Конституционное право лазарев

Конституционное право лазарев

[40] Российская юстиция, 1995, №4. С. 49.

Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристъ, 1999. С. 130.

[42] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. С. 98.

[43] Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 2000. С. 517.

[44] Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 48.

[45] Сенере С. Права человека и право народов: два раздельных мира? // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 2. С.98.

[46] Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 49.

[47] Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. С. 123 — 124

[48] Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990. С. 6.

[49] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 216.

[50] Квашис В. Католическая церковь за отмену смертной казни // Российская юстиция, 2000, № 5. С. 10.

[51] Российская газета от 10 февраля 1999 г.

[52] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст.1227.

[53] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., № 33, ст. 1915; Российская газета от 5, 18 января 2000 г.

[54] Российская газета от 18 августа 1996 г.; от 30 июня 1999 г.

[55] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 221.

[56] Российская газета от 1 октября 1997 г.; от 30 марта 2000 г.

[57] Российская газета от 2 февраля 1992 г.; от 9 августа 2001 г.

[58] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 97.

[59] Цит. по: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2000. С. 53.

[60] Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2000. С. 53.

[61] Российская газета от 19 октября 1995 г.

[62] Российская газета от 3 августа 1995 г.; от 9 ноября 2000 г.

[63] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., № 11, ст. 192.

[64] Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117; Российская газета от 26 декабря 1995 г.

[65] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) // Российская газета от 25 мая 1995 г.; от 24 июля 1998 г.

[66] Сухарев И., Резник Г. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция, 1998, № 12. С. 35.

[67] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Бек, 1998. С. 346.

[68] Российская газета от 14 июля 2001 г.

[69] Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М.: Форум-Инфра-М, 1998. С. 61.

[70] Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета от 20 января 1996 г.

[71] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Бек, 1998. С. 347.

[72] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 233.

[73] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 159.

[74] См.: Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997, № 3. С. .

[75] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII. С. 36.

[76] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 234.

[77] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета от 28 декабря 2001 г.

[78] Российская газета от 31 декабря 2001 г.

[79] Российская газета от 5 декабря 1995 г.

[80] Российская газета от 12 января 2002 г.

[81] Российская газета от 23 января 1996 г.; от 28 декабря 2000 г.

[82] Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996. С. V.

[83] Российская газета от 23 июля 1994 г.; от 10 февраля 2001 г.

[84] Российская газета от 15 февраля 1996 г.

[85] Шейнин Х. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 1996, № 8. С. 28.

[86] Российская газета от 10 декабря 1998 г.

[87] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, № 3; Российская газета от 1 июня 2000 г.

[88] Российская газета от 18 декабря 1996 г.; от 31 июля 2001 г.

[89] Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юридическая литература, 1991. С. 94.

[90] Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 58.

[91] См.: О некоторых рекомендациях органов ООН по правам человека в области отправления правосудия // Адвокат, 2001, № 10.

[92] См.: О некоторых рекомендациях органов ООН по правам человека в области отправления правосудия // Адвокат, 2001, № 10.

[93] Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998. С.112.

[94] Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М.: ЦИНО общества Знание» России, 1996. С.53.

[95] Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар: «Советская Кубань», 1998. С. 282.

[96] Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989. С. 4.

[97] Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.

[98] См.: Поворова Е. Как действует Европейский Суд по правам человека? // Российская газета от 18 декабря 1999 г.

[99] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996. С.18-19.

[100] Российская газета от 22 декабря 2001 г.

[101] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 265.

[102] Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 1988. С. 6.

[103] Тункин Г.И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права, 1992. СПб, 1994. С. 18.

[104] Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990. С. 6.

Публичное и частное право

Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств — Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права

Система публичного и частного права. Она обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Система права

Безусловно, что абсолютной публичноправовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление — определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства — административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права — процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора — нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений — конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное право

Административное право — отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи — защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право. Гражданско-процессуальное право

Экологическое право — относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право

Международное публичное право — не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право

Гражданское право — ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право — многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Семейное право

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовое право

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Земельное право

Земельное право — это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное право

Международное частное право — совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право — это, таким образом, специфическая отрасль национального права.

Конституционное право зарубежных стран

Московский областной институт управления и права

Учебное пособие по курсу

«Конституционное право зарубежных стран».

1.Методические рекомендации по пользованию учебным пособием…. 4

2. Наименование тем, учебные вопросы и тесты к темам……………………..8

Тема 1. Конституционное право зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина……………………………………………………………. 8

Тема 2. Конституции зарубежных стран……………………………………. 12

Тема 3. Основы правового статуса личности в зарубежных странах……….16

Тема 4. Конституционные принципы экономической, социальной,

политической систем и духовной жизни общества в зарубежных странах…21

Тема 5. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений в зарубежных странах………. 24

Тема 6. Основы организации государственной власти в зарубежных странах…………………………………………………………………………. 27

Тема 7. Формы правления в зарубежных странах……………………………30

Тема 8. Формы территориально-политического устройства зарубежных государств……………………………………………………………………….33

Тема 9. Государственный режим в зарубежных странах……………………38

Тема 10. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива………………………. 41

Тема 11. Законодательная власть и её органы в зарубежных странах……. 45

Тема 12. Исполнительная власть и её органы в зарубежных странах………50

Тема 13. Судебная власть и её органы в зарубежных странах………………54

Тема 14. Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления и управления…………………………………………………57

Тема 15. Основы конституционного права США……………………………60

Тема 16. Основы конституционного права Великобритании……………….64

Тема 17. Основы конституционного права Франции………………………..67

Тема 18. Основы конституционного права Германии……………………….70

Тема 19. Основы конституционного права Украины………………………73

Тема 20. Основы конституционного права Китая………………………….75

Тема 21. Основы конституционного права Японии………………………..78

Тема 22. Основы конституционного права Индии…………………………80

Тема 23. Основы конституционного права Египта………………………. 83

Тема 24. Основы конституционного права Бразилии……………………. 85

3. Тесты для предэкзаменационной проверки………………………………88

4. Ключ к ответам по вопросам и задачам по темам………………………..98

5. Ключ для предэкзаменационной проверки………………………………101

1.Методические рекомендации по пользованию учебным пособием.

Проблема изучения зарубежных государств всегда находилась в центре внимания юридической науки.

Теоретическая и практическая значимость подлинно научного анализа политических систем и конституционного права зарубежных стран приобрела особую важность в современное время, поскольку знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно — правового регулирования в России и др. странах с учётом их конкретных условий.

В курсе конституционного права зарубежных стран изучаются государственно-правовые системы зарубежных стран. Главная цель изучения курса состоит в углублении теоретических знаний о различных видах форм правления и национально- государственного устройства зарубежных стран, о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, политической и социальной систем общества, избирательном праве и избирательных системах, о высших и местных органов государственной власти, о различных видах органов местного самоуправления, их компетенции и правоотношениях.

Изучение конституционного права зарубежных стран в высших юридических учебных заведениях является обязательным и предусмотрено Государственным образовательным стандартом.

В данном пособии широко использованы конституционное и внутригосударственное законодательство, анализируются теоретические взгляды и концепции зарубежных конституционалистов и политиков. Большое место в пособии отводится рассмотрению современных аспектов, тенденций развития стран, новелл в законодательстве и практике применения права в изучаемых государствах.

При составлении вопросов и тестов по каждой теме учитывались и современные апробированные историей конституционализма подходы, система общенаучных и частнонаучных методов, приёмов и способов исследования накопленного учебного и научного материала. Основной упор делается при этом на метод компаративистики (сравнительного правоведения), который как показывает практика, является наиболее эффективным наряду с диалектическим, историческим, формально-юридическим, системным, структурно- функциональным, государственно — правового моделирования и др. методами.

Данный метод открывает широкие возможности в плане всестороннего аналитического исследования отдельных национальных государственно-правовых систем и установления общих черт зарубежной государственности, а в целом и всего курса конституционного права зарубежных стран.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями учебной программы по данному предмету и включает в себя 24 темы курса, которые разработаны на основе как отечественной, так и зарубежной научной и учебной литературы.

Тесты составлены в соответствии с очерёдностью изучаемых тем программы.

Пособие может быть использовано студентами всех форм обучения: дневного, вечернего, заочного, а также обучающимися экстерном или самостоятельной программе. Его можно применять как на аудиторных занятиях, так и для выполнения домашних заданий. Тесты действуют в комплексе с лекциями, семинарскими занятиями и др. формами обучения. Одна из главных задач данного пособия — научить студента правильно пользоваться материалами учебника, научной и учебной литературы, давать краткие и логические ответы на предложенные в задачах вопросы, выбирать наиболее приемлемые модели поведения, уметь правильно применять соответствующие нормы права, искать правильные варианты решения задачи.

Решая конкретную задачу, студент должен, прежде всего, внимательно прочитать её условия. Затем необходимо дать краткий ответ, выбрав правильный, отметив его буквой. Есть случаи, когда для ответа можно использовать не один, а несколько вариантов. В этом случае следует указать в ответе все буквы, включающие, по мнению студента, несколько правильных положений. При выборе конкретного варианта особенно в случае устного решения задачи, студент должен его всесторонне аргументировать и уметь отстоять правильность своего ответа в дискуссии с преподавателем.

Если работа выполняется в качестве домашней тренировки, обучающемуся необходимо уяснить, почему он выбрал для ответа тот или иной вариант. При работе в аудитории студенты нередко предлагают разные варианты, по их мнениям, правильных ответов, что иногда вызывает дискуссию. В этом случае важно направить ход обсуждения в нужное русло. Целесообразно предложить сторонникам разных точек зрения обосновать свою позицию. Для этого можно пригласить их к доске.

Данный сборник тестов представляет собой начальный курс обучения и рассчитан, прежде всего, на студентов младших курсов. Для старших курсов преподаватель может усложнить задачи, ввести в них дополнительные данные, потребовать от студентов более аргументированных ответов, точных ссылок на источники: соответствующие зарубежные конституции, иные нормативные акты, а иногда даже на статьи конституций.

Многие названия, содержащиеся в пособии (стран, партий, должностей и др.), имена лиц вымышлены. То же самое можно сказать и о ситуациях: использование подлинных данных не всегда уместно. Суть не в названиях, а в моделях определённых конституционно-правовых отношений, которые изучают студенты, умении урегулировать правовыми средствами те или иные проблемы, разрешить конфликты. Этому и обучаются студенты, рассматривая стандартные ситуации.

В пособии указываются темы. Основные вопросы к ним и тесты. После каждой темы и вопросов даётся список только самой необходимой литературы и источников. Кроме этого более широкий список учебной, научной литературы и нормативно — правовых актов студенты должны внимательно изучить по рекомендации преподавателя, выдаваемой в процессе и после лекционных занятий и во время самостоятельной работы. В конце учебного пособия даётся список литературы для более углублённого изучения всего курса «Конституционное право зарубежных стран»

В пособии имеется 50 «сквозных» тестов, предназначенных для самоконтроля студентов при предэкзаменационной подготовке. Эти тесты имеют комплексный характер и включают вопросы, относящиеся к нескольким темам. Пособие завершается «ключом» — указанием правильных ответов ко всем темам.

В структурном отношении пособие представлено введением с методическими рекомендациями, списком тем по общей и особенной части, тестами по предэкзаменационной проверке, ключом к ответам на вопросы по темам и ключом к предэкзаменационной проверке.

2. Наименование тем, учебные вопросы и тесты к темам.

Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина.

Содержание понятия «конституционное право зарубежных стран».

Нормы конституционного права и конституционно-правовые институты.

Субъекты конституционно-правовых отношений и природа конституционно-правовых отношений.

Основные направления и школы о науке конституционного права в зарубежных странах.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

Автономов А.С., Савицкий В.А., Черкасов В.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С.Автономова. — М.: Юриспруденция, 2008.

Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2008.

Арбузкин A.M. Опыт разработки конституционно-правовой типологии государств // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2000. — № 4 (33).

Арнольд Р. Европейское конституционное право: некоторые размышления о концепции, возникшей во второй половине двадцатого века //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2001.-№4(37).

Блок М. Апология истории. — М.: Наука, 1973.

Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. — 1994. — № 7.

Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция) // Вести Моск. ун-та: Сер. 11: Право.—1995. — № 1.

Богданова Н.А. Система науки конституционного права. — М.: Юристь, 2001.

Бойцова В.В., Бойцова А.В., Кутафин О. Е. Предмет конституционного права // Государство и право. — 2003. — № 1.

Дмитриев Ю А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. — 2002. — № 7.

Егоров С.А. Современная наука конституционного права США. — М.: Наука, 1987.

Егоров С.А. Конституционализм в США: Политико-правовые аспекты. — М.: Наука, 1993.

Енгибаряи Р.В, Тадевосян Э.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права // Государство и право. — 2001. — № 1.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2006.

Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. — М.: Юристь, 2002.

Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. — 2003. — № 8.

Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 1996.

Институты конституционного права иностранных государств. — М.: Городец, 2002.

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: Инфра-М. — Норма, 2007

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — Т. 1—2. — 3-е изд. — М: Бек, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. — Т. 3. — М.: Бек, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. — М.: Норма, 2007

Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристь, 2006.

Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2001.

Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. — М.: Инфра-М, 2000.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — 10-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

Мишин А.Л., Власихин В.А. Двести лет конституционализма США (на английском языке).— М.: Прогресс, 1987.

Сравнительное конституционное право: Учебное пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. — М.: Межд. отношения, 2002.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Норма, 2006.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. — М.: ИГП РАН, 1993.

Чиркни В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

Шихата И. Правовая реформа. — М.: Белые Альвы, 1998.

1. Объект регулирования конституционного права в различных зарубежных странах: А — отношения граждан и юридических лиц; Б — основные органы государства и отношении главы государства, парламента, правительства; В — борьба с коррупцией в органах государства и с коррупцией должностных лип; Г — властеотношения: Д — устройство государства; Е — основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности.

2. В регулировании конституционно-правовых отношений в зарубежных странах преобладают методы: А — императивные: В — диспозитиьные: В — субординации: Г — координации; Д — согласительные процедуры.

3. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются: А — кодексы законов по различным вопросим; Б — своды законов; В — материальные условия жизни общества; Г — нормативные акты, относящиеся к предмету конституционного нрава: Д — конституции; Е — Коран и сунна: Ж — конституционные обычаи.

Тема 2. Конституции зарубежных стран.

Понятие и значение конституции в различных зарубежных странах.

Сущность, содержание и роль конституции в обществе и государстве в зарубежных странах.

Разработка, принятие и изменение конституции.

Классификация конституций зарубежных стран по содержанию и форме.

Институт конституционного контроля.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Авраменко С.Л. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации (право и современность) // Государство и право. — 2001. — № 7.

Австралийская Республика: Конституция и законодательные акты. М.: Программ, 1985.

Баглай М.В., Туманов В А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Бек, 2005.

Баренбойм П.Д. Первая конституция мира: Библейские корни независимости суда. — М.: Белые Альвы, 1997.

Боботов С.В. Конституционная юстиция: Сравнительный анализ. -М.:ИЧПЕАВ, 1994.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М.: Междунар. отношения, 1996.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2006.

Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 1996.

Институты конституционного права иностранных государств. — М.: Городец, 2002.

Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. — М.: Муравей, 2001.

Исаев М.А. Основные формы конституционного контроля в странах — Скандинавии // Государство и право. — 2003. — № 12.

Италия: Конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс, 1988.

Конституции государств Европы: в 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001.

Кашкин С.Ю. Конституция на переломе цивилизаций: Формирование глобального конституционного идеала // Государство и право. — 1992.-№ 11.

Конституция США: История и современность / Под общ. ред. А.А. Мишина и Е.В. Язькова. — М.: Юрид. лит., 1988.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие. — 3-е изд.-М.: Бек, 1997

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: Инфра-М. — Норма, 2007

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — Т. 1—2. — 3-е изд. — М: Бек, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. — Т. 3. — М.: Бек, 2007.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. — М.: Норма, 2007

Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристь, 2006.

Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2001.

Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. — М.: Инфра-М, 2000.

Мексиканские Соединенные Штаты: Конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс, 1986.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — 10-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. — М.: Междунар. отношения, 1986.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989—1992): Сборник конституций. — М.: Юрид. колледж МГУ, 1996.

Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. — М.: Юристь, 2007.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. — М.: ИГП РАН, 1993.

Чиркни В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс, 1991.

Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции. — Страсбург: Совет Европы, 1994.

Швеция: Конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс, 1983.

Шаповал В.Н. Британская конституция: Политико-правовой анализ. — Киев: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1991.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. — М., 1992.

1. Назовите основные части в структуре конституций в зарубежных странах: А — статьи; Б — главы и разделы; В — параграфы; Г -преамбула; Д — поправки; Е — приложения; Ж — заключительные и переходные постановления; 3 — основная нормативная часть текста.

2. Конституция Украины 1996 г.: А — консолидированная; Б — не консолидированная; В — комбинированная; Г — временная; Д — фактическая; Е — юридическая; Ж — «живая».

3. Высшая юридическая сила конституции означает: А – обязательное ее исполнение всеми гражданами, должностными лицами, общественными объединениями, юридическими лицами, иностранцами, проживающими в данной стране, другими лицами, находящимися на ее территории; Б – регулирование отношений высших органов государства; В – принятие ее путем референдума; Г – обязательное соответствие ей других правовых актов; Д – соответствие ей решений судебных органов.

Институт конституционного контроля: А — особый государственный орган, контролирующий осуществление конституции; Б — одно из высших юридических учебных заведений; В — проверка законности правовых актов прокуратурой; Г — особый правовой институт.

Специализированными органами конституционного контроля в зарубежных странах в частности являются: А — президент как гарант конституции; Б — парламент, который при принятии законов следит, чтобы они соответствовали конституции; В — правовое управление парламента; Г — правовое управление при администрации президента; Д — постоянная комиссия нижней палаты парламента по вопросам законодательства; Е — Конституционный суд; Ж — Конституционный совет; 3 — Верховный совет на Украине; Й — Верховный суд в Индии.

Конституционный контроль в англосаксонских странах (странах с влиянием англосаксонской системы права) предполагает: А — обращение со специальным иском в Верховный суд страны о неконституцнонности какого-либо закона; Б — обращение гражданина со специальным иском в неконституциоиности правового акта, нарушающего, по мнению гражданина, конституционные права личности; В — подача специального иска в суд общей юрисдикции; Г — заявление какой-либо стороны в суде общей юрисдикции (возбуждение специального иска) при рассмотрении в суде уголовного, гражданского, иного дела.

Тема 3. Основы правового статуса личности в зарубежных странах.

Конституционные права человека и гражданина.

Конституционный принцип равноправия.

Социально-экономические и культурные права.

Коллективные права народа, социальных, национальных и иных общностей.

8. Конституционные обязанности человека и гражданина.

9. Гарантии конституционных прав и способы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

10. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного, военного, исключительного положения.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. — М: Права человека, 1996.

2. Баглай М.В., Туманов В А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Бек, 2005.

3. Баренбойм П.Д. Как избежать пытки. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.

4. Баренбойм П.Д., Лафитский Д.В., Меркулова Н.О. Социальное государство и конституционная защита прав военных //. Законодательство и экономика. — 2003. — № 7.

5. Бауринг У. Долгий путь Великобритании к европейским стандартам прав человека: в авангарде и далеко позади // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2002. — № 1 (38).

6. Бауринг У. Международные обязательства России в области защиты прав человека: политика и практика // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2001. — № 2 (35).

7. Бойцова B.B. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. — М.: Бек, 1996.

8. Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства, прав человека //Законодательство и экономика. — 2004. — № 4.

9. Бондарь Н.С, Капранова Ю.В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. — Ростов н/д: Изд-во Рост, ун-та, 2002.

Васильева Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы // Государство и право. — 1992. —№ 7.

10. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. — М.: Манускрипт, 1995.

11. Дженис М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. — М.: Права человека, 1997.

12. Джинджер Энн . Верховный суд и права человека в США. — М.: Юрид. лит., 1981.

13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. — М.: Норма, 1996.

14. Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1,2.-М.: Норма, 2000.

15. Каламкарян Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (материалы международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека) // Государство и право. — 2000. -№3.

16. Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. — М.:Юрид.лит., 1983.

17. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: Инфра-М. — Норма, 2007

18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2007.

19. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — Т. 1—2. — 3-е изд. — М: Бек, 2007.

20. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. — Т. 3. — М.: Бек, 2007.

21. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. — М.: Норма, 2007

22. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристь, 2006.

23. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2001.

24. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. — М.: Инфра-М, 2000.

25. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — 10-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

1. У супругов: итальянского гражданина и французской гражданки, находящихся в служебной командировке в Аргентине, родился ребенок. Он получает гражданства: А — отца; Б — матери, В — по согласию супругов; Г — по решению главы государства Аргентины; Д — аргентинское гражданство по праву почвы; Е — остается лицом без гражданства.

Право на забастовку: А — социально-экономическое; Б — политическое; В — личное; Г — коллективное; Д — индивидуальное, осуществляемое коллективно; Е — индивидуальное.

Свобода слова: А — естественное право человека; Б — право гражданина; В — политическое право; Г — индивидуальное право; Д — коллективное право; Е — индивидуальное право, осуществляемое коллективно.

Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу (множественное гражданство), выдвинуто кандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всем условиям, требуемым для кандидата в президенты. Такой кандидат: А — имеет право баллотироваться; Б — не имеет такого права; В — не должен быть зарегистрирован в качестве кандидата: Г — должен быть зарегистрирован, но в случае избрания президентом Польши отказаться от иного гражданства.

5. Гражданин Канады, выдающийся ученый, приглашен для работы в Алжир правительством Алжира. По приезде в Алжир, канадский гражданин, поскольку он должен оставаться там, на длительный срок, решил сразу приобрести гражданство Алжира Двойное гражданство разрешается законами и Канады, и Алжира. Он должен: А — подать заявление в соответствующий орган (заявление направляется далее к главе государства в Алжире) о приеме в гражданство; Б — обратиться к алжирскому правительству, которое пригласило его на работу, с просьбой оформить алжирское гражданство; В — не подавать заявления, поскольку один из сотрудников академии, где начал работу канадский гражданин, сказал ему, что ему как известному ученому автоматически могут дать гражданство Алжира; Г — воздержаться от подачи заявления.

Гражданин Италии, проживающий в течение года а коммуне/общине Сен-Флоранс во Франции, которая, как и Италия, входит в состав Европейского Союза, решил зарегистрироваться в качестве избирателя на выборах совета коммуны. Он поступил: А — правильно; Б — неправильно; В — гражданину Италии следует зарегистрироваться в дополнительном списке вдень выборов.

Для организации политической демонстрации (шествия) нужно: А — заранее уведомить мэрию и полицию, представив необходимые данные (о числе участников, фамилии организаторов и т д.); Б — заблаговременно (за 5—6 дней или иной срок, установленный законом) подать заявление в ближайшее отделение полиции; В — получить разрешение мэрии и полиции.

8. Студенты юридического факультета Свободного университета решили провести в ближайшем парке митинг с политическими требованиями к правительству о реформе высшего образования. Организаторы митинга должны: А — спросить разрешения у дирекции парка (парк — муниципальная собственность); Б — уведомить ректора университета о готовящемся митинге; В — представить список организаторов митинга и ориентировочные данные о количестве участвующих в митинге в мэрию или полицию; Г — обратиться за разрешением о проведении митинга в мэрию, полицию; Д — заблаговременно подать заявление о проведении митинга в мэрию или полицию; Е — пригласить представителя полиции для наблюдения за ходом митинга.

9. Президент Франции в условиях массовых общественных беспорядков, применяя исключительные полномочия в соответствии со ст. 16 Конституции, объявил чрезвычайное положение в департаменте Пуатье. Префект (представитель государства, отвечающий за соблюдение общественного порядка) вправе: А — распустить экстремистскую партию «Спасай отечество», дестабилизирующую обстановку; Б — приостановить ее деятельность; В — запретить партийные митинги только этой партии на открытом воздухе; Г — запретить все собрания политических партии; Д — разрешить собрания других партий, но направлять на них представителя полиции.

10. В условиях чрезвычайного положения, объявленного в некоторых округах штата Мадрас, пострадавшего от гигантского наводнения, губернатор и правительство штата совместным распоряжением мобилизировали рабочих оборонного завода, студентов университета и работников аппарата Высокого суда штата для работ по строительству каналов и дамб. Распоряжение: А – соответствует закону; Б – не соответствует; В – не соответствует в отношении рабочих оборонного завода; Г – не соответствует в отношении работников аппарата Высокого суда; Д – не соответствует в отношении студентов.

Тема 4. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества в зарубежных странах.

1. Конституционные принципы экономической структуры общества в условиях неодинакового общественного строя государств.

Конституционные положения о социальной структуре общества в разных странах.

Конституционные принципы политической системы.

Конституционные принципы духовной жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Библия и Конституция. — М: Белые Альвы, 1998.

2. Гудошннков Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня.

3. Джиффорд Д. Дж., Джиффорд К.Х. Правовая система Австралии. М.: Юрид. лит., 1988.

4. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. — М., 1992.

5. Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. — М.: Юристь, 2002.

6. Зарубежное законодательство о политических партиях: Сб. нормативных актов. — М.: ВУЗ, 1993.

7. Ильинский И.П., Мишин А.А., Энтин Л.М. Политическая система современного капитализма. — М.: Междунар. отношения, 1983.

8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: Инфра-М. — Норма, 2007

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2007.

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — Т. 1—2. — 3-е изд. — М: Бек, 2007.

11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. — Т. 3. — М.: Бек, 2007.

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. — М.: Норма, 2007

13. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристь, 2006.

14. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2001.

15. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. — М.: Инфра-М, 2000.

Смотрите еще:

  • Трудовой кодекс собрание Трудовой кодекс собрание Виды трудового договора 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 22. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.94 г. // Собрание […]
  • Конституционное право зарубежных стран мишин аа ЛІТЕРАТУРА Публікації нормативних документів 1. Всеобщая декларация прав человека. Официальный текст. – М.: Права человека, 1996. – 16 с. 2. Испания: Конституционные и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1982. – 352 с. 3. Италия: Конституция и законодательные акты. […]
  • Статья 33 закона рф о государственных гарантиях и компенсациях для лица Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2008 г. Документы принятые в 2008 году 2007 г. Документы принятые в 2007 году 2006 г. Документы принятые в 2006 году 2005 г. Документы принятые в […]
  • Земельное право тверь Основы земельного права (учебное пособие). Список литературы Оглавление Список литературы Раздел 1. Законодательные акты Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о […]
  • Статья 17 фз 122-фз Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. […]
  • 23 Коап рф Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, 6.8, 6.9, 6.9.1, […]
  • Пункт 4 статья 4 конституции Изменение статей Конституции 13 п.2, 15 п.4, 29 п.5, 79, 75 п.1, п.2. путем всенародного референдума Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря […]
  • Формула расчёта арендной платы за земельный участок Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2008 г. Документы принятые в 2008 году 2007 г. Документы принятые в 2007 году 2006 г. Документы принятые в 2006 году 2005 г. Документы принятые в […]