Правовые задачи с ответами конституционное право

Вопросы на гос. экзамен по ТГП (с ответами)

Вопросы для подготовки к ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ по ТПГ 2011-2012 уч.год

Предмет и методы теории права и государства.

Предмет Теории государства и права — это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.

Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.

Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.

Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).

Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.

Статистический: оперирование количественными величинами.

Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Этапы происхождение права. Основные теории происхождения права.

Теории происхождения права

Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше. Фома Аквинский

Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Гуго Гроций

Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Л.И. Петражицкий, Г. Тард

Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Ф. К. Савиньи, Густав Гуго

Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые. Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг

Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества. К. Маркс и Ф. Энгельс.

Примирительная теория права

Социальная роль права. Понятие и признаки права.

Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а также выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность права проявляется в том, что:

— право, как незаменимое средство государственного управления, упорядочивает существующие общественные отношения;

— выражая общую волю участников общественных отношений, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений;

— право является универсальным и оптимальным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей;

— право противостоит произволу, несвободе, бесконтрольности отдельных индивидов и групп;

— право выражает идеи справедливости;

— право выступает мощным фактором развития общества;

— в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфликты в международных и национальных отношениях и др.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти.

ИСХОДИТ ОТ ГОСУДАРСТВА

ВЫРАЖАЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВОЛЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, СТОЯЩИХ У ВЛАСТИ

ЯВЛЯЕТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИМЕЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Функции и принципы права: понятие, виды.

Основные направления воздействия права на общественные отношения.

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

равенства всех перед законом (равноправия)

взаимной ответственности личности и государства

ответственности при наличии вины

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.

Объективное и субъективное право. Частное и публичное право.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Объективное право – это законодательство данного периода в данной стране + это правовые обычаи и другие формальные источники права. Объективность этого права состоит в том, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида.

Право в субъективном смысле – это возможность субъектов вести себя известным образом в рамках правовых установлений. Субъективное право определяется как мера возможного поведения субъекта, определяемая нормой объективного права. Субъективное право – это конкретные возможности, права, притязания субъекта, которые возникают на основаниях и в пределах законодательства, то есть в пределах объективного права. Субъективным это право называется потому, что оно связано с конкретным субъектом, оно принадлежит конкретному субъекту и зависит от воли и сознания этого субъекта.

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Понятие и виды социальных норм. Отличие права от других видов социальных регуляторов.

Социальные нормы — правила поведения людей в обществе

НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

НОРМЫ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ И РИТУАЛОВ

Основные взгляды на содержание сущности права.

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Формационный и цивилизационный подходы к выделению исторических типов права и государства.

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Г. Еллинек разделял:

Основные виды правовых систем. Понятие правовой семьи.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

романо-германская правовая семья,

англосаксонская правовая семья,

религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

социалистическая правовая семья,

некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Норма права: понятие, признаки, структура.

Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.

Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта.

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Критерии классификации норм права. Основные виды норм права.

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные — содержат определения юридических понятий;

декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.

коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Система права: понятие, основные черты, структура.

Система права — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой — их специализацию.

Правовые задачи с ответами конституционное право

Тема 1. Конституционное право — ведущая отрасль права Республики Беларусь

Как известно, в каждой стране складывается своя система источников права. Источники конституционного права имеют свои особенности.
1. В чем специфика источников конституционного права? Назовите источники конституционного права в Республике Беларусь.
2. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права.
3. Дайте определение конституционного принципа.
Конституционный Суд в своем Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2002 году указал ряд общеправовых принципов, которые должны учитывать в своей деятельности правотворческие и правоприменительные органы. Укажите их.
4. Термин «законодательство» обычно используется либо для обозначения всей совокупности законов, либо для всего массива нормативных правовых актов, либо для законодательных актов. Как определен этот термин в законодательстве Республики Беларусь? Есть ли его отличие от термина «законодательные акты»?
5. Определите (разграничьте) термины «нормативные правовые акты», «ненормативные правовые акты», «технические нормативные правовые акты».
6. Конституционное право содержит много правил общего характера, принципов, деклараций. В силу своего общего характера какое влияние оказывают данные нормы-принципы, нормы-декларации на правоотношения?

Тема 2. Понятие и сущность конституционно-правовых отношений
В научной литературе конституционно-правовые отношения определяют по-разному, например, конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей; конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами и др.
1. Укажите наиболее точное, на Ваш взгляд, определение понятия конституционно-правовых отношений.
2. Каковы особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений?
3. Часть первая ст.1 Конституции гласит: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство». а) К какому виду относятся конституционно-правовые отношения, опосредуемые данной нормой? б) Каков характер данной нормы? в) Определите содержание данных конституционно-правовых отношений. г) Приведите примеры аналогичных по характеру норм Конституции.
4. Статья 12 Конституции гласит: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность». а) Определите характер данной нормы, б) субъектов правоотношения, в) объект правоотношения, г) его содержание.
5. Статья 21 Конституции гласит: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
а) Является ли указанная статья (какая-либо часть этой статьи) нормой-принципом? Обоснуйте. б) Выделите субъектов правоотношения, опосредуемых данной нормой.
6. Статья 11 Конституции гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Определите а) характер данной нормы, б) субъектов правоотношения, в) объект правоотношения, г) содержание правоотношения, опосредуемое указанной нормой.

Тема 3. Конституционно-правовая ответственность

В литературе высказываются различные точки зрения о конституционной ответственности. Одни авторы рассматривают ее как позитивную (особое правовое состояние, связанное с участием субъекта в публично-правовых отношениях, ответственность без вины), другие включают сюда и негативную ответственность (неблагоприятные последствия за правонарушение). Определите характер ответственности нижеуказанных субъектов в следующих случаях:
1) гражданину И. Иванову за предоставление не соответствующих действительности биографических сведений отказано в регистрации его кандидатом в депутаты;
2) депутат местного Совета депутатов отозван избирателями за совершение действий, дискредитирующих депутата;
3) Президент принял решение об освобождении от должности члена Правительства;
4) Конституционный Суд признал нормативный правовой акт неконституционным;
5) Палата представителей отказала в доверии Правительству;
6) Президент принял решение о роспуске Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда.

Тема 4. Понятие и сущность Конституции

1. Существует точка зрения, что конституция любого государства — инструмент и результат политики. а) Согласны ли Вы с данным тезисом? б) Является ли Конституция политическим документом? Обоснуйте ответ. в) Как отражались в белорусской Конституции этапы конституционного развития Республики Беларусь?
2. Взгляды ученых на содержание Конституции различны:
а) Конституция — важнейший документ государства и общества, отражающий реальные достижения, подводящий итог определенного исторического пути;
б) Конституция — документ, содержащий прежде всего ориентиры развития, цели, ценности, идеалы общества и государства, его устремления, стратегические задачи. Какой точки зрения Вы придерживаетесь? Обоснуйте ответ.
3. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции. а) Обоснуйте значение для правовой системы непосредственного действия Конституции. б) Какие Вы знаете способы реализации Конституции? г) Может ли судья общего суда при вынесении решения сослаться на статью Конституции? Обоснуйте ответ.
4. Гражданин К. призывного возраста мотивировал отказ от службы в армии религиозными мотивами. В соответствии со статьей 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от очередного призыва на военную службу. Гражданин К. доказывал, что часть вторая ст.57 Конституции предоставляет ему право на замену воинской службы альтернативной, и он готов проходить альтернативную службу. Однако в законодательстве, в том числе и в Законе \»О всеобщей воинской обязанности и военной службе\», механизм замены воинской службы альтернативной отсутствует.
Какое решение должен вынести суд? Обоснуйте ответ.
5. Одним из юридических свойств Конституции является стабильность. а) Какова роль данного свойства? б) Возможно ли изменение Конституции Республики Беларусь? Дайте развернутый ответ.
6. Парламент принимает закон, который толкует статью Конституции. Палата представителей принимает его большинством голосов. а) Опишите дальнейший алгоритм принятия проекта закона о толковании. б) Какова форма акта толкования Парламентом Конституции?

Тема 5. Конституционное развитие в Республике Беларусь

1. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
2. Определите понятие государственного суверенитета. Какие события предшествовали принятию Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь? Каково значение Декларации в конституционном развитии нашего государства?
3. Известны следующие формы правления государства: парламентские республики, президентские и смешанные. Почему, на Ваш взгляд, в Республике Беларусь, как и в большинстве постсоветских республик, возобладала концепция президентской республики с сильной верховной властью? Какой форме правления Вы отдаете предпочтение и почему?

Тема 6. Понятие и характерные черты основ конституционного строя

1. а) Проведите разграничение понятий «общественный строй», «государственный строй», «конституционный строй». б) Какой термин и почему употреблен в тексте белорусской конституции? Укажите соответствующие статьи Конституции.
2. Определите по форме правления а) БССР до 1990 г., б) Республику Беларусь в период с 1990 г. по июль 1994 г., в) с 1994 г. по 1996 г., г) с 1996 г. по настоящее время. Каковы основные признаки президентской республики?
3. а) Разграничьте по основным признакам президентскую и парламентскую республики. б) Какую форму правления Вы считаете наиболее оптимальной для общества? Почему?
4. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь? Дайте развернутый ответ.
5. а) Что означает принцип верховенства права? б) Как он соотносится с принципом законности? в) Почему, на Ваш взгляд, в Конституции провозглашен не принцип законности, а принцип верховенства права?
6. Исходя из статьи 8 и 116 Конституции, в случае коллизии норм международного права и национального законодательства, какая норма будет иметь высшую юридическую силу?

Тема 7. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Как известно, суверенитет — верховенство и независимость власти.
1. Определите понятия «государственный суверенитет», «национальный суверенитет», «народный суверенитет». О каком суверенитете идет речь в Конституции?
2. Каковы признаки суверенитета? В каких статьях Конституции провозглашается суверенитет нашего государства?
3. Каким образом были утверждены сегодняшние государственные символы? Каково значение государственных символов в укреплении суверенитета государства?
4. По какому критерию государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные? К какому виду принадлежит Беларусь и почему?
5. Является Беларусь централизованным или децентрализованным государством? Почему? Укажите соответствующие статьи Конституции.
6. Возможно ли в православной церкви на территории республики вывесить герб и флаг Республики Беларусь?
7. Иногда предлагается, чтобы Республика Беларусь вошла в состав какой-либо федерации (конфедерации). Может ли вопрос вхождения в федерацию (конфедерацию) выноситься на республиканский референдум?

Тема 8. Формы политической власти

1. В демократическом смысле «народ» — это социальная общность людей, граждан государства, проявляющих гражданскую активность. В политологической литературе существует точка зрения, что принцип непосредственного осуществления власти народом — юридическая фикция, реально же государственную власть осуществляет политическая элита, периодически сменяемая. Прокомментируйте данный тезис, основываясь на статьях Конституции.
2. а) Дайте определение демократии. б) Перечислите основные элементы данной системы. Укажите соответствующие статьи Конституции. в) Какой признак, на Ваш взгляд, является главным, чтобы охарактеризовать государство как демократическое?
3. Что означает в теории демократии термин «большинство»? Как соотносится согласно демократическому подходу «большинство» общества и «меньшинство»? Укажите соответствующие статьи Конституции.
4. Граждане выступили с инициативой о проведении местного референдума об освобождении от должности заместителя председателя исполнительного комитета в N-ском районе. Ими образована инициативная группа из 35 человек, постоянно проживающих на территории района. В регистрации инициативной группы отказано. Предложите возможные причины для отказа.
5. Гражданин И. Иванов решил создать собственную партию. Какое свое конституционное право тем самым реализует И. Иванов? Опишите алгоритм его последующих действий по законодательству. Какие существуют ограничения при создании и деятельности партий?
6. Какая система — одно- или многопартийная является, на Ваш взгляд, оптимальной для общества?
7. В чем основное отличие а) партий, б) религиозных организаций и в) профессиональных союзов от других общественных объединений по законодательству Республики Беларусь? Какие конституционные права (приведите конкретные статьи Конституции) реализуют граждане, вступая а) в партию, б) в религиозную организацию, в) в профессиональный союз?
8. Укажите основные признаки молодежного общественного объединения.
9. Может ли гражданин состоять в нескольких партиях, например, партии зеленых и коммунистической партии? Приведите соответствующие положения законодательства.
10. Чем отличается отсрочка от отказа при регистрации политической партии? Приведите соответствующие положения законодательства.

Тема 9. Конституционное закрепление экономической и социальной системы общества

1. В литературе существует точка зрения, что конструкция народовластия (принадлежность всей полноты власти народу), когда политически оформленная воля части общества выдается за «всеобщую» народную волю, несовместима в теорией ограничения публичной власти правами человека, которая по сути представляет собой правовую защиту индивида от воли большинства. Прокомментируйте данную точку зрения, исходя из положений Конституции Республики Беларусь.
2. Традиционно в сфере экономических отношений в качестве основы предлагается частная собственность (другой вид собственности) или труд. Каково в этом отношении базисное положение Конституции? Проиллюстрируйте ответ на примерах статей.
3. Как известно, либеральную концепцию «государства-ночного сторожа» сменила концепция «государства благоденствия», целью которой являлось создание достойных условий человеческого существования. Современная наука пересматривает концепцию «государства благоденствия» как излишне иждивенческую, с заменой ее на work-fare state (англ.) — «государство, благоприятствующее труду», «государство поддержки труда». Новый подход состоит в том, что государство по-прежнему регулирует экономическую деятельность общества, проводит активную социальную политику, но данное вмешательство не должно нарушать естественного развития общества, его саморегулирование, обеспечивая лишь основные нужды человека. а) Как данная концепция, на Ваш взгляд, соотносится с концепцией социального государства? б) Должны ли быть пределы государственной заботы о человеке? в) Определены ли эти пределы в Конституции?
4. а) Дайте краткое определение термина «социальное государство». б) Какая кроется проблема в высоком уровне социальной защиты граждан в современных европейских государствах? Как государства решают данную проблему?
5. а) Какие виды государств выделяют в мире в зависимости от их отношения к церкви? б) К каким из этих видов Вы относите Республику Беларусь? Укажите соответствующие статьи Конституции?
6. При каких условиях гражданин может распространять религиозную литературу в публичных местах?
7. а) Кто может быть членом общественного объединения? б) Может ли иностранный гражданин участвовать в деятельности общественного объединения?
8. Если международным договором установлены иные правила, чем Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», какой нормой будут руководствоваться белорусские суды?
9. Возможно ли в школе после уроков преподавание Закона Божьего (православие)? Обоснуйте ответ конституционными нормами.
10. Как создать воскресную религиозную школу? Опишите алгоритм действий.

Тема 10. Конституционные основы правового положения человека и гражданина

1. Разграничьте понятия «права человека» и «права гражданина». Приведите примеры из Конституции соответствующих прав.
2. Согласно конституционно-правовому учению о свободе все люди свободны от рождения, никто не вправе ограничивать свободу. Однако существует конституционно-правовой, философский, гуманистический принцип пределов данной «абсолютной» свободы. Как формулируют этот принцип?
3. Известны две максимы в законодательном оформлении прав и свобод: все, что не запрещено, разрешено; все, что не разрешено, запрещено. Какая максима закреплена в Конституции? Укажите соответствующие статьи.
4. Гражданка Республики Беларусь И. Иванова после многолетнего проживания за границей родила ребенка. Отцом ребенка является иностранный гражданин. Может ли в данном случае ребенок приобрести гражданство Республики Беларусь?
5. Родители И. Иванова, граждане Республики Беларусь, уезжают на постоянное место жительства за рубеж и изменяют гражданство. Как изменяется гражданство их сына, если ему а) 10 лет, б) 14 лет?
6. Документ, удостоверяющий личность А. Петрова — паспорт бывшего СССР. А. Петров является сыном И. и С. Петровых, 1922 и 1927 г.р., постоянно проживавших на территории Казахстана, состоявших в гражданстве бывшего СССР. Может ли А. Петров приобрести гражданство Республики Беларусь? Дайте развернутый ответ.

Тема 11. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

1. Второй раздел Конституции содержит большой перечень прав и свобод человека и гражданина. а) На Ваш взгляд, есть ли в нем пробелы? б) Какие основополагающие международные документы по правам человека Вы знаете? Кратко сравните их с Конституцией.
2. Во II разделе Конституции перечислены личные, социально-экономические и политические права. а) Какая, на Ваш взгляд, статья является наиболее важной? б) Какие конституционные обязанности предусмотрены в данном разделе?
3. В период чрезвычайных мер, согласно Конституции, не могут быть ограничены определенные права граждан. а) Какие это права? б) Почему эти права, на Ваш взгляд, не могут быть ограничены?
4. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита своих прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Как Вы думаете, почему, несмотря на данную общую норму, в Конституции в качестве отдельных статей выделены положения статей 26 (презумпция невиновности) и 27 (отказ от самообвинения)?
5. Свобода слова и независимость средств массовой информации — одно из основных условий и признаков демократии. В каких статьях Конституции закреплено вышеуказанное положение?
6. Конституционное закрепление прав и свобод должно сопровождаться механизмом их реального обеспечения и защиты. Каков, на Ваш взгляд, наиболее действенный механизм защиты конституционных прав? Дайте развернутый ответ.
7. Статья 47 Конституция предусматривает, что «государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов». Не противоречит ли это положение статье 22 Конституции? Обоснуйте ответ.
8. а) Что важнее, на Ваш взгляд, национальность человека или его гражданство? б) Как решается эта проблема в конституционном праве?

Тема 12. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

1. Республика Беларусь согласно статье 1 Конституции является унитарным государством. В чем отличие унитарного государства от федеративного, если и в том, и в другом случае территория государства делится на части и существует верховная власть?
2. Какова основная цель деления государства на определенные части? Не является ли деление территория государства на административно-территориальные единицы нарушением территориальной целостности государства, которая провозглашена в статьях 1 и 9 Конституции?
3. Разграничьте термины «территориальная единица» и «административно-территориальная единица».
4. Назовите наименьшую административно-территориальную единицу в Беларуси. Укажите соответствующие положения законодательства.

Тема 13. Избирательная система. Избирательное право

1. На выборы депутатов в Палату представителей пришло более 50 % избирателей, включенных в списки для голосования. Однако выборы были признаны недействительными. При каких нарушениях в ходе выборов это возможно?
2. И. Иванов в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей набрал 50 % + 1 голос избирателей от списочного состава для голосования. Однако выборы были признаны несостоявшимися. При невыполнении какого условия это возможно?
3. И. Иванов в качестве кандидата в депутаты во II туре голосования набрал 30 % голосов, а его единственный соперник П. Петров — 25 % голосов. Будут ли проводиться повторные выборы? Чем отличается проведение повторных выборов от II тура голосования?
4. И. Иванов пришел голосовать в день выборов на избирательный участок по месту своего проживания. В списке, вывешенном в помещении участковой комиссии, не содержится его фамилии. Какие возможны действия И. Иванова в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь? Какие его конституционные права нарушены?
5. П. Петров проживает на территории одного районного Совета депутатов и является учредителем предприятия на территории другого районного Совета депутатов. П. Петров хотел бы голосовать за депутатов местных Советов на двух участках, мотивируя тем, что ему небезразлично будущее двух районов, в первом из которых он хочет голосовать за депутата, который бы отстаивал его интересы как местного жителя, во втором — как предпринимателя (плюральный вотум). Возможно ли это? Обоснуйте ответ и выскажите собственную точку зрения.
6. И. Иванов, П. Петров и С. Сидоров проживают на территории одного и того же округа. Они инициировали выдвижение И. Иванова в депутаты Палаты представителей. И. Иванов составил список членов своей инициативной группы, указал себя как руководителя и направил в избирательную комиссию за три месяца до выборов. В регистрации инициативной группы было отказано. Укажите возможные причины отказа. Обязательно ли проживание членов инициативной группы в одном округе?
7. Проголосовав за кандидата в депутаты на своем избирательном участке, избиратель С. Сидоров и его немецкий партнер по предпринимательской деятельности Х. Штимм стали агитировать за кандидата в депутаты И. Иванова, мотивировав, что сам кандидат И. Иванов попросил их об этом. Могут ли С. Сидоров и Х. Штимм вести предвыборную агитацию? Обоснуйте ответ. Что означает термин «доверенное лицо кандидата в депутаты»? Являются ли С. Сидоров и Х. Штимм доверенными лицами И. Иванова? Могут ли доверенные лица депутата обсуждать его личные качества?
8. На квартиру к гражданке А. Петровой пришли неизвестные ей лица и стали предлагать за определенную сумму отказаться от участия в выборах. При этом они утверждали, что ни их действия в настоящее время, ни ее действия в будущем, если она не пойдет голосовать, ненаказуемы. Так ли это? Существует ли ответственность за неучастие в выборах? Существует ли ответственность за действия неизвестных лиц?
9. Обычный избиратель И. Иванов, голосовавший на своем избирательном участке, убежден, что один из избирателей, отмечаясь в списке пришедших на выборы, расписался несколько раз. И. Иванов, отличаясь активной гражданской позицией, желает вскрыть имевший место, по его мнению, подлог. Какие действия может предпринять И. Иванов? Каков статус наблюдателя и его действия в случае выявления нарушений в ходе голосования?

Тема 14. Президент Республики Беларусь

1. Президент предлагает Парламенту дать согласие на назначение Иванова И.И. премьер-министром. Палата Представителей отказывает. Президент еще раз предлагает Палате представителей кандидатуру Иванова И.И. Палата представителей отказывает. а) Может ли Президент предложить ту же кандидатуру в третий раз? б) В четвертый? в) Какие еще возможны действия Президента?
2. Президент принял Указ нормативного характера 10 сентября. 15 сентября Указ включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 16 сентября Указ опубликован. Когда Указ вступил в силу?
3. Условная модель. Депутат предложил коллегам рассмотреть вопрос о выдвижении обвинения в адрес Президента и расследовании. 57 депутатов Палаты Представителей проголосовали за выдвижения обвинения и организовали из числа членов Совета Республики комиссию по расследованию обвинения. Материалы дела, представленные через один месяц комиссией, были рассмотрены в палатах Парламента. За смещение Президента проголосовало 74 депутатов Палаты представителей от собравшихся и 45 членов Совета Республики. Смещен ли Президент? (обосновать).
4. Президент подписал закон 31 декабря 2000 г.. 2 января 2001 г. закон опубликован. 3 января включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Когда закон вступил в силу?
5. Укажите основные отличительные характеристики временных и делегированных декретов Президента.
6. Согласно части третьей статьи 106 Конституции Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Аналогичное положение содержится во многих конституциях государств мира. Как Вы думаете, какой цели служит данная норма?
7. Условная модель. Известный политик, лидер партии, избран Президентом Республики Беларусь. Большинство в парламенте составляют члены данной партии. Парламент большинством голосов выступил с предложением о совмещении постов: должности Президента и одного из ее руководителей. Возможно ли это?

Тема 15. Парламент — Национальное Собрание Республики Беларусь

1. Временный декрет подписан Президентом 1 июля. Палата представителей принимает его к сведению своим постановлением от 20 июля. Совет Республики принимает декрет к сведению своим постановлением 1 августа. Когда декрет Президента вступает в силу?
2. Какие из этих форм депутатской деятельности являются обращениями, предложениями, депутатскими запросами?
а) во время приема в своем избирательном округе гражданин передает депутату ряд материалов. Депутат со своими устными предложениями по этим материалам передает их председателю исполкома для решения вопроса гражданина;
б) депутат в письменной форме обращается к Министру внутренних дел с направлением материалов, свидетельствующих о нарушении прав граждан;
в) во время сессии Палаты представителей на ее заседании депутат, выступая в отведенное для него время, ставит перед Правительством вопрос, связанный с экологической ситуацией в его округе;
г) депутат в письменной форме обращается к государственным органам со своими предложениями защиты прав граждан; его информация включена в повестку дня Палаты;
д) депутат во время дискуссии на сессии зачитал свое письменное обращение к Министру финансов по вопросу финансирования поездок депутатов в командировки;
е) по письменному обращению депутата в Министерство здравоохранения по чернобыльской проблематике, заявленному на сессии, депутатами принято решение, в котором отмечена необходимость неукоснительного соблюдения прав лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
3. Условная модель. Палата представителей принимает закон. Совет Республики его отклоняет. Палаты Парламента создают согласительную комиссию на паритетной основе. Однако согласованный текст законопроекта выработать не удается. Дальнейшие “шаги” (схематично) законодательного процесса.
4. Президент возвращает закон, принятый двумя палатами Парламента, в Палату представителей с возражениями. Варианты действий Палаты представителей.
5. За законопроект проголосовало 80 депутатов Палаты представителей и 50 членов Совета Республики от полного состава. Должен ли Президент подписывать закон?
6. Совет Республики направляет закон на подпись Президенту. Президент подписывает закон, а статью 20 предлагает исключить. Дальнейшее развитие законодательного процесса.
7. 25 июня Совет Республики направил Президенту закон на подпись. Президентом закон не подписан. Какова «судьба» закона?
8. Условная модель. Представим, что какой-либо закон, регулирующий права граждан, опубликован 10 ноября. На эту же тему принят декрет Президента (опубликован 10 ноября), указ Президента (подписан Президентом 10 ноября), принято постановление Палаты представителей ( принято 10 ноября), постановление Совета Министров (принято 10 ноября) и Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям (принят 10 ноября). Когда вступили в силу а) закон; б) декрет; в) указ; г) постановление Палаты представителей; д) постановление Совета Министров; е) приказ Министра.
9. Утверждение государственного (республиканского) бюджета во всех странах является особой процедурой, где система «сдержек и противовесов» проявляется достаточно ярко. Какие особенности разработки и принятия закона о бюджете содержат статьи Конституции? Какие существуют конституционные формы реагирования за неисполнение бюджета?

Тема 16. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь
1. а) Указано ли в законодательстве, в какие сроки Правительство представляет программу своей деятельности? б) Какому органу (должностному лицу) представляется программа? в) Каковы действия Правительства, если его программа отклонена?
2. Правительство заблаговременно внесло в Парламент проект закона о бюджете. Закон Парламентом не принят. Действия Правительства (варианты).
3. а) В каких случаях по Конституции Правительство может уйти в отставку? б) В каких случаях Правительство обязано уйти в отставку?
4. а) Какое должностное лицо (Президент или Премьер-министр) распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра? б) Какое должностное лицо (Президент или Премьер-министр) определяет правовой статус министров? Укажите соответствующие положения законодательства.
5. а) Что означает термин «вотум недоверия»? б) Кто кому его выражает? в) Опишите алгоритм действия в связи с выражением вотума недоверия. Укажите соответствующие статьи Конституции.
6. Конституция предусматривает такой механизм в системе сдержек и противовесов, как постановка вопроса о доверии. а) Кто перед кем ставит вопрос о доверии? б) Опишите алгоритм действия в связи с постановкой вопроса о доверии. Укажите соответствующие статьи Конституции.
7. Известно, что компетенция Правительства в любой стране чрезвычайно широка. Какими актами законодательства в Республике Беларусь может быть определена компетенция Совета Министров в той или иной сфере? Ответ обоснуйте положениями законодательства.
8. Укажите состав Президиума Совета Министров. Является ли этот орган постоянно действующим?

Тема 17. Судебная власть в Республике Беларусь
1. Статья 110 Конституции провозглашает независимость судей. а) Почему независимость судей выступает как один из основных признаков правового государства? б) Какие Вы знаете гарантии независимости судей?
2. а) Какие в Республике Беларусь требования к кандидату на должность судьи? Чем, на Ваш взгляд, обусловлено каждое из этих требований? Не считаете ли Вы нужным изменить какое-либо из них?
3. Конституционный Суд признал закон неконституционным. а) С какого времени закон утрачивает юридическую силу? б) Когда вступает в силу решение Конституционного Суда?
4. а) Укажите виды конституционного контроля. б) Какие из них есть в Республике Беларусь? Дайте развернутый ответ.
5. Может ли Конституционный Суд проверить решение, вынесенное областным судом Гомельской области по делу Иванова И.И.? Дайте развернутый ответ.
6. а) Охарактеризуйте отличие заключений от иных решений Конституционного Суда. б) Что представляет собой особое мнение судьи Суда? С какой целью существует институт особого мнения судьи в конституционном правосудии, в отличие от общих судов?
7. а) Какое место в системе разделения властей, на Ваш взгляд, занимает Прокуратура? б) Укажите основные задачи Прокуратуры Республики Беларусь.
8. Назовите акты прокурорского надзора. Дайте им краткую характеристику.
9. а) Укажите основные причины, на Ваш взгляд, учреждения в Республике Беларусь Комитета государственного контроля. б) Какова его основная задача?
10. а) Укажите порядок образования Комитета государственного контроля. б) Какому органу (должностному лицу) подчинен Комитет государственного контроля?

Тема 18. Местное управление и самоуправление

1. а) Укажите основные принципы местного управления и самоуправления. б) Какой из них наиболее, на Ваш взгляд, важен? Ответ обоснуйте.
2. а) Назовите исполнительные комитеты первичного уровня. б) Укажите, какому органу подчиняются исполнительные комитеты первичного уровня. Укажите соответствующие статьи законодательства.
3. а) Назовите исполнительные комитеты базового уровня. б) Укажите, какому органу подчиняются исполнительные комитеты базового уровня. Укажите соответствующие статьи законодательства.
4. а) В пределах какой административно-территориальной единицы образуются местные администрации? б) Каков их правовой статус? в) Входят ли местные администрации в систему местного управления?
5. Существуют различные точки зрения на природу органов местного самоуправления: Одни авторы полагают, что местное самоуправление является частью деятельности государства, другие — что органы местного самоуправления сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления, третьи рассматривают местное самоуправление как институт гражданского общества, характеристику уровня самоорганизации граждан. Какой точки зрения Вы придерживаетесь и почему?
6. а) Какие территориальные уровни местных Советов устанавливаются в Республике Беларусь? б) Укажите Советы по уровням.
7. а) В каких формах реализуется местное самоуправление? б) Какова организация местного самоуправления в Вашем городе (районе)?
8. а) Укажите, какому органу подотчетны Советы. б) Подчинены ли нижестоящие Советы вышестоящим? Дайте развернутый ответ.
9. Укажите основной правовой документ, на основании которого работают органы местного самоуправления. Что в нем должно быть указано?

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Апк рф ст 148 Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения (действующая редакция) 1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: 1) в производстве арбитражного суда, суда […]
  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Медицина уголовный кодекс Медицина уголовный кодекс Изменения в законе о здравоохранении РФ 2016 года были приняты Государственной Думой РФ. Накануне принятия законопроекта, в обществе разгорелась жаркая дискуссия, в основе которой были подозрения, что медицинские услуги могут стать платными. […]