Комментарий к статье 116 тк рф

Комментарии к СТ 117 ТК РФ

Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия труда на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо к опасным условиям труда.

Правила проведения специальной оценки условий труда, вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при ее проведении, классификация условий труда, а также обязанности работодателя и работников, связанные с проведением специальной оценки условий труда и реализацией ее результатов, определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 14 названного Закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в т.ч.: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (см. коммент. к ст. ст. 210, 215, 216, 216.1).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на рабочих местах, отнесенных по результатам специальной оценки условий труда к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям, устанавливается продолжительностью 7 календарных дней. Это минимальная гарантия, на которую имеют право все работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, независимо от организационно-правовой формы организации.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в отраслевых (межотраслевых) соглашениях и коллективных договорах продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с учетом результатов специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах может быть установлена большей продолжительности по сравнению с минимальной. В этих случаях на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника, занятого на таких рабочих местах, устанавливается трудовым договором.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность в отраслевых (межотраслевых) соглашениях и коллективных договорах предусматривать правило, в соответствии с которым часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, превышающая минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

Замена денежной компенсацией части отпуска, превышающей 7 календарных дней, в соответствии с комментируемой статьей допускается только с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору. Порядок, размер и условия выплаты такой денежной компенсации устанавливаются отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Отдельным категориям работников дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда устанавливается в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства» для работников промышленно-производственного персонала угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и некоторых других базовых отраслей наряду с дополнительным отпуском за работу с вредными условиями труда введен дополнительный отпуск за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах длительностью от семи (с учетом Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870) до 24 календарных дней. И тот и другой дополнительные отпуска предоставляются на основании специального Списка, утвержденного в качестве приложения к Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647. В нем перечислены виды производств, работ, наименование профессий и должностей и по каждой из них указана продолжительность дополнительного отпуска за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах, а также предельная продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда. При этом продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда определяется в зависимости от наличия вредных производственных факторов, каждый из которых компенсируется дополнительным отпуском определенной длительности. При воздействии нескольких вредных факторов продолжительность дополнительных отпусков за каждый из них суммируется. В целом она не должна превышать указанной в Списке предельной продолжительности дополнительного отпуска по данному основанию на определенных видах работ, по профессиям, должностям.

Законом о Чернобыле предусматривается предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков гражданам, работающим на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти дополнительные отпуска фактически установлены в связи с неблагоприятными условиями труда на таких территориях, хотя предоставляются помимо дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда. Их продолжительность дифференцируется в зависимости от того, к какой зоне отнесена та или иная территория, и от времени проживания (работы) в ней.

Работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, дополнительный отпуск за работу в опасных для здоровья условиях учтен при установлении ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей». Перечень работников, которые имеют право на этот отпуск, и условия его предоставления установлены Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50).

Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством РФ (ст. 15 Закона о предупреждении распространения туберкулеза. См. также Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

Статья 114. Ежегодные оплачиваемые отпуска

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Комментарий к статье 114 Трудового Кодекса РФ

1. Согласно ст. 37 Конституции РФ и комментируемой статье работнику — субъекту трудового правоотношения предоставляется отпуск; это свободное от работы время, исчисляемое в днях (рабочих или календарных), в течение которого за работником сохраняются место работы или должность.

2. Отпуск — это непрерывный ежегодный отдых в течение установленного количества дней, который предоставляется работникам для отдыха и восстановления сил с сохранением средней заработной платы.

3. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск принадлежит каждому работнику независимо от срока заключенного трудового договора, организационно-правовой формы организации, где он трудится, должности, профессии или специальности работника, обусловленной трудовым договором. Право на отпуск имеют все работники, в том числе и совместители, а также надомники и другие лица, работающие по трудовому договору у отдельных граждан.

Право на оплачиваемый отпуск имеют временные и сезонные работники. Учитывая, что срок работы временных работников ограничен 2 или 4 мес., а сезонных — 6, основной формой реализации для них права на отпуск, предусмотренной комментируемой статьей, является получение денежной компенсации.

4. Ежегодный отпуск предоставляется 1 раз в каждом году работы. Рабочий год обычно не совпадает с календарным и исчисляется с момента заключения трудового договора с организацией.

5. В период пребывания в отпуске работник не может быть уволен по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (ст. 81 ТК). Работник не лишается права подать работодателю заявление об увольнении по собственному желанию и расторгнуть трудовой договор во время отпуска.

6. За время отпуска работник получает оплату. Причем выплата среднего заработка работнику производится в соответствии со ст. 136 ТК накануне ухода работника в отпуск, но не позднее 3 дней до его начала. Средний дневной заработок для оплаты отпуска исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпуска работнику, который заключил трудовой договор на срок до 2 мес., определяется путем деления начисленной суммы заработной платы на число рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

7. За работником, находящимся в отпуске, сохраняются трудовой стаж и все льготы и преимущества. Во время отпуска не допускается перевод его на другую работу, изменение существенных условий труда.

Время ежегодного оплачиваемого отпуска включается в общий и непрерывный трудовой стаж работника, а также в стаж, дающий право работнику на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

8. При разработке положения об отпусках, правил внутреннего трудового распорядка можно использовать рекомендательные нормы международного трудового права, которые содержатся в следующих актах МОТ: Конвенция N 52 «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков» (1936 г.); Рекомендация N 47 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.); Рекомендация N 74 «О минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях (дополнительные положения)» (1945 г.); Рекомендация N 93 «Об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве» (1952 г.); Рекомендация N 98 «Об оплачиваемых отпусках» (1954 г.); Рекомендация N 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 г.).

Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 115 Трудового Кодекса РФ

1. Ежегодный отпуск — это общее понятие, которое включает все виды оплачиваемых отпусков, предоставляемых в соответствии с законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами о труде и соглашениями о труде.

Ежегодный оплачиваемый отпуск — это сумма основного и дополнительного отпусков, на которые имеет право работник независимо от места работы и организационно-правовой формы предприятия.

2. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Продолжительность основного ежегодного отпуска может быть увеличена. Существуют 2 способа увеличения продолжительности ежегодного отпуска. Первый — с помощью установления продолжительности отпуска в коллективных договорах, отраслевых соглашениях о труде или иных локальных нормативных актах либо путем индивидуального соглашения между работником и работодателем. Организации могут за счет собственных средств увеличивать длительность оплачиваемого отпуска для всех своих работников или для отдельных категорий работников. Второй способ — с помощью законодательных актов, которые устанавливают для некоторых работников удлиненные отпуска или дополнительные отпуска.

3. Нерабочие праздничные дни не включаются в число календарных дней отпуска (ст. 112 ТК), если они приходятся на период отпуска. Выходные дни, например воскресенье, в число календарных дней отпуска включаются (ст. 120 ТК).

4. Работнику, работающему неполное рабочее время, должен быть предоставлен ежегодный основной отпуск той же продолжительности, как и работнику, выполняющему аналогичную работу с рабочим временем нормальной продолжительности.

5. Ежегодные отпуска делятся на основные (очередные) и дополнительные (ст. 116 ТК).

Удлиненный основной отпуск предоставлен работникам в возрасте до 18 лет — продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 ТК).

Муниципальным служащим в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ.

Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ.

по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более 1 года;

предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Профессорско-преподавательскому персоналу вузов, средних специальных учебных заведений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней (ст. 334 ТК; Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»).

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Удлиненные ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются также:

инвалидам — не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

гражданам, занятым на работах с химическим оружием, — 49 или 56 календарных дней;

работникам предприятий, учреждений, организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, — 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391).

Ежегодные дополнительные отпуска устанавливаются и для других категорий работников, в частности, Федеральными законами: от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Законами РФ: от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»; от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции».

Статья 114 ТК РФ. Ежегодные оплачиваемые отпуска (действующая редакция)

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 114 ТК РФ

1. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Закрепляя это право в качестве неотъемлемого права каждого, ст. 37 Конституции РФ вместе с тем предусматривает, что оно гарантируется всем лицам, работающим по трудовому договору.

Это означает, что, только заключив трудовой договор, работник вправе требовать от работодателя предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска. В свою очередь, работодатель, заключивший трудовой договор с работником, обязан предоставлять ему такой отпуск в соответствии с действующим законодательством.

Гарантированное Конституцией РФ право каждого работающего по трудовому договору на ежегодный оплачиваемый отпуск конкретизируется в гл. 19 ТК.

2. Лица, работающие по трудовому договору, приобретают право на ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от того, у какого работодателя они трудятся (организация — юридическое лицо; индивидуальный предприниматель; работодатель — физическое лицо), степени занятости (полное или неполное рабочее время), места выполнения трудовых обязанностей (в организации, дистанционно или на дому), формы оплаты труда, занимаемой должности, срока трудового договора и иных обстоятельств.

Лицам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, о работе по совместительству, для выполнения сезонной работы, работы у работодателя — физического лица, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются в соответствии с правилами, определяющими особенности правового регулирования труда указанной категории работников (см. коммент. к ст. ст. 286, 291, 295, 305).

3. За время отпуска за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Это одна из важнейших гарантий использования отпуска по назначению, т.е. для отдыха. В соответствии с ч. 6 ст. 81 ТК увольнение работника во время пребывания его в отпуске по инициативе работодателя не допускается (кроме случаев ликвидации организации). Однако сам работник вправе во время отпуска подать заявление об увольнении по собственному желанию и расторгнуть трудовой договор (см. коммент. к ст. ст. 80, 81).

4. Время ежегодных отпусков оплачивается исходя из среднего заработка. Порядок исчисления среднего заработка одинаков как для оплаты основных и дополнительных отпусков, так и для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Правила исчисления среднего заработка, в т.ч. и за отпуск, установлены ст. 139 ТК (см. коммент. к ней).

Оплата времени отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (см. коммент. к ст. 136).

5. Работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска двух видов: 1) ежегодные основные оплачиваемые отпуска (ст. 115 ТК); 2) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК).

Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

СТ 116 ТК РФ.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер
работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут
самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия
предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации.

Комментарий к Ст. 116 Трудового кодекса РФ

1. Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам сверх основного отпуска (минимального или удлиненного) и присоединяются к нему. Дополнительные отпуска различаются по продолжительности и по правовому режиму (основаниям возникновения права на отпуск, порядку его предоставления).

2. Часть 1 комментируемой статьи указывает на виды дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных ТК РФ. Каждому из них посвящена специальная статья. Другие случаи предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков предусмотрены федеральными законами либо постановлением Правительства РФ, изданным на основе федерального закона.

3. Лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней; лицам, работающим на территории зон, подвергшихся радиационному поражению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 21 календарного дня в зависимости от зоны и времени работы без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда (ст. ст. 14, 18 — 20 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней предоставляется гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр)).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года получают дополнительный оплачиваемый отпуск — один день отпуска за 24 час. работы, но не более 15 суток (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Судьям предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 5 до 15 рабочих дней — с учетом стажа работы по юридической профессии (Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется государственным гражданским служащим. Продолжительность его исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска за выслугу лет для замещающих высшие и главные должности гражданской службы не может превышать 45 календарных дней, для замещающих должности гражданской службы иных групп — 40 календарных дней (п. п. 5, 6 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальным служащим за выслугу лет продолжительностью не более 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ (ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен отдельным категориям медицинских работников. В частности, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 введен дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.

Спортсменам, тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, но не менее четырех календарных дней (см. ст. 348.10 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Иные виды дополнительных отпусков, помимо предусмотренных федеральными законами, могут в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливаться работодателями, причем порядок и условия предоставления работникам таких дополнительных отпусков должны определяться коллективными договорами или локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Дополнительные отпуска, принятые в таком порядке, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством (п. 58 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

1.2 Комментарий к статье 116 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс: Таможенный досмотр

Таможенный досмотр — форма проведения таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Суть и содержание таможенного досмотра раскрываются через его сравнение с другой формой таможенного контроля — таможенным осмотром. Таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют ряд общих признаков:

а) цель проведения — установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

б) объекты — товары и транспортные средства;

в) административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. При проведении досмотра могут осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы. При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:

— перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;

— товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;

— товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.

При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

По общему правилу, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях:

— в целях идентификации товаров для таможенных целей;

— при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации);

— в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

В ст. 116 ТК очерчена процедура проведения таможенного досмотра.

После принятия решения о начале проведения досмотра таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Такая обязанность возлагается на таможенный орган, если декларант или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, известны.

Присутствие при таможенном досмотре является правом указанных лиц и их представителей, однако, если на этом настаивает таможенный орган, такое право трансформируется в обязанность.

Если таможенный досмотр проводится на этапе перевозки товаров под таможенным контролем, нередко остро встает вопрос об уведомлении указанных лиц и возможности их присутствия при таможенном досмотре. Вот почему в ст. 116 ТК установлено, что при отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Для обеспечения оперативности и эффективности таможенного контроля ТК предоставляет таможенному органу право проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, их представителей в одном из четырех перечисленных случаев:

1) в случае неявки указанных лиц либо когда такие лица неизвестны;

2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

В каждом из перечисленных случаев декларантов и лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, а также их представителей при совершении таможенного досмотра заменяют понятые. Таким образом, в указанных случаях присутствие понятых становится обязательным условием проведения таможенного досмотра.

В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. При этом результаты таможенного досмотра могут быть распространены на все товары, указанные в таможенной декларации (в том числе и на товары, которые не были досмотрены). Если такой подход оказывается неприемлемым или невыгодным для декларанта или лица, имеющего полномочия в отношении товаров и транспортных средств, то указанные лица вправе требовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров.

Результаты таможенного досмотра оформляются в специальном акте, который составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенном органе, а второй вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо известно.

Форма акта, составляемого по результатам таможенного досмотра, утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов»). В акте должны содержаться сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, о лицах, присутствовавших при его проведении, а также отражаться результаты таможенного досмотра. Если таможенный досмотр проводился в отсутствие декларанта или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в акте обязательно должны быть указаны соответствующие причины.

Таможенный досмотр — проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально упал помоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

1) неявки указанных лиц по истечении 15-дневного срока со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия:

2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, то результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются: сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств; результаты таможенного досмотра.

Форма акта утверждается Федеральной таможенной службой. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации ФС РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ. судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдаст товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа объявившего решение о проведении личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право: требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица его замещающего, о проведении личного досмотра; ознакомиться со своими правами и обязанностями; давать объяснения, заявлять ходатайства; знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт личного досмотра; пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика; обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.

О проведении личного досмотра составляется в двух экземплярах акт личного досмотра по форме, определяемой Федеральной таможенной службой. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого быт проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).

Обращаем внимание читателей на то, что личный досмотр отнесен законодателем к группе исключительных таможенных действий.

Смотрите еще:

  • Тк рф ст 117 Трудовой кодекс ( ст 117 ТК РФ 2018 ) Статья 117. Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда […]
  • 116 117 тк рф Статья 116 ТК РФ. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с […]
  • Ббк конституционное право Ббк конституционное право Право. Юридические науки 38.03.04: Государственное и муниципальное управление 40.03.01: Юриспруденция 40.04.01: Юриспруденция Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, […]
  • Автоюрист отзывы иваново Автоюрист отзывы иваново Юридическая помощь при ДТП. (4932) 484-888, 46-51-05, +7 (920) 671-43-08 г. Иваново, ул. Суворова, д. 3 Показать на карте Юридическая помощь водителям и автовладельцам. г. Иваново, пр-т. Шереметевский, д. 94, оф. 134 Показать на карте Споры […]
  • Материальная помощь на погребение бывшего сотрудника Материальная помощь на погребение члену семьи бывшего сотрудника Вопрос-ответ по теме Наша организация - бюджетное учреждение.К нам обратился родственник умершего (умерший - бывший наш сотрудник) с просьбой оплатить стоимость похорон.В коллективном договоре […]
  • Правонарушения школьников презентация Презентация на тему "Административные правонарушения" Скачать презентацию (0.1 Мб) 33 загрузки 2.5 оценка 1 2 3 4 5 Аннотация к презентации Презентация для школьников на тему "Административные правонарушения" по обществознанию. […]
  • Контроль и запись переговоров основания § 3. Контроль и запись переговоров. УПК определяет контроль телефонных и иных переговоров как прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограммы (п. 14 1 ст. 5 УПК). Эта, несколько расплывчатая, формула […]
  • Ч3 ст117 ук рф 1. Основные черты особенной части 1. Основные черты особенной части. Система установленных УК норм, определяющих, какие конкретно общ опасные деяния признаются прест-ями, и устанавливающих конкретные виды и размеры наказаний за их совершение. Особенная часть тесно […]