Методика развития речи ребенка второго года жизни

Тема 4. Методика развития связной речи

Развитие речи – изменение форм и функций. Понятие ситуативной и контекстной речи. Особенности контекстной речи дошкольников.

Задачи развития связной речи и содержание работы по развитию связной речи в разных возрастных группах: формирование навыков слушания и понимания обращенной к ребенку речи; формирование способов выражения мысли; формирование навыков речевого общения.

Развитие речи на первом году жизни. Значение этого периода. Общение взрослого с ребенком. Методика развития понимания речи взрослого и речевой активности ребенка.

Развитие речи у детей второго и третьего года жизни. Речевое общение воспитателя с детьми в содержательной жизни детей. Развитие речевого общения на занятиях с детьми; усложнение содержания и методики занятий, формирование в единстве всех сторон речи (словаря, грамматической, звуковой правильно­сти речи), требования к речи детей.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста. Разговор с детьми – основной путь формирования связной речи дошкольников. Усложне­ние методики руководства разговорами в возрастных группах. Переход от разго­воров на наглядной основе к разговорам с использованием прошлого опыта как условие формирования функций сообщения и умения отвечать несколькими предложениями или связным рассказом. Требование к тематике и содержанию рассказов в раз­ных возрастных группах. Требование к постановке вопросов и ответам детей. Индивидуальные и коллективные разговоры. Руководящая роль воспитателя в организации разговоров в разных возрастных группах. Требования к темпу, структуре и выразительности речи взрослого. Содержательная, яркая жизнь детей в детском саду как условие содержательных разговоров. Роль разговоров в подготовке детей к занятиям по развитию речи.

Беседа как метод обучения связной речи детей среднего, старшего дошкольного возраста. Виды бесед и их цель. Развитие диалогической и элементарной речи-доказательства.

Тематика и содержание бесед. Подготовка к беседам. Руководство мыслительной и речевой деятельностью в ходе беседы. Структура беседы. Методические приемы. Требования к ответам детей.

Развитие монологической речи детей. Описательные, сюжетные рассказы, их структура. Приемы обучения рассказыванию. Виды занятий по обучению рассказыванию. Последовательность введения разных видов рассказывания.

Обучение рассказам на основе игрушки, предмета. Последовательность обучения описательным, повествовательным рассказам. Специфика рассказов описательного характера (портрет, настроение персонажа). Специфика повествовательных рассказов на наглядной основе. Особенности мыслительной деятель­ности детей при сюжетном рассказывании. Установление разнообразных связей (пространственных, причинно-следственных и др.) между фактами и событиями и усвоение способов их выражения в речи. Приемы активизации деятельности детей на занятиях.

Методика обучения рассказам по картине. Особенности восприятия и понимания детьми картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Вопро­сы, направленные на понимание содержания картины и установление связей, на поиск выразительных средств, передачу содержания высказываний. Освоение детьми форм рассказа (описание, повествование фактического и продуманного характера).

Рассказы детей с использованием их опыта. Приобретение разнообразного опыта детей как условие содержательности детских рассказов. Требования к формированию опыта, отбор и осмысление событий для определения содержа­ния рассказа. Приемы обучения, направленные на освоение формы рассказа. Руководство в ходе рассказывания. Структура занятий. Составление писем с деть­ми, обсуждение и отбор фактов для письма и формы выражения мысли. Приемы руководства.

Обучение рассказыванию на словесной основе. Характеристика рассказов на словесной основе.

Пересказ литературных произведений. Особенности мыслительной деятельности детей в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказа. Методика обучения пересказу. Усложнение требований к пересказу детей в разных возрастных группах. Структура занятий в зависимости от видов пересказа.

Творческие рассказы детей. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Виды творческих повествований. Развитие самостоятельности и творческой инициативы детей в рассказывании. Показатели творческого сочинения. Приемы обучения. Структура занятий. Взаимодействие творческих и учеб­ных задач при обучении детей рассказыванию. Приемы активизации творческой инициативы и самостоятельности. Обучение элементам творческого сочинения в средней группе. Усиление творческих элементов в рассказах детей старшей и подготовительной групп. Использование дидактических игр в обучении детей связной речи. Развитие планирующей и объясняющей функций речи на различных занятиях, в игре, в труде, в быту.

Основные понятия: связная речь; формы связной речи; функции речи; особен­ности речи – ситуативная, контекстная; беседа; описательный сюжетный рас­сказ; пересказ.

Общение детей в повседневной жизни и на занятиях – основной путь разви­тия связной речи.

Развитие связной речи – процесс освоения социально закрепленных речевых форм.

Организация активной разнообразной речевой деятельности детей в играх, повседневной жизни, на занятиях обеспечивает своевременное развитие их связной речи.

2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве*

Развитие связной речи происходит постепенно вмес­те с развитием мышления и связано с усложнением дет­ской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого — началу второго года жизни появля­ются первые осмысленные слова, но они преимуществен­но выражают желания и потребности ребенка.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возраста­ет словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первона­чальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри со­вместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая граммати­чески малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем выска­зывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при постро­ении своих высказываний то, как их поймут партнеры.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особен­ностью этого возраста является возникновение планирую­щей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инст­руктирующая участников игры, речь-сообщение, повеству­ющая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологичес­кой, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мне­нию Д. Б. Эльконина, происходит к 4— 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 — 3 года.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непо­средственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; на­звания предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлеж­ностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это оп­ределяется задачами и условиями общения.

Наряду с монологической речью продолжает развивать­ся и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы со­существуют и используются в зависимости от условий об­щения.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут уча­ствовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по иг­рушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрос­лого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, по­том).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диа­лога детей зависит от сложности задач, решаемых в совме­стной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваи­вают разные типы связных высказываний (описание, по­вествование, отчасти рассуждение) с опорой на нагляд­ный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неус­тойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рас­сказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформле­нии.

Знание специфики связной речи и особенностей ее раз­вития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Развитие речи детей второго года жизни

Появившись на свет , новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», «ав» и др.

На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие.

После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова.

При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30-35 слов.

В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку.

С полутора до двух лет — идет увеличение словарного запаса (малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т.е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем-то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т.д.

В жизни ребенка речь выполняет много разных функций. В первую очередь, речь – это способность общаться посредством слов, звуков, знаков и других элементов языка.

Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от:

2.2.4 Показатели речевого развития ребенка первого года жизни

Показатели речевого развития ребенка в 2-3 месяца:

— появление различных видов крика (когда голодная, мокрая, то болит);

— появление слабых гортанных звуков типа «ах», «Эх», «ух»;

— интенсивное образование спонтанных звуков;

— реагирования комплексом оживления на лицо родного человека.

Показатели речевого развития ребенка в 4-6 месяцев:

— малыш агукае, джеркоче, лепечет даже тогда, когда к нему не обращаются;

— четко дифференцирует склады;

— вскрикивает от радости; смеется при обращении к нему;

— появляются звуки, выражающие напряжение при определенных движений;

— охотно слушает обращенное к нему вещания;

— провоцирует взрослого на общение, проявляет инициативу; пытается «заговорить», «завязать беседу»;

— появляется жестов речи: ребенок протягивает навстречу взрослой руки, просит, чтобы ее взяли к себе;

— реагирует на интонацию голоса, может заплакать в ответ на повышенный голос;

— узнает игрушки, которые мама словесно обозначает (м-м, мяу-мяу, гав-гав);

— ищет глазами маму в ответ на вопрос: «Где мама?»;

— продолжает высказываться с помощью кашля, «рычание».

Показатели речевого развития ребенка в 7-9 месяцев:

— лепечет склады: «ля», «ва», «да», «ба», «ка» (до 8 разных), используя для этого кончик языка;

— привлекает к себе внимание взрослого с помощью различных кликальних складов;

— появляется четкое удвоения слогов: «ма-ма», «та-та» и др.;

— «Поет», размещая склады цепью (а-та-та, а-да-да, ба-ба-ба-т.п.);

— копирует звуки речи взрослого;

— отзывается на свое имя;

— по просьбе родителей показывает знакомые игрушки, предметы;

— цокает языком, если этого научил взрослый;

— в 9 месяцев может сказать первое слово «баба», «мама», «дай»).

Показатели речевого развития ребенка в 10-12 месяцев:

— склады, лепечет, похожие на короткие предложения;

— подражает звуки, если взрослый побуждает к этому;

— качает головой ( «нет»), если чего не хочет;

— произносит 5-10 осмысленных слов;

— реагирует голосом на музыку;

— отзывается на свое имя и по просьбе «Дай мне»;

— машет рукой, прощаясь со взрослым;

— понимает запрет «нет», «нельзя»;

— по просьбе взрослого находит и приносит известный предмет;

— показывает пальцем на то, что ее заинтересовало, ждет комментария взрослого.

2.2.5 Показатели экологического развития ребенка первого года жизни

Показатели экологического развития ребенка в 2-3 месяца:

— находясь на руках у матери в положении «столбиком», ребенок рассматривает объекты природы;

— поворачивает голову к тому природному объекту, который заинтересовал;

— пытается дотянуться рукой и схватить доступный природный объект;

— активно наблюдает за природодоцельной деятельностью родителей, радуется ей.

Показатели экологического развития ребенка в 4-6 месяцев:

— сосредоточивает внимание на природных объектах ближайшей окружающей среды (по просьбе взрослого и по собственной инициативе);

— прислушивается к природным звуков различной тональности и громкости; отыскивает источник звука;

— имеет элементарное представление об основных свойствах отдельных объектов природы (откликается на название, реагирует на вопросы взрослого, связанные с ним);

— манипулирует доступными природными объектами (переводит из одной руки в другую, стучит ими, пробует на вкус, бросает, ищет, находит);

— проявляет интерес к процессу за тем как взрослые ухаживают за домашними животными и комнатными растениями;

— эмоционально откликается на знакомые объекты природы и действия с ними родных взрослых.

Показатели экологического развития ребенка в 7-9 месяцев:

— проявляет активный интерес к знакомым и незнакомым объектам природы; концентрирует внимание на тех из них, которые находятся в окружающей среде;

— использует для овладения желаемым объектом природы весь арсенал своих моторных возможностей (ползание, сидение, стояние на коленях и на корточках, вертикальное стояние);

— по просьбе взрослого и подражая ему, произносит характерные для знакомых животных звуки;

— охотно играет игрушечными животными, сопровождает действия с ними соответствующим звукоподражанием;

— адекватными действиями реагирует на вопросы родителей, связанные с местом нахождения определенного животного ( «Где собачка?» и т.д.);

— с помощью взрослого исследует объекты природы, разными способами манипулирует ими;

— сопереживает, за тем как взрослые ухаживают за домашними животными и комнатными растениями;

Показатели экологического развития ребенка в 10-12 месяцев:

— концентрирует внимание на растениях и животных, дифференцирует знакомые и незнакомые;

— стремится приблизиться, дотянуться, доползти, держась за руку взрослого, подойти к растению, животному, которые находятся в пределах зрения и заинтересовали ее;

— контактирует с объектами природы, исследует их: затрагивает, сжимает, прокатывают, нюхает, по вкусу;

— повторяет за взрослым звукоподражания животных ( «гав-гав», «ко-ко», «му-му», «ме-е-е» и т.д.);

— подражая взрослому, гладит, кормит игрушечных животных;

— лучше, чем раньше, ориентируется в ближайшей естественной окружающей среде; имеет в нем свои преимущества, предпочтения;

— открывает руку в соответствии с величиной плода, который стремится взять;

— подражая взрослому, стремится во дворе кормить птичку крошками белого хлеба;

— принимает посильное участие в совместном со взрослыми уходе за комнатными растениями и животными.

Развитие речи детей третьего года жизни

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие — уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом — неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.

Общие задачи речевого развития ребенка:

— развитие понимания речи окружающих,

— развитие активной речи,

— формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

— развитие умения грамматически правильно говорить.

Советы по развитию речи детей

• Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.

• Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.

• Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.

• Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.

• Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?

• Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.

• Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.

• Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.

• Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.

• Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.

• Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.

• Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

Показатели речевого развития детей

2 года – 2 года 6 месяцев

Понимание речи

• Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.

• Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.

• Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

• Эмоционально реагирует на песенки и потешки.

• Выполняет словесные инструкции.

• Понимает значение предлогов.

Активная речь

• Называет себя по имени и местоимением «Я».

• Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

• Говорит предложениями из 3-х и более слов.

• Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

• Задает вопросы «Где?», «Что это?», «Куда?», «Почему» и другие.

• Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

• Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.

• Может составить рассказ по картинке (из двух — трех предложений).

• Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

• Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

• Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

• Делится своими переживаниями.

2 года 7 месяцев — 3 года

Понимание речи

• Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 — 8 раз превышающий активный).

• С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.

• Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.

• Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):

• Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.

• Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».

• В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.

• Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.

• Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

• Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

• Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

• Может называть взрослых по имени и отчеству.

• Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (говорит или показывает на пальчиках).

• Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.

• Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

• Стремится к общению с взрослыми и детьми.

• Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.

• Появляется склонность к рифмованию слов.

• Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.

• Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.

• Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).

• Знает названия частей тела у человека и животного: у человека — руки, у птицы — крылья.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Автор: Дарья Колдина

Методика работы по развитию речи детей

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Тема: «Методика работы по развитию речи детей раннего возраста»

Значение работы по развитию речи детей раннего возраста.

Раннее детство — период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится — предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Воспитатель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.

Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
В работе по развитию речи детей раннего возраста используют следующие формы совместной деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим с собой;

— провокация или искусственная непонимание ребенка;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

— инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают — ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Для развития словаря также используют приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашивают: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!». Для достижения хороших результатов по развитию речи детей необходимо создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используют совместные с детьми игры, рассматривание вместе сними книг, ежедневное чтение сказок и потешек. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяла сотрудникам дошкольного учреждения, хорошо относилась к воспитателям. Необходимо каждый день рассказывать родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали. Хорошо то, что родители знают по имени всех детей группы, в которой воспитывается их ребенок. Это делает обстановку в группе более домашней и, конечно, дает родителям новые темы для разговоров с их ребятишками.

В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый — подготовительный, второй — оформление самостоятельной речи.

Подготовительный период имеет важное значение в последующем развитии детской речи. В этом периоде закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребенка, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.

Развитие речи детей на первом году жизни.
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким этапам: от рождения до 2,5—3 месяцев, от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев, от 9—10 месяцев до 1 года. Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.
Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1—2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.
Предпосылки связной речи.
До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.
Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему. Воспитание звуковой культуры речи. До 2,5—3 месяцев у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками, воспитатель должен поощрять эти действия ребенка. На 2—3-м месяце радость при общении с взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки, воспитатель должен имитировать эти звуки и тем самым вызывать у ребенка желание повторить их. От 2,5—3 до 5—6 месяцев у ребенка развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего его взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками , обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С четырех месяцев ребенок начинает громко смеяться, он привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру. Постоянно разговаривая с ребенком, воспитатель вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3—4 месяца — гортанные звуки, в 5 месяцев — певучие гласные (гуление, свирель); в 5—6 месяцев — слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения —предпосылок для развития речи.
От 5—6 до 9—10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям. От 9—10 месяцев до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов; необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др. Это уже начало усвоения лексики родного языка. Обогащение словаря. Началом работы воспитателя по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Воспитание внимания ребенка начинается с предречевой ориентации его в окружающем. До 2,5—3 месяцев необходимо обеспечивать разнообразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от окружающих людей и предметов. Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимся предметом. В 7 месяцев на вопросы взрослого «Где мама?», «Где часы?» и тому подобные ребенок поворачивается в сторону названного человека или указывает находящийся на обычно месте предмет. К 8—9 месяцам ребенок настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В 9 месяцев дети начинают понимать слова, обозначающие знакомые движения: ладушки, до свидания, дай ручку, садись, ложись — и с готовностью выполняют их. От 9—10 месяцев до 1 года ребенок может научиться различать имена близких взрослых и детей; его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений. Активный словарь его при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: мама, папа, дядя, дай, иди, ав-ав, би-би, му и т. п., хотя понимать он может гораздо больше.
Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики у ребенка начинается с того, что он осознает вопросы взрослых: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п., т. е. начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные (дополнительные), предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления: показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Долг воспитателя — приложить все свои старания (а главное — профессиональное умение) к тому, чтобы развивать этот зародыш интеллекта на следующем, втором году жизни ребенка, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается.

Развитие речи детей на втором году жизни. Этот год жизни ребенка в соответствии с его физическим и умственным развитием делят на два этапа: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6месяцев до 2 лет. Воспитание звуковой культуры речи. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев взрослые продолжают развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам дети усваивают артикуляции многих согласных звуков ([б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т]), поэтому могут уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих с ними людей: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации.
Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи»,обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства. Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 месяцев ребенок может научиться понимать: собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), из мебели, посуды, названия некоторых знакомых ему средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек (рука, нога, голова, рот, глаза, уши). Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре (ложиться, спать, садиться, одеваться, гулять, показать, снять, надеть, открыть, закрыть и т.д.). Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять. От 1 года 6 месяцев до 2 лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя); слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также н а з ы в а т ь (кошка, собака, рыбка, птичка, курочка) и подражать их голосам (мяу, ав-ав, чик-чи-рик, ко-ко-ко); учится называть основные части тела животных (хвост, лапа), движения (прыгает, летает, плавает); учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).
Развитие грамматических навыков. На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под, за, от, до) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Формируется умение строить предложения, состоящие из 3—4 слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?»,«Что это?».

Развитие связной речи. В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова нельзя, можно и правильно на них реагировать.
От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий (например: «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел.
Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).
Само собой разумеется, что взрослые к ребенку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) еще не речь, понять их смысл невозможно. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.
Многие родители и воспитатели отмечают тот факт, что первое восхищение новогодней елкой, которое испытывают дети этого возраста, дает разительный скачок в развитии их речи, и к полутора годам ребенок произносит 60—70 слов. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у елки, но и хорошо рассмотреть игрушки, елочные украшения, подарки, обязательно называя их: «это бусы», «вот мишка», «это шар», «красный шар», «на елке игрушки» и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась елочка». Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: предметы называет словами, употребляет некоторые глаголы, правда, в основном в повелительном наклонении дай, иди или в неопределенной форме дать, сесть. Себя в этом возрасте ребенок называет по имени Алеша пить, Федя бах.
Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат, как мы уже говорили, и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: «На машину», «На куклу», «Дай Феде мишку», «Скажи: «На мишку»; «У кого бабочка?», «Скажи: «У меня бабочка».
К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже».Можно провести занятие и в виде игры: воспитатель спрячет предмет, потом его покажет и назовет. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой (растерянности и огорчения, когда игрушки нет, и радости, когда она нашлась). Например, спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика», а потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это? Зайчик. Скажи: «Зайчик». Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова большой — маленький, больше — меньше. Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), воспитатель четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами в именах существительных: машина — машинка; мяч (большой) — мячик (маленький), медведь (большой) — медвежонок(маленький).

В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. Но прежде чем вводить слова-прилагательные вместе с определяемым словом в предложения, нужно обязательно провести попутные наблюдения: гольфы белые, платье белое, стена белая, простынка белая, снег белый или: рубашка красная, бант красный, пальто красное. После этого ребенку уже легче составить предложения с использованием прилагательных: «Это — красный карандаш», «Нет карандаша», «Нет красного карандаша». Естественно, что на первых порах дети будут затрудняться в согласовании слов: «Нет каадаса касный» («Нет карандаша красный»). Однако путем тренировки, путем повторения этой фразы в различных вариантах они научатся правильно согласовывать прилагательное с существительным.
Очень много в развитии наблюдательности, а следовательно, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Случается, что ребенок, который уже может сказать, что он хочет, при просьбе, обращенной к воспитателю, использует мимику и жест, а не слова. Тогда надо создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке малыш просит у воспитателя совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель заставляет его в конце концов произнести слово совок.
Развитию речи ребенка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это?», «Что делает?», т. е. нужно побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например: «Кого держит девочка? Скажи: «Девочка держит мишку»; С кем играет девочка? Скажи: «Девочка играет с мишкой». В 1 год 8 месяцев в целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из книжки А. Барто «Для самых маленьких». Хорошо, если воспитатель, начав читать уже известное стихотворение, даст детям самим закончить его.
К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Это слова — названия предметов, окружающих детей, названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, зеленый листок, красная рубашка, желтое солнышко), величину (большая пирамида), свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок ) и др.; это слова—названия действий, понятных детям: спать, принести, подать и др. С двух лет, говоря о себе, ребенок уже употребляет местоимение я, а не говорит о себе в 3-м лице.
Таким образом, ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.
Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «велосипед»).
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи — о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.
Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно («лиса», в другом — неправильно: «повзет» (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения

Таким образом, развитие детей раннего возраста — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых. Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.

Задачи и содержание работы по развитию речи в группе второго года жизни.

Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И. Поповой делится на 2 периода:

период — (с 1 г. до 1 г.6 мес) — важно развитие понимания речи взрослого. В программе детского сада дается перечень категорий слов, обозначающих названия людей, предметов, простых действий, которые нужно учить понимать, как и фразы, в которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.

период (от 1 г.6 мес. до 2 лет) — также важно развитие понимания речи через расширение ориентировки в окружающей действительности, понимание названий и вблизи. И вдали, названий признаков, правил поведения, коротких рассказов, стихов, потешек. Главная задача — развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз), посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

На 2-ом году жизни работа по развития речи организуется через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности и спецзанятия по развитию речи, представленные в 4 группах (по наглядным средствам): с живыми, неживыми объектами, игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках.

Наблюдение и обсуждение животных, транспорта организуется воспитателем на занятиях, прогулке. Игровым действиям с игрушками надо обучать одновременно с овладение способами действий и сопровождающими словами, развивая способность подражания (малыш становится разговорчивым), обогащая самостоятельную игру.

Занятия по картинкам начинаются с 1 года жизни, где малыша привлекают к изображению, закрепляют узнавания, а с 1 года 6 месяцев при показе объясняют смысл, раскрывают сюжет.

Произведения устного народного творчества, писателей (художественное слово), знакомство с этими сказками, прибаутками, потешками вначале организуется воспитателем через наглядность — показ движений, действий, привлечение для показа игрушек. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

Важны методы «инструкции к действию», опрос после выполнения поручения (особенно во 2-ом периоде), обучение названиям действий в процессе показа, прием вопросов, приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Важна роль и совершенствования самостоятельной игры малыша, совершенствующей таким образом речи малыша.

При поступлении в детский сад в период адаптации к новым условиям речевая активность может снижаться, потому при перемене условий жизни необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия — вначале с игрушками, затем — с картинками.

С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова — знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи, когда фонематика еще не воспринимается. Эти художественные произведения передают инонациональное богатство родного языка, характерное певучесть гласных звуков, мягкость согласных, своеобразное произношение. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

В этом возрасте воспитатель работает с детьми и индивидуально и группами по 2-6 человек. Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач — научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть — потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает — только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (примерно 1 раз в неделю в каждой возрастной группе), в которой учитывается общественно-политические события, время года.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель — на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи дет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен детьми третьего года жизни, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз — как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами, описывается место действия, разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы — затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее — просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное.

Условия успешной работы по развитию речи в группах раннего возраста.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

— быть психически и соматически здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении ;

— иметь полноценное речевое окружение.

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Условия успешного развития речи.

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.
В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши­рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жижни.

Для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.
Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день. Распределяются они следующим образом: по развитию речи и ознакомлению с окружающим -4; с дидактическими игрушками и строительным материалом-3; по развитию движений- 2; музыкальное-2. Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы(3—6детей). Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10—15 мин.; требующие же сосредоточенного внимания — от 5 до 8мин. Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель — научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.
На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 месяцев прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.) По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: все большие, потом все меньшие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием метода пассивных движений.
Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже — выбор из двух цветов (положить красные палочки в красный стаканчик, синие — в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. В занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), потом рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей обучают умению делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек. Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной речи у детей в первом и втором полугодии второго года жизни. В первом полугодии содержание занятий должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором — на усложнение собственной речи детей.
С целью развития понимания малышами речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности — внезапного появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово,— в этом возрасте им трудно одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.
Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю, скажите: «Иди, иди, ляля».

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.
После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах .

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические рекомендации М.; Мозайка – синтез 2005г.

Смотрите еще:

  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Детский сад от а до я 2018 4 Отзывы про Детский сад От А до Я, Центральный район 5.0 3 отзыва 77 место в рейтинге Зто не просто сеть англо — русских детских садов с расширенными возможностями обучения английскому языку детей до одиннадцатилетнего возраста, это, по сути, маленькая страна знаний, с […]
  • Комментарий к статье 116 тк рф Комментарии к СТ 117 ТК РФ Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам […]
  • Ооо и чп Различия регистрации ООО, ФЛП и ЧП Различия регистрации ООО, ФЛП и ЧП. Как выбрать организационно-правовую форму предприятия? Сегодня мы поговорим о различиях между такими организационно-правовыми формами предпринимательства как общество с ограниченной […]
  • Мировой суд кировского района екатеринбурга сайт Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Верх-Исетского района Екатеринбурга Судебный участок № 1 мирового судьи Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Адрес: 620109, ул.Красноуральская,25-а Телефон: 8(343) 242-07-48 Официальный сайт: […]
  • Дадут ли материнский капитал если первый ребенок умер Выдают ли материнский капитал, если первый ребенок умер В практике органов Пенсионного фонда России встречается случай. Женщина родила второго ребенка. Положен ли ей материнский капитал, если первый ребенок умер? Это зависит от того, есть ли у матери свидетельство о […]
  • Как разорвать трудовой договор с работодателем Основания расторжения трудовогора (контракта) с работником Расторжение трудового договора (контракта) с работником возможно лишь по основаниям, предусмотренным законодательством о труде (Трудовым кодексом Республики Беларусь), а также Декретом Президента Республики […]
  • Статья 168 часть 1 ук Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности СТ 168 УК РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, - наказываются штрафом в […]