Римское право усыновление

Римское право усыновление

17 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Опека – правовой режим, при котором опекун наделяется правом принимать решения за опекаемого и в его интересах.

В большинстве случаев опека устанавливалась над малолетними гражданами независимо от пола. Опекунство устанавливалось в связи с возрастом лица, состоянием здоровья, а также по другим причинам.

Опекунство над лицами мужского пола продолжалось до достижения ими возраста 14 лет, а над лицами женского пола – 12 лет.

Выделялись три формы опеки:

1) обязательная опека – опека домовладыки членов своей семьи и подвластных;

2) завещательная опека – устанавливалась по завещанию главы семейства в отношении наследника;

3) наставленная опека – назначение опекуна по решению магистрата в отношении лиц, которым необходима опека.

Опека представляла собой публичную повинность. Опекун мог отказаться от осуществления опеки только при наличии уважительных причин (таких как неграмотность, возраст более 70 лет и т. д.). Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами. Опека устанавливалась в отношении несовершеннолетних и женщин. Опекунство над женщиной было постоянным и не зависело от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины. Однако в отношении замужней женщины опека осуществлялась по ее личному желанию.

Попечительство – вид законной опеки, который устанавливается только по решению властей в отношении сумасшедших, безумных и расточителей.

Магистрат исследовал психическое состояние и социальное поведение определенного лица и при положительном результате выносил решение об установлении над этим лицом попечительства. Безумные могли быть признаны полностью недееспособными, и тогда на попечителя возлагалась обязанность по ведению дел в отношении опекаемого. Но при наличии определенных светлых промежутков действия опекаемого, совершаемые в данные промежутки, могли иметь юридическую силу.

Расточители являлись ограниченно дееспособными, в связи с чем над ними устанавливалось попечительство. Они не могли совершать сделки отчуждения или заключать обязательства личного характера, но сохраняли право на приобретение имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Опекунами и попечителями не могли быть: несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др.

Основания прекращения опеки и попечительства: исчезновение обстоятельств для продолжения опеки или попечительства, а также со смерть опекуна или попечителя.

Указанные основания не распространялись на женщин.

Римское право усыновление

16 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми.

1) arrogatio — усыновление семейно-самостоя-тельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление семейно-подвласт-ных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.

В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фла-мины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндика-ционного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

Римское право

Личные и имущественные отношения между супругами

Агнатское и когнатское родство

Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей

Установление и прекращение отцовской власти (patria potestas)

Я считаю, что данная тема актуальна не только для Римского права, но и на всем пути развития человечества. В данной работе я уделила внимание родству, а также рассмотрела «личные и имущественные отношения между супругами», а также раскрыла тему «отцовская власть: содержание, установление, прекращение». В древнейший период истории Рима римскую патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи включались не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные (находившиеся в кабале за долги) и рабы. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава — домовладыка (paterfamilias).

Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. д. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом — все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. е. имеющий власть).

Цель нашей работы: исследовать вопросы касающиеся темы «отцовская власть: содержание, установление и прекращение».

Задачи темы: Рассмотреть и охарактеризовать, а также понять сущность данной темы. Рассмотреть, как складывались отношения между супругами и их детьми. Раскрыть тему «отцовская власть» и сделать выводы по данной работе.

1. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

Правовое положение женщины. При заключении брака с мужской властью (cum manu mariti) жена попадала под власть мужа. Вначале власть главы семьи была неограниченной, однако с течением времени она ослабела до известных пределов.

Данная форма брака характеризовалась отсутствием у жены личной правоспособности. Все имущество жены являлось собственностью мужа. Жена не могла самостоятельно заключать сделки и выступать в суде. В случае прекращения брака имущество, переданное ею мужу, получить обратно она не могла. Только лишь известную долю, она могла получить в порядке наследования после смерти мужа.

При заключении брака с ограниченной властью мужа (sine manu) жена оставалась под властью отца и юридически оставалась в составе прежней семьи. Но даже и при данной форме брака жена была во многом зависимой от мужа. Она получала имя и сословное положение мужа; закон устанавливал наказание жены за нарушение верности; муж был вправе требовать выдачи жены от всякого лица, кто удерживал ее против воли мужа.

Имущество при данной форме брака оставалось раздельным. Муж получал право управления имуществом жены лишь в том случае, если последняя передавала это имущество мужу на правах управления. Жена могла заключать сделки. Все, полученное от сделок, поступало в состав ее имущества. Приданое (sos). Обычно брачный договор сопровождался заключением соглашения о передаче части имущества жены или ее родителей мужу. Такое имущество именовалась приданым. Оно было предназначено на расходы по ведению хозяйства.

Вначале приданое присоединялось к имуществу жены и становилось собственностью мужа. Во второй период республики при заключении брачного договора заключался дополнительно устный договор, по которому муж должен был возвращать приданое в случае развода или смерти жены.

В период принципата закон делал мужа собственником приданого, он имел право распоряжаться этим имуществом. Закон запрещал, однако, отчуждение земельных участков, поступающих в качестве приданого без разрешения на то жены. В случае расторжения брака подлежало возврату. Такой договор осуществлялся с помощью двух видов исков: иска о возврате приданого и иска, построенного на принципе добросовестности.

На основании иска о возврате приданого (иска строгого права), возникавшего из соглашения о возврате приданого, муж должен был возвратить в обязательном порядке и в полном размере приданое. Этот иск давался не только жене, но и ее наследникам. Если соглашение о возврате приданого отсутствовало, претор предоставлял иск, построенный на принципе добросовестности. Этот иск давался только жене. Поэтому, если жена умирала, приданое оставалось у мужа.

Позднее, в начале VI в. два названных иска были объединены. В любом случае жена и ее наследники получали иск, в соответствии с которым им возвращалось приданое за вычетом издержек, понесенных мужем. В период империи муж предоставлял жене предбрачный дар, т. е. осуществлял вклад в семейное имущество в пользу жены. Поскольку такое дарение осуществлялось до брака, оно и получило наименование предбрачного дара. При Юстиниане такое дарение осуществлялось во время брака, поэтому стало называться дарением ввиду брака.

Размер предбрачного дара был равен приданому. В период брака это имущество находилось в собственности и управлении мужа. В случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене.

2. Агнатское и когнатское родство

Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, — это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: «Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:». Далее: «Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты. «.

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) — когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии — это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии — это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец). Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец — единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын — родственники 1-й степени, дед и внук — 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

3. Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей

Римскому праву известна была отцовская власть (patria potestas), до конца жизни властительная над всем домом — над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными (сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи). Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора (nota censona), наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец (патерфамилиас или домовладыка) продавал (cboci) сына трижды, он терял власть над ним.

В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae udicium. Отец (патерфамилиас) не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца (патерфамилиаса) над подвластным.

Согласно старому цивильному праву полная власть отца (патерфамилиаса) распространялась не только на саму личность подвласшою, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец (патерфамилиас) мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, т.е. пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца (домовладыки).

Власть эта — по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливается, тем строже представляется право и власть отца над детьми: по мере того, как смягчается юридическое начало в отношениях супругов, смягчается оно и в отношении к детям обоих родителей.

В строгом браке мать относительно детей своих занимала место немного выше сестры и по смерти мужа могла даже попасть под опеку своего совершеннолетнего сына. В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать (или бабка), овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности (unitas personarum), в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами.

В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения (mundium). Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери. При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами.

Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, — с другой. По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам. Согласие родителей необходимо при вступлении детей в брак. Родители могут после себя назначать опекунов к детям. Между родителями и детьми возникает взаимное право на вспоможение и содержание. Родители могут лишить детей своих наследства; родители могут в иных случаях, и в некоторых имениях, назначить на будущее время

наследников своим детям (substiutio pupilla-ris). Дети ограничиваются вправе искать правосудия на родителей, приносить на них жалобу или против них свидетельствовать. В Институциях Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как «особенность (исключительное достояние) римских граждан» (Гай, 1.55).

В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства.

В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей.

Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности.

Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право.

Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество — пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием.

Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий.

Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).

4. Установление и прекращение отцовской власти

Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением. Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода.

В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти — под власть своего отца. Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора (Гай, 1.98). Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй — adoptio.

Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: «. они и родных детей не имеют в своей власти».

Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.

Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю. В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме — посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних. Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права — persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.

В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres. Подробно процедура adoptio описывается Гаем: «Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю. » (Гай, 1.134). После третьей манципации «усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын — его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом. » (Гай, 1.134). Для других лиц независимо от пола достаточно было одной мнимой продажи.

В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления.

Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.

Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Это так называемая legitimatio. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения. Известны три способа узаконения:

а) со времени Феодосия и Валентиниана — зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);

б) со времени императора Анастасия — последующего вступления родителей в законный брак;

в) со времени Юстиниана — посредством императорского рескрипта Прекращение patria potestas. Эманципация.

Прекращение отцовской власти имело у римлян формальный юридический вид, свойство уступки материального права, так что в некоторых случаях (именно когда эмансипированному сыну доходило наследство от матери), за пользование выгодами эмансипации отец вправе был получать от сына вознаграждение (praemium emancipationis). Отличительное свойство новозаконного отношения детей к родителям состоит в том, что нравственный характер в нем преобладает над юридическим: дети являются членами семьи и живут одной жизнью с родителями.

Естественным путем patria potestas прекращалась со смертью отца. Утрата или умаление правоспособности отца также влекли прекращение patria potestas. Однако в случае утраты свободы paterfamilias в результате военного плена «власть над детьми приостанавливается» до возврата из плена (Гай, 1.129). Утрата римского гражданства как paterfamilias, так и подвластным лицом влекла прекращение patria potestas.

При адрогации усыновленные отцы теряли отцовскую власть над своими детьми. Дети выходили из-под отцовской власти, если сыновья становились фламинами Юпитера, а дочери были посвящены в весталки, в период поздней империи — сыновья, занявшие высшие государственные и церковные посты. Отец мог также добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации.

Достигалось это путем троекратной продажи сына, что закреплено было в Законах XII Таблиц. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования.

В постклассическом праве эманципация осуществляется в форме простого заявления в присутствии магистрата, а при отсутствии сторон — по рескрипту.

Семья была основой всего древнеримского строя. Принадлежность к семье, к роду определяла в конечном итоге гражданскую правоспособность лица. Возникнув как строго патриархальная, семья строилась на началах неограниченной власти домовладыки над всеми членами семьи. С усилением значения родства по крови, необходимости экономической самостоятельности подвластных происходит ослабление власти paterfamilias.

Созданием брака sine manu жена была освобождена от власти мужа как в личном, так и в имущественном отношении. Это являлось отличительной особенностью римского права.

Родительская власть, по свойству своему, не может быть пожизненным правом отца: хотя нравственное отношение любви и почтения между родителями и детьми не имеет предела во времени, но юридическое свойство власти продолжается в сем отношении лишь дотоле, пока дети нуждаются в опоре, защите и замене или дополнении своей юридической личности. Как ни просто и естественно это предположение, как ни согласуется оно с новой идеей родительской власти, однако же, нельзя сказать, чтобы оно достаточно выяснилось в законе и в практике.

Причиной тому отчасти само свойство семейного отношения, в котором не всегда удобно отделить юридическую сторону от нравственной посредством одностороннего юридического анализа, а отчасти — продолжающееся доныне действие начал римского права, которым на Западе подчиняются иногда невольно и наука и практика в истолковании и применении учреждений, заимствовавших основной свой образ из римского права.

Спорные вопросы о том, кому из родителей принадлежит право на детей, могут возникать в таком случае, когда родители живут розно или когда брачный союз родителей расторгается. Законодательства скудны определительными постановлениями на эти случаи.

Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. Учебное пособие 2006, 208с.

Васильева Т.Г., Пашаева О.М Римское право. Конспект лекций. 2008, 160с

Батыра К. Всеобщая история государства и права. Под ред. М.: Былина, 2000г.

Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит

Новицкий И.Б. Римское право. Учебник 2008, 7-е изд., 245с.

Новицкого И.Б., Перетерского И.С. М.: Римское частное право. Юриспруденция, 2005. — 448 с.

Омельченко О.А.Римское право. Учебник. 2000, 2-е изд., 208с.

Покровский История Римского права. Санкт-Петербург.-2008г., 533с.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные.

Чезаре Санфилиппо Учебник. Курс. Римское частное право. М. изд. «Бек». 2000г. 654с.

Брачно-семейное право в Древнем Риме (стр. 1 из 3)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКА АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

на тему: «Брачно-семейное право в Древнем Риме»

студентка 1 курса

заочной (ГВД) формы обучения

Дата предоставления работы

«____» __________ 2007 г.

Глава I . Римская семья . 4

1. Общие черты римской семьи…………………………………………. 4

2. Власть домовладыки . …………………………………. 5

Глава II . Имущественные отношения. Брак ………………………………. 9

Римское право, в том числе и его нормы касательно брачно-семейных отношений, составило скелет европейского права. Несмотря на то, что в ходе истории, древние нормы претерпели ряд существенных изменений, передаваясь из одного источника в другой и из уст в уста – по-прежнему ничто так прямо не причащает страждущего к профессиональным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом.

Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

Чтобы разобраться во всех тонкостях брачно-семейных отношений, необходимо хоть на миг стать микробиологом и рассмотреть эту клеточку — семью, из которой формируется единый организм – государство. Именно такую цель ставит перед собой данная работа.

1. Общие черты римской семьи

Римская семья характеризуется выраженной властью домовладыки (pater familias) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу, имея единственное предназначение – самовоспроизводство.

В древности семейство стоилось на эсхатологическом убеждении, выразившемся в культе предков (sacrafamiliares) и ретроспективном счете родства – agnatio (прирождение, рожденные после), принимавшем во внимание только лиц, объединенных общим семейным культом.

Главенство старшего агната – мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства – в семейном культе, его ответственность за продолжение семейства, посредническая связь между предками и живыми фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей – familia.

Уже в предклассическую эпоху (367-17гг до н. э.) господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья, когда со смертью домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Таким образом, семья объединяет в себе не более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины и отказывается от ретроспективного мышления, однако по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве. Представление о первоначальном единстве семейной группы удержалось в институте умаления правоспособности в связи с прекращение агнатической связи (capitisdeminutiominima).

Смена статуса, когда лицо alieniiuris становится personasuiiuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без умаления правоспособности и потери родства. Несмотря на то, что сами они становятся домовладыками в своих семьях, они сохраняют права, связанные с принадлежностью к одной агнатской группе.

Ретроспективная ориентация агнатической связи отражала иррелевантность отцовства нисходящей линии (stirps — колено) от любого актуального домовладыки. Преемником на посту владыки, опекуном по закону и куратором в случае безумия владыки считался ближайший к предкам, то есть обычно представитель того же поколения, к которому принадлежал и актуальный владыка, а в случае отсутствия первого – старший в следующем поколении. С утверждением малой семьи этот принцип искажается: ближайшим агнатом домовладыки считается сын, а на практике – брат данного лица, поскольку агнатическая связь как таковая получала значение при отсутствии нисходящих в малой семье.

Принцип счета родства у римлян исходит из стабильности и определенности прародителя, когда смена владыки не сказывается на структуре семейства: степень родства исчислялась по числу рождений до общего предка и обратно. Так, в первой степени родства состоят непосредственные восходящие и нисходящие (сын и отец), родные братья – уже во второй степени, как дед и внук, двоюродные братья – в четвертой степени (два рождения до общего деда и два обратно). Эта же система прилагается и к кровным родственникам – когнатам (cognatio – сорождение, рожденные вместе), поскольку в малой семье и агнатсво и когнатство совпадают.

2. Власть домовладыки (patria potestas)

Все свободные домочадцы (рожденные в законном браке и усыновленные) пребывали во власти их домовладыки. Объем этой власти определялся самой ее природой, связанной с ответственностью главы семейства за продолжение существования и не был ограничен никаким частным правом домочадцев.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitaeasnecis). Однако это право могло пресекаться публичной властью, когда владыка действовал не из дисциплинарных соображений. При Константине за произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника. В 395 г. власть владыки наказывать подвластных ограничивается воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается.

Домовладыка имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный своим отцом становился членом семьи и подпадал под власть главы семейства. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась только контролем соседей и родственников.

Домовладыка был правомочен манципировать своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или в качестве рабочей силы. Однако еще Ромулом, а позже и Таблицами продажа сына более трех раз запрещена, в противной случае, следовала утрата отцовской власти как санкция. Запрещалось также продавать женатого сына: хозяйственное использование подвластного, приступившего к деятельности по созданию рода, считалось недопустимым. От отцовской власти освобождала и однократная продажа дочери.

3. Эманципация (emancipatio)

Запрет, выраженный в законе, позволил понтификам разработать способ искусственного прекращения состояния во власти посредством троекратной манципации третьему лицу. После каждой манципации доверенное лицо, друг, которому по предварительной договоренности манципировался подвластный, отпускал его на волю законным способом.

В постклассический период (IV-V вв) древняя процедура эманципации отмирает. На Западе ее заменяет заявление домовладыки перед курией в присутствии семи свидетелей, на Востоке – рескрипт императора. Утверждается принцип, по которому освобождение из-под власти не допускалось без согласия подвластного.

Запрещается выбрасывание младенца под угрозой утраты власти домовладыки, принуждение дочери к проституции и продажа новорожденного, кроме вызванной крайней нуждой всего семейства.

4. Усыновление (arrogatio, adoptio)

Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.

Усыновление persona sui juris — arrogatio — первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом — народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.

В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь объявить об этом публично. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

Усыновление persona alieni juris — adoptio — означало по сути дела смену pater familias, которому подчинялся подвластный, и, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором — его вступление под patria potestas усыновителя.

Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.

Рецепция римского права в законодательстве России

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 10920 раз

Библиографическое описание:

Ковылина Р. В. Рецепция римского права в законодательстве России // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 188-190. — URL https://moluch.ru/archive/18/1841/ (дата обращения: 12.09.2018).

Правовые системы во всем мире никогда не существовали и не существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом, ведут между собой нескончаемый культурный диалог. Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной «бомбардировке» со стороны попадающих в нее подобно метеоритному дождю случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. Такая «бомбардировка» позволяет государству оценить собственный опыт правовой жизни, обрести «зеркало» для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами [1].

О значении римского права для мировой цивилизации и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него — вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права нового мира» [2].

Римское право оказало огромное влияние на правовые системы не только стран Западной Европы, но и на правовую систему Российского государства.

Прежде чем вообще говорит о рецепции римского права, необходимо определить, что такое «рецепция».

Рецепция – (от лат. receptio — принятие) 1) в физиологии – осуществляемое рецепторами восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение. 2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права[3]. Рецепция – это усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде [4].

Если обратиться к Юридическому словарю, то рецепция — это «заимствование чужеземного права» [5]. Рецепция – это заимствование или воспроизведение какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [6]. Рецепция – это заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной [7]

В Словаре международного права рецепция определяется как процесс взаимодействия, заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системы принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [8].

Итак, рецепция римского права – это процесс заимствования, восприятия правовой системы Римского государства правовыми системами других государств.

Проникновение римского права в России началась еще в Древнейшие времена, а именно, с заключения Византийских договоров 911 и 945 г.г. Огромное влияние в этом процессе оказало принятие христианства. «Но, конечно, основной причиной полномасштабной рецепции византийского (греко-римского) права являлось принятие христианства как господствующей религии. Игнорировать роль донора – Византии в этой спланированной акции для российского государства нельзя. Выиграла от христианизации Руси, прежде всего, Византия. По сути дела, принятие христианства привело к превращению русских земель в периферию Византийского мира» [9].

Ткаченко С.В. [10] выделяет пять этапов рецепции римского прав в России:

Первый этап — 1917-1922 гг. Римское право характеризуется отрицательно как рабовладельческое, классовое.

Второй этап — 1922-1937 гг. — характерен смягчением позиции по отношению к «рабовладельческому» праву в связи с рецепцией его положений (пандектное право) в Гражданский кодекс.

Третий этап — 1937-1961 гг. — неустойчивое отношение к римскому праву. Начало этапа ознаменовала позиция А.Я. Вышинского, сформулированная в докладе о положении на правовом фронте. Она выразилась в декларативном отказе от афиширования преемственности в праве. Позже постановление ЦК ВКП (Б) от 14 ноября 1938 г. смягчило данную позицию, зафиксировав факт «отставания юридических наук» и предоставив возможность пользоваться теорией римского права. Однако уже в 1939 г. сложилась тенденция рассматривания исследователей, предлагавших реципировать ценности римского права, в качестве «вредителей». Но, несмотря на такую неустойчивую позицию политиков, непосредственно отражавшуюся на юридической науке, в их выступлениях на протяжении всего этапа цитировались многие принципы и правила римского права.

Четвертый этап — 1961-1990 гг. — ознаменовался продолжением развития «усеченного» пандектного права и распространением этой модели на другие союзные республики. Растет авторитет римского права. В учебной литературе отмечается, что оно хотя и неприменимо в условиях социалистического строя, но для юриста, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, его изучение необходимо.

Пятый этап — 1990 гг. — настоящий момент. Характеризуется реципированием основных положений римского права и повышением его авторитета в идеологических целях.

Современная Россия с учетом современного опыта восстанавливает и развивает основные положения римского частного права, ибо после октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание[11].

Рассмотрим некоторые случаи рецепции римского права в российском законодательстве.

Новый Гражданский кодекс РФ от 21,10.1994 г. закрепляет основные постулаты римского частного права.

Так законодательно закреплено деление права на публичное и частное, истоком чего являются Дигесты Юстиниана. «Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц» (D I.1.1)

Построение первой части ГК РФ совпадает с построением Институций Гая: лица – вещи – обязательства.

Статья 17. ГК РФ закрепляет также как и в римском праве, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Здесь хотелось бы еще отметить и тот факт, что римскими юристами было установлено правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

Qui in utero est, perinde ac si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodis ipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7). — Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

Еще в Законе XII Таблиц было закреплено, что за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

Данный постулат был воплощен в части 3 ГК РФ, в частности, в статье 1116, которая определяет круг наследников: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства»

Очевидно, влияние римского права в регламентации гражданско-правовой дееспособности. Хоть римские юристы и не выработали понятия дееспособности, однако не за всеми признавалось право иметь права и нести обязанности. В соответствии с ГК РФ, несовершеннолетние по ограничению в дееспособности делятся на три возрастные категории (до 6 лет; до 14 лет; до 18 лет). Столько же групп было и в римском праве (до 7 лет; до 12 – девочки, до 14 лет мальчики; до 25 лет)

Именно в римском праве был введен институт эмансипации – статья 27 ГК РФ. Процесс установления опеки и попечительства (статьи 29, 30 ГК РФ) практически аналогичен римскому институту.

В Институциях Гая (Гай. 3. 148) определяется содержание договора товарищества. Societatem coire solemus aut totorum bonorum aut unius alicuius negotii, veluti mancipiorum emendorum aut vendendorum. — Мы имеем обыкновение вступать в товарищество или в отношении всего имущества, или для какого-нибудь одного дела, например для покупки или продажи рабов. Все это находит свое отражение в статьи 66-86 ГК РФ, посвященных институту товарищества.

Статьи 128-152.1 ГК РФ посвящены объектам гражданских правоотношений. Деление вещей производиться в соответствии с римским правом.

Римские юристы отличали владение на праве собственности и владение по другим основаниям, так как фактическое обладание вещью может быть основано не только на праве собственности. Так при договоре найма наниматель пользовался вещью (землей), переданной наймодателем, но ее собственником не считался. В соответствии с данными нормами в ГК РФ (статьи 671 – 688) разработан институт договора найма жилого помещения.

Далее рассмотрим залоговое право, которое возникло в Риме в раннереспубликанский период. Суть залога – обеспечение исполнения обязательства (Д. 13.7.4). Основные принципы залога обозначены в статьях 334 – 358 ГК РФ.

Огромно влияние римского права на обязательственное право России. В источниках римского права обязательство (obligatio) определяется следующим образом: обязательство представляет собой правовые оковы, вынуждающие нас что-то исполнить согласно законам нашего государства – obligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicujus covendae rei secundum nostrae civitatis jura (Д. 1.3.13). Понятие обязательств и основания их возникновения предусмотрены ст.157 ГК РФ

Это далеко не полный перечень всех случаев влияния римского права на законодательство России. ГК РФ закрепил в соответствии с римским правом такие институты как ипотека, сервитуты, приобретательная давность права собственности и т.д.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что значение римского права очень велико. Оно оказало влияние на становление частного права многих государств, в том числе и России. Именно в Риме были сформулированы основные понятия и категории гражданского права. Это подчеркивает необходимость изучения римского частного права, дабы быть хорошим специалистом в области гражданского права.

Ведь как говорится: «Без прошлого – нет будущего».

1. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М., 1999. – С. 21.

2. Иеринг Р. Дух римского права. СПб., 1875. С. 14.

3. Большой энциклопедический словарь/гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т.2. С.263.

4. Словарь Ушакова. М. 1959. Т.3. С.944.

5. Юридический словарь, М., 1953, с575.

6. Большой юридический словарь/ Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. М. 1998. С.597.

7. Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия.- М.: 2000. С392.

8. Словарь международного права/ Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др.- 2 –е изд. М. 1986.С.356.

9. Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. — Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 106

10. Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. — Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 118

Смотрите еще:

  • Погашение долга другим банком Как написать заявление на снижение процентной ставки по ипотеке в ВТБ 24 Многолетние кредиты, такие как ипотека серьезно обременяют бюджет. Переплаты могут достигать до 70% основного кредита. Многие заемщики стремятся любым доступным способом уменьшить размер […]
  • Скорость движения пдд знаки § 12. Скорость движения При выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его […]
  • Регистрация ип учредителя ооо При регистрации ИП, ЧУП, ООО, ЗАО +375 33 609 88 93 ‎+375 44 518 12 17 Просто, законно и безопасно Эффективно решаем вопросы по регистрации Сжатые сроки Максимально быстро проведем необходимые процедуры Лицензированные специалисты Опытные юристы Доступные цены Самые […]
  • Выплаты по беременности и родам до 3 лет Условия, особенности и срок выплаты пособия по беременности и родам Получить пособие по беременности и родам в настоящее время имеют право женщины, которые во время своей рабочей деятельности подлежали обязательному социальному страхованию. Материнство является […]
  • Где получают направление в детский сад "ТАУ — это место, где получают профессию, а не образование вообще" Качество подготовки в вузе можно измерять по-разному. На наш взгляд, определяющим является способность студента и выпускника занять рабочее место, соответствующее полученной специальности. Студенты […]
  • Удаленная работа адвокат Адвокат в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Адвокат в адвокатскую фирму Полная занятость. Опыт работы от 5 лет. Высшее образование. АДВОКАТСКАЯ ФИРМА «СТОЛИЧНЫЙ АДВОКАТ» (г. Киев), работающая уже более 12 лет, приглашает на работу […]
  • Военный комиссариат город киров Военный Комиссариат Ленинского и Нововятского Районов Города Киров Кировской области информация актуальна на 12.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Русское гражданство при рождении ребенка Оформление наличия у ребенка гражданства Российской Федерации по рождению Оформление наличия гражданства Российской Федерации по рождению у ребенка, родившегося после 01.07.2002 г., осуществляется на основании статьи 12 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ […]