Права и свободы человека и гражданина Юридические обязанности

Права и свободы человека и гражданина Юридические обязанности

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понима­нии соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ 2 по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».

Юридические права, свободы и обязанности (стр. 1 из 8)

Казанский юридический институт МВД РФ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕМА 20 «юридические права, свободы и обязанности»

Выполнил студент 1-ого курса:

Тимофеев Сергей Александрович

Преподаватель: Косыгина А. А.

1. Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений. 5

2. Механизм защиты прав, свобод и законных интересов личности по международному праву и российскому законодательству. 11

Список использованной литературы. 44

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»

Совсем недавно, Конституции нашей страны гласили: «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства…»[1] . То есть, фактически, права рассматривались через призму интересов государства, а конституции носили зачастую формальный (декларативный характер).

Как известно, Конституция (например, Основной закон СССР 1936 года) может быть «самой демократической конституцией в мире», но насколько ее положения были реализованы в политической практике — другой вопрос.

Гарантируются ли в современном Российском государстве юридические права и свободы? Что следует понимать под гарантией юридических прав и свобод человека и гражданина? Как они соотносятся с обязанностями? Эти и другие вопросы требуют обстоятельных ответов.

Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина, как юридические, так и конституционные – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их основ приобретает особую важность.

Во-вторых, права и свободы человека — развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса.

В-третьих, представляет интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, юридических прав и свобод человека и гражданина.

В-четвертых, современная ситуация с соблюдением прав человека в стране свидетельствует о наличии серьезного разрыва между провозглашаемыми Конституцией РФ правами и свободами и их реальным воплощением в жизнь большинства граждан. Трудное претворение идеи прав человека в государстве вытекает из множества экономических, социальных и политических причин, которые требуют тщательного изучения.

Задачи, которые ставил перед собой автор:

· раскрыть и охарактеризовать такие понятия, как юридическая свобода, субъективное право и юридическая обязанность;

· и изучение механизм защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.

При написании данной работы мы использовали работы таких авторов, как Гуслянников, профессоров Игнатенко и Тиунов, Лукашевой, Утяшева, Фаткуллина и Черданцева. Понятия юридическая свобода, обязанность и субъективное право наиболее полно раскрыты в учебнике Фаткуллина. Помимо его собственного определения понятия юридической свободы, обязанности и субъективного права, он также характеризует определения других авторов и сравнивает их. Гуслянников в своей работе написал о том, что практика обращения в Европейский Суд российских граждан пока находится на стадии формирования. Лукашова же считает что проблема реализации защиты прав и свобод человека упирается в государство, которое не соблюдает различные решения и замечания, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами. Профессоры Игнатенко и Тиунов рассматривали механизм защиты прав, свобод и интересов гражданина на основе действующего российского законодательства. Утяшев и Утяшева в своем учебнике утверждают, что индивид должен сам отстаивать свои права и интересы, однако как это может быть реализовано они не написали.

1 . Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений.

Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности всё это — составляющиеюридический пласт диспозиционного (регулятивного, правоустановительного) правоотношения[2] .

Субъективное правоозначаетопределенные юридические возможности, которыми обладает лично тот или иной участник правоотношения. В литературе существуют разные его понимания. Нередко трактуют субъективное право как определенную возможность или меру такой возможности.

Субъективное право — « это вид и мера возможного поведения участников правового отношения, определенные и гарантированные юридически»[3] . Интерпретации субъективного права лишь как меры возможного поведения или возможность установленным образом действовать, как разрешение на совершение тех или иных действий, как притязание и т.д. недостаточно корректны.

В действительности субъективным правом обозначаются не только мера (объем, предел) дозволенного в данном жизненном отношении поведения, но и конкретный его вид. Например, продавец, передавший свой товар покупателю, вправе получить от него деньги в размере, указанном в договоре. Вид и мера возможного поведения еще отчетливее различаются в таких субъективных правах, как право собственности, право хозяйственного ведения, право трастового управления, право на ведение дела в суде и т.п.

В правоотношении субъективное право бывает конкретным или общерегулятивным, простым или сложным, разового или многократного использования.[4]

Конкретное субъективное право являет собой строго индивидуализированные вид и меру возможного поведения управомоченного в том или ином конкретном правоотношении. Оно может быть односторонним , относительным (т.е. соотнесенным с юридической обязанностью другого лица) или абсолютным , индивидуализирующим возможности управомоченного по поводу данного объекта касательно всех остальных лиц, как это бывает в праве собственности, где собственнику противостоит обязанность всех и каждого воздержаться от воздействия на его имущество.

Общерегулятивное субъективное право означает вид и меру юридически возможного поведения, определенные одинаково для всех возможных участников общерегулятивного правоотношения. Оно в одних случаях может полностью реализоваться без конкретизации, в других — в ходе реализации официально конкретизируется уполномоченными на то органами или должностными лицами, если данное общественное отношение нуждается в индивидуальной регламентации.

В простом субъективном праве воплощаемые в нем вид и мера возможного поведения не делятся на относительно обособленные части, в то время как в сложном — они складываются из дробных частей , каждая из которых может реализоваться более или менее самостоятельно. Примером простого субъективного права служит возможность бронирования жилого помещения, сложного — право собственности, включающее владение, пользование и распоряжение соответствующими ценностями. Дробные части сложного субъективного права именуются правомочиями .

Субъективное право разового пользования исчерпывается одним правомерным волеизъявлением управомоченного (например, истребование имущества собственником из чужого незаконного владения). Субъективное право многократного пользования допускает неопределенное число дозволяемых действий (скажем, проезд по месячному проездному билету в транспорте).

В гражданском праве важное значение имеет деление субъективных прав на вещные и обязательственные . Первые из них олицетворяют вид и меру возможного поведения относительно наличного имущества (вещи), вторые — вид и меру поведения касательно других материальных благ.

Содержание субъективного права многогранно и у разных авторов выражается по разному. Например, у Фаткуллина Ф. Ф. оно выражается в:

· юридически определенных и гарантированных возможностях управомоченного предпринимать активные положительные действия,

· требовать от других не мешать таким действиям или исполнять их прямые обязанности,

· пользоваться теми или иными социальными благами и предъявлять притязания, т.е. обращаться к компетентным органам в целях привести в движение государственные средства принудительного исполнения обязанности (к примеру, предъявить судебный иск).

У Черданцева А. Ф. содержание субъективного права выражается в трех полномочиях:

· в возможности определенного поведения самого управомоченного. Например, лицо, обладающее правом собственности на вещь, имеет возможность пользоваться ею, продать, подарить и т. п. Или обвиняемый, обладая правом на защиту, имеет возможность давать показания, заявлять ходатайства, приводить различные доводы в сврою защиту и т. д.;

· в возможности управомоченного требовать от обязанного лица определенного поведения, которое вытекает из его обязанности;

· в возможности управомоченного обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав (с исковым заявлением в суд, с жалобой в административные органы и т. п.).

По своей природе субъективному праву близка юридическая свобода , «посредством которой нередко фиксируется характер поведения участников общерегулятивных диспозиционных правоотношений. Она отождествляется с субъективным правом или, по крайней мере, проводится идея, будто юридическая свобода гарантируется законом в целях реального осуществления права управомоченным лицом.»[5] Однако все это не вполне соответствует специфике юридических свобод и, кроме того, действующему российскому законодательству. Конституция РФ не только различает права и свободы граждан, но и в ряде случаев ставит их в один ряд, соединяя при помощи союза «и» (статьи 17 — 19, 45, 55, 56). Это обстоятельство, четко фиксируемое при использовании грамматического приема толкования закона, обусловлено объективными факторами, связанными с особенностями регулируемых правом отношений.

Основные права и свободы человека и гражданина

Права человека — неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором — об антидемократическом.

Правам человека присущи следующие признаки’.

— они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

— складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— принадлежат индивиду от рождения;

— имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (воздух, земля, вода и т.п.);

— являются непосредственно действующими;

— признаются высшей социальной ценностью;

— выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

— их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Права гражданина — совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права гражданина являются охраняемой законом мерой юридически возможного поведения, которая направлена на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством, т.е. является гражданином определенного государства.

В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Права человека могут осуществляться независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретным государством.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. указано, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемы от человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. «. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности.

В любом демократическом обществе права и свободы граждан, а также их обязанности составляют, во-первых, важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности, и во- вторых, средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства, но и объектом международно-правового регулирования.

Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый человек имеет право па защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, которые еще не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, принуждаться к труду. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания.

В Международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; объединяться в ассоциации; и другие права.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены такие права, как: право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на охрану семьи, материнства и детства, на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, одежду и жилище, на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, и другие права.

Общепринятыми критериями классификации основных прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, могут быть условно подразделены на три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) гражданские и политические права и свободы; 3) экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы (рис. 22.3).

Рис. 22.3. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Личные права — это права, которые принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на жизнь (ст. 20); на охрану государством достоинства личности (ст. 21); на неприкосновенность личности (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров (ст. 23, 24); на неприкосновенность жилища (ст. 25); определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26); на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29).

Гражданские и политические права — это права, которые тесно связанные с принадлежностью к гражданству данного государства, отражают конституционные права и свободы граждан, а также определяют их участие в политической и общественной жизни государства. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободу мысли (ч. 1 ст. 29); беспрепятственно придерживаться своих мнений (ч. 3 ст. 29); получать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29); на объединение (ч. 1 ст. 30); беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывать в нем (ч. 2 ст. 30); собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); обращаться лично, в также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Экономические права — это совокупность конституционных прав, которые определяют юридические возможности человека в экономической сфере. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободнее использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); иметь имущество в собственности (ч. 2 ст. 35); иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36); наследования (ч. 4 ст. 35); на труд (ч. 3 ст. 37).

Социальные права — это права, которые связаны с обеспечением человека определенными материальными благами от государства. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37); на охрану материнства и детства (ч. 1 ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на образование (ст. 43); на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).

Культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие личности. К ним согласно Конституции РФ относятся права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); на образование (ч. 1 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Экологические права — это права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе взаимодействии с природой. К ним относятся права на благоприятную окружающую семью; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Юридические обязанности личности

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит», что означает неразрывность прав и обязанностей личности.

Каждое государство закрепляет в своем законодательстве перечень тех обязанностей, которые лица, проживающие на его территории, должны исполнять. Причем, эти обязанности распространяются не только на граждан, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, государственных и муниципальных служащих и др.

Без установления юридических обязанностей «невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни» [1] .

Юридическая обязанность представляет собой установленные законом вид и меру государственно-целесообразного, должного, общественно необходимого поведения, призванного вносить порядок в общественную жизнь.

Это властная форма социальной регуляции, посредством которой допускается возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общественно-полезные интересы.

В Конституции РФ содержится перечень прав и обязанностей, который распространяется на любого человека, находящегося на территории РФ (рис. 22.4), а часть — только на граждан Российской Федерации, например воинская обязанность.

Рис. 22.4. Основные обязанности человека

Юридическая обязанность тесно связана с субъективным правом. Если субъективное право представляет собой сферу власти и свободы индивида, то юридическая обязанность — область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Взаимосвязь прав и обязанностей закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой указано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29).

  • [1] Матузов II. И.. Малько Л. В. Теория государства и права. С 191.

Права и свободы человека и гражданина

1. Понятие прав человека

1.1. Понятие и содержание прав человека.

1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права.

1.3. Право и правовой статус личности.

1.4. Связь понятий свободы личности и права

2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности.

2.1. Права и свободы.

2.2. Юридические обязанности личности.

3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод

3.1. Гарантии конституционных прав и свобод.

3.2. Функции правоохранительных органов.

Два десятилетие реформ коренным образом изменили политическое, социальное, экономическое устройство России. Со многим пришлось проститься, многое появилось вновь.

К этому новому в российском общественно-политическом сознании относятся и такие понятия как «права человека» и «гражданское общество».

Термин «права человека» вошел в наш повседневный обиход в шестидесятых годах XX века, но их история насчитывает не одну сотню лет. Понятие «права человека» основывается на концепции «естественного права», базовыми понятиями которого являются идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, наличия собственности, признания народа в качестве единственного источника власти.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», заявляет Конституция Российской Федерации.

Но вместе с тем невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека и сделать это невозможно в силу того, что понятие «права человека» — явление многогранное. Перечислим несколько определений «прав человека», наиболее часто употребляемое в научной литературе и повседневной практике.

Для кого-то права человека – это инструмент политических спекуляций, возможность вмешательства во внутренние дела других государств и давления на них в сфере международных отношений. Этот перечень можно продолжить.

Но по сравнению с другими, которые индивидуум смог приобрести благодаря его собственным усилиям, они универсальны и принадлежат каждому уже по самому факту его рождения. Права человека неотчуждаемы, нельзя лишить их человека.

Человек в неравном положении по отношению к государству. Оно может навязывать свою волю людям и использовать силу принуждения при реализации своих решений. Рядовые граждане должны иметь возможность противостоять нарушениям своих прав, как со стороны отдельных должностных лиц, так и государственных институтов власти в целом. Возможность бороться со злоупотреблениями государства и должностных лиц дают права человека.

Общественная практика показала, что реальное обеспечение прав и свобод человека в России, да и не только, требует формирования в рамках всего общества некой слабо формализованной системы, обеспечивающей гражданам возможности влияния на все стороны и сферы их жизнедеятельности, помимо влияния государства. И чем позитивнее процесс взаимодействия государственных, властных институтов и самостоятельно действующих самых разнообразных объединений граждан, тем более развито гражданское общество.

Целью исследования является права и свободы личности, как реальных возможностей человека системе общественных отношений.

В соответствии с разработанной программой были поставлены и решены следующие задачи:

— изучение понятия и значения права и свободы личности;

— изучение элементов права и свободы личности;

— изучение видов прав и свобод личности;

— изучение особенностей права и свободы личности.

1. Понятие прав человека.

1.1. Понятие и содержание прав человека.

Права человека — это совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.

Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.

Права человека представляют собой комплекс морально-правовых норм, призванных защищать человеческое достоинство и свободу личности от произвола со стороны властных институтов и их представителей.

Права человека — это некоторая гуманитарная теория и практика, включающая в себя элементы права, морали, идеологии, политики и религии, призванная защищать человеческое достоинство во взаимоотношениях человека и власти, гражданина и государства.

Права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны защищать человека от произвола власти.

Права и свободы человека относятся к категории прав моральных, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Какие же принципы лежат в основе современной концепции прав человека?

Первое: каждый человек от рождения наделен способностями и обязан управлять собой и свободно строить свою жизнь как внутреннюю (духовно-моральную), так и внешнюю (субъект права с хозяйственной инициативой).

Второе: любая власть, посягающая на права человека, должна быть ограничена.

Третье: каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к государству.

1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права.

Права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования могут быть названы непосредственно-социальными. Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет.

Вместе с тем с терминологической стороны точнее (и в большем согласии с терминологическими традициями) именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права — права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в нормативных документах.

Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности;

б) активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней и т.д.);

в) активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления месту жительства; правозащитные ассоциации и т.п.);

Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать согласно действующему законодательству.

1.3. Право и правовой статус личности.

Правовой статус — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: ”Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляют ядро правового статуса личности”1.

1.4. Связь понятий свободы личности и права.

Всеобщая равная мера — один из необходимых составных компонентов принципа формального равенства и одно из сущностных свойств права. В качестве такого компонента равная мера предполагает и другие компоненты правового принципа формального равенства — свободу и справедливость . Поэтому равная мера — это равная мера свободы и справедливости.

При этом под равной мерой имеется в виду не только всеобщий масштаб и единая для всех норма правовой регуляции, но также и соблюдение эквивалента соразмерности и равномерности в отношениях между самими субъектами права.

Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.

Правовое равенство — это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принцип правового равенства не распространяется.

Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право — математика свободы. Причем можно, видимо, допустить, что математическое равенство как логически более абстрактное образование является исторически более поздним и производным от идеи правового равенства. Последующее, более интенсивное (чем в праве) развитие и научная разработка начал равенства в математике породили неверное представление, будто идея равенства пришла в право из математики.

В социальной сфере равенство — это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано (по собственному основанию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер1.

По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе в конечном счете лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как одинаковая для всех мера правового (формально-правового, формального) равенства.

Так, нередко (в прошлом и теперь) правовое равенство смешивается с разного рода эгалитаристскими (фактически уравнительными) требованиями, с уравниловкой и т.д. или, напротив, ему противопоставляют так называемое «фактическое равенство». Подобная путаница всегда так или иначе носит правоотрицающий, антиправовой характер.

2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности.

2.1. Права и свободы.

Права и свободы человека и гражданина — права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.

Конституция указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ.

Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом , закрепленный в ст. 19:

1) Все равны перед законом и судом.

2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина — они признаются непосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором.

Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение — еще один важнейший принцип, в тоже время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы, которые также защищаются государством (ст. 17).

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя1.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение. ) его основных прав и свобод.

Совокупность прав и свобод можно классифицировать следующим образом:

— Право на свободу и личную неприкосновенность,

— Право на достоинство личности,

— Право на неприкосновенность частной жизни,

— Право на неприкосновенность жилища,

— Право на национальную и культурную самоидентификацию,

— Право на судебную защиту,

— Право на гражданство,

— Право на объединение,

— Право на участие в управлении делами государства,

— Свобода средств массовой информации,

Социально-экономические и культурные:

— Право частной собственности,

— Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

— Право на социальное обеспечение;

— Право на жилище;

— Право на охрану здоровья,

— Право на благоприятную окружающую среду,

— Право на образование,

— Право на участие в культурной жизни1.

Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением прав и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод .

Нормативно определенные государством свободы личности – это практически те же права гражданина, имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно этому определению никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы неспособны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширенному толкованию правовых норм.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

2.2. Юридические обязанности личности.

Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод.

3.1. Гарантии конституционных прав и свобод.

Гарантия (от франц. garantie) – ручательство, обеспечение[9]. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются?

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

Экономические гарантии — реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.

Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).

Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.

Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Защита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях — наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию.

Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.).

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.

3.2. Функции правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

— Исполнение судебных решений,

— Охрана общественного порядка,

— Оказание юридической помощи,

— Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов:

— Органы судебной власти,

— Органы выявления и расследования преступлений,

— Органы юридической помощи,

— Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.

В целом, в России к правоохранительным органам относят:

Cуды общей юрисдикции,

Конституционный суд России,

Следственный комитет при Прокуратуре России,

Министерство внутренних дел,

Следственный комитет МВД России,

Милиция общественной безопасности,

Департамент уголовного розыска,

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России,

Департамент охраны общественного порядка,

Департамент по борьбе с организованной преступностью,

Департамент экономической безопасности,

Федеральная служба безопасности,

Служба внешней разведки,

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

Федеральная таможенная служба,

Федеральная налоговая служба,

Федеральная миграционная служба,

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера1.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительные органы — это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).

К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд — самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия — часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие — это подсистема в системе уголовного судопроизводства.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).

Строго говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия — это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности.

Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции РФ1.

В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, юридических фирм и юрисконсультов, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере, нотариата, в том числе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частных охранных и детективных структур).

При этом необходимо подчеркнуть, что «собственно правоохранительными среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Это правоохранительные органы «узкой компетенции». Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной, К их числу можно отнести органы федеральной службы безопасности и органы ФСКН России (например, в деятельности органов федеральной службы безопасности основной является контрразведывательная функция, а органы ФСКН России призваны контролировать прежде всего легальный оборот наркотических средств).

Отличие «собственно правоохранительных органов» от специальных служб и контролирующих органов обусловлено различиями в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способов деятельности. Все они являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

Права человека являются универсальными моральными категориями, они — неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркнем в заключении три важнейших аспекта прав человека:

1. ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму;

2. автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться;

3. возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав.

Наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: «. все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей человека от произвола властей.

История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток.

Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет,

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Апк рф ст 148 Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения (действующая редакция) 1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: 1) в производстве арбитражного суда, суда […]
  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Медицина уголовный кодекс Медицина уголовный кодекс Изменения в законе о здравоохранении РФ 2016 года были приняты Государственной Думой РФ. Накануне принятия законопроекта, в обществе разгорелась жаркая дискуссия, в основе которой были подозрения, что медицинские услуги могут стать платными. […]