Основанием административного правонарушения является

Виды административных наказаний

Основанием же административно — правовой ответственности является совершение административного правонарушения.

Для сравнения: у других видов ответственности основаниями являются:

уголовная — совершение преступления;

дисциплинарная — совершение дисциплинарного проступка;

материальная — гражданско-правовой деликт или причинение материального ущерба (вреда).

Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др. В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: a) ee основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом. Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности, по нормам уголовной ответственности.

Под нарушением дисциплины по нормам трудового права понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями. Таких обязанности закрепляются в большинстве случаев нормами административного права, a их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, влекущее дисциплинарный проступок, но часто дисциплинарный проступок трактуется шире. Tак, федеральные государственные служащие попадают под дисциплинарную ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины, закреплены в ст. 192 ТК. Также законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Tак, взысканиями, которые могут быть применены к государственным служащим, являются: выговор, понижение в должности, замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы; к главам администраций субъектов Российской Федерации замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от должности. Известны также случаи, когда проступок признается дисциплинарным, хотя лицо, его совершившее, не связано с тем или иным коллективом трудовыми, служебными отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них правил и обязанностей. Дисциплинарная ответственность указанных субъектов всецело регламентируется административным правом.

Смотрите также:

Направления совершенствования системы управления персоналом Администрации Центрального района г. Челябинска
Путем анализ организации системы управления персоналом Администрации Центрального района города Челябинска в ходе были выявлены «узкие места» устранения которых является целью данного раздела работы. Муниципальным служащим старшего звена Администрации Центрального района нужно предоставлять возможн .

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в различных образовательных учреждениях
Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в .

Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации
В правовой науке возможны два основных методологических подхода к формированию теории гражданства. С одной стороны, исследование гражданства как публично-правовой категории, как компонента признаков сущности и формы государства, с другой – необходимо учитывать, что гражданство – это категория, нера .

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

— административная ответственность регулируется нормами административного — деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

— основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной — преступление;

— в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

— в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

— за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения — меры уголовной ответственности);

— в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

— применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

Основания административной ответственности — это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:

— нормативное основание — нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

— фактическое основание — совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

процессуальное основание — издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Основными принципами административной ответственности являются:

— неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

— индивидуализация мер ответственности;

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем. К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом. Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. — 9.14 КоАП РФ). Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:

— законодательства о выборах и референдумах;

— обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— правил дорожного движения;

— правил пожарной безопасности (вне места службы);

— законодательства об охране окружающей среды;

— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;

— налогового и финансового законодательства;

— в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Основанием административного правонарушения является

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием для административной ответ­ственности является совершение административ­ного правонарушения или, что то же самое, адми­нистративного проступка (вместо «административ­ного правонарушения» или «административного проступка» употребляется еще термин «административный деликт»), При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не вле­чет за собой уголовной ответственности.

Административным правонарушением призна­ется противоправное, виновное действие (бездей­ствие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное без­действие являются двумя возможными варианта­ми противоправного деяния, т, е. противоправно­го поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанно­сти, законного требования, нарушение установлен­ного запрета. Бездействие — это пассивное невы­полнение обязанности, возложенной на физиче­ское или юридическое лицо.

Анализ понятия административного правонару­шения позволяет выделить свойственнее ему три признака: противоправность, виновность, наказу­емость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обяза­тельно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным пра­вонарушением и за его совершение не может на­ступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права

Виновность деяния означает что оно соверше­но при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным пра­вонарушением. Вина бывает в двух формах: в фор­ме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности;

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совер­шившее, сознавало противоправный характер сво­его действия (бездействия), предвидело его вред­ные последствия и желало наступления таких по­следствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел — прямой, так как лицо желало наступ­ления вредных последствий; во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо пря­мо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным С прямым умыслом, является, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, ког­да он видел этот сигнал, но очень торопился .и транспортное средство не стал останавливать. При­мером умышленного правонарушения, совершен­ного с косвенным умыслом, может быть случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал све­тофора горит (положим, из-за яркого солнца, све­тившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или во­обще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подоб­ных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступле­ния вредных последствий своего действия (бездей­ствия), но без достаточных к тому оснований са­монадеянно рассчитывало на предотвращение та­ких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае не­осторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так лицо предвидит возмож­ность наступления вредных последствий, но само­надеянно рассчитывает их предотвратить; во вто­ром случае — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрест­ку на большой скорости, рассчитывая успеть ос­тановить машину при сигнале, запрещающем дви­жение, но не сумел этого сделать и выехал на пе­рекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совер­шенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности та­кой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совер­шил неосторожное правонарушение в форме не­брежности. Водитель должен был и мог предви­деть вредные последствия своей невнимательнос­ти и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса— слу­чая, при котором административная ответствен­ность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть об­щественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения при­чин проезда водителей на красный сигнал свето­фора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о сво­ем заболевании, перед перекрестком внезапно потеряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица должна быть либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об адми­нистративных правонарушениях обязательно уста­новлена административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие противоправ­ные, совершенные умышленно или по неосторож­ности деяния предусмотрена не административ­ная, а, иная ответственность, например дисципли­нарная. Имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законода­тельством не предусмотрена никакая ответствен­ность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа ректора колледжа студент не сдал верхнюю одеж­ду в гардероб, а положил ее на стол в аудитории. Безусловно, это деяние противоправное (наруша­ется норма приказа ректора, содержащая соответ­ствующее требование). Оно совершается умышленно (студент, как правило, сознательно допускает наступление вредных последствий своего деяния или относится к ним безразлично), хотя иногда может иметь место и неосторожная форма вины, когда студент по небрежности просто забывает раз­деться. Однако административная ответственность за совершение этого деяния не предусмотрена. Значит, данный проступок не является админист­ративным правонарушением, это дисциплинарный проступок. За его совершение студент может по­нести лишь дисциплинарную ответственность.В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения: по­сягающие на права граждан; посягающие на здо­ровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в обла­сти охраны собственности; в области охраны окру­жающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве, энергетике; сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации зе­мель; на транспорте; в области дорожного движе­ния; в области связи и информации; в области предпринимательской деятельности; в, области фи­нансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; в области таможенного дела; посягающие на инсти­туты государственной власти; в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режи­ма пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; против порядка управления; посягающие на обще­ственный порядок и общественную безопасность; в области воинского учета.

Законами субъектов РФ предусматриваются ад­министративные правонарушения и в иных сфе­рах. Властности, это правонарушения в архивном деле (выше был назван соответствующий Закон Республики Татарстан), в области благоустройства населенных пунктов (был также назван соответ­ствующий Закон Республики Калмыкия), в обла­сти соблюдения нормативов и жилищных стандар­тов (Закон Хабаровского края «Об административ­ной ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохран­ности и эксплуатации жилищного фонда в Хаба­ровском крае»), другие правонарушения.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии край- й необходимости, т. е. для устранения опаснос­ти, непосредственно угрожающей личности и пра­вам данного лица или других лиц, а также инте­ресам общества или государства, если эта опас­ность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред будет менее значитель­ным, чем предотвращенный вред.

Основанием административного правонарушения является

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений, сообщает информационное агентство «Кокшетау Азия» со ссылкой на пресс-службу Бурабайского районного суда.

Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Поскольку Казахстан провозгласил себя государством, стремящимся построить правовое общество, фундаментом в котором будет как раз закон. Достижения такой цели возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений. Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия — правонарушения.

Сущность понятия административного правонарушения заключено в следующем: оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Вредность для общества и опасность являются основным объективным признаком правонарушения, которое отграничивает его от правомерного поведения.

В нашей стране действуют различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним, в частности, относятся правила дорожного движения, санитарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Существенной особенностью обязательных правил является то, что данные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, которое является основанием для административной ответственности. Итак, исходя из выше сказанного и в соответствии со ст.25 КРК об АП:

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Определяющими признаками административного правонарушения являются следующие:

1. Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).

2. Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах. Административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

3. Противоправность заключается в совершении деяния, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности. Административным правонарушением может быть признано только поведение, запрещенное законом.

4. Виновность: деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. Деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

5. Наказуемость: деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Общественно-опасное деяние, которое запрещено законом, признается административным правонарушением только в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

  • •Материальные – правонарушение,в результате которого наступают общественно-опасные последствия
  • •Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

  • •Правонарушения, посягающие на права граждан;
  • •Правонарушения в области охраны собственности;
  • •Правонарушения в области охраны окружающей среды

В зависимости от формы деяния

  • •Умышленные правонарушения
  • •Неосторожные правонарушения

Единственным основанием к привлечению к административной ответственности является наличие состава административного правонарушения:

Под составом правонарушения принято понимать четырехединую целостность таких элементов как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Таки образом, состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правововыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административного воздействия.

1. Объект административного правонарушения

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

2. Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение.

3. Субъект административного правонарушения — это физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста или юридическое лицо.

4. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

Под административной ответственностью следует понимать систему мер государственного принуждения, установленную законодательством за административный проступок.

Административная ответственность представляет собой систему административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо специально уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной и судебной власти.

ст. 41 КРК об АП. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

2) административный штраф;

3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

4) лишение специального права;

5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

6) приостановление или запрещение деятельности;

7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

8) административный арест;

9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

Итак, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с понятием административного правонарушения и административной ответственности и пришли к следующим выводам:

Административные проступки, в отличие от преступлений не столь опасны для общества. Они могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего, каждый вид административных проступков имеет свои определенные черты и признаки.

Совершение лицом административного правонарушения является законным основанием для применения мер административной ответственности.

Главный специалист

Бурабайского районного суда

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю.

Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Лица, совершающие неправомерные действия, считаются правонарушителями, а сами неправомерные действия — правонарушениями. Применяемые к правонарушителям меры называются правовыми санкциями. Содержание правонарушений, как действий, противоречащих требованиям правовой нормы, а также содержание санкции, как меры государственного воздействия на правонарушителя, должны быть зафиксированы в законе.

Земельное правонарушение, как любое другое, характеризуется четырьмя элементами; объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т.д.).

Субъекты земельного правонарушения — это конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства. Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и «сторонние» физические и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т.е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности,

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления. Условия ответственности также установлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:

— противоправное поведение субъекта;

— наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т.е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать правонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным, либо моральным. Имущественный ущерб возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора (например, загрязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет). Моральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера (например, трудовой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности).

Причинная связь между правонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это прямо не предусмотрено законом), тогда виновный также может привлекаться к ответственности. Но если это совсем не связано с действиями конкретного лица, то такое лицо вообще не может привлекаться к ответственности.

Вина правонарушителя — обязательное условие привлечения его к ответственности. Без вины нет ответственности.

Вина может быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халатной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказания или взыскания. Указанные требования, основания и условия являются обязательными для всех форм собственности.

Государственное управление земельным фондом подразделяется на:

— общее государственное управление,

— ведомственное (отраслевое) управление.

Общее управление осуществляется органами общей компетенции и распространяется на все земли, независимо от категории земель и форм их использования (на праве собственности, владения, пользования, аренды, сервитут-ном или ином праве).

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

— посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

— в области охраны собственности;

— в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

— в промышленности, строительстве, энергетике;

— в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

на транспорте и в области дорожного движения;

— в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;

— в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

— посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах.

Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель можно классифицировать по следующим группам:

— правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и т.д.;

— правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, порча земель, нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования и т.д.;

— правонарушения, посягающие на отношения собственности и иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К ним относятся самовольное занятие земельного участка, уничтожение межевых знаков, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, самовольное занятие лесных участков, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом;

— правонарушения в сфере управления землями. К их числу относятся нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков или водных объектов, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управополномоченого рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов.

Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения. При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

За очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Привести пример из главы 8 КоАП РФ (объект из названия)

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно — следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили они в результате противоправного деяния или по другим причинам, каким образом данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно — следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Административные правонарушения в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности

Смотрите еще:

  • Приватизация земельного участка в перми Как узнать кадастровый номер земельного участка — пошаговая инструкция Каждый, кто хотя бы раз оформлял земельный участок, сталкивался с процедурой постановки участка на учет. Стоит отметить что любое строение, и участок земли на территории Российской Федерации, […]
  • Авито москва земельный участок Авито москва земельный участок Oxранники/сотpудники охраны приглaшаютcя на пoстoянную рaбoту. Компaния ГK «ЛEГИC» в г. Mосква пpoизвoдит нaбop сoтpудников oxpаны нa пocтоянную рaбoту! - Стабильная зaработнaя плата 2 разa в месяц бeз задеpжек; - Офoрмлeние по ТK PФ; - […]
  • Исковое заявление на юридическое лицо от физического Исковое заявление физического лица к юридическому лицу Я физическое лицо, хочу подать исковое заявление к юридическому лицу. Я проживаю в Кемеровской области, ответчик находится во Владивостоке. Могу я подать заявление по своему месту жительства? Ездить в процесс во […]
  • Дверь задняя левая ауди а6 с6 Дверь задняя левая (дефект) на Audi A6 C6 Для автомобиля Audi A6 C6 2004-2011 б/у оригинал BU-5099 Внимание! Наличие и цену уточняйте, позвонив нам! Купить Дверь задняя левая (дефект) на А6 С6 Уточнив наличие Дверь задняя левая (дефект) вы можете самостоятельно […]
  • Доклад на тему юрист Доклад на тему профессия юриста Доклад на тему профессия юриста На английском языке Перевод на русский язык My Future Profession Is A Lawyer Моя будущая профессия — юрист It is rather important for everyone to make the right choice of profession, because what we […]
  • Пример заполнения налоговой декларации о доходах физических лиц Пример заполнения декларации о доходах Пример заполнения декларации о доходах зa 2017 год в paзличных ситуациях: 01. Заполнение декларации (дoход от аренды, зарплата, налоговая скидка) 02. Заполнение декларации предпринимателем нa общей системе Пример заполнения […]
  • Тема курсовой разбой Тема курсовой разбой Warning: mysql_pconnect(): Can't connect to local MySQL server through socket '/var/run/mysqld/mysqld.sock' (2) in /var/www/user/data/www/maxdiplom.com/inc/setup.phtml on line 91 inserting: internal error 2002:Can't connect to local MySQL server […]
  • К обстоятельствам исключающим преступность деяния относится ук рф Категории и виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния (19) 1. Уголовный кодекс Российской Федерации выделяет преступления…+a)небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкиеb)легкие, средние и тяжкиеc)небольшой тяжести, неосторожные и […]