Органы налагающие административные наказания

Органы налагающие административные наказания, порядок их исполнения

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 3 статьи 12.10, частью 4 статьи 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьей 12.35, частями 1 и 2 статьи.

Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями: 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 статьи 12.4, частями 1 и 2 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, статьями 12.16 — 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.34, 12.36.1, 12.37, 13.24, 14.26.

Начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1 — 3 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 статьи 12.4, частями 1 и 2 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, статьями 12.16 — 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.34, 12.36.1, 12.37, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

Сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1, 2 и 3 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, частями 1 и 2 статьи 12.11, статьями 12.12 — 12.14, частями 1 и 2 статьи 12.15, статьей 12.16, частью 1 статьи 12.17, статьями 12.18 — 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, частью 1 статьи 12.37 настоящего Кодекса;

Государственные инспектора безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.32, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

Старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 настоящего Кодекса.

Административные наказания и их виды (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А. СТОЛЫПИНА»

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Административные наказания и их виды»

Студент 4 курса, 1 группы,

заочной формы обучения,

факультета второго высшего профессионального

Есина Екатерина Александровна

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

1.1 Понятие административного наказания

1.2 Цели административного наказания

2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

2.1 Система административных наказаний

2.2 Виды административных наказаний и их применение

3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

3.1 Принципы назначения административных наказаний

3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

3.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и административные наказания. Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений.

Административное наказание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Актуальность данной темы заключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административных наказаний с целью оптимизации практики их применения и совершенствования законодательства об административной ответственности.

Объектом настоящего исследования является система административных наказаний как правовой феномен, её структура, особенности, виды административных наказаний.

Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, её субъектов, прежде всего, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативно-правовых актов и практика их применения.

Целью данной работы является изучение системы административных наказаний и их видов.

Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:

— дать понятие административного наказания;

— рассмотреть основные цели административного наказания;

— изучить основные виды административных наказаний;

— рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в разные временные отрезки в трудах отечественных ученых: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Методология исследования выстроена с применением следующих методов: системного подхода; изучение и обобщение научной литературы.

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

1.1 Понятие административного наказания

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ или Кодекс) внес существенные изменения в законодательную регламентацию административного наказания:

во-первых, термин «административное взыскание» заменил термином «административное наказание», что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуждения;

во-вторых, указал на место административного наказания в системе карательных санкций, содержащихся в нормах других отраслей права, например, уголовного, предусматривающего условные наказания за совершение преступлений;

в-третьих, конкретизировал воспитательные свойства карательной санкции, сконцентрировав ее потенциальные возможности на решении задач предупреждения административных правонарушений.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Кодекс формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1 КоАП РФ, можно выделить его характерные признаки, как меры:

— юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

— предупреждения правонарушений и преступлений;

— психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.[1]

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

Очень важным является тот момент, что по своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).

Таким образом, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

1.2 Цели административного наказания

КоАП РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного наказания:

1. специальное предупреждение (частная превенция);

2. общее предупреждение (общая превенция).

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

В определенной степени административное наказание, достигая цели частной и общей превенции административных правонарушений, в какой-то мере реализует функции профилактики преступлений.

В ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ законодатель закрепил международно-правовой принцип гуманизма административных наказаний. Согласно которому административное наказание должно применяться в пределах цивилизованных стандартов в отношении физического лица, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий и в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.[2] Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Административные наказания в первую очередь носят наказательный характер , т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Кроме того, административным наказаниям присущ воспитательный характер . Однако суть этих санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

1. 3 Органы налагающие административную ответственность

Глава II ^ . АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ И его правовые основы по законодательству республики

2.1 Понятие административного взыскания

Норма административного права устанавливает административ­но-правовой запрет на какое-либо действие (бездействие) и пред­полагает наличие административно-правовой санкции, тем самым обеспечивая соблюдение правила, а в случае его нарушения — при­менение к виновному определенного вида взыскания.

Следует иметь в виду, что административные меры воздействия предусматривают применение к правонарушителю именно взыска­ния (в казахстанском КоАП — наказания).

В административном праве взыскание является мерой государ­ственного воздействия, применяемой на основании закона уполно­моченным государственным органом или должностным лицом к лицу, совершившему административный проступок. В свою очередь, от­сутствие в административном законе прямого указания законодате­ля на наказуемость деяния как на необходимое последствие за пра­вонарушение не может служить основанием для утверждения, что оно вовсе не свойственно административным проступкам. Это следует из того, что законодатель, хотя и не выделяет наказуемость деяния в качестве одного из обязательных признаков понятия административ­ного правонарушения, но административные взыскания следует рас­сматривать в качестве меры ответственности применительно к ад­министративным проступкам. В связи с этим можно определить следующие цели административных взысканий, применяемых как меры административной ответственности:

— предупреждение новых правонарушений как самими правона­рушителями, так и другими лицами;

— соответствующая мера ответственности за деяние, предусмот­ренное нормами административного закона;

  • воспитание (перевоспитание) правонарушителя в соответ­ствии с нормами административного закона;

— профилактика предупреждения совершения административ­ных правонарушений.

Таким образом, административные взыскания, содействуя ука­занным целям, должны налагаться в порядке, установленном дей­ствующим законодательством Республики Казахстан.

В оценке сущности применения мер взыскания (традиционно речь идет о природе принуждения) важно обращать внимание на наличие связи между нормами права, правовыми возможностями уполномоченных лиц и целями, направленными на достижение кон­кретного результата.

Именно эти явления отражают содержание деятельности по на­ложению взысканий. Причем другой их характерной особенностью является тот факт, что правоприменительная сторона реализует субъективное право через правоприменительный акт.

В литературе отдельными авторами высказывается суждение о том, что процессуальные нормы вряд ли можно считать источни­ком правоприменения наряду с нормами материальными. 3 4

Своеобразие правоприменения в административном праве заклю­чается в том, что материальные нормы реализуются в тех пределах (условиях, сроках) неучастием определенных субъектов, которые пре­дусмотрены процессуальными нормами. Подобное системное состо­яние создается с помощью материально-процессуального режима, когда, например, даже классические формы социального отклонения (правонарушение) могут быть выявлены в ходе производства.

Административные взыскания, предусмотренные КоАП и други­ми административно-правовыми актами, могут быть классифици­рованы по различным основаниям:

3) возмездное изъя­тие предмета, явившегося орудием совершения или непосред­ственным объектом административного правонарушения;

4) кон­фискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие со­вершения административного правонарушения;

5) лишение специ­ального права, предоставленного данному гражданину;

6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттеста­та (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на оп­ределенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

7) приостановление или запрещение деятельности ин­дивидуального предпринимателя;

8) принудительный снос само­вольно возводимого или возведенного строения;

9) администра­тивный арест;

10) административное выдворение за пределы РК иностранца или лица без гражданства.

Кроме того, ч. 2 статьи 45 КоАП предусматривает применение мер к юридическим лицам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, получен­ных вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права; лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятель­ности либо совершение определенных действий, а также приоста­новление или запрещение деятельности юридического лица.

II. По видам субъектов процессуального обеспечения (или по­рядка наложения взысканий): судебный и административный поря­док наложения взысканий.

III. По месту наложения взыскания:

1) по месту совершения пра­вонарушения;

2) по месту учебы (работы);

3) по месту жительства;

4) по месту регистрации транспортных средств.

IV. По характеру воздействия: основные и дополнительные взыс­кания (предупреждение, административный штраф и администра­тивный арест — только как основные; лишение специального права, предоставленного гражданину или юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, административное выдворение — как основные, так и дополнительные; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра­тивного правонарушения, конфискация предмета, явившегося ору­дием совершения или непосредственным объектом административ­ного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонару­шения принудительный снос — как дополнительные взыскания).

V. По времени действия: разовые, единовременные (предупреж­дение, штраф), длящиеся (арест, лишение специальных прав).

VI. По функциям профилактики правонарушений взыскания клас­сифицируются на общие, частные, специальные.

Общее — взыскание направлено на предупреждение новых пра­вонарушений не только лицом, совершившим административное правонарушение, но и другими лицами.

Частное — взыскание направлено на предупреждение новых пра­вонарушений лицом, совершившим административное правонару­шение.

Специальное — разновидность частного, когда создаются усло­вия, препятствующие виновному совершить новые административ­ные правонарушения.

В данном случае административное взыскание отражает лишь со­держательную сторону (или сущность) принуждения (держать ответ, исполнить обязанности и выполнить иные требования). Именно по­этому законодатель, определяя понятие административного проступ­ка, говорит не о наказании, прямо раскрывая данное понятие, а о предусмотренной административной ответственности за деяние, которое административный закон признает в качестве проступка.

Все взыскания образуют единую систему, которая регламенти­руется законами Республики Казахстан. Законом строго установ­лены перечень и порядок расположения наказаний: от менее к бо­лее строгим, что необходимо как для самого законодателя, так и для лиц, их применяющих. Поэтому иные средства принудительно­го воздействия, которые могут быть сходными с взысканиями, нельзя отнести к группе взысканий, указанных в законе.

Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. «Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.»

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

«- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

— воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

— взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

— все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;

— наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами полиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

— являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания.»

«Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.»

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

» 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.»

Выделяют следующие виды административных взысканий:

— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты;

— выдворение из пределов РК иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений.

Итак, административное взыскание — это «мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях — народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.» 3 5

^ 2.2 Виды административных взысканий

Статья 45 КоАП закрепляет перечень административных взыс­каний, применяемых в качестве наказаний за совершенные адми­нистративные проступки.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры административной ответственности за совершение незначи­тельных административных проступков.

Предупреждение состоит в официальной даче должностным лицом, уполномоченным налагать административные взыскания, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предуп­реждении о нежелательности совершать впредь, повторно действия (бездействие), которыми наносится ущерб (вред) гражданам, иным лицам, общественным и государственным институтам.

В соответствии со статьей 47 КоАП предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. Данную меру взыскания следует отличать от одной из мер пресе­чения продолжения противоправного поведения. В этой связи нами разделяется озабоченность, высказанная Д. Н. Бахрахом о том, что в ходе правоприменения возникает путаница в толковании данной меры как взыскания и пресечения. Предложение об обозначении предупреждения как меры пресечения, используя понятие «предо­стережение», следует признать конструктивным. 3 6

При использовании данной меры административного взыскания к нарушителю обязательно учитываются все обстоятельства дела, изучается его личность; ему разъясняются также противоправность совершенных им действий и возможность применения более стро­гих мер принуждения в случае неосознания либо повторности про­ступка. 3 7 Для виновного предупреждение влечет наступление опре­деленных правовых последствий: во-первых, он считается подвергнутым административному взысканию; во-вторых, приме­нение предупреждения учитывается наряду с другими видами взыс­каний при решении вопроса о наказании за повторные проступки.

Штраф — денежное взыскание, мера имущественного воздей­ствия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных административно-правовых норм, и налагается в случае и в порядке, регламентированных КоАП.

Штраф, налагаемый в административном порядке, является наи­более распространенной мерой административного взыскания. Практика наложения взыскания в виде штрафа накопила значитель­ный опыт, и здесь не должно быть каких-либо проблем и неяснос­тей. Однако более тщательное изучение вопроса дает повод к но­вому осмыслению не только природы штрафа, но и размеров, условий наложения взыскания. Возьмите типичный пример, когда за проступок устанавливается штраф до десяти или двадцати ме­сячных расчетных показателей. Как точно определить меру взыс­кания, можно ли найти необходимые критерии?

Штраф в административном праве рассматривался как форма ре­агирования со стороны государства на административное правона­рушение, выражающаяся в виде денежного взыскания. Распростра­ненность данной меры взыскания в прошлом продиктовала необходимость принять как на союзном, так и республиканских уров­нях (в 1961 г.) соответствующие акты «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Уместно напомнить, что данные акты внесли ряд принципиальных ог­раничений (кто вправе налагать штраф и по каким вопросам; уста­новлен единый возраст, по достижении которого возможно привле­чение к административной ответственности — 16 лет). Но время вносит свои коррективы, и количество административных органов и должностных лиц, правомочных налагать штраф, не только не сокра­тилось, но имеет, к сожалению, тенденцию к их росту.

Штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое в случаях и пределах, установленных законом в виде суммы, соответ­ствующей количеству месячных расчетных показателей. При этом законодатель пришел к выводу о том, что размер месячного рас­четного показателя определяется на момент совершения админи­стративного правонарушения. То есть инфляционному процессу сопутствует изменение в определении размера штрафов.

Анализируя природу административного штрафа, следует отме­тить ряд принципиальных моментов.

Развитие различных, в том числе и государственных, форм пред­принимательства привнесло новые моменты в характеристику штрафов, налагаемых в административном порядке. Так, законо­датель отказался не только от фиксированных сумм (денежного взыскания), но и перешел от «минимальных месячных размеров оплаты труда» к «месячным расчетным показателям», а последние устанавливаются на момент совершения административного пра­вонарушения. Но даже в указанных случаях, если данную меру взыскания не определять как меру возмездного заинтересованного воз­действия, что имеет место в гражданском праве, у административ­ных органов, должностных лиц сохраняется «искушение» пополнить казну. Бесспорно, что административный штраф и возмещение вре­да по гражданскому праву сохраняют принципиальные различия:

1) в неравенстве (равенстве) правового положения сторон;

2) в обязанностях, определяемых властным органом, и импера­тивности положений административного акта (обязательствах, вы­текающих из договора) и др.

Как правило, штрафы носят относительно-определенный харак­тер. Размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Размер штрафа, налагаемого на физи­ческое лицо, не может быть менее одной десятой месячного рас­четного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо, -менее пяти месячных расчетных показателей, а штрафа, налагае­мого двадцати месячных расчетных показателей.

Максимальный размер штрафа также имеет определенные ог­раничения, размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двухсот месячных расчетных показателей, на дол­жностное лицо четырехсот месячных расчетных показателей, на юридическое лицо — двух тысяч месячных расчетных показателей.

Штраф уплачивается нарушителем, но не позднее тридцати дней со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа.

Законодатель предусматривает добровольное и принудитель­ное исполнение постановления о взыскании штрафа.

Действующий КоАП содержит ряд новых положений.

Во-первых, в отличие от КоАП 1984 г. изменены пределы опре­деления административного штрафа (ст. 48 КоАП).

Во-вторых, изменены сроки и порядок добровольного и прину­дительного исполнения постановления о наложении штрафа.

В-третьих, введены отсрочка и рассрочка исполнения постанов­ления о наложении административного взыскания (ст. 701-704 КоАП).

В-четвертых, установлен не только крайний срок удержания штрафа (6 месяцев), но и очередность взыскания в порядке ГПК (ст. 708 КоАП).

В заключение хотелось бы обратиться к распространенной прак­тике применения обязательных правил, предусматривающих адми­нистративную ответственность, которые правомочны принимать об­ластные, районные, городские маслихаты — собрания депутатов. Безусловно, административная ответственность не сводится толь­ко к наложению административных штрафов, но за нарушение обя­зательных правил по вопросам охраны и содержания земель, ле­сов, водных ресурсов, торговли в неустановленных местах налагается штраф.

При анализе штрафов, налагаемых за административные про­ступки, необходимо иметь в виду, что наряду с КоАП и другими нор­мативными правовыми актами на территории, подведомственной областному, районному, городскому маслихату, последние вправе в пределах своей компетенции устанавливать правила, за наруше­ние которых лица могут быть привлечены к административной от­ветственности по правилам КоАП.

Данные обязательные правила преследуют обеспечение необ­ходимого порядка на соответствующей территории и вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования, за исключением правил по борьбе со стихийными бедствиями, эпи­демиями и эпизоотиями, которые вступают в силу немедленно.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного право­нарушения — это административное взыскание, осуществляемое на основании статьи 49 КоАП, в соответствии с которой данный пред­мет изымается с последующей реализацией и передачей выручен­ной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по прода­же изъятой вещи.

Предметы могут быть обнаружены при задержании, личном дос­мотре или досмотре вещей и изъяты лишь соответствующими дол­жностными лицами. Виды предметов, подлежащих возмездному изъятию, устанавливаются законодательством республики.

Изъятые предметы сдаются на хранение в места, определяемые органами (должностными лицами), которые наделены правом изъя­тия предметов, и хранятся там вплоть до рассмотрения дела об ад­министративном правонарушении. В зависимости от его результа­тов предметы реализуются в установленном законом порядке. Например, возмездному изъятию подлежат охотничьи ружья, при­надлежащие лицам, систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющим спиртными напитками, страдающим психическими заболеваниями. Эти ружья передаются работника­ми полиции торгующим организациям для продажи на комиссион­ных началах.

Исключением из общего правила возмездного изъятия предме­тов является невозможность изъятия огнестрельного оружия и бо­еприпасов у лиц, для которых охота является основным законным источником существования (ч. 2 статьи 49 КоАП).

Возмездное изъятие предмета как мера административного взыскания может быть применено в качестве дополнительного взыскания, что предусмотрено ч. 3 статьи 46 КоАП.

Вместе с тем, необходимое изъятие и конфискация предметов не могут применяться одновременно.

Конфискация — административное взыскание имущественного характера, состоящее в принудительном безвозмездном изъятии предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, а также доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административ­ного правонарушения (ст. 50 КоАП), в пользу государства.

Конфискация в буквальном смысле традиционно воспринималась как изъятие имущества в казну и использовалась наиболее активно во времена социальных революций. Интерес к конфискации как к мере административного взыскания не связан с прошлым соци­альным контекстом. Сегодня имеется немало причин обратиться к данной мере, которая может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания. Кроме того, принудительное безвозмездное изъятие предметов при отступле­нии от определенных правил может создавать угрозу правам соб­ственности, в связи с чем попытаемся рассмотреть данную тему.

Во-первых, сущность конфискации состоит не только в прину­дительном безвозмездном обращении предмета в собственность государства, но и в том, что конфискован в соответствии с требова­ниями Кодекса об административных правонарушениях может быть предмет, находящийся в собственности нарушителя. Во-вторых, конфискация хотя и не является, на первый взгляд, специальной ад­министративно-правовой мерой (она используется как дополни­тельная), но на практике чаще всего применяется к лицам, имею­щим отношение к орудию или объекту совершения правонарушения (контрабанда и другие случаи), доходам (ст. 50 КоАП).

В Республике Казахстан признаются и равным образом защи­щаются государственная и частная собственность. В этих условиях понятие «личная собственность» — дань социально-политическому этикету прошлого, за которым и тогда стояли реальные права вла­дения, пользования и распоряжения. Следовательно, изменились не только формы собственности, правовой режим их функциони­рования. Закономерно, что Гражданский кодекс конфискацию оп­ределяет как безвозмездное изъятие имущества у собственника в судебном порядке в виде санкции за совершение правонарушения.

Следует полагать, что институциональные признаки собствен­ности не могут иметь «вольную» интерпретацию, тем более, когда это связано с применением административной меры воздействия, с санкцией.

По версии законодателя конфискация применяется в отноше­нии предмета, явившегося орудием совершения или непосред­ственным объектом административного правонарушения. Следо­вательно, данная мера имеет имущественный характер. При этом конфискации также подлежат доходы (дивиденды), деньги и цен­ные бумаги, полученные вследствие совершения административ­ного правонарушения.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обра­щении предмета, явившегося орудием совершения или непосред­ственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации компетентный орган или должностное лицо выносит соответствующее постановление о конфискации, а непосредствен­но в день изъятия — акт об исполнении постановления. Данные про­цессуальные документы имеют исключительное значение. Из них следует: основания конфискации, данные о лицах, производящих ее, подробная опись имущества. Согласно Конституции Республи­ки Казахстан, граждане могут иметь в частной собственности лю­бое законно приобретенное имущество и никто не может быть ли­шен своего имущества, иначе как по решению суда.

В соответствии с ч. 4 статьи 50 КоАП конфискация может быть применена судьей.

Исполнение постановления о конфискации предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения, осуществляется путем изъятия конфискованного предмета и принудительного безвозмездного его обращения в собственность государства.

Согласно действующим Правилам учета, хранения, оценки и даль­нейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям от 26 июля 2002 г. определен порядок учета, хранения, оценки и дальнейшего использования конфискованного имущества на основании судебных актов в доход государства.

Законодатель оговаривает, что конфискован может быть лишь предмет, являющийся собственностью правонарушителя.

Законодатель, определяя порядок применения рассматривае­мых мер административного воздействия, подчеркивает, что как конфискация, так и возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не могут применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Конфискация применяется только в качестве дополнительного административного взыскания.

Лишение специального права, предоставленного гражданину, состоит в лишении правонарушителя предоставленного ему права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (ст. 51 КоАП). В связи с применением данного взыска­ния ограничивается правосубъектность гражданина, так как он ут­рачивает возможность заниматься определенным видом деятель­ности (право охоты, право управления транспортным средством).

На основании статьи 51 КоАП лишение специального права за­ниматься определенной деятельностью или выполнять определенные виды работ может использоваться лишь в двух случаях: а) уп­равления транспортными средствами в состоянии опьянения, со­вершения ряда других нарушений правил дорожного движения; б) нарушения правил охоты.

Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются им в связи с инвалидно­стью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения. При этом начальник отделения или его заместитель, а при отсут­ствии в ОВД отделения — начальник или заместитель начальника ОВД выносит постановление о лишении права управления транс­портными средствами.

Необходимо также учитывать, что наряду с лишением права на управление действующее законодательство устанавливает и иные основания прекращения действия права на управление транспорт­ными средствами:

— истечение установленного срока действия водительского удо­стоверения;

— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное меди­цинским заключением.

Исполнение постановления производится путем изъятия води­тельского удостоверения и талона к нему, а если водитель лишен права управления не всеми видами транспорта, то в водительском удостоверении и в талоне к нему отмечается, управления какими видами транспортных средств он лишен.

Лишение специального права — применяется как основное, так и как дополнительное (ч. 2 ст. 46 КоАП) административное взыска­ние, относящееся к разряду длящихся, и может применяться к на­рушителю на срок от одного месяца до 2-х лет.

Гражданин может быть лишен права охоты из-за грубого нару­шения (охота без надлежащего разрешения, в запрещенных мес­тах либо в запрещенные сроки и т. п.) соответствующими органами (должностными лицами).

На основании ч. 5 статьи 51 КоАП лишение права охоты не отно­сится к лицам, для которых охота является основным законным ис­точником существования. Исключением из этого правила является систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Необходимо отметить, что лишение права не ограничивается только правом управления транспортными средствами либо пра­вом охоты, рыболовства, эта также права эксплуатации радиоэлек­тронных и высокочастотных средств, права ношения и хранения оружия. 3 8

Административный арест — основной вид административного взыскания, применяемый в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток, а за совершение правонарушений в условиях чрезвычайного положения мера может быть применены в отношении правонару­шителя — до тридцати суток. При использовании данного вида на­казания судьей районного (городского) суда выносится постанов­ление об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению органами внутренних дел. Перед выне­сением постановления судья должен изучить личность правонару­шителя, а также все обстоятельства дела. При принятии решения необходимо учитывать, что беременные женщины, несовершенно­летние, инвалиды I, II групп, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, не могут быть подвергнуты административному аресту.

Анализируя порядок исполнения постановления об админист­ративном аресте, можно указать на то, что лица, подвергнутые дан­ному административному взысканию, содержатся в местах, опре­деляемых органами внутренних дел, изолированно от других категорий лиц, содержащихся под стражей.

При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются личному досмотру.

В срок административного ареста засчитывается срок админи­стративного задержания, в связи с чем сокращается срок ареста.

Лишение лицензии (патента) на определенный вид деятель­ности — административное взыскание, применяемое лицам, зани­мающимся предпринимательской, иной деятельностью на осно­вании лицензии (патента).

Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» устанавливает, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны получить специаль­ное разрешение (лицензию, патент) на занятие определенного рода деятельностью в порядке, установленном Правительством Респуб­лики Казахстан, например, на изготовление и реализацию лечеб­ных препаратов; наркотических и ядовитых веществ; лечение боль­ных, страдающих опасными или особо опасными инфекционными заболеваниями; а также иные виды работ и услуг.

В случае нарушения субъектами, занимающихся предпринима­тельством, установленного порядка получения (выдачи) лицензий 1 В КоАП РФ соответствующая статья (3.9. Административный арест) не ограничивается только констатацией права применения ареста, но и раскрывает содержание данного взыскания: «административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от обще­ства и устанавливается на срок до пятнадцати суток» и далее по тексту, либо патентов на определенные виды работ (услуг), порядка исполь­зования этих лицензий (патентов), а также совершения иных пра­вонарушений они могут быть лишены временно или постоянно ли­цензии (патента). 3 8

При совершении незначительного административного правона­рушения (проступка), а также с учетом всех обстоятельств дела со­ответствующие органы или должностные лица могут лишить граж­дан — хозяйствующих субъектов пользования предоставленной лицензией (патентом) на срок до шести месяцев. При повторном нарушения либо при более значительном правонарушении винов­ного полностью лишают права пользования лицензией (патентом).

Закон «О лицензировании» и другие акты в этой области уста­навливают, что лицензии являются неотчуждаемыми. Основанием для лишения лицензии может быть одно из перечисленных усло­вий: 1) невыполнение лицензиатом требований, содержащихся в ли­цензии; 2) представление лицензиатом заведомо ложной инфор­мации при получении лицензии и др; 3) запрещение судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществле­ние которого он обладает лицензией; 4) неустранение причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии.

Органы (должностные лица) могут применять данное взыска­ние по отношению к виновным в качестве как основного, так и до­полнительного.

В случае несогласия субъектов предпринимательства с наложен­ным на них взысканием они могут обжаловать решение органов и должностных лиц, вынесших его, в установленном законом порядке.

Приостановление либо запрещение деятельности предприни­мательства является мерой административного взыскания и при­меняется в определенных случаях (ч. 1 ст. 53 КоАП). Во-первых, дан­ное взыскание налагется только в судебном порядке. Во-вторых, дело в суде рассматривается на основании заявления уполномо­ченного органа в порядке искового производства.

Мера административного взыскания в виде приостановления дея­тельности без судебного решения допускается в исключительных слу­чаях. Уполномоченный орган (должностное лицо), рассматривающий дела об административных правонарушениях, может приостановить или запретить деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, но на срок не более трех дней, с обязательным представлением в указанный срок искового заявления в суд.

Наряду с указанными мерами КоАП предусматривает примене­ние и таких, как принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения, а также административное выдворение за пределы Казахстана.

Необходимо подчеркнуть, что кроме мер административного взыскания КоАП содержит и меры административно-правового воз­действия. К ним отнесены: 1) проверка знаний правил дорожного движения и 2) принудительные меры медицинского характера. При этом данные меры могут применяться как наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него.

Не подвергая сомнению подобный перечень взысканий (нака­заний), можно в последующем разграничить их применительно не только к физическим и юридическим лицам, но и к должностным лицам. В КоАП РФ к должностным лицам может быть применена дисквалификация (ст. 3. 11 КоАП РФ).

^ 2.3 Правила наложения административных взысканий

Правила наложения административных взысканий закреплены главой 7 КоАП. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативными актами, пре­дусматривающими ответственность за совершенное правонаруше­ние в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, Кодексом и другими актами об административных правонарушениях.

Законодатель к общим правилам наложения взыскания относит следующие положения:

1) административное взыскание (наказание) налагается в пре­делах, предусмотренных Особенной частью КоАП;

2) административное взыскание должно быть справедливым, со­ответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя;

3) при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного правонарушения, лич­ность виновного, в том числе его поведение до и после соверше­ния правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

4) при наложении административного взыскания на юридичес­кое лицо учитывается характер административного правонаруше­ния, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчаю­щие и отягчающие ответственность;

5) наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности устранения допущенных наруше­ний и возмещения ущерба;

6) за одно правонарушение может быть наложено одно основ­ное либо основное и дополнительное (дополнительные) админис­тративные взыскания.

Административное взыскание может быть наложено:

— соответствующими органами или должностными лицами в пре­делах их компетенции;

— если в действиях виновного содержится состав административ­ного проступка (т. е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением);

— если данный состав закреплен соответствующей нормой КоАП или иным нормативным актом, регулирующим административные правоотношения;

— если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок);

— с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины, имущественного положения, а также об­стоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В соответствии со статьей 61 КоАП обстоятельствами, смягча­ющими ответственность за административное правонарушение, признаются:

— чистосердечное раскаяние виновного;

— предотвращение виновным вредных последствий правонару­шения, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

— совершение правонарушения под влиянием сильного душев­ного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных об­стоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним;

— совершение правонарушения беременной женщиной или име­ющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими иные обстоятельства, не указанные в настоящей ста­тье КоАП.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, содер­жится в статье 62 КоАП и является исчерпывающим. Этими обстоя­тельствами признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное в течение года совершение однородного правона­рушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершив­шим преступление;

— вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного право­нарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

По правилам статьи 580 КоАП истечение срока давности исключа­ет возможность привлечения к административной ответственности.

На основании статьи 65 КоАП административное взыскание ис­числяется годами, месяцами или календарными днями.

Лицо не подлежит привлечению к ответственности по истече­нии двух месяцев со дня совершения административного правона­рушения, за совершение административного правонарушения в об­ласти охраны окружающей среды — шести месяцев, а в области налогообложения — по истечении трех лет.

При исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилом «РОКИ», которое представляет собой аббревиатуру, со­стоящую из слов, где:

Р — размер срока;

О — откуда считать;

К — конечный момент срока;

И — имеющиеся изъятия из срока.

Статья 638 КоАП определяет сроки составления протокола об административном правонарушении:

1) протокол составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения;

2) протокол составляется в ходе налоговой проверки либо по ее окончании;

3) протокол составляется в течение трех суток, когда требуется выяснить обстоятельства правонарушения (сведения о личности правонарушителя, юридическом лице и др.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протоко­ла об административном правонарушении и других материалов дела;

2) в случае поступления ходатайств от участников производства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок может быть продлен по правилам ч. 2 статьи 647 КоАП, но не более чем на один месяц;

3) в случаях, когда правонарушение влечет административный арест — в день получения протокола об административном право­нарушении, а в отношении лица, подвергнутого административно­му задержанию, — не позднее сорока восьми часов с момента его задержания.

Уполномоченный орган (должностное лицо), принимая во вни­мание задачи производства по делам об административных право­нарушениях, выполняя требования порядка производства по делам об административных правонарушениях, соблюдая принципы ад-министративно-юрисдикционного процесса, рассмотрев дело об административном правонарушении, выносит постановление, ко­торое содержит: наименование органа (должностного лица), вынес­шего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоя­тельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нор­мативный правовой акт, устанавливающий ответственность за дан­ное административное правонарушение; принятое по делу решение; порядок и сроки обжалования постановления.

Законодатель определяет следующие виды постановлений, ко­торые могут быть приняты по делу:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу, правомоч­ному налагать за данное правонарушение взыскание иного вида или размера;

4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за админис­тративное правонарушение одновременно решается вопрос о воз­мещении виновным имущественного ущерба, то в данном поста­новлении по делу указывается размер ущерба, а также срок и порядок его возмещения, постановление объявляется по оконча­нии рассмотрения дела, а копия его в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В Кодексе Республики Казахстан об административных право­нарушениях содержится требование о доведении постановления до сведения руководителей (т.е. по месту работы, учебы или житель­ства), а также о принятии мер по устранению причин и условий, спо­собствовавших административным правонарушениям.

Правом обжалования постановления по делу об административ­ном правонарушении обладает лицо, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевший. Постановление уполномоченного органа (должностного лица) обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Жалоба на постановление по делу об административном право­нарушении подается в течение десяти дней со дня вынесения по­становления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Подача в указанный срок жалобы и принесение прокурором про­теста приостанавливает исполнение постановления до рассмотре­ния протеста.

Срок рассмотрения жалобы или протеста — десять дней.

Орган, рассматривающий жалобу или протест, правомочен пос­ле проверки законности и обоснованности вынесенного постанов­ления принять одно из следующих решений (ст. 664 КоАП): 1) по­становление остается без изменения, а жалоба, протест — без удовлетворения; 2) об изменении постановления; 3) об отмене по­становления и прекращении дела при наличии обстоятельств, пре­дусмотренных статьями 68, 580, 581 КоАП, а также при недоказан­ности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и вынесении нового по­становления по делу; 5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмот­рении жалобы, протеста установлено, что постановление было вы­несено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).

Необходимо знать, что законом предусмотрены основания к от­мене или изменению постановления по делу об административном правонарушении (см. ст. 665 КоАП).

Государственный орган (должностное лицо), рассмотревший жалобу или протест на постановление по делу об административ­ном правонарушении и вынесении одного из ранее установленных решений (ст. 288 КоАП), направляет копии решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном право­нарушении в течение трех дней лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе, а также органу (долж­ностному лицу), вынесшему постановление по делу.

Прокурору сообщаются результаты рассмотрения протеста.

Особое внимание следует обратить на то, что отмена постанов­ления о прекращении дела об административном правонарушении влечет за собой юридические последствия:

— возврат взысканных денежных сумм;

— возврат изъятых и конфискованных предметов;

— отмену ограничений, связанных с ранее принятым постанов­лением.

В случаях, когда невозможно вернуть предмет, возвращается его стоимость.

Законодатель также устанавливает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию — в

течение года со дня исполнения постановления о наложении адми­нистративного взыскания.

Но срок давности по отношению к несовершеннолетнему иной -шесть месяцев со дня окончания исполнения постановления о нало­жении административного взыскания.

КоАП предусматривает ответственность за совершение несколь­ких административных правонарушений (проступков), т. е. если одним и тем же лицом (гражданином) будет совершено два и более административных правонарушения, то к нему соответствующими органами или должностными лицами на основании закона может быть применено административное взыскание за каждое правона­рушение в отдельности.

Каковы же критерии определения множественности админист­ративных проступков?

1. Прежде всего, множественность — наличие нескольких самостоя­тельных составов административных правонарушений (проступков).

Таким образом, если деяния образуют единый состав, предус­мотренный диспозицией правовой нормы, то говорить о множе­ственности административных проступков нельзя, так как значение имеет количество составов административных правонарушений. Следует иметь в виду, что среди правонарушений, образующих множественность, могут быть как составы уголовно наказуемых пре­ступлений, так и административных проступков, а также те и дру­гие одновременно.

2. Наличие нескольких самостоятельных составов образует мно­жественность лишь при совершении их одним субъектом, т. е. субъект указанных правонарушений (преступлений) — одно и то же лицо.

3. При наложении взысканий за множественность администра­тивных проступков не должны присутствовать обстоятельства, пре­пятствующие привлечению виновного к ответственности за совер­шенное правонарушение сразу либо за рецидив (например, истечение сроков давности привлечения к административной от­ветственности).

Под рецидивом в административном праве понимается просту­пок, совершенный гражданином в течение установленного законом срока давности после применения к нему мер воздействия за пре­дыдущие правонарушения.

4. Для определения множественности имеет значение также ха­рактер поведения субъекта.

Выполнение субъектом одного действия (действий), образую­щего одновременно несколько составов административных право-

нарушений, — это идеальная совокупность, а совершение субъек­том разных действий, представляющих систему составов, и в раз­ное время — реальная совокупность.

При наложении взысканий за множественность административ­ных проступков следует иметь в виду, что взыскания в данном слу­чае налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если же разбирательство осуществляется одним судьей, орга­ном (должностным лицом), то окончательное взыскание налагает­ся в пределах правил, которые предусмотрены ст. 63 КоАП.

Если лицо совершило несколько административных правонару­шений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, органом, то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взысканий не должен превышать трехкрат­ного максимального предела, установленного КоАП для данного вида взыскания.

При рассмотрении административного правонарушения могут быть рассмотрены вопросы возмещения имущественного ущерба (ст. 64 КоАП).

Обобщая изложенное, можно подчеркнуть некоторые тенденции в развитии административного законодательства:

а) наметилась конкуренция отдельных норм и институтов раз­личных отраслей законодательства (например, природа наложения взысканий имеет общие типологические признаки, поскольку вы­ражает волю, интересы государства посредством принятия юриди­ческих решений, которые могут быть обеспечены в принудитель­ном порядке — взыскание штрафа, конфискация, обращение взыскания ( подобные процедуры обеспечиваются специальными лицами, работающими в системе исполнительных органов);

б) стремление сохранить отраслевую «чистоту» норм подводит за­конодателей к выводам об исключении из мер административных взысканий отдельных их видов. Например, порядок отмены норма­тивных актов, если он оспаривается физическими лицами, разреша­ется в соответствии с требованиями ГПК РК. Хотя данный порядок может иметь и административный характер, так как отменить акт может и вышестоящий уполномоченный орган (должностное лицо);

в) анализ решения вопросов во многом определяется метода­ми регулирования, тем более, что очень часто возникает проблема обеспечения единства положений (порядка деятельности, приня­тия актов, избирательного процесса и т. д.). Именно метод группи­рует нормы в институты, отрасли. Так, главы 25-29 ГПК имеют яв­ную административно-правовую природу и их место в КоАП. Следует различать содержания производства по делам об оспари­вании законности нормативных правовых актов и возникающие пра­вовые последствия. Опыт различных государств убеждает в том, что оспаривание законности нормативных правовых актов осуществ-

ляется в конституционном, административном судопроизводства, а вопросы возмещения вреда от соответствующих нормативных правовых актов — в гражданском, арбитражном судопроизводстве;

г) пора определиться не только в «природе» принуждения, но и соответствующих мерах, которые могут быть применены к конкрет­ному лицу. Законодатель не очень разборчив в подобных понятиях, что может создать различное толкование подобных действий. Учи­тывая, что эти меры применяются и судьями, отметим, что статья 118 ГПК РК противопоставляет меры принуждения и ответственности, в то время как глава 9 ГПК (см. ст. 118-122) именуется «Меры принуж­дения», а ст. 118 не различает основания для принуждения и ответ­ственности (за вмешательство в разрешение судебных дел, угрозу по отношению к судье, оскорбление судьи, неисполнение судебных постановлений, проявление неуважения к суду, нарушение порядка в судебном заседании, за непринятие мер по частному определению судьи и другие противоправные действия). Принимая во внимание, что такими мерами могут быть: удаление из зала суда, администра­тивный штраф, предупреждение, можно заметить, что меры ответ­ственности применяются за нарушение норм права, по отношению к виновному лицу, в установленном процессуальном порядке. Можно констатировать, что мы можем иметь дело с фактами, когда не раз­личаются меры пресечения и меры взыскания. В то время как для привлечения к ответственности нужны не только основания, но и про­цессуальное оформление правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности со всеми вытекающими процес­суальными последствиями;

д) представляется перспективным налагать меры взыскания на юридических лиц, не исключая при этом возможность привлечения к ответственности и виновного физического лица. Но содержание и процедура наложения взыскания не должны преследовать уни­жение человеческого достоинства, причинение ему страданий и на­несение вреда его репутации.

Смотрите еще:

  • Частью 1 статьи 125 коап Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа 1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении […]
  • Лишение водительских прав в 2014 году Лишение водительских прав в 2017 году – за что отбирают и как вернуть? В статье подробно рассмотрены административные правонарушения, при совершении которых автолюбители могут лишиться прав на управление транспортным средством, как проходит эта процедура и в каком […]
  • Лишение и возврат водительских прав Возврат прав после лишения 2018 В 2016 году вступили в силу изменения к Постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, которые коснулись нового алгоритма возврата водительского удостоверения. После изменений возврат ВУ стал более сложным. Когда могут быть изъяты […]
  • Токовая адвокат Токовая адвокат (по состоянию на 27.11.2015) почт.: 119180, Б. Якиманка, д. 1, оф. 4.30 Почт.: 117342, Введенского, 23-2-151 Почт.: 121059, Украинский б-р, 7-18 почт.: 123363, Строительный пр-д, д. 3 почт.: 123001, Спиридоновка, д. 12/1, а/я 59 Факт.: г. Москва, […]
  • 23 Коап рф Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, 6.8, 6.9, 6.9.1, […]
  • Коды доходов и вычетов в 2 ндфл Новые коды доходов и вычетов в справке 2-НДФЛ в 2017 году Статьи по теме Код доходов и вычетов в справке 2-НДФЛ в 2017 году применяется для отражения доходов работников и вычетов по НДФЛ. Каждому доходу присвоен свой 4-значный номер. Например, код зарплаты — 2000, для […]
  • Фз 125 ст 13 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ Чтобы заполнить строку 2 таблицы 3 Раздела 1 Расчета по форме-4 ФСС необходимо ознакомиться с перечнем выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ и в ст. 20.2 Закона N […]
  • 126 гк рф Статья 125. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные […]