Налог за земельный участок за общее имущество

Кафе в МКД: земельный налог и налог на имущество (Максимова Н.Н.)

Дата размещения статьи: 07.05.2015

Если предприятие владеет помещением в многоквартирном доме (МКД), ему также принадлежит доля в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в МКД. В состав такого имущества входит земельный участок и нежилые помещения обслуживающего характера. Каковы налоговые обязательства собственника помещения в МКД, в котором организовано кафе, в отношении объектов общего имущества?

Земельный налог

Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ и вступающим в силу с 01.01.2015 (Письмо ФНС России от 06.11.2014 N БС-2-11/[email protected]), земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не являются объектом обложения земельным налогом (новый пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Это хорошая новость для собственников помещений в МКД. По старым правилам они обязаны уплачивать земельный налог (в том числе за 2014 г.), споры с налоговиками о порядке его исчисления и уплаты возможны, поэтому предлагаем рассмотреть, каким образом собственник помещения в МКД исполняет обязанность по уплате земельного налога.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ). В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается отдельно для каждого из налогоплательщиков пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 2 ст. 391, п. 1 ст. 392 НК РФ). Причем организации и ИП определяют налоговую базу самостоятельно (ИП в отношении участков, используемых либо предназначенных для использования в предпринимательской деятельности) на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 НК РФ).
В ст. 11.1 ЗК РФ установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54). Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Если земельный участок был сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса (01.03.2005) и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет, то он переходит в общую собственность с 01.03.2005. Соответственно, если земельный участок сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений дома признаются в отношении такого земельного участка плательщиками земельного налога (Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-02/33678).
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Такое право принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от регистрации права в ЕГРП (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64).
В связи с реализацией обязанностей налогоплательщика у собственников помещений (организаций и ИП) в МКД возникали некоторые трудности.

Формирование участка, кадастровый учет

Собственник помещения в МКД был обязан контролировать, проведен ли кадастровый учет в отношении земли под домом. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 26.12.2012 по делу N А46-23773/2012 отмечено, что действующим законодательством не предусмотрен механизм, посредством которого собственники помещений в МКД имели бы возможность своевременно узнавать о формировании соответствующего земельного участка, не установлено законодательно и правило об обязанности лица, осуществляющего управление домом, уведомлять собственников помещений дома о формировании земельного участка. Поэтому, как только собственник нежилого помещения узнал о том, что и без решения общего собрания собственников можно инициировать формирование земельного участка под МКД (значит, земельный участок, возможно, был сформирован, несмотря на отсутствие соответствующего решения общего собрания) , он самостоятельно предпринял все меры, необходимые для получения данных для исчисления земельного налога. Получив данные, налогоплательщик в конце 2011 г. представил налоговые декларации за 2009 и 2010 гг., уплатил налог и пени. В этом случае суд пришел к выводу об отсутствии вины налогоплательщика в несвоевременном представлении налоговых деклараций и о неправомерности привлечения его к ответственности по ст. 119 НК РФ.
———————————
Это стало известно благодаря Постановлению КС РФ от 28.05.2010 N 12-П.

Кроме того, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, но в выписке из государственного кадастра недвижимости указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, основания для уплаты земельного налога все же есть (Постановление ФАС ВВО от 07.05.2014 по делу N А43-5046/2013). Такая отметка не означает, что участок не существует, и не препятствует переходу его в общую собственность собственников помещений в МКД (Определение ВС РФ от 24.05.2011 N КАС11-226).

Доля в общей долевой собственности

Чтобы исчислить налог, собственник помещения в МКД должен самостоятельно получить данные о размере своей доли в общей долевой собственности на общее имущество в МКД. Напомним, что доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Регистрация права общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в МКД носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, в общем случае необязательна и осуществляется по желанию правообладателей. Согласно п. 74 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в МКД, собственникам помещений в доме не выдаются. Сведения о регистрации права включаются в выдаваемое собственнику свидетельство о регистрации права на помещение путем дополнительного описания в нем названных объектов и указания размера доли в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, размер доли может быть указан в документе о праве собственности на помещение. Если его там нет, то информацию следует запросить в органах, осуществляющих технический учет и инвентаризацию недвижимости, или компаниях, управляющих МКД. Такие рекомендации чиновники давали с 2006 г. (см. Письма Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, от 30.12.2009 N 03-05-05-02/88, ФНС России от 04.06.2010 N ШС-21-3/[email protected]).
Суды соглашаются с правомерностью использования данных о площадях помещений из справок БТИ, выданных на основании технической и инвентаризационной документации. В Постановлении ФАС ЦО от 19.10.2012 по делу N А14-4264/2012 отмечено: определение размера доли не входит в компетенцию налоговых органов. Налогоплательщик-организация во исполнение обязанности по уплате земельного налога самостоятельно определяет налоговую базу (п. 3 ст. 391 НК РФ). В случае возникновения спора относительно размера доли в общем имуществе стороны вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Рассчитать величину доли в общей долевой собственности на общее имущество в МКД несложно, если знать общую площадь всех помещений в доме, находящихся в частной собственности (как жилых, так и нежилых). Обратим внимание на то, что в этот расчет не входит площадь нежилых помещений, относящихся к общему имуществу. Размер доли равен отношению площади помещения собственника к суммарной площади всех соответствующих помещений в доме.

Налоговая ставка

В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Налоговым кодексом установлены следующие предельные размеры ставок:
— 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
— 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, более низкую ставку можно применять только в отношении доли в праве на земельный участок под домом, приходящейся на жилфонд. В отношении доли, приходящейся на нежилые помещения, следует применять иную ставку. Минфин подтвердил этот вывод в Письмах от 17.12.2012 N 03-05-05-02/122, от 25.02.2010 N 03-05-04-02/23. Арбитры согласны с чиновниками (Постановления ФАС ЗСО от 02.11.2012 по делу N А45-21046/2011, от 05.03.2012 по делу N А45-10733/2011). Если в муниципальном нормативном акте предусмотрена особая налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых объектами общественного питания, именно ее необходимо применять к доле в праве на землю под МКД, приходящейся на нежилое помещение, используемое под объект общепита (см. Постановления ФАС ЦО от 29.10.2014 по делу N А14-10989/2013, от 20.10.2014 по делу N А14-10990/2013).

Налог на имущество

В новой гл. 32 «Налог на имущество физических лиц», которая вступит в силу 01.01.2015, предусмотрено, что не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (п. 3 ст. 401 НК РФ). Нововведения касаются и индивидуальных предпринимателей. А является ли общее имущество в МКД объектом обложения налогом на имущество организаций? В гл. 30 НК РФ на этот счет нет никаких специальных указаний, однако ответ можно получить путем логических рассуждений.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Нежилое помещение в МКД, принадлежащее предприятию общественного питания на праве собственности, принимается к учету в составе ОС — это утверждение не вызывает сомнений. А нужно ли долю в общем имуществе МКД отражать на балансе? По мнению автора, нет. Дело в том, что одним из ключевых признаков актива, признаваемого в бухучете, является его способность приносить экономические выгоды. Такое условие есть и в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» . Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть (см. п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России ):
— использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
— обменян на другой актив;
— использован для погашения обязательства;
— распределен между собственниками организации.
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997.

Доля в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД не отвечает указанным признакам по той причине, что она не является самостоятельным оборотоспособным объектом. К примеру, в общем случае согласно ГК РФ долю в общем имуществе можно отчуждать (п. 2 ст. 246), выделить в натуре или, если это запрещено или невозможно, получить компенсацию с одновременной утратой права на названную долю (ст. 252). Напротив, доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД следует судьбе права собственности на помещение в доме (ч. 2 ст. 37 ЖК РФ). Долю нельзя выделять в натуре, отчуждать ее без перехода права собственности на помещение тоже не допускается. Выходит, сама по себе доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД — неотъемлемая часть права собственности на помещение в доме. Ее нельзя обменять, передать в оплату, распределить между собственниками организации. В деятельности предприятия общепита используется не доля в праве общей собственности, а в целом общее имущество в МКД в силу пользования самим помещением. О том, что доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД является неотъемлемой частью помещения в доме, сообщил Минфин в Письме от 26.01.2012 N 03-05-05-02/04 применительно к земельному участку под домом. Поэтому нельзя говорить и о возникновении налогооблагаемого дохода в виде безвозмездно полученной доли в праве общей собственности.

С 2015 г. земельный участок, относящийся к общему имуществу собственников помещений в МКД, не является объектом обложения земельным налогом. Однако до этого момента организации и ИП, владеющие на праве собственности помещениями в МКД, обязаны исполнять обязанности налогоплательщиков, если земельный участок под домом был сформирован и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет. Налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 г. следует представить в инспекцию не позднее 01.02.2015.
Также с 2015 г. общее имущество собственников помещений в МКД не относится к объекту обложения налогом на имущество физических лиц. Несмотря на отсутствие аналогичного правила в отношении налога на имущество организаций, последние не обязаны уплачивать налог по такому имуществу, поскольку принадлежащая собственнику помещения в МКД доля в праве общей собственности на общее имущество не отвечает признакам актива, поэтому не принимается к учету (в том числе в составе ОС), значит, не признается объектом налогообложения. В рассматриваемой ситуации доля в праве общей собственности является неотъемлемой частью помещения в доме, которое и относится к объекту налогообложения у организации.

Какой порядок расчета налога на имущество организаций?

Расчет налога на имущество организации должны производить по итогам отчетных периодов. Однако из этого правила есть исключения, когда региональные власти либо вообще не устанавливают отчетных периодов, либо вводят льготы, дающие возможность не отчитываться по налогу. Рассмотрим особенности выполнения такого расчета.

Как юрлицу рассчитать налог на имущество: общие принципы

Налог на имущество юридическими лицами обязательно платится по итогам года и может переводиться на его протяжении в виде авансов по окончании каждого квартала. Вопрос о наличии и обязанности платить авансы решается на уровне региона. Если они введены, то организации вносят авансовые платежи 3 раза в год: после 1-го квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Однако авансы могут не вноситься. Это происходит в следующих случаях:

  • если субъект РФ, в соответствии с п. 3 ст. 379 НК РФ, не вводит у себя уплату авансовых платежей;
  • если региональные власти, в соответствии с п. 6 ст. 382 НК РФ, устанавливают для некоторых категорий юридических лиц право не рассчитывать и не платить авансы.

О том, как и для кого может быть введено освобождение от налога на имущество, читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

Как производится начисление налога на имущество

Как рассчитать налог на имущество организаций? Правила расчета этого налога регулируются 2 документами:

  • НК РФ;
  • Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденным приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (далее — Порядок заполнения декларации).

Начисление налога на имущество производится исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговой ставки. В отношении отдельных видов имущества он должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января налогового периода, и налоговой ставки.

Налоговые ставки устанавливают региональные власти, но их величина не должна превышать размеры ставок, прописанных в Налоговом кодексе.

Сумму налога на имущество, согласно п. 1 ст. 382 НК РФ, надо рассчитать как за отчетный период (если он введен в регионе), так и за весь налоговый период.

О том, как начисление налога отражается в бухгалтерских проводках, читайте в материале «Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки».

Формула расчета авансов по налогу на имущество

При расчете налога на имущество организаций требуется соблюдать определенный порядок (пп. 1, 2 ст. 382 Налогового кодекса РФ, разделы IV, V, VI, VII Порядка заполнения декларации).

Исходя из положений этих документов, в отношении имущества, облагаемого от среднегодовой стоимости, формула расчета авансов по налогу на имущество организаций такова:

Ао = (СТср – СТсрл) × СТн / 4 – Ал,

Ао — аванс по налогу за отчетный период;

СТср — средняя стоимость имущества, рассчитанная за отчетный период;

СТсрл — средняя стоимость имущества, которое не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка для расчета налога на имущество;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Если организация в течение всего налогового периода имеет имущество, указанное в подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то в отношении него расчет авансового платежа производится от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, установленной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формуле:

Ао = КС/4 × СТн – Ал,

КС — кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

СТн — ставка по налогу на имущество, рассчитываемому от кадастровой стоимости;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Как считается налог на имущество за квартал

Для получения данных, включаемых в приведенную выше формулу при расчете налога на имущество, облагаемого исходя из среднегодовой стоимости, производятся следующие действия:

  1. Вычленяется из общего объема то имущество, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из стоимости имущества вычитаются стоимость не облагаемого налогом имущества и стоимость тех основных средств, по которым налог считается отдельно (п. 4 ст. 374, п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ).

Об особенностях налогообложения движимого имущества в 2018 году читайте в материале «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года» .

  1. Определяется средняя стоимость этого имущества за квартал (отчетный период), то есть рассчитывается налоговая база для авансов. При этом в расчете следует учесть льготы по освобождению от налога.

Как рассчитать среднюю стоимость основных средств, читайте в материале «Формула расчета среднегодовой стоимости основных средств» .

  1. Налоговая база умножается на ставку налога.
  2. Выделяется 1/4 полученного произведения.
  3. Используются имеющиеся льготы по уменьшению налога.

Как посчитать налог на имущество к уплате за налоговый период: формула расчета

Чтобы узнать, как рассчитывается налог на имущество от среднегодовой стоимости, причитающийся к уплате по итогам года, надо воспользоваться следующей формулой:

Ннп = (СТсрг – СТсргл) × СТн – А – Нл – Нин,

Ннп — сумма налога к уплате по результатам года;

СТсрг — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год;

СТсргл — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год, которая не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка налога на имущество;

А — общая сумма авансовых платежей, произведенная за год;

Нл — та часть налога, которую организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога;

Нин — та часть налога, которая не вносится в бюджет в связи с уплатой его за рубежом.

Как считается налог на имущество за весь налоговый период: этапы расчета

При расчете налога на имущество за год осуществляются такие действия:

  1. Вычленяется из общего объема то имущество, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из стоимости имущества вычитаются стоимость не облагаемого налогом имущества и те суммы основных средств, на которые налог считается отдельно (п. 4 ст. 374, п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ).
  2. Определяется средняя стоимость этого имущества за год (налоговый период), то есть рассчитывается налоговая база. При этом в расчете следует учесть льготы по освобождению от налога.
  3. Налоговая база умножается на ставку налога.
  4. Используются имеющиеся льготы по уменьшению налога и оплаты, произведенные за рубежом.

Налог на имущество: пример расчета

Рассмотрим пример расчета налога на имущество организаций.

Компания «Сигма» владеет торговой сетью в Москве и Московской области. Обособленные подразделения в Подмосковье арендуют здания и помещения и не ведут отдельных балансов.

На счете 01 «Основные средства» у «Сигмы» числятся следующие объекты и участки:

  • земельный участок в Подольске, на территории которого планируется построить торговую базу (не признается объектом налогообложения на основании подп. 1 п.4 ст. 374 НК РФ);
  • здание в Юго-Западном районе столицы, в котором расположен офис компании;
  • здание многоэтажного гаража автомобильной стоянки, используемой как для собственных нужд, так и для нужд жителей Москвы (по этому имуществу полагается льгота — 100%-е освобождение от налога на основании подп. 9 п. 1 ст. 4 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (офисная техника, подъемники), относящиеся к 1–2-й амортизационным группам (это имущество не облагается налогом в соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили, торговое оборудование и т. п.), принятые на учет до 2013 года;
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили, торговое оборудование и т. п.), принятые на учет после 2013 года (это имущество не облагается налогом на имущество в г. Москве в 2018 году на основании п. 31 ч. 1 ст. 4 закона г. Москвы № 64, ст. 2 закона г. Москвы от 21.02.2018 № 4).

О том, какие нюансы следует учитывать при начислении налога по движимому имуществу, читайте в статье «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017, 2018».

Когда включить в расчет налога стоимость движимого имущества, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, читайте в материале «Налог на движимое имущество: если 3 года с момента выпуска истекли» .

Условимся, что для указанных зданий нет оснований для расчета налога от кадастровой стоимости.

Перед тем как считать налог на имущество, бухгалтер должен найти данные для подстановки в формулу. По окончании года в бухгалтерии сложились следующие показатели по имуществу:

  • Среднегодовая стоимость всего имущества, числящегося в составе основных средств, — 25 876 700 руб.
  • Среднегодовая стоимость имущества, не подлежащего налогообложению (т. е. попадающего под действие льгот и облагаемого иным (земельным) налогом), — 18 570 000 руб.

По итогам отчетных периодов компания уплатила следующие суммы авансов:

1-й квартал — 40 189 руб.

Полугодие — 40 176 руб.

9 месяцев — 40 192 руб.

Теперь начнем подставлять в формулу имеющиеся данные.

1. Вычленяется из общего объема то имущество, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из общей стоимости имущества вычитается стоимость не облагаемого налогом имущества:

25 876 700 руб. – 18 570 000 руб. = 7 306 700 руб.

Полученный показатель отразится в строке 190 раздела 2 налоговой декларации.

Следует учесть, что в связи с наличием имущества, попадающего под льготы (здание многоэтажного гаража), бухгалтеру надо заполнять отдельный раздел 2 декларации. В нем в строках с 020 по 140 нужно отразить стоимость имущества, попавшего под действие льгот, а в строках 150 и 170 — указать среднегодовую стоимость имущества, соответственно, полную и льготируемую.

2. Исчисляется сумма налога за прошедший год.

Для того чтобы найти искомую сумму годового налога, рассчитанную налоговую базу умножаем на ставку налога. По Москве для организаций она равна 2,2%.

7 306 700 руб. × 2,2% = 160 747 руб.

3. Вычитаем из полученного значения налога все авансовые платежи:

160 747 руб. – 40 189 руб. – 40 176 руб. – 40 192 руб. = 40 190 руб.

Если в расчетах образуются значения с копейками, они округляются или отбрасываются по общему правилу.

В результате подлежащий уплате по итогам года налог на имущество бухгалтер ООО «Сигма» должен отразить в сумме 40 190 руб. по строке 030 раздела 1 декларации.

В Москве налог на имущество должен уплачиваться в те же сроки, в какие производится подача декларации. Иначе говоря, и представить декларацию за прошлый год в ИФНС, и уплатить налог компания должна до 30 марта года, следующего за отчетным.

О порядке отражения в декларации сведений и о движимом имуществе, принятом на учет с 2013 года, читайте в материале «Движимое имущество: как правильно отразить в расчете по налогу» .

Порядок расчета налога на имущества зависит от способа определения налоговой базы, установленных в регионе налоговых ставок и льгот. Периодичность расчета — по итогам отчетных периодов или по итогам года — также определяется региональным законодательством.

Земельный налог

Налоги возникли вместе с появлением товарных отношений и государства. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Они являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги являются основным источником наполнения бюджета всех уровней. Экономическая сущность налогов состоит в том, что между государством и юридическими или физическими лицами складываются отношения, способствующие мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Несмотря на принудительный характер платежей, налогообложение производится в соответствии с Законом. Объектов налогообложения существует множество. Я остановлюсь на земельном налоге.

Сущность земельного налога

Земельный налог относится к местным налогам, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении налога. Земельный налог с 1 января 2006 г. уплачивается по правилам гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс), исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В частности, устанавливаются ставки по налогу в пределах, установленных гл. 31 (в том числе дифференцированные в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных участков), порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы сверх установленных ст. 395 Кодекса, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 31 Кодекса. При этом под земельным участком в качестве объекта налогообложения следует понимать часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Налогоплательщиками по земельному налогу являются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 Кодекса:

иностранные организации (иностранные юридические лица, созданные на территории Российской Федерации);

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке. Уплачивают земельный налог только те бюджетные организации – юридические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования. Это положение следует из п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122-ФЗ).

Налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю. Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального. В соответствии с п. 12 ст. 396 Кодекса органы муниципальных образований ежегодно обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 №47н, которая содержит сведения о правообладателях земельных участков. Следовательно, сведения, представленные в отношении лиц, право собственности которых на земельные участки возникло за предыдущий год, могут быть использованы для контроля полноты сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [5]

Согласно п. 1. ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. [5]

Кадастровая стоимость земли

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, сведения о которой содержатся в государственном земельном кадастре. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, и организует ее Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Сведения представляются в виде выписок из государственного земельного кадастра. Согласно п. 5 Правил в предусмотренных законом случаях сведения могут представляться в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Пунктом 14 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.

Изменение кадастровой стоимости земли. Налоговое законодательство не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Это означает, что измененная кадастровая стоимость земли, например вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка, будет учитываться в целях налогообложения только в следующем налоговом периоде.

Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде. [5]

Определение налоговой базы

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую осуществляют органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Налоговую базу по земельному налогу организации формируют самостоятельно на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Федеральной регистрационной службы и органы местного самоуправления.

Налоговая база = КСТ · Дуч, где

КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку.

Вместе с тем согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года.

Если собственник земельного участка не один, установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. Следует помнить, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

Известно, что кадастровая стоимость земли может в течение налогового периода измениться. Например, при переводе земель из одной категории в другую или изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. ст. 390 и 396 Кодекса налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Произошедшая в течение налогового периода «переоценка» будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Исключение – если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло в результате исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Пример 1. Право собственности на земельный участок установлено 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%.

Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.

К2 = 11 (мес.): 12 (мес.) = 0,92

Сумма налога за год составит: 1 200 000 руб. x 1,2% x 0,92 = 13 248 руб.

Расчет авансового платежа. Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 мес., 6 мес., 9 мес.), то сумма аванса за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа равняется 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.

Пример 2. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 мес. и 9 мес., коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за I квартал: К2 = 2 мес.: 3 мес. = 0,67;

за I полугодие: К2 = 5 мес.: 6 мес. = 0,83;

за 9 мес.: К2 = 8 мес.: 9 мес. = 0,89.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

за I квартал – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,67): 4 = 2412 руб.;

за I полугодие – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,83): 4 = 2988 руб.;

за 9 мес. – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,89): 4 = 3204 руб.

Всего в течение года организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере: 2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб. = 8604 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 13 248 руб. – 8604 руб. = 4644 руб. [1]

Согласно гл. 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, а в процентах от налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 390 НК РФ. В зависимости от категории земель п. 1 ст. 394 НК РФ определены максимальные размеры налоговых ставок:

– 0,3% от налоговой базы в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– 1,5% – в отношении других земельных участков.

Решение об установлении конкретных размеров налоговых ставок земельного налога представительные органы муниципальных образований принимают самостоятельно.

Пунктом 2 ст. 394 НК РФ предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Категории земель, на которые подразделяются земли в РФ, установлены в ст. 7 ЗК РФ. [5]

Отчетные и налоговый периоды

Статьей 393 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается квартал, полугодие и девять месяцев.

В то же время при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетный период. [5]

Сроки уплаты авансовых платежей и земельного налога

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, определяемую как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. п. 1, 2 ст. 397, п. 5 ст. 396 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога для организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее предельного срока, предусмотренного для представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. [5]

Порядок исчисления налога

Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка (ст. 396 НК РФ). Если отчетный период – квартал, то сумма авансового платежа по истечении отчетного периода определяется как одна четвертая суммы налога за налоговый период, рассчитанной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пример 1. В собственности страховой организации находится земельный участок. На 1 января 2007 г. все права на него зарегистрированы в установленном порядке. Кадастровая стоимость участка – 1 620 000 руб. Муниципальным образованием налоговая ставка установлена в размере 1,5%, отчетные периоды – квартал, полугодие и девять месяцев. Рассчитаем суммы авансовых платежей и земельного налога за 2007 г.

Сумма авансовых платежей составит:

– за I квартал – 6 075 руб. (1/4 x 1,5% x 1 620 000 руб.);

– за II квартал – 6 075 руб. (1/4 x 1,5% x 1 620 000 руб.);

– за III квартал – 6 075 руб. (1/4 x 1,5% x 1 620 000 руб.).

По окончании налогового периода определяется сумма налога – 24 300 руб. (1,5% x 1 620 000 руб.), а также сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, – 6075 руб. (24 300 – 6075 – 6075 – 6075).

Теперь рассмотрим порядок расчета земельного налога в случае, если у организации обязанность по уплате налога возникает в связи с приобретением квартиры в жилом доме, при этом право собственности на эту квартиру получено не с начала календарного года.

Пример 2. Страховая компания «Надежный гарант» 18 мая 2007 г. приобрела квартиру общей площадью 120 кв. м в многоквартирном доме, которая в дальнейшем была переведена из жилого фонда в нежилой. Кадастровая стоимость земли, установленная органами муниципального образования на 1 января 2007 г., равна 15 125 руб./кв. м, налоговая ставка для земельных участков, занятых объектами, не относящимися к жилищному фонду, – 1,5%.

На момент регистрации права собственности на помещение земельный участок площадью 1500 кв. м, на котором расположен дом, сформирован и имеет кадастровый номер. По запросу организации БТИ представило сведения об общей площади всех помещений данного многоквартирного дома – она составляет 6000 кв. м.

Рассчитаем сумму земельного налога СК «Надежный гарант» за 2007 г.

Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, составит 22 687 500 руб. (1500 кв. м x 15 125 руб.).

Доля земельного участка, принадлежащая СК «Надежный гарант», – 0,02 (120 / 6000) кв. м.

Налоговая база по земельному налогу – 453 750 руб. (22 687 500 руб. x 0,02).

Поскольку организация является собственником недвижимости не с начала года, расчет налога необходимо производить с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено указанной статьей. При этом если возникновение (прекращение) данных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц их возникновения, если после 15-го числа – месяц их прекращения.

Значение этого коэффициента за 2007 г. составит 0,58 (7/12) мес.

Сумма земельного налога за 2007 г. – 3 947,62 руб. (453 750 руб. x 0,58 x 1,5%).

Пример 3. Страховая организация является владельцем земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке. Кадастровая стоимость этого земельного участка на 01.01.2007 составляет 7 500 000 руб. Основная часть земельного участка (3/4) находится на территории одного муниципального образования, а остальная часть (1/4) – на территории другого муниципального образования. Налоговая ставка в муниципальном образовании, в котором находится основная часть земельного участка, установлена равной 1,5%, а в другом муниципальном образовании – 1%.

При расчете авансовых платежей по земельному налогу по истечении I квартала 2007 г. организация должна заплатить 25 781,25 руб. При этом в один местный бюджет сумма платежа составит 21 093,75 руб. (1/4 x 1,5% x 7 500 000 руб. x 3/4), а в другой – 4687,50 руб. (1/4 x 1% x 7 500 000 руб. x 1/4).

В аналогичном порядке будут рассчитаны авансовые платежи за II и III кварталы.

Сумма земельного налога за 2007 г. составит 103 125 руб., из которых в бюджет одного муниципального образования начислены 84 375 руб. (1,5% x 7 500 000 руб. x 3/4), а в другой – 18 750 руб. (1% x 7 500 000 руб. x 1/4). [5]

Представление отчетности по земельному налогу

По окончании каждого отчетного периода налогоплательщики должны представить расчет по земельному налогу. Начиная с представления налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за первый отчетный период 2007 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 19.02.2007 №16н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 г. №166н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Налоговая декларация представляется по окончании налогового периода. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 №124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения».

Если у налогоплательщика несколько земельных участков и они расположены на территории одного муниципального образования, представляется одна декларация. На каждый объект налогообложения, в том числе на долю в праве на земельный участок, заполняется отдельный лист соответствующего раздела налоговой декларации. [5]

Льготы по земельному налогу

Статьей 395 Кодекса предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Перечень льгот для юридических лиц очень краток.

Освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не должны признаваться объектом налогообложения по земельному налогу (ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве»)

В соответствии с п. 2 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения земельным налогом не признаются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, предусмотренным ст. 395 Кодекса, в отношении которых гл. 31 предусмотрены дополнительные льготы.

Например, Законом г. Москвы от 24.11.2004 №74 «О земельном налоге» установлено, что освобождаются от налогообложения учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов. [1]

Сроки уплаты земельных налогов

Суммы налога и авансовых платежей по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Срок уплаты налога для бюджетных учреждений не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по авансовым платежам по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. №124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения».

Форма Налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 г. №66н «Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядка ее заполнения».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. [3]

Практическое применение знаний о земельном налоге

Для того чтобы физическое или юридическое лицо было обязано уплачивать земельный налог, необходимо подтвердить право на владение земельным участком. Для этого необходимо иметь соответствующие документы. Статьей 8 Федерального закона №141-ФЗ установлены следующие документы, подтверждающие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 №1767;

Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 №493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 №177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков. [5]

В нашей стране существует много различных типов хозяйственных структур. Среди них важное место отводится федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП – коммерческие организации, которым государственное имущество предоставлено на правах оперативного управления или хозяйственного ведения) и федеральным государственным учреждениям (ФГУ – бюджетные учреждения, созданные государством, наделенные государственным имуществом и финансируемые из федерального бюджета.) Руководителям предприятий важно знать, в каком порядке облагаются земельным налогом земельные участки, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям.

В соответствии с прежним порядком взимания земельного налога (согласно Закону Российской Федерации от 11.10.1991 №1738–1 «О плате за землю») от уплаты земельного налога полностью освобождались земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Находящиеся в ведении органов государственной власти и управления федеральные государственные унитарные предприятия наделялись имуществом, в том числе земельными участками, в целях обеспечения деятельности этих органов, а потому земельным налогом не облагались. НК РФ подобное освобождение не предусмотрено. В соответствии с Кодексом исключаются из объектов налогообложения земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

объектами организаций федеральной службы безопасности;

объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

воинскими и гражданскими захоронениями;

инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

К земельным участкам, ограниченным в обороте, находящимся в государственной и муниципальной собственности и не являющимся объектами налогообложения по земельному налогу, относятся:

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

земельные участки из состава земель лесного фонда;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Таким образом, указанным освобождением в отношении земельных участков, правообладателями которых являются ФГУП и ФГУ, данные организации могут воспользоваться только в случае, если и правоудостоверяющими документами на конкретный земельный участок, и кадастровым планом подтверждается отнесение земельного участка к землям, предоставленным для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Таким образом, ФГУП и ФГУ указанным освобождением от уплаты земельного налога не пользуются. [2]

Однако, существуют объекты, которые в соответствии с НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога. Согласно пп. 2 и 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, а также объектами, предоставленными для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1992 №1487 присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. [4]

На практике часто имеют место факты, когда право на владение земельным участком находится в общей долевой собственности. Рассмотрим, как в этом случае будет взиматься земельный налог. В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база по земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика, являющегося собственником земельного участка, пропорциональна его доле в общей долевой собственности. При этом при определении налогоплательщика в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, возникают некоторые сложности.

На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В перечне общего имущества поименованы земельный участок, на котором расположен дом, элементы озеленения, благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации дома.

Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ и п. 1 ст. 131 ГК РФ. В соответствии со ст. 23 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Если участок под домом сформирован и ему присвоен кадастровый номер, платить земельный налог следует, когда перешло право собственности на помещение. При этом налоговую базу по участкам, которые находятся в общей долевой собственности, определяют для каждого владельца пропорционально его доле. Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ долю организации в общем праве собственности на землю рассчитывают как долю площади ее помещений в общей площади всех помещений дома. Если у организации нет информации об общей площади дома, необходимые данные нужно запросить в БТИ или в организации, управляющей многоквартирным домом. [5]

В настоящее время актуальным может быть вопрос о применении повышающих коэффициентов, используемых при налогообложении земельных участков, на которых ведется строительство жилья. Положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога, а также и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, содержится в настоящее время в ст. 396 НК РФ. При исчислении налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным в собственность указанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, если период проектирования и строительства превышает 3-летний срок строительства, применяется коэффициент 4.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего 10-летний срок строительства.

Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность указанными лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего 3-летний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

В соответствии со ст. 25.3 Закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность для жилищного строительства.

Пример 1. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Данная организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Его кадастровая стоимость составляет 3 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в

Смотрите еще:

  • Военный комиссариат по г симферополю ФКУ «Военный Комиссариат Республики Крым» информация актуальна на 12.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки ФССП Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Ст 78 ук рф с комментариями 2014 Комментарии к СТ 78 УК РФ Статья 78 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности Комментарий к статье 78 УК РФ: 1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности применяется при наличии двух […]
  • Бухучет пени по кредитному договору Бухучет пени по кредитному договору Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Изменения в закон о рекламе в 2014 году Изменения в закон о рекламе в 2014 году Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Закон 2014 года о двойном гражданстве Закон о двойном гражданстве Уважаемые граждане Российской Федерации! 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и […]
  • Как заполнять 7 раздел ндс Раздел 7 декларации по НДС: что и куда записать Круг организаций, которые должны сдавать раздел 7, легко определить исходя из его названия. К таким компаниям относятся организации, у которых есть: операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Коап ст 1561 Коап ст 1561 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите […]