Предмет метод система права социального обеспечения

Предмет метод система права социального обеспечения

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по праву социального обеспечения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по праву социального обеспечения — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. долж

Понятие, предмет, метод, система ПСО.

ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов
Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:
 Отношения по пенсионному обеспечению;
 Отношения по социальному обслуживанию;
 Отношения по выплате пособий;
 Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Похожие вопросы

  • Право социального обеспечения — Понятие, предмет, метод, системаПСО.
    Принципы ПСО. Понятие, классификация, характеристика. Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. долж. Понятие, предмет, метод, системаПСО.
  • Право социального обеспечения — Принципы ПСО. Понятие, классификация.
    Понятие, предмет, метод, системаПСО.
    Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
  • Шпаргалки по праву социального обеспечения
    Понятие, предмет, метод, системаПСО. ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие от. подробнее ». Принципы ПСО. Понятие, классификация, характеристика.
  • Правоведение — Понятие, предмет и методы правоведения
    Понятие, предмет и методы правоведения. Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
  • Жилищное право — Жилищное право: понятие, методы, предмет
    Жилищное право регулирует более узкий предмет – возникновение, изменение и прекращение жилищных прав, но использует при этом основной метод
    Жилищные отношения – это общее, родовое понятие, опосредующее различные виды отношений, возникающих по поводу жилища.
  • Административное право — 1. Понятие, предмет и метод адм права
    АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие, предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.
  • Прокурорский надзор — 1. Понятие, предмет и метод адм права
    АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие, предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.
  • Правоведение — 1. Понятие, предмет и метод адм права
    АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие, предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.
  • Международное частное право — Понятие, предмет и система.
    Источники международного права – это формы, в которых выражены правила поведения субъектов междунаро. Понятие, предмет и система международного частного права.
  • Конституционное право России — Понятие конституционного права.
    Понятие конституционного права, его предмет и метод, система, конституционно-правовые нормы и институты и правоотношения. Конституционное право (КП) — совокупность правовых норм.

найдено похожих страниц:10

Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита– это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО)– это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

Отношения по пенсионному обеспечению;

Отношения по социальному обслуживанию;

Отношения по выплате пособий;

Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения– это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения– это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

§ 5. Система права социального обеспечения

Система права – это его внутреннее строение. Оно заключается в объединении огромного массива правовых норм в отдельные общности, называемые отраслью (подотраслью), институтом (подинститутом) права.

Основными критериями, без которых невозможно провести анализ ни одного структурного элемента как системы права в целом, так и отдельной его отрасли, являются предмет и метод правового регулирования. Именно указанные критерии положены в основу деления национальной правовой системы на отрасли права, представляющие собой совокупности правовых норм, которые регулируют специфическим методом определенный комплекс общественных отношений.

В свою очередь внутреннее строение каждой отрасли, закрепляющее ее структуру, обеспечивается объединением норм в соответствующие правовые институты. Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы. Нередко в институтах, объединяющих значительный массив правовых норм, возникает необходимость в выделении относительно самостоятельных их совокупностей, которые называются подинститутами.

Расположение того или иного института внутри самой отрасли обусловлено значением норм, которые в нем объединены. Нормы могут иметь значение для всего предмета данной отрасли (общие нормы) или для конкретного вида отношений, входящих в предмет данной отрасли (специальные нормы). Институты, объединяющие общие нормы, располагаются в Общей части отрасли, а институты, в которых сгруппированы специальные нормы, формируют ее Особенную часть.

Система права социального обеспечения как отрасли – это научно обоснованное расположение правовых норм, оказывающих регулятивное воздействие на предмет отрасли в целом, либо на конкретные виды отношений, входящих в него, которые сгруппированы в институты, относящиеся к Общей или Особенной частям данной отрасли.

Впервые научное обоснование расположения правовых норм в системе права социального обеспечения было дано В. С. Андреевым, который предложил классифицировать все нормы данной отрасли по их содержанию на общие и специальные и выделять в ее структуре Общую и Особенную части 1 .

Общие нормы, как уже сказано выше, оказывают свое регулятивное воздействие на все общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения. Это нормы Конституции страны, закрепляющие права граждан в сфере социального обеспечения, международных соглашений, предусматривающие социальные стандарты; нормы – принципы, другие общие положения, содержащиеся в специальных федеральных законах. Они располагаются в Общей части.

Специальные нормы регламентируют основания, условия, размеры, порядок предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, право на которые реализуется в конкретном правоотношении. Они объединены в соответствующие правовые институты по видам регулируемых общественных отношений и располагаются в Особенной части.

Специфика системы данной отрасли состоит в том, что структура ее Общей части до настоящего времени окончательно еще не сформировалась, право социального обеспечения, пожалуй, единственная отрасль в национальной правовой системе, не имеющая кодифицированного акта, в котором, как правило, закрепляются Общие положения (цели, задачи, предмет и метод, принципы правового регулирования, источники). Общие положения, закрепленные в кодифицированных актах, предопределяют структуру не только Общей, но и Особенной частей отрасли. При этом нормы, закрепляющие общие положения, группируются в соответствующие институты.

В связи с отсутствием в праве социального обеспечения кодифицированного источника права, в литературе обосновываются разные критерии для объединения общих норм в соответствующие институты, при этом некоторые ученые полагают, что современное состояние Общей части вообще не дает оснований для выделения в ее структуре правовых институтов, и, в частности, такого, как основной институт.

До тех пор, пока в Российской Федерации не будет принят кодифицированный акт, закрепляющий предмет данной отрасли, ее цели и задачи, принципы правового регулирования, разграничение компетенции Федерации и ее субъектов по правовому регулированию в сфере социального обеспечения, способы и формы защиты прав и интересов субъектов социально-обеспечительных отношений, говорить о наличии основного института в структуре Общей части отрасли преждевременно.

В то же время конституционные основы социального обеспечения, нормы, закрепляющие право каждого на достойные условия жизни, на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека, общепризнанные принципы, вытекающие из международных актов, перечень социальных рисков, с которыми связано возникновение права человека на социальное обеспечение, виды обеспечения, безусловно, являются убедительной предпосылкой для легального формирования полноценного содержания основного института Общей части права социального обеспечения.

В Общую часть включаются также нормы, закрепляющие круг субъектов отношений, входящих в предмет отрасли, и условия возникновения социально-обеспечительной правосубъектности.

К числу общих относятся и нормы, предусматривающие перечень социальных рисков, поскольку они «угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для его социальной защиты» 1 . Наступление каждого из событий, признанных законодателем социальным риском, входит в качестве основного юридического факта в юридический состав, влекущий возникновение социально-обеспечительного отношения.

Структура Особенной части формируется из правовых институтов, которые отличаются своим многообразием. В. С. Андреев, отмечал, что «правовым институтом особенной части права социального обеспечения называется группа правовых норм, регулирующая отдельные виды пенсионных отношений или виды других отношений, являющихся предметом этой отрасли права» 1 .

Проблема расположения норм в институтах Особенной части отрасли всегда была в поле зрения ученых. Однако при всем многообразии подходов к решению этой проблемы, все же основным критерием при их формировании остаются предмет правового регулирования и виды социального обеспечения.

Какие же институты образуют структуру Особенной части права социального обеспечения?

Особое место в ее структуре занимает правовой институт, нормы которого регулируют трудовой стаж. Специфика данного института заключается в том, что он не регулирует какого либо конкретного отношения, входящего в предмет отрасли. Его нормы относятся лишь к тем юридическим составам, влекущим возникновение правоотношений, в которых качестве самостоятельного юридического факта включено условие о трудовом стаже (например, в пенсионных отношениях). В некоторых случаях трудовой стаж не включается в юридический состав, с которым связано возникновение самого правоотношения, однако выполняет роль юридического факта, определяющего размер предоставляемого обеспечения (например, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, размер которого обусловлен продолжительностью трудового стажа, и др.).

Институт трудового стажаявляется функциональным, поскольку по сравнению с другими предметными институтами его основной функцией является «сквозное» регулирование такого элемента в юридическом составе, с которым, как уже сказано выше, связано либо само возникновение социально-обеспечительного отношения, либо его содержание.

Другим институтом Особенной части является институт пенсионного обеспечения. Нормы, регулирующие пенсионные отношения, представляют собой огромный правовой массив и содержатся в нескольких федеральных законах, закрепляющих систему государственного пенсионного обеспечения, страховую пенсионную систему и систему накопительных пенсий.

В зависимости от специфики события, с которым связано предоставление пенсионного обеспечения, нормы права дифференцированы по видам пенсий, в связи с чем институт пенсионного обеспечения является комплексным, то есть состоящим из относительно самостоятельных предметных подинститутов, нормы которых регулируют конкретные виды пенсионных отношений (по поводу пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий). Кроме этого, элементами данного комплексного института являются также институты функционального значения, регулирующие порядок обращения за пенсией, ее установления, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации и выплаты всех видов пенсий.

Самостоятельным комплексным институтом Особенной части является институт социальных пособий.Предоставление гражданам социальных пособий осуществляется за счет средств разных финансовых источников и различными органами (в том числе и работодателем). Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставление гражданам того или иного вида пособия, хотя и содержатся в различных нормативных правовых актах, однако имеют общие цели: гарантировать застрахованным в случаях, предусмотренных законом, компенсацию полностью или частично утраченного заработка, либо оказать гражданам материальную поддержку в связи с наступлением соответствующего социального риска.

Структура данного комплексного института состоит из простых, регулятивных, предметных институтов, нормы которых регулируют соответствующий вид отношений, обусловленный конкретным видом пособия. Это институты пособий: по безработице; по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; институт пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет (учащимся – 18 лет); пособия на детей приемной семье; пособия на погребение и др.

Наряду с таким классическим элементом национальной системы социального обеспечения как система пособий на современном этапе четко обозначилось формирование системы и иных социальных выплат населению (в виде дополнительной государственной социальной помощи, субсидий, компенсаций, материнского капитала и др.). Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению гражданам таких выплат, образуют соответствующие предметные регулятивные институты, которые обеспечивают цельное, относительно законченное регулирование указанных отношений. В то же время они обладают признаками, позволяющими отгранить их от институтов, регулирующих отношения по поводу предоставления различного вида пособий. Такие признаки связаны, прежде всего, с общим целевым назначением всех иных дополнительных социальных выплат, которое может быть определено как предупреждение обнищания населения. Достижение указанной цели гарантируется государством: 1) предоставлением гражданам в соответствии с Конституцией РФ (ст.39) в дополнение к «классическим» видам социального обеспечения иных социальных выплат; 2) принятием на себя юридического обязательства по финансированию расходов на такие выплаты за счет средств бюджета страны; 3) дополнительные социальные выплаты предоставляются каждому как члену общества, без какой либо связи с его трудовой деятельностью; 4) законодательно закрепляется конкретная цель каждой из указанных выплат.

С учетом сказанного, есть все основания «собрать» названные выше предметные регулятивные институты в новый комплексный институт в структуре Особенной части отрасли – «иные дополнительные социальные выплаты населению».

Следующий институт Особенной части – институт обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержание которого составляют правовые нормы, устанавливающие круг лиц, подлежащих данному виду обеспечения, виды обеспечения, размер страховых выплат, а также права и обязанности субъектов страхования. Данный институт является простым, предметным и регулятивным, обеспечивающим цельное и относительно законченное регулирование общественных отношений.

Структурным элементом Особенной части является и комплексный институтмедицинской помощи и лечения. Комплексный характер данного института обусловлен тем, что в его содержание включаются нормы, регулирующие отношения не только по предоставлению гражданам отдельных видов медицинской помощи (первичной, неотложной, скорой, специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, и другие), но и нормы, регулирующие отношения в связи с предоставлением санаторно-курортного лечения и бесплатной (либо со скидкой) лекарственной помощи. В структуре этого института сформировались соответствующие простые регулятивные институты, нормы которых гарантируют реализацию в многообразных видовых общественных отношениях конституционного права граждан на охрану здоровья.

Достаточно сложным комплексным институтом Особенной части считаетсяинститут социального обслуживания.В его структуру входят взаимосвязанные группы норм, регулирующие отношения по предоставлению различных видов социального обеспечения в неденежной форме. В составе указанного комплексного института сформировались предметные, регулятивные институты, нормы которых регулируют отдельные виды отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на конкретный вид социального обслуживания: стационарное обслуживание; полустационарное обслуживание; социальная помощь на дому; социальная и консультативная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей. Каждый из перечисленных простых институтов имеет свою структуру, в которой выделяются группы норм, устанавливающие: круг субъектов; объем предоставляемого «натурального» обеспечения по каждому из видов социального обслуживания; условия предоставления обеспечения (бесплатно, с частичной оплатой).

В структуру Особенной части отрасли права социального обеспечения кроме институтов, регулирующих сложный комплекс материальных общественных отношений, традиционно включаются специализированные институты, правовые нормы которых регулируют процедурно-процессуальныеотношения: по поводу установления юридических фактов, реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, разрешения жалоб и споров. Процедурные отношения обеспечивают функционирование материальных социально-обеспечительных отношений. Например, установление группы инвалидности (факт постоянной нетрудоспособности) является одним из юридических фактов, влияющих на возникновение многих материальных отношений (по поводу пенсии по инвалидности, предоставления лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения, стационарного социального обслуживания и др.).

В связи с обращением гражданина в компетентный орган по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения между ним и указанным органом возникает процедурное отношение, регулируемое нормами соответствующего института.

Процедурно — процессуальные отношения возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением гражданина с жалобой или спором на действия соответствующего органа (должностного лица). Спецификой этих отношений является то, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами гражданского процессуального и административного права.

В Конституции РФ (ст. 46) закреплено положение о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В связи с этим существенно сократилось количество обращений граждан с жалобами на действия соответствующего органа (должностного лица) в вышестоящий орган, а в актах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, появились нормы, закрепляющие право гражданина в случае спора по вопросам, возникающим из социально-обеспечительных правоотношений, обращаться непосредственно в суд. Анализ норм по защите нарушенных прав показывает, что в настоящее время нет объективных предпосылок для формирования особого единого способа защиты социально-обеспечительных прав, отличного от того, который установлен Конституцией РФ. Однако в научных целях все правовые способы защиты, используемые гражданами при реализации права на социальное обеспечение, необходимо рассматривать не в системе отрасли, а в рамках системы науки и учебной дисциплины права социального обеспечения 1 .

Вопросы структурирования системы отрасли постоянно являются предметом научных дискуссий, поскольку законодателем, как уже говорилось, так и не решена проблема кодификации данной отрасли 2 . Например, продолжает оставаться дискуссионной проблема отсутствия в системе права социального обеспечения института ответственности субъектов социально-обеспечительных отношений. Принятие кодифицированного акта позволило бы решить не только данную проблему, но и легально закрепить структуры Общей и Особенной частей отрасли.

От системы отрасли следует отличать систему социально-обеспечительного законодательства. Система права, являясь правовой категорией, служит для выражения подразделений, связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей и системы в целом, являясь системой содержания права. Система законодательства, также являясь правовой категорией, представляет собой совокупность нормативных правовых актов – (форм) источников права и служит внешней формой выражения права. Для системы законодательства характерна своя собственная структура, элементами которой являются: нормативный акт (минимальный компонент), институты законодательства (в том числе комплексные), подотрасли и отрасли законодательства (в том числе и комплексные), отраслевые и комплексные нормативные массивы.

Социально – обеспечительное законодательство – это не просто совокупность нормативных правовых актов, а их дифференцированная система, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов. Субординация всех структурных элементов, входящих в систему законодательства, проявляется, в иерархическом (вертикальном) расположении нормативных актов, тогда как скоординированность наиболее очевидна при рассмотрении элементов законодательства через призму его отраслевой (горизонтальной) структуры.

В настоящее время российское социально-обеспечительное законодательство представляет собой иерархическую (вертикальную) систему, состоящую из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Отраслевая (горизонтальная) плоскость социально-обеспечительного законодательства является наиболее близкой к структуре отрасли права социального обеспечения, поскольку общеизвестно, что соотношение системы права и системы законодательства проявляется как соотношение содержания и формы. Системообразующим фактором структурирования социально-обеспечительного законодательства при рассмотрении его в этой плоскости являются предмет правового регулирования и сфера публичных интересов государства в обеспечении материальными благами нуждающихся граждан.

К сожалению, как уже говорилось, отсутствие кодифицированного нормативного правового акта не позволяет говорить о существовании общей части в структуре системы социально‑обеспечительного законодательства. Тем не менее, определенные предпосылки для ее формирования все же имеются. Так, федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» 1 отчетливо показывает, что федеральное социально-обеспечительное законодательство должно развиваться в рамках двух самостоятельных систем: социально — страхового и государственного социального обеспечения. В связи с этим перед законодателем будет стоять задача не столько по дальнейшему расширению массива различных нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов) в сфере социального обеспечения, сколько по пересмотру уже принятых актов в целях подготовки законодательства к его кодификации.

Структура социально-обеспечительного законодательства формируется по предметному признаку, то есть основанием для объединения нормативных предписаний в соответствующую группу является определенный вид социально-обеспечительных отношений (например, пенсионное законодательство, законодательство о социальном обслуживании и др.) или вид отношений, производных от социально-обеспечительных.

В отличие от особенной части отрасли, в структуре особенной части социально-обеспечительного законодательства нет таких обособленных групп нормативных актов, которые регулировали бы трудовой стаж, установление юридических фактов.

Предмет метод система права социального обеспечения

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Смотрите еще:

  • Принципы земельное право рк Принципы земельное право рк С учетом факта отсутствия легального определения ЗП представляется необходимым рассмотреть правовую txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, […]
  • Что регулирует административные правонарушения Что регулирует административные правонарушения С момента регистрации брака у обоих молодоженов появляются определенные права и обязанности по отнош txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Виды средств доказывания свидетельские показания Виды средств доказывания свидетельские показания Оценка доказательствДля того, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии или отсутствии искомых фак txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче […]
  • Лица участвующие деле гражданский процесс Лица участвующие деле гражданский процесс Субъектами гражданских процессуальных правоотношенийявляются физические и юридические лица, на txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче […]
  • Адвокат климов аа Барнаул II. Желтые Страницы: Адреса и Телефоны - Архангельск, Украина, Шри-Ланка, Волгоград, Иркутск, Кемерово, Марий Эл, Орск, Стерлитамак. I III, IV, V. Здравствуйте! Предлагаем вам приобрести онлайн за биткойны и скачать с онлайн-облачного хранилища базы данных в текстовом […]
  • Задать вопрос для сайта php Задать вопрос для сайта php PHP - это язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных. На данный момент один из самых популярных языков в мировой веб-индустрии. Как использовать PHP? Вы можете писать скрипты на PHP, […]
  • Договор авторского заказа на создание интернет сайта Договор на создание сайта Как составить договор на создание сайта Пример и комментарии Пример составления Договора на создание сайта в Магазине готовых решений. 1. Термины и определения 1.1. Сайт — это информационная система, состоящая из совокупности графических и […]
  • Delphi написать справку Delphi написать справку Справочная система (далее в тексте также - "справка") - важная составная часть любой более-менее сложной (и даже простой) программы. Существуют разные форматы справочных систем. Справка в формате WinHelp - о ней в статье и пойдет речь, […]