Опека и попечение детей оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей

Произошедшее в конце XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, миграционные и демографические процессы, деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние десятилетия в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельщиках. Скудельщица – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.

При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу ХIV в., наряду с личным участим любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был обеспечен приют и уход.

Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора Петра 1, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра 1 строительством в начале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».

Общественные филантропические деяния, распространялись и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых детей, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце ХIХ века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.

Практика социальной помощи детям-сиротам в России имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов, и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. На протяжении почти всего ХХ века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка1.

Широко распространилось такое явление, как социальное сиротство, когда дети являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа социальных – сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В ней заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе ребенка, оставшегося без попечения родителей, способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением его прав и интересов.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.2 В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.3

Актуальность темы исследования: Конституцией РФ (ст. 7, 38) предусмотрены государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. В условиях изменяющейся общественно-политической жизни, происходящих социально-экономических преобразований необходимо уделить особое внимание подрастающему поколению – завтрашним полноправным гражданам России.

В законодательстве определены правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

С помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы несовершеннолетних. Также опека и попечительство являются и способом устройства несовершеннолетних на воспитание в семью.

Одним из важных условий формирования правового государства – укрепление его правовых основ, повышение эффективности правоприменения. В законодательство периодически вносятся изменения, дополнения, устраняющие имеющиеся недоработки, пробелы. Ведется работа по совершенствования законодательства, в том числе и в сфере опеки и попечительства.

Изучение открывает новые возможности

Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.

Для достижения цели поставлены задачи:

– рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

– охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

– рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

Объектом исследования являются: общественные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.

Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Институт опеки и попечительства рассматривается гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство регулирует правоспособность и дееспособность граждан различного возраста, определяет понятие опеки и попечительства, фиксирует права и обязанности сторон данного правоотношения, условия возникновения и прекращений опеки и попечительства (глава 3 ГК РФ, ст. 31–40 ГК РФ).

Семейное законодательство устанавливает обязанность и перечень действий органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких детей (ст. 2, ст. 121–123 СК РФ).

Опека – одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Регулируется гражданским и семейным законодательством (последним в части воспитания малолетних). Согласно ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Попечительство – одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан; регулируется гражданским и семейным законодательством. Согласно ст. 33 ГК РФ. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечными содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их попечителей. 4

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.

Другой вопрос – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права, как гражданина, становятся реальностью.

По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных, так или иначе, помочь подростку.

Попечитель призван, также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

Среди ученых – юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права».5 Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как «комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав»6.

В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31 – 40), которые, вместе с тем, устанавливают, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. ст. 148–1 Семейного кодекса РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

СК РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, – в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК РФ устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребенка.

В семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержаться в ст. 121 СК РФ. Используемое в ст. 121 СК РФ понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение и родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождения под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, их розыск органами внутренних дел в связи с уклонение от уплаты алиментов).

Обеспечение содержания ребенка – обязательная предпосылка для его роста и развития. Поэтому оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет, либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК РФне предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования – одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.

В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: «Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса»7.

Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы несовершеннолетних опека (попечительство) – еще и способ их устройства на воспитание в семью.

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми

Причиной (основанием) для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является отсутствие родительского попечения в случае: смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Другие причины утраты родительского попечения – невозможность защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев, вынужденных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы по какой-либо причине нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, вынужденного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными, утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату задержания подозреваемого в совершенном преступлении. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома – неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице – отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав – мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, то она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается СК РФ на органы опеки и попечительства.

Таким образом, утрата родительского попечения – факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку или попечительство.

2. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми

2.1 Органы опеки и попечительства

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается СК РФ на органы опеки и попечительства. Согласно п. 2 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Часть 1 статьи 6 федерального закона «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008 (в редакции федерального закона №178-фз от 18.07.2009) предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с федеральным законом «Об опеке и попечительстве», законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом Владимирской области от 24.12.2007 №185-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке к попечительству во Владимирской области» органы местного самоуправления области с 01.01.2008 были наделены соответствующими полномочиями.

Решением Владимирского областного суда от 14.04.2009 удовлетворено заявление администрации г. Владимира о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Владимирской области от 24.12.2007 №185–03.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 решение Владимирского областного суда оставлено без изменения, таким образом, закон Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке к попечительству во Владимирской области» не применяется.

С учетом того, что органы местного самоуправления в настоящее время не имеют полномочий исполнять обязанности и права органов опеки и попечительства, Губернатором Владимирской области принято постановление №525 от 03.07.2009 «О мерах по исполнению решения Владимирского областного суда от 14 апреля 2009 года», в соответствии с которым: Департамент образования Администрации области определен в качестве уполномоченного органа по организации и осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами; Департамент здравоохранения – в качестве уполномоченного органа по осуществлению опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; Департамент социальной защиты населения – в качестве уполномоченного органа по осуществлению опеки и попечительства над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности.

05.08.2009 г. во Владимирской области был принят закон №77-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству во Владимирской области». Некоторые муниципальные образования были наделены государственными полномочиями по опеке и попечительству. Государственными полномочиями был наделен Александровский район.

Во исполнение закона Главой Александровского района было принято постановление №4976 от 16.12.2009 г. «О мерах по реализации государственных полномочий по опеке и попечительству».

Осуществление деятельности по опеке и попечительству в рамках исполнения государственных полномочий Владимирской области было возложено на Управление образования администрации Александровского района за счет и в пределах субвенций, выделяемых из бюджета Владимирской области.

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

– выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

– учет детей, оставшихся без родительского попечения;

– выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

– осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

1. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на:

1) финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета;

2) получение разъяснений от уполномоченного органа администрации Владимирской области по вопросам организации и осуществления государственных полномочий;

3) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств на организации и осуществление полномочий по опеке и попечительству, предусмотренных уставом муниципального образования;

4) принятие муниципальных правовых актов по вопросам организации и осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

2. Органы местного самоуправления при организации и осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Владимирской области;

2) обеспечивать эффективное и целевое использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета Владимирской области;

3) исполнять письменные предписания органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных по вопросам организации и осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству;

4) предоставлять уполномоченным органам администрации Владимирской области необходимую информацию, связанную с организацией и осуществлением государственных полномочий по опеке попечительству и с использованием выделенных на эти цели финансовых средств;

5) обеспечить помещениями, отвечающими санитарно-техническим нормам и правилам, позволяющим осуществлять исполнение государственных полномочий;

6) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области по организации и осуществлению государственных полномочий по опеке и попечительству.

2. Права и обязанности органов государственной власти Владимирской области по организации и осуществлению органами местного самоуправления деятельности по опеке и попечительству

1. Органы государственной власти Владимирской области имеют право:

1) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по опеке и попечительству;

осуществлять контроль за организацией и осуществлением органами местного самоуправления деятельности по опеке и попечительству, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;

оказывать органам местного самоуправления через уполномоченные органы исполнительной власти Владимирской области методическую помощь в организации и осуществлении их деятельности по опеке и попечительству;

давать письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

5) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам организации и осуществления государственных полномочий;

6) запрашивать информацию, материалы, документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;

7) получать в установленном порядке от органов местного самоуправления необходимую информацию об использовании финансовых средств на осуществление ими государственных полномочий по опеке и попечительству;

3. Органы государственной власти Владимирской области обязаны:

1) обеспечить органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по опеке и попечительству, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств;

3) давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочии; по опеке и попечительству;

4) оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением ими государственных полномочий по опеке и попечительству, а также выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области;

СК РФ (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК РФ:

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 1 из 9)

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2. Усыновление (удочерение) детей

3. Опека и попечительство над детьми

4. Приемная семья

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК, п. 3 ст. 31 ГК).

К примеру, в 2001 г. выявлено 128100 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997–2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105534, 110930, 113913 и 123200 детей. Их общее количество составляет около 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях, в этом заключается актуальность выбранной темы.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Предметом изучения являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Объектом изучения – формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Для преодоления социального сиротства правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:

· Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

· Изучить и проанализировать специальную литературу.

Основное внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное предпочтение.

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральной целевой программой «Дети России» на 2003–2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г., №732 и ее подпрограммой «Дети-сироты» на 1998–2001 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г., №1207 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.

В Семейном Кодексе (далее СК) общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)

СК определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства является одно из подразделений органов местного самоуправления.

СК (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении подборе детей).

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).

При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен федеральным законом от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится документированная информация об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, особенности характера и т.д.).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина). Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты в обход органов опеки и попечительства привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору детей для передачи на усыновление или воспитания в иной форме.

Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК (ст. 123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Смотрите еще:

  • Денежное довольствие офицера советской армии Денежное довольствие офицера советской армии В России воинский труд всегда оплачивался весьма скудно. Люди далекие от армии никогда не могли и представить себе, насколько мало вознаграждается труд людей, носящих погоны. Всегда считалось, что военные […]
  • Правоспособность гражданина в рамках гражданского права возникает Статья 17. Правоспособность гражданина 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. 2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается […]
  • Тк рф инн ООО ТК "ЯГУАР", г. Людиново детальная информация доступна в выписке из ЕГРЮЛ детальная информация по связям доступна по ссылке Контрагент существует 4 года Статус контрагента X XXXXXXXX XXXXXXXXXX XX XXXXX Уставный капитал 2 млн руб Руководитель является […]
  • Черепанов са юрист Кто родился 28 июля? Знаменитости, родившиеся 28 июля Родившиеся 28 июля известные люди Гладков Трофим Андроникович - полковник СССР, командир корпуса в Великой Отечественной войне. Нагорских Павел Леонтьевич - поэт России. А также: Абу Бакр […]
  • Забастовка ст 37 Право на забастовку и порядок ее организации и проведения (стр. 1 из 4) МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Кафедра правовых дисциплин Право на забастовку и порядок ее […]
  • Эмоциональное выгорание юристов Синдром эмоционального выгорания юристов Феномен «эмоционального выгорания» В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, […]
  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]