Отчуждение земельного участка в беларусь

Оглавление:

Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности: законодательные ограничения

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом ч. 6 ст. 44 Конституции определяет, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Данные нормы Конституции реализуются в положениях Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ) и Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 (далее — Указ № 667).

Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что по смыслу ст. 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах защиты прав и свобод других лиц, установленные законом ограничения в части отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности, не искажают сущности ограничиваемого права и гарантий его защиты, являются допустимыми и пропорциональными, поскольку обеспечивают баланс интересов личности, общества и государства, отвечают требованиям справедливости.

Статья 51 КоЗ устанавливает ряд ограничений на отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности.

Граждане и негосударственные юридические лица Республики Беларусь — собственники земельных участков имеют право отчуждать их:

— местным исполнительным и распорядительным органам на основании заявлений собственников по решению местного исполнительного комитета;

— гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь.

Основным условием при отчуждении земельных участков является сохранение их целевого назначения.

Индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 12 КоЗ и подп. 1.1. п. 1 Указа № 667 не могут являться собственниками земельных участков и, следовательно, не обладают правом их отчуждения.

Запрещено отчуждение местным исполнительным комитетам земельных участков, предоставленных собственникам без внесения платы. Исключение составляют случаи, когда земельный участок предоставлен без внесения платы взамен изъятого для государственных нужд. Однако земельные участки, предоставленные их собственникам без внесения платы, могут быть добровольно переданы в государственную собственность в порядке, предусмотренном ст. 54 КоЗ (ч. 3 ст. 51 КоЗ).

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности, кроме случаев отчуждения жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос (ч. 4 ст. 51 КоЗ). Данное правило также воспроизводится в ч. 3 п. 11 Указа № 667.

В соответствии с ч. 6 ст. 51 КоЗ и ч. 1 п. 11 Указа № 667 запрещается отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения). Исключение составляют отчуждение земельных участков:

— областному, Минскому городскому, городскому (города областного, районного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

— с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

— приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.

Могут отчуждаться до получения собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на участках капитальные строения (здания, сооружения), земельные участки, предоставленные в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

— ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;

— дачного строительства (ст. 12 КоЗ).

Право отчуждения таких земельных участков без учета принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений) предоставлено собственникам, поскольку законодательство не обязывает их возводить на этих земельных участках здания, сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон о личных подсобных хозяйствах) личное подсобное хозяйство граждан (далее – ЛПХ) – это форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

Часть 1 ст. 4 Закона о личных подсобных хозяйствах предоставляет право гражданам, осуществляющим ведение ЛПХ, возводить хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения ЛПХ, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

Земельные участки, предоставленные для ведения ЛПХ и находящиеся в частной собственности граждан, могут отчуждаться соответствующему исполнительному комитету либо гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа или в ином населенном пункте, находящемся на территории соответствующего сельсовета (ч. 5 ст. 51 КоЗ).

В соответствии с абз. 5 п. 18 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии со строительными, природоохранными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными требованиями законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами, и проектом организации и застройки территории товарищества строительство и реконструкцию садовых домиков, а также хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства.

Граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в частную собственность как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения восьми лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов вправе отчуждать такие участки и расположенные на них объекты недвижимости только местным исполнительным комитетам. Отчуждение незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам Республики Беларусь в частную собственность как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам (ч. 7 ст. 51 КоЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 31 КоЗ стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков на момент совершения сделок. При удостоверении сделки по отчуждению земельного участка нотариус (регистратор) получает сведения о его кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 июня 2009 г. № 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка».

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 61, за месяц 265

Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности: государственная регистрация, разделенные земельные участки, доли в праве собственности

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002г.№ 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) сделка по отчуждению земельного участка подлежит обязательной государственной регистрации. К сделкам по отчуждению недвижимого имущества относятся купля-продажа, мена, дарение, рента и другие сделки, в ходе осуществления которых происходит переход права собственности на земельный участок от одного лица другому.

По желанию сторон сделка по отчуждению земельного участка может быть удостоверена нотариусом. Статья 66 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате) устанавливает, что удостоверение сделок об отчуждении недвижимого имущества производится нотариусом по месту нахождения недвижимого имущества. При этом если в отношении земельного участка наложены запрещение отчуждения либо арест, то он не может являться предметом договора отчуждения. Согласно ст. 68 Закона о нотариате сделки по отчуждению земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь, удостоверяются нотариусами в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь (т.е. согласно Кодексу Республики Беларусь о земле).

Как правило, земельный участок как объект недвижимости отчуждается целиком. Часть земельного участка не может являться предметом сделок по отчуждению, поскольку земельный участок имеет единый правовой статус. Для возможности заключения данных сделок часть земельного участка должна быть предварительно выделена в самостоятельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ) земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.

Согласно ч. 2 ст. 10 КоЗ и ч. 4 п. 11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов за исключением случаев, связанных с разделом этих домов.

Одноквартирный жилой дом — жилой дом, состоящий из одной квартиры, имеющей вход непосредственно с придомовой территории (п. 35 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь; далее — ЖК).

Блокированный жилой дом — жилой дом, состоящий из двух и более квартир или двух и более квартир и вспомогательных помещений, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории (п. 2 ст. 1 ЖК).

В настоящее время раздел земельных участков регулируется Техническим кодексом установившейся практики (ТКП 272-2010 (03150) «Деление (раздел), слияние земельных участков. Требования к осуществлению»).

Разделу подлежат земельные участки, создание которых, возникновение (переход) права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, аренды, субаренды на которые зарегистрированы в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — регистр недвижимости) и на которые собственниками земельных участков или землепользователями получены правоудостоверяющие документы.

Раздел земельных участков, расположенных в границах садоводческого товарищества, является основанием для внесения изменений в проект организации и застройки территории такого садоводческого товарищества.

Раздел земельных участков предусматривает проведение комплекса землеустроительных работ, направленных на формирование новых земельных участков, а именно:

— разработку проекта раздела и его согласование с заинтересованными органами;

— установление на местности границ, образованных в результате раздела земельного участка;

— государственную регистрацию создания вновь образованных в результате раздела земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

Для выполнения работ по разделу земельных участков их собственники обращаются в организацию по землеустройству по месту нахождения земельных участков для заключения договора подряда. Договор подряда заключается в простой письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня обращения собственника.

Для заключения договора подряда собственник предоставляет следующие документы:

— документы, удостоверяющие права на делимый земельный участок;

— документы, подтверждающие полномочия представителей (в случае совершения действий от имени и в интересах другого лица);

— письменное согласие арендаторов, залогодержателей, обладателей сервитутов и иных прав, ограничений (обременений) прав на делимый земельный участок, а в случае отсутствия такого согласия — копию постановления суда о разделе земельного участка;

— земельно-кадастровый план делимого земельного участка с предложениями (вариантами) прохождения границы раздела;

— копии технических паспортов капитальных строений, расположенных на делимом земельном участке;

— документ о предварительном согласовании с территориальным органом архитектуры и градостроительства возможности раздела земельного участка.

Проект раздела земельного участка организация по землеустройству согласовывает с территориальным органом архитектуры и градостроительства, территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, землеустроительной службой, правлением садоводческого товарищества (в случае нахождения земельного участка в границах садоводческого товарищества) и с заказчиком (заказчиками).

После разработки проекта организация по землеустройству передает его заказчику – собственнику земельного участка для заключения договора между собственниками земельного участка, находящегося в общей собственности, о разделе этого земельного участка на два или более земельных участка и последующего обращения в организацию по государственной регистрации за совершением соответствующих регистрационных действий.

В соответствии с ч 2. ст. 12 КоЗ земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Землепользователи неделимого земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют свои права и обязанности пропорционально своим долям в праве собственности на эти капитальные строения (здания, сооружения) (ст. 69, 70 КоЗ).

С долей в праве собственности на земельный участок могут совершаться сделки по ее отчуждению (купли-продажи, мены, дарения, ренты). Такая возможность допускается абз. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации, согласно которому объектами государственной регистрации являются, в том числе, возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, в том числе долей в этих правах.

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права.

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 20, за месяц 87

Отчуждение дачного участка в Беларуси

Можно ли продать дачный участок в Беларуси?

В последнее время увеличилось количество вопросов, касающиеся продажи дачных участков: Могу ли я продать свой дачный участок? Как продать земельный участок? Разрешено ли продавать предоставленные в частную собственность для коллективного садоводства земельные участки? Сегодня с этими вопросами попытаемся разобраться.

Общие вопросы изъятия и предоставления земельных участков в Беларуси урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ 667).

4 августа 2014 г. в Указ 667 Указом Президента Республики Беларусь № 387 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» (далее – Указ 387) были внесены изменения, которые коснулись также предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков.

На сегодняшний день согласно п.11 Указа 667 (в действующей редакции) в пригородных зонах г. Минска* и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, передача в аренду таких земельных участков, передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для указанной цели в аренду, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, а также отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам.
Создание новых садоводческих товариществ, дачных кооперативов в пригородной зоне г. Минска не допускается, за исключением случаев их создания в результате реорганизации действующих садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Свободные (незанятые) земельные участки для коллективного садоводства, дачного строительства, расположенные в существующих садоводческих товариществах, дачных кооперативах и находящиеся на территории пригородной зоны г. Минска, предоставляются в установленном порядке гражданам по результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность либо по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.
В соответствии с п.п.5.1. п.5. Указа 387 указанные выше положения действуют с 1 января 2015 года.
Таким образом, запрет на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) распространяется на земельные участки, предоставленные гражданину местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства в частную собственность, с момента государственной регистрации у гражданина возникновения права частной собственности на которые по состоянию на 1 января 2015 года не истек 5 летний срок.

Вместе с тем, запрет на отчуждение после 1 января 2015 года земельных участков не касается земельных участков:
1) право частной собственности на которые перешло по наследству (независимо от даты государственной регистрации права частной собственности наследодателя и наследников на земельный участок);
2) приобретенных гражданином на основании гражданско-правовых сделок (на основании договоров купли-продажи, дарения, мены и т.д.). К примеру, если гражданин купил в 2014 году или ранее земельный участок для коллективного садоводства и зарегистрировал до 1 января 2015 года в установленном порядке в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним договор купли-продажи и право собственности на земельный участок, то после 1 января 2015 года гражданин сможет распорядиться этим земельным участком с соблюдением требований законодательства об охране и использовании земель. Однако, если гражданин купил в 2014 году или ранее земельный участок, который был предоставлен продавцу для ведения коллективного садоводства местным исполнительным комитетом, но по состоянию на 1 января 2015 года не пройдет еще 5 лет с момента государственной регистрации возникновения права собственности продавца на этот земельный участок, то в случае обращения покупателя за осуществлением государственной регистрации договора купли-продажи такого земельного участка и основанного на нем права собственности только после 1 января 2015 года, в совершении регистрационных действий покупателю будет отказано, так как будет нарушаться вышеуказанная норма Указа № 387. Разрешение в такой ситуации вопроса об оформлении права собственности на земельный участок возможно будет только в судебном порядке;
3) принадлежащих гражданину на праве пожизненного наследуемого владения либо аренды и выкупленных им в частную собственность, если с момента государственной регистрации возникновения у лица, которому первоначально земельный участок был предоставлен местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства, права пожизненного наследуемого владения либо аренды истек 5 летний срок.

*пригородная зона г. Минска: в границы пригородной зоны города Минска в соответствии с совместным решением Минского горисполкома и Минского облисполкома от 22 декабря 2008 г. № 3131/1399 «Об утверждении схемы планировки пригородной зоны г. Минска» в настоящее время с учетом произошедших изменений в административно-территориальном устройстве районов Минской области включены территории следующих административно-территориальных единиц:

Вилейский район
Вязынский сельсовет
Долгиновский сельсовет
Ильянский сельсовет
Кривосельский сельсовет
Людвиновский сельсовет
Хотенчицкий сельсовет

Воложинский район
Раковский сельсовет
Дзержинский район (полностью)

Логойский район
Беларучский сельсовет
Логозинский сельсовет (частично)
Логойский сельсовет
Острошицкий сельсовет

Минский район
Полностью

Молодечненский район
Городской поселок Радошковичи
Олехновичский сельсовет
Радошковичский сельсовет
Чистинский сельсовет (частично)

Пуховичский район
Голоцкий сельсовет
Дукорский сельсовет
Новопольский сельсовет (частично)
Пережирский сельсовет
Руденский сельсовет
Свислочский сельсовет

Смолевичский район
Полностью

Столбцовский район
Заямновский сельсовет
Миколаевщинский сельсовет
Новосверженский сельсовет

Узденский район
Дещенский сельсовет
Неманский сельсовет
Озерский сельсовет
Узденский сельсовет

Червенский район
Валевачский сельсовет
Клинокский сельсовет (частично)
Руднянский сельсовет
Смиловичский сельсовет
Городской поселок Смиловичи

Кодекс Республики Беларусь о Земле
Статья 51-1. Особенности отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и расположенных на них объектов

Не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

При отказе местного исполнительного комитета от приобретения земельных участков, полученных гражданами как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, а также объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), отчуждаемых до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, незавершенных законсервированных строений, отчуждение указанного недвижимого имущества осуществляется с разрешения этого исполнительного комитета в исключительных случаях (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) при условии:

полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;

выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на девяносто девять лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок менее чем девяносто девять лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на девяносто девять лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

Внесение платы за земельный участок (за право заключения договора аренды земельного участка) в соответствии с абзацами третьим и четвертым части второй настоящей статьи осуществляется без предоставления рассрочки ее внесения. При этом ранее внесенная плата (сумма внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету.

Порядок предоставления и использования земельных участков: есть изменения

Автор: Елена ШАРШУН, юрист 10 Март 2013 .

В целях развития индивидуального жилищного строительства, а также дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в области охраны и использования земель Президент Республики Беларусь подписал Указ от 23.09.2011 № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» (далее — Указ № 431).

Акцентируем внимание читателей на наиболее важных нововведениях, непосредственно затрагивающих права граждан по использованию земельных участков.

Так, Указом № 431 предоставлено право гражданам приобретать у негосударственных юридических лицнаходящиеся у них на праве частной собственности земельные участки для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, а негосударственным юридическим лицам — у граждан, являющихся собственниками земельных участков, предоставленных для названных целей. Главное условие при этом — сохранение целевого назначения земельных участков.

Следующее нововведение связано с расширением прав землепользователей, которым земельные участки предоставлены для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства. В частности, им предоставлено право на основании решения местного исполкома использовать такие земельные участки для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности без необходимости изменения целевого назначения земельного участка. При этом предусмотрено, что земельный налог (арендная плата) за земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка по виду функционального использования каждой из его частей.

Размещение на земельных участках промышленных производств, а также объектов, запрещенных градостроительными регламентами, природоохранными требованиями, противопожарными, санитарными, строительными и иными нормами и правилами к размещению в жилых зданиях, не допускается.

Предоставление земельных участков

Указом № 431 также внесен ряд изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Так, устанавливается возможность предоставления без проведения аукциона земельного участка гражданам для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) при получении свидетельства о праве на наследство в отношении материалов и другого имущества, из которых оно создается, в случае, если право на земельный участок, предоставленный до 1 января 1999 г., наследодателем не было оформлено в установленном порядке.

Однако наиболее существенные изменения претерпел порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В Указе № 431 закреплены различные условия предоставления без проведения аукциона земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилыхдомов и определения стоимости таких участков в зависимости от отнесения граждан к тем или иным категориям населения. К примеру, многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки будут предоставляться в собственность бесплатно. Если гражданин не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то земельный участок будет предоставляться ему в частную собственность по кадастровой стоимости или в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка. Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки будут предоставляться только в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельных участков.

Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки будут предоставляться в зависимости от того, в каком населенном пункте испрашивается земельный участок, а также наличия у них в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г.

В частности, без проведения аукциона земельные участки в населенных пунктах, расположенных за пределами пригородных зон г. Минска, областных центров и городов областного подчинения, будут предоставляться:

  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов, а также земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома, а также земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение.

Применительно к пригородным зонам г. Минска, областным центрам и городам областного подчинения установлены более жесткие требования. В таких населенных пунктах местные исполкомы обязаны выставлять на аукционы не менее 30% включенных в перечни свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов.

Без проведения аукциона земельные участки будут предоставляться:

  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте не менее 5 лет, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте не менее 5 лет, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома и земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте менее 5 лет либо в ином населенном пункте, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте менее 5 лет либо в ином населенном пункте, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома и земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., – в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размеры земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения, устанавливаются от 0,10 до 0,15 га включительно. При этом предоставление земельного участка меньше минимального размера может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.

Также в Указе № 431 специально оговорено, что если ранее земельный участок для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов был предоставлен гражданину на праве аренды, то изменить указанный вид вещного права он может только на право частной собственности с внесением платы в размере кадастровой стоимости земельного участка.

В целях предотвращения возможных случаев перепродажи земельных участков, предоставленных на льготных основаниях, Указом № 431 установлен 8-летний запрет на отчуждение таких участков и (или) жилых домов, а также объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.

В связи с тем, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле право временного пользования земельным участком, предоставленного для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения местного исполкома и без выдачи правоудостоверяющего документа, Указом № 431 определяется особый порядок предоставления гражданам земельных участков для названных целей. Такие земельные участки будут предоставляться без разработки проекта отвода.

Отказ в предоставлении земельного участка

Впервые в законодательстве об охране и использовании земель установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. В частности, в предоставлении земельного участка может быть отказано если:

  • испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю на определенном вещном праве и (или) для определенной цели согласно законодательным актам;
  • заявителем не представлены предусмотренные законодательством документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, либо представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения;
  • испрашиваемый земельный участок согласно утвержденной в установленном порядке градостроительной документации предусмотрен для иного по сравнению с заявленным целевым использованием;
  • использование земельного участка в заявленных целях не отвечает требованиям по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий;
  • предоставление испрашиваемого земельного участка предусмотрено только по результатам аукциона (уполномоченным исполнительным комитетом объявлено о проведении соответствующего аукциона, либо земельный участок включен в соответствующие списки, либо принято решение о формировании земельного участка для проведения аукциона), за исключением случаев предоставления земельного участка взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества;
  • испрашиваемый земельный участок уже предоставлен другому лицу и законные основания для его изъятия отсутствуют;
  • размеры испрашиваемого земельного участка превышают допустимые максимальные размеры, установленные законодательными актами, либо согласно градостроительной документации отсутствует возможность предоставления земельного участка в размере, испрашиваемом заявителем, и не получено согласие от него на предоставление земельного участка в меньшем размере;
  • срок, на который земельный участок испрашивается, превышает максимальный срок, установленный законодательными актами;
  • утвержден акт выбора места размещения данного земельного участка другому лицу;
  • в отношении указанного земельного участка заинтересованное лицо в установленный законодательством срок не обратилось за государственной регистрацией этого земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него;
  • в отношении указанного земельного участка заинтересованное лицо в установленный законодательством срок не приступило к занятию земельного участка;
  • по испрашиваемому земельному участку имеет место неразрешенный земельный спор и в иных случаях.

Указ № 431 вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом Совету Министров Республики Беларусь поручено до указанной даты определить единый порядок учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, а такжепорядок изменения целевого назначения земельных участков.

«Личный юрист», № 10/2011

Как приобрести земельный участок в частную собственность?

Статьей 12 Кодекса Республики Беларусь закреплено, что негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь (далее — юридическое лицо) земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.

Приобретение земли дает его собственнику (негосударственному юридическому лицу) не только возможность продавать и обменивать свои участки другим негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, но и право совершать иные сделки с учетом требований статей 47, 50 и 51 Кодекса Республики Беларусь о земле, в частности передавать землю в аренду или предоставлять ее в качестве предмета залога для обеспечения обязательств по кредитному договору с банком.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 ”О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков“ (далее – Указ № 431), вступившего в силу с 1 января 2012 года, негосударственные юридические лица Республики Беларусь вправе приобретать в частную собственность земельные участки, предоставленные до вступления в силу данного Указа на праве постоянного пользования или аренды для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), по цене, равной 70 процентам от кадастровой стоимости данных земельных участков, действующей на дату подачи заявления, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком на дату подачи заявления, за вычетом документально подтвержденной стоимости понесенных этими лицами фактических затрат на устройство инженерных коммуникаций, расположенных в границах земельного участка, пересчитанной исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком на дату подачи заявления.

При этом, в случае, если негосударственному юридическому лицу Республики Беларусь из государственной собственности предоставляется в частную собственность земельный участок, находящийся у него на праве аренды, внесенная плата (сумма внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету при внесении платы за земельный участок. Если размер платы (суммы внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка превышает размер платы за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, данная разница арендатору не возмещается.

Юридическое лицо, желающее приобрести земельный участок в частную собственность для обслуживания принадлежащих ему на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на указанном земельном участке, обращается в местный исполнительный комитет, в компетенцию которого входит решение вопроса об изъятии и предоставлении земельного участка, с заявлением об изменении вида права на соответствующий участок.

К заявлению прилагаются:

— копии правоудостоверяющих документов на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения);

— без нотариального засвидетельствования копии устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

-документ, подтверждающий источники финансирования для внесения платы за земельный участок, приобретаемый в частную собственность.

Местный исполнительный комитет поручает землеустроительной службе подготовку материалов по изменению вида права на земельный участок и в соответствии с регламентом принимает решение об изменении вида права на земельный участок с расторжением договора аренды земельного участка (если этот участок ранее был предоставлен в аренду).

Кроме того, с 1 января 2012 г. в соответствии с Указом № 431 негосударственные юридические лица Республики Беларусь вправе приобретать у граждан, являющихся собственниками земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке, при условии сохранения целевого назначения земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, за исключением случаев, установленных вчасти первой пункта 11 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“.

При этом следует иметь ввиду, что в силу предписаний статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь частное унитарное предприятие не может являться субъектом права частной собственности, в том числе на земельный участок.

Приобретайте земельные участки, не дожидаясь, пока повысится их кадастровая стоимость! Исходя из норм статьи 88 Кодекса Республики Беларусь о земле, кадастровая оценка должна проводиться не реже чем через 5 лет по инициативе местных исполнительных комитетов.

Покупка земли была и остается наиболее выгодным и безопасным с точки зрения финансовых рисков капиталовложением, поскольку земля — это самый ликвидный товар.

Смотрите еще:

  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Хищение из кассы статья ук Хищение денежных средств ук рф УК РФ, Статья 160 Хищение в особо крупном размере Хищение денежных средств ук рф который обвиняется в совершении 6 эпизодов преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159 УК РФ, т. По любым вопросам, касающимся хищения денежных средств, вы […]
  • Комментарий к ч 1 ст 158 ук рф Комментарии к СТ 158 УК РФ Комментарий к статье 158 УК РФ: 1. При квалификации преступлений против собственности необходимо использовать Постановления Пленума Верховного Суда РФ: от 27 декабря 2002 г. "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" (с […]
  • Ул кузнецкий мост 19 юридическая консультация Знание законодательства, умение его применять — главные качества гражданина правового государства, но у нас разобраться в хитросплетениях права зачастую может только грамотный юрист. Москва — огромный город, где потребность в услугах правового характера есть […]
  • Как получить материнский капитал на покупку дома до 3 лет Как получить и как использовать материнский капитал до 3 лет? Материнский капитал — это форма господдержки семьям с детьми, которая действует на территории РФ с 2007 до конца 2016 гг. Финансовую помощь получают родители, у которых родилось более 2 детей. По […]
  • 238 ук рф постановление пленума Постановление Пленума Верховного Суда рф от 27 декабря 2007 года № 51 «о судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении уголовных дел о мошенничестве, присвоении и растрате, […]
  • Решение задач по генетике сцепленное наследование Готовые решения задач по генетике. Задачи 1-10 | Явления сцепления генов. Кроссинговер Задача 1Какие типы гамет и сколько даст организм: а) при полном сцеплении генов А и В;б) если расстояние между генами А и В - 12 морганид?Решение:а) При полном сцеплении организм: […]
  • П 6 ст 129 гпк Статья 122 ГПК РФ. Требования, по которым выдается судебный приказ Текущая редакция ст. 122 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Судебный приказ выдается, если:требование основано на нотариально удостоверенной сделке;требование основано на сделке, […]