Консультации для родителей в средней группе детского сада по фгос

Сайт для воспитателей детских садов

«Планирование работы с родителями в средней группе»

Содержание, формы и методы работы с родителями

Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс:

— выпуск совместных стенгазет, фотогазет

— возможность присутствия родителей на занятиях

— участие родителей в мероприятиях группы, д/сада

Повышение психолого-педагогических знаний:

— индивидуальные, тематические консультации

— беседы с родителями

— дни открытых дверей

— практические советы и рекомендации по интересующим вопросам

Планирование работы с родителями в средней группе №7 «Весёлые осьминожки» на 2011 — 2012 уч. год

Задачи на год:

  • Информировать родителей об особенностях развития детей 5 года жизни.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Привлекать родителей активно участвовать в жизни группы и детского с ада.
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Повышать педагогический уровень родителей.

СЕНТЯБРЬ

1. Оформить материал в родительском уголке на тему «Осень», «Дорога без опасности», «Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года».

2. Поздравить сентябрьских именинников.

3. Оформить стенд «Режим дня», «Мы занимаемся – очень стараемся».

4. Организовать родительское собрание «Давайте познакомимся».

5.Пригласить родителей для утепления окон спальни и группы.

6. Организовать субботник по благоустройству участка.

7. Предложить родителям помочь в изготовлении пособий для занятий(пеналы, блоки Дьенеша).

8. Предложить родителям принять участие в семейном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения.

9. Разместить информацию об антропометрических данных детей.

10. Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал о ПДД, для создания альбома в группе «Мы учим правила движения».

11. Оформить стенд « Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».

12. Познакомить родителей с необходимым пакетом документов на оформление социального места в д/с.

13. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Маленькая модница».

ОКТЯБРЬ

1. Поздравить октябрьских именинников.

2. Поблагодарить родителей принявших участие в субботнике 24.09.11г, и родителей, оказавших помощь в утеплении окон (14.09, 19.09, 28.09).

3. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами».

4. Провести консультацию для родителей «Осторожно, грипп!».

5. Опросить родителей о проведении профилактической прививки против гриппа детям.

6. Оформить стенд «Советы Доктора Айболита».

7. Обновить материал в родительском уголке «Советы логопеда», «Красный, жёлтый, зелёный», « Где мой папа?».

8. Поблагодарить всех участников конкурса семейного рисунка по ПДД.

9. Провести конкурс семейного рисунка «Что нам осень принесла?».

10. Предложить родителям помочь в подборе материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (коробки, картинки и т.д.).

11. Поблагодарить за участие в конкурсе «Модница», поздравить с победой в конкурсе Арину Жидких.

НОЯБРЬ

1. Поздравить ноябрьских именинников.

2. через родительский уголок с победой в конкурсе семейного рисунка семьи Даши Бодровой, Лизы Курганской.

3. Оформить стенд «Мы занимаемся» (ноябрь).

4. Предложить родителям пополнить материал в уголке природы (принести открытки, картинки с комнатными растениями для создания альбома «Комнатные растения»).

5. Пополнить материал стенда «Советы Доктора Айболита» — « Это нужно знать о ветрянке».

6. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок «Символ года 2012».

7.Оформить материал «Секреты любви и взаимопонимания», «Леворукий ребёнок – это нормально?

8. Консультация логопеда Н.Ю. Кузьменко «Почему ребёнок так говорит?»

9. Оформить материал «Развитие звуковой культуры речи детей 5 года жизни».

9. Создать фотогазету «Наши четвероногие друзья».

10. Пригласить родителей на общее родительское собрание.

11. Объявить о фотографировании детей.

ДЕКАБРЬ

1. Поздравить декабрьских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).

3. Обновить материал в родительском уголке «Атмосфера педагогической безопасности ребёнка», «Мой застенчивый ребёнок».

4. Организовать конкурс «Новогодняя игрушка».

5. Поблагодарить родителей Ромы Д., Даши Б., Лизы К., Даны Р., Карины Ш., Игоря Ч., Даши З., Сони В., Саши Г. за помощь в создании альбомов «Мы учим правила движения», «Комнатные растения».

6. Обновить материал стенда «Советы Доктора Айболита» — «Растим здорового ребёнка», «Берегите уши детей».

7. Провести родительское собрание «Истоки доброты».

8. Консультация для родителей «Наши руки не для скуки».

9. Предложить родителям помочь в изготовлении новогодних костюмов.

10. Организовать родительский комитет (по поводу новогодних подарков).

ЯНВАРЬ

1. Поздравить январских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).

3. Выразить благодарность родителям за творчество и выдумку в изготовлении новогодних костюмов. Поблагодарить Бодрову Ирину Николаевну, Большакову Ольгу Сергеевну, Лужкову Татьяну Сергеевну за организацию и доставку новогодних подарков.

4. Поздравить с победой в конкурсе «Символ года2012» семьи Даши Б., Лизы К., Алёши Ш. Карины Ш..

5. Поздравить победителей конкурса « Новогодняя игрушка» — семьи Даши Б., Лизы К, Карины Ш..

6. Оформить материал: «Родительские заблуждения о холодной погоде», «Архангельск – город воинской славы», «Устройте детям праздник».

7. В уголке здоровья поместить статью «Памятка безопасного поведения».

8. Анкетирование родителей «Что мы знаем о правах?».

9. Консультация для родителей «Конвенция о правах детей»- соц. педагог Зубарева В.А..

10. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать».

11. Предложить родителям посетить занятия в группе.

ФЕВРАЛЬ

1. Поздравить февральских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (февраль).

3. Консультации: «Чем занять ребёнка дома?», « Почему он капризничает?».

4. Пополнить материал « Если у ребёнка нет друзей», .

5. Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля.

6. Объявить творческий конкурс «Лучший цветок».

7. Выпуск фотогазеты «Мой папа самый лучший!».

8. Подготовить подарки для мам к 8 марта.

9. Поздравить пап и дедушек с праздником – Днём Защитника Отечества.

МАРТ

1. Поздравить мартовских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (март).

3. Поздравить мам и бабушек с 8 марта.

4. Пригласить мам и бабушек на весенний концерт.

5. Оформить материал «Как читать детям?», «Что не надо делать».

6. Консультация «Не предлагайте телевизор вместо друга».

7. Предложить принять участие в конкурсе «Пасхальное яйцо».

8. Оформить стенд по ПДД «Внимание, СВЕТОФОР».

9. Консультация «Что читать детям о правилах дорожного движения?». (С. Михалков, Г. Юрмина, Н.Носов»

10. Провести анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребёнок?».

11. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребёнка».

12. Поблагодарить родителей за подборку материала к дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

13. Провести групповое родительское собрание.

14. Предложить родителям принести смешные и забавные фото детей (для создания фотогазеты).

15. Поблагодарить всех родителей ,принявших участие в конкурсе «Лучший цветок».

АПРЕЛЬ

1. Поздравить апрельских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (апрель).

3. Оформить фотогазету «Улыбнитесь вместе с нами».

3. Консультация логопеда «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»

4. Обновить материал в родительском уголке «Как провести выходной с ребёнком?

5. Оформить материал «Внимание-дорога!».

6. Предложить родителям принести лук для посадки в группе.

7. Поздравить победителей конкурса «Пасхальное яйцо» — семьи Даши Б., Алёши Ш., Карины Ш., Сони В., Лизы К., Вероники Р..

8. Оформить выставку лучших детских работ «Мир творчества».

МАЙ

1. Поздравить майских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (май).

3. Консультация «Скоро лето».

4. Оформить материал «Спасибо маме, папе за то, что я в Анапе».

5. Пригласить родителей на субботник по благоустройству участка.

6. Предложить принести цветы, рассаду для посадки на участке.

7. Разместить материал для родителей: « Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков», « Развитие речи в умственном развитии ребёнка», «Улыбайтесь на здоровье».

8. Разместить информацию об антропометрических данных детей группы.

9. Привлечь родителей к оформлению и помощи в организации праздника «Здравствуй, лето!».

План работы с родителями в средней группе

Мария Кашина
План работы с родителями в средней группе

Перспективный план работы

с родителями средней группы № 13

на 2013-2014 учебный год

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Как одевать ребенка в детский сад» Помочь родителям в выборе одежды для детского сада воспитатели

2 Родительское собрание: «Годовые задачи. Безопасность дорожного движения» Познакомить родителей с задачами воспитания и обучения детей средней группы воспитатели

3 Консультация: «Ребенка обижают, что делать?» Помочь родителям определить внешние факторы влияющие на поведение детей воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Беседа с родителями: «Физическое развитие ребенка 4-5 лет» Помочь родителям лучше разбираться в физических особенностях детей 4-5 лет воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Что делать с агрессивным ребенком» Дать рекомендации родителям об особенностях поведения агрессивных детей воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Если дети балуются» Помочь родителям найти пути общения с ребенком воспитатели

2 Папка передвижка

«Первая помощь» Познакомить родителей с различными видами оказания первой помощи при разных ситуациях воспитатели

3 Консультация: «Здоровье детей в детском саду» Познакомить родителей с закаливанием воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Консультация: «Советы о том как не надо кормить ребенка» Помочь родителям правильно кормить детей воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Азбука для родителей» Дать рекомендации родителям о способах воспитания детей воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка воспитатели

2 Родительское собрание: «Влияние ФГТ на образовательный процесс в ДОУ» Познакомить родителей с образовательным процессом в ДОУ с учетом ФГТ воспитатели

3 Консультация: «Активные дети» Помочь родителям найти пути общения с родителями воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Беседа с родителями: «Как помочь ребенку стать добрым» Помочь родителям в вопросе воспитания ребенка воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Поздняя осень» Расширить представление детей и родителей о времени года «осень» воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Как превратить чтение в удовольствие» Помочь родителям выбрать книги для чтения детям, дать рекомендации как увлечь детей чтением воспитатели

2 Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Берегите природу» Дать представление о ценности природы, способах ее сохранения воспитатели

3 Папка передвижка: «Что такое хорошо, что такое плохо» Помочь родителям объяснить детям значение слов «хорошо», что «плохо» воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке снега на участке и на веранде Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Конкурс новогодних поделок в детском саду с участием родителей Раскрыть умение родителей изготавливать поделки из бросового материала ;воспитывать желание приносить детям радость воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «День конституции России» Ознакомить родителей и детей с праздником 12 декабря воспитатели

7 Консультация: «Советы логопеда по преодолению недоразвития речи» Познакомить родителей с рекомендациями логопеда, дать рекомендации по развитию речи детей воспитатели

8 Папка передвижка «Зима и зимние приметы» Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима» воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Советы родителям по закаливанию ребенка» Ознакомить родителей с формами закаливания, дать рекомендации по закаливанию детей дома воспитатели

2 Родительское собрание: «Экологическое воспитание детей средней группы» Познакомить родителей с задачами экологического воспитания детей средней группы воспитатели

3 Консультация: «Детские истерики» Помочь родителям определить причины появления истерики у детей и способы их решения воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по чистке участка и веранды от снега Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Консультация: «Растим помощника» Дать рекомендации родителям с какого возраста лучше всего начинать приучать к труду воспитатели

6 Беседа с родителями на тему «Снежные постройки» Приобщить родителей к сооружению снежных построек на участке для игр детей воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Как провести выходной день с детьми» Помочь родителям организовать досуг детей, обострить восприятие детей воспитатели

2 Консультация «Зимние травмы у детей» Дать рекомендации родителям о возможных травмах детей в зимний период и помочь их предотвратить воспитатели

3 Папка передвижка «Музыка и экологическое воспитание» Дать родителям представление о экологическом воспитании детей, отметить важность такого воспитания воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке снега на участке Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Беседа с родителями: «Детская ложь» Дать рекомендации родителям о способах коррекции поведения ребенка воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Советы родителям гиперактивного ребенка» Дать рекомендации родителям об особенностях поведения гиперактивных детей воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Как подготовить ребенка к школе» Помочь родителям подготовить детей к школе воспитатели

2 Родительское собрание «УМК- новые технологии» Познакомить родителей с учебно-методическими комплектами, дать рекомендации по закреплению пройденных тем дома воспитатели

3 Консультация: «Состав детской аптечки» Познакомить родителей с необходимым составом детской аптеки воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по уборке снега на участке Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Консультация: «Учим ребенка общаться» Дать рекомендации родителям о способах развить у детей умение общаться воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Детские конфликты» Дать рекомендации родителям о способах разрешения детский конфликтов воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Рассмотрим картинку вместе» Дать рекомендации родителям о способах рассматривания картинок вместе с ребенком, способах развития речи ребенка воспитатели

2 Консультация «Как помочь эмоциональным детям» Помочь родителям найти пути общения с детьми воспитатели

3 Консультация: «Детские капризы» Помочь родителям найти пути общения с детьми воспитатели

4 Папка передвижка «Насекомые» Дать родителям рекомендации как не пострадать от насекомых воспитатели

5 Беседа с родителями: «Избавляемся от агрессии с помощью игры» Помочь родителям в вопросе воспитания ребенка воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «Весна» Расширить представление детей и родителей о времени года «весна» воспитатели

№ Наименование мероприятия цель ответственные

1 Консультация: «Познавательное лето» Дать рекомендации родителям о занятиях с детьми летом на улице воспитатели

2 Итоговое родительское собрание Подвести итог работы за прошедший год воспитатели

3 Папка передвижка: «Игры с песком» Дать рекомендации родителям о способах игры с песком в летнее время воспитатели

4 Совместный труд родителей с детьми по изготовлении кормушек для птиц Сблизить членов семьи в совместной работе воспитатели

5 Папка передвижка «Опасные предметы» Дать рекомендации родителям об опасных предметах в быту, о способах предотвратить несчастные случаии воспитатели

6 Оформление папки-передвижки «1 мая» Ознакомить родителей и детей с праздником 1 мая воспитатели

7 Беседа «Закаливание» Дать представление о формах закаливания в ДОУ, о солевом закаливании воспитатели

8 Папка передвижка «Лето» Расширить представление детей и родителей о времени года «Лето» воспитатели

План работы с родителями План работы с родителями МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59 «Солнечная страна» г. Альметьевска» на 2013-2014 учебный год. № Мероприятия.

Примерный план работы с родителями во второй младшей группе Дата Тематика Формы проведения Ответственные Отметка о проведение Сентябрь «Новый учебный год» Характеристика возраста и особенности.

Как эффективно организовать работу с родителями в средней группе ДОУ

Лариса Морозова 03.11.2017 0 2.3k

Родители — самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного развития своего сына или дочери мамы и папы должны активно участвовать в жизни ДОУ. В средней группе ребята становятся более самостоятельными, любознательными, быстрыми темпами развивается их речь, но в то же время дети ещё слишком увлечены играми и имеют неустойчивое внимание. Задача воспитателя — помочь родителям преодолеть эту двойственность, лучше понять своё чадо, а также консультировать их по самым разным аспектам детского воспитания.

Теоретические аспекты работы с родительским коллективом в детском саду

В целом работа с родителями в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач:

  • Помочь мамам и папам разобраться в различных аспектах дошкольной педагогики и психологии.
  • Предотвращать неверные действия по отношению к малышу. Ведь в зависимости от типа характера и темперамента ребёнка к нему требуется определённый подход.
  • Привлечь семью к сотрудничеству — совместному решению задач воспитательного и образовательного характера (изготовление дидактических материалов, атрибутов для игр, оказание детям помощи в освоении образовательных областей, участие в проведении досуговых и открытых мероприятий).
  • Способствовать сближению родительского коллектива.

В настоящее время педагогами разработано множество эффективных форм взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Среди них можно выделить привычные и нетрадиционные.

Это разделение весьма условно, поскольку в последнее время многие новаторские идеи укореняются и часто практикуются у педагогов.

Традиционные формы взаимодействия

  1. Беседы (как групповые, так и индивидуальные) — наиболее доступная форма налаживания контакта с семьёй. В ходе них воспитатель доносит до родителей определённую информацию, выслушивает их точку зрения, отвечает на вопросы. Индивидуальный подход здесь особенно важен, поскольку все взрослые, как и дети, разные, имеют свои характеры, установки, личные и профессиональные предубеждения. Начинать беседу следует с нейтральных вопросов, плавно переходя к главной теме. Даже если педагог хочет указать на недостатки в поведении конкретного ребёнка, то начать разговор нужно с его личностных достоинств. Примеры тем для бесед: «Воспитание трудолюбия у дошкольника», «Как помочь малышу стать более самостоятельным», «Почему важно закаливание».
  2. Тематические консультации. В отличие от беседы, они нацелены на то, чтобы дать родителям конкретный квалифицированный совет. Консультации также бывают групповыми и индивидуальными, плановыми и внеплановыми. Примеры: «Тестопластика для малышей 4–5 лет», «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни», «Как развивать дома математические способности».
  3. Родительское собрание — самая привычная форма работы. Как правило, собрания проводятся 1 раз в квартал (при желании педагога это можно делать чаще) и представляют собой обсуждение накопившихся вопросов. Однако, чтобы родители положительно относились к этому мероприятию, оно должно быть интересным, творческим, а не просто сводиться к монотонному перебиранию текущих проблем.
  4. Участие семьи в проектной и экспериментальной деятельности группы. Мамы и папы собирают необходимую информацию, создают собственные презентации, красочные коллажи, стенгазеты, делают вместе с детьми поделки, рисуют картины. Примеры такой работы — создание семейной рукотворной книги (например, на тему здорового образа жизни), стенгазеты о том, как семья проводит досуг, поделки из природного материала на тему «Дары осени».
  5. Трудовая деятельность родителей. Это работа по озеленению детского сада, нарядному оформлению участков, участие в экологических акциях («Кормушка для птиц», «Дары золотой осени» — сбор природного материала для детских поделок).
  6. Мини-отчёты. Это регулярное (например, еженедельное) информирование родителей о жизни их детей в детском саду: что нового узнали, за какими явлениями наблюдали, какую песню выучили и т. д. Воспитателю лучше это делать в письменной форме и размещать информацию для ознакомления в раздевалке.
  7. Спортивные досуги — очень полезные мероприятия для укрепления семейных отношений, пропаганды здорового образа жизни. Малыши всегда получают яркие позитивные эмоции от соревнований, в которых принимают участие его мама и папа. Такие мероприятия непременно несут в себе атмосферу праздника. Но нужно помнить, что любые соревнования повышают вероятность детских переживаний, поэтому ведущий-педагог должен умело расставлять нужные акценты.
  8. Мастер-классы для родителей. Их может проводить воспитатель (например, обучение какой-нибудь нетрадиционной изобразительной технике для занятий с детьми дома), логопед (артикуляционная гимнастика для становления правильного произношения), медсестра (массаж ушных раковин для стимуляции биологически активных точек, закаливающий массаж стоп, упражнения для кистей рук, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия зрительного утомления).
  9. Открытые просмотры для родителей. В ходе таких занятий мамы и папы получают представление об образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Педагог же может предоставить родителям роль стороннего наблюдателя либо задействовать их в ходе занятия (ответы на вопросы, которые вызывают затруднение у детей, помощь в изготовлении поделки и пр.).
  10. Анкетирование. Эта форма работы позволяет выявить мнение родителей по конкретной проблеме: воспитатель предлагает письменно ответить на ряд вопросов. Особенно эффективно анонимное анкетирование, позволяющее получить порой негативные, но честные ответы.
  11. Посещение семьи. Цель такой деятельности — ознакомиться с условиями, в которых воспитывается конкретный ребёнок (в случае необходимости организуются повторные посещения). Разновидностью является обследование семьи для оказания материальной помощи, воздействия на родителей, защиты детских прав.
  12. Сайт ДОУ. Каждый детский сад обязательно имеет в интернете свой официальный сайт, на котором должна быть рубрика «Ответы на вопросы» либо «Форум», где родители могут выйти на контакт с администрацией, чтобы задать вопрос, внести предложения и пр.

Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй

Наглядные средства взаимодействия с семьёй

При работе с родительским коллективом важную роль играет наглядность. Так, в раздевалке каждой возрастной группы должен располагаться тематический стенд с различной полезной информацией (которая периодически меняется), уголок здоровья, а также папки-передвижки на актуальные в данный момент темы.

Интересная идея — поставить для родителей «Ящик предложений» или «Шкатулку для вопросов», куда они могут опускать записки со своими предложениями, идеями, пожеланиями, делиться мыслями и переживаниями с педагогом.

Фотогалерея: наглядные средства в работе с родителями

Нетрадиционные формы работы

Чтобы разнообразить работу с родителями, сделать её более интересной, воспитатель прибегает к нетрадиционным формам взаимодействия.

  1. День открытых дверей в средней группе. Для взрослых это уникальная возможность почувствовать себя дошкольниками, прожить один день их жизнью. Родители могут при этом выполняют роль сторонних наблюдателей либо занимают более активную позицию: делают зарядку, помогают няне накрыть на стол, идут на прогулку, участвуют в занятии.
  2. Презентация детского сада. Родители знакомятся с дошкольным учреждением, уставом, программой, получают информацию по платным услугам, смотрят группы, фрагменты занятий по различным образовательным отраслям. В средней группе вполне можно провести такое мероприятие (тем более что есть дети, которые начинают посещать детский сад именно с этого возраста).
  3. Дежурства. По желанию родителей воспитатель привлекает их к участию в прогулках с дошкольниками, экскурсиях. В ходе такой деятельности мамам и папам не следует вмешиваться в педагогический процесс, свои пожелания или замечания они могут позднее озвучить воспитателю или заведующему.
  4. Экскурсии или маршруты выходного дня. Воспитатель организует совместные с родителями посещения памятных мест родного края, походы на природу (с малышами пятого года жизни уже можно устраивать прогулки в близлежащие скверы, парки и пр.). Такие мероприятия способствуют сближению детей и взрослых, патриотическому воспитанию.
  5. Семейные спектакли. Родители наравне со своими детьми разыгрывают спектакли для остальных воспитанников группы, педагогов (по сюжетам знакомых детям сказок, в средней группе это «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.). Для взрослых такая деятельность — источник эмоциональных переживаний, неожиданных открытий.

Фотогалерея: нетрадиционные формы работы с родителями

Работа логопеда с родителями малышей пятого года жизни

В средней группе к работе с родителями воспитатель может подключить логопеда. Это обусловлено тем, что у ребёнка пятого года жизни быстрыми темпами развивается речь, её фонетический, грамматический строй, обогащается словарный запас. И именно в этом возрасте появляются определённые проблемы — неправильное произношение отдельных звуков. По достижении ребёнком 5 лет самое время начинать коррекционную работу, ведь в этом возрасте учитель-логопед и проводит диагностику.

Специалист может выступить перед родителями на одном из собраний и дать им ценные советы и рекомендации (темы выступлений: «Роль семьи в коррекции речевых нарушений у малыша», «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольника», «Как развивать речь ребёнка по пути из детского сада домой», «Возрастные нормы общения дошкольников в коллективе»), в случае необходимости проводит индивидуальные консультации («Как заниматься с малышом дома», «Практические приёмы автоматизации конкретных звуков»).

На родительском собрании логопед может устроить мини-выставку «Логопедические игры и развивающие пособия».

Логопед активно использует и наглядность, например, может подготовить для родителей папку-передвижку «Способы развития связной речи ребёнка и включение его в диалог» или «Этот непослушный грамматический строй» (дать представление об основных грамматических ошибках и способах их преодоления). В средней группе желательно выделить в раздевалке специальный уголок логопеда, где учитель будет давать родителям ценные рекомендации по речевому развитию дошкольников.

В уголке логопеда родители могут найти важную информацию и советы по развитию речи ребёнка

Фотогалерея: мини-выставка логопедических игр и развивающих пособий

Специфика организации родительского собрания

Родительское собрание — довольно ответственное мероприятие для воспитателя, требующее тщательной подготовки. Нюансы подготовки заключаются в следующем:

  • Примерно за неделю до мероприятия можно раздать родителям анкеты по актуальной теме для заполнения дома. Результаты будут использоваться непосредственно на собрании. Например, если будет обсуждаться тема здорового образа жизни в семье, то анкетирование поможет выяснить, какой процент семей в группе делают по утрам зарядку, как семья проводит выходные дни — отдыхая активно или пассивно. Исходя из этого, воспитатель делает выводы и даёт рекомендации.
  • Удачная идея — сделать для каждой семьи приглашения, к примеру, в виде тематической аппликации. Дети должны обязательно принимать участие в их изготовлении.
  • Воспитатель может напечатать оригинальные памятки по теме собрания. Они должны быть краткими по содержанию, а текст набран крупным шрифтом.
  • Заинтересовать родителей предстоящим мероприятием помогут выставки по теме собрания (например, выставка логопедических игр и пособий).
  • Оригинальный способ заинтересовать родителей — записать на магнитофон детские ответы по теме собрания (например, какие трудовые поручения они выполняют дома).
  • Можно изготовить самодельный плакат, где символически будут обозначены ключевые моменты обсуждаемой темы.
  • Непосредственно перед собранием педагог должен позаботиться об уютном освещении, удобном размещении родителей. Так, столы и стулья можно расставить по кругу и поставить на них карточки с Ф.И.О. родителей, позаботиться о ручках и бумаге для заметок. Если мероприятие предполагает элементы мастер-класса, то заранее готовятся краски, карандаши, пластилин и прочие принадлежности.

Благодаря оформленным пригласительным на собрание родители более ответственно отнесутся к предстоящему мероприятию

Структура родительского собрания

Традиционно родительское собрание включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. По продолжительности мероприятие продолжается не более 1 часа, ведь родители собрались после рабочего дня, когда концентрация внимания снижается.

  1. Вводная часть нужна для того, чтобы организовать гостей, сконцентрировать их внимание и привнести атмосферу взаимного доверия. Один из приёмов — создание соответствующего музыкального фона (спокойная классическая музыка). Понятно, что родители уже давно знакомы с воспитателем, однако если это первое собрание в новом учебном году, то педагогу стоит сказать несколько слов о себе (например, о своих последних достижениях, выигранных конкурсах, собственных методических разработках, приоритетных принципах воспитания и пр.). Это особенно актуально, если группа пополнилась новыми воспитанниками и, соответственно, новыми родителями. Затем педагог озвучивает тему собрания. Даже если оно затрагивает много вопросов, тема должна быть конкретной: воспитательная, образовательная проблема, подготовка к празднику и т. д.
  2. Основную часть стоит разделить на 2–3 этапа. Воспитатель освещает теоретические аспекты темы, приводит практические примеры воспитания малышей в семье и детском саду, разбирает конкретные педагогические ситуации. При этом родители должны выступать не пассивными слушателями, а задавать вопросы, участвовать в дискуссии. В основной части также обсуждаются организационные моменты по поводу предстоящих досуговых мероприятий, экскурсий и пр. (этот раздел ещё называют «Разное»). Часть из этих вопросов можно вынести в отдельное обсуждение с родительским комитетом в другое время.
  3. На заключительном этапе собрания воспитатель подводит итоги встречи, озвучивает принятые решения по всем обсуждаемым вопросам (они должны быть чёткими, конкретными и обязательно фиксироваться в протоколе). Закончить мероприятие следует на позитивной ноте: мини-конкурсом рисунков (например, на тему «Моя семья»), устроить чаепитие, дегустацию витаминных травяных напитков, канапе из фруктов и пр.

Закончить родительское собрание можно душевным чаепитием

Рассказывая о неправильных поступках детей, педагог не должен упоминать их фамилий (это делается в индивидуальной беседе). Тем более недопустимы поучения и упрёки в адрес родителей.

Приёмы повышения интереса родителей на собрании

  • Вовлечение гостей в дискуссию (воспитатель добивается, чтобы было высказано несколько точек зрения).
  • Совместное решение педагогических ситуаций из семейного опыта (например, ребёнок отказывается выполнять трудовые поручения, не желает слушать сказки, предпочитая им просмотр мультфильмов, не хочет быть вежливым).
  • Обращение к прошлому опыту взрослых. Воспитатель просит мам и пап вспомнить, какими они сами были в детском возрасте, как вели себя в той или иной ситуации.
  • Примеры из художественной литературы (например, рассказ В. Осеевой «Печенье», где затронута проблема жадности и неуважительного отношения к старшим, Л.Н. Толстого «Косточка», в котором ребёнок не говорит правду).
  • Чтобы проиллюстрировать свои идеи, педагог использует аудио- и видеозаписи, фото и интервью воспитанников, графики, схемы.
  • Элементы арт-терапии (родителям схематически предлагается изобразить совместный с детьми отдых, то, что наиболее важно в жизни их семьи и т. п.).
  • Разыгрывание педагогических ситуаций (взрослый выполняет роль ребёнка). Например, требуется установить контакт с плачущим ребёнком, объяснить малышу, что не нужно стесняться выступить на утреннике.
  • Различные игровые моменты. Например, родители встают в круг, а воспитатель передаёт мячик. Каждый должен сказать пожелание детям и педагогу на предстоящий учебный год. Другой пример — упражнение «Как хорошо было летом!»: педагог просит встать тех, кто летом купался с детьми в море, читал им книги, ходил с ними в лес или на рыбалку, купил своему ребёнку игрушку для развития двигательной активности и т. д.
  • Поощрение — средство побуждения родителей к деятельности и стимулирования к дальнейшему сотрудничеству. Обычно имеет место на итоговых собраниях. Это могут быть грамоты вместе с символическими подарками, сладостями.

Фотогалерея: игровые моменты на собраниях

Нетрадиционные формы родительских собраний

  1. «Конференция». Примерно за 2 недели до мероприятия воспитатель даёт родителям задание — поразмышлять над рядом вопросов. Например, с какого возраста нужно прибегать к помощи логопеда, как корректировать речь ребёнка в домашних условиях и т. п. Непосредственно на собрании мамы и папы высказывают свою точку зрения, приводят факты, примеры из жизни. Воспитатель же координирует обсуждение, направляет его с помощью вопросов.
  2. «Аукцион». Это импровизированная «продажа» полезных советов, например, на тему того, как приучить ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию, как развивать у него математические способности. Собрание проходит в форме игры, где за каждую ценную рекомендацию выдаются фишки. Советы, которые набрали максимальное число фишек, затем оказываются на стенде «Копилка семейного опыта».
  3. «Душевный разговор». В таком необычном собрании задействуются те родители, чьи дети имеют какую-то общую проблему (например, излишне застенчивые, испытывающие трудности в общении с одногруппниками или же, наоборот, агрессивные). Этот вопрос всесторонне обсуждается, рекомендуется пригласить специалиста (в приведённых примерах — психолога).
  4. Тренинги. Родители при помощи воспитателя (или детского психолога) оценивают разные способы воздействия на малыша. Например, подбирают наиболее подходящие формы обращения, смягчают грубоватые выражения. Например, вместо того чтобы заявить сыну или дочери «Почему ты снова не прибрал свои игрушки?» лучше сказать «Я уверен, что эти игрушки послушаются своего хозяина и отправятся на своё место». Такие мероприятия дают родителям возможность лучше понять своего ребёнка, убедиться, почему недопустимо говорить: «Мне за тебя стыдно!» или «Мне всё равно, что ты хочешь!».

В ходе психолого-педагогического тренинга родители оценивают разные способы воздействия на ребёнка

Образец протокола родительского собрания

Тематика родительских собраний в средней группе

Приведём перечень тем, по которым можно провести родительское собрание в средней группе:

  • «Возрастные особенности ребёнка пятого года жизни».
  • «Каким должен быть компетентный родитель».
  • «Счастливый ребёнок бывает лишь в счастливой семье».
  • «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
  • «Роль режима дня в жизни дошкольника».
  • «Здоровый образ жизни зарождается в семье» (к собранию можно привлечь медсестру ДОУ).
  • «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у малышей пятого года жизни».
  • «Движение — Жизнь».
  • «Успехи нашей группы».
  • «Осторожность на дороге».
  • «Как помочь ребёнку в освоении математических знаний».
  • «Воспитываем маленького патриота».
  • «Знакомим детей с природой родного края».

Темы родительских собраний, которые можно провести в нетрадиционной форме:

  • «Мужское плечо»: собрание отцов (круглый стол).
  • «Дорога к здоровью, силе и бодрости» (мастер-класс).
  • «Пока не поздно»: воспитание у воспитанников средней группы любви к природе (тренинг, семинар-практикум).

Таблица: пример конспекта родительского собрания в средней группе

  1. Вступление (на фоне звучит лирическая музыка).
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример тому.
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит,
    Что с лихвой получит
    От них все то, чему их учит!
    В.: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего родительского клуба. И наша встреча посвящена семье. Думаю, все мы согласимся с названием «Счастливый ребёнок — в счастливой семье!». Мы с вами тоже большая и дружная семья. Чтобы наша встреча прошла в атмосфере дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, предлагаю немного поиграть.
  2. Психологическое упражнение «Связующая нить» (с клубком, представление себя и своей семьи). Родители, распутывая клубок, вкратце рассказывают о своей семье, привычках и традициях.
  3. «Ценности современной семьи для личности ребёнка» (выступление воспитателя).
    Многие философы считают, что появление ребёнка в семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей, как личностей.В процессе воспитания у родителей проходит процесс внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и самосовершенствуемся.
    Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья теряет свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но между ними уже утрачивается связь, которая выполняет воспитательную функцию.
    Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы в теперешней семье: недостаток общения, психологические травмы отдельных членов семьи, а также особенности их поведения, отсутствие знаний о динамике развития семейных отношений, социально-экономические факторы, которые негативно влияют на формирование и становление семьи в целом, некорректные подходы к воспитанию детей.
    Под влиянием негативных факторов происходит внутреннее разрушение социальных связей в семье. Взаимосвязь между взглядами на жизнь и отношениями членов семьи влияет на формирование представлений о современной семье.
    Воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой и психоэмоциональной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае социально-психологическая или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации.
    Каждому осознанному родителю необходимо проанализировать свой стиль воспитания, найти его слабые стороны, при необходимости восстановить диалог с ребёнком, сформировать доверчивые и правдивые отношения.
    Кроме похвалы в воспитании должно присутствовать и наказание. Но пользуясь им, нужно соблюдать определённые правила. Наказывая ребёнка, не наносите вред его здоровью — ни физическому, ни психическому. Ещё несформировавшуюся личность легко ранить. Нельзя также наказывать для профилактики. Из-за таких поступков может появиться недоверие. Ребёнок должен знать, что его могут наказать только справедливо. Тогда не будет и панического страха перед гневом родителей.
    Если недостаточно проявляется любовь, то ребёнок может начать искать наказание, как единственную возможность получить, хоть какие-то тёплые чувства. Заставлять работать, тем самым наказывая детей, вы формируете отвращение к труду. А если вы это делаете очень часто, тогда для ребёнка невыносимой становиться сама жизнь.
    Психическое состояние ребёнка легко ранимо при болезнях и плохом самочувствии, при физических и душевных травмах. Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Лучше переждите. Процесс игры или работы нельзя прерывать воспитательными моментами.
    Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь если не скажете вы, как правильно сделать, то расскажет улица…
  4. «Секреты семейного счастья» (выступления родителей).
  5. Подведение итогов анкетирования « Взаимоотношения в семье» (Психолог).
    Цель: Изучить уровень образования родителей в их отношении к развитию ребёнка.
    Задачи:
    • Выявить «проблемных» родителей, которым нужно оказать помощь в воспитании ребёнка в семье.
    • Искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
    • Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку. Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.
      Анкета для родителей «Определение взаимоотношений в семье».
      Здравствуйте, уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для родителей. Ответы могут быть разными, постарайтесь ответить честно, выразить свою точку зрения, чтобы определить взаимоотношения в семье. Спасибо!
      Считаете ли Вы, что в Вашей семье существует взаимопонимание с детьми?___________________
      Говорят ли с Вами дети по душам, советуются по личным делам?____________________________
      Знаете ли Вы друзей ваших детей?______________________________________________________
      Участвуют ли Ваши дети в решении хозяйственных дел?____________________________________
      Есть ли у Вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?_______________________________
      Участвуете ли Вы с детьми в походах, прогулках?_________________________________________
      Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? _________________________________________
      Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?_________________________________
      Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи____________________________
      Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?_____________________________________________________________
      Кто, как Вы считаете, ответственен за воспитание ребёнка? ________________________________
      Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих встреч?______________________________
  6. Творческая мастерская: изготовление родителями «Ласковых ромашек». Родители красочно оформляют «ромашки»: в середине — фотография ребёнка, на лепестках написаны семейные прозвища или ласковые производные имени ребёнка. Божья коровка сидит на том лепестке, где написана та форма имени, которая больше всего нравится ребёнку. В дальнейшем эти ромашки будут размещены в семейном уголке.
  7. Памятки родителям «Советы на каждый день», «Благоприятная семейная атмосфера».
  8. Рефлексия «Чаша».
    В.: Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша — душа ребёнка. У каждого из вас есть бумага, вырежьте сердечки и напишите на них черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (Родители кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребёнка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.
  9. Подведение итогов.
    В.: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Как провести открытое занятие для родителей в средней группе

Необычная и эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении — это их приглашение на открытые занятия. Таким образом мамы и папы могут своими глазами увидеть, как их малыши получают знания. В средней группе уже можно практиковать такие мероприятия, поскольку ребята стали более взрослыми, самостоятельными, и присутствие папы и мамы на занятии не вызовет у них слёз (как это бывает в более раннем возрасте).

В среднем дошкольном возрасте уже можно устраивать открытые просмотры для родителей

За несколько дней до открытого просмотра педагог сообщает родителям тему занятия, его программные задачи, предлагает обратить внимание на то, какие приёмы будут использоваться, как будет стимулироваться интерес дошкольников. Очень важный момент — заранее предупредить мам и пап, чтобы они не отвлекали ребят, не делали им замечаний, не задавали вопросов. Также важно заранее продумать, как разместить гостей в группе: если им предоставлена просто роль сторонних наблюдателей, то сидеть родители должны позади детей. В некоторых случаях воспитатель включает родителей в образовательный процесс: они отвечают на вопросы, вызывающие затруднение у малышей, помогают им изготовить поделку. При выполнении продуктивной деятельности мама или папа сидит рядом со своим ребёнком.

В ходе продуктивной деятельности каждая мама помогает своему ребёнку

Открытый просмотр с участием мам и пап отличается от обычного открытого занятия тем, что педагог даёт гостям разъяснения в начале и в конце мероприятия. Это вступительная беседа и заключение в доступной для родителей форме: в начале мероприятия воспитатель рассказывает, чем ребята будут заниматься, а в конце подводит итоги, оценивает детские старания, проявление их активности, самостоятельности. Если какие-то дети испытывали трудности, то объясняются их причины (например, у ребёнка ещё недостаточно развита диалогическая речь или у него не совсем получается работать с ножницами).

В финале мероприятия нужно предоставить слово гостям, чтобы они поделились своими впечатлениями, отметили положительные стороны, возможно, выделили недостатки. Воспитатель же, в свою очередь, даёт ценные советы и рекомендации: какие увиденные педагогические приёмы можно использовать дома.

Очень важно донести до родителей, что домашние занятия с малышом (рисование, создание поделок, физические упражнения) бесценны для его развития и достижения максимальных результатов.

Смотрите еще:

  • Нарушение режима зоны таможенного контроля пример Нарушение режима зоны таможенного контроля пример КАк сообщает Си-Ньюс за 2012 год контейнерооборот Новороссийского порта составил немногим более 650 тыс. TEU, что на 2,5% больше итогов за 2011 год. Наиболее успешным для ведущих линий Новороссийска стал второй квартал […]
  • Полученная счет фактура на аванс Какой общий порядок учета НДС с авансов полученных? НДС с авансов полученных рассчитывает продавец в ситуации, когда дата платежа за товар (услугу) опережает дату его реализации. Однако иногда НК РФ позволяет НДС с аванса полученного не уплачивать. На нашем форуме […]
  • Материальная помощь в 1 с 82 Образец рапорта о выплате материальной помощи военнослужащему (скачать) Командиру войсковой части 00000 В соответствии с п. 84 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны РФ от 30 […]
  • Юридическая помощь правительства москвы Юридическая помощь правительства москвы Список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в городе Москве в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи города Москвы в […]
  • Ст45 ч1 коап "Шпионская техника" (СТС НПИ) и ответственность А вот ещё в тему. Остерегайтесь, ребяты, приобретать в Кетае кетайские же всякие "шпиёнские" гаджеты. Вчера 15.10.2012 г. был в следственном комитете, шьют дело по ст.138 ч.1 УК РФ, за приобритение ручки с камерой. […]
  • Заполнить декларацию 3 ндфл онлайн бесплатно на сайте налоговой Заполнить 3-НДФЛ Подавать декларацию 3-НДФЛ за 2017 год нужно в 2018 году. В декларацию 3-НДФЛ за 2017 год внесены некоторые изменения, относительно формы 2016 года. Количество листов дополнилось новым приложением, некоторые из листов декларации изменились, кроме того […]
  • У киркорова родился ребенок Когда родились дети Киркорова? какой у них сейчас возраст? Когда родились Алла-Виктория и Мартин Кристо Киркоровы? какой у них сейчас возраст? Дочь — Алла-Виктория родилась 26 ноября 2011. О её рождении в 20.00 в телеэфире объявлено в программе «Что? Где? Когда?». В […]
  • Лучший адвокат по уголовным делам новосибирск Многие люди зачастую просто не задумываются о том, что им может понадобиться адвокат в каких-то жизненных ситуациях. Конечно, лучший исход любой неприятности — когда не приходится обращаться к помощи профессиональных юристов. Однако если в этом возникла […]