Права секретаря участковой избирательной комиссии

Оглавление:

3. Функции председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии

3.1. Председатель участковой комиссии:

  • объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, присутствующим в помещении для голосования (членам вышестоящих избирательных комиссий, работникам их аппаратов, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам), пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). В случае проведения досрочного голосования предъявляет указанным лицам опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно;
  • производит осмотр территории избирательного участка совместно с сотрудником правоохранительных органов в целях контроля за соблюдением мер безопасности, норм законодательства в части размещения агитационных материалов;
  • следит за порядком в помещении для голосования;
  • передает членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям;
  • приглашает избирателей приступить к голосованию;
  • передает соответствующую информацию в ТИК по телефону незамедлительно после открытия помещения для голосования;
  • координирует действия членов УИК с правом решающего голоса при проведении голосования, а также при подсчете голосов;
  • в течение дня голосования информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время, кроме этого, при необходимости передает другие сведения о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации;
  • после передачи в территориальную избирательную комиссию сведений об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время доводит указанные данные до сведения наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении участковой комиссии;
  • поздравляет впервые голосующих избирателей и разъясняет им порядок голосования;
  • взаимодействует с наблюдателями, представителями средств массовой информации и иными лицами, присутствующими в помещении для голосования в день голосования и при подсчете голосов избирателей;
  • периодически информирует, разъясняет и объявляет присутствующим действия участковой избирательной комиссии согласно закону, в том числе:
  • объявляет о проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования; выдает и принимает по актам избирательные бюллетени при проведении голосования вне помещения для голосования;
  • объявляет об истечении времени голосования по истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) и о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования;
  • объявляет о последовательности дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса по организации процедуры подсчета голосов избирателей;
  • при проведении региональных и (или) федеральных выборов информирует присутствующих об особенностях использования специальных знаков (марок) в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки.

3.2. Заместитель председателя участковой комиссии:

  • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции;
  • обеспечивает условия для беспрепятственной реализации инвалидами своих избирательных прав;
  • осуществляет контроль за работой технических средств подсчета голосов и установленных веб-камер;
  • в течение всего дня голосования проводит осмотр территории избирательного участка и непосредственно здания, в котором размещен избирательный участок, на наличие стрелок-указателей, вывески, на отсутствие агитационных визуальных материалов и проведения агитации;
  • периодически, в течении всего дня, проводит осмотр кабин для голосования на предмет наличия в них шариковых ручек и отсутствия посторонних предметов;
  • регистрирует поступившие в участковую избирательную комиссию жалобы, заявления граждан о нарушениях избирательных прав и иные обращения;
  • организует и проводит голосование вне помещения для голосования;
  • составляет список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей;
  • обеспечивает сохранность избирательной документации и подготовку ее к передаче в территориальную избирательную комиссию.

3.3. Секретарь участковой комиссии:

  • в отсутствие председателя, заместителя председателя участковой избирательной комиссии исполняет их полномочия;
  • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение работы участковой комиссии;
  • своевременно передает подготовленные, необходимые формы избирательных документов председателю комиссии (акты, ведомости, реестры, протоколы, списки и т.п.);
  • осуществляет работу с вкладным листом списка избирателей (голосование избирателей по открепительным удостоверениям, пропущенных в списке и т.п.);
  • осуществляет хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования;
  • оформляет принятие решения, протоколы заседаний участковой комиссии;
  • осуществляет регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования до 14 часов;
  • заносит данные в увеличенную форму протокола участковой комиссии;
  • производит заполнение первого, второго экземпляра протокола участковой комиссии;
  • готовит документы, прилагаемые к первому, второму экземпляру протоколов участковой комиссии;
  • координирует действия членов участковой комиссии по упаковке избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и т.п.;
  • совместно с председателем комиссии доставляет первый и второй экземпляр протокола комиссии с приложенными к нему документами в территориальную комиссию, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать участковой комиссии.

Права секретаря участковой избирательной комиссии

Бузин А.Ю., 2018

Эта книжка предназначена для тех, кто хочет лично проверить, честно ли проводятся российские выборы. В ней описан только один, заключительный этап выборов — голосование и подсчет голосов в участковых избирательных комиссиях, — но это именно тот этап, где честность выборов проверить наиболее просто. Хотя, конечно, качество выборов определяется не только на этом этапе.

Мы надеемся, что эта книжка поможет наблюдателям и членам участковых избирательных комиссий в нелегком деле предотвращения и фиксации нарушений в день голосования.

Мы специально сделали эту книжку очень маленькой и краткой, включив туда самые необходимые сведения, чтобы ей можно было пользоваться в экстренном порядке.

Более подробные рекомендации по общественному контролю на избирательном участке — смотрите в Интернете: www.golosinfo.org/learn

Правила проведения выборов

Выборы проводят по правилам, описанным в законах. В день голосования тексты этих законов должны находиться в помещении для голосования. Основным законом, по которому проводятся выборы, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (мы используем при цитировании этого закона аббревиатуру «ФЗГ»).

Именно в этом законе описаны правила голосования и подсчета голосов, которые едины для всех выборов на всей территории России. Однако при проведении выборов используется также и закон об этих конкретных выборах, в котором эти правила повторяются почти дословно.

Ответственность за нарушение правил выборов предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Уголовным кодексом РФ (далее — УК).

Выборы организуют избирательные комиссии. Нижним уровнем избирательных комиссий являются участковые избирательные комиссии, которые непосредственно организуют голосование и подсчет голосов, фиксируют результаты в протоколе участковой комиссии об итогах голосования и передают этот протокол на следующий уровень комиссий.

Кто такие наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса?

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, имеют право назначить в участковую избирательную комиссию наблюдателя и члена с правом совещательного голоса. Если избирательное объединение выдвинуло кандидата по одномандатному (или многомандатному) округу, то оно также может назначить наблюдателя.

Во всех сложных случаях наблюдатель и член комиссии с совещательным голосом должен обращаться в избирательный штаб кандидата или избирательного объединения, которые их направили на участок.

Хотя наблюдатель и член комиссии с правом совещательного голоса — это разные юридические статусы, их роли в день голосования схожи: они осуществляют общественный контроль за работой комиссии. В этой книжке, для краткости, мы будем называть и того и другого наблюдателем, как это обычно принято.

Для участия в наблюдении наблюдатель представляет комиссии подписанное кандидатом (в некоторых случаях — его доверенным лицом), уполномоченным лицом партии направление, а член комиссии с правом совещательного голоса — подписанное кандидатом (или его доверенным лицом) уведомление о назначении и свое письменное заявление о согласии на назначение. Кроме этого, конечно, необходимо предъявить паспорт.

Подготовьтесь к наблюдению!

На избирательном участке вы можете встретиться с разным отношением к себе, и надо быть морально готовым к этому. Не бойтесь проявлять настойчивость в реализации своих прав наблюдателя, но будьте всегда корректны. Учтите, что не все председатели комиссий нарушают закон, но у всех разные характеры!

Приготовьтесь к тому, что вам придется провести в комиссии очень много времени: может быть до утра. Экипируйтесь соответствующим образом: возьмите с собой не только направление и паспорт, но также питье, блокнот, листы чистой бумаги, пишущие принадлежности, телефон, зарядное устройство, фонарик, фотоаппарат.

Когда наблюдатель может появиться в участковой комиссии?

Член комиссии с правом совещательного голоса может участвовать в работе комиссии с момента ее образования и присутствовать при любых действиях комиссии в течение всего периода своих полномочий.

Наблюдатель вправе присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (то есть примерно с 7 часов утра) до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; он также может присутствовать при повторном подсчете голосов.

Что делать, если вас не пускают на участок или удаляют с участка?

Если ваше направление составлено правильно (о чем должен позаботиться избирательный штаб), то недопуск вас в помещение для голосования является грубым нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.6 КоАП).

Удаление наблюдателя с участка (или отстранение от работы члена с правом совещательного голоса) возможно только в том случае, если он нарушил закон, и только на основании судебного решения (п. 12 ст. 64 ФЗГ).

Встречаются случаи, когда комиссия не выполняет эти требования и просто удаляет наблюдателя с помощью полицейского. Напомните полицейскому, что он должен выполнять только законные требования, составлять протоколы о нарушении, задержании, доставлении и сошлитесь на указанную норму закона. Однако не оказывайте полицейским сопротивления.

В случае недопуска в комиссию или удаления из комиссии срочно сообщите об этом в избирательный штаб и на горячую линию «Голоса» 8 800 333-33-50.

Часто удаление наблюдателя обосновывают тем, что он производил фото– или видеосъемку или перемещался по помещению для голосования. Это — незаконно! Закон позволяет это делать.

Права наблюдателя

Права члена комиссии с правом совещательного голоса описаны в п. 23 ст. 29 ФЗГ, а права наблюдателя — в п. 9 ст. 30 ФЗГ. Перечислим важнейшие из этих прав, присущие как члену комиссии, так и наблюдателю:

знакомиться со списками избирателей, реестром обращений о голосовании вне помещения для голосования (а член комиссии имеет право знакомиться со всеми документами комиссии и может даже требовать выдать копию любого документа, имеющего отношение к выборам, кроме списка избирателей и других документов, содержащих персональные данные);

находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, в любое время до окончания работы комиссии;

наблюдать за выдачей бюллетеней и подсчетом голосов (так, чтобы ему были видны отметки в бюллетенях);

производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря;

обращаться к председателю участковой комиссии;

получать заверенную копию протокола избирательной комиссии об итогах голосования;

обжаловать нарушения в свою и вышестоящие комиссии.

Есть и ограничения: наблюдатель не может агитировать, выдавать и самостоятельно считать бюллетени.

Начало наблюдения

Осмотрите участок. На участке должны быть кабинки для тайного голосования или ширмы, сводный плакат обо всех кандидатах, расположенный в удобном для избирателей месте; образец заполнения бюллетеня, увеличенная форма протокола; переносные и стационарные урны. Агитационных материалов быть не должно.

Узнайте у председателя или секретаря и запишите для себя (чтобы потом сравнивать с Протоколом) следующие цифры:

количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования;

количество избирателей, включенных в список избирателей на основании заявлений о голосовании по месту нахождения;

количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней);

количество избирателей, внесенных в реестр заявлений на голосование вне помещения (на дому).

Обязательно попросите председателя, чтобы члены комиссии дали вам посмотреть списки избирателей. До начала голосования там не должно быть подписей избирателей и необъяснимых пометок! Проверьте, что книги списка избирателей сброшюрованы (прошиты и скреплены печатью).

Голосование

Непосредственно перед наступлением времени голосования председатель комиссии предъявляет к осмотру присутствующим лицам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью комиссии (пломбируются). Все ящики всегда должны находиться в поле зрения наблюдателей, за исключением времени, когда их используют для голосования вне помещения.

Голосование производится только лично и по предъявлению паспорта (для военнослужащих допускается голосование по военному билету).

Голосовать могут только те избиратели, которые внесены в список избирателей:

избиратели, зарегистрированные по месту жительства (т. е. имеющие в паспорте штамп о «прописке») на территории избирательного участка;

избиратели, заблаговременно подавшие заявления о голосовании на данном участке по месту своего нахождения или предъявившие спецзаявления с защитной маркой;

избиратели, находящиеся в больницах и местах содержания под стражей, расположенных на территории избирательного участка, подавшие заявления об участии в голосовании до 14:00 субботы.

В день голосования в список избирателей могут включаться дополнительно лишь избиратели, которые имеют штамп в паспорте о проживании на данном избирательном участке, а также те, которые голосуют по специальным заявлениям с защитной маркой о голосовании по месту нахождения.

Списки избирателей должны всегда находиться в поле зрения наблюдателей.

В отсутствие избирателей никакие записи в книгу производиться не должны. Исключениями являются случаи внесения в список отметок о голосовании вне помещения, а также внесение итоговых данных после завершения голосования.

Регулярное предъявление избирателями наряду с паспортом каких-нибудь талонов, календариков и т. п. должно вас насторожить — возможно, это «пароль» для члена комиссии, который в этом случае позволяет проголосовать «карусельщикам», не имеющим права голосовать на данном участке.

Следите, чтобы не было вброса бюллетеней в ящики для голосования.

Любая агитация в день голосования запрещена.

Интересуйтесь количеством проголосовавших, которое приблизительно подсчитывается комиссией каждые 2–4 часа; сравнивайте эти цифры с вашими наблюдениями.

О любых аномалиях и о любых событиях, которые кажутся вам непонятными, сообщайте в штаб. Ваша информация может оказаться важной для выявления нарушений.

Голосование вне помещения (на дому)

Главное правило голосования вне помещения: голосовать могут только те избиратели, которые заранее подали заявки (в т. ч. устные) на такое голосование. Эти заявки вносятся в специальный реестр. Члены комиссии, проводящие голосование вне помещения, получают перед выездом выписку из такого реестра и бюллетени в количестве, превышающем количество заявок на две штуки (если заявок 60 или более — на 5% от числа заявок). Они берут с собой переносную урну, в которую могут проголосовать только те избиратели, которые внесены в выписку из реестра. После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения, составляется акт о таком голосовании.

Председатель УИК обязан объявить о том, что члены комиссии будут проводить голосование вне помещения, не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода), а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

Чтобы проследить за правильностью голосования вне помещения надо перед выездом группы ознакомиться с выпиской из реестра, записать для себя число избирателей в ней, узнать количество бюллетеней, которые берет с собой группа. После возвращения группы надо опять ознакомиться с выпиской из реестра, а также с актом голосования вне помещения.

Очень большое количество проголосовавших вне помещения — подозрительный признак. В нормальных условиях на одного голосующего вне помещения уходит 8–10 минут, значит, за час одна группа может обслужить всего 6–8 избирателей.

Также надо обращать внимание на то, составляется ли реестр заявлений на голосование вне помещения по форме, заполнены ли там все графы, не используется ли вместо реестра список, предоставленный в комиссию собесом или кем-нибудь ещё.

Если заявка на голосование вне помещения передана при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением.

Подсчет голосов

Действия комиссии после закрытия участка разделяются на этапы:

Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;

Подсчет данных по списку избирателей;

Извлечение бюллетеней из переносных ящиков; подсчет их количества;

Извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчет голосов;

Проверка контрольных соотношений, проведение итогового заседания УИК, упаковка документов, оформление протокола УИК об итогах голосования, выдача копий протоколов.

Этапы не должны выполняться одновременно. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. После каждого из этапов 1–4 данные должны заноситься в увеличенную форму протокола.

Нарушение последовательности этапов, их одновременное выполнение, незанесение данных в увеличенную форму протокола являются частыми и грубыми нарушениями закона (хотя на первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего страшного).

В случае, если используется комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), подсчет голосов производится автоматически. Также автоматически производится проверка контрольных соотношений и формируется протокол. В этом случае следует особенно внимательно следить за тем, чтобы добросовестно был произведен подсчет по списку избирателей.

На чем акцентировать внимание при подсчете?

Работа со списком избирателей — важный этап . Он должен быть обязательно и тщательно исполнен (неправильный подсчет или отказ от подсчета по списку – признак вброса). Во время работы со списками не делайте замечаний комиссии, но внимательно следите за ней. Закон требует, чтобы члены комиссии оглашали результаты подсчета по каждой странице списка избирателей , требуйте соблюдения этого правила и записывайте оглашаемые числа.

В случае сомнений в правильности подсчета, вы имеете право попросить показать вам бюллетени (п.п. 6, 21 ст. 68 ФЗГ).

Вы имеете право отчетливо видеть все действия комиссии при подсчете: «Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей» (п. 1 ст. 68 ФЗГ). «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии» (п. 10 ст. 68 ФЗГ).

Следует строго следить, чтобы данные заносились в увеличенную форму протокола после каждого этапа подсчета.

Сосредоточьтесь в момент вскрытия стационарных ящиков: обратите внимание на то, не окажется ли в них сложенных пачек бюллетеней. Сфотографируйте или снимите на видео момент извлечения бюллетеней из ящиков.

При подсчете в руках у членов комиссии (за исключением председателя и секретаря) не может быть письменных принадлежностей (п. 10 ст. 68 ФЗГ).

Сначала бюллетени сортируются по пачкам: «При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается» (п. 14 ст. 68 ФЗГ).

Затем отдельно и друг за другом подсчитываются бюллетени в каждой из пачек путем перекладывания (чтобы были видны отметки в бюллетенях), причем одновременный подсчет в нескольких пачках запрещается (п. 18 ст. 68 ФЗГ).

Сфотографируйте или снимите на видео процессы сортировки и подсчета бюллетеней.

Завершение работы комиссии

Комиссия должна упаковать бюллетени, список избирателей и другие документы. При этом на упаковках наблюдатели вправе поставить свои подписи (п. 23 ст. 68 ФЗГ). Этим правом надо воспользоваться, поставив подписи на стыках упаковок. Сфотографируйте с близкого расстояния и в разных ракурсах упаковки с бюллетенями.

Комиссия должна провести итоговое заседание, на котором она рассматривает все не рассмотренные ранее жалобы (п.п. 25 и 26 ст. 68 ФЗГ) и принимает по ним решения.

Комиссия оформляет протокол об итогах голосования (по каждому виду бюллетеней). В протоколе расписываются все присутствующие члены комиссии, а об отсутствующих делается запись о причине их отсутствия (п. 27 ст. 68 ФЗГ).

В протоколе обязательно указывается количество поступивших в комиссию жалоб (п. 2 ст. 67 ФЗГ).

Следите за тем, чтобы члены УИК не подписывали пустых бланков протокола. Подписание незаполненного протокола — это грубое нарушение.

Выдача и заверение копий протокола

«По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола» (п. 29 ст. 68 ФЗГ).

За заверением копии протокола надо очень тщательно следить, поскольку неправильно заверенная копия не является доказательством. Заверение заключается в проставлении на копии первого экземпляра протокола следующих реквизитов:

надпись «Верно» или «Копия верна»;

подпись председателя, его заместителя или секретаря УИК;

время заверения (не путать с датой и временем подписания протокола);

порядковый номер копии.

Невыдача заверенной копии протокола до отправки его в вышестоящую комиссию является грубым нарушением закона, за которое предусмотрена ответственность (ч. 1 ст. 5.6 КоАП).

Ответственность за фальсификации

Статья 142 УК. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 142.1 УК. Фальсификация итогов голосования

Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 142.2 УК. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Что делать, если вы обнаружили нарушение?

При обнаружении существенных нарушений вы должны составить заявление о нарушении в двух экземплярах, отдать один экземпляр председателю участковой комиссии, а второй (с отметкой о вручении) забрать и передать в избирательный штаб.

Ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п. 4 ст. 20, п.п. 26, 30 ст. 68 ФЗГ).

Если председатель комиссии отказывается принять ваше заявление, то вы должны написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался». Если председатель отказывается заверить копию заявления, вы собственноручно пишете на копии слова «Председатель комиссии заверить копию заявления отказался». В этих случаях очень желательно, чтобы на копии заявления были проставлены фамилии, телефоны и подписи свидетелей.

Если последствия нарушения не устранены и имеются признаки фальсификаций, то вы можете подать заявление о нарушении сотруднику полиции на участке.

Сотрудник полиции обязан принять ваше заявление и передать в дежурную часть (п. 1 ч. 1 ст. 12 и п. 2 ч. 2 ст. 27 закона «О полиции», а также п.п. 14–14.1 инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736).

Если сотрудник полиции отказывает вам в принятии заявления, то вы можете связаться с дежурной частью самостоятельно, позвонив предварительно на горячую линию для того, чтобы уточнить у юриста как лучше в вашей ситуации общаться с полицией и что говорить.

Образец заявления общего вида

В участковую избирательную комиссию № .

от члена комиссии с правом совещательного голоса

от наблюдателя . (Ф. И. О.)

о нарушении избирательного законодательства

в . часов . минут мною были зафиксированы следующие нарушения:

(cуть и обстоятельства нарушения, ваши требования в связи с нарушением)

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 и пунктами 26 и 30 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моем присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

. Дата, время, подпись

Приложение для наблюдателей

* Справочник наблюдателя * Образцы жалоб * Законы. Нормативные акты и хроника их изменения * Тесты * СМС-ЦИК

Подпишитесь на телеграм-каналы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Часть 2. Участковая избирательная комиссия — ключевое звено в организации подготовки и проведения выборов всех уровней

2.1. Полномочия участковой избирательной комиссии, статус и обязанности членов комиссии

Полномочия участковой избирательной комиссии, статус ее членов при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (далее — Избирательное законодательство).

2.1.1. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

— информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также дне, времени и месте голосования;

— уточняет, а в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

— обеспечивает подготовку помещений для голосования, переносных и стационарных ящиков для голосования и другого оборудования;

— обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

— контролирует на территории избирательного участка соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, правил размещения предвыборных агитационных материалов в соответствии с требованиями избирательного законодательства;

— в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, выдает избирателям открепительные удостоверения на право участия в выборах;

— по предъявлению гражданином открепительного удостоверения включает его в список избирателей;

— по указанию вышестоящей избирательной комиссии вносит изменения в избирательные бюллетени после их изготовления;

— организовывает на избирательном участке голосование в день выборов, а также обеспечивает досрочное голосование в соответствии с избирательным законодательством;

— производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, обеспечивает передачу протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;

— обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов различного уровня, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением ЦИК РФ либо избирательной комиссией субъекта Российской Федерации;

— рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с избирательным законодательством.

2.1.2. Сроки полномочий участковой избирательной комиссии и ее членов

Полномочия участковой избирательной комиссии истекают через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем участке, полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей избирательной комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста (п. 13 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Срок полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1) истекает одновременно с прекращением полномочий этой избирательной комиссии (п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

2) прекращается в случае расформирования избирательной комиссии (ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Расформирование участковой избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии и переданы другому лицу.

Общие результаты выборов направляются избирательной комиссией средствам массовой информации в срок от трех до одиннадцати дней в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Официальное опубликование общих результатов выборов в СМИ осуществляется в течении трех дней.

Таким образом, полномочия УИК истекают:

— на выборах Президента РФ — через 23 дня после дня голосования;

— на местных выборах — через 16 дней после дня голосования.

2.1.3. Статус членов участковой избирательной комиссии

Членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса
не могут быть:

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— выборные должностные лица органов государственной власти РФ и выборные должностные лица органов государственной власти субъектов РФ и выборные должностные лица органов местного самоуправления;

— судьи, прокурорские работники;

— кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица;

— уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;

— члены и уполномоченные представители инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов;

— члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

— супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей, соответственно уровню выборов, избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда указанным членам избирательной комиссии может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью участковой избирательной комиссии (МИК, ТИК, ОИК) по подготовке и проведению соответствующих выборов.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

Освобождение членов избирательных комиссий от обязанностей
члена избирательной комиссии

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

· подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

· утраты членом избирательной комиссии гражданства РФ;

· вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

· признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

· смерти члена избирательной комиссии;

· признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;

· появления оснований, предусмотренных первым абзацем п.п. 2.1.2. настоящего методического пособия.

Права членов избирательных комиссий

Член участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

· заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

· вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

· вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

· вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением копий списков избирателей, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений), требовать заверения этих копий;

· вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением:

— права выдачи открепительных удостоверений;

— права выдачи и подписания избирательных бюллетеней;

— участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней;

— участия в погашении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений;

— участия в работе со списками избирателей, составлении протоколов об итогах голосования, голосовании при принятии решения данной комиссией;

— права подписывать решения избирательной комиссии.

Член участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушает тайну голосования. Решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией.

Обязанности членов избирательной комиссии:

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан:

· присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии;

· проводить избирательные действия гласно и открыто;

· оказывать содействие кандидатам, доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, представителям СМИ в реализации их прав, определенных избирательным законодательством;

· участвовать в работе избирательной комиссии в соответствии с поручением, утвержденным комиссией;

· участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение избирательной комиссии;

· выполнять иные поручения комиссии и ее председателя.

2.2. Формирование участковых избирательных комиссий


2.2.1. Порядок формирования избирательных комиссий

Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы не позднее трех дней после образования соответствующих избирательных участков.

Подбор кандидатур, формирование персонального состава членов комиссий представительным органом местного самоуправления осуществляются гласно и открыто, с привлечением общественности и избирателей. Численный состав членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается избирательным законодательством и в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет:

— до 1000 избирателей — 3-7 членов комиссии;

— от 1001 до 2000 избирателей — 5-11 членов комиссии;

— свыше 2000 избирателей — 5-15 членов комиссии.

В случае совмещения дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти РФ с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, максимальное число членов УИК с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений или блоков.

Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

Практика подготовки и проведения выборов в ряде регионов Российской Федерации подтверждает обоснованность включения в составы УИК, прежде всего, лиц, ранее принимавших участие в выборах либо проходивших обучение избирательным технологиям по региональным программам, разработанным комиссиями субъектов Российской Федерации в межвыборный период.

В городе Азове Ростовской области в 1998-99 годах муниципальной избирательной комиссией практиковался подбор студентов юридического факультета Азовского института экономики, управления и права с последующей рекомендацией их представительному органу местного самоуправления для включения в составы УИК. Такая практика существенно повышала уровень работы комиссий, одновременно помогая студентам закрепить полученные знания.

Образцы документов к п. 2.2.1.

2.2.2. Порядок назначения члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса

После регистрации кандидата (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в участковые избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверяются в письменной форме зарегистрированным кандидатом (Приложение 3) (форма) (избирательным объединением, избирательным блоком (Приложение 4) (форма)) с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также наименования избирательной комиссии, номера избирательного участка, куда направляется член комиссии с правом совещательного голоса. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Зарегистрированный кандидат вправе поручить назначение члена УИК с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.

Членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдается удостоверение (Приложение 6), форма которого утверждается вышестоящей избирательной комиссией.

Образцы документов к п. 2.2.2.

Пример формирования УИК в составе 11 членов комиссии
на выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года

2.2.3. Порядок проведения организационного заседания участковой избирательной комиссии

Федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», избирательные законы ряда субъектов РФ устанавливают срок проведения первого заседания УИК не позднее чем через три дня после ее формирования.

На основании постановления представительного органа местного самоуправления о формировании участковых избирательных комиссий проводится первое организационное заседание участковой избирательной комиссии, на котором тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Первое заседание избирательной комиссии до избрания ее председателя открывает и ведет старейший по возрасту член данной комиссии.

В повестку дня организационного заседания, как правило, включаются вопросы выборов председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря.

Кроме того, практикой проведения избирательных кампаний различного уровня подтверждена целесообразность рассмотрения на первом заседании вопроса о порядке работы избранных председателя, зам. председателя и секретаря комиссии, а также иных ее членов. Открытым голосованием принимается решение, кто из указанных лиц на период подготовки и проведения выборов освобождается от основной работы.

В целях упорядочения процедуры проведения организационного заседания ниже приводится пример порядка его ведения.

Порядок проведения первого организационного заседания
участковой избирательной комиссии

Дата проведения: _________
Начало: _________ час.
Место проведения: _________
_______________________________

Уважаемые члены комиссии!

«___» __________ 2000 г. представительным органом местного самоуправления сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N ______ по выборам _____________________________________________________ в составе ________ членов

избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все члены комиссии присутствуют на заседании. Позвольте их представить поименно (зачитывает состав комиссии).

Число присутствующих членов комиссии позволяет нам открыть заседание и рассмотреть организационные вопросы. Кто за это предложение прошу голосовать. «За» ______ чел. Кто против? «Против» ______ чел.

Заседание комиссии объявляю открытым.

Предлагается следующая повестка дня:

1. Избрание председателя комиссии.

2. Избрание заместителя председателя комиссии.

3. Избрание секретаря комиссии.

Будут ли у членов комиссии замечания по повестке дня? Нет? Кто за то, чтобы утвердить предложенную повестку дня прошу голосовать.

«За» _____ чел. Кто против? «Против» ______ чел.

Повестка дня утверждается.

Приступаем к рассмотрению первого вопроса повестки дня — избрание председателя участковой избирательной комиссии. Напоминаю, что председатель УИК избирается тайным голосованием. У кого есть предложения по кандидатурам на должность председателя УИК?

Слово для предложения предоставляется:

(Председательствующий записывает фамилии выдвинутых кандидатур.)

Другие предложения по кандидатурам на должность председателя комиссии будут?

Есть ли у выдвинутых кандидатов самоотводы? (самоотвод не голосуется)

Есть ли желающие высказаться по кандидатурам? Пожалуйста.

Есть ли еще желающие высказаться? Нет. Обсуждение завершено.

Кто за то, чтобы кандидатуру (ы) ____________________________________________

фамилия, имя, отчество

внести в бюллетень для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии прошу голосовать.

(Ведет подсчет голосов и обнародует результаты.)

«За» ______ чел.; «Против» _____ чел.

Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры (называются в порядке поступления предложений): _________________________________________________.

Уважаемые члены комиссии!

Напоминаю, что в соответствии с п. 4 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на своем первом заседании избирают тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.

Для проведения указанной процедуры необходимо избрать счетную комиссию. Вносится предложение избрать счетную комиссию в составе трех членов открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов участковой избирательной комиссии. Кто за это предложение прошу голосовать: «За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

Прошу вносить предложения по составу счетной комиссии.

(Председательствующий записывает предложенные кандидатуры).

Поступили предложения избрать в состав счетной комиссии:

фамилия, имя, отчество кандидатов

Как будем голосовать списком или по каждой кандидатуре отдельно? Списком.

Тогда, кто за то, чтобы в состав счетной комиссии избрать:

фамилия, имя, отчество

(Оглашаются фамилии всех кандидатов).

Прошу голосовать: «За» ____ чел.; Кто против? «Против» _____ чел;

Таким образом, счетная комиссия избрана в составе: _________________________________

Для организации работы счетной комиссии предлагается объявить перерыв на 5 минут. Счетной комиссии необходимо подготовиться к проведению тайного голосования.

Объявляется перерыв на 5 минут.

(Во время перерыва счетная комиссия на своем заседании избирает председателя и секретаря, о чем составляет протокол N 1 (форма).

Изготавливает форму и текст бюллетеня для тайного голосования (форма) по выборам председателя участковой избирательной комиссии. Готовит конверты для опечатывания бюллетеней после подсчета голосов.

По окончании работы счетной комиссии члены участковой избирательной комиссии приглашаются для продолжения заседания).

Коллеги! Продолжаем заседание. Слово предоставляется председателю счетной комиссии ________________________________________________.

(Зачитывается протокол N 1 счетной комиссии).

Нам необходимо утвердить протокол N 1 счетной комиссии. Кто за то, чтобы утвердить протокол N 1, прошу голосовать: «За» ____ чел; Кто против? «Против» _____ чел.

Нам необходимо утвердить форму бюллетеня для тайного голосования по избранию председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Слово для предложения предоставляется председателю счетной комиссии _________________.

(Предъявляются формы избирательных бюллетеней. Даются пояснения.)

Будут ли у членов избирательной комиссии замечания по форме бюллетеня? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенные счетной комиссией формы бюллетеня.

Кто за? «За» _____ чел.; Кто против? «Против» _____ чел.

Слово по тексту бюллетеня для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии предоставляется председателю счетной комиссии ___________.

(Председатель счетной комиссии зачитывает текст бюллетеня по выборам председателя участковой избирательной комиссии.)

Есть ли у кого замечания? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенный текст бюллетеня: «За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

Уважаемые коллеги! Счетной комиссии необходимо время для изготовления бюллетеней и подготовки процедуры тайного голосования.

Объявляется перерыв на 5 минут.

(В перерыве счетная комиссия изготавливает необходимое количество бюллетеней для тайного голосования, подготавливает место для тайного голосования, ведомость выдачи избирательных бюллетеней).

После изготовления бюллетеней счетная комиссия приглашает членов участковой избирательной комиссии для продолжения заседания.

Продолжаем нашу работу. Слово предоставляется председателю счетной комиссии _____________________ для разъяснения порядка голосования.

Будут ли вопросы к ________________________________.

(После этого председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии предъявляет и опечатывает ящик для голосования).

Переходим к голосованию.

(Каждому члену избирательной комиссии председатель счетной комиссии под роспись выдает бюллетень, на котором в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

После окончания голосования председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов избирательной комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.

Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Ведет подсчет голосов. Оформляет Протокол N 2 (форма)).

Слово предоставляется председателю счетной комиссии __________________________.

(Зачитывает протокол N 2 счетной комиссии.)

Предлагается утвердить протокол N 2 счетной комиссии.

Кто за? «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

На основании протокола N 2 счетной комиссии о результатах тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии нам необходимо принять постановление комиссии об избрании председателя участковой избирательной комиссии.

Вашему вниманию предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывает).

Кто за данный проект постановления прошу голосовать.

Кто за? «За» ___чел.; Кто против? «Против» ____ чел.

Разрешите поздравить Вас с избранием председателем участковой избирательной комиссии. Все мы искренне желаем Вам успехов в организации четкой, оперативной и слаженной работы избирательной комиссии. Прошу Вас занять место председательствующего на заседании и продолжить рассмотрение вопросов повестки дня.

(Далее заседание ведет председатель участковой избирательной комиссии.)

Продолжаем нашу работу.

Напомню, что заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются членами комиссии с правом решающего голоса из своего состава тайным голосованием.

Приступаем к выдвижению кандидатур на должности заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Позвольте мне внести предложения по кандидатурам.

(Вносит предложения и дает краткую характеристику каждой кандидатуре.)

Есть ли у выдвинутых кандидатов самоотводы?

Есть ли у членов комиссии другие предложения?

(Записывает предложения кандидатов на должность зам. председателя и секретаря комиссии.)

Есть ли у кандидатов желание что-то сказать? Нет.

Кто за то, чтобы ___________________________________________

внести в бюллетень для тайного голосования по выборам заместителя председателя участковой избирательной комиссии прошу голосовать (ведет подсчет голосов и обнародует результаты). «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам заместителя председателя участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры: __________________________________________________

(называются в порядке поступления предложений).

Кто за то, чтобы ____________________________ внести в бюллетень

для тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии, прошу голосовать (ведет подсчет голосов и обнародует результаты) «За» ___чел.

Кто против? «Против» ___ чел.

Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры (называются в порядке поступления предложений) _________________________________________________.

Теперь необходимо время для работы счетной комиссии. Предлагается объявить перерыв на 10 минут для того, чтобы счетная комиссия обеспечила подготовку к тайному голосованию.

Нет возражений? Объявляется перерыв на 10 минут.

(Во время перерыва счетная комиссия изготавливает тексты бюллетеней для тайного голосования по выборам заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, подготавливает ведомость выдачи избирательных бюллетеней. По окончании работы счетной комиссии члены участковой избирательной комиссии приглашаются для продолжения заседания.)

Продолжаем заседание избирательной комиссии.

Нам необходимо утвердить тексты бюллетеней для тайного голосования по выборам заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.

Слово для предложения предоставляется председателю счетной комиссии _____________.

Будут ли у членов избирательной комиссии замечания по тексту бюллетеней? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенные счетной комиссией тексты бюллетеней для тайного голосования.

«За» ____ чел. Кто против? «Против» ___ чел.

Будут ли вопросы к председателю счетной комиссии? Переходим к голосованию.

(Председатель счетной комиссии опечатывает ящик для голосования. Каждому члену участковой избирательной комиссии председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень по выборам зам. председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, на которых в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

После окончания голосования председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов избирательной комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.

Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Ведет подсчет голосов. Оформляет протокол N 3 (форма) и протокол N 4 (форма)).

Продолжаем нашу работу.

Слово предоставляется председателю счетной комиссии ___________________.

(Зачитывает протокол N 3 счетной комиссии)

Кто за то, чтобы утвердить протокол N 3 счетной комиссии, прошу голосовать.

«За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

На основании протокола N 3 счетной комиссии о результатах голосования нам необходимо принять постановление участковой избирательной комиссии об избрании заместителя председателя избирательной комиссии.

Предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывается).

Кто за данный проект постановления, прошу голосовать.

«За» ____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

Слово предоставляется председателю счетной комиссии ___________________.

(Зачитывается протокол N 4 счетной комиссии.)

Кто за то, чтобы утвердить протокол N 4 счетной комиссии, прошу голосовать.

«За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел. Постановление принимается.

На основании протокола N 4 счетной комиссии о результатах голосования нам необходимо принять постановление участковой избирательной комиссии об избрании секретаря избирательной комиссии. Предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывается).

Кто за данный проект постановления, прошу голосовать.

«За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел. Постановление принимается.

Все вопросы, вынесенные на первое заседание участковой избирательной комиссии, рассмотрены. Есть ли у членов комиссии какие-либо вопросы, сообщения, замечания по ведению заседания?

Позвольте поблагодарить всех присутствующих за участие в работе заседания участковой избирательной комиссии.

Заседание участковой избирательной комиссии объявляю закрытым.

(После проведения организационного заседания, секретарем участковой избирательной комиссии оформляется Протокол (Приложение 1) (форма). Председатель участковой избирательной комиссии подписывает и вручает каждому члену комиссии с правом решающего голоса удостоверение (Приложение 5, п.2.1.2.). Удостоверение председателю участковой избирательной комиссии подписывается председателем вышестоящей избирательной комиссии.)

Смотрите еще:

  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Как получить выписку из егрип бесплатно онлайн Получение выписки из ЕГРИП онлайн бесплатно При совершении сделок или составлении договоров с физическими или юридическими лицами приходится сталкиваться с необходимостью выписок из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Так почему выписка из ЕГРИП имеет столь важную особенность, для […]
  • Ст 116 ук рф средняя тяжесть Что грозит за побои средней тяжести: наказание виновника по закону Мало у кого вызывает сомнение, что нанесённые серьёзные повреждения организма пострадавшего останутся безнаказанными. Если виновный в результате избиения вывел организм пострадавшего из строя, но без […]
  • Машина куплена в браке оформлена на мужа Делится ли квартира, купленная в браке, если собственник один Делить недвижимость, приобретённую в браке, всегда сложно и долго. В этом деле существует множество нюансов, часть которых закреплена законодательством, а другую необходимо доказывать во время рассмотрения […]
  • Конституция рф права ребенка в семье Права ребенка в РФ У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование […]
  • Материнский капитал на жилье 2018 Материнский капитал на покупку жилья По данным на начало 2018 года, года более 92% семей, подающих в ПФР заявление на использование материнского капитала, желают направить средства на улучшение жилищных условий. Общие требования, по которым законом разрешается […]
  • Emex вернуть товар Возврат товара на Emex: условия и сроки Приобрел запчасти на Emex, но на СТО мне сообщили, что я заказал не то, что нужно. Скажите, могу ли я вернуть или обменять запчасти? Прошла неделя, чек я сохранил. Внимательно ознакомьтесь с условиями заказа и возврата товара […]
  • Права врачей скорой помощи Куда жаловаться на скорую помощь: это должен знать каждый Куда пожаловаться на скорую помощь в ситуациях кода врачи допустили ошибку, оказали некачественную услугу в отношении больного или совершили другие действия, которые можно расценивать как […]