Конституционные права свободы и обязанности граждан кратко

Основные права, свободы и обязанности граждан (стр. 1 из 7)

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55). «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства .

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

· конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

· судебная защита (суды общей юрисдикции);

· административные действия органов исполнительной власти,

· законная самозащита человеком своих прав,

Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека и гражданина .Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

факультет заочного обучения

Тюменского юридического института

по: Конституционному праву

тема: Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс.

Служебный адрес: 6629850

ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

Зачетная книжка № 1578.

г. Тобольск 2000 год.

1. Конституционо-правовой статус человека и гражданина

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

а) Социально-экономические права и свободы.

б) Иные права и свободы.

4 Конституционные обязанности граждан РФ

5 Соблюдение прав человека РФ

6. Список использованной литературы.

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода), касается, прежде всего, некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав (?).

Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка — права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье — социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т.н.абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление — его не содержала ни одна из конституций советского периода.

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как пр., в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г.. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23). Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегоднешнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так. Совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ва и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вах существует целый ряд ограничений С.п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения госбезопасности и сохранения гос. тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.

3.Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»

Портал Рефератов

Рекомендуем

Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студентка 4 курса заочного отделения

Киященко Наталия Николаевна

Проверила: научный руководитель

1. Система конституционных прав и свобод гражданина РФ

2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

3. Конституционные обязанности человека и гражданина РФ

Список использованной литературы

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве.

К причинам закрепления их в Конституции принято относить:

1. значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2. изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3. верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4. принадлежность основных прав и свобод каждому гражданину;

5. всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6. основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7. они действуют на всей территории государства.

Юридические права и свободы — очень близкие и по существу тождественные понятия. Будучи закреплены в Конституции, они означают меру возможного поведения т.е. определяют границу. Рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Соответственно юридические обязанности — это мера должного поведения. Будучи закреплены в Конституции, они определяют вид и меру общественно необходимого поведения граждан, предъявляют обязательные требования к поведению, действиям личности.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права.

1. Система конституционных прав и свобод гражданина РФ

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:

I. личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:

§ право на свободу и личную неприкосновенность,

§ право на неприкосновенность жилища,

§ право на неприкосновенность частной жизни,

§ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

§ право на определения национальности,

§ право на пользование родным языком,

§ право на свободу передвижения и места жительства,

§ право на свободу совести

Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:

1.1. они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

1.2. они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нарушать права и свободы других;

1.3. особо значимы и наиболее уязвимы в их числе права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Право на неприкосновенность личности означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных ФЗ, и на основании судебного решения. Закон разрешает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение и.д.)

2) при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, получения сведений о преступлении и подозреваемых в его свершении лицах при проведении оперативно — розыскной работе, в рамках административного права, исполнения приговоров и др. судебных решений).

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый также имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.

Право на определение национальности означает, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Русский язык признан государственным на всей территории РФ. Конституция гарантирует всем ее народам как право на пользование родным языком, на создание условий для его изучения и развития, так и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права каждому, кто законно находится на территории РФ, предоставляется свобода передвижения и места жительства.

Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

II. политические права. Связаны с обладанием гражданства государства и в отличии от личных прав, адресованных в Конституции «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Гражданин может участвовать в политической жизни общества по достижению им возраста 18 лет.

Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни, все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней является: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики.

К важным средствам проявления активности граждан относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т.д.

III. социально-экономические права. Образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и др. социально значимых потребностей и интересов личности.

В ст.7 Конституции РФ закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним относятся: собственность (ст.35); право на землю (ст.36); свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст.37); охрана семьи (ст.38); право социального обеспечения (ст.39); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на благоприятную окружающую среду (ст.41); право на образование (ст.43); свобода научного, технического, литературного, художественного и др. видов творчества, преподавания (ч.1,2 ст.44); право на пользование учреждениями культуры (ч.3 ст.44).

2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

Ч. 1 ст. 17 закрепляет гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; ч. 2 ст. 19 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина безо всякой дискриминации; ст.28 гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания; ст.29 гарантируется свобода слова и мысли (ч.1); свобода массовой информации (ч.5); ч.4 ст.35 гарантирует право наследования; ч.5 ст.37 работающим по трудовому контракту гарантируется установленная ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; ч.1 ст.39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных муниципальных государственных учреждениях и на предприятиях гарантируется ч.2 ст.43; ч.1 ст.44 гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; ч.1 ст.45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; ч.1 ст.48 гарантирует право на получение квалификационной юридической помощи; ч.2 ст.61 российским гражданам, находящимся за границей, гарантируется покровительство и защита со стороны России. Свобода труда при его оплате не ниже установленного ФЗ минимального размера и защита граждан от безработицы гарантируется ст.37; ч.2 ст.8 гарантирует право частной собственности (включая землю, ч.1 ст.36); ст.41 гарантирует охрану здоровья и медицинскую помощь. Помимо личных прав и свобод, государство гарантирует и политические права и свободы граждан, изложенных в ст.32 Конституции РФ. Например: ст.13, 30 гарантирует свободу общественных объединений; ч.2 ст.46, 52 гарантирует защиту прав граждан от произвола властных структур и должностных лиц и т.п.

Следовательно, осуществление конституционных прав и свобод не просто провозглашается, но и гарантируется Конституцией и законодательством РФ. Для каждого конституционного права человека и гражданина предусматривается некий отправной уровень, стандарт, понижение которого государством не должно допускаться.

3. Конституционные обязанности человека и гражданина РФ

Права и обязанности невозможны друг без друга. Конституционные обязанности человека и гражданина направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит конституционное положение ч.1 ст.59 о том, что защита Отечества является сначала долгом, а потом обязанностью гражданина РФ. Такая последовательность подчеркивает первичность появления моральных норм по отношению к юридическим, а так же может расцениваться как первичность личностной мотивации должного поведения по отношению к гражданской.

Конституционные обязанности, будучи закрепленными, в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

К Конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

§ Соблюдение Конституции РФ

§ Уважение прав и свобод других лиц

§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании

§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях

§ Обязанность родителей или их заменяющих (опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми образования данного уровня

§ Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

§ Платить законно установленные налоги и сборы

§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

Решите задачу со ссылкой на статьи закона: Павлова обратилась в суд с иском о взыскании алиментов с бывшего супруга. Она осуществляет уход за их пятнадцатилетним сыном-инвалидом, постоянного заработка не имеет. Бывший супруг отказался признать иск, поскольку брак расторгнут одиннадцать лет назад, а травму, ставшую причиной инвалидности, сын получил восемь лет назад по недосмотру матери.

Даже при регламентировании алиментных обязательств супругов и бывших супругов Семейный кодекс не забывает о несовершеннолетних детях. При определенных условиях жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы, имеют право на получение алиментов на его содержание (ст. 89 СК). То же самое можно сказать о праве бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака, поскольку и бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка, как правило, нуждается в материальной поддержке со стороны бывшего супруга (ст. 90 СК).

Что же касается бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы, то пункт 1 ст. 90 СК предоставляет право взыскания алиментов на его содержание только при условии нуждаемости.

Настоящие правила включают в себя сложный комплекс отношений в семье и между супругами. Нуждающийся супруг должен получить поддержку и после расторжения брака.

Согласно СК РФ, бывший супруг вправе при определенных обстоятельствах требовать взыскания алиментов в судебном порядке с другого бывшего супруга. Ограничение права бывшего супруга требовать предоставления содержания после расторжения брака связано с тем, что супруги после развода становятся посторонними друг другу лицами, и семейные связи между ними прекращаются.

Такое право на взыскание алиментов в судебном порядке признается за бывшей женой в период беременности и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка. Бывшая жена сохраняет право на алименты только в том случае, если беременность возникла до момента расторжения брака. Женщина, состоящая в фактическом браке, не имеет такого права.

Особо оговаривается право на алименты того из супругов, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, оно сохраняется только в случае, если ребенок был рожден до расторжения брака или в течение 300 дней с момента расторжения брака. Нетрудоспособность ребенка может возникнуть как до расторжения брака, так и после его расторжения.

Нетрудоспособный нуждающийся супруг по общему правилу имеет право на получение содержания от бывшего супруга, только если его нетрудоспособность возникла в течение одного года после расторжения брака. Однако суд может признать право на алименты за супругом, ставшим нетрудоспособным в течение пяти лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Данное исключение предусмотрено для случаев, когда один из супругов в течение брака не имел самостоятельного дохода в связи с тем, что по обоюдному согласию супругов занимался уходом за детьми или ведением домашнего хозяйства и в связи с этим не приобрел право на трудовую пенсию. Если после расторжения брака до достижения им пенсионного

Требовать алименты от другого супруга может также супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Группа инвалидности ребенку, не достигшему 16 лет, не определяется. Право на алименты не зависит от того, является ли супруг, требующий алименты, нетрудоспособным. Поскольку инвалиды I группы нуждаются в постоянном постороннем уходе, супруг, ухаживающий за ребенком-инвалидом, как правило, вынужден или не работать совсем, или работать неполное время, что существенно отражается на его возможности получения дохода. Неблагоприятные материальные последствия необходимости ухода за ребенком-инвалидом должны в равной мере нести оба супруга, в связи с чем супруг, осуществляющий такой уход, имеет право на взыскание со второго супруга средств на свое содержание. Нуждаемость супруга, претендующего на алименты, определяется в общем порядке.

Статья 90. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака

Настоящие правила включают в себя сложный комплекс отношений в семье и между супругами. Нуждающийся супруг должен получить поддержку и после расторжения брака.

Согласно СК РФ, бывший супруг вправе при определенных обстоятельствах требовать взыскания алиментов в судебном порядке с другого бывшего супруга. Ограничение права бывшего супруга требовать предоставления содержания после расторжения брака связано с тем, что супруги после развода становятся посторонними друг другу лицами, и семейные связи между ними прекращаются.

Такое право на взыскание алиментов в судебном порядке признается за бывшей женой в период беременности и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка. Бывшая жена сохраняет право на алименты только в том случае, если беременность возникла до момента расторжения брака. Женщина, состоящая в фактическом браке, не имеет такого права.

Особо оговаривается право на алименты того из супругов, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, оно сохраняется только в случае, если ребенок был рожден до расторжения брака или в течение 300 дней с момента расторжения брака. Нетрудоспособность ребенка может возникнуть как до расторжения брака, так и после его расторжения.

Нетрудоспособный нуждающийся супруг по общему правилу имеет право на получение содержания от бывшего супруга, только если его нетрудоспособность возникла в течение одного года после расторжения брака. Однако суд может признать право на алименты за супругом, ставшим нетрудоспособным в течение пяти лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Данное исключение предусмотрено для случаев, когда один из супругов в течение брака не имел самостоятельного дохода в связи с тем, что по обоюдному согласию супругов занимался уходом за детьми или ведением домашнего хозяйства и в связи с этим не приобрел право на трудовую пенсию. Если после расторжения брака до достижения им пенсионного возраста остается менее пяти лет, он, как правило, не успевает приобрести права на такую пенсию.

Кто вправе требовать признание брака недействительным?

СК РФ (ст.27) Признание брака недействительным:

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 14 и 12 и пунктом 3 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признается недействительным со дня его заключения (ст. 10 настоящего СК).

Согласно ст.28 СК РФ Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным

1. Требовать признания брака недействительным вправе:

§ несовершеннолетний супруг, его родители, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижении этим лицом брачного возраста ( ст.13 СК РФ). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати дет требовать признание брака недействительным вправе только этот супруг;

§ супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в Сулу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;

§ супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, др. лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушениями требований ст 14 СК, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

§ прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;

§ супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 ст.15 СК.

2. При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.

Конституционные права, свободы и обязанности, прежде всего, опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и, возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения — с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Список использованной литературы

1. Конституционное право: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 1998. — 544 с.

2. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. — Ростов н/Д; Феникс, 2007. — 445, [1] с. (Высшее образование).

3. Смоленский М.Б., Мархгейм М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 448 с.

Смотрите еще:

  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Комментарий к статье 116 тк рф Комментарии к СТ 117 ТК РФ Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам […]
  • Закон 2014 года о двойном гражданстве Закон о двойном гражданстве Уважаемые граждане Российской Федерации! 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и […]
  • Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе Соглашение по охране труда к коллективному договору в школе СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 200 _ г. _______________________________________________ (наименование предприятия, учреждения и организации) Содержа-ние мероприя-тий (работ) Стои-мость работ в тыс. руб Срок […]
  • Орудие и знак в развитии ребенка краткое содержание Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского 1.1 Краткая биография Л.С. Выготского 1.2 Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Глава 2. Роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для […]
  • Мировой суд кировского района екатеринбурга сайт Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Екатеринбурга Мировые судьи Верх-Исетского района Екатеринбурга Судебный участок № 1 мирового судьи Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Адрес: 620109, ул.Красноуральская,25-а Телефон: 8(343) 242-07-48 Официальный сайт: […]
  • Государственно-властные полномочия органов местного самоуправления Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления (стр. 1 из 8) Контрольная работа по дисциплине Правоведение Выполнила Урубжурова Эрвина Сергеевна студентка 2 курса Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический […]