Приостановление операций по счетам клиентов

Проблемы, связанные с исполнением банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам клиентов (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 06.11.2015

Налоговые органы в своей деятельности в целях исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов прибегают к предусмотренному законом праву о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Какие правовые последствия влечет неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам? Является ли приостановление решения налогового органа о взыскании недоимки основанием для неисполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика? Возможно ли перечисление денежных средств на выплату заработной платы во время действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика? Влияет ли введение процедуры банкротства налогоплательщика на исполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам?

Правовые последствия неисполнения решения о приостановлении операций по счетам

Порядок приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей определен ст. 76 НК РФ.
Статья 134 НК РФ устанавливает ответственность за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества.
Так, если банк исполнит поручение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента, по счету инвестиционного товарищества), не связанное с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам данного клиента, то банк будет оштрафован. Сумма штрафа составит 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. руб.
Кроме того, в соответствии со ст. 15.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за данное нарушение: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Приостановление решения налогового органа о взыскании недоимки и приостановление операций по счетам налогоплательщика

Вопрос о возможности исполнения расходных операций по счетам налогоплательщика в случае вынесения решения суда о приостановлении решения налогового органа исследован в Определении ВС РФ от 14.04.2015 N 305-КГ14-5758 по делу N А40-181764/13.
Суть дела следующая. Банк был привлечен к ответственности по ст. 134 НК РФ в виде штрафа в размере 65 млн руб. При этом налоговая проверка проводилась в отношении клиента этого банка: ему были начислены большие суммы штрафов и для обеспечения исполнения решения инспекция в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ приняла решение о запрете на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. В отношении разницы между общей суммой налоговой недоимки налогоплательщика и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению, в порядке применения пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ инспекция приняла решение о приостановлении операций по счетам в банке, которое было получено банком.
Вместе с тем при получении выписки банка по расчетному счету налогоплательщика за рассматриваемый период было установлено, что в период действия решения о приостановлении операций по счетам банк осуществлял расходные операции, не связанные с уплатой налогов и иных обязательных платежей. Налоговый орган принял решение о привлечении банка к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 134 НК РФ в виде штрафа в размере 65 млн руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части привлечения банка к ответственности на основании ст. 134 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 13 млн руб., в удовлетворении остальной части требований банку отказано.
Две последующие инстанции отменили данное решение, а ВС РФ его поддержал.
Банк в обоснование своей правоты ссылался на то, что расходные операции по счетам налогоплательщика были осуществлены банком в период действия обеспечительных мер, принятых в виде приостановления действия решения инспекции, для обеспечения исполнения которого и было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Судьи указали на различную правовую природу рассматриваемых решений, а также на возможность возобновления банком операций по счетам только при отмене решения о приостановлении операций самими налоговым органом.
В любом случае необходимо разграничивать следующие виды правоотношений: правоотношения банка и налогового органа, правоотношения банка и его клиента и правоотношения налогового органа и налогоплательщика. Указанные правоотношения регулируются соответствующими нормами права. Получив решение о приостановлении операций по счетам, банк обязан неукоснительно его исполнять до его отмены независимо от третьих лиц — правоотношения между банком и налоговым органом. В случае нарушения подобного рода решением прав налогоплательщика он вправе обратиться с жалобой на бездействие, выразившееся в неотмене данного решения, в вышестоящий налоговый орган или с заявлением в суд — правоотношения между налоговым органом и налогоплательщиком.
Законодательство о налогах и сборах РФ, а также о банках и банковской деятельности в РФ не содержит норм и положений, на основании которых банк вправе при наличии неотмененного решения о приостановлении операций по счетам самостоятельно возобновлять расходные операции по счетам по поручениям налогоплательщика.
В итоге банк не смог доказать свою правоту, были учтены смягчающие вину обстоятельства и снижена сумма штрафа, которая, кстати, изначально была рассчитана налоговым органом в соответствии со ст. 134 НК РФ: 20% от суммы, перечисленной по поручениям клиента.

Перечисление денежных средств на выплату заработной платы в период действия приостановления операций по счетам в банке

Можно ли выплачивать заработную плату в период приостановления операций по счетам в банке? По мнению налогового органа — нет. За то, что банк выплатил клиенту заработную плату в период, когда его счет был закрыт налоговым органом, банк был привлечен к ответственности по ст. 134 НК РФ и оштрафован.
Данный вопрос рассмотрен в Постановлении АС ПО от 21.04.2015 N Ф06-23093/2015 по делу N А65-18115/2014. Интересно, что в данном случае был оштрафован Сбербанк.
Кстати, все начиналось как в предыдущем примере: ООО — клиент банка не представило в установленный срок налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, за что ему был закрыт расчетный счет. Соответствующее решение было направлено в банк. Далее банк произвел списание денежных средств с расчетного счета ООО в целях выдачи заработной платы лицам, работающим по трудовому договору, что подтверждается выпиской о движении денежных средств по расчетному счету.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлен факт списания банком с расчетного счета общества денежных средств при наличии решения приостановления операций по счетам налогоплательщика, о чем составлен акт.
Банк обратился в суд. Отметим, что суды всех инстанций поддержали в данном случае банк.
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется в том числе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).
Перечисление денежных средств на выплату заработной платы и списание денежных средств по инкассовому поручению налоговых органов согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ и в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 23.12.1997 N 21-П, производятся в третью очередь и в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Таким образом, как правильно указали суды, заработная плата и НДФЛ относятся к одной — третьей — группе очередности, в связи с чем списание денежных средств должно производиться в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Судами установлено, что по расчетному счету ООО иных выплат, кроме заработной платы, не производилось.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что при отсутствии документов налогового органа на бесспорное списание по расчетному счету ООО банк правомерно исполнил платежные документы на выплату заработной платы, то есть документы той же очередности, что и налоговые, в связи с чем событие вменяемого банку налогового правонарушения отсутствует.

Приостановление операций по счетам и процедура банкротства

Проблема приостановления операций по счетам и введения процедуры банкротства в отношении налогоплательщика — клиента банка рассмотрена в Постановлении АС СЗО от 11.06.2015 N Ф07-3101/2015 по делу N А26-3958/2014.
Начало этого дела было аналогично предыдущим рассмотренным делам: выездная налоговая проверка была проведена в отношении клиента банка (ПМУП). По результатам проверки были начислены налоги, штрафы и пени, выставлено требование об уплате указанных сумм. Поскольку требование исполнено не было, налоговый орган приостановил операции по счетам этого налогоплательщика.
Банк получил соответствующее решение. Также на исполнении в банке находились инкассовые поручения, согласно которым подлежали списанию задолженность по НДФЛ, пени и штраф.
Затем в отношении ПМУП была введена процедура наблюдения.
Налоговый орган в ходе проведения мероприятий налогового контроля установил, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам банк открыл ПМУП, находящемуся в процедуре банкротства, новые расчетные счета, а также совершил расходные операции, не связанные с исполнением обязанности по уплате налога и не имеющие преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему. Инспекция, усмотрев в действиях банка нарушение требований ст. 76 НК РФ, составила акт и вынесла решение о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 132 и ст. 134 НК РФ в виде взыскания штрафа. При этом размер штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств был уменьшен в четыре раза.
Банк уплатил штраф в полном объеме, но обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения налогового органа и возврате суммы штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в части с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение.
Суды отклонили довод банка о том, что на момент открытия данных расчетных счетов решение о приостановлении операций по счетам прекратило свое действие в связи с введением в отношении ПМУП процедуры наблюдения. То обстоятельство, что в отношении ПМУП введена процедура наблюдения, не является основанием для признания решения о приостановлении операций не подлежащим исполнению.
Судьи отметили, что в случае введения в отношении должника процедуры наблюдения запреты и правила, установленные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ), не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом. Решение налогового органа о приостановлении операций принято во исполнение обязанности как налогового агента (по НДФЛ).
Поскольку материалами дела подтверждается, что банк при наличии решения о приостановлении операций по действующим счетам открыл ПМУП новые расчетные счета, суды обоснованно признали правомерным привлечение банка к ответственности по п. 1 ст. 132 НК РФ.
Что касается ответственности по ст. 134 НК РФ, то банк ссылался на то, что большинство расходных операций относятся к коммунальным и эксплуатационным платежам, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ предшествовала исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Как указано в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства», ст. 65 Федерального закона N 127-ФЗ не предусматривает отмену приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым органом до введения наблюдения, и не запрещает применять его в этой процедуре. При этом в силу абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ такое приостановление операций по счету должника не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 2 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ коммунальные платежи, эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, относятся к третьей очереди текущих платежей и предшествуют обязательным платежам. Из материалов дела следует, что большинство расходных операций по счетам ПМУП, произведенных при наличии решения о приостановлении операций, относятся именно к коммунальным и эксплуатационным платежам.
При рассмотрении настоящего дела суды должным образом не исследовали расходные операции, произведенные по счетам ПМУП, в связи с чем их вывод о правомерном привлечении банка к ответственности по ст. 134 НК РФ в сумме, указанной в оспариваемом решении, сделан при неполном исследовании обстоятельств дела.
Кроме того, суды не учли позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 05.11.2013 N 5438/13, о том, что, определяя порядок исполнения требований о взыскании задолженности по НДФЛ, необходимо учитывать, что норма, регулирующая очередность удовлетворения денежных требований, предъявленных к счету должника, содержится в п. 2 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ. Исходя из назначения данного платежа требование о взыскании не перечисленной должником суммы удержанного им НДФЛ подлежит удовлетворению в четвертую очередь в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ. Очередность удовлетворения требований, относящихся к одной очереди, определяется на основании даты поступления в банк расчетного документа.
Из приведенных норм суд кассационной инстанции сделал вывод, что судами не в полной мере исследованы доказательства, представленные в обоснование размера налоговой санкции за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 134 НК РФ, и дело передано на новое рассмотрение.

Нарушение режима приостановления операций по счетам налогоплательщика влечет наложение штрафа на банк, а также возможность применения мер административной ответственности к должностным лицам.
Законодательство о налогах и сборах РФ и о банках и банковской деятельности в РФ не содержит норм и положений, на основании которых банк вправе при наличии неотмененного решения инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика — клиента банка самостоятельно возобновлять расходные операции по счетам по поручениям налогоплательщика даже в случае вынесения решения суда о приостановлении действия решения налогового органа о взыскании недоимок по налогам и сборам с клиента.
Если расчетный счет закрыт налоговым органом за непредставление налоговой декларации, то есть отсутствуют документы налогового органа на уплату налогов и сборов, то банк вправе провести этому клиенту платежные документы на выплату заработной платы.
Действующее законодательство не предусматривает отмены приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым органом до введения наблюдения, и не запрещает применять его в этой процедуре. Вместе с тем следует учитывать, что очередность удовлетворения денежных требований, предъявленных к счету должника, урегулирована законодательством о банкротстве.

2. Арест и закрытие банковского счета. Приостановление операции по банковскому счету.

Закрытие банковского счета осуществляется на основании расторжения договора банковского счета.

Расторжение договора возможно :

а) по заявлению клиента – в любое время;

б) по требованию банка договор банковского счета расторгается судом в следующих случаях:

– когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

– при отсутствии операций по этому счету в течение года.

При закрытии банковского счета :

– остаток денежных средств на счете возвращается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее 7 дней после получения соответствующего письменного заявления клиента;

– неоплаченные расчетные документы возвращаются взыскателям;

– клиенту уплачиваются проценты, начисленные на день закрытия счета.

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть наложен судом.

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ.

Наложение ареста на денежные средства осуществляется исключительно судом в ходе досудебного производства, при этом операции с денежными суммами, находящимися на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложен арест.

Кредитная организация, ЦБ РФ не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов. Кроме того, если физическому или юридическому лицу был причинен вред в результате незаконного наложения ареста, его возмещение осуществляется за счет казны РФ, за счет казны субъектов РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Приостановление операций по счетам в банке определяется Налоговым кодексом РФ как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Вопрос 80. Приостановление операций по счетам, открытым в кредитной организации

2: Содержание и форма.кредитного договора. ; I 3. Принципы банковского кредитования ‘ \

1. Отметим, что банковский кредит — не единственная форма кредитных отношений. Выделяют также государственный, коммерческий и товарный кредит.

Кредитные отношения между банком и клиентом строятся на договорной основе и оформляются кредитным договором.

2. Согласно кредитному договору:

• с одной стороны, банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства <кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором;

• с другой стороны, заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор является консенсуалъным, взаимообязываю-щим, и заключается только в письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность кредитного договора, и он считается ничтожным. Стороны могут отказаться от совершения сделки в следующих

кредитор вправе отказаться:

• от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма денег не будет возвращена в срок;

. от дальнейшего кредитования заемщика по договору в случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (ст. 814ГКРФ);

заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

Приостановление налоговиками операций клиентов по счетам в банках

Налоговые органы, регулярно злоупотребляя предоставленным подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ правом, часто приостанавливают налогоплательщикам операции по счетам.// О.А. Добрикова. » Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке » №1/2009

Рассмотрим риски, которым подвергаются как добросовестные налогоплательщики, так и нарушители налогового законодательства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 9-П указал, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыс­кивать с лица причитающиеся суммы налогов, — иначе нарушались бы конституционно защищаемый публичный интерес (ст. 57 Конституции РФ) и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель на основании ст. 57, 71 (п. «в», «ж», «з», «о»), 72 (п. «б», «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ — устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога — пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты.

С одной стороны, государству необходимо обеспечить систематическое, регулярное поступление средств в бюджет, с другой стороны, лица, являющиеся налогоплательщиками, не должны нести неоправданные убытки либо иные негативные последствия при обеспечении государством в лице налоговых органов исполнения решений о взыскании налогов в порядке, предусмотренном главой 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Учитывая, что налоговые органы, регулярно злоупотребляя предоставленным в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ правом, приостанавливают налогоплательщикам операции по счетам, нелишне будет еще раз вспомнить процедуру приостановления операций, еще раз оценить риски, которым подвергаются как добросовестные налогоплательщики, так и нарушители налогового законодательства.

Порядок приостановления операций по счетам налоговыми органами

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с подп. 4 указанной статьи — представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо того, что законодатель предоставил право налоговым органам привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения установленных законом обязанностей, он дал налоговым органам механизм принуждения налогоплательщиков к исполнению указанных обязанностей, посвятив данным мерам главу 11 НК РФ, которая так и называется: «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов». Какими же способами могут пользоваться налоговые органы?

В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика. С точки зрения законодателей все эти способы хороши. Но самым неудобным для налогоплательщика, на наш взгляд, является приостановление операций по счетам, так как заблокировать счет налоговая может в самый неподходящий для налогоплательщика момент, например, когда ему срочно нужны средства для заключения очень выгодной и важной сделки. И самое печальное — налогоплательщик может неожиданно узнать об этом. Поэтому рассмотрим подробнее приостановление операций по счетам.

Итак, налогоплательщик в установленные действующим законодательством сроки должен сдавать декларации в налоговую инспекцию по месту его учета и уплачивать установленные налоги и сборы. Но по каким-то объек­тивным или субъективным причинам он этого не сделал.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов регламентируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение всех расходных операций по счету. Иными словами, деньги на счет приходить будут, но с их расходованием будут проблемы. При наличии решения о приостановлении операций по счетам банк будет исполнять только те платежные поручения своего клиента, которые касаются уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов. Кроме того, решение о приостановлении операций не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким платежам относятся денежные средства для удовлетворения требований о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также выплата выходных пособий и заработной платы лицам, работающим по трудовому договору, и вознаграждение авторам результатов интеллектуальной деятельности. Обращаем внимание, что документы на перечисление или выдачу наличных денежных средств на оплату труда имеют одинаковую очередность исполнения с документами, предусматривающими платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Их списание производится в порядке календарной очередности поступлений платежных документов. Однако Минфин России считает, что банки не вправе перечислять или выдавать денежные средства на выплату заработной платы. Данная позиция Минфина России изложена в его Письме от 01.02.2007 № 03-02-07/1-29.

К счастью для налогоплательщиков, судебная практика по данному вопросу складывается в их пользу. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П отметил, что конституционные обязанности по выплате вознаграждений за труд и уплате законно установленных налогов и сборов не должны противопоставляться друг другу. Таким образом, организация вправе выплачивать работникам заработную плату, несмотря на то, что инспекция заморозила банковский счет. В подтверждение данной позиции можно привести решения ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2007 № Ф03-А24/07-2/784, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2006 № Ф04-4184/2006 (24274-А75-33). Но, учитывая мнение Минфина России по этому вопросу, нужно готовиться отстаивать свою позицию в суде.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. В указанном пункте НК РФ прямо указано, что решение о приостановлении операций по счетам не может быть принято раньше, чем решение о взыскании налога, пени или штрафа за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в кредитных учреждениях, потому что, как уже отмечалось выше, приостановление операций по счетам есть мера обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. А значит, прежде чем счет налоговый орган «заморозит», должно быть не исполнено обязательство налогоплательщиком. Обращаем внимание, что в случае если суд признает решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени или штрафа незаконным, операции по счету налогоплательщика инспекцией приостанавливаться не могут.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также форма решения о его отмене утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected] Решение о приостановлении операций по счетам принимает руководитель или заместитель руководителя налогового органа. Именно одним из указанных лиц должно быть подписано решение. В противном случае подписание решения неуполномоченным лицом может служить одним из оснований для отмены данного решения.

Оформленное в установленном порядке решение направляется в банк в электронном виде или на бумажном носителе. Порядок направления решения на бумажном носителе регламентирован Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected] При вручении решения банку обязательно фиксируются дата и время вручения, потому что именно с этого момента начинает действовать приостановление операций по счету, которое в соответствии с п. 6 ст. 76 НК РФ подлежит безусловному исполнению банком.

В обязательном порядке в решении должна быть указана сумма, подлежащая взысканию. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк прекращает расходные операции по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Иными словами, если на счете у налогоплательщика средств больше, чем указано в решении о приостановлении операций по счетам, банк может самостоятельно ограничивать заблокированный остаток денежных средств. Данное право подтверждается письмами Минфина России, например, от 28.03.2007 № 03-02-07/1-139, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-325. Остальными денежными средствами, находящимися на счете, налогоплательщик вправе распоряжаться по своему усмотрению без каких-либо ограничений (Письмо Минфина России от 21.06.2007 № 03-02-07/1-304).

В соответствии с п. 9 ст. 76 НК РФ, если приостановлены операции по нескольким счетам и общая сумма денежных средств на них превышает взыскиваемую сумму, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением. В заявлении излагается просьба об отмене приостановления операций по счетам с указанием тех счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. К заявлению рекомендуется приложить документы, подтверждающие наличие денежных средств на данных счетах. В этом случае налоговый орган обязан в двухдневный срок после получения заявления принять решение об отмене при­остановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам. Нужно отметить, что такая возможность предоставлена налогоплательщику только с 2007 года.

В соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций по счетам. Для выполнения этой обязанности налоговые органы рекомендуют банкам использовать форму справки об остатках денежных средств на счете (счетах) налогоплательщика, утвержденную Приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/[email protected]

В соответствии с п. 7 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Узнав о приостановлении операций по счетам, у налогоплательщика есть, как минимум, два варианта действий.

Во-первых, налогоплательщик может исполнить требование об уплате налога и направить в налоговый орган документы (или их копии), подтверждающие данное исполнение. В свою очередь налоговый орган не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения подтверждающих документов, обязан принять решение об отмене при­остановления операций по счетам, которое направляется в банк либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. Обращаем внимание, что действие решения о приостановлении операций по счетам сохраняется до получения банком оригинала решения налогового органа об отмене приостановления операций. Поэтому банк не вправе на основании копии такого решения, которую ему принесет налогоплательщик, разблокировать счет.

Во-вторых, налогоплательщик может ничего не делать, то есть дожидаться принудительного взыскания. В этом случае банк получит от налогового органа поручение на перечисление задолженности, которое он обязан исполнить в течение операционного дня, следующего за днем его получения. После исполнения поручения налоговый орган вынесет решение об отмене решения о приостановлении операций по счету. Но на протяжении времени, пока действует приостановление операций, банк не вправе открывать налогоплательщику новый счет. В лучшем случае налогоплательщик может дать поручение банку перевести денежные средства на свой счет, открытый в другом банке, так как приостановление операций по счетам накладывает запрет только на перечисление денежных средств другому лицу. Данное право налогоплательщика подтверждается судебной практикой, например, Постановлением ФАС ВВО от 29.12.2006 № А38-1400-17/157-2006 (А38-1407-17/158-2006). Кроме того, действующим законодательством не ограничено право налогоплательщика при наличии так называемого «замороженного» счета в одном банке открывать счета в других банках. При этом надо ясно понимать, что налоговые органы могут заблокировать все счета налогоплательщика, сведениями о которых они располагают. Сведения обо всех открытых, а также закрытых налогоплательщиками счетах в налоговые органы поступают из двух источников. Во-первых, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик сам обязан в семидневный срок после открытия (закрытия) счета в банке сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета в письменном виде по установленной форме. Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. За нарушение установленной обязанности как налогоплательщик, так и банк несут ответственность, предусмотренную ст. 118 НК РФ и п. 2 ст. 132 НК РФ соответственно. Поэтому, независимо от того, сообщил ли налогоплательщик об открытии (закрытии) своих счетов или нет, налоговый орган получит информацию о наличии у него счетов в банках.

Нужно отметить, что в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика банк не имеет права открывать ему другие счета. Однако это не является препятствием для открытия налогоплательщиком счетов в других банках.

Выше было рассмотрено одно основание для приостановления операций по счету налогоплательщика — неуплата налогов (сборов), пеней или штрафов. Специальный случай блокировки операций по счету (несвоевременное представление налоговой декларации) предусмотрен п. 3 ст. 76 НК РФ. В течение 10 рабочих дней после срока, установленного для представления декларации, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. И в данном случае счет блокируется полностью, так как отсутствует взыскиваемая сумма. Единственным основанием для так называемого «размораживания» счета является сдача налогоплательщиком налоговой декларации. И осуществлять разблокировку счета налоговая инспекция должна не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговой декларации. Обращаем внимание, что счета могут быть заблокированы за непредставление декларации только при наличии обязанности налогоплательщика ее представлять. Данная позиция подтверждается и судебной практикой (ФАС ЗСО от 16.05.2007 № Ф04-2817/2007 (34007-А46-15)).

Приостановление операций по счетам применяется налоговиками и как обеспечительная мера, то есть существует еще одно основание, когда счет налогоплательщика может быть заблокирован. Речь идет о приостановлении операций по счетам с целью обес­печения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности. Так, в соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за это.

В соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Но он должен принимать их только в том случае, если у него есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его подписания и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами, среди прочих, может быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за это, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

Таким образом, НК РФ предусмотрены следующие основания для приостановления операций по счетам:

а) неуплата налогов, сборов, пеней и штрафов;

б) не сданная вовремя налоговая декларация;

в) для обеспечения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Однако на практике налоговики злоупотребляют предоставленным им правом и используют приостановление операций по счетам налогоплательщиков как метод психологического воздействия. Так, данная мера применяется налоговыми органами, например, при представлении декларации по устаревшей форме (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.02.2007 № А82-4019/2006-99, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 № А56-16164/2006).

Непредставление авансовых расчетов не может служить основанием для приостановления операций по счетам, что признается и Минфином России в Письме от 12.07.2007 № 03-02-17/1-324. Не может служить основанием и непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом в ходе проведения проверки документов, так как приостановление операций по счетам является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а не способом обеспечения исполнения требования о предоставлении документов при осуществлении мероприятия налогового контроля. Однако зачастую налогоплательщику приходится доказывать свою правоту в судебном порядке.

Выше был рассмотрен порядок приостановления операций по счетам налоговыми органами. Однако не стоит забывать, что аналогичные права предоставлены и некоторым другим органам. Так, в соответствии со ст. 34 НК РФ полномочия приостанавливать операции по счетам в банке предоставлены также таможенным органам при взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Порядок приостановления операций по счетам таможенными органами регламентируется Приказом ГТК России от 03.06.2002 № 567. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» полномочия по приостановлению операций по счетам осуществляет также Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Однако не всякое решение о приостановлении операций по счетам должно быть банком исполнено. Не подлежат исполнению решения о приостановлении операции по счетам: — принятые не уполномоченным на это государственным органом; — не подпадающие под определение счета, данное в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Также не подлежат исполнению решения о приостановлении операций по специальным счетам; по счетам клиентов, признанных судом банкротами. Если решение о приостановлении операций по счетам не соответствует установленной форме, оно также не подлежит исполнению. Во всех случаях решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Ответственность банка и его должностных лиц

Необходимо напомнить и об ответственности банков при исполнении решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам их клиентов. Так, в соответствии со ст. 134 НК РФ исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Учитывая, что в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке указывается сумма, подлежащая взысканию, неисполнение банком решения налогового органа влечет взыс­кание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с указанным решением.

Но ответственность несет не только банк как организация. Кодексом РФ об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ; далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность и для должностного лица банка или иной кредитной организации. Так, в соответствии со ст. 15.9 «Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента» КоАП РФ осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Новшества, которые внесены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ

С 1 января 2009 года (за исключением некоторых положений) вступит в силу Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассчитывать на какие-либо радикальные изменения в процедуре приостановления операций по счетам было бы несерьезно. Однако кое-какие новшества внесены. В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, приостановление операций по счетам в банке будет применяться для обес­печения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, но и пеней и (или) штрафов.

Во-вторых, приостановление операций по счету не распространяется среди прочих платежей, указанных в ст. 76 НК РФ, и на страховые взносы.

В-третьих, законодатель уточнил порядок приостановления операций по валютным счетам, внеся соответствующий абзац в п. 2 ст. 76 НК РФ.

В-четвертых, учитывая, что в ст. 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» НК РФ не было такого понятия, как «операционный день», законодатель внес уточнение и в сроки отмены решения налогового органа. Так, теперь приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

В-пятых, в соответствии с внесенными в НК РФ изменениями решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Законодатель также уточнил срок вручения налогоплательщику-организации копии решения о приостановлении или об отмене приостановления операций по счетам. Копия такого решения должна вручаться не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В-шестых, приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о при­остановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (в прежней редакции — до отмены решения).

В-седьмых, ст. 76 НК РФ дополнена п. 9.1, в соответствии с которым действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами. И хотя не совсем ясно, в каких же именно случаях решение о приостановлении операций по счетам может приостанавливаться и какова процедура такого приостановления, но положительным моментом является то, что законодатель предусматривает такую возможность.

Еще на одно изменение стоит обратить внимание. С 1 января 2010 года вступает в силу п. 9.2 ст. 76 НК РФ, в соответствии с которым в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-органи­зации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим при­остановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-орга­ни­зации в банке.

Законодатель внес уточнения и в размер ответственности банков за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В соответствии со ст. 134 НК РФ исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, влекло взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 тыс. рублей.

Остается только на практике оценить внесенные в порядок приостановления операций по счетам изменения и пожелать налогоплательщикам как можно меньше таких случаев в наступающем году.

Смотрите еще:

  • Юрист расчеты с клиентом Юридические услуги Мы оказываем весь спектр юридических услуг для организаций, граждан и индивидуальных предпринимателей от консультаций до судебного представительства. Заказывая юридические услуги у нашего Бюро вы платите за фактически выполненную работу, а не за […]
  • Ук рф ст 64 ч1 Дело о ДТП ст. 264 ч.1 УК РФ Здравствуйте. я попал в августе 2014 ДТП в котором пострадала моя мама. Получила тяжкий вред здоровью. Сейчас ей лучше сделали несколько операций, в данное время на больничном, но ее отпустили домой. На меня завели уголовное дело по ст.264 […]
  • Устав организации можно найти Устав организации можно найти можно - любые документы, находящиеся в регистрационном деле. МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПИСЬМО от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/[email protected] К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА […]
  • Начислять ндс на пени по договору Проводки при начислении неустойки по договору Что такое неустойка как объект бухгалтерского учета? Неустойка — это определенная законом или договором штрафная санкция за неисполнение обязательств одной стороной соглашения перед другой (другими). С точки зрения […]
  • П2 ч1 ст134 гпк рф Жилинская. Ответы на задачи по Гражданскому процессу Скачивание файла Введите число с картинки: В память одной зверски изуродованной вандальным способом тетради этот труд посвящается. покойся с миром, тетрадочка.Родина тебя не забудетАминь. Тема 3: подведомственность […]
  • Ук рф 2018 статья 134 Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста СТ 134 УК РФ. 1. Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - […]
  • Заявление приставам о предоставлении информации Запрос судебному приставу о предоставлении информации Заявление о предоставлении информации и документов по исполнительному производству 11.10.2012 решением Арбитражного суда Волгоградской области ООО “Стандарт” было признано несостоятельным (банкротом); в отношении […]
  • Денежное взыскание налагается кем Уголовно-Процессуальный Кодекс Республики БеларусьСтатья 134. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства 1. Денежное взыскание, предусмотренное частью 4 статьи 121 настоящего Кодекса, налагается судом. Основанием для этого является […]