Конституция личные права и свободы человека в конституция

Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В отличие от личных прав и свобод, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, коллективе, объединениях граждан. Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве; характеризуют положение личности в политических отношениях; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления).

К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в Конституции РФ, относятся:

– свобода мысли и слова (ст. 29);

– право на объединение (ст. 30);

– право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

– право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);

– право граждан Российской Федерации на обращения (ст. 33).

Большинство политических прав и свобод в Российской Федерации принадлежит только гражданам России. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, через определение его отношения к окружающей действительности или внешнему миру. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне.

Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими публичными средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международных правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как право на участие в выборах, на петицию, на образование; свобода совести, творчества и др.

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека, которая, однако, не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей, может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это право на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами и др.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России данное право может осуществляться по общему правилу по достижении 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям – с 14 лет, а в отношении детских объединений – с 10 лет.

Право на объединение, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ. Так, они не вправе быть членами политических партий.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые общественные объединения регистрируются в предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 32-ФЗ «Об общественных объединениях» порядке, суть которого заключается в отсутствии необходимости получения для создания общественных объединений предварительного разрешения от государства, не имеющего права ограничивать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Общественные объединения самостоятельно разрабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Минюсте России и его органах. Минюст России контролирует законность целей и задач общественных объединений, а финансовые органы – источники их доходов.

Конституция РФ и российское законодательство содержат определенные ограничения в организации и деятельности общественных объединений. Так, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В Конституции РФ отражена одна из важнейших гарантий права на объединение – принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений, закрепленный в ч. 2 ст. 30, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях – личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Особенности каждой из этих организационно-правовых форм раскрываются в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Реализация рассматриваемого права является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий – одно из средств укрепления связи государственных органов и органов местного самоуправления с населением, изучения общественного мнения.

Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.

Собраниеэто совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митингмассовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацияорганизованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествиемассовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетированиеформа публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя – и подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения. Таким образом преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого комплексного политического права является целый ряд других прав, изложенных в ст. 32 Конституции РФ.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.

Если обладание большинством прав и свобод в Конституции РФ не обусловлено обязательным наличием у лица российского гражданства, что следует из формулировок «каждый имеет право», «каждому гарантируется», то право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:

а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);

б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);

г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

Все перечисленные права являются всеобщими для граждан Российской Федерации, и последние участвуют в их осуществлении на равных основаниях.

Так, согласно ст. 5 Закона № 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 32 Конституции РФ и п. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В действующем федеральном законодательстве установлено общее правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства не обладают избирательными правами и правом на участие в референдуме. Вместе с тем федеральный закон допускает исключение в отношении иностранных граждан. В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе. В Российской Федерации основополагающими актами в данной сфере являются Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Развивая конституционные нормы, федеральное законодательство определяет, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в предусмотренном законом порядке.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.

При этом устанавливаются ограничения доступа к государственной службе в случаях признания гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.

В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.

Мировые судьи – наиболее близкая к населению судебная инстанция, которая рассматривает уголовные дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, и дела об административных правонарушениях. Статус мировых судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и принятым на его основе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», другими федеральными законами. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложениерекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявлениепросьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалобапросьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в КоАП РФ. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. В ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96–100 Закона о Конституционном Суде РФ закреплено, что Конституционный

Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы, заявления, предложения и иные обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, статус которого регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

44, Личные права и свободы по Конституции рф

В действующей Конституции личные права и свободы отражены в более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1 . Они являются по своей сущности правами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью.

Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и

распространения информации о его частной жизни.

В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданина Российской Федерации -беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции). Российская Федерация -светское государство, в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым данным способом (ст. 29 Конституции).

45. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции рф

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане — каждый как таковой — участвуют в осуществлении власти. Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права граждан выражается в различных форма как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, представляется право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30). В ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» формулируется понятие общественного объединения. Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Цель их создания — политическая

деятельность. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Ст. 29 ч. 4 Конституции закрепляет право граждан искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом. Особое значение в этом процессе принадлежит средствам массовой информации (т. е. газетам, журналам, телевидению, радио и т. п.).

Конституция гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эть положения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991 г. Законом «О сред ствах массовой информации».

Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994 г.

Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе. Это положение закреплено законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы».

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др. (ст. 119 Конституции). В ст. 123 ч. 4 восстанавливается институт присяжных заседателей. Конституция

гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган

государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в Законе «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27

Личные права и свободы человека и гражданина РФ

Курсовой проект — Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету Юриспруденция, право, государство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИАНАЛЬНОГО ОБРАОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственное и муниципальное управление

Всегда Вам рада помочь!

Личные права и свободы человека и гражданина

Выполнил: студент III курса

Проверила: Панченко И.И.

II. История идеи прав и свобод граждан;

III. Концепции прав граждан;

IV. Поколения прав человека;

V. Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ:

1) понятие личных прав и свобод человека и гражданина;

2)право на жизнь;

3) достоинства личности;

4) право на свободу и личную неприкосновенность;

5)право на частную жизнь;

6) право на неприкосновенность жилища;

8)право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и жительства;

9)право на свободы совести и вероисповедания.

VI. Реализация и защита личных прав и свобод граждан в РФ;

VIII. Список литературы.

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.

Основной закон государства Конституция, в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства”. Данное положение одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в дар от государственной власти и всецело ей подчиненного.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Личные права и свободы человека и гражданина входят в состав основных прав и свобод. Они являются основополагающими для каждого человека, и каждый обладает ими от рождения, и поэтому они воспринимаются уже как естественные права.

II. История идеи прав и свобод человека.

Зарождение идеи прав человека возникает в V IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.

В период средневековья свобода была крайне ограничена, т.к. феодальное общество общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей”. Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 г. “Петиция о праве” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “Хабеас корпус �

Классный час «Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина»

Форма проведения: классный час — беседа с элементами игры, практической работы для учащихся 6-7 класса.

— познакомить учащихся с основными правами и обязанностями, записанными в Конституции РФ;

— учить аргументировать высказывать свое мнение;

— воспитывать уважение к российскому законодательству;

— формировать у учащихся активную гражданскую позицию.

— развитие знаний о Конституции РФ;

— воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну;

— формирование гражданско-правовой культуры у учащихся;

— привитие интереса к правам современной жизни в игровой форме.

Подготовительная работа с учащимися:

— подготовить группу ведущих из 11 класса,

— подготовить группу ребят, которые будут участвовать в сценках.

Оформление класса: на доске написано: 12 декабря – День Конституции РФ.

Оформлена мини-выставка. На ней представлен текст основного закона страны с поправками и дополнениями за последние годы

Оформлены плакаты с определениями “Человек”, “Гражданин”, “Конституция”, высказывание — “Самое святое, что есть у Бога на земле, — это право.” И.Кант, нем. философ, XVIII–XIX вв.

1. Организационный момент.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

— 12 декабря мы вместе со всей страной будем отмечать День Конституции.

Что такое Конституция?

В переводе с латинского это слово означает “устройство”. Согласно энциклопедическому словарю, конституция — это основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования представительных (т.е. избираемых) органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан.

Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. Действовать в рамках Конституции – это значит думать о счастье, свободе, справедливости для себя и для всех.

(Слайд 4) — содержание с названиями глав Конституции.

Сегодня мы поговорим о содержании второй главы Конституции “Права и свободы человека и гражданина”.

— Ребята, а вы знаете, в чем отличие понятий “Человек” и “Гражданин”?

Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Эта принадлежность подтверждена в нашей стране следующими документами: свидетельством о рождении и паспортом.

Вы уже знаете об основных правах Ребенка, которые закреплены в Международной Конвенции по правам Ребенка.

А какие есть права у граждан России? Выберите и прикрепите их к доске.

(Ребята выбирают из наборов карточек на их столах те права, которые на их взгляд наиболее важны.)

Примерные варианты ответов:

Право на образование.

Право на труд и т.д.

Игра “Есть ли у меня право?”

Мы уже знаем, ребята, что все эти права принадлежат гражданам России.

А может ли этими правами воспользоваться кто-то другой?

К вам пришли гости и они хотят с вами посоветоваться. Подскажите им, есть ли у них права или нет?

Перед зрителями появляется мальчик Вениамин.

— Ребята, я приехал из Амурской области. Я должен учиться в 6-ом классе. Но нашу школу затопило во время наводнения. Скажите, могу ли я учиться в вашей школе и в вашем классе?

Примерные ответы: Да, потому что ты гражданин России и имеешь право на образование.

Перед зрителями появляется второй персонаж – вождь племени Тумбу – Юмбу Синее Перо.

— Здравствуйте, ребята. Я приехал из очень далекой страны. Я хочу изучать ваш язык и вашу культуру. Скажите, могу ли я заниматься этим в вашей стране?

Примерные ответы ребят: Да, потому что культурные права распространяются как на граждан страны, так и на не граждан.

Перед зрителями — Оптимус Прайм (инопланетянин).

— Приветствую вас, земляне! Мы давно наблюдаем за вашей цивилизацией, Каждый год мы посылаем наши корабли исследовать планету Земля и вашу страну. Скажите, могу ли я и мои друзья служить в ваших вооруженных силах, чтобы защищать вашу страну от вторжения Десептиконов?

Прмерные ответы ребят: Спасибо, дорогой Оптимус, но в нашей армии могут служить только граждане России.

Интерактивная беседа “Ваши права”

А теперь мы начинаем беседу “Ваши права”. Если ответ на какой-либо вопрос вызовет у вас затруднение, то вы можете обратиться за помощью к консультантам.

И так, посмотрите на карточки с перечисленными на них правами.

Все права делятся на четыре основные группы:

— личные или гражданские,

По Конституции РФ все права и свободы человека защищаются равным образом.

Конституция РФ гл. 2 “Права и свободы человека и гражданина”

— Ребята, как называется группа прав, которые дают право гражданам на участие в управлении страной и гарантируют избирательное право.

— Какие права еще относятся к этой группе?

— К какой группе прав относится право на образование и на занятие творчеством? Почему они относятся именно к этой группе?

— Права, которые принадлежат всем людям без исключения от рождения называются личными. Какие это права, перечислите их.

— А к какой группе прав относятся оставшиеся на ваших столах карточки с перечисленными правами?

Мини-лекция “Обязанности граждан РФ”

Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.

Обязанностей всего четыре:

— беречь памятники истории и культуры;

— беречь природу и окружающую среду;

Это очень важные и необходимые обязанности. Если не платить налоги, то перестанет развиваться образование и медицина, не будет работать транспорт, исчезнут музеи и спортивные сооружения. Если не защищать свое Отечество, на него могут напасть враги, которые могут помешать развиваться нашему государству. Охранять памятники истории и культуры граждане России должны для последующих поколений, чтобы и они знали о нашем великом прошлом. А защита природы и окружающей среды дает нашим гражданам чистую воду и свежий, не загрязненный газами и ядовитыми веществами, воздух. Здоровая природа – это залог существования здоровых поколений людей.

Какие же обязанности есть у граждан России?

Ребята называют и записывают на доске основные обязанности. Нужно зачитать записи.

    Беречь памятники истории и культуры.
  • Беречь природу и окружающую среду.
  • Платить налоги.
  • Защищать Отечество.

Пресс-конференция “Обязанности граждан РФ”

К вам снова пришли гости: Оптимус Прайм, вождь племени Тумбу-Юмбу Синее Перо и Вениамин из Амурской области.

Вы, ребята, будете отвечать на их вопросы.

Оптимус Прайм: Ребята, я скоро улетаю на свою планету. Что я смогу рассказать своим товарищам о том, кто защищает вашу страну и почему они это должны делать?

Ребята рассказывают об обязанности защищать Отечество.

Вождь Синее Перо: Ребята, вы знаете, я очень интересуюсь вашей историей и культурой, но я боюсь, что культура и история могут быть забыты со временем. Кто является хранителем ваших исторических памятников?

Ребята рассказывают об обязанности охраны памятников истории и культуры.

Вениамин: Ребята, как вы думаете, где государство возьмет средства на восстановление школ, больниц, дорог и всего необходимого для жизни в нашей области?

Ребята поясняют Вениамину, что для этого и существуют налоги.

— Спасибо, ребята, за ваши интересные ответы. А теперь мы все вместе реализуем право на отдых. (Гости проводят физминутку в виде танцевальных движений).

Подведение итогов. (Рефлексия)

Викторина с консультантами

— Когда в России отмечают День Конституции?

— Что такое Конституция?

— Чему посвящена вторая глава Конституции РФ?

— На сколько групп делятся права граждан в Конституции РФ?

— К личным правам относятся (консультанты начинают логическую цепочку, ребята продолжают).

— К политическим правам относятся…

— К социально-экономическим правам относятся…

— К культурным правам относятся….

— Ребята, так все-таки, может Вениамин учится в нашей школе и почему?

— Что Оптимус Прайм узнал о защите нашего Отечества?

— Понял ли Синее Перо, кто должен сохранять природу, исторические памятники и культуру? Почему они должны это делать?

— Какие обязанности, ребята, вы уже сейчас должны выполнять?

— охранять природу и окружающую среду,

— беречь памятники культуры и истории.

Заключительное слово ведущего

Современная Россия еще только создает себя как правовое государство. Гарантом этого является Конституция. 20 лет – это не очень большой срок для того, чтобы сформировать гражданское общество. Общество, которое будет жить в сильном и справедливом государстве, то есть правовом государстве.

Уже сегодня каждый из вас может готовить себя стать гражданином правового государства. Потому что если каждый гражданин будет стремиться знать свои права, будет выполнять свои обязанности, предписанные ему Конституцией, будет уважать права других людей и не позволит нарушать свои собственные, тогда Россия станет подлинно правовым государством.

Смотрите еще:

  • Материнский капитал 2014 жилье Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках программы установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № […]
  • Ч3 ст 37 упк рф Статья 158 УПК РФ. Окончание предварительного расследования Новая редакция Ст. 158 УПК РФ 1. Производство предварительного расследования оканчивается: 1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, установленном главами 29 - 31 […]
  • Кассационные жалобы по уголовным делам в верховный суд Подача кассационной жалобы по уголовному делу Любое противоправное действие всегда наказуемо, другими словами если совершилось преступление, то всегда последует наказание. Приговор, который выносит суд любой инстанции, должен быть обоснован и опираться на […]
  • Кража статья 160 ук рф Изменения в ук рф 2018 году последние новости статья 158 Хотя с тех пор воды утекло целое море, может и поменялось чего Nikson — Пятница, 29 декабря 2017 г., 9:12:44 Исландский болельщик Гундермурд Сигурдфлордбрадсен в социальной сети Fishgram посетовал на тяжёлые […]
  • Когда выплачивают больничные по беременности и родам украина Декретные выплаты Во время беременности и в первое время после родов государство продолжает оказывать материальную поддержку матерям в виде пособия по беременности и родам. Этот вид социальной гарантии предоставляется работающим (трудоустроенным) женщинам на время […]
  • Существенный недостаток товара в отношении технически сложного товара Существенный недостаток товара (работы, услуги), недостаток технически сложного товара Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые […]
  • Заявление в фсс на выплату пособия по уходу за ребенком до 15 лет ФСС перестал выплачивать пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет Добрый день. Ситуация такая что пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не выплачивается. Работодатель выплатил за 1 месяц, и передал пакет документов в ФСС для прямых перечислений, т.к. на счетах […]
  • Ск рф по рм Ск рф по рм Ковылкинским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета России по Республике Мордовия завершено расследование уголовного дела в отношении 33-летнего мужчины, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 […]