Права осужденных за административное правонарушение

Административное правонарушение ст 14.1 КоАП РФ

Здравствуйте. Задержали по статье 14.1 КоАП РФ, доставили в участок. После составления протокола, вынудили в прямом смысле слова пройти дактилоскопию и сфотографироваться с табличкой. У меня был паспорт гражданина РФ, поэтому я попытался отказаться, но под угрозой того, что сейчас окажусь в изоляторе на неопределенный срок (как минимум ночь), пришлось согласиться. Законно ли это было и можно ли удалить теперь мои отпечатки и фотографии из их базы?

24 Декабря 2014, 16:10 Иван, г. Москва

Ответы юристов (4)

Скорее всего Вы подписали заявление о добровольном прохождении дактилоскопии, поэтому никак, можно попробовать написать заявление, что Вы передумали предоставлять данные сведения и просите исключить.

Уточнение клиента

Нет, я не писал этого заявления. Как только мне сказали, что сейчас будем проходить дактилоскопию, я отказался. Мне стали угрожать изолятором, хотя по ст. 14.1 КоАП РФ задержание запрещено и меня не имеют права сажать в изолятор, верно?

24 Декабря 2014, 16:36

Есть вопрос к юристу?

Напишите заявление, что сотрудники вынудили Вас пройти дактилоскопию согласие на которую Вы не давали. Пишите в прокуратуру.

Уточнение клиента

Спасибо. А задержание и посадка в изолятор тоже неправомерны при данном нарушении?

24 Декабря 2014, 16:44

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» от 28.07.1998 г. № 128 существует добровольная (ст. 8 № 128-ФЗ) и обязательная (ст. 9 № 128-ФЗ) государственная дактилоскопическая регистрация.

добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится только по письменному заявлению граждан (ст. 10 № 128-ФЗ).

обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении граждан РФ

— не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

— подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, подвергнутых административному аресту;

— совершивших административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно.

Таким образом проведение дактилоскопии в отношении Вас было неправомерным.

Что касается задержания Вас, в соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ (административное задержание)

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Ст. 27.5 КоАП РФ содержит сроки административного задержания:

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Ст. 14.1 КоАП не предусматривает такую меру административного наказания как административный арест, соответственно Вас могли задержать на срок не более 3 часов.

Считается ли административное наказание судимостью?

Нет. Судимость подразумевает под собой уголовную ответственность, когда гражданин был признан по приговору Суда виновным в совершении преступления, и в отношении которого было применено наказание уголовно-правового характера. Административное наказание по решению Суда за административное правонарушение к этому не относится, даже если это арест на 15 суток.

Назначение административного штрафа не влечет судимости.
Однако, согласно ст.4.6 Кодекса РФ об АП, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
(Данный срок, повторюсь, не является судимостью).
Согласно ст.4.3 Кодекса РФ об АП, повторное совершение однородного.

Статья 86. Судимость

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 06.04.2011 N 66-ФЗ)
(см. текст в.

Закон предусматривает два способа прекращения судимости — ее погашение и снятие.
Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных ч. 3 комментируемой статьи. Эти сроки связаны с несколькими основаниями. Так, в отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия наказания. В указанном случае.

В 2012 году муж был осужден по статье 119 УК РФ., был приговорен к исправительным работам на 64 часа. Является ли это наказание судимостью? И будет ли это отражено в справке о наличии судимости? Поможет ли мне апелляционная жалоба на приговор? Спасибо

Автор: Дарья Ответов (1) Просмотров (308) Город: Москва

эмм. Все что имелось введено в тему. Как все мы знаем предстоят выборы. Кандидат кидает заявку, собирается баллотироваться. Сейчас комиссия озадачивает приносит копию ответа что это лицо было оштрафовано по решению суда, штраф в размере порядка 30 тысяч тенге уплачен. Но сам факт привлечения его к ответственности по решению суда. Является ли судимостью? Или нет. В КоАп не сказано что адм взыскание по решению суда это судимость или же нет. Сейчас же избирательной ему ответ давать. Был.

Считается ли погашенной административная судимость?

Добрый день. У меня был штраф за распитие спиртных напитков в размере 100 р. Получил я его 4 года назад, сразу же оплатил. А на днях патруль ппс, который встретился мне по пути, попросили документы для проверки и пробили меня по базе оказывается штраф у меня так и висит. А я как раз думаю поступать на гражданскую службу в управление спецсвязи. Возьмут ли меня с данным штрафом или нужно идти и доказывать что я его.

Дополнительно: Cогласно ст. 65 ТК РФ деятельность, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением случаев, когда уголовное преследование было прекращено по реабилитирующему основанию), определяется ТК РФ или иным федеральным законом. Другие нормативные акты, будь то постановления Правительства РФ или законы субъекта РФ, не могут устанавливать ограничений на занятие определенными видами.

Права осужденных за административное правонарушение

Соотношение административного правонарушения и преступления: сходства и различия

Для того чтобы качественно исследовать вопросы квалификации смежных составов административных правонарушений и преступлений, необходимо установить пределы соотношения административного правонарушения и преступления.

Прежде всего, необходимо рассмотреть, какие сходства положены в основу сущности административных правонарушений и преступлений.

Так, по мнению Ю.А. Яницкого, преступления и административные правонарушения выступают элементами единой системы деликтов, что, в свою очередь, является основанием для системного подхода к изучению сущности этих видов правонарушений Яницкий Ю.А. Соотношение преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок: теория, законодательство, практика: автореф. дис….канд.юрид.наук / Ю.А. Яницкий. — Красноярск. — 2009. — С. 14..

Сочетание в качестве сущностной составляющей правонарушений признаков общественной опасности (общественной вредности) и противоправности позволяет рассмотреть вопрос о соотношении преступлений и административных правонарушений не только с точки зрения правоприменения, исследуя общие, а также особенные признаки правонарушений, но и с учетом процессов их криминализации, анализируя правила конкуренции уголовных и административных норм, правила юридической техники, а также иные вопросы, касающиеся социально-правовой обусловленности уголовно-правового и административно-правового запретов.

Сходства административных правонарушений и преступлений заключаются в следующих положениях:

1. В социальной значимости для государства и общества норм административной и уголовной ответственности;

2. В аналогии структуры (содержания) элементов правовой нормы как в КоАП РФ, так и в УК РФ;

3. В наличии, как в административных правонарушениях, так и в преступлениях аналогичных признаков характеризующих деяние (противоправность и виновность);

4. Объект преступления и административного правонарушения является единым по своей материальной природе;

5. Правоприменительный аспект квалификации соотносящихся составов преступлений и административных правонарушений базируется на одной основе — теории межотраслевой квалификации Там же. — С. 8..

Рассмотрим указанные сходства правонарушений и преступлений более подробно.

Так, реализуя свое социальное предназначение в государственно-организованном обществе, нормы административного и уголовного права выполняют регулятивную, охранительную, предупредительную и воспитательную функции. В соответствии со своими функциями, среди которых охранительная является основной (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ), неповторимая особенность административного и уголовного права состоит в том, что наряду с предметом регулирования они имеют и второй предмет — предмет охраны, в качестве которого выступают наиболее важные и ценные общественные отношения.

Необходимо помнить о взаимосвязи и взаимообусловленности функций регулирования и охраны, выполняемых нормами административного и уголовного права. Реализация охранительной функции данных отраслей права посредством регулирования особой группы отношений, возникающих в связи с совершением противоправного деяния, считается типичной разновидностью социального управления процессами и явлениями, протекающими в обширной сфере правопорядка, в целях их недопущения, нейтрализации и ликвидации Князькина А.К. Конвенционные преступления в уголовном праве Российской Федерации. Понятие, виды, общая характеристика / А.К. Князькина. — М., 2010. — С. 12.. Нормы административного и уголовного права, регулируя в полном объеме правовые охранительные отношения, тем самым выполняют функцию охраны, но уже других, социально значимых и ценных отношений.

Правоохранительная функция административного и уголовного права реализуется, в частности, двояким путем.

Во-первых, сам факт принятия, опубликования и введения в действие законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства, содержащего запрет определенного активного или пассивного (бездействия) поведения, подкрепленный угрозой применения карательных санкций за нарушение общеобязательного императивного предписания, оказывает общепревентивное (предупредительное) воздействие на неустойчивых членов общества, удерживая их от поступков, которые могут причинить вред правам и охраняемым интересам личности и государства. В данном случае охранительная функция проявляет себя в статическом состоянии административного и уголовного законодательства, потому что при отсутствии юридического факта — события правонарушения или преступления она безмолвствует, не приводится в действие посредством правоприменительного процесса. Однако отсутствие такого события уже есть форма защиты прав и охраняемых интересов. С известной долей условности правоохранительную функцию в этой форме ее проявления можно назвать пассивной.

Таким образом, охранительная функция системы наиболее важных и значимых общественных отношений реализуется в процессе регулирования особой группы социально-вредных отношений, возникших вследствие совершения правонарушений и преступлений.

Воспитательная цель в применении мер наказания к виновным лицам также ярко выражена как в административном праве, так и в уголовном праве.

Так, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Данной статьей КоАП РФ определены воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю.

В отличии от КоАП РФ, Уголовный кодекс в своих положениях не закрепляет воспитательной цели, но наличие такой цели наказания прослеживается в нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2013 г.) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. (далее — УИК РФ), где в частности указано, что в процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений.

Также в ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим — одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима проявляется в том, что он Головко Л. В. Пенитенциарная политика, гуманизм и экономика / Л. В. Головко // Уголовно-исполнительная система. — 2011. — № 5. — С. 35.:

1. Служит толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;

2. Способствует формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения;

3. Содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания;

4. Помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы;

5. Способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Следующее сходство норм административного правонарушения и преступления заключается в аналогии структуры (содержания) элементов правовой нормы как в КоАП РФ, так и в УК РФ.

Будучи «клеточкой» права, правовая норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Во-первых, названная структура — идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на:

— абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа, или вид уголовного наказания);

— относительно определенные (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет);

— альтернативные (например, лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф. ).

Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент. Отсюда вытекает следующее заключение, что реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Следующее сходство норм, устанавливающих составы административного правонарушения и преступления, заключается в наличии аналогичных признаков характеризующих деяние (противоправность, виновность и наказуемость).

Указанные признаки были нами исследованы в предыдущих вопросах данной главы, и по нашему мнению, повторяться в их рассмотрении нет необходимости.

При рассмотрении вопроса о сходстве правонарушения и преступления, необходимо указать, что объект преступления и административного правонарушения является единым по своей материальной природе.

В общем понимании под объектом правонарушения понимается область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред Кожевников С.Н. Правовое поведение и правонарушение: сущность и содержание. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. / С.Н. Кожевников. — Н. Новгород: из-во Интелсервис, 2002. — С. 38..

П.Н. Сергейко считает, что общим объектом правонарушения является правопорядок, так как характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат исполнения, соблюдение, использование и применение правовых норм в обществе. Отмечает правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено. По этому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, и в конечном счете правопорядку Основы государства и права: учебник / П.Н. Сергейко. — М., 2000. — С. 134..

Применительно к административному правонарушению и преступлению объектами совершенного деяния могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим и т. д.

Еще одно сходство преступлений и правонарушений заключается в том, что правоприменительный аспект квалификации соотносящихся составов преступлений и административных правонарушений базируется на одной основе — теории межотраслевой квалификации.

Яницкий Ю.А. указывает, что под межотраслевой квалификацией правонарушений следует понимать установление и юридическое закрепление компетентным органом точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления либо административного правонарушения, предусмотренными нормами УК РФ либо КоАП РФ Яницкий Ю.А. Соотношение преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок: теория, законодательство, практика: автореф. дис….канд.юрид.наук / Ю.А. Яницкий. — Красноярск. — 2009. — С. 8..

С учетом того, что все соотносящиеся составы преступлений и административных правонарушений являются смежными либо конкурирующими, их межотраслевая квалификация основывается на правилах разграничения смежных составов и правилах применения конкурирующих норм.

Различия административных правонарушений и преступлений выражены в следующих положениях:

1. Уголовная и административная ответственность регламентированы различными нормами права;

2. В действующем законодательстве Российской Федерации уголовное право и административное право устанавливают ответственность за нарушение норм различных отраслей права;

3. В различиях признаков (критериев) характеризующих административное правонарушение и преступление;

4. В отличие от санкций административного правонарушения, санкции (наказания), предусмотренные за совершение преступлений, применяются только судом.

Рассмотрим указанные различия более подробно.

Как и любой вид юридической ответственности, административная и уголовная ответственность устанавливаются и применяются на основании закона. Действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере административной ответственности, состоит из КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях Шергин А.П. Процессуальная составляющая правового регулирования административной ответственности / А.П. Шергин // Административное право и процесс. — 2010. — № 3. — С. 3.. В свою очередь, уголовная ответственность регламентируется действующим УК РФ. Отрасли права, которые охраняются данными нормативно-правовыми актами, также различаются.

Так, уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. Монография / В. Н. Додонов, С. П. Щерба. — М.: из-во Юрлитинформ, 2009. — С. 25..

В свою очередь, административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. / Н.М. Конин. — М.: из-во Проспект, 2010. — С. 11..

Основным различием административного правонарушения и преступления, по мнению ряда ученых, все же выступают определенные признаки или критерии, характеризующие их Колосова В.И. Административная преюдиция как средство предупреждения преступлений и совершенствования уголовного законодательства / В.И. Колосова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — № 5 (1). — С. 251..

Так, можно выделить три признака (критерия) разграничения административных правонарушений и преступлений:

— критерий наказуемости деяния;

Исследуя материальный критерий разграничения правонарушений, необходимо, прежде всего, отметить, что в современной теории права, а также в теории уголовного и административного права основным критерием разграничения преступлений и административных правонарушений является общественная опасность.

По мнению П. Ю. Константинова, А. К. Соловьевой и А. П. Стуканова, материальный критерий характеризуется общественной опасностью деяния Константинов П.Ю., Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики / П.Ю. Константинов, А.К. Соловьева, А.П. Стуканов // Правоведение. — 2005. — № 3. — С. 59..

Так, категория общественной опасности отражает сущность правонарушения, поскольку любое правонарушение посягает на общественные отношения, охраняемые нормами различных отраслей права (уголовного, административного, гражданского и т. д.), препятствует нормальному осуществлению правоотношений, причиняет или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам участников правоотношений.

Как мы уже говорили выше, рассматривая в первом параграфе данной главы вопрос о признаках административного правонарушения и соглашаясь с мнением ряда ученых, административные правонарушения, характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями Россинский Б.В. Административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. — М. 2004. — С. 1-3; .

Так, материальный признак преступления выражен непосредственно в общественной опасности деяния, а материальный признак административного правонарушения законодателем вообще не предусматривается.

По нашему мнению, отсутствие в определении административного правонарушения (ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ) прямого указания на материальный признак, выраженный в общественной вредности деяния, не совсем верно. Мы считаем, что в реальной действительности нет таких правонарушений, которые бы не причиняли вреда охраняемым общественным отношениям.

Исходя из этого, предлагаем в качестве одного из основных признаков административного правонарушения указывать его общественную вредность.

Следующим критерием, который лежит в основе разграничения правонарушений и преступлений является наказуемость деяния.

Критерий наказуемости деяния характеризуется определенным видом наказания за правонарушение или преступление, а также характеристикой субъекта, который привлекается к ответственности. Кроме этого как мы считаем, данный критерий выражается еще и в наличии квалифицирующих признаков правонарушения, которые закреплены в нормах КоАП РФ и УК РФ.

В ст. 44 Уголовного кодекса РФ закреплены следующие виды наказания за совершенные преступления:

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

8) принудительные работы;

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на определенный срок;

12) пожизненное лишение свободы;

13) смертная казнь.

В свою очередь, виды административных наказаний указаны в ст. 3.2. КоАП РФ, и к ним относятся:

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) административное приостановление деятельности.

Как видим указанные виды наказаний полностью различаются.

Причем, необходимо учесть, что и уголовные и административные наказания делятся как на основные, так и дополнительные (ст. 45 УК РФ, ст. 3.3.КоАП РФ).

Необходимо также обратить внимание на характеристику субъекта совершения преступления и правонарушения.

Так, согласно положениям ст. 2.1. и ст. 2.10. КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица. А по УПК РФ (ст. 19) уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо.

Немаловажную роль в случае привлечения к административной или уголовной ответственности играет и возраст лица совершившего противоправное деяние.

Статья 20 УК РФ устанавливает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В тоже время, существуют и определенные исключения, касающиеся наличия специального субъекта совершения преступления, о котором в ч. 2 ст. 20 УК РФ сказано, что «лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), кражу (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

При этом возраст, по достижении которого наступает административная ответственность регламентирован ч. 1 ст. 2.3. КоАП РФ и составляет 16 лет.

Таким образом, указанные особенности критерия наказуемости совершенного деяния позволяют нам четко разграничивать преступления и административные правонарушения.

Следующий критерий разграничения преступлений и правонарушений именуется как процессуальный.

Процессуальный критерий, характеризующий процессуальную форму привлечения виновных лиц к юридической ответственности, связан с процессуальным порядком рассмотрения административных и уголовных дел. Так, административные дела рассматриваются по правилам административного процесса, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, а преступления по правилам уголовного судопроизводства, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 26.04.2013) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. (далее — УПК РФ) и УК РФ. При этом в научной литературе всегда подчеркивается как существенное отличие между преступлениями и административными правонарушениями исключительный судебный порядок привлечения к уголовной ответственности и оперативность процедур применения административной ответственности.

Завершающим отличительным признаком, разграничивающим административные правонарушения и преступления, является применение за совершенное преступление к виновному лицу конкретного вида наказания, которое назначается только судом, а за совершение административного правонарушения наказание может назначаться согласно гл. 23 КоАП РФ как судом (ст. ст. 3.5. — 3.12. КоАП РФ), так и надлежащим должностным лицом или исполнительным органом государственной власти (ст. 3.4. КоАП РФ).

Стоит отметить и тот факт, что лицо признается виновным в совершении конкретного преступления только по обвинительному приговору суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК РФ), а за совершение административных правонарушений виновным признается лицо, в отношении которого вынесено постановление или определение о назначении административного наказания (ст. 29.9. и ст. 29.10. КоАП РФ).

Конечно же, мы рассмотрели только самые выраженные критерии, устанавливающие сходства и различия между административным правонарушением и преступлением. Существует также различное множество мнений и точек зрения, касающиеся соотношения указанных деяний, которые мы не стали затрагивать ввиду того, что данные положения требуют более глубокого и тщательного исследования в рамках отдельной темы.

В заключение необходимо отметить, что какой бы разной не была юридическая природа административного правонарушения и преступления, можно утверждать, что преступления и административные правонарушения представляют собой единую систему деликтов правоохранительного законодательства.

Административное право ч.2 (самопроверка)

Административное право ч.2

1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, нефтедобывающей, газовой, угольной и торфяной промышленности является Министерство __________ РФ.

2. Основанием возникновения административных правоотношений является ______________ факт.

3. Расставьте в правильной последовательности содержание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении:

подготовка к рассмотрению дела

рассмотрение дела об административном правонарушении

вынесение постановления по делу об административном правонарушении

объявление постановления по делу об административном правонарушении

4. Установите соответствие:

1. Координацию и контроль деятельности Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства осуществляет Министерство обороны Российской Федерации

2. Координацию и контроль деятельности Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет Министерство финансов Российской Федерации

3. Координацию и контроль деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, службы внешней разведки РФ осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации

5. Укажите правильную последовательность структуры акта применения административно-правовых норм: ?

1 — вводная часть

2 — описательная часть

3- мотивировочная часть

4 — резолютивная часть

6. Административный надзор обладает следующими признаками (установите правильный ответ):

характеризуется наличием юрисдикционных полномочий

отсутствует организационная подчиненность субъектов надзора и поднадзорных органов

деятельность поднадзорных органов оценивается с точки зрения их законности и целесообразности

отсутствует возможность применения мер административно-процессуального применения

невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственною деятельность объекта надзора

7. Установите соответствие полномочий министерств:

1) деятельность по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке фармацевтических работников; Министерство здравоохранения РФ

2) определяет порядок продления сроков выплаты пособия по безработице Министерство труда и социальной защиты РФ

3) устанавливает порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы; Министерство здравоохранения РФ

4) утверждает порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего; Министерство здравоохранения РФ

5) государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения; Министерство здравоохранения РФ

6) критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате профессиональных заболеваний; Министерство труда и социальной защиты РФ

7) устанавливает порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Министерство труда и социальной защиты РФ

8) перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу; Министерство здравоохранения РФ

9) устанавливает стандарты безопасности труда; Министерство труда и социальной защиты РФ

10) устанавливает порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; Министерство труда и социальной защиты РФ

8. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, является:

60. Административное правонарушение: понятие, признаки. Состав административного правонарушения, характеристика элементов состава, виды составов.

Административное правонарушение – это поведение людей противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу.

есть акт поведения выражающее действие или бездействие

признается только противоправное действие

виновность, то есть совершение противоправного действия умышленно или по неосторожности

1.Объект- общественные отношения, охраняемые законом, то есть то на что направлено посягательство.

2. Объективная сторона – акт внешнего поведения нарушителя нормы

3.Субъективная сторона – психическое отношение нарушителя к содеянному

4.Субъект – физические лица достигшие 16 возраста, физические лица, граждане РФ, лица без гражданства, а также юридические лица.

61. Административные наказания: понятие, система, характеристика.

Административное наказание это мера ответственности за соверше-

ние административного правонарушения, которая применяется в целях пре-дупреждения совершения новых правонарушений.

1. предупреждение;2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;4. конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения;5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;6. административный арест;7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;8. дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ

62.Общие принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их классификация и характеристика. Доказательства, виды доказательств.

задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

своевременное, всестороннее, пол­ное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

разре­шение его в точном соответствии с законодательством;

обеспече­ние исполнения вынесенного постановления;

выявление причин и условий, способствующих совершению административных право­нарушений;

воспитание граждан в духе соблюдения законов.

законности. Сущность данного принципа заключается в том, что при­менение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;

объективности. Принцип объективности означает всестороннее и объек­тивное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;

равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно­го и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

гласности. Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, соглас­но которой: «Дело об административном правонарушении рассматри­вается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредитель­ной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллек­тивах, по месту учебы или жительства нарушителя». Исключения со­ставляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;

своевременности. Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нор­мами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонару­шений т др.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы:

А) Компетентные органы идолжностные лица, которые наделены пра­вом принимать властные акты, составлять правовые документы, опре­делять движение и судьбу дела, т.е. полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления — федеральные и субъектов Федерации):

= административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

= администрации районов, городов, поселков, сел;

= комиссии по делам несовершеннолетних;

= районные (городские) суды и мировые судьи;

= органы внутренних дел и их должностные лица;

= иные органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокуратура).

Б) Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

= лицо, привлекаемое к административной ответственности;

= потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред);

= законные представители обеих сторон (лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего) — родители, усыновители, опекуны, попечители;

= лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему (с момента составления протокола);

= адвокат (защитник) привлекаемого лица (с момента составления протокола).

В) Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

» свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоя­тельства, подлежащие установлению по конкретному делу);

» эксперты и специалисты (назначаются в случае возникновения необходимости в спе­циальных познаниях);

» переводчики (привлекаются в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство);

Вещественными доказательствами по делу могут быть пред­меты, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. Сохранность вещественных Доказательств гарантируется органом (должностным лицом), ве­дущим производство.

Документы признаются доказательствами, если сведения, из­ложенные или удостоверенные в них, имеют значение для произ­водства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозапи­си, информационные базы и банки данных и другие носители ин­формации).

Показания специальных технических средств, т.е. измери­тельных приборов, утвержденных в официальном порядке в каче­стве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку и др.

64. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона

Уголовный закон, как и любой другой нормативно-правовой акт, действует в строго определенных временных пределах. Точное установление периода действия уголовного закона во времени имеет значение при его применении, поскольку с этим связано правильное разрешение вопроса об определении преступности того или иного деяния и привлечения лица к уголовной ответственности за его совершение. Вопросы действия уголовного закона во времени регламентированы в ст. 9 УК РФ, ст. 54 Конституции РФ, а также закреплены в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.

«преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния».

Рассматривая вопрос о действии уголовного закона во времени, необходимо сказать о таком явлении, как обратная сила закона. Ст. 10 Уголовного Кодекса РФ гласит о том, что закон, который устраняет преступность деяния, или смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, которое совершило преступление, имеет обратную силу, т.е. его нормы распространяются на лиц, которые совершили преступления до вступления нового закона в силу, в том числе это действие распространяется ина лиц уже отбывающих наказание, либо отбывших наказание, но имеющих непогашенную судимость.

65.Понятие и признаки преступления. Категории преступлений.

. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2) Уголовная противоправность

— преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

— преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

— тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

— особо тяжкие преступления признаются умышленные деяния, за свершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Виновное(прямой или косвенный умысел) или по неосторожности(легкомыслие или небрежность)

66. Общие условия уголовной ответственности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Вменяемость (критерии невменяемости).

Уголовная ответственность — обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в результате совершения преступления. Любое лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности

Для того чтобы быть привлеченным лицо должно отвечать двум главным требованиям:

• достигнуть возраста, с которого возможна уголовная ответственность;

• быть психически вменяемым.

Уголовная ответственность за большинство преступлений наступает с 16 лет. За некоторые преступлена имеющие наивысшую общественную опасность (например, за умышленное убийство, изнасилование) уголовная ответственность наступает с 14 лет

Невменяемость — состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики. Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности и применения к нему принудительного лечения.

медицинский и юридический критерий невменяемости. Юридический критерий включает в себя неспособность лица сформировать необходимое интеллектуальное и волевое отношение к совершаемому деянию. Медицинский (биологический) критерий определяется наличием у лица признаваемого медициной состояния расстройства психической деятельности, которое является причиной наличия юридического критерия.

67. Вина в уголовном праве. Формы вины. Невиновное причинение вреда

Вина́ — в уголовном праве это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Форма вины — это определяемое законом сочетание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им деянию и его последствиям. Форма вины либо указывается в уголовно-правовых нормах, устанавливающих ответственность за конкретное преступление, либо подразумевается.

Умысел или неосторожность

Невиновное причинение вреда или уголовно-правовой казус . когда лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своего деяния, либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и не должно или не могло их предвидеть.

Попытка сбыта фальшивой денежной купюры.

68. Соучастие в уголовном праве. Формы соучастия. Виды соучастников.

Соучастие в преступлении в самом общем виде — это различные случаи совершения преступного деяния несколькими лицами. В современных правовых системах могут использоваться и более узкие определения. Так, по российскому уголовному праву под соучастием понимается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ).

Форма соучастия — это отдельная юридически значимая разновидность соучастия, выделяемая на основе субъективно-объективного критерия, которым является характер связи соучастников в совершаемом деянии

Простое соучастие (без предварительного сговора), соучастие, осложнённое предварительным сговором соучастников, соучастие особого рода — преступная организация или преступное сообщество[35].

Совиновничество и соучастие в узком смысле этого слова (соучастие с распределением ролей)[36].

Выделение группы лиц как единственной формы соучастия, включающей в себя все возможные варианты связи между соучастниками[37].

Сложное соучастие, соисполнительство, преступная группа и преступное сообщество[38].

Группа лиц без предварительного сговора,

Группа лиц по предварительному сговору

69. Стадии совершения преступления. Приготовление, покушение, добровольный отказ от преступления.

Стадии совершения преступления — это этапы, которые проходит преступление в своем развитии от начала (подготовительных действий) до конца (наступления общественно опасных последствий). В случае, если развитие преступления было прервано на любой из стадий до его завершения, речь идёт о неоконченной преступной деятельности.

Приготовлением к преступлению признаются деяния лица, направленные на создание условий для будущего совершения преступления, не доведённые до конца по причинам, не зависящим от воли данного лица.

При приготовлении к преступлению лицо выполняет первые конкретные действия, направленные на обеспечение совершения будущего преступного посягательства, приступает к практической реализации своего преступного замысла[4]. Непосредственно приготовительные действия не причиняют ущерба объектам уголовно-правовой охраны, однако они создают условия для причинения им вреда, чем и определяется их общественная опасность[

Покушение на преступление — это деяния лица, непосредственно направленные на совершение преступления, не доведённые до конца по причинам, не зависящим от воли данного лица.

Покушения подразделяются на оконченные и неоконченные. Оконченным признается покушение, при котором виновный убежден, что он сделал все необходимое для окончания преступления, однако преступный результат не наступил по независящим от него обстоятельствам[18]. Неоконченным является такое покушение, при котором виновный по не зависящим от него обстоятельствам не выполнил всех действий (бездействия), которые считал необходимыми для завершения преступления[19].

Выделяют также негодное покушение, в котором причиной недоведения преступления до конца оказывается фактическая ошибка лица в объекте или средствах совершения преступления. Негодное покушение влечет уголовную ответственность, кроме случаев использования из-за крайнего невежества средств, заведомо неспособных причинить желаемый результат.

Добровольным отказом от совершения преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Добровольный отказ возможен на стадии приготовления к преступлению и неоконченного покушения

Добровольный отказ от совершения преступления исключает привлечение к ответственности за совершение задуманного деяния

70. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Физическое или психическое принуждение

Исполнение приказа или распоряжен

71.Понятие и цели наказания. Классификация видов наказаний

Наказаниеесть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

в целях восстановления социальной справедливости;

исправления осужденного и предупреждения;

совершения новых преступлений

Видами наказаний являются:

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

8) принудительные работы;

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на определенный срок;

12) пожизненное лишение свободы;

13) смертная казнь.

В реальной действительности видов наказаний — 11, поскольку в настоящее время смертная казнь фактически не применяется:

• с 1996 г. (в связи со вступлением России в Совет Европы) действует мораторий на исполнение смертной казни;

• суды РФ в 1996-2004 гг. практикуют, как правило, не выносить смертные приговоры, а приговаривать особо опасных для общества преступников к пожизненному лишению свободы.

72. Назначение наказания (общие начала, обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание).

Обстоятельства, смягчающие наказание:

Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств

Совершение преступление в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, принуждения либо зависимости

Нарушение условий правомерности необходимой обороны задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения

Противоправность или аморальность поведения потерпевшего

Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления

Оказание помощи потерпевшему, добровольное возмещение ущерба

Обстоятельства, отягчающие наказание:

Неоднократность преступлений, рецидив преступлений Неоднократность преступлений, рецидив преступлений

Совершение преступления в составе группы лиц, особо активная роль в совершении преступления

Привлечение к совершению преступления лиц, не способных осознавать общественную опасность деяния

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга

Совершение преступления в отношении беззащитного или беспомощного лица

Совершение преступления с особой жестокостью, с использованием оружия, физического и психического принуждения

Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках

Общие начала назначения наказания — это совокупность положений, имеющих принципиальное значение при определении судом любого вида наказания за любое из преступлений, предусмотренных УК.

: оно назначается судом в пределах, установленных законом; должны при этом соблюдаться положения Общей части УК; назначаемое наказание должно быть минимально необходимым; основания для назначения более, а равно менее строгого наказания прямо предусмотрены законом; суд обязан руководствоваться критериями, сформулированными в законе, а именно характером и степенью общественной опасности (тяжестью) преступления и личностью виновного, в том числе смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а также принимать во внимание влияние определяемого наказания на исправление лица и на условия жизни его семьи.

73. Совокупность преступлений и ее виды. Совокупность приговоров. Назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров

Под совокупностью преступлений признается совершение лицом двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание.

Совокупность подразделяют на идеальную и реальную

При идеальной совокупности лицо одним деянием совершает два преступления.

При реальной совокупности лицо совершает два или более преступления двумя разными деяниями (действиями или бездействием).

СОВОКУПНОСТЬ ПРИГОВОРОВ — в уголовном законодательстве РФ вынесение двух или нескольких приговоров в отношении одного лица. Наказание по С.п. назначается, когда осужденный совершает новое преступление до полного отбытия наказания за предыдущее. Если же новое преступление совершено до вынесения обвинительного приговора за предыдущее, то наказание назначается по совокупности преступлений.

Назначение наказания по совокупности преступлений (т.е. наказания за совершение лицом двух или более преступных деяний, ни за одно из которых оно не было осуждено) – характеризуется особым порядком назначения наказаний. В общем случае, наказание должно назначаться в пределах соответствующей статьи Уголовного кодекса и не превышать их. Однако, поскольку при назначении наказания во главу ставиться принцип справедливости (ст. 6 УК РФ), когда назначенное наказание соответствует тяжести совершенного

преступления, обстоятельствам его совершения и личности преступника, суд назначает наказание не только за каждое преступление в отдельности, но и за всю их совокупность. При этом наказание за каждое отдельное преступление не выходит за пределы санкции соответствующей статьи. В истории уголовного права существовало три подхода к порядку назначения окончательного наказания по совокупности преступлений: 1) поглощение менее строгого наказания более строгим;

2) сложение наказаний; 3) смешанный принцип (поглощение и сложение наказаний).

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ПО СОВОКУПНОСТИ ПРИГОВОРОВ. Если осужденный после вынесения приговора, но до полного отбытия наказания совершает новое преступление, то наказание назначается по совокупности вынесенных приговоров. Совершение нового преступления до полного отбытия наказания по предыдущему приговору говорит о том,

что наказание за первое преступление не было достаточным для предупреждения нового преступления. Поэтому закон применяет более строгий подход к назначению наказания, – принцип поглощения менее строгого наказания более строгим в данном случае исключается. В соответствии с ч. 1 ст. 70 УК РФ, к наказанию, назначенному по последнему приговору, присоединяется частично или полностью неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

Размеры окончательного наказания по совокупности приговоров определяются в двух вариантах: 1) если наказание за последнее преступление менее строгое, чем лишение свободы; 2) если наказание за последнее преступление назначено в виде лишения свободы.

74. Рецидив преступлений и его виды. Назначения наказания при рецидиве преступлений.

Рецидив преступлений в уголовном праве — совершение лицом нового преступления после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке. Как правило, рецидив влечёт за собой усиление мер уголовной ответственности.

Рецидив принято разделять на общий и специальный:

Общий рецидив предусматривает совершение лицом разнородных преступлений.

Специальный рецидив предусматривает совершение лицом однородных или одинаковых преступлений.

пенитенциарный рецидив, который представляет собой совершение преступления в местах лишения свободы.

Назначение наказания при рецидиве

Уголовный Кодекс РФ устанавливает, что:

Срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (если отсутствуют смягчающие обстоятельства).

При назначении наказания при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений учитываются характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.

75. Освобождение от уголовной ответственности: понятие, основания и виды

При наличии оснований и условий, предусмотренных уголовным законом, лицо может быть: а) освобождено от уголовной ответственности; б) освобождено от уголовного наказания; в) досрочно освобождено от дальнейшего отбывания назначенного судом наказания. Во всех трех случаях освобождение применяется только в отношении виновных в совершении преступления,

Следовательно, нормы об освобождении от уголовной ответственности неприменимы в отношении лиц, действия которых не являются преступными. В подобных случаях имеет место не освобождение от уголовной ответственности, а реабилитация, т.е. явление, наполненное принципиально иным юридическим смыслом и нравственным содержанием. Если освобожденному от уголовной ответственности государство ничего не должно, то при реабилитации возникает целый комплекс восстановительно-компенсационных правоотношений, участниками которых являются, с одной стороны, государство, а с другой — гражданин, оказавшийся жертвой судебной или следственной ошибки

УК допускает освобождение от уголовной ответственности в следующих случаях:

в связи с деятельным раскаянием виновного (ст. 75);

в связи с примирением виновного с потерпевшим (ст. 76);

в связи с истечением сроков давности (ст. 78);

в связи с актом амнистии (ст. 84);

в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90).

К первой группе относятся истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и акт амнистии. При наличии этих обстоятельств орган дознания, следователь, прокурор или суд, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны освободить лицо от уголовной ответственности, а производство по делу прекратить, и не могут принять никакого альтернативного решения. И лишь в случаях, когда наличие акта амнистии или истечение сроков давности обнаруживается в стадии судебного разбирательства, суд не прекращает дело, а доводит разбирательство до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Ко второй группе разновидностей освобождения от уголовной ответственности относятся все остальные, а именно: в связи с деятельным раскаянием виновного, в связи с примирением виновного с потерпевшим (ст. 75 и ст. 76 УК) и в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК). Указанные в этих статьях обстоятельства порождают не обязанность соответствующего правоохранительного органа, в производстве которого находится уголовное дело (органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда), а право освободить виновного от уголовной ответственности.

Общим и обязательным условием такого освобождения является то, что данному лицу инкриминируется совершение преступления небольшой или средней тяжести.

В отличие от вышеизложенного, освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности и в связи с актом амнистии (ст. ст. 78 и 84 УК) не обусловлено определенной категорией совершенного преступления. Такое освобождение может иметь место в отношении лица, виновного как в совершении преступления небольшой или средней тяжести, так и тяжкого и даже особо тяжкого преступления.

76. Основания освобождения от уголовного наказания.Амнистия. Помилование

Если рассмотреть все предусмотренные законом основания освобождения от уголовной ответственности и наказания по стадиям, то можно их классифицировать в следующем порядке:

Лицо полностью освобождается от уголовной ответственности до привлечения в качестве обвиняемого. К этому пункту можно отнести не возбуждение или прекращение уголовного дела за истечением сроков давности, вследствие акта амнистии, ввиду помилования отдельных лиц, за примирением потерпевшего и обвиняемым или за отсутствием жалобы потерпевшего.

Лицо привлекается в качестве обвиняемого, но до осуждения его судом освобождается от уголовной ответственности. Это – истечение сроков давности (ст.78), вследствие акта амнистии, от падения общественной опасности деяния или лица в связи с изменением обстановки (ст.77), передача дела о несовершеннолетнем в Комиссию по делам несовершеннолетних ( ст.90).

Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор, но без назначения наказания. В данном случае имеется в виду статья 77 — отпадение общественной опасности лица.

Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор с назна-чением наказания, но с отсрочкой его исполнения

Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор с назна-чением наказания, но с освобождением от его отбывания. К этой категории относится истечение давности, обнаруженное в стадии судебного разбирательства; амнистия, если тот факт, что деяния подпадают под амнистию, обнаруживается в стадии судебного разбирательства.

Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования[1].

Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально поименованных лиц, а на целые категории преступников, определяемые родовыми признаками: женщин, несовершеннолетних, осуждённых к небольшим срокам наказания и т. д.[1]

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта)[1].

Во многих государствах (в том числе России) объявление амнистий оказывается приурочено к национальным праздникам и юбилеям[1].

Помилование — акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

76.Судимость и ее правовые последствия

лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.

При этом судимость распространяется не только на период отбывания осужденным наказания, но и до момента погашения или снятия ее. Согласно ч.2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Она также учитывается на основании ст. 39 УК как обстоятельство, отягчающее наказание, влияет на определение вида исправительного учреждения (ст. 58 УК), рассматривается в качестве квалифицирующего признака состава преступления, например, присвоение или растрата, совершенная лицом, ранее два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (ч. З ст. 160 УК), хулиганство, совершенное лицом, ранее судимым за хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК) и др.

Судимые обязаны сообщать об этом в ответах на запросы официальных органов. Отдельные правоограничения устанавливаются нормативными актами, например, судимые не могут работать в правоприменительных органах (в милиции, прокуратуре, суде и т.п. ).

Вместе с тем, правовые последствия судимости не являются пожизненными и при погашении и снятии ее аннулируются.

Погашение судимости – это истечение установленных законом сроков с момента отбытия лицом уголовного наказания, после чего аннулируются правовые последствия его осуждения, и лицо считается несудимым. Так, согласно ч. З статьи 86 УК РФ, судимость погашается:

· в отношении лиц, осужденных условно — по истечении испытательного срока;

· в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы — по истечении одного года после отбытия наказания;

· в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести — по истечении трех лет после отбытия наказания;

· в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении шести лет после отбытия наказания;

· в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

78. Принудительные меры медицинского характера, их виды и основания применения.

Принудительные меры медицинского характера — это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, но имеют с ним сходство — это меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов.

Различие их в том, что наказание применяется к виновным в совершении преступления, принудительные меры медицинского характера — к лицам, страдающим психическими расстройствами и представляющим общественную опасность в силу своего состояния и совершения ими общественно опасного деяния (или преступления).

Уголовный закон называет три категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера (п. п. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 97 УК):

а) совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

79 Клевета и оскорбление, как самостоятельные составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Клевета́ — порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

За доказанный факт клеветы следует уголовная ответственность с 09.08.2012

Непосредственный объект преступления — честь, достоинство, репутация человека.

Под честью в русском языке понимаются «достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя».

Достоинство — «положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

Репутация — «приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо»[4].

Субъектом клеветы является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Потерпевшим могло быть любое лицо, в том числе несовершеннолетний, недееспособный, а также умерший, если распространяемые позорящие сведения о нем задевали честь живых.

Объективная сторона преступления выражалась в распространении заведомо ложных сведений, имеющих порочащий характер. Обязателен признак «заведомости» — т. е. осознание преступником несоответствия таких сведений действительности, что сообщаемые факты и события не имели место в реальности, а значит с субъективной стороны преступление всегда совершалось с прямым умыслом.

Наказание-штраф(500 тысяч и выше)или принудительные работы

Оскорбле́ние — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

Оскорбление может быть нанесено в виде высказывания (словесно, письменно) или в виде действия (пощёчина, плевок, неприличный жест), а также публично или в отсутствие объекта оскорбления. Во многих странах оскорбление считается преступлением.

В отличие от клеветы, оскорбление не несёт в себе сведений, позорящих потерпевшего. Оскорбление заключается в негативной оценке личности человека, его качествам, поведению, причём в форме, противоречащей установленным правилам поведения и требованиям общечеловеческой морали.

80. Преступления в сфере экономической деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Незаконное предпринимательство. Лжепредпринимательство.

Родовым объектом этих посягательств является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Субъект преступлений — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

1. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК).

2. Преступления в сфере осуществления предпринимательской деятельности: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК); незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК); лжепредпринимательство (ст. 173 УК).

3. Преступления в сфере экономической деятельности, связанные с банкротством: неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК); преднамеренное банкротство (ст. 196 УК); фиктивное банкротство (ст. 197 УК).

4. Преступления в сфере кредитно-финансовой деятельности: незаконное получение кредита (ст. 176 УК); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК); нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (

5. Преступления, нарушающие принцип добросовестной конкуренции: монополистические действия и ограничение конкуренции

6. Преступления в сфере валютной деятельности: незаконный оборот драгоценных металлов,

7. Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов:

8. Преступления, посягающие на законный порядок распределения материальных благ: легализация (отмывание) денежных средств, иного имущества, приобретенных незаконным путем

9. Преступления, связанные с нарушением прав потребителей (ст. 200 УК).

Предпринимательская деятельность лиц будет считаться незаконной, если она осуществляются:

без регистрации, то есть без свидетельства, полученного в установленном порядке;

без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение обязательно. В настоящее время разрешение требуется для осуществления более 80 видов деятельности;

с нарушением условий лицензирования (например, осуществляется деятельность не указанная в лицензии, лицензия просрочена, лицензия передана другому лицу).

Смотрите еще:

  • Закон 2014 года о двойном гражданстве Закон о двойном гражданстве Уважаемые граждане Российской Федерации! 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и […]
  • Получить два гражданства Можно ли иметь двойное гражданство в России Согласно Федеральным законам «О гражданстве Российской Федерации», россиянам не запрещено иметь двойное гражданство, но получение такого не одобряется. Как это понимать? Законом отрицается не наличие иностранного паспорта, а […]
  • Имущественный вычет общая совместная собственность 2018 Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году Социальная политика Российской Федерации не сводится исключительно к выделению финансирования на пособия в пользу определенных категорий населения. Граждане, участвующие в развитии инфраструктуры, также […]
  • Жк рф ст 153 2018 год Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Текущая редакция ст. 153 ЖК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и […]
  • Как заполнить декларацию 3 ндфл в программе декларация 2018 Инструкция по заполнению 3-НДФЛ в 2018 году в программе «Декларация 2017» Практика показывает, что в 2018 году ещё большее число физлиц предпочли заполнить отчётность по форме 3-НДФЛ о своих доходах за 2017 год не на бумаге, а электронным способом с помощью […]
  • Ук рф ст 64 ч1 Дело о ДТП ст. 264 ч.1 УК РФ Здравствуйте. я попал в августе 2014 ДТП в котором пострадала моя мама. Получила тяжкий вред здоровью. Сейчас ей лучше сделали несколько операций, в данное время на больничном, но ее отпустили домой. На меня завели уголовное дело по ст.264 […]
  • Договор об отступлении прав требования ФГВФО: за месяц до ликвидации "БГ Банка" из него вывели крупную сумму Новости Бизнеса: За месяц до банкротства из "БГ Банка" вывели почти 300 миллионов. За месяц до признания неплатежеспособным в ПАО "БГ Банк" были реализованы схемы, результатом которых стало […]
  • Создать комиссию по охране труда на предприятии Образец приказа о создании комиссии по охране труда В каких случаях необходимо издать приказ о комиссии по охране труда? Как оформить этот документ и кого именно включить в него? Об этом – в нашей консультации. Также приводим образец такого распоряжения […]