Система норм права схема

48. Понятие нормы права и ее признаки

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность нормы означает, что она —

а) адресована неопределенному кругу лиц;

б) рассчитана на неоднократное применение,

в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;

2) нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;

3) норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, напр., путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, напр., если суд применяет обычай делового оборота);

4) норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

5) в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;

6) из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов: 1) если (гипотеза) то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза – указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция – указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т. е. указание на права и обязанности сторон). Санкция – меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения – если это поощрительная норма).

Еще в 1960-е годы была подвергнута критике традиционная трехэлементная структура нормы, так как эта система не совпадает с терминологией, используемой в отраслевых науках. Напр., в уголовном праве диспозицией именуется указание на состав преступления, а вовсе не на должное поведение. Была предложена ныне широко распространенная двухэлементная структура нормы: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

49. Структура правовой нормы. Ее эл-ты.

Норма права — это общеобязательное, формально-определенное правило поведения или отправное предписание, которое непосредственно или в сочетании с другими нормами предоставляет лицам субъективные права и возлагает на них юридические обязанности и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Нормы права обладают внутренней структурой и состоят из следующих трех элементов:Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта.

Диспозиция — часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.

Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов: 1) если (гипотеза) то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза – указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция – указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т. е. указание на права и обязанности сторон). Санкция – меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения – если это поощрительная норма).

Еще в 1960-е годы была подвергнута критике традиционная трехэлементная структура нормы, так как эта система не совпадает с терминологией, используемой в отраслевых науках. Напр., в уголовном праве диспозицией именуется указание на состав преступления, а вовсе не на должное поведение. Была предложена ныне широко распространенная двухэлементная структура нормы: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

1.Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и метод регулирования. Система конституционного права.

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918г., СССР 1924г., РСФСР 1925г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля. Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности ,федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления

ПРЕДМЕТ – это общественные отношения ,регулируемые нормами отрасли права.

Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: полит, эконом, соц, духовной.

НО!к предмету относятся только те отношения, которые можно назватьбазовыми,основополагающимив каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

1)ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ)

УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач)

СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту)

ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев)

ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций)

ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать)

КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами)

РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.

1)В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

Общие положения. Институты:

-КРФ и её свойства

-основы конституционного строя

-основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ)

Конституционная система власти. Подотрасли и институты:

-избирательная система (избирательное право и избирательный процесс)

-государственная власть в субъектах

-порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Система права — понятие и структура

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права — это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права — это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права — исходный компонент, те «кирпичики», из которых и складывается в конечном счете все «здание» системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право — институты гражданского права).

Отрасль права — это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования — это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве — запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Понятие и признаки нормы права (стр. 1 из 2)

по курсу «Теория государства и права»

Вопрос 1. Понятие и признаки нормы права

Правовая норма – это исходный элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – как система и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента – правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит).

Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя началами:

а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;

б) юридической природой норм права.

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие специфические признаки:

1. Норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им.

2. Представляет собой государственно-властное веление.

3. Охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения.

4. Норма права – общеобязательное правило поведения (она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п.).

5. Норма права обладает качеством формальной определенности:

а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;

б) в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках (формах) права (в нормативно-правовых актах и др.).

6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: правовые нормы могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент). Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю.

7. Нормы права, которые непосредственно регулируют поведение (а таких норм большинство), имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.

Вопрос 2. Структура нормы права

Юридическая норма, будучи исходной единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи между элементами.

По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция – это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С. Алексеев). Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхода выглядит следующим образом: «если. то. а в противном случае. ».

Право на существование имеют и другие подходы к строению юридической нормы. Ведь для того, чтобы возникло (изменилось, прекратилось) правоотношение, достаточно двух элементов:

а) указания на определенные юридически значимые обстоятельства;

б) указания на те правовые последствия, которые эти обстоятельства вызывают.

Поэтому если задача анализа текста нормативно-правового акта ограничивается выяснением правовых последствий, которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементной конструкции правовой нормы по схеме: «если. то. ».

С другой стороны, если внимательно рассмотреть трехзвенную конструкцию нормы, то можно заметить, что в ней отсутствует еще один элемент, а именно – указание на условия действия санкции. Ведь правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные, регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитные правоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум, как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правовая норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее – из двух двухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если. то. а если. то. ». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный) характер, а второе – охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, если требуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти не только регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридическое предписание, то следует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.

Вопрос 3. Способы изложения правовых норм

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма – исходный элемент системы права, статья – исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот – элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение – в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования – правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

Вопрос 4. Классификация норм права

Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

Первая и наиболее очевидная классификация – в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.

В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные – их защиту в случае нарушения.

По характеру изложения в нормативно-правовом акте они делятся на управомочиваюшие, обязывающие и запрещающие. Это деление достаточно условно, ибо любая правовая норма, непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающий характер.

В системе права можно выделить группу специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относятся:

а) общие нормы (например, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности);

б) дефинитивные (нормы-дефиниции), формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.);

в) декларативные (нормы-принципы);

г) оперативные, которые отменяют нормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие и т.д.;

д) коллизионные, которые призваны решать «коллизии» между нормами права, их столкновения, то есть регулировать выбор между нормами.

По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные.

По времени действия – на общие (установленные на неопределенный срок) и временные (действующие лишь на определенном отрезке времени).

По степени свободы воли адресатов — на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.

По юридической силе – на нормы закона и нормы подзаконных актов.

Вопрос 5. Понятие системы права и системы законодательства

Системность права предполагает его следующие характеристики:

а) единство, целостность;

б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;

в) наличие структуры – целесообразного способа связи элементов;

г) наличие цели (как системообразующего фактора).

Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях:

а) на уровне отрасли права:

б) на уровне института права;

в) на уровне нормы права;

г) на уровне элементов нормы права.

Система права и система законодательства – это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.

Система норм права схема

Система конституційного права України — це об’єктивно взаємодіюча сукупність конституційно-правових норм, інститутів та принципів, що регулюють суспільні відносини, які становлять предмет конституційного права. Будь-яка система має внутрішню структуру.

Структура конституційного права — це спосіб взаємозв’язку і взаємоузгодження його внутрішніх складових. Структуру конституційного права можна визначити у вузькому і широкому розумінні. Структурними елементами конституційного права у вузькому значенні є конституційно-правові норми, інститути і принципи.

Конституційно-правова норма є первинним елементом системи конституційного права України.

Конституційно-правова норма (від лат. norma — правило, взірець) — це встановлене або санкціоноване державою одиничне, формально визначене, загальнообов’язкове правило поведінки, що регулює або охороняє суспільні відносини.

Ознаки конституційно-правових норм:

1) мають найвищу юридичну силу щодо норм інших галузей права;

2) закріплюють і регулюють найважливіші суспільні відносини;

3) є правилами поведінки — передбачають певний варіант поведінки;

4) є нормами прямої дії — звернення до суду для захисту конституційних прав і свобод людини та громадянина безпосередньо на підставі Конституції України (ч. З ст. 8) гарантується;

5) визначають порядок створення правових норм, який є обов’язковим для інших галузей права;

6) формальна визначеність — правова норма утворюється на підставі узагальнення конкретних випадків, матеріалізується у вигляді статей, що дає можливість регулювати загальносуспільні відносини;

7) загальнообов’язковість — має значення не для окремих осіб, а для всіх тих, хто став суб’єктом конституційно-правових відносин, реалізація конституційно-правових норм гарантується і забезпечується державою;

8) переважно є імперативними — орієнтують на сувору субординацію в системі державного управління та влади;

9) зміст норм визначається об’єктивною природою конституційних відносин, що становлять предмет правового регулювання;

10) не вичерпують свою обов’язковість певною кількістю застосувань;

11) безперервно діють у часі;

12) мають високий рівень стабільності порівняно з нормами інших галузей права;

13) приймаються, змінюються і скасовуються за спеціальною законодавчо встановленою процедурою;

14) універсальність — поширюють владно-регулюючий вплив на всі сфери суспільного життя: політичну, економічну, соціальну, культурну та інші.

У науці конституційного права вчені по-різному визначають ознаки конституційно-правової норми. Так, відомий правник В.Ф. Погорілко запропонував класифікувати ознаки норм конституційного права на загальновидові і спеціальновидові.

Загальновидовими ознаками конституційно-правових норм є: загальнообов’язковий характер; регулятивність; формально-визначений характер; загальний характер — поширюються на всіх суб’єктів правовідносин; виняткові гарантії захисту з боку держави.

Спеціальновидовими ознаками конституційно-правових норм є: публічний характер; пріоритетне значення норм, тому що вони регулюють найважливіші публічні відносини; політичний характер; імперативність; інтегративність — норми є визначальними для всіх інших галузей права; багатоманітність моделей (норми-принципи, норми-дефініції); прямий характер дії; мають найвищу юридичну силу; система загальних І спеціальних юридичних гарантій; особливий характер структури та юридичних властивостей складових елементів. Конституційно-правові норми вирізняються з усієї системи юридичних норм не лише певною єдністю видових ознак, але й своєю специфікою. Специфіка конституційно-правових норм полягає в тому, що вони мають особливу (некласичну) внутрішню структуру.

Структура норми права — це об’єктивно зумовлений потребами правового регулювання її внутрішній поділ на складові — диспозицію, гіпотезу, санкцію, які перебувають у певних взаємозв’язках між собою. Конституційно-правові норми не завжди у своєму складі є класичними (тричленними), тобто мають гіпотезу, диспозицію і санкцію.

Понад 80 відсотків конституційно-правових норм містять лише диспозицію, тобто правило (еталон) поведінки. Наприклад, в Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч. 1 ст. 8 Конституції України), суспільне життя в Україні ґрунтується на засадах політичної, економічної та ідеологічної багатоманітності (ч. 1 ст. 15 Конституції України), на території України не допускається розташування іноземних військових баз (ч. 7 ст. 17 Конституції України), контроль за використанням коштів Державного бюджету України від імені Верховної Ради України здійснює Рахункова палата (ст. 98 Конституції України).

Частина конституційно-правових норм містить не лише диспозицію, а й гіпотезу, яка визначає умови дії правової норми. Наприклад, право голосу на виборах і референдумах мають громадяни України, які досягли на день їх проведення вісімнадцяти років (ч. 1 ст. 70 Конституції України), кожна людина має право на вільний розвиток своєї особистості, якщо при цьому не порушуються права і свободи інших людей (ст. 23 Конституції України); Президентом України може бути обраний громадянин України, який досяг тридцяти п’яти років, має право голосу, проживає в Україні протягом десяти останніх перед днем виборів років та володіє державною мовою (ч. 2 ст. 103 Конституції України).

Частина конституційно-правових норм містить як гіпотезу, диспозицію, так і санкцію, де передбачені правові наслідки за невиконання чи неналежне виконання розпоряджень диспозиції. Наприклад, будь-яке насильство над дитиною та її експлуатація переслідуються за законом (ч. 2 ст. 52 Конституції України), за віддання і виконання явно злочинного розпорядження чи наказу настає юридична відповідальність (ч. 2 ст. 60 Конституції України), незнання законів не звільняє від юридичної відповідальності (ч. 2 ст. 68 Конституції України), за посягання на честь і гідність Президента України винні особи притягаються до відповідальності на підставі закону (ч. 2 ст. 105 Конституції України), Президент України може бути усунений з поста Верховною Радою України в порядку імпічменту у разі вчинення ним державної зради або іншого злочину (ч. 1 ст. 111 Конституції України). Взагалі переважна більшість конституційно-правових норм не містить санкції.

Отже, внутрішня структура і форма організації конституційно-правових норм має певні особливості, які об’єктивуються в таких видах: «диспозиція», «гіпотеза — диспозиція», «гіпотеза — диспозиція — санкція».

Множинність та багатогранність суспільних відносин, які становлять предмет правового регулювання конституційного права, опосередковують функціонування значної кількості норм права. Класифікація конституційно-правових норм дасть можливість структурувати (систематизувати) знання про них, виявити їхні властивості, правильно використовувати в процесі правового регулювання.

Класифікація конституційно-правових норм — це їх видовий поділ за певними суттєвими ознаками, які визначають специфічну роль кожного із різновидів норм у регулюванні тих суспільних відносин, які становлять предмет конституційного права.

Класифікація конституційно-правових норм дає можливість визначити:

1) місце кожної норми в національній системі права, що залежить від того, в якому нормативно-правовому акті міститься норма і яке місце займає цей акт в ієрархічній системі законодавства України;

2) особливі властивості кожного з різновидів норм та оптимальні способи їхньої взаємодії;

3) межі регулятивного впливу норм на суспільні відносини;

4) функціональне призначення кожного з різновидів норм конституційного права у механізмі правового регулювання;

5) оптимальні способи, шляхи впливу конституційно-правових норм на суб’єктів відповідних правовідносин;

6) шляхи вдосконалення правотворчої і правозастосовної практики з метою підвищення її ефективності.

Першоосновою будь-якої класифікації є вибір критеріїв. Правники пропонують свої підходи до визначення критеріїв поділу конституційно-правових норм. Так, О.Ф. Фрицький визначає такі критерії класифікації: об’єкт конституційного регулювання, юридичні особливості норми в механізмі конституційного регулювання, зміст приписів норм, ступінь визначеності приписів норм конституційного права, вид суспільних відносин конституційно-правового регулювання, коло суб’єктів конституційно-правових відносин, межі норм дії у просторі, межі норм дії у часі1. Водночас Ю.І. Крегул виокремлює такі критерії класифікації конституційно-правових норм: за змістом, за призначенням у механізмі правового регулювання, за функціональною спрямованістю, за терміном дії, за методом правового регулювання . На думку Ю.М. Тодики, класифікувати конституційно-правові норми доцільно за змістом, юридичною силою, призначенням у механізмі правового регулювання, терміном дії, територією дії, характером приписів конституційно-правових норм .

Таким чином, вітчизняні вчені виокремлюють змістовно близькі критерії класифікації конституційно-правових норм.

Підстави класифікації конституційно-правових норм

загальні засади конституційного ладу (статті 1-20 Конституції України)

Тема 1. Право в системе социальных норм

1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права

это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие

это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов

это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции

Основной элемент
правовой нормы

4. Виды правовых норм

Основания
для классификации

По субъектам правотворчества

Нормы, исходящие от государства

Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти

Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения

Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны

По социальному назначению

Нормы — правила поведения

Нормы — стражи порядка

Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление)

Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил)

По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения

Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия

Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий

Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий

По функциональной роли

Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права

Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы

По методу правового регулирования

Императивные (лат. imperativus — повели­тельный)

Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении

Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений

Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения

Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования

По сфере и субъектам действия

Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства

Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами

Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права
— это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

Социальные
нормы, с которыми взаимодействует право

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом

Нормы
общественных
организаций

По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Смотрите еще:

  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Комментарий к статье 116 тк рф Комментарии к СТ 117 ТК РФ Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам […]
  • Документы к апелляционной жалобе гпк Статья 322 ГПК РФ. Содержание апелляционных жалобы, представления (официальная действующая редакция, полный текст статьи) 1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать: 1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление; 2) […]
  • Ул кузнецкий мост 19 юридическая консультация Знание законодательства, умение его применять — главные качества гражданина правового государства, но у нас разобраться в хитросплетениях права зачастую может только грамотный юрист. Москва — огромный город, где потребность в услугах правового характера есть […]
  • Закон 2014 года о двойном гражданстве Закон о двойном гражданстве Уважаемые граждане Российской Федерации! 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и […]
  • Судебное решение по административному надзору Решение Верховного суда: Решение N 29-ААД17-1 от 28.09.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор г. Москва 28 сентября 2017 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по […]
  • Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 200 _ г. _______________________________________________ (наименование предприятия, учреждения и организации) Содержа-ние мероприя-тий (работ) Стои-мость работ в тыс. руб Срок […]