Нормы и система конституционного права рф как правовой отрасли

newinspire

Система конституционного права как отрасли права

Ключевые слова: система, конституционного, права, отрасли

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
  • по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других — конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других — всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям , присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам , свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции , являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли.

Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов. . читать далее .

6. Система конституционного права Российской Федерации

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет из себя сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяющими основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуются наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны.

К ним можно отнести различия по следующим признакам:

1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения и т. д.;

2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

3) степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принци-

пы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют;

4) субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других — ко всем субъектам права;

5) способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6) специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7) видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;

8) степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках;

9) целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправленность правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

10) функциям, присущим каждому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11) принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм.

Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права России как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: 1) воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; 2) как правило, не порождают конкретные правоотношения; 3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; 4) адресованы всем субъектам права; 5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции; 6) устанавливаются в конституционной форме; 7) по своему виду являются нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; 8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства; 9) по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права.

Институту Основ правового статуса человека и гражданина присущи свои особые черты. Его нормы: 1) осуществляют правовое воздействие путем признания государством прав человека; 2) реализуют все конкретные правоотношения; 3) относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; 4) в качестве субъекта права в них выступает личность вне связи с каким-либо особым правовым статусом; 5) не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; 6) предполагают для своей реализации подключение других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений. Эти нормы имеют еще и договорной характер. Для них предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий — через Конституционный суд.

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности:

1) это нормы прямого регулирующего действия, реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластия;

3) большая часть норм устанавливается на основе Конституции в актах текущего законодательства, определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли.

Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли.

Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, устанавливают необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в Российской Федерации.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции. Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, так как осуществляется законодательством.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли.

Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений. Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. В системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм.

Система отрасли, как и система Конституции, не есть нечто застывшее. Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому данному этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Понятие, предмет, источники, нормы и система конституционного права рф как правовой отрасли.

КП-одно из отраслей правовой системы РФ представляет собой совокупность обще обязанных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предметом кп являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

-основ конституционного строя РФ, суверенитета народов и форма его осуществления, принципа гос устройства и разделения властей, социального и светского характера, государственного идеологического многообразия и верховенства конституции государства

-Взаимоотношение между государством и личностью, правовых основ статусов российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящиеся на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина и гарантии их реализации

-Федеративное устройство РФ, состав и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации (71ст) и предмета совместного ведения федерации и ее субъектов (72 ст), верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов

-Организация и функционирования системы органов гос власти Рф: органов федеральной гос власти РФ, органов судебной сласти.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

федеральные конституционные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Особенность норм КП:

1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7) нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно–правовых институтов. Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:

основы конституционного строя РФ

основные права и свободы человека и гражданина в РФ

3. федеративное устройство;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. государственная власть субъектов РФ;

9. судебная власть и прокуратура в РФ;

10. местное самоуправление

11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации

Институты конституционного права

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институтэто правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система государственной власти; 5) система местного самоуправления.

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ: 1) политической системы; 2) экономической системы; 3) социальной системы; 4) духовно – культурной системы государства и общества.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как: 1) гражданство; 2) основные личные права и свободы человека и гражданина; 3) основные политические права и свободы человека и гражданина; 4) основные экономические права и свободы человека и гражданина; 5) основные социальные права и свободы человека и гражданина; 6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина; 7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей – субъектов – на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане; 2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

Институт системы государственной власти может быть разделен на следующие подинституты: 1) глава государства; 2) парламент; 3) правительство; 4) судебная система; 5) прокуратура, иные правозащитные и правоохранительные органы; 6) органы государственной власти в субъектах РФ.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления, но и его можно структурировать на подинституты, выделив в частности: 1) основы местного самоуправления; 2) самоуправление населения; 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований; 4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.

Наряду с институтами конституционного права, обозначенными непосредственно в Конституции РФ, федеральными законами формируются иные институты данной отрасли права; к ним следует отнести, в частности, институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов, отзыв выборного лица избирателями и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, – который структурируется, по меньшей мере, в виде таких подразделений, как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов, конституционно-правовой статус религиозных объединений и другие подинституты, определяющие формы организации и осуществления общественной власти. Весьма интенсивно в Российской Федерации формируется институт конституционно-правовой ответственности. Его можно структурировать по субъектам ответственности, системе мер ответственности, процедурам привлечения к конституционно-правовой ответственности и другим группам норм, связанным с данным институтом.

Таким образом, к основным институтам, формирующим систему конституционного права России, можно отнести следующие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации;

3) непосредственная демократия в Российской Федерации;

4) система общественной власти в Российской Федерации;

5) федеративное устройство Российской Федерации;

6) система государственной власти в Российской Федерации;

7) система местного самоуправления в Российской Федерации;

8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст. 16 и 135 Конституции РФ).

Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Общерегулятивный характер имеют многие нормы, объединенные в институт конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Данные нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений, одной из сторон которых является личность – человек и гражданин. В отношении рассматриваемых норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы конституционно-правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст. 64, 135 Конституции РФ). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения не только норм конституционного права (например, избирательные права, право на участие в референдуме, право на участие в управлении государственными делами), но и других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права).

Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Комплексом конституционно-правовых, договорных и обычных норм права регулируется современное федеративное устройство России. Важное значение для формирования и развития федеративного устройства имеют нормативно-доктринальные положения, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, разрешающие правовые коллизии и конфликты в данной сфере.

Институты непосредственной демократии, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы указанных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации непосредственной демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.

Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.

Между конституционно-правовыми институтами существует и такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Система конституционного права как отрасли права

Конституционное право содержит множество правовых норм. Они различны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право РФ – это единая отрасль, которая включает конституционно-правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах.

Общность и единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения её суверенитета и верховенства Основного закона.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России. Они составляют важную часть действующего механизма правового регулирования системы общественных отношений в каждом субъекте РФ. Федеральное и региональное законодательство органически соединены в правовом воздействии на сферы отношений, которые составляют предмет единого конституционного права.

Отрасль права – это не простой набор норм, а между ними существуют сложные системные связи. Выявить данные зависимости сложно без глубокого исследования внутренней структуры, которая характерна системе конституционного права.

При этом конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложным образованием. Система отрасли проявляется в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые возникают между её положениями и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты). В системе отрасли конституционного права отражаются главные нити взаимосвязи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить ряд институтов. Они представляют собой основные элементы отрасли и объединяют установления, которые закрепляют их. К институтам конституционного права относят:

– основы конституционного строя;

– основы правового статуса человека и гражданина;

– федеративное устройство государства;

– систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подобное строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системе сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Каждый институт рассматриваемой отрасли права характеризуется особыми чертами, которые характерны именно его установлениям.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Подобное воздействие может осуществляться в виде закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.;
  2. по особенностям механизма действия конституционных установлений, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, напротив, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Положения одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, установления других – конкретно регулируют определенные общественные отношения;
  4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, а других – направлены всем субъектам права;
  5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других – конкретное воздействие на субъекта, который нарушает установления Конституции, посредством отмены неправомерных актов и действий;
  6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах установления имеют конституционную форму выражения, в других – преобладающая их часть выражена в текущем законодательстве;
  7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – положения конкретного регулирующего действия;
  8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании системы конституционных установлений. При этом нормы некоторых конституционо-правовых институтов имеют установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционного регулирования. Положения других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
  9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционного регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;
  10. по функциям, которые характерны каждому конституционно-правовому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем влиянии отрасли на предмет правового регулирования;
  11. по принципам, которые свойственны каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические предопределяют характер каждого института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права большое значение имеет её соотношении с системой конституции, которая является основным источником отрасли.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она познается и формулируется путем теоретических исследований, и поэтому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции – это субъективная категория, так как систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако он осуществляет её не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, которые имеются в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Принятая в конституции систематизация норм полностью не совпадает со структурой отрасли конституционного права. При этом основы систем общие, но принципы их формирования имеют особенности.

Система отрасли включает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции – это лишь часть этих норм, которые составляют фундамент всего конституционно-правового регулирования.

Для системы отрасли в сравнении с системой конституции характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, которые определяют систему органов государственной власти, принципы их организации и т.д. Они рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не останавливаются в процессе трансформации. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, который объективно обусловлен потребностями социальной реальности.

Смотрите еще:

  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Как получить выписку из егрип бесплатно онлайн Получение выписки из ЕГРИП онлайн бесплатно При совершении сделок или составлении договоров с физическими или юридическими лицами приходится сталкиваться с необходимостью выписок из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Так почему выписка из ЕГРИП имеет столь важную особенность, для […]
  • Машина куплена в браке оформлена на мужа Делится ли квартира, купленная в браке, если собственник один Делить недвижимость, приобретённую в браке, всегда сложно и долго. В этом деле существует множество нюансов, часть которых закреплена законодательством, а другую необходимо доказывать во время рассмотрения […]
  • Статья 12 пункт 5 НК РФ Статья 12.5 - полная отмена налогов? Здравствуйте! Можно ли трактовать пункт 5 статьи 12 НК РФ, а именно "Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. " как полную отмену налогов? НК РФ Статья 12.1 устанавливает виды […]
  • Госпошлина за государственную регистрацию договора дарения Что такое госпошлина при дарении квартиры и как ее можно оплатить в 2018 году? Последним этапом сделки дарения недвижимого имущества является ее регистрация в подразделении Росреестра. Для совершения этих действий получатель жилья обязан предварительно заплатить […]
  • Бланк заявление в налоговую на возврат за обучение Как оформить заявление в налоговую на возврат НДФЛ за обучение — пошаговая инструкция и образец Налоговый вычет представляет собой возвращение части уплаченных налогов. Такие вычеты предоставляются по различным причинам, в том числе и при оплате средств за […]
  • Как получить имущественный налоговый вычет с покупки квартиры Как и когда можно получить налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку и когда подавать на возврат 13 процентов? О своем праве на имущественный вычет при покупке квартиры в ипотеку знает каждый налогоплательщик (ст.220 НК РФ). Кто-то планирует покрыть суммой […]