П1 ст 23 нк

НДС: Налог на добавленную стоимость

Согласно пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять . налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать.

В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст.145 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.

Исходя из вышеприведенных норм, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принял Решение от 13.02.2003 N 10462/02, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ, не обязаны представлять налоговую декларацию в налоговый орган.

Чтобы получить право на освобождение, согласно п.3 ст.145 НК РФ, необходимо представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщики используют право на освобождение.

Если вы уже пользуетесь таким правом, то декларацию сдавать не нужно. В этом случае вам следует предоставить лишь документы и уведомление по истечению 12 месяцев, не позднее 20 числа последующего месяца в налоговые органы. В документах подтверждается, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей. В уведомление следует указать, продлеваете вы использования права на освобождение от уплаты НДС или отказываетесь от такого права.

Статья 231 НК РФ. Порядок взыскания и возврата налога (действующая редакция)

1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

3. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 231 НК РФ

1. Специфика правил п. 1 ст. 231 состоит в том, что:

а) они применяются лишь тогда, когда излишнее удержание (из доходов физического лица) сумм налога на доходы физических лиц допустил налоговый агент (а не иные лица, например, упомянутые в п. 1 ст. 228, см. комментарий к ней);

б) они предписывают налоговым агентам осуществлять возврат сумм:

— если налогоплательщик подаст налоговому агенту письменное заявление с просьбой о возврате излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц. Поскольку отсутствует специальная форма такого документа (утвержденная МНС), налогоплательщик подает заявление, содержащее обычные сведения (т.е. Ф.И.О., данные об ИНН, о налоговом агенте, суть просьбы, дату, подпись и т.п.);

— если налогоплательщик не просит (в заявлении) осуществить зачет этих сумм в счет предстоящих удержаний сумм налога на доходы физических лиц этим же налоговым агентом;

— если отсутствуют суммы, не удержанные налоговым агентом с данного физического лица при предстоящей выплате ему доходов (см. об этом ниже).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: вправе ли налогоплательщик требовать начисления процентов на сумму излишне удержанных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 395 ГК? Или в соответствии со ст. 78 НК?

На оба этих вопроса следует ответить отрицательно. Дело в том, что:

— отношения, возникающие между налоговым агентом и налогоплательщиком, по поводу суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц являются налоговыми (т.е. регулируются нормами публичного права), а не гражданско — правовыми (т.е. не относятся к сфере частного права). А это означает, что нормы ГК РФ (в данном случае — ст. 395 ГК) к этим отношениям нельзя применять (ст. 2 ГК, ст. 2, 11 НК);

— нормы ст. 78 НК регулируют порядок осуществления зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, а также отношения (связанные с этим), возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком. Поэтому начисление процентов, указанных в ст. 78 НК, не производится в случаях, когда сумму налога на доходы физических лиц излишне удержал налоговый агент (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 1 НК РФ (изд. 2). С. 305 — 316).

2. Анализируя правила п. 2 ст. 231, следует сделать ряд выводов:

а) они подлежат применению, если налицо суммы налога на доходы физических лиц:

— не удержанные налоговым агентом с доходов, выплаченных физическому лицу. Речь, конечно, не идет о случаях неудержания из сумм, выплаченных налогоплательщикам, указанным в п. 2 ст. 226 НК (например, при выплате доходов индивидуальным предпринимателям, см. об этом комментарий к ст. 226 — 228 НК);

— удержанных налоговым агентом, но не полностью (например, по ошибке бухгалтерской службы налогового агента).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: нет ли противоречий между правилами п. 2 ст. 231 НК и ст. 124 КЗоТ (о том, что заработная плата, излишне выплаченная работнику, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки)?

Противоречий нет, поскольку в ст. 124 КЗоТ речь идет именно о сумме излишней выплаты зарплаты (т.е. если вместо 500 рублей работнику излишне начислили еще 250 рублей и сумма зарплаты составила 750 рублей): это вовсе не означает, что налог на доходы физических лиц не удержан из этой суммы (т.е. суммы, излишне выплаченной работнику) зарплаты. С другой стороны, если излишняя выплата связана именно с тем, что работнику (т.е. налогоплательщику) на руки выдали всю начисленную сумму зарплаты (в нашем примере — 500 рублей), без удержания с этой суммы налога на доходы, то, безусловно, возникает противоречие между правилами ст. 124 КЗоТ и п. 2 ст. 231 НК. При этом нет оснований считать, что это — всегда результат счетной ошибки: возможно, что излишняя выплата суммы зарплаты объясняется тем, что при исчислении и удержании суммы налога на доходы физических лиц бухгалтерия действительно допустила счетную (т.е. арифметическую) ошибку; в этом случае налоговый агент вправе произвести взыскание, упомянутое в п. 2 ст. 231 НК. Однако, если излишняя выплата объясняется неправильным применением налоговым агентом закона (например, правил ст. 217 — 221 НК о льготах по налогу на доходы физических лиц, о стандартных, профессиональных и т.п. вычетах, см. комментарий к этим нормам НК), то налоговый агент не вправе не только осуществить удержание излишне выплаченной зарплаты, но и взыскать эту сумму. Иной вывод противоречил бы правилам ст. 124 КЗоТ (см. об этом также в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий КЗоТ РФ (изд. 4). М., 2001), а правила ст. 231 НК в данном случае не имеют приоритета перед правилами ст. 124 КЗоТ (и налоговые органы, и налогоплательщики должны исходить из правил ст. 3, 108 НК о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика);

б) правила п. 2 ст. 231 наделяют налоговых агентов необычным для них правом (да и обязанностью!) взыскать (а не удержать!) сумму налоговых вычетов, не удержанную с физического лица. При этом такое взыскание должно:

— осуществляться до полного погашения физическим лицом задолженности по налоговым вычетам;

— осуществляется налоговыми агентами в порядке, предусмотренном ст. 45 НК;

в) к сожалению, правила п. 2 ст. 231 страдают рядом крупных недостатков, которые сделают их практическое применение весьма затруднительным:

— во-первых, в них допущены опечатки: они отсылают к правилам ст. 45 НК. Анализ же показывает, что следовало отослать не к ст. 45 НК (она посвящена исполнению обязанности по уплате налогов и сборов и устанавливает лишь общие правила исполнения этой обязанности), а к правилам ст. 48 (она называется «Взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица»);

— во-вторых, в них говорится о том, что суммы налога на доходы физических лиц, не удержанные с физического лица (или удержанные не полностью), взыскиваются (а не удерживаются!) налоговыми агентами. Однако это противоречит названию ст. 231 «Порядок взыскания и возврата налога» (да и правилам последнего абзаца п. 2 ст. 45 НК). Логично было бы исходить (судя по названию ст. 231 НК) из того, что в ней речь идет именно о случаях удержания сумм налога на доходы физических лиц, не удержанных налоговыми агентами. Однако (с учетом правил ст. 3, 108 НК) возникшие сомнения, противоречия и неясности (между названием и содержанием ст. 231 НК) нужно толковать в пользу налогоплательщика. А это означает, что налоговые агенты вправе именно взыскать сумму налога на доходы физических лиц (а не осуществить удержание) с физического лица в порядке, предусмотренном в ст. 48 НК;

г) в соответствии со ст. 48 НК:

— налоговый агент вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции с иском о взыскании неудержанной суммы налога на доходы физических лиц за счет имущества физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика — физического лица;

— исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя);

— исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может быть подано в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока уплаты налога;

— к исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования;

— рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

— взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 48 НК);

— взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится последовательно в отношении:

денежных средств на счетах в банке;

наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) правила п. 2 ст. 231 в определенной мере противоречат и правилам:

— п. 4 ст. 226 НК (о том, что сумма налога на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате);

— п. 5 ст. 226 НК (о том, что при невозможности удержать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в течение 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога на доходы физических лиц и сумме задолженности налогоплательщика). Надо полагать, что это делается для того, чтобы налоговые органы приняли меры по взысканию суммы задолженности.

Еще раз подчеркнем, что, видимо, законодателю необходимо вернуться к уточнению содержания п. 2 ст. 231 НК (а Верховному Суду РФ и ВАС РФ, наверное, нужно определить свою позицию по этому вопросу), ибо указанные выше противоречия делают практическое применение правил п. 2 ст. 231 делом затруднительным и могут повлечь за собой и ошибки налоговых органов, и судебные ошибки.

3. Особенности правил п. 3 ст. 231 состоят в том, что:

а) они применяются, лишь если:

— налогоплательщик уклонялся от уплаты суммы налога на доходы физических лиц;

— в результате такого уклонения образовались суммы налога на доходы физических лиц, не уплаченные в соответствующий бюджет и не взысканные своевременно;

б) они (в отличие от правил п. 1, 2 ст. 231 НК) относятся к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был удержать налоговый агент (и к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был взыскать налоговый орган, и к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был взыскать налоговый агент (с учетом правил п. 2 ст. 231). И здесь вынуждены отметить противоречие между названием ст. 231 НК (она говорит об особенностях удержания) и содержанием п. 3 ст. 231 НК (она говорит о взыскании сумм налога на доходы физических лиц). Приходится (исходя из буквального текста п. 3 ст. 231) делать вывод, что упомянутое в п. 3 ст. 231 взыскание может осуществляться как налоговым агентом (в соответствии с п. 2 ст. 231), так и налоговым органом (в соответствии со ст. 48 НК). Наверное, законодателю следует уточнить этот текст (ибо невозможно представить, как налогоплательщик может уклоняться от уплаты суммы налога на доходы физических лиц, если налоговый агент, при каждой выплате ему доходов должен удерживать сумму налога на доходы физических лиц, п. 4 ст. 226 НК);

в) упомянутые в п. 3 ст. 231 суммы налога на доход физических лиц взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник ряд вопросов: не противоречит ли п. 3 ст. 231 правилам ст. 113 НК (о том, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого совершено это правонарушение, прошло 3 года (срок давности)?

Нет ли противоречий между правилами п. 3 ст. 231 НК и ст. 196 ГК (о том, что срок исковой давности устанавливается в три года)?

Нет ли противоречий между правилами п. 3 ст. 231 НК и п. 3 ст. 48 НК (о том, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (напомним, что требование это направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки (по форме, утвержденной МНС, ст. 69, 70 НК) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов)?

Ответим на эти вопросы:

1) противоречий между правилами п. 3 ст. 231 и ст. 113 НК нет: дело в том, что в ст. 113 НК речь идет о сроке давности, установленном для привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.е. срок для применения к нему налоговой санкции), а не о сроке взыскания с физического лица задолженности (недоимки) по налогу на доходы физических лиц.

Противоречия между правилами п. 3 ст. 231 НК и ст. 196 ГК есть, но они разрешаются по правилам ст. 197 и 208 ГК (о том, что федеральным законом могут быть установлены иные сроки исковой давности как большей, так и меньшей, чем 3 года, продолжительности, а также требования, на которые сроки исковой давности не распространяются) и ст. 2 ГК, ст. 2, 11 НК (о том, что для целей налогообложения нормы ГК применяются к налоговым правоотношениям лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам законодательства о налогах и сборах). В связи с этим применению (в данном случае) подлежат правила п. 3 ст. 231 НК.

Противоречия между правилами п. 3 ст. 48 НК и п. 3 ст. 231 есть, они явные. С учетом того, что правила п. 3 ст. 48 НК — общие, а правила п. 3 ст. 231 — специальные, следует (впредь до устранения законодателем этих противоречий) исходить из правил п. 3 ст. 231: они имеют приоритет (кроме того, правила п. 3 ст. 231 приняты позднее правил п. 3 ст. 48).

О судебной практике по вопросу см. Вестник ВАС. 2000. N 10. С. 64 — 67.

Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

СТ 86 НК РФ.

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации.

Комментарий к Ст. 86 Налогового кодекса

Данной статьей устанавливаются обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. За неисполнение своих обязанностей банки привлекаются налоговыми органами к налоговой ответственности.

Основанием применения к банку ответственности является несообщение им налоговому органу сведений об открытии (закрытии) налогоплательщиком счета .
———————————
П. 2 ст. 132 НК РФ.

На практике налоговые органы привлекают банки к ответственности за несвоевременное исполнение обязанностей, установленных рассматриваемой статьей.

Позиция банков при рассмотрении спора в судебном порядке заключается в том, что НК РФ установлена только ответственность за несообщение сведений об открытии или закрытии счетов налогоплательщика.

Высшим Арбитражным Судом была обобщена судебная практика по данному вопросу и сделан вывод о том, что нормы рассматриваемой статьи и ст. 132 НК РФ необходимо применять в совокупности. Понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались законодательством. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения.
———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года N 71 // Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

Поэтому, учитывая, что в п. 2 ст. 132 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае «несообщения» соответствующих сведений налоговому органу, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Банки обязаны представлять налоговым органам сведения о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при получении мотивированного запроса налогового органа.

Судами рассматривались ситуации, когда в запросе налогового органа отсутствует мотивировка необходимости предоставления соответствующей информации либо мотивировка является ненадлежащей, то есть не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также если в запросе отсутствует указание на конкретный период, за который запрашивается информация. В этом случае суды приходили к выводу, что запросы исполнению банками не подлежат .
———————————
Определение КС РФ от 14 декабря 2004 года N 453-О; Постановление ФАС Московского округа от 29 мая 2012 года по делу N А40-83750/11-90-365; Постановление ФАС Московского округа от 31 октября 2012 года по делу N А40-36241/12-107-175.

Судебной практикой также выработан достаточно единообразный подход к разрешению вопроса о том, имеют ли право налоговые органы запрашивать у банков информацию, касающуюся контрагентов и иных лиц, связанных с налогоплательщиком, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Суды в этом случае поддерживают позицию банков и признают неправомерными требования налогового органа о предоставлении таких сведений .
———————————
Определение ВАС РФ от 2 августа 2012 года N ВАС-9380/12; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 июля 2013 года по делу N А43-25228/2012; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 марта 2013 года по делу N А43-15407/2012; Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2013 года по делу N А40-166213/12-122-1177; Постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2013 года по делу N А40-166223/12-72-1030.

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (действующая редакция)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Смотрите еще:

  • Как оформить вычет ндс Принятие к вычету НДС с полученных авансов Вычет НДС с полученных авансов может осуществить продавец товаров (работ, услуг). Для вычета НДС с полученных авансов необходимо выполнить определенные условия. Если же авансовый платеж продавец возвращает, то он также может […]
  • Гск сходня гараж Гараж на Варшавское шоссе, д. 16, корп. 4 Если Вы хотите купить, продать или оформить гараж / машиноместо в данном кооперативе, обратитесь к нашим специалистам за бесплатной консультацией по телефону 8 (499) 409-04-50. Продажа машиноместа в подземном паркинге. […]
  • Приказ о увольнении в 1с 82 Как оформить выход сотрудника на пенсию Автор: Дмитрий Олейник, системный инженер отдела внедрения компании «ГЭНДАЛЬФ» Работник, при достижении пенсионного возраста, может не расторгать трудовой договор и продолжать свою трудовую деятельность. Согласно ТК РФ, в такой […]
  • Судебная практика по ст 1451 ч 2 ук рф Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ) тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Панкратова, Ольга Васильевна Оглавление диссертации кандидат юридических наук Панкратова, Ольга […]
  • Отчет о практике юриста в зао Отчет по практике В качестве юриста на предприятии из каталога готовых работ. Введение 3 1. Характеристика деятельности ЗАО 5 2. Нормативно-правовая база деятельности ЗАО 8 3. Функциональные обязанности и деятельность юриста в ЗАО 10 4. Анализ особенности договорных […]
  • Правовые стимулы и гарантии как нормы права Правовые стимулы и гарантии как нормы права Теория государства и права. Курс лекций«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И. ПРАВА. КУРС ЛЕКЦИЙ»Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакциейдоктора юридических наук,профессора, заслуженного. РФ Н И Матуэоваи доктора […]
  • Тк рф праздничные дни новогодние Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни Текущая редакция ст. 112 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 […]
  • Нк 346 15 Статья 346.15. Порядок определения доходов 1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса. 1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются: 1) доходы, […]