормы меж­дународного права создаются в результате соглашения между его субъектами — суверенными государствами и содержатся в дву- и многосторонних межгосударственных договорах. Также они формируются в виде международных обычаев. Общепризнанные нормы и принципы меж­дународного права также являются обязательными для субъектов меж­дународного права; большинство из них закрепляются в международных договорах и обычаях. К источникам этого вида права в определенных случаях относятся также решения и постановления международных организаций (напр. Совета Безопасности ООН), решения международных судов, а также те нормы национального права, которые трансформированы в нормы международного права.

Основу международного права составляет принцип равенства его субъектов: оно в равной мере служит всем государствам независимо от их государственного или политического устройства. Главной его функцией является установление общих критериев деятельности государств в различных сферах международных отношений -политической, экономической, военной, культурной и др., в которых осуществляется международное сотрудничество. Нормы международного права обеспечивают согласованность национальных и межгосударственной правовых систем, институциональное взаимодействие государств и международных организаций, нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека (в рамках международного гуманитарного права), определяют правила принятия согласованных и совместных решений, использования процедур рассмотрения международных споров и разрешения конфликтов. [5. С. 285]

В работе раскрыто понятие — отрасль права, а также исследованы критерии, по которым отрасли принято отделять друг от друга. Также в качестве примера разделения и функционирования различных видов отраслей права в работе представлены структура правовой системы современной России, подробно рассмотрены и охарактеризованы её основные отрасли.

В ходе изучения данной тематики я пришла к выводу, что разделения права на отрасли было вызвано историческими предпосылками развития общества и усложнения общественных отношений. В современных условиях невозможно представить себе человека, который был бы одинаково хорошо осведомлён во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому и специалистам, которые занимаются разрешением споров и конфликтов тоже важно определить область своей специализации. И, соответсвенно, разделение права на отрасли является необходимым, и по мере дальнейшей дифференциации и усложнения общественных отношений в отраслях будут появляться всё новые и новые подотрасли, а в дальнейшем и более мелкие «элементарные единицы» права.

Список использованной литературы.

1. Алексеев С.С. Государство и право / Алексеев С. С. – М.: Юридическая литература, 1996. – 257 с.

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 784 с.

3. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина Е. М. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 360 с.

4. Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Ла­зарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. — 448 с.

5. Пиголкин А.С. Общая Теория Права / Пиголкин А.С. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г. – 317 с.

6. Хропанюк Н.В. Теория Государства и Права / Хропанюк Н.В. – М.: ДДТ, 2004 г. – 423 с.

Смотрите еще:

  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Комментарий к статье 116 тк рф Комментарии к СТ 117 ТК РФ Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам […]
  • Документы к апелляционной жалобе гпк Статья 322 ГПК РФ. Содержание апелляционных жалобы, представления (официальная действующая редакция, полный текст статьи) 1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать: 1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление; 2) […]
  • Закон 2014 года о двойном гражданстве Закон о двойном гражданстве Уважаемые граждане Российской Федерации! 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и […]
  • Судебное решение по административному надзору Решение Верховного суда: Решение N 29-ААД17-1 от 28.09.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор г. Москва 28 сентября 2017 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по […]
  • Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 200 _ г. _______________________________________________ (наименование предприятия, учреждения и организации) Содержа-ние мероприя-тий (работ) Стои-мость работ в тыс. руб Срок […]
  • Орудие и знак в развитии ребенка краткое содержание Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского 1.1 Краткая биография Л.С. Выготского 1.2 Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Глава 2. Роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для […]