Принципы земельное право рк

Оглавление:

Принципы земельное право рк

С учетом факта отсутствия легального определения ЗП представляется необходимым рассмотреть правовую

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по земельному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по земельному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Система ЗП – совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм,

Принципы Земельного права

Похожие вопросы

  • ЗемельноеправоПринципыЗемельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.
  • Наследственное правоПринципыЗемельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.
  • Правоведение — ПринципыЗемельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.
  • Судебные и правоохранительные органы — ПринципыЗемельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.
  • Шпаргалки по земельномуправу
    ПринципыЗемельногоправа.
    Место Земельногоправа в правовой системе РФ. Земельноеправо РФ тесно связано с другими отраслями российского права.
  • Шпаргалки по земельномуправу
    ПринципыЗемельногоправа.
    Место Земельногоправа в правовой системе РФ. Земельноеправо РФ тесно связано с другими отраслями российского права.
  • Земельноеправо — Система Земельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью п.
  • Земельноеправо — Предмет, объект и методы Земельногоправа
    ПринципыЗемельногоправа. Принципы — основполагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.
  • ЗемельноеправоЗемельно-правовые отношения в советский период
    Достаточно скачать шпаргалки по земельномуправу — и никакой экзамен вам не страшен!
    основными принципами которого были: целевой характер права землепользования.
  • Правоведение — Понятие, признаки и принципыправа. Источники права
    Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права
    4) в земельномправепринцип целевого характера использования земли

найдено похожих страниц:10

Земельное право

Понятие, предмет и принципы земельного права

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Предметом земельного права являются две группы отношений:

o по использованию земель (включают предоставление земельных участков на различных правах и прекращение прав на них; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.);

o охране земель (связаны со специальными экологическими требованиями ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель).

Таким образом, этот дуализм предмета показывает, что земельное право относится к группе природоресурсовых отраслей права (наряду с такими отраслями, как водное право, горное право, лесное право) и тесно взаимосвязано с экологическим правом. С первыми ее объединяет «однородность» предмета, в части регулирования отношений по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что проявляется в сходстве целей, задач и принципов отраслей. Нормы экологического права регулируют отношения по охране всех природных объектов, включая и землю.

Конституция РФ определяет основы земельного законодательства. Конституционные основы земельного права строятся на том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ). Данное положение конкретизируется в ст. 36 Конституции РФ, которая закрепляет право граждан и их объединениям иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно, если это нс нарушает права и законных интересов других лиц и не наносит ущерб окружающей среде.

Современное земельное законодательство состоит из комплекса федеральных законов.

Центральное место среди них занимает ЗК РФ. Данный нормативный акт предусматривает, что земля как объект права существует в трех качествах:

o природный ресурс — компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственно-территориального базиса для размещения различных объектов;

o природный объект — часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;

o недвижимое имущество, т.е. объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.

К принципам земельного законодательства относятся следующие:

o учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав па землю;

o приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающем среды и средства сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

o приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

o участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

o единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

o приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, запятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

o платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

o деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются па семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса;

o разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

o дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

o сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Система земельного права складывается из земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют Общую часть земельного права, куда входят следующие институты: собственности на земельные участки; ограниченных вещных прав на земельные участки; оборота земельных участков; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за земельные правонарушения.

Особенная часть земельного права складывается из институтов, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Тема №1. Понятие и сущность, принципы, система земельного права.

Понятие и сущность земельного права.

Принципы земельного права.

Система земельного права.

Земельное право- это самостоятельная отрасль системы права, совокупность правовых норм регулирующие правовые отношения связанные с регулированием отношений связанных с возникновением, изменением и прекращением права собственности на землю, правом землепользования, сервитутом и иными вещными правами на землю, а также отношения по реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан в области земельных отношении.

Принципы земельного права: 1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан; 2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан; 3) охраны и рационального использования земель; 4) обеспечения экологической безопасности; 5) целевого использования земель; 6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения; 7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности; 8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; 9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий; 10) платности использования земли.

Система земельного права делится на общую и Особенную часть.

В Общей части земельного права изучаются теоретические основы понятия и сущности земельного права, принципы, система, субъекты и объекты, правовые основы права собственности на землю, права землепользования, сервитутов, залога земли, основ государственного управления и регулирования земельным фондом: земельного кадастра, земельного мониторинга, землеустроитства, охраны земли государственного контроля, изъятия земель и юридической ответственности за нарушение земельного законодательства РК.

В особенной части изучаются правовые режимы 7 категории земель: земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесных и водных фондов, особо охраняемых природных территории, промышленности, транспорта, связи, энергетики, а также земли запаса.

Тема №2. Источники земельного права

Под источниками земельного права понимается — комплекс правовых обычаев и традиций, судебных прецедентов, а также законодательных и нормативно правовых актов регулирующих отношения в области охраны и использования земель.

Источники земельного права классифицируется в зависимости от юридической силы на:

Законы РК. 2. Подзаконные акты

В зависимости от субъекта нормотворчества:

1. Акты Парламента РК.

2. Акты Президента РК.

3. Акты Правительства РК.

4. Акты Центральных исполнительных органов власти.

5. Акты местных исполнительных и представительных органов власти.

В зависимости от территории действия акты делятся:

1. Акты республиканского значения.

2. Акты местного значения.

Тема №3. Право собственности на землю.

Понятие и формы права собственности на землю.

Субъекты права собственности, их права и обязанности.

Особенности предоставления и прекращения права собственности на землю.

Реализация права собственности на землю.

Право собственности на землю — представляет собой элемент вещных прав, на земельный участок предусматривающий право владения, пользования и распоряжения земельным участком в пределах и условиях установленные земельным законодательством РК.

В соответствии с ЗК РК право собственности на землю делится на: государственную и частную собственность.

Субъектом государственной собственности на землю является — Республика Казахстан. Субъектом частной собственности на землю являются физические и юридические лица Республики Казахстан.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком. Права государства как собственника земли осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Собственник земельного участка может осуществлять права собственника на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

1. Право собственности на земельный участок возникает путем: 1)предоставления права собственности; 2)передачи права собственности; 3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). 2. Предоставление, передача и переход права собственности должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка. 3. Право собственности на земельный участок возникает на основе: 1) актов государственных органов; 2) гражданско-правовых сделок; 3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом не могут находиться в частной собственности. 2. В частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением. При выходе гражданина, являющегося собственником земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и дачного строительства, из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса. 3. В частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением. 4. В частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться земельные участки для целей, указанных в пункте 3 настоящей статьи, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения.

Принципы земельное право рк

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
смотри подробнее

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

  • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
  • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
  • — по каким делам?
  • — выиграл или проиграл?

Самая полная база – более 7 000 000 документов

База содержит дела:

  • — гражданского судопроизводства
  • — административного производства
  • — уголовные дела открытого судебного производства

Простой и удобный поиск документов:

  • — по территории
  • — по суду
  • — по дате
  • — по типу
  • — по номеру дела
  • — по сторонам
  • — по судье

Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
смотри подробнее

1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
2. Ваш практический источник применения норм права.
3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

  • — тематике;
  • — дате;
  • — автору;
  • — номеру вопроса;

а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

Земельное право Лекции

Лекция №1. Предмет, принципы и система земельного права.

· Понятие земельного права

· Предмет земельного права.

· Понятие и структура земельного правоотношения.

· Принципы земельного права.

· Система земельного права.

· Земельное право как наука, как учебная дисциплина.

Земля – территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Земельное правo — это самостоятельная отрасль права Республики Казахстан, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения права собственности на землю, использования земли как природного ресурса, ее управления и охраны.

Земля в ГОСТ26640-85 — это важнейшая часть окружающей среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющиеся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. Это определение имеет большое познавательное значение для землеустройства и землеустроительного процесса. Однако, оно не определяет юридическое понятие земли. Согласно п. 14 ст. 12 Земельного кодекса Республики Казахстан от20 июня 2003 года земля — территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Предметом земельного права является отношения, возникающие в связи с установлением права собственности на землю, управления, землепользования и охраны земель, регулируемые нормами земельного законодательства.

Метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. В земельном праве под методом правового регулирования понимается совокупность экологических , императивных и диспо-зитивных способов правового воздействия государства на регулируемые общественные отношения, с учетом целей и задач земельного законодательства Республики Казахстан .

Виды методов земельного права :

2) императивный. Диспозитивный метод делится на виды: а) рекомендательный; б) санкционирующий; в) делегирующий.

Императивный метод делится на виды:

а) установление права и обязанностей субъектов правоотношений;

должного поведения участников земельных правоотношений);

в) экологический метод.

Под системой земельного права в литературе понимается классификация и систематика

предмета правового регулирования, которая состоит из земельно-правовых институтов, каждый из

которых включает группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие

качественным единством виды земельных отношений. Земельное право как отрасль права, имеющая

свою систему, состоит из общей и особенной части.

Содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом. Право

собственности на землю; компетенция государственных органов

в области регулирования

земельных отношений, земельный участок как объект права собственности и иных вещных прав;

порядок предоставления земель в собственность, сервитуты, залог

землепользования, права и обязанности собственников земель и землепользователей; прекращение

права собственности, плата за землю,

землеустройство, мониторинг, земельный

земельных отношений. Правовой режим

земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим земель населенных пунктов, правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения, правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, правовой режим земель лесного фонда, водного фонда и правовой режим земель запаса.

Задачи и цели земельного законодательства . В человеческих отношениях «ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»‘. Правовое регулирование общественных отношений не бывает без цели и задачи такого регулирования, ибо достижение определенной цели и задачи является ожидаемый результат правотворческих органов и , которыенаселения осуществляются в процессе подготовки, принятия и исполнения нормативных правовых актов.

Поэтому цели и задачи законодательства являются основополагающими институтами любого

законодательства, и они тесно взаимодействуют с принципами законодательства, которые также составляют основополагающие нормы» права и образуют отдельный институт законодательства.

Так согласно ст. 53 ЗК РК «задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования; порядка осуществления прав и обязанностей собственников

земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования;

охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание

недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений».

Принципами земельного законодательства являются руководящие начала

регулирования земельных отношений и им не могут противоречить»рядовые» нормы

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на:

1. целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2. сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3. охраны и рационального использования земель;

4. обеспечения экологической безопасности;

5. целевого использования земель;

6. приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7. обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности.

8. государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9. предотвращения нанесения ущерба земле и устранения его последствий;

10. платности использования земель.

Система принципов динамична, по мере развития правовой системы могут быть исключены некоторые нормыпринципы и появляются новые принципы. Принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан включен в земельное законодательство законом «О земле» 2001 года, которые теперь содержится в Земельном кодексе Республики Казахстан.

Среди принципов земельного законодательства имеется иерархия, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к другим. Например, принцип сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан является главенствующим по отношению к принципам рационального использования земель независимо от установленных для них форм собственности и видов землепользования.

Лекция №2. История развития земельных отношений в Казахстане.

· Этапы развития земельных отношений в Казахстане.

· Первый этап развития земельных отношений — земельный строй в период Монгольского ханства и зарождения государственности в Казахстане.

· Второй этап развития земельных отношений — земельный строй в период нахождения Казахстана в составе Российской империи.

· Третий этап развития земельных отношений — социалистический период. Четвертый этап — современное состояние земельных отношений в Казахстане.

· Развитие земельного строя Республики Казахстан на основе рыночных отношений.

Древняя история земельных отношений на территории нынешнего Казахстанаэто очень сложная и интересная тема. Она практически не исследована. Но эта тема привлекает внимание многих ученых, политиков, историков и правоведов. Об этом свидетельствуют письменные источники, данные археологии и истории.

История земельных отношений Казахстана требует системного подхода с учетом характера производительных сил общества, особенностей самого общества и государственности тюркских народов Востока. Земля была основой деятельности древнего государства, ограниченной в пространстве. Без территории не могла существовать ни одна народность, ни одно государство.

Большие территории занимали существовавшие до нашей эры древние государства — государства саков, канглов, усу-ней и гуннов-предков современных казахов.

История земельного права в период ханского государства до господства царской России.

В истории этот период совпадает с периодом феодализма. Развитие феодальных земельных отношений изучалось многими учеными зарубежных стран и Казахстана. Точка зрения ученных разнообразна и они расходятся. Характер производственных отношений этого периода показывает, что в казахских аулах, в поселениях существовали различные формы собственности и использования земли в зависимости от почвенно-климатических условий территории. Форма собственности на землю – общинная собственность. В южных областях присутствовали все формы частной собственности и землепользования основной массы населения. Помимо общиной и родовой собственности могла существовать семейная собственность населения.

История земельного права периода господства царской России.

В связи с «присоединением» земли казахов к царской России, правительство объявило эти земли собственностью Российского государства. Земельная собственность казахских биев, правителей, баев была ликвидирована. Был сохранен с некоторыми ограничениями порядок регулирования земельных отношений в казахских аулах, основанный на нормах обычного права.

В регулировании земельных отношений произошли изменения, появились новые формы собственности и землепользования. Земли, занимаемые местным населением, признавались государственными и предоставлялись им в общественное пользование. Правовой режим, земель установленный российским правительством в Казахстане ничем ни отличался от самой России.

История земельного права Казахской ССР в период нахождения в составе СССР.

Как мы уже отмечали, история земельного права Республики Казахстан начинается с 1917 года, т.е. со дня образования Советской власти.

Декретом «О земле», принятым 2 Всероссийским Съездом Советов26 октября (8 ноября) 1917 года, все имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Декрет о о земле быстро дополнялся специальными декретами.

Одновременно с нормативно-правовыми актами, устанавливающими правовой статус земель и других природных ресурсов, вносившие коренные изменения в систему земельных, водных, горных ,лесных правоотношений. Декрет о земле был направлен на уничтожение основы колониального земельно-правового режима. В результате колониальной политики царизма в Казахстане 28,2 . мнл. дес., пахотоспособных земель 22,7 мл. дес. Были изъяты из пользования коренного населения. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик, Земельный кодекс Казахской СССР регулировали земельные отношения до 1990 года.

История земельного законодательства Республики Казахстан с периода обретения

История земельного законодательства Республики Казахстан начинается со дня принятия Конституционного закона Республики Казахстан»О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. Задачей земельной реформы явилось преобразование земельных отношений в целях создания правовых, экологических и социальных условий для эффективного

§ 2. Понятие, принципы и система земельного права

Понятие земельного права. Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли.
В действующем законодательстве не раскрывается содержание понятия «земля». Однако, учитывая, что земля выполняет функции средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственного территориального базиса, можно определить юридически значимые характеристики данного понятия. Обычно в содержание понятия «земля» включаются количественные, «территориальные» или, говоря другими словами, пространственные характеристики этого природного ресурса. Одновременно в законодательстве используется термин «почва». В его содержание входят качественные характеристики земли как природного объекта. Эти свойства земли в первую очередь связаны с регулированием их использования как средства производства. Поэтому земельное право регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с использованием поверхности земли и охраной почвенного плодородия земель.
Традиционно земельное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, как наука и в качестве учебной дисциплины.
Земельное право как отрасль права. Как отрасль земельное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения. В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии: особый предмет правового регулирования; специфика метода правового регулирования; кодифицированные источники правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.
Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности — основной момент, который обусловливает выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования — общественные земельные отношения. При этом следует иметь в виду, что земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей. Тем не менее в силу этого данные общественные отношения не перестают быть земельными отношениями, их природа и характер не меняются.
В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т.е. способов правового воздействия на участников земельных отношений. Однако метод правового регулирования имеет не основное, а вспомогательное значение в выявлении действительной природы общественных отношений, поскольку прямо зависит от содержания этих отношений и определяется им. Специфика таких способов правового воздействия заключается в особом сочетании императивного и диспозитивного методов правового регулирования земельных отношений. Эта специфика в значительной степени обусловлена публичным характером регулирования отношений по поводу земли.

* САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, прямо предусмотрена в Конституции РФ. Согласно ст. 36 Конституции условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли права отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот.
Итак, земельное право является отраслью российского права, представляющей собой систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юридических лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.
Земельное право как наука. Наука земельного права — система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся противоречия в системе правового регулирования.

* См.: Гойхбарг А. Советское земельное право. М.,1921; Новицкий И.Б. Земельный кодекс РСФСР. М., 1925; Мартынов Б.С. Земельный строй и земельные отношения в РСФСР. Л., 1925; Розенблюм Д.С. Земельное право РСФСР. М., 1929; Евтихиев И.И. Земельное право. М. — Л., 1943.

В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную область правовых наук*. С этого момента начинается второй этап развития науки земельного права.

* См.: Основные задачи науки советского социалистического права. Материалы Первого совещания научных работников права, 16—19 августа 1938 г. М., 1938. С. 58—62.

В 1940 г. был издан учебник «Земельное право»*, в котором земельное право рассматривалось как самостоятельная отрасль права. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 50-е гг., когда были опубликованы работы Г.А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР»** и «Земельные правоотношения в СССР»***.

* Земельное право / Под ред. А.Н. Никитина, А.П. Павлова и А.А. Рускола. М., 1940.
** Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950.
*** Аксененок Г.А. Земельные отношения в СССР. М., 1958.

В 60—80 гг. наука земельного права продолжает развиваться. Публикуются монографические работы по всем основным проблемам, исследуются вопросы правового режима отдельных категорий земель, создается теоретическая база кодификации земельного законодательства. Значительным достижением науки земельного права в эти годы является публикация трехтомного курса земельного права*.

* См.: Земельное законодательство зарубежных стран. М., 1982; Общая теория советского земельного права. М., 1983; Правовой режим земель в СССР. М., 1984.

Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. В 1995 г. выходит в свет учебник «Земельное право России» под редакцией В. В. Петрова*. Это был фактически первый в нашей стране учебник по земельному праву после начала экономических реформ. Началась активная разработка нового земельного законодательства применительно к условиям рыночной экономики. А.К. Голиченковым и О.М. Козырь был подготовлен и опубликован проект нового Земельного кодекса РФ**. Издаются работы, в которых анализируются современное состояние земельного законодательства***, вопросы права собственности на землю**** и др. И.А. Иконицкая публикует монографическое исследование проблем земельного права*****.

* См.: Земельное право России / Под ред. В.В. Петрова. М., 1995.
** См.: Голиченков А.К., Козырь О.М. Концепция Федерального закона о земле//ГиП. 1994. № 7; Голиченков А. К. Козырь О.М. Концепция развития земельного законодательства России // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». 1995. № 5.
*** См.: Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1977; Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998.
**** См.: Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Приватизация, купля-продажа, аренда, судебная защита. М., 1995.
***** См.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. Теория и тенденции развития. М., 1999.

Земельное право как учебная дисциплина. В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись*. Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса земельного права началось преподавание курса земельно-колхозного права. Через десять лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 60-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле», т.е. объединяющем все отрасли законодательства о природных ресурсах**, а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». Затем, с конца 80-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право». Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное, лесное и фаунистическое право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

* См.: Петров В.В. О предмете преподавания учебных дисциплин аграрно-правового цикла // Вопросы теории советского земельного права и методики преподавания аграрно-правовых дисциплин. М., 1976; Петров В.В. Развитие концепции земельного права и вопросы преподавания эколого-правовых дисциплин // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». 1984. № 1.
** См.: Казанцев Н.Д. Природно-ресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли права // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». 1967. № 6.

Принципы земельного права. В основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития всего земельного права.
Принцип равенства публичной и частной форм собственности на землю вытекает из содержания ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Все субъекты права собственности на землю равны между собой, будь то государство или муниципальное образование — собственники земли или гражданин либо юридическое лицо, обладающие землей на праве собственности. Каждый из собственников обладает одинаковым объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества — земли. В случае необходимости субъекты права собственности применяют одинаковые способы и методы защиты своего права собственности на землю.
Право государства осуществлять регулирование использования и охраны всех земель в стране не зависит от форм собственности на них. Юридической основой данного правомочия государства является его право территориального верховенства как политического суверена, устанавливающего основы правопорядка в стране, а также ст. 9 Конституции РФ. В этой статье закреплен принцип приоритета публичных интересов регулирования использования земель и иных природных ресурсов: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Принцип обеспечения рационального использования и охраны земель прямо закреплен также в ст. 9 Конституции РФ. Суть этого принципа в земельном праве заключается в обеспечении одновременно эффективного использования земель и их охраны. Специальные требования предусмотрены в целях сохранения почвенного плодородия земель, повышения их урожайности. Установлены требования, касающиеся размещения объектов на минимально необходимых площадях, предотвращения негативного воздействия на состояние земель, всей окружающей среды. Этот принцип проходит красной нитью через все институты земельного права, воплощен в большом числе земельно-правовых норм.
Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны вытекает из содержания норм земельного законодательства, согласно которым земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для этих нужд. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или худшие угодья. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, их изъятие допускается лишь в исключительных случаях.
Принцип использования земель в соответствии с их основным целевым назначением пронизывает содержание всех институтов земельного права. Его суть заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Они обязаны использовать земли в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только в установленном порядке специально уполномоченными на то органами.

* ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.

Важнейший принцип земельного права — обеспечение защиты прав юридических лиц и граждан на землю. Его содержание раскрывается в нормах земельного законодательства, предусматривающих особые способы защиты прав на землю, связанные с восстановлением нарушенных прав, возмещением в полном объеме всех причиненных убытков. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в случае изъятия земли для государственных или общественных нужд.
Система земельного права. Под системой земельного права понимается совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.
Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли. Эти закономерности обусловливают характер классификации нормативного материала по соответствующим правовым институтам.
Институты общей части земельного права включают институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы отрасли значение. Эти правовые институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части. Правовые институты особенной части подчинены институтам общей части и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель. Нормы институтов особенной части закрепляют правовой режим соответствующих категорий земель.
Общая часть земельного права состоит из следующих правовых институтов:
право собственности на землю;
права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
управление в сфере использования и охраны земель;
правовая охрана земель;
правовое регулирование платы за землю;
ответственность за нарушения земельного законодательства.
Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, который различается в зависимости от целевого назначения этих земель.
Так, выделяются следующие правовые институты:
правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
правовой режим земель населенных пунктов;
правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
правовой режим земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
правовой режим земель лесного фонда;
правовой режим земель водного фонда;
правовой режим земель запаса.

* См.: Земельное право. М., 1949; Земельное право. М., 1958.

В юридической литературе определение правового режима государственного земельного фонда было предложено Н.И. Красновым*. Позднее Н.И. Краснов указывал, что под правовым режимом государственного земельного фонда следует понимать установленный нормами советского земельного права порядок возможного или должного поведения по отношению к земле как объекту права исключительной собственности государства, государственного управления земельным фондом, права землепользования и правовой охраны, направленный на обеспечение ее рационального использования в качестве всеобщего условия труда и основного (главного) средства производства в сельском хозяйстве**. После этого данный термин использовался в юридической литературе с учетом именно такого его содержания.

* См.: Краснов Н.И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения: Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. М., 1966. С. 8.
** См.: Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 346.

Кардинальное изменение характера правового регулирования земельных отношений в нашей стране не привело к принципиальному изменению сути данного понятия. Основными элементами понятия «правовой режим» применительно к земле, а также иным природным объектам являются: право собственности на землю, иные права на землю, управление использованием и охраной земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Практическое значение понятия «правовой режим» заключается в том, что его употребление дает возможность определить порядок использования и охраны определенной категории земель, т.е. установить особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, возможности использования соответствующих титулов прав на землю, особенности управления использованием и охраной земель и т.д.
Использование этого понятия применительно к земельному участку означает определение содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют участок на законных основаниях.
Правовыми средствами определения содержания элементов понятия «правовой режим» являются установление основного целевого назначения земель путем их подразделения на соответствующие категории, зонирование и ограничения прав лиц, использующих земельные участки.
Для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются, как уже говорилось выше, на различные категории. В основе разграничения земель на категории лежит основное целевое назначение соответствующих земель. Определение основных целей, для которых могут использоваться земли, является той базой, на которой устанавливаются главные положения правового режима соответствующей категории земель.
Средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служат территориальное зонирование, предусмотренное градостроительным законодательством, функциональное зонирование на особо охраняемых природных территориях и экологическое зонирование в районе озера Байкал.
Неотъемлемым элементом правового режима категории земель являются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, путем установления зон с особыми условиями использования земель, санитарных зон, охранных зон и т.п. Задача установления таких зон — ограничить обычно в публичных интересах права лиц, использующих земельные участки.
Таким образом, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования и ограничения прав.

Смотрите еще:

  • Что регулирует административные правонарушения Что регулирует административные правонарушения С момента регистрации брака у обоих молодоженов появляются определенные права и обязанности по отнош txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Виды средств доказывания свидетельские показания Виды средств доказывания свидетельские показания Оценка доказательствДля того, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии или отсутствии искомых фак txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче […]
  • Предмет метод система права социального обеспечения Предмет метод система права социального обеспечения txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете […]
  • Лица участвующие деле гражданский процесс Лица участвующие деле гражданский процесс Субъектами гражданских процессуальных правоотношенийявляются физические и юридические лица, на txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче […]
  • Адвокат климов аа Барнаул II. Желтые Страницы: Адреса и Телефоны - Архангельск, Украина, Шри-Ланка, Волгоград, Иркутск, Кемерово, Марий Эл, Орск, Стерлитамак. I III, IV, V. Здравствуйте! Предлагаем вам приобрести онлайн за биткойны и скачать с онлайн-облачного хранилища базы данных в текстовом […]
  • Задать вопрос для сайта php Задать вопрос для сайта php PHP - это язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных. На данный момент один из самых популярных языков в мировой веб-индустрии. Как использовать PHP? Вы можете писать скрипты на PHP, […]
  • Договор авторского заказа на создание интернет сайта Договор на создание сайта Как составить договор на создание сайта Пример и комментарии Пример составления Договора на создание сайта в Магазине готовых решений. 1. Термины и определения 1.1. Сайт — это информационная система, состоящая из совокупности графических и […]
  • Delphi написать справку Delphi написать справку Справочная система (далее в тексте также - "справка") - важная составная часть любой более-менее сложной (и даже простой) программы. Существуют разные форматы справочных систем. Справка в формате WinHelp - о ней в статье и пойдет речь, […]