Права человека в республике беларусь проблема и защита

Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории права

по дисциплине: Конституционное право

Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь

профессор Д.М. Демичев

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА, ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

Объект данного исследования – реализация судебной защиты прав личности.

Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности.

Цель работы – анализ законодательства в области защиты прав личности в различных отраслях права, с различных точек зрения.

Задачами данной работы являются рассмотрение практических подходов к реализации прав человека; выявление основных проблем действующего законодательства.

В процессе работы проведено следующее исследование: анализ существующих форм защиты прав человека в различных отраслях права, а также анализ существующего законодательства.

При выполнении работы были использованы общие методы – диалектический, системный, формально-логический, функциональный; частные – метод историзма; специальный – сравнительный.

Элементами научной новизны являются совершенствование судебных и внесудебных способов защиты прав человека, а также законодательства в данной области

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS, JUDICIAL PROTECTION, CIVIL LEGAL PROCEEDINGS, ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS, CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS, THE LEGISLATION, HUMAN RIGHTS.

Object of the given research — realisations of judicial protection of the rights of the person.

Object of research are private questions in the field of judicial protection of the rights of the person.

The work purpose — the analysis of the legislation in the field of protection of the rights of the person in various branches of the right, from the various points of view.

Problems of the given work are consideration of practical approaches to realisation of human rights; revealing of the basic problems of the current legislation.

In the course of work following research is carried out: the analysis of existing forms of protection of human rights in various branches of the right, and also the analysis of the existing legislation.

At work performance the general methods — dialectic, system, is formal-logic, functional have been used; private — a historicism method; special — comparative.

Elements of scientific novelty are perfection of judicial and extrajudicial ways of protection of human rights, and also legislations in the given area

The author of work confirms, that all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

1. Право на судебную защиту прав человека как общеправовая категория

2. Защита прав и свобод личности в отдельных видах судопроизводства

2.1 Защита прав и свобод личности в гражданском судопроизводстве

2.2 Защита прав и свобод личности в административном процессе

2.3 Защита прав и свобод личности в уголовном процессе

3. Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личности

Список использованных источников

Тема работы: «Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь».

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной тематики.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую значимость.

Определенная значимость проблемы судебной защиты прав личности определяет научную актуальность данной работы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Будущие исследования судебной защиты прав личности также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований.

Объект данного исследования – реализации судебной защиты прав личности.

Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности.

Цель работы – анализ законодательства в области защиты прав личности в различных отраслях права, с различных точек зрения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. рассмотрение практических подходов к реализации прав человека;

2. выявление основных проблем действующего законодательства.

1. Право на судебную защиту прав человека как общеправовая категория

Проблема прав человека имеет международный и национальный уровни. Главенствующая роль в этой системе принадлежит международному праву, об этом свидетельствуют общепринятые международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни и др.

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

Декларация о государственном суверенитете ознаменовала начало перехода нашего общества от административно-командной системы власти к демократическому социальному и правовому государству. С этого времени начинается активный процесс реформирования всей правовой системы республики с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами.

15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, закрепившую переход нашего общества в новое качественное состояние в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме принимается Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получают более полное и конкретное закрепление[3, c 48].

Личные права образуют исторически первые самый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества (отсюда двойное название: личные — гражданские), считаются правами неотчуждаемыми и «естественными», принадлежащими любому человеку от рождения и независимо от его гражданства (т.е, личные права — это права человека) [18, c 170].

Эффективное функционирование государственно-правового механизма защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь невозможно без соблюдения конституционных гарантий прав человека[1, c 76].

В Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на судебную защиту (ст.60). Защита судом прав человека является наиболее эффективной по сравнению с другими формами защиты. Это объясняется высокой степенью демократичности и профессионализмом судебного разбирательства, которое основывается на принципах независимости суда, гласности, состязательности, непосредственности, устного судебного разбирательства, представления доказательств. Судебная защита прав и свобод человека предусмотрена во многих действующих конституциях зарубежных государств[4, c 67].

Принцип осуществления правосудия только судом, закрепленный в ст. 26 Конституции Республики Беларусь, является важной гарантией защиты прав граждан [26]. Выполнение функций правосудия внесудебными органами в период культа личности приводило к грубейшему нарушению законности, прав и интересов граждан[21, c 115].

В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике принадлежит судам [11, c 256]. Полномочия и особый процессуальный порядок деятельности суда создают необходимые гарантии правильного осуществления правосудия и обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач [29, c 76].

Общая система гарантий прав человека в Республике Беларусь включает в себя две группы:

1 Общие гарантии — это объективные материальные и духовные условия реализации основных прав и законных интересов физических лиц в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: экономические, политические, социальные и духовные.

Экономические гарантии должны создавать объективные условия, в которых индивид должен получать материальные возможности для реального осуществления своих прав и законных интересов. Основными составляющими данного вида гарантий должны являться право собственности и право на труд.

Политические гарантии обеспечивают возможность реализации гражданами Республики Беларусь своих политических прав и свобод, установленных в Конституции и иных нормативных правовых актах государства.

Социальные гарантии включают в себя деятельность государственных органов Республики Беларусь, направленную на создание высокого жизненного уровня в государстве и реализацию социальных прав личности (право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, поддержка института семьи, материнства, детства, отцовства и др.).

Духовные гарантии являются средством реализации духовных запросов личности (право исповедовать религию, посещать кино, театры, библиотеки и т.д.).

2 Юридические гарантии — это система взаимосвязанных механизмов, форм и средств (нормативных, институционных и процессуальных), обеспечивающих реализацию прав и свобод человека в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: собственно гарантии охраны прав человека, юридические гарантии квалифицированной правовой помощи и организационные гарантии.

Гарантии охраны прав человека — закрепленные в Конституции Республики Беларусь пределы прав и законных интересов физических лиц на ее территории, а также меры поощрения и стимулирования правомерной и инициативной реализации их прав.

Юридические гарантии квалифицированной правовой помощи — установленные государством возможности использования помощи адвоката в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве, а также гарантии оказания консультационных услуг государственными органами, общественными объединениями и адвокатскими коллегиями.

Организационные гарантии — это система правовых (в том числе локальных) норм, устанавливающих сферы и содержание управленческой деятельности, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Беларусь, а также общественными организациями и должностными лицами. Данные гарантии реализуются не через процессуальную или юрисдикционную деятельность, а через организационную работу [1, c 77].

Что касается гарантий в международном праве, то в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. личные (гражданские) права и свободы закреплены в основном в первых главах: главе I «Достоинство» и главе II «Свободы», нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями положения Конвенции Совета Европы.

Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст. 4), а также в Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Право на жизнь — предмет следующий статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь — наиболее общее право человека, содержание которого детально раскрывать в нормах права нет необходимости.

Право на целостность личности — новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 2 Хартии):

Хартия (ст. 5) и Конвенция (ст. 4) закрепляют также перечень основных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:

безусловный запрет рабства, а равно содержания людей в подневольном (крепостном) состоянии; запрет принудительного или обязательного труда; запрещение торговли людьми [25].

Право на уважение частной и семейной жизни, включая неприкосновенность жилища и тайну передаваемых сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).

А также другие права и свободы, закрепленные в международных документах.

В Конституции Республики Беларусь находят свое отражение в сфере защиты прав личности многие международные документы.

Во-первых, текст действующей Конституции Республики Беларусь и текст Европейской конвенции по правам человека во многом совпадают. Статьи, посвященные правам и свободам человека и гражданина, не всегда полностью дублируют друг друга, но по сути своей эти тексты схожи как в редакционном, так и в концептуальном плане. Статья 2 Европейской конвенции по правам человека близка по своему содержанию к ст. 24 Конституции Республики Беларусь, в которой речь идет о праве на жизнь. Например, в части третьей этой статьи говорится о том, что смертная казнь существует в виде исключительной и временной меры.

И таких норм Конституции схожих с Европейской конвенцией по правам человека достаточно много.

Таким образом, выполняя предписания конституционных норм, мы тем самым выполняем и положения Европейской конвенцией по правам человека. В то же время Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и поэтому в юридическом плане положение Европейской конвенции по правам человека для нас, строго говоря, не обязательны. Однако закрепление в Конституции Республики Беларусь верховенства права, приоритета общепризнанных принципов международного права, предполагает необходимость следования нашего законодательства этим принципам, позволяет нам, формируя позицию судов (в частности Конституционного суда), ориентироваться на эти европейские ценности реализовывать их в судебной практике. При этом отступлений от конституционных норм не будет. Наоборот, выполняя предписания Конституции Республики Беларусь и Европейскую конвенцию по правам человека, суды нашей страны будут находиться в центре правовых реформ, правовых преобразований, что будет способствовать выполнению ст.1 Конституции Республики Беларусь о становлении правового демократического государства в нашей стране [5, c 52].

Но сопоставив нормы Европейской конвенции по правам человека и нормы международных пактов, мы не сможем сделать вывод, что Европейская конвенция по правам человека содержит абсолютно все нормы о защите прав человека и гражданина, которые воплощены в вышеназванных международных документах. Нормы Европейской конвенции по правам человека получили новое содержание благодаря протоколам, которые появились в последующем, после принятия Европейской конвенции по правам человека. Понимание смысла положений конвенкции, их новое «прочтение» обеспечивается практикой Европейского Суда по правам человека.

Что же касается Конституции Республики Беларусь, то в качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции. В частности подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан.

Важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60).

В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право обращаться в суд (ст. 61). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе [3, c 52].

2. Защита прав и свобод личности в отдельных видах судопроизводства

2.1 Защита прав и свобод личности в гражданском судопроизводстве

Способы защиты гражданских прав разнообразны. Так в ст. 6 Гражданского Кодекса 1964 г. защита гражданских прав осуществляется путем:

признания этих прав, например, признания права собственности на часть дома; признания права авторства; признания права на жилплощадь; признания наследником и т.д.

восстановления положение, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, например, истребование собственником имущества, которым незаконно владеет другое лицо, устранение препятствий, созданных собственнику в использовании или распоряжении вещью, возврат сторон в первоначальное положение по недействительной сделке и т.д.

присуждения к исполнению обязанности, например, решение, обязывающее арендодателя передать арендатору объект, по поводу которого заключен договор аренды;

прекращения или изменения правоотношения, например, решение о выделении доли из общего имущества, решение о расторжении договора купли-продажи в случае продажи покупателю вещи ненадлежащего качества;

взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени);

иными способами, предусмотренными законом.

В ст. 11 нового ГК РБ кроме вышеперечисленных способов называются:

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применение последствий ее недействительности;

компенсация морального вреда;

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего законодательству;

Как и в ныне действующем ГК, перечень способов защиты гражданских прав в новом кодексе не является исчерпывающим.

Все перечисленные способы можно сгруппировать, выделив способы, применяемые только судом, способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту гражданских прав субъектом права без участия суда.

Некоторые способы защиты могут быть применены не только судом, но и другим правоприменительными органами. Например, в случае совершения индивидуальных или согласованных действий, запрещенных Законом РБ “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и нарушающих права граждан и юридических лиц, Государственный антимонопольный комитет вправе дать предписание о прекращении нарушения, восстановлении первоначального положения, изменения договора, отмене неправомерного акта и др [8].

Анализируя законодательство, обеспечивающее право на судебную защиту, законы можно условно разделить на:

• предоставляющие право на судебную защиту в общей форме, т.е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям;

• устанавливающие право граждан на судебную защиту в частных случаях, т.е. на защиту конкретных прав, либо на защиту от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц [20, c 52].

Гражданский кодекс можно отнести к первой категории. Так как в нем говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях — в соответствии с договором [8].

Общепризнанным является тот факт, что наиболее совершенной формой защиты является судебная форма. Именно поэтому она стремительно развивалась в последнее время.

Судебная форма защиты наиболее приспособлена к разрешению спорных и сложных правовых вопросов в силу детального регулирования порядка рассмотрения дел с участием заинтересованных ляд, наличия всесторонних гарантии вынесения законного и обоснованного решения.

Однако в кодексе также предусмотрен такой способ защиты, как самозащита. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или соответствующим закону договором не предусмотрено иное.

Способы защиты в гражданском праве могут быть классифицированы на группы:

применяемые органами государственной власти и местного самоуправления (а также их структурными подразделениями);

применяемые непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены.

К первой группе следует отнести:

признание права. Подобный способ применяется при наличии угрозы нарушения гражданских прав, подвергающихся оспариванию. Примером его могут быть решения судов о признании права собственности;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Определяющим для применения этого способа является факт совершения противоправных действий, ответной реакцией на которые будет решение суда;

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности. Следует иметь в виду, что судебная практика исходит из того, что иски о признании ничтожной сделки недействительной допустимы, хотя она и является таковой в силу прямого указания закона. Данный способ характерен тем, что применяется судом к сделкам по искам лиц, чьи права этими сделками нарушены. Основанием предъявления подобных исков служит несоблюдение хотя бы одного из условий недействительности;

признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Этот способ защиты специфичен тем, что нарушение гражданских прав происходит вследствие издания упомянутых актов по вопросам, не входящим в компетенцию названных органов или превышения их полномочий. Причем данные акты должны быть адресованы конкретным лицам или группе лиц, т. е. не носят нормативного

характера. Что касается нормативных актов, то они могут быть оспорены лишь в случаях, предусмотренных законом. Специфику данного способа составляет то, что его применение автоматически влечет за собой другие способы защиты. В противном случае вместо надлежащей защиты имел бы место лишь факт констатации нарушения гражданских прав;

присуждение к исполнению обязанности. Им защищаются нарушенные права кредиторов по обязательствам вследствие уклонения должника от передачи вещи, выполнения обусловленных работ, оказания оговоренных услуг или передачи денег;

возмещение убытков может иметь место только в случае причинения убытков, как по обязательственно-правовым, так и вещно-правовым искам. Под убытками законодатель понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

взыскание неустойки в качестве способа защиты применяется в случае, когда исполнение обязанности должника обеспечивается предусмотренной законом или договором неустойкой. Неустойка не взыскивается, если обязанности исполняются надлежащим образом;

компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину иные нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на, нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;

прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось (например, перенос срока исполнения при восполнении недопоставки, выселение правонарушителя из занимаемого им жилого помещения).

неприменение судом противоречащему законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления подразумевает обязанность суда обосновать неприменение, указать, чему противоречат перечисленные акты.

Последовательность совершения процессуальных действий предусмотрена гражданским законодательством. И все отношения носят системный характер и приводят к осуществлению защиты права только при наличии определенных законом их совокупности. В силу этого защита права в гражданском судопроизводстве протекает в специфической форме, именуемой гражданской процессуальной формой. Ее задача – обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов заинтересованных в исходе дела лиц.

Из всех известных правил о процедурах защиты права закон именует процессом, как правило, лишь порядок судопроизводства. При этом он предусматривает не только детальный порядок рассмотрения и разрешения дел, проверки законности и обоснованности решений, но и обеспечения принудительного исполнения принятых решений.

Нормы гражданского процессуального права определяют все этапы судебной защиты права, т.е. порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел судами первой инстанции и вышестоящими судами, а также порядок принудительного исполнения как судебных решений, так и ряда иных актов защиты в отношении граждан.

Таким образом, судебная власть при защите прав граждан осуществляется общими судами в пределах, урегулированных гражданским процессуальным законодательством. Оно, согласно ст.3 ГПК, регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникают, из административно-правовых отношений, дел производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства, рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей прав [9]. Гражданская процессуальная судебная форма защиты в силу этого носит универсальный характер.

2.2 Защита прав и свобод личности в административном процессе

В Конституции Республики Беларусь устанавливается правило о том, что государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (ст.59) [26].

В настоящее время важное значение имеет обеспечение прав и свобод граждан непосредственно аппаратом исполнительной власти и надзорных органов. Необходимо заметить, что в ст. 40 Конституции Республики Беларусь провозглашено право индивида направлять личные или коллективные обращения в государственные органы [20, c 53].

Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).

В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина [19, c 78].

В процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях может быть заложена позиция о процедуре обжалования неправомерных действий администрации и должностных лиц [20, c 53].

Один из наиболее полных перечней способов защиты прав и свобод граждан был предложен Н.Г Салищевой:

судебный контроль за деятельностью администрации, имея в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможную организацию системы органов административной юстиции;

административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. К такому же способу можно отнести президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) граждан в органах исполнительной власти;

прокурорский надзор за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти, а также за органами местного управления и самоуправления;

контроль со стороны представительных органов государственной власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом общего требования разделения законодательной и исполнительной властей.

Однако данный перечень способов и средств защиты прав и свобод человека недостаточно полон, и предлагаем дополнить его административно-правовой защитой милицией личных прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности и защитой прав осужденных.

Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).

В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина.

Хотелось бы так же отметить роль Президента Республики Беларусь в административном процессе. Функции Президента как гаранта прав человека – издавать нормативные правовые акты. В соответствии со ст.85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашего государства. Право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент, могут использоваться им для защиты прав человека.

В соответствии со ст.40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.

Анализируя данное конституционное положение, видим, что большую роль в системе защиты прав и свобод человека играет организация приема граждан и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб граждан) в органы исполнительной власти. Это положение в настоящее время более подробно регламентируется Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» [17].

По обращению граждан соответствующими органами должны принимать меры по, направленные на восстановление нарушенных прав, улучшение работы аппарата управления, укрепление режима законности. Обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, устными или письменными.

Также весьма значительна роль административно-правовой защиты прав милицией в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Данная тема весьма актуальна в наше время, так как именно в данных областях совершается больше всего нарушений. Именно работники внутренних дел следят за сохранностью правового статуса личности.

Понятие «правовой статус» неоднозначно трактуется в научной литературе. Представляется, что под правовым статусом гражданина следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития, закрепляют обязанность (в определенных случаях) его юридической ответственности, на основе закона определяют действия государства и других

Права ребенка в Республике Беларусь

Глава 1. Защита прав ребенка

Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь

2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

2.2 Право на жизнь в семье

2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг

2.4 Право на свободу личности. Право на защиту

2.5 Право ребенка на имя

2.6 Право ребенка на гражданство

Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь

3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд

3.2 Право на жилище. Право на имущество

Глава 4. Методика преподавания курса «Права ребенка»

Список использованных источников

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:

100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;

50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;

120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;

в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.

Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.

Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени приобретает движение за права детей

Степень разработанность темы. Тема прав ребенка и их защиты имеет не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.

Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:

Права детей на жизнь;

Защита прав детей;

Ребенок и семья

Права и обязанности детей;

Правовая культура детей.

Не менее важным в развитии научных основ охраны прав ребенка является проведение научно-практических семинаров, на которых освещаются различные аспекты данной темы. Например, охрана прав ребенка в области осуществления правосудия и прокурорского надзора [7, с. 26].

Наиболее известными белорусскими исследователями проблемы прав ребенка и их охраны являются Л.И. Смагина, В.И. Пенкрат, В.В. Подгруша, А.А. Кеник.

Объект Права ребенка в Республике Беларусь

Предмет Социальные права детей и их защита

Целью работы является изучения видов социальных прав детей в Республике Беларусь и форм их защиты. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Изучение нормативно-правового обеспечения прав ребенка в Республике Беларусь;

Изучение видов социальных прав детей в Республике Беларусь;

Изучение видов материальных права детей в Республике Беларусь.

Глава 1. Защита прав ребенка

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации [18, с. 191]. Дети – будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.

Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.

Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение термина «ребёнок» дается в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее» (ст. 1 Конценции) [13, с. 3].

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.

Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».

Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».

Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей

Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.

Просветительский уровень. Дело первоначальной важности – изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [5, с. 29].

Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.

Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13, с. 4].

Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:

2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].

Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].

В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).

Согласно ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.

В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь [18, с. 194].

2.2 Право на жизнь в семье

Право на жизнь в семье закреплено в ст к Конвенции о правах ребёнка 1989 г., согласно которой каждый ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу [18, с. 196]. Ст. 185 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь закрепляет право каждого ребёнка на жизнь в семье. Т.е., согласно вышеназванной статье, все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое выработало человечество. Оно позволяет обеспечить нормальное интеллектуальное и социальное развитие ребёнка [13, с. 6].

Право детей жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь а исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребёнка, в частности при лишении или ограничении родительских прав.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье, кроме того, включает в себя права:

на знание своих родителей;

на заботу своих родителей;

на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;

на уважение его человеческого достоинства [18, с. 196].

2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг

Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 49 Конституции Республики Беларусь, в п. 1 и 2 ст. 186 Кодекса, в ст. 23 Закона «О правах ребёнка» и в ст. Закона «Об образовании в Республике Беларусь». Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право:

на равные возможности доступа к национальной системе образования;

на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке;

на получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;

на выбор учреждения образования и получения образования;

на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

Право на труд закреплено в ст. 32 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в п. 3 и 4 ст. 186 Кодекса, в ст. 272-282 Трудового Кодекса Республики Беларусь, в ст. 24 Закона «О правах ребёнка». Основные положения этих нормативных актов сводятся к следующему:

по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность;

с письменного согласия родителей или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребёнком, достигшим 14 лет;

оплата труда несовершеннолетним при сокращенной продолжительности ежедневной работы осуществляется в том же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы [18, с. 197].

Право несовершеннолетних на труд предполагает его право на отдых и досуг. В соответствие со ст. 187 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития [12, с.138].

Право на отдых и досуг закреплено в ст. 31 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 43 Конституции Республики Беларусь, в ст. 25 Закона «О правах ребёнка»:

право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

право каждого ребёнка на отдых и выбор внешкольных занятий. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями;

государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры [18, с. 198].

2.4 Право на свободу личности. Право на защиту

Закон не только наделяет ребёнка правами, но и гарантирует свободу личности ребёнка. Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 188 Кодекса, в ст. 26-28 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем:

государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно выражать по всем вопросам, которые его затрагивают;

дети имеют право на создание и участие в детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути. Деятельности молодежных общественных объединений не должна противоречить Конституции и законодательству Республики Беларусь (участие в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях) [10, с. 124];

каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих;

каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижения;

каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательство в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений [18, с. 199].

Права ребенка и их защита обеспечивается родителями или лицами их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными органами (органами опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, администрацией детских домов), прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты в интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и коммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов детей.

Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 Кодекса дает право детям на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических психологических. Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд.

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую защиту со стороны государства [10, с. 125].

2.5 Право ребенка на имя

В ст. 7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 Кодекса, в ст. 20 Закона «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя.

Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен (первое имя является основным). Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия — по указанию органа опеки и попечительства. Выбранное имя не должно противоречить нормам общественной морали и национальным традициям. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца.

При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке: фамилия ребенку присваивается по фамилии матери; запись об отце ребенка производится по фамилии матери; собственное имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери и, соответственно, отчество ребенку присваивается по указанному имени отца.

По решению органа опеки и попечительства (в интересах ребенка) возможно изменение фамилии несовершеннолетнему, а в случае прекращения брака между родителями, признания брака недействительным или вступления в новый брак — на фамилию родителя, с которым ребенок остался проживать. Изменение фамилии ребенка, достигшего 10 лет, производится с его согласия. Фамилия ребенка может быть изменена при усыновлении, установлении отцовства и (или) материнства.

Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет.

Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях — с согласия органа опеки и попечительства — до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации.

Отчество ребенка, не достигшего шестнадцати лет, изменяется, если изменил собственное имя отец, или в случае установления отцовства, а также при усыновлении.

Лицо, достигшее шестнадцати лет, может обратиться с заявлением о перемене имени, в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства [18, с. 200].

2.6 Право ребенка на гражданство

Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом» [2].

Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. от 22.06. 2006 г.) регулирует вопросы гражданства детей. По общему правилу гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению. К иным основаниям приобретения гражданства относятся: прием в гражданство, приобретение гражданства в порядке регистрации и др. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

родители (родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации:

1) дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь — по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

2) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими -по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства, дети, находящиеся на территории Республики Беларусь

По действующему законодательству утрачивается гражданство Республики Беларусь по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.

В случае изменения гражданства родителями (единственного родителя) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста четырнадцати лет.

Изменение гражданства детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в случае изменения гражданства их родителями, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.

По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до шестнадцати лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.

Если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляется гражданином (супругами гражданами) Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой — лицом без гражданства, он становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. При усыновлении ребенка иностранца либо не имеющего гражданства супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой — иностранным гражданином, гражданство приобретается по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:

супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;

супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства,

супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой — иностранным гражданином или лицом без гражданства.

У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства.

Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь

3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд

Право на материальное обеспечение закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 195 Кодекса, в ст. 8 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем.

каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

каждый ребенок, независимо, от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического, умственного и духовного развития, реализации природных склонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.

Право на бесплатный проезд. Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения. Студенты и учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисленных на полное государственное обеспечение, кроме денежных выплат на приобретение одежды и питания, обеспечиваются также единым билетом, дающим право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте, бесплатными путевками в санатории, дома отдыха с бесплатным проездом до места отдыха, а дни каникул — бесплатным проездом до места нахождения учреждения, где они воспитывались или семьи опекунов, попечителей, приемных родителей [18, с. 204].

3.2 Право на жилище. Право на имущество

Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 192 Кодекса, в ст. 29, 55, 84, 123 Жилищного кодекса Республики Беларусь, в ст. 18 Закона «О правах ребенка». Суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующим нормам и стандартам, установленным в Республике Беларусь. В настоящее время размер предоставляемого жилья предусмотрен от 15 до 20 кв. метров на одного члена семьи, в том числе и на ребенка.

Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.

В соответствии со ст. 123 ЖК и ст. 275 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства на основании решения исполкома

В ст. 84 ЖК и в соответствующих пунктах «Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г., закреплены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть в них вселены:

право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступлений совершеннолетия с даты их определения на воспитание;

в случае смерти родителей, состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий — право состоять на учете с даты постановки на учет их родителей;

право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования.

Дети могут проживать в специальных жилых помещениях в домах-интернатах, школах-интернатах всех типов для детей-инвалидов.

Статья 43 Жилищного кодекса устанавливает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий являются лица, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, которые не имеют отдельной квартиры.

Если над несовершеннолетним установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем). Жилое помещение подопечного, в случае направления его в интернатное учреждение либо переселения по месту жительства опекуна (попечителя) может быть сдано опекуном (попечителем) по договору найма. Доходы от сдачи жилого помещения зачисляются на лицевой счет подопечного в кредитном учреждении за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.

Если жилое помещение находится в другой местности, то местные исполнительные и распорядительные органы назначают опекуна над этим имуществом подопечного.

Опекуны и попечители, вселившиеся в помещение подопечного, самостоятельного права на это помещение не приобретают.

Право на имущество закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, в ст. 19 Закона «О правах ребенка». Суть этого права сводится к тому, что:

каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, предусмотренные законодательством;

ребенок, независимо от места его проживания, в соответствии с законодательством имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их умершими решением суда;

случае признания родителей или одного из них по решению суда безвестно отсутствующим ребенок имеет право на содержание за счет их имущества [18, с. 204].

В соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса (далее — ГК) Республики Беларусь, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет обладают частичной дееспособностью и вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки (как правило, на незначительные суммы) имеют целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребёнка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.).

Предоставляя малолетним право совершать значительные сделки, законодательство предусматривает, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и совершённым им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большем объёме, чем малолетние. Они с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей вправе совершать любые сделки. Сделка, совершённая таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (ч. 1 ст. 25 ГК). При этом для совершения несовершеннолетним сделки достаточно согласия одного из них.

Имущественную ответственность по сделкам, совершённым несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей) или попечителя, несут сами несовершеннолетние [13, с. 7].

Естественно, если ребенок наделяется определенными правами, то в нормативно-правовых актах должен быть определён и механизм его защиты. Так, к примеру, Конвенция о правах ребенка предусматривает обязанность государства обеспечить ребёнку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры [13, с. 7].

Глава 4. Методика преподавания курса «Права ребенка»

Ребенку необходимо не только наличие информации о его правах и обязанностях, но и осознание неотъемдемости своих прав, их естественности, понимания того, что права человека являются основным наполнением понятия права как такового.

Эффекивное правовое образование и воспитание современных детей должно заключаться не столько в передаче знаний, сколько в формировании особого «правового» мировоззрения, котороваор е невозможно навязать силой. Необходимо формировать у детей правовое пространство [6, с. 57].

Формирование у учащихся понятий о своих правах (в единстве с правами окружающих людей) невозможно без глубокого осознания ими самооценки своей и других людей, а также без установления в классе доброжелательной, доверительной атмосферы. Т.о. преподавание предмета «Права ребенка» способствует повышению нравственной воспитанности учащихся класса, совершенствованию навыков общения детей со сверстниками и взрослыми, формировать у детей чувство защищенности в свое малом коллективе – классе.

Ознакомление со своими правами детей проходит поэтапно. Содержание курса для учащихся 1-3-х классов включает ознакомление с естественными правами ребенка (правом на жизнь, правом на защиту), а также с правом на развитие (образование), т.е. с теми правами, с которыми дети повседневно сталкиваются в семье, классе, школе. Ознакомление детей с некоторыми экономическими, политическими правами, а также с правами на культура начинается с 4-го класса. В 5-9 классах преподаватель акцентирует внимание на обязанности, вытекающих из предоставленных прав. Основными формами на данном этапе правового образования являются тренинги, дискуссии и диспуты.. Возрастает сложность структуры уроков и содержание излагаемого материала.

В старших классах (10-11 классы) с юношами и девушками 16-17 лет проблема прав ребёнка в контексте идеи прав человека обсуждается на достаточно высоком уровне общения.

Смотрите еще:

  • Чувашский закон об административных правонарушениях Административная комиссия Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 . Смотреть что такое "Административная комиссия" в других словарях: Административная комиссия — в СССР коллегиальный орган при исполкоме […]
  • Императивный метод правового регулирования уголовного права метод правового регулирования (англ method of legal regulation) — совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование […]
  • Юрист рима Юрист рима STUDIO LEGALE AVV. VENTURIviale Marco Fulvio Nobiliore, 4300175, ROMA, ITALIA 15 лет опыта защиты в судах и на переговорах Высшее юридическое образование и дополнительные специальные знания. Методика профессиональной медиации. АССИСТЕНТ РИМ Юридическая […]
  • Доверенность на получение денег возврат Доверенность на возврат денежных средств образец Доверенность на возврат денежных средств образец Доверенность на получение наличных денежных средств Доверенность на получение денег В заявлении обязательно нужно указать банковские реквизиты для перечисления денежных […]
  • Старший судебный пристав белгорода Судебные приставы г строитель яковлевский район белгородской области Вейделевский районный суд.Адрес: 309720, п. Вейделевка, ул. Центральная, 17Телефон: (47237) 5-47-33E-mail: [email protected]Официальный сайт: http://veidelevsky.blg.sudrf.ru 7. Волоконовский районный […]
  • Расторжение договора у ип Расторжение договора с Ринг-М и ИП Басаргиной А.В. Добро пожаловать на сайт юридической фирмы "Егоров и партнеры" Работаем со всеми городами России по нижеуказанной услуге Звонки принимаются с 10-00 по 20-00 по Московскому времени 8 (495) 226-12-09 для […]
  • Написать письмо в лдпр москва Открытые письма Жириновскому В.В. Открытое письмо опубликовано на этот сайт! На политической арене Владимир Жириновский фигура заметная. Его дебют как политика состоялся в 1988 году с выступления на съезде «Демократического союза». С 1992 года он – председатель […]
  • Получить юридическую консультацию в киеве Legal Assistance LAW company Юридическая компания LEGAL ASSISTANCE – это оперативная помощь в разрешении хозяйственных, административных, гражданских споров и представительство интересов в судебных, государственных, финансовых организациях. Комфорт, спокойствие, […]