Полномочный орган юридического лица

М. В. Дасько основы предпринимательства текст лекций для учащихся всех специальностей

Тема 3.3. Банкротство и проведение санации организаций

План

  1. Понятие, виды и причины банкротства
  2. Проведение процедуры банкротства

3.3.1. Понятие, виды и причины банкротства

Фирмы, которые не могут адаптироваться на рынке, убыточны, должны

исчезнуть с рынка. Объявить банкротом предпринимателя или фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы – право распоряжаться ею. После принятия судом решения о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств. Банкротство может быть добровольным (инициируют сами должники) или принудительным (инициаторы — кредиторы).

Банкротство связано с неплатежеспособностью, вызванной нехваткой или отсутствием средств в момент наступления платежа. Неплатежеспособность бывает двух видов – практическая и абсолютная. Практическая неплатежеспособность наступает, если должник не может рассчитаться с кредиторами, не имея свободных денег (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств, что не влечет за собой банкротство. Она может быть быстро ликвидирована:

— передача кредиторам прав собственности на часть имущества и др.

Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях:

— реальная стоимость активов должника меньше его обязательств;

— наблюдается недостаточная степень ликвидности его имущества (скопление непроданной продукции, устаревшее оборудование).

Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Неплатежеспособность — неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85 или значение коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами превышает 0,5 для всех видов отраслей народного хозяйства.

3.3.2. Проведение процедуры банкротства

На основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 15.02.2010) требования кредиторов в конкурсном производстве могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Уведомление кредиторов о ликвидации должника и об открытии конкурсного производства происходит путем публикации соответствующего сообщения в средствах массовой информации, которые будут определены судом. На сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь размещается информация о банкротстве. Процедура банкротства лишь констатирует факт невозможности исполнения должником своих обязательств и призвана обеспечить права кредиторов в максимально возможном объеме.

Смысл института банкротства заключается в том, что в схеме управления фирмой высший орган управления в лице собрания участников (или учредитель) заменяется собранием кредиторов, а исполнительный орган в лице директора – управляющим. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые будут способствовать удовлетворению их требований. Кредиторам разрешается договориться о способах раздела имущества посредством проведения собрания кредиторов, где может быть принято решение о ликвидации банкрота или санации (смена руководства и контроль кредиторов). Ликвидация банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить их убытки. Реальная цена оказывается ниже балансовой стоимости. Плвн санации или ликвидации является, по сути, бизнес-планом будущего выхода фирмы из кризиса.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие у них права требовать от должника денежного удовлетворения.

Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству:

  • конкурсные кредиторы;
  • собрание кредиторов;
  • комитет кредиторов.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством. Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника. Комитет кредиторов — постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек.

Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен управляющий (временный управляющий, антикризисный управляющий). Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника (защитный период).

Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Основными задачами управляющего являются:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;
  • урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;
  • максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;
  • содействие производству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются:

  • осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника – юридического лица или прекращение деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
  • продажа имущества должника;
  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • защитный период;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение;
  • иные процедуры банкротств, предусмотренные Законом о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.

Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Его продолжительность не может превышать 3-х месяцев. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до 3-х лет в целях завершения досудебного оздоровления.

На срок защитного периода назначается временный управляющий.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствия оснований для её проведения – в процессе ликвидации должника — юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок, не превышающий 18 месяцев, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего этот срок может быть сокращен или продлен, но не более чем на 12 месяцев.

По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

  • прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • заключении мирового соглашения; продлении установленного срока санации;
  • прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит из вышеперечисленных решений.

Ликвидационное производство имеет целью ликвидацию должника и освобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Должник вместе с кредиторами разрабатывает план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом. Хозяйственный суд устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года, но может быть продлен еще на 6 месяцев по решению суда.

Мировое соглашение – соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и др. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения.

Вопросы для самоконтроля :

  1. Дайте понятие неплатежеспособности предпринимателя.
  2. Как определяется устойчивая неплатежеспособность предпринимателя?
  3. Охарактеризуйте практическую и абсолютную неплатежеспособность.
  4. Приведите пути предупреждения банкротства.
  5. Опишите процедуру банкротства.
  6. Изложите порядок проведения санации организации.

Тема 3.4. Порядок ликвидации и реорганизации предпринимательских структур

  1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица
  2. Примерные расходы на организацию бизнеса

3.4.1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица

В соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

— собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

— хозяйственного суда в случае:

  • осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения

(лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

  • экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
  • уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ,

закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган представляются:

заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

решение о ликвидации.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

На основании вышеприведенных документов регистрирующий орган:

в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее — архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

  • печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
  • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
  • копию публикации в газете «Рэспублiка» о ликвидации.

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

  • печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
  • подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
  • копию публикации в газете «Рэспублiка» о прекращении деятельности.

О принятом решении о ликвидации регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет коммерческую организацию, а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение).

Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель — предпринимательскую деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Реорганизация предприятия производится по решению собственника (учредителей, участников) либо уполномоченных государственных органов. При этом права и обязанности юридических лиц, прекративших свою деятельность, переходят ко вновь образованным. Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц:

1) преобразование, изменение вида юридического лица;

2) слияние нескольких юридических лиц с образованием нового;

3) присоединение юридического лица к другому;

4) разделение на несколько новых лиц, проходящее на основании разделительного баланса;

5) выделение нового юридического лица из остающегося. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

3.4.2. Примерные расходы по созданию бизнеса (по состоянию на 01.01.2011):

1. В форме юридического лица:

1.1. Плата за проведение оценки неденежного вклада в уставный фонд — в зависимости от вида имущества;

1.2. Плата за открытие временного счета для формирования уставного фонда за счет денежных средств — от 0 до 2,5 БВ (согласно тарифам банка), в том числе комиссия за зачисление денежных средств на временный счет (в % от зачисляемой суммы, согласно тарифам банка, может не взиматься);

Учредителю необходимо учитывать, что на временный счет вносится его вклад в уставный фонд (хотя он не относиться к «расходам» учредителя по созданию коммерческой организации):

— закрытого акционерного общества в размере не менее 100 БВ;

— открытого акционерного общества в размере не менее 400 БВ;

— иных коммерческих организаций в размере, определяемом учредителем самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

1.3. Госпошлина за свидетельствование нотариусом подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации (если документы на государственную регистрацию представляются учредителями в регистрирующий орган не лично) — 0,3 БВ за каждую подпись, при необходимости удостоверение доверенности от имени учредителя — от 0,5 до 2 БВ;

Дополнительно частным нотариусом взыскивается нотариальный тариф.

Каждый из учредителей подписывает заявление 2 раза — общий лист заявления и Лист А (сведения о собственниках (учредителях, участниках).

1.4. Госпошлина за регистрацию юридического лица — 5 БВ;

1.5. Изготовление печати — 45 000 — 85 000 белорусских рублей, в зависимости от оснастки и эскиза печати;

1.6. Открытие счета — от 0 до 2,5 БВ (за каждый счет согласно тарифам банка);

1.7. Оплата юридических услуг — цена зависит от объема предоставляемых услуг.

2. В форме индивидуального предпринимателя:

2.1. Госпошлина за регистрацию индивидуального предпринимателя — 0,5 БВ;

2.2. Изготовление печати — 45 000 — 85 000 белорусских рублей, в зависимости от оснастки и эскиза печати;

2.3. Открытие счета — от 0 до 2,5 БВ (за каждый счет согласно тарифам банка);

2.4. Оплата юридических услуг — цена зависит от объема предоставляемых услуг.

3. В форме иностранного представительства:

3.1. Госпошлина за открытие/продление срока деятельности — 65 БВ за каждый год действия разрешения (для представительств коммерческих организаций) или 20 БВ за каждый год действия разрешения (для представительств некоммерческих организаций);

3.2. Плата за перевод документов — зависит от количества страниц и языка перевода, примерно 150 USD;

3.3. Нотариальное удостоверение копий документов — примерно 380 USD;

3.4. Изготовление печати — 20-30 USD;

3.5. Юридические услуги по открытию иностранного представительства в Беларуси — цена зависит от объема предоставляемых услуг.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите случаи, при которых начинается процесс ликвидации.
  2. Кто может являться инициатором процесса ликвидации, в каких случаях?
  3. Перечислите цели создания ликвидационной комиссии.
  4. Опишите процесс ликвидации организации.
  5. Охарактеризуйте наиболее распространенные виды реорганизации.

Что нового в законе о гражданстве Российской Федерации в 2018 году

Законодательные акты, регламентирующие жизнь иностранных лиц в России, неоднократно корректировались и изменялись с даты их издания. В этом году преобразования коснулись ФЗ № 62 от 31.05.2002 года. Рассмотрим, что представляет собой новый закон о гражданстве РФ 2018 года с изменениями и дополнениями, а также нововведения в других законах, касающихся жизни иностранцев в России.

Нововведения 2018 года об РВП

Разрешение на временное проживание (РВП) позволяет иностранцу и апатриду находиться легально в стране до обретения вида на жительство. В законе о гражданстве Российской Федерации 2018 года в его последней редакции не упоминается о нововведениях при получении РВП. Они отражены в двух других законах:

  • в ФЗ № 114 от 15.08.1996 года;
  • в ФЗ № 115 от 25.07.2002 года.
  • иностранцы и апатриды теперь получают обыкновенную визу на 4 месяца, если они собираются получить РВП;
  • иностранцы и апатриды, получившие РВП, могут въезжать и выезжать из России по документам, удостоверяющим их личность, и визам временно проживающего лица.

В ФЗ № 115 от 25.07.2002 года изменения, касающиеся РВП, носят формальный характер. В частности, с 5 декабря будет дополнен пункт 2 статьи 6 абзацем о том, что Правительством утверждаются правила, по которым будут распределяться квоты на РВП. Дополнения в закон 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» начинают действовать с 1.09.2018 года и имеют следующий характер.

Введена новая статья 11.1, содержащая текст присяги для лица, получающего гражданство. Теперь все «новые» россияне обязаны приносить присягу, а при отказе сделать это, согласно дополненной статье 22, гражданство будет аннулировано. В этой же статье дополнены основания для отмены решения, касающегося гражданства. Кроме того, согласно дополнениям в ст. 37, датой принятия гражданства считается не тот день, когда такое заключение примет полномочный орган, а день, когда новоявленным россиянином будет принесена присяга.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Получение гражданства по общей схеме

Законы России предусматривают порядок получения российского гражданства по льготной и общепринятой схеме. Стать россиянином на общих основаниях могут дееспособные и совершеннолетние иностранцы и апатриды , если они:

  • живут в РФ от 5 лет и более. Этот срок отсчитывается с даты обретения ВНЖ и до дня, когда будет подано заявление о смене гражданства;
  • дают обязательство следовать Конституции;
  • работают легально;
  • отказались от действующего гражданства;
  • неплохо разговаривают на русском языке.

Вопросы гражданства регламентируют не только федеральные законы, Конституция, но и постановление правительства по вопросу получения гражданства РФ.

Для кого действует упрощенный порядок

В ст. 14 ФЗ о гражданстве РФ № 62 от 31.05.2002 года представлен контингент лиц, которые вправе стать россиянами по упрощенному плану.

2. Был советским гражданином, жил и до сих пор живет в бывших республиках Союза ССР, но не стал принимать гражданство страны местопребывания.

(одно из условий)

2. Замужем за россиянином или женат на россиянке не меньше 3 лет.

3. Нетрудоспособен и имеет детей-россиян от 18 лет, которые способны приобретать права и исполнять обязанности гражданина России.

4. Есть ребенок-гражданин России, а родитель-россиянин либо умер/пропал, либо в недееспособном состоянии, либо утратил права по содержанию и воспитанию ребенка.

5. Имеет совершеннолетних, недееспособных детей-россиян, если другой родитель-россиянин либо умер/пропал, либо в недееспособном состоянии, либо утратил права по содержанию и воспитанию ребенка.

(одно из условий)

2. Работает официально.

3. Оформил отказ от иного гражданства.

2. Имеет только одного родителя, и он – российский гражданин.

3. Если его опекун – гражданин России.

4. Он определен в российское учреждение для детей-сирот.

2. Определен в медицинское или образовательное учреждение.

Значительно облегчил жизнь киргизам, белорусам, казахам новый закон о получении гражданства в России за 3 месяца. Речь идет о 4-стороннем международном договоре от 26.02.1999 года. Получить гражданство они могут через 3 месяца после подачи заявления на гражданство. Преференции при обретении статуса россиянина доступны и для ветеранов ВОВ. Рассмотрим, кому еще предоставлено право воспользоваться льготной процедурой вступления в гражданство РФ.

Обучавшимся в РФ

Облегчено получение российского гражданства студентами, которые обучались в России после 1.07.2002 года, причем учебные заведения должны быть аккредитованы государством.
Ваш браузер не поддерживает фреймы

Указ Президента о гражданстве РФ № 1325 от 14.11.2002 в сентябрьской редакции этого года предписывает таким лицам представлять для получения гражданства вместе с остальными документами:

  • диплом о полученном образовании с приложениями;
  • трудовую книжку;
  • сведения об ИЛС в ПФР.

Кроме того, после учебы они должны официально проработать в нашей стране не меньше 3 лет.

Предпринимателям

ИП может получить гражданство РФ быстрее чем через 5 лет при следующих условиях:

  • он должен заниматься предпринимательством в РФ от 3 лет;
  • общая сумма уплаченных налогов, сборов и страховых взносов за это время должна быть никак не ниже 1 млн рублей.

В 2018 году года к основному перечню документов, который должен представлять ИП для гражданства, добавлен дополнительный. В него входит:

  • выписка из ЕГРИП;
  • информация о ежегодно уплаченных налогах, сборах.

Также иностранец или апатрид представляет сведения о страховых взносах за себя и за наемных работников, если он работодатель. Перечисленные поправки в закон о гражданстве РФ 2018 года не внесены, но они есть в президентском Указе № 1325 в редакции от 3.09.2018 г.

За инвестиции

Возможность приобретения гражданства за инвестиции положительно характеризует развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации на современном этапе. Для крупного инвестора-иностранца законом предусмотрены следующие условия:

  • его часть в уставном капитале российской компании (юридического лица) равна или больше 10 % на протяжении 3 лет до подачи заявления;
  • величина уставного капитала должна быть равна или больше 100 млн рублей.

Кроме того, за три года юрлицо уплачивает в казну РФ сумму, равную 6 млн рублей или больше в виде сборов, налогов и страховых взносов.

По трудовому патенту

Упрощенный порядок возможен для иностранцев и апатридов, если они работали не меньше 3-х лет легально по профессиям, указанным в специальном перечне, утвержденном Минтруда РФ. Скачать его можно у нас на сайте. Указанные категории лиц предоставляют дополнительно трудовую книжку или трудовые договоры и сведения об ИЛС из ПФР.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Гражданство для детей

Ребенок, родившийся от граждан России, автоматически обретает гражданство. И не важно, в каком государстве он появился на свет. Никаких специальных документов, доказывающих этот факт, обычно не требуется. Но иногда оформление гражданства новорожденному юридически все же необходимо. Например, если подаются документы на оформление материнского капитала, ребенка вывозят за границу и в ряде других ситуаций.

Стать гражданином ребенок может и когда гражданство имеет один из его родителей либо они оба иностранцы. Правда, в последнем случае он должен родиться в России, а государство, к которому относятся его родители, не дает ему законный статус гражданина. Все споры, конфликты, возникающие по этому поводу, разрешаются в суде, на это указывает статья 41 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Восстановление российского гражданства

Апатриды и иностранцы, в прошлом бывшие россиянами, вправе заявлять права на возобновление своего статуса. В том числе рассчитывать и на восстановление гражданства РФ в упрощенном порядке.

Человек имеет право выйти из гражданства РФ. Согласно дополнениям от 3 сентября 2018 года, включенным в президентский Указ о выходе из гражданства РФ № 1325 в этой ситуации гражданин должен предоставлять с остальными требуемыми документами и военный билет.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Изменение полномочий сотрудников ГУВМ МВД РФ

В апреле 2016 года президентом России был подписан указ об упразднении ФМС. Вслед за этим в МВД РФ появилось новое структурное подразделение – Главное управление по вопросам миграции или ГУВМ. Оно приняло на себя полномочия ФМС. Указом Президента № 395 от 4 августа 2016 года в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ были внесены изменения, согласно которым все упоминания и названия упраздненной службы заменены новыми, актуальными.

В 2018 году текст Положения вновь корректировался в соответствии с президентским указом № 410 от 3 сентября. Теперь допускается предъявление не только оригинала паспорта, но и его заверенной у нотариуса копии, а вместо пенсионного удостоверения можно предъявлять справку из Пенсионного фонда о назначенной пенсии.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ ст 14 (ред. от 29.07.2017)

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Смотрите еще:

  • Как определить сумму ндс и срок уплаты Как определить сумму ндс и срок уплаты Покупаем. Покупаем товар у поставщика по стоимости №1 – 50 000 руб. Сверху он накинул НДС№1 (18%) – 50 000* 18% = 9 000 руб. Итого мы купили товар по стоимости с НДС №1 – 50 000+ 9 000=59 000 руб. Продаем. Продаем товар по […]
  • Коммунальные тарифы харьков 2018 вода ЖКХ и городской транспорт Администрация городского округа Кинель Самарской области информирует о тарифах для населения на жилищные и коммунальные услуги с 01.07.2018 года Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Постановление […]
  • Раздел коллективного договора социальные гарантии и льготы Ооо «Газпром добыча Ямбург» профсоюзной организации Раздел 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ 6.1. Социальные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые Работникам (обязательны для включения в Договор ООО «Газпром добыча Ямбург» (если иное не […]
  • Как вернуть деньги за телефон статья Как вернуть мобильный телефон (смартфон) и вернуть деньги за него Данная статья посвящена тому, как вернуть мобильный телефон и вернуть деньги за него, мы рассмотрим стандартные ситуации и поможем Вам определить Ваши права и порядок действий для их реализации. Если Вы […]
  • Юрист по недвижимости днепропетровск Юрист по недвижимости днепропетровск «ЮРИСТ ПО АРЕНДЕ НЕДВИЖИМОСТИ – КАК НЕ ВПУСТИТЬ ЛИСУ В ИЗБУ» Аренда недвижимости – распространённый вид заработка в Днепре. К сожалению, лица желающие сдать в аренду недвижимость, не всегда уделят должное внимание […]
  • Что является предметом конституционного права россии как отрасли права Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Рассмотрим понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционное право представляет собой одну из отраслей правовой системы России. Понятие конституционного права раскрывает его […]
  • Источники гражданского процессуального права виды 2. Источники гражданского процессуального права. Источники гражданского процессуального права – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по […]
  • Юридическая консультация ул свободы Юридическая консультация в г. Балашихе и г. РеутовеАДВОКАТ в г. Балашихе и г. Реутове Квалифицированная юридическая помощь на профессиональной основе физическим и юридическим лицам Адвокат по уголовным делам Участие адвоката в качестве защитника доверителя […]