Правонарушения в страховании

Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику.

Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса).

Статья 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Статья 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда.

Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.

Статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.

Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг.

Статья 15.18. Незаконные операции с эмиссионными цепными бумагами.

Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверения ценными бумагами.

Статья 15.21. Использование служебной информации на рынке ценных бумаг.

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Статья 15.23.1. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

Статья 15.24.1. Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Статья 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статья 15.28. Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества.

Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов.

Статья 15.30. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг.

Статья 15.31. Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний.

Статья 15.32. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации.

Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.

75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.

Выделяют четыре вида правонарушений в финансовой деятельности бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Точного определения валютного правонарушения нет, но проанализировав определения других правонарушений в различных отраслях права можно определить, что валютное правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие), совершенное резидентом либо нерезидентом, за которое валютным законодательством РФ предусмотрена уголовная или административная ответственность под угрозой наказания.

76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)

77.Правовое регулирование страховой деятельности

Все общественные отношения в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду возникающих между ними отношений, а также по способам их правового регулирования:

1) общественные отношения, возникающие между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями), в том числе с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

2) общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов*1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования формируется и законодательство в этой сфере, а именно:

а) государственное регулирование страховой деятельности (требования к субъектам, положения о лицензировании, формировании страховых резервов, надзор) — сформулировано в Федеральном законе «О страховании» от 27.11.92 г. N 4015-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и в ряде других источников права в области государственного регулирования страховой деятельности;

б) частно-правовое регулирование (регулирование договора страхования, отношений между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) и т.п. — сформулировано в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодекс торгового мореплавания).

В целом комплекс различных нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность, включает в себя следующие составляющие:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— подзаконные акты и ведомственные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации Федерального органа регулирования и надзора за страховой деятельностью;

— локальные акты (внутрифирменные приказы, распоряжения и т.п.), действующие в пределах деятельности конкретного страховщика.

В настоящее время законодательной основой деятельности страховых предпринимательских организаций в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ (гл. 48 «Страхование»), Закон РФ от 27.11.92 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г., 20.11.99 г., 21.03, 25.04.02 г.), Федеральный закон от 24.07.98 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями от 17.07.99 г., 02.01.2000 г., 25.10, 30.12.01 г., 11.02, 26.11.02 г.), Закон РФ от 28.06.91 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 02.04.93 г.) (с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г., 01.07.94 г., 29.05.02 г.), Федеральный закон РФ от 26.10.02 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон РФ от 23.06.99 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Налоговый кодекс РФ и ряд других.

Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является Закон РФ «О страховании», который с 01.01.98 г. действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 г. N 157-ФЗ (далее — Закон о страховании).

Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования, а также к законам, регулирующим иные отношения, но содержащие страховые нормы. Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (ст. 1 Закона).

Закон о страховании содержит основные понятия, связанные со страховой деятельностью, в том числе понятие «страхование». В законе определены также субъекты страховых отношений, т.е. кто может быть признан страховщиком и в какой организационно-правовой форме может осуществляться страховая деятельность (ст. 6).

Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона о страховании «страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации».

Из этого определения следует:

1) страховщик — это юридическое лицо. Юридическое лицо в соответствии со ст. 48 ГК РФ — это «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»;

2) целью деятельности юридического лица должна быть страховая деятельность. Учитывая условие о том, что «предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность» (п. 1. ст. 6 Закона), можно сделать вывод, что для страховщиков установлена специальная, ограниченная правоспособность (в отличие от большинства других юридических лиц, количество видов деятельности которых не ограничено).

Однако Законом установлены и некоторые изъятия из специальной правоспособности страховщиков. Так, страховая организация имеет право:

— выступать гарантом в банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ);

— выдавать ссуды страхователям по долгосрочным договорам страхования жизни (п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

— осуществлять посредническую деятельность, связанную с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации (абзац 2 п. 4 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

3) организационно-правовая форма страховщика как юридического лица в соответствии с Законом о страховании может быть любой.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ создание коммерческих страховых организаций (речь идет о предпринимательских организациях — профессиональных страховщиках) возможно в следующих формах:

— хозяйственные товарищества и общества;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Меры административной ответственности за нарушение законодательства о страховании

Ю.А. КОЛЕСНИКОВ,

кандидат юридических наук (г. Ростов-на-Дону)

Развитие страхового рынка является одним из важнейших условий становления эффективной экономики. В России после отмены монополии Росгосстраха рынок страховых услуг развивается очень активно.

Число страховых компаний, несколько сократившееся после кризиса 1998 года и законодательного увеличения минимального размера уставного капитала, составляет более 1,5 тыс. Основные объемы страховых премий приходятся на 50 крупнейших страховых компаний, доля которых на рынке превышает 60%. В основном это межрегиональные компании, имеющие множество филиалов по всей России[1].

В ходе своей деятельности страховые компании допускают многочисленные нарушения законодательства в сфере страхования, причем, по прогнозам экспертов, в ближайшее время не приходится ожидать снижения количества правонарушений. Увеличение уставного капитала до требуемого Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании» (далее — Закон о страховании) размера может привести к увеличению количества правонарушений в деятельности средних и мелких страховых компаний. Это может выразиться и в увеличении количества страховых компаний, осуществляющих деятельность без лицензий и занимающихся в сговоре с организациями и банками незаконным обналичиванием и переводом денежных средств в теневую экономику.

Государство в процессе управления страховой системой заинтересовано в точном соблюдении страхового законодательства субъектами страхового дела. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов всех участников системы страхования и самого государства необходимо постоянно осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению нарушений страхового законодательства.

Возможность исполнения всеми субъектами страхового рынка общеобязательных норм, правил, стандартов, требований, действующих в области страхового дела, может быть обеспечена только в процессе административного надзора. Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, в ходе которой используется комплекс мер административного принуждения с целью предупредить, выявить и пресечь правонарушения, восстановить установленный порядок и привлечь виновных к административной ответственности[2].

Административная ответственность представляет собой отдельный вид юридической ответственности. Она выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение[3]. Административная ответственность в сфере страхового дела заключается в применении уполномоченными государственными органами к субъектам страхового дела определенных мер административного взыскания за допущенные ими нарушения страхового законодательства.

Основные правила осуществления страховой деятельности закреплены в Законе о страховании. Государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением этих правил, является Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Она вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими или физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства[4].

По данным материалов проверок субъектов страхового дела, проведенных органами прокуратуры и страхового надзора, к числу основных видов нарушений законодательства о страховой деятельности относятся:

· установление особых условий проведения различных видов обязательного страхования на территории отдельного субъекта Федерации;

· внедрение страховыми компаниями незаконных схем страхования по добровольным видам;

· нарушение страховщиком тайны, ставшей ему известной в результате профессиональной деятельности и составляющей сведения о страховщике, страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, об имущественном положении этих лиц;

· несоблюдение формы договора страхования;

· предъявление особых условий к договорам страхования, наличие которых необходимо для получения лицензии на какой-либо вид деятельности;

· введение дополнительных по сравнению с федеральным законодательством обязательных платежей, отчисляемых страховщиками из сумм страховых платежей;

· заключение договоров страхования в кредит и использование векселя для оформления таких обязательств;

· нарушение законодательства, регламентирующего порядок образования страховой компании;

· использование правил страхования другой страховой компании, что является нарушением ст. 943 ГК РФ, согласно которой правила страхования могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком;

· нарушения, связанные с деятельностью на территории России иностранных страховых компаний, не имеющих лицензий Росстрахнадзора;

· нарушения антимонопольного законодательства.

Круг нарушений законодательства при осуществлении страховой деятельности очень широкий, причем не всегда речь идет о нарушении именно страхового законодательства. В рамках осуществления своей деятельности субъекты страхового дела, как и иные субъекты предпринимательской деятельности, допускают нарушения налогового и антимонопольного законодательства, установленного порядка ценообразования, законодательства о рекламе и др., ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.

На практике нередко страховая компания осуществляет деятельность без соответствующей лицензии. В данном случае речь идет о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ, либо уголовного преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Так, ответственность по ст. 171 УК РФ наступает за незаконное предпринимательство, в том числе за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (ч. 2), либо за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением лицензией (ч. 3). Общие нормы ст. 14.1 рассчитаны на применение к широкому кругу правонарушений с разными составами2. Они могут применяться при осуществлении страховой деятельности без лицензии Росстрахнадзора, а также с нарушением лицензионных условий.

Состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.1 КоАП РФ, формальный, следовательно, наличие или отсутствие последствий совершенного правонарушения не имеет правового значения для наступления ответственности. Объект правонарушения — установленный порядок осуществления лицензирования, и нарушение этого порядка независимо от последствий образует объективную сторону состава правонарушения[6].

Росстрахнадзор не вправе рассматривать дела об этих правонарушениях, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 Кодекса, юридическим лицом дело о его совершении подлежит рассмотрению судьей арбитражного суда.

Предусмотрена также административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае нарушения страхового законодательства складывается двойственная ситуация. С одной стороны, Росстрахнадзор при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписания об устранении нарушений страхового законодательства вправе приостановить или ограничить действие лицензии на страховую деятельность. С другой — невыполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, может повлечь за собой привлечение виновного лица в судебном порядке к административной ответственности, причем наказание за это правонарушение предусмотрено в виде штрафа.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Вопрос о выборе нормы законодательства, подлежащей применению, судебная практика решает в пользу норм Кодекса, поскольку они имеют большую юридическую силу по сравнению с нормами Закона о страховании.

Таким образом, если страховая компания в судебном порядке будет обжаловать решение Росстрахнадзора о приостановлении действия лицензии за невыполнение предписания об устранении нарушений страхового законодательства, суды идут по пути применения норм об административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 КоАП РФ.

За нарушение страхового законодательства предусмотрена следующая ответственность:

· ограничение действия лицензии на страховую деятельность;

· приостановление действия лицензии;

Ответственность за нарушение страхового законодательства не должна ограничиваться нормами, предусмотренными Законом о страховании и отдельными статьями КоАП РФ. Перечень нарушений страхового законодательства, допускаемых субъектами страхового дела, достаточно широкий. Все нарушения в сфере страхового дела наносят ущерб интересам как государства, так и других субъектов страхового рынка.

Несмотря на то что действия, нарушающие нормы страхового законодательства и влекущие за собой возникновение ущерба для отдельных страхователей, могут быть основанием для применения норм гражданско-правовой ответственности, возможности защиты прав участников страхового рынка должны быть шире тех, которые предусмотрены главой 48 ГК РФ и главой 4 Закона о страховании.

Нарушения страхового законодательства являются общественно опасными, вредными для общества и государства. Нарушение одной или несколькими страховыми компаниями требований к финансовой устойчивости может повлиять на устойчивость всей страховой системы в России. Нарушения, допущенные страховой компанией при разработке и утверждении стандартных правил страхования, также повлекут за собой причинение вреда интересам всех клиентов страховщика. В этом случае под удар попадают не только частные интересы отдельных лиц, но в большей степени публичные интересы государства, которое нуждается в стабильном функционировании страховой системы, обеспечивающей защиту прав и интересов юридических и физических лиц и создающей основу для привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны.

Учитывая общественную опасность нарушений в сфере страховой деятельности, необходимо расширить границы административной ответственности за нарушение страхового законодательства путем внесения изменений в главу 15 КоАП РФ, дополнив ее статьей, предусматривающей ответственность:

· страховой компании — за нарушение требований, предъявляемых к обеспечению финансовой устойчивости страховщика;

· субъекта страхового дела — за нарушение требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности, в том числе за представление неполной или недостоверной отчетности;

· за нарушение установленного порядка осуществления страховой деятельности, создающее реальную угрозу интересам страхователей.

1 См.: Викторов И., Ашиткова Т. Надзор за исполнением страхового законодательства // Законность. 2001. № 2.

2 См.: Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2005. С. 149.

3 См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право России. Ч. 2: Административно-правовая организация управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами: Учеб. — М., 1995. С. 222.

4 См.: Сокол П.В. Новое в законодательстве о страховании // Право и экономика. 2005. № 9.

5 См.: Мельничук Г.В. Административная ответственность за нарушение условий лицензирования // Право и экономика. 2003. № 3.

6 См.: Бельцов А. Административная ответственность за деятельность без лицензии // Законность. 2005. № 10.

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

По вопросу, касающемуся применения судами части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, см. Обзорзаконодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года.

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификациюна срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального законаот 23.07.2010 N 171-ФЗ)

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального законаот 23.07.2010 N 171-ФЗ)

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 в ред. Федерального законаот 23.07.2010 N 171-ФЗ)

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительныеилиадминистративно-хозяйственныефункции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечания в ред. Федерального законаот 23.07.2010 N 171-ФЗ)

Статья 9.2. Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений

Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007N 116-ФЗ)

Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования

Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, —

(в ред. Федерального законаот 30.12.2008 N 309-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010N 239-ФЗ)

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

(в ред. Федерального законаот 18.07.2011 N 237-ФЗ)

1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

3. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

(в ред. Федерального законаот 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

(в ред. Федерального законаот 18.07.2011 N 243-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный органисполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерацииизвещенияо начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

(в ред. Федерального законаот 18.07.2011 N 243-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органомисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органаисполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

(в ред. Федерального законаот 18.07.2011 N 243-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ

(введена Федеральным закономот 22.07.2008 N 148-ФЗ)

1. Выполнение работпо инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье — работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ

1. Нарушение норм и правилв области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификациюна срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 30.11.2011 N 347-ФЗ)

2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 30.11.2011 N 347-ФЗ)

3. Грубое нарушение норм и правилв области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 3 введена Федеральным закономот 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Примечание. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

(примечание введено Федеральным закономот 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Статья 9.7. Повреждение электрических сетей

1. Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт

Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов

Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007N 116-ФЗ)

Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности

Повреждение тепловых сетей, топливопроводов (пневмопроводов, кислородопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов) либо их оборудования, совершенное по неосторожности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правилустройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007N 116-ФЗ)

Статья 9.12. Утратила силу. — Федеральный законот 23.11.2009 N 261-ФЗ.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами

Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального законаот 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии

(введена Федеральным закономот 17.07.2009 N 160-ФЗ)

Нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 9.16. Нарушение законодательстваоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

(введена Федеральным закономот 23.11.2009 N 261-ФЗ)

1. Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискациейтоваров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требованийих оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам,требованийих оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требованийо разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

8. Несоблюдение сроковпроведения обязательного энергетического обследования —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

11. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива

(введена Федеральным закономот 26.07.2010 N 189-ФЗ)

Нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядкасоздания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификациюна срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц — в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Примечание. Под стоимостью предмета административного правонарушения для целей настоящей статьи понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива на тепловой электростанции. При этом указанная стоимость топлива определяется исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию.

В случае, если указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию, цена топлива устанавливается исходя из рыночной цены данного вида топлива, определяемой в соответствии с официальными источниками информации о рыночных ценах и (или) биржевых котировках.

Статья 9.18. Нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт

(введена Федеральным закономот 26.07.2010 N 189-ФЗ)

Нарушение собственниками или иными законными владельцами объектов по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт, повлекшее полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической и (или) тепловой энергии потребителями более чем на три календарных дня, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификациюна срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц — в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Положения статьи 9.19 (в ред. Федерального законаот 27.07.2010 N 226-ФЗ) в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах применяются с 1 января 2013 года (статья 7Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ).

Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

(введена Федеральным закономот 27.07.2010 N 226-ФЗ)

Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договораобязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 9.20. Нарушение порядка использования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия

(введена Федеральным закономот 08.12.2010 N 347-ФЗ)

Использованиеобъектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в целях, не связанных с хранением и уничтожением химического оружия, утилизацией и захоронением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 9.21. Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения

(введена Федеральным закономот 06.12.2011 N 403-ФЗ)

1. Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31,14.31.1,14.32настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренныхстатьями 14.31,14.31.1,14.32настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренныхстатьями 14.31,14.31.1,14.32настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Смотрите еще:

  • Ст 152 упк рф в новой редакции Статья 151 УПК РФ. Подследственность Новая редакция Ст. 151 УПК РФ 1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. 2. Предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным […]
  • Шпионаж уголовный кодекс украины Статья 276. Шпионаж Статья 276. Шпионаж Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию […]
  • Факторы определяющие форму договора хранения Типы организации управления МКД: ТСЖ и управляющая компания (УК) — это одно и то же? Жильцам многоквартирных домов сегодня можно лично выбрать самый предпочтительный из двух способов управления хозяйством жилого фонда – ТСЖ (товарищество собственников жилья) и УК – […]
  • Закон о сми можно снимать Можно ли фотографировать и вести видеосъемку в магазине? Распространенная ситуация: один из супругов фотографирует товар в магазине, чтобы дома обсудить покупку всей семьей. Или обманутый клиент желает заснять факт мошенничества и грубого обращения продавцов торговой […]
  • Сколько раз может откладываться судебное заседание Сколько раз может откладываться судебное заседание Арбитражный процесс Информация для посетителей Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судебная практика Отслеживание почтовых извещений Органы судейского сообщества Сколько раз судья может отложить […]
  • Как писать договор купли продажи авто Как писать договор купли продажи авто Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Рукописный договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами в 2018 году - ДКП заключается в 3-х […]
  • Совмещение оплата тк рф Как рассчитывается доплата за совмещение должностей на время отпуска Отпуск положен каждому сотруднику, но предприятие во время отпусков в преобладающем большинстве случаев не останавливает свою деятельность. Отсутствие одного сотрудника не должно сказаться на работе […]
  • Пример искового заявления на алименты на ребенка Исковое заявление о взыскании алиментов на детей Для получения денег на содержание несовершеннолетних в принудительном порядке в суд подается исковое заявление о взыскании алиментов на детей. Такие дела встречаются в судах часто. И иск не трудно оформить […]