Налоговый кодекс обязательный аудит

Порядок перерасчета НДФЛ

Будьте внимательны: в законодательство могли быть внесены изменения! В этой статье приведены ссылки на законодательство, актуальное на ноябрь 2011 г.

Когда и как делать перерасчет НДФЛ согласно НКУ?

В ст. 169 НКУ предусмотрено два вида перерасчета НДФЛ: обязательный и добровольный. Случаи обязательного проведения перерасчета указаны в пп. 169.4.2 НКУ:

– по результатам каждого отчетного налогового года в момент начисления заработной платы за последний месяц отчетного года;

– при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению налогоплательщика или в случаях, определенных пп. 169.2.3 НКУ;

– при проведении окончательного расчета с налогоплательщиком, прекращающим трудовые отношения с работодателем.

Кроме этого, пп. 169.4.3 НКУ предусмотрено, что работодатель имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов и удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения.

При перерасчете заработной платы работника, который в течение отчетного года пользовался НСЛ, необходимо:

– проверить основания для применения НСЛ (наличие заявления работника о применении льготы и подтверждающих документов) – п. 169.1–169.3 НКУ;

– уточнить начисленные в течение отчетного года месячные доходы в виде заработной платы с учетом «переходящих» выплат (отпускных, больничных и т. д.), которые с целью определения предельной суммы заработной платы, дающей право на НСЛ, относятся к месяцам, за которые они начислены, – пп. 169.4.1 НКУ;

– рассчитанную по каждому месяцу отчетного года сумму заработной платы сравнить с предельным размером заработной платы, дающим право на НСЛ, – пп. 169.4.1 НКУ;

– по каждому месяцу определить базу налогообложения путем уменьшения начисленной заработной платы на сумму ЕСВ и сумму НСЛ в случае наличия права на нее, рассчитать сумму НДФЛ – п. 164.1–164.6 НКУ;

– произвести расчет годовой суммы НДФЛ путем суммирования сумм налогов, определенных по результатам перерасчета каждого отдельного месячного налогооблагаемого дохода;

– сравнить рассчитанную сумму НДФЛ с суммой налога, которая фактически удержана за год.

В результате перерасчета НДФЛ может образоваться как недоплата, так и переплата налога. Согласно пп. 169.4.4 НКУ, если в результате осуществленного перерасчета возникает недоплата удержанного налога, то сумма такой недоплаты взыскивается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода – за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев, до полного погашения суммы такой недоплаты. Если в результате проведения окончательного расчета с плательщиком налога, прекращающим трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, превышающая сумму налогооблагаемого дохода плательщика налога за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в состав налогового обязательства плательщика налога по результатам отчетного налогового года и уплачивается самим плательщиком.

Случай возможной переплаты НДФЛ, выявленной по результатам проведенного перерасчета, нормами НКУ не предусмотрен. Но если это случится, предприятие вправе учесть переплату при расчете (удержании) НДФЛ за следующие месяцы. Если же работник прекращает с предприятием трудовые отношения, то предприятие должно вернуть причитающуюся физическому лицу сумму НДФЛ.

Также следует обратить внимание на то, что после внесения в НКУ изменений Законом № 3609, в соответствии с пп. 169.4.2 Кодекса работодатель осуществляет обязательный перерасчет НДФЛ с учетом положений абз. 3 п. 167.1 НКУ. Согласно указанной норме плательщики налога, которые подают налоговые декларации за налоговый (отчетный) период в соответствии с пп. «є» п. 176.1, ст. 177 и 178, применяют ставку налога 17 % к части среднемесячного дохода, превышающего десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, поделенная на количество календарных месяцев, в течение которых налогоплательщиком были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование.

Обязательный аудит в 2016 году, критерии, штрафы и основания

В статье аудиторы напомнят вам основные критерии для обязательного аудита в 2016 году, про возросшую ответственность и штрафы. Вы также узнаете, какие семь веских причин говорят в пользу аудиторской проверки в несколько этапов в течение года. Составьте свое мнение относительно минимизации рисков и повышения эффективности работы бухгалтерской (финансовой) службы. Ведь народная мудрость гласит: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Основные критерии обязательного аудита за 2016 год

Обязательный аудит финансовой отчетности проводят юридические лица, у которых:

  • выручка > 400 млн. руб.илиактивы баланса > 60 млн. руб. по итогам 2015 года;
  • организационно — правовая формаакционерное общество,в т.ч. ЗАО
  • в иных случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», где указаны все критерии.

Семь причин провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение 2016 года

Выгода организациям от поэтапной аудиторской проверки многим очевидна. Как показывает накопленный компанией «Правовест Аудит» опыт намного эффективнее проводить аудит в два и более этапов в течение года по следующим основаниям:

  1. Минимизация налоговых и финансовых рисков
  2. Отсутствие штрафов
  3. Снижение нагрузки на бухгалтерию – уменьшение вероятности ошибок
  4. Бонусы к аудиту плюс дополнительные гарантии – без лишних затрат
  5. Большая отдача от работы аудиторов
  6. Равномерное распределение затрат и максимальные скидки
  7. Фиксированная цена в рублях по текущей стоимости

1. Минимизация налоговых и финансовых рисков

Своевременное выявление и устранение несоответствий в налоговом и бухгалтерском учете возможно благодаря проведению независимой аудиторской проверки в несколько этапов в течение отчетного года. Это особенно важно при типовых ошибках, возникающих из квартала в квартал. Исправление таких ошибок за целый год в напряженный период подготовки годовой отчетности отвлечет бухгалтера от более важных текущих дел. При поэтапном аудите такие ошибки будут выявлены еще на первом этапе проверки и своевременно исправлены. Таким образом, они не будут тянуться в течение всего года, искажать промежуточную отчетность и накапливаться как «снежный ком», приводя затем к вороху уточненных деклараций.

Своевременное исправление ошибок очень важно для правильного ведения налогового учета. Поскольку с 2016 года в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, а также много правок вносится и в течение всего года.

Поскольку аудиторы компании «Правовест Аудит» проверяют плюс ко всему и правильность формирования налоговой базы, приглашение их в первом полугодии позволит организации своевременно разобраться с нововведениями, разрешить все накопившиеся вопросы и не допустить в дальнейшем ошибок при исчислении налоговой базы и отражении операций в налоговых декларациях в течение всего 2016 года.

30 марта 2016 года Президент подписал Федеральный закон № 77-ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ. Увеличены штрафы за грубые нарушения в бухучете. Новые штрафы на должностных лиц устанавливаются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей (было — от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ранее наказание за повторное нарушение не было предусмотрено).

К грубым нарушениям требований к бухучету отнесено:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Условия освобождения от ответственности остаются теми же, которые были. В статью 4.5 КоАП внесены изменения, устанавливающие срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете, равный двум годам со дня совершения правонарушения (ранее этот срок составлял 3 месяца).

2. Отсутствие штрафов

Как разъясняет Росстат в Письме от 16 февраля 2016 года N 13-13-2/28-СМИ, штраф за отсутствие аудиторского заключения в 2016 году взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ — непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

  • на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

В новом КоАП в 2016 году возможно появится штраф за несвоевременную сдачу аудиторского заключения (далее АЗ) в статистику. Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г.

Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрен штраф за непредставление (несвоевременное представление) в статистику аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту.

Штраф устанавливается в размерах:

  • на ИП от 25 000 до 40 000 руб.;
  • на должностных лиц от 50 000 до 100 000 руб.;
  • на юр. лиц от 100 000 до 200 000 руб.

3. Снижение нагрузки на бухгалтерию в период годовой отчетности, уменьшение вероятности ошибок

Как известно, с 2014 года организации, подлежащие обязательному аудиту, вправе проводить проверку годовой отчетности в течение всего года, следующего за отчетным. Однако большинство компаний все же предпочитает подтвердить достоверность отчетности до ее сдачи в статистику и налоговые органы, а также до проведения годового собрания акционеров (участников).

В этом случае визит аудиторов в компанию в феврале — марте, когда в бухгалтерии ведется напряженная работа над годовым отчетом, создаст дополнительную нагрузку. Плюс к этому, эффективность от аудиторской проверки в один этап значительно снижается, да и времени вносить исправления у бухгалтерии практически не остается, поскольку срок сдачи годового отчета ограничен до 31 марта.

При поэтапном проведении аудита в течение отчетного года аудиторы к годовому отчету уже хорошо знакомы со всеми нюансами хозяйственной деятельности организации. Плюс к этому, большинство спорных вопросов налогового и бухгалтерского учета уже оперативно решены, а несоответствия исправлены, в том числе благодаря прямой возможности весь год получать консультации аудиторов и налоговых юристов. Поэтому в горячую пору отчетности аудиторы придут проверить только 4 квартал. Да и сама проверка, вместе с подготовкой отчета и аудиторского заключения, займет всего лишь несколько дней.

При этом необходимые исправления за 4 квартал, по итогам последнего этапа аудиторской проверки, будут носить точечный характер и займут у бухгалтера намного меньше времени, нежели за весь год.

4.Полезные бонусы к аудиту плюс гарантии — без лишних затрат!

В рамках договора на аудит клиенты компании «Правовест Аудит» получают бонусы в течение отчетного года в виде полезных услуг, а также помощь налоговых юристов и адвокатов как дополнительные гарантии — в течение 3-х лет после проведения аудита.

Часы консультаций с аудиторами и налоговыми юристами

VIP-семинары в формате Круглый стол, 40 час для ИПБ

Конспекты с семинаров и статьи наших экспертов

Юридическая экспертиза договоров и пр. документов

Анализ финансового состояния, оценка налоговой нагрузки и рисков

Аудит бухгалтерской базы
1С для порядка в учете

БОНУСЫ К АУДИТУ:

Часы консультации – устные и письменные ответы для вас

Сразу с момента заключения договора на аудит наши клиенты получают возможность прямого консультирования с аудиторами и налоговыми юристами в течение года – вплоть до сдачи годовой отчетности – до 31 марта 2017 года.

Таким образом, чем раньше организация заключает договор, тем раньше сотрудники Заказчика начинают пользоваться консультациями, чтобы оперативно и без лишних согласований решать свои текущие вопросы в кратчайшие сроки. Плюс к этому все ответы и обоснования к ним сохраняются в нашей аудиторской компании, благодаря чему аудитор, который выходит на проверку, уже в курсе всех ситуаций и данных ответов, что обеспечивает полное взаимопонимание и согласованность действий в ходе аудита.

Наша практика показывает существенное повышение эффективности работы специалистов финансовых служб. При возникновении неясной ситуации каждый бухгалтер или руководитель может сразу задать свой вопрос практикующему эксперту в этой области и быстро получить ответ со ссылками на законодательство и необходимые пояснения. Компания «Правовест Аудит» несет полную ответственность за данные своим клиентам рекомендации.

Круглые столы для повышения квалификации

Компания «Правовест Аудит» регулярно проводит VIP-семинары в формате «Круглый стол» по актуальным вопросам практики применения законодательства с активным обсуждением последних изменений, обменом опытом, возможностью разрешить свои вопросы и сомнения: во время проведения или сразу после Круглого стола. Профессиональные бухгалтеры получают за каждое посещение сертификат 10 час ИПБ.

Конспекты по итогам Круглых столов

Учитывая постоянную занятость специалистов финансовых служб, наши аудиторы специально готовят конспекты по итогам каждого семинара, чтобы наши клиенты всегда были в курсе дела и оперативно получали ценную информацию!

Юридическая экспертиза договоров и других документов

В рамках аудиторской проверки по выбору Заказчика может быть проведена дополнительная юридическая экспертиза типовых договоров, учредительных и прочих документов; дана оценка перспектив судебных споров; произведены другие необходимые действия для исключения хозяйственных рисков в деятельности организации.

Анализ финансового состояния, оценка налоговой нагрузки и рисков.

По итогам аудита мы готовим дополнительный отчет – Обзор финансового состояния и рисков, где в краткой и наглядной форме показываем информацию о наиболее важных замечаниях, проблемах и их последствиях. Также проводим анализ налоговой нагрузки и вероятности налоговой проверки по методике ИФНС, определяем размер возможных налоговых рисков, резервов и пути сокращения затрат.

Аудит базы 1С

Мы специально проводим тестирование бухгалтерской базы 1С на предмет обнаружения ошибок, даем рекомендации по автоматизации и устранению проблем для большего порядка в учете.

В течение трех лет после проведения налогового или комплексного аудита мы гарантируем клиентам предоставление помощи налоговых юристов и адвокатов, при сопровождении налоговой проверки, досудебном и судебном урегулировании споров.

5. Эффективность аудиторов повышается, а отдача от их работы — заметно увеличивается

Аттестованные аудиторы — большие профессионалы в своем деле. Но огромная нагрузка, приходящаяся на «высокий сезон» аудита, в пору годовой отчетности в феврале — марте, так или иначе сказывается на эффективности их работы.

Ведь при единовременном проведении аудиторской проверки за целый год, аудиторы в кратчайшие сроки должны изучить все нюансы бухгалтерского учета компании, уделить внимание неспецифическим операциям, а также налоговому учету.

Несмотря на то, что выборка документов производится с тем расчетом, чтобы с наибольшей вероятностью выявить все возможные ошибки, всегда есть риск, что какая-то ошибка пройдет мимо взгляда аудитора.

В случае поэтапного проведения аудита аудиторы имеют возможность более тщательно проводить проверку, уделить ей больше времени и внимания. Поскольку объем документов и хозяйственных операций за полугодие или квартал в 2 — 4 раза меньше, нежели за год. При этом нет спешки у бухгалтера свести годовую отчетность в кратчайшие сроки, а у аудитора – проверить ее достоверность.

6. Равномерное распределение затрат в течение года. Максимальные скидки на этапный аудит

При проведении поэтапного аудита, его стоимость равномерно распределиться в течение всего года и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании.

Тогда как проведение аудита сразу за год в один этап оплачивается единовременно, а расценки на аудит в «высокий сезон» — заметно выше. Поскольку работа по проверке бухучета и налогов за целый год достаточно трудоемка и длительна, ее стоимость может стать существенной для организации. Единовременная уплата крупной суммы весьма ощутима, особенно для малого или среднего бизнеса в период непростой экономической ситуации в России.

Поэтому самый бюджетный и выгодный для компании вариант – равномерная оплата двух или трех этапного аудита частями в течение года, тем более, что в данной ситуации действуют максимальные скидки.

7. Фиксированная цена в рублях по текущей стоимости

При заблаговременном выборе аудиторов на 2016 год компания фиксирует ценовое предложение в рублях по текущей стоимости, при этом завершение выполнение услуг по аудиту происходит весной 2017 года.

Этот момент немаловажен, учитывая инфляционные настроения в российской экономике. Заключение договора на поэтапный аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год уже сейчас позволит зафиксировать выгодную стоимость с максимальными скидками и не беспокоиться об увеличении цен в будущем!

Таким образом, поэтапный аудит имеет несомненные плюсы по сравнению с единовременным. Большая часть клиентов компании «Правовест Аудит» проводит именно поэтапный аудит годовой бухгалтерской отчетности (ежеквартальный, за полугодие и год, 9 месяцев и год), активно пользуется полезными бонусами в рамках аудита и высоко ценит рассмотренные в настоящей статье преимущества.

Будем рады видеть вас среди наших клиентов!

Заполнив краткую АНКЕТУ вы оперативно увидите стоимость аудита для вашей компании. Мы подготовим детальное предложение с указанием трудоемкости аудиторской проверки, с возможными скидками, полезными бонусами и гарантиями качества оказания услуг.

Февраль 2016г.

Подготовлено аудиторами компании «Правовест Аудит».

Звоните: 8 (495) 231-23-21 (многоканальный)

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Утверждены новые формы налоговых отчетов на 2018 год (200.00, 910.00 и др).

Содержание статьи:
1. Форма 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу»
2. Форма 220.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу»
3. Форма 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество» 4. Форма 701.00 «Расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства»
5. Форма 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество»
6. Форма 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса

Заказать услугу Задать вопрос

Приказом № 533 от 4 сентября 2017 года «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» утверждены новые формы и правила составления налоговой отчетности.
Правила заполнения налоговых форм, действующие в настоящее время утрачивают силу 31 декабря 2017 года.
Новые правила распространяются на обязательства по представлению налоговой отчетности с 1 января 2018 года.
Краткий анализ основных изменений в формах
Форма 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» В новых правилах составления налоговой отчетности (Декларации) по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00) исключено положение о том, что данную форму не предоставляют налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной Декларации.

Важно! Следовательно налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной Декларации с 2018 года будут представлять ФНО 200.00.

Форма 220.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу» Для отражения начислений по обязательному медицинскому страхованию добавлена строка 220.00.022 «Сумма взносов и (или) отчислений в ОСМС». В декларацию включена новая строка 220.00.43 «БИН акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов».

Форма 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество»
Расширен список категорий лиц, представляющих данную форму (профессиональные медиаторы, недропользователи).
Сокращено количество сведений, отображаемых в разделах «Налог на транспортные средства» и «Земельный налог» в основной форме, при этом в приложениях 700.01 и 700.02 добавлены строки для отражения сведений по расчету соответствующих налогов.
Добавлено новое приложение 700.03 «Налог на имущество», которое заполняется только частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами, недропользователями, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В приложении 700.03 указывается сумма налога на имущество, исчисленная за налоговый период по объектам, указанным в статье 407 Налогового кодекса (по коду бюджетной классификации 104102) в разрезе городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Форма 701.00 «Расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства»
Форма 701.00 дополнена приложением «Приложение к Расчету 701.00», заполнение которого осуществляется налогоплательщиками только по городам районного значения, селам, поселкам, сельским округам.

Форма 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество»
В Расчете добавлена новая строка 104302 «Земельный налог на земли населенных пунктов».

Важно!
Форма 701.01 дополнена приложением, которое заполняется по городам районного значения, селам, поселкам, сельским округам, причем в одной строке указываются суммарные значения по земельным участкам каждого города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Форма 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса
В Правилах изменен порядок составления упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса, в соответствии с которым с 2018 года форма предназначена только для исчисления индивидуального (корпоративного) подоходного и социального налога.
Социальные отчисления, обязательные пенсионные взносы и взносы на обязательное социальное медицинское страхование теперь не входят в форму 910.00. Эти данные теперь декларируются в форме 200.00.

В связи с этим из ФНО 910.00 исключены строки для отражения налогов, взносов и отчислений с доходов работников.
Важно!
Внимание! В формуле расчета строки 910.00.009 «Сумма социального налога, подлежащего уплате в бюджет» теперь используются суммы из формы 200.00 за отчетный период.

При этом периодичность Упрощенной декларации не изменилась. Форма 910.00 представляется в налоговые органы по-прежнему 2 раза в год (за полугодие). Но с 2018 года субъекты, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, обязаны также ежеквартально сдавать форму 200.00.

Организация с иностранными инвестициями: обязателен ли аудит? (Комментарий к Закону РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»)

Статьи по теме

eщё 4 материалов по теме

С 1 января 2014 г. вступит в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – новый Закон), который существенно изменит правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь. В частности, ежегодно будет подлежать обязательному аудиту годовая индивидуальная и консолидированная (в случае ее составления) бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с законодательством РБ, коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций (ст. 17 нового Закона).

В настоящее время ежегодно должен проводиться обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций с иностранными инвестициями (ст. 3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности»).

Приведенные нормы имеют существенное различие.

Так, в новом Законе уже не используется такой термин, как «коммерческая организация с иностранными инвестициями».

Указанный статус в соответствии с действующим пока еще Инвестиционным кодексом РБ (далее – ИК) присваивается коммерческим организациям, объем иностранных инвестиций в уставном фонде которых составляет эквивалент 20 000 долл. США и более.

Следовательно, в настоящее время обязательному аудиту подлежит отчетность только тех юридических лиц, которые признаются коммерческими организациями с иностранными инвестициями на основании ИК.

Согласно новому Закону объем иностранных инвестиций не имеет значения, обязательному аудиту будет подлежать отчетность любых коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций, независимо от их размера.

Вторая особенность, которую необходимо учитывать при применении нового Закона, заключается в том, что в соответствии с ним обязательному аудиту подлежат не просто коммерческие организации, участники которых являются иностранными инвесторами и принимают участие в инвестиционной деятельности, а именно те организации, уставные фонды которых формируются за счет иностранных инвестиций.

В данном случае следует помнить, что участником (акционером) коммерческой организации можно стать 2 способами:

– выступив непосредственным учредителем такой организации;

– путем приобретения доли (акций) в уставном фонде такой организации.

Обязательный аудит

Обязательный аудит. Согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита является обязательным для:

1) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, обществ и других хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, чья отчетность подлежит официальному разглашению, за исключением учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет государственного бюджета и не занимающихся предпринимательской деятельностью.

Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов с годовым хозяйственным оборотом менее чем двести пятьдесят необлагаемых налогом минимумов доходов граждан проводится один раз в три года;

2) проверки финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и прочих финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг;

4) государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;

5) постановки вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.

Проведение аудита является обязательным также в других случаях, предусмотренных законами Украины .

Налоговый учет по НДС при уступке прав требования

Будьте внимательны: в законодательство могли быть внесены изменения! В этой статье приведены ссылки на законодательство, актуальное на февраль 2015 г.

Какие операции в налоговом учете по НДС необходимо провести должнику и кредиторам при уступке прав требования по задолженности:

– возникшей в связи с начислением арендной платы по договору аренды, с последующей компенсацией?

– возникшей в связи с перечислением предварительной оплаты по договору аренды, с последующей компенсацией?

Договор, по которому кредитор в обязательстве заменяется новым, является договором уступки прав требования. Общие положения замены кредитора в договоре (уступка прав требования) предусмотрены ст. 512 – 519 ГКУ.

Как и договор перевода долга, в условиях кризиса операции уступки прав требования достаточно часто используются субъектами хозяйствования.

Отметим, что в целях налогообложения в соответствии с определением, приведенным в пп. 14.1.255 НКУ, уступка прав требования – это операции по переуступке кредитором своих прав требования долга третьего лица новому кредитору с предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга кредитору или без такой компенсации.

Кроме того, в отношении указанных операций иногда используется пп. 196.1.5 НКУ, в том числе его второй абзац, где речь идет о долговых обязательствах и факторинговых операциях. При этом в действующей на данный момент редакции НКУ уступка прав требования не увязывается напрямую с факторингом, что соответствует нормам ГКУ, и в своих разъяснениях ГФСУ теперь рассматривает налогообложение факторинга в свете требований ст. 1077 ГКУ.

Согласно пп. 196.1.5 НКУ не являются объектом налогообложения, в том числе, операции по:

– уступке прав требования по финансовым кредитам финансовых учреждений;

– торговле за денежные средства или ценные бумаги долговыми обязательствами, за исключением операций по инкассации долговых требований и факторинга (факторинговых) операций, кроме факторинговых операций, если объектом долга являются валютные ценности, ценные бумаги, в т. ч. компенсационные бумаги (сертификаты), инвестиционные сертификаты, ипотечные сертификаты с фиксированной доходностью, операции по уступке права требования по обеспеченным ипотекой кредитам (ссудам), жилищные чеки, земельные боны и деривативы.

Необходимо также отметить, что с 01.01.2015 г. термин «долговые обязательства» в НКУ может рассматриваться достаточно широко, поскольку только в п. 140.1 НКУ и исключительно для целей этого пункта указано, что следует понимать под долговыми обязательствами. И как раз первый абзац пп. 196.1.5 НКУ в отношении финансовых учреждений созвучен с определением, приведенным в п. 140.1 НКУ.

Поэтому вполне обоснованно можно считать, что уступка прав требования может рассматриваться в том числе как торговля долговыми обязательствами, и в случае если первоначальный кредитор за уступленное право требования долга получает от нового кредитора компенсацию в денежной форме, такая операция не является объектом налогообложения НДС.

На данный момент мнение налоговой службы по вопросу налогообложения операций по уступке прав требования отсутствует.

По общим правилам, в соответствии с ч. 3 ст. 653 ГКУ в случае изменения или расторжения договора, обязательства изменяются или прекращаются с момента достижения договоренности об изменении или расторжении договора, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения.

Рассмотрим случаи монетарной и немонетарной задолженностей при уступке прав требования по операциям аренды.

По задолженности, возникшей в связи с начислением арендной платы по договору аренды (монетарной).

По дате начисления арендной платы арендодатель (первоначальный кредитор) выписал налоговую накладную арендатору (должнику).

В данном случае, поскольку «первое событие» по арендным правоотношениям уже свершилось, расчеты будут произведены третьим лицом, корректировки налоговых обязательств не производятся.

При перечислении суммы компенсации новым кредитором первоначальному налоговые последствия не возникают.

По задолженности, возникшей в связи с перечислением предварительной оплаты по договору аренды (немонетарной).

По дате получения предварительной оплаты арендодатель (должник) выписал налоговую накладную арендатору (первоначальному кредитору).

Поскольку при заключении договора уступки прав требования обязательства по предоставлению объекта в аренду должником перед арендатором (первоначальным кредитором) прекращаются, по нашему мнению, должником должен быть выписан расчет корректировки НДС на сумму полученной предварительной оплаты, а также при сохранении арендных отношений выписана новая налоговая накладная новому арендатору (новому кредитору).

Отметим, что в отмененной на сегодня консультации в ЕБНЗ в ответе на вопрос: «Является ли объектом налогообложения операция уступки покупателем за денежные средства дебиторской задолженности, возникшей по предварительной (авансовой) оплате, другому кредитору и нужно ли откорректировать налоговый кредит покупателю?» ГНСУ указывает следующее.

Покупателем при осуществлении предварительной оплаты за товары был сформирован налоговый кредит, но товары так и не будут получены (покупателем осуществляется операция уступки требования новому кредитору) и использованы в хозяйственной деятельности. Поэтому на дату уступки за денежные средства дебиторской задолженности плательщик НДС должен признать условную поставку таких товаров и начислить налоговые обязательства исходя из цены их приобретения, при этом налоговый кредит корректировке не подлежит.

При перечислении суммы компенсации новым кредитором первоначальному налоговые последствия не возникают.

Смотрите еще:

  • Медицинский полис обязательного медицинского страхования ярославль Как и когда получить новый полис ОМС Новые медициские полисы бессрочные и действуют на всей территории России. С 1 января 2011 года вступил в действие новый федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Новым законом […]
  • Минимальная выслуга лет мвд Правила выхода на пенсию по выслуге лет для военнослужащих Военнослужащие граждане нашей страны постоянно поднимают вопрос о порядке выхода на пенсию по выслуге лет. Это связано с тем, что мало кто из них понимает, что и как необходимо делать. Какие документы […]
  • Консалт групп юрист Холдинг «Консалт-Уфа» История «Консалт-Уфа» Компания «Консалт-Уфа» начала свою работу с одного небольшого кабинета в 2011 г. Изначально с услуг регистрации бизнеса. Видя потребность в бухгалтерских услугах после регистрации бизнеса, к услугам добавилось еще […]
  • 11 федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности Закон 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Оформление лицензии необходимо для осуществления определенного вида деятельности. Полученное разрешение подразумевает соблюдение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) конкретных требований и […]
  • Продал машину по генеральной доверенности приходят налоги что делать Продал авто по доверенности, а штрафы и налоги приходят Срок генеральной доверенности давно истек, но с налоговой продолжают приходить письма с требованием оплатить транспортные налоги, как мне поступить в этой ситуации? К проблемам продажи автомобиля по доверенности […]
  • Материальная помощь депутата Образец заявления на материальную помощь депутату Наши специалисты потрудились найти достойные шаблоны, чтобы сэкономить время для чистовой подготовки бумаги. Все образцы содержат необходимые пункты для сведений. Чтобы заполнить их правильно необходимо уразуметь […]
  • Протокол собрания учредителей о выплате дивидендов рб Блог бухгалтера-практика и юриста-аналитика Оформление решения участников о распределении прибыли Образец протокола общего собрания участников общества, если количество участников более одного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью […]
  • Протокол собрания учредителей нко образец Протокол о создании некоммерческой общественной организации: образец Процедура регистрации некоммерческой организации – некоммерческой общественной организации состоит из нескольких этапов. На одном из этапов производится подготовка документов, которые в последствии […]