Комментарий к ст 112 трудового кодекса

Оглавление:

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

в) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего;

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

з) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 112 УК РФ

1. Причинение средней тяжести вреда здоровью характеризуется в тексте комментируемой статьи двумя негативными и двумя позитивными признаками. Негативные признаки служат для отграничения средней тяжести вреда здоровью от тяжкого: причинение средней тяжести вреда здоровью не опасно для жизни и не влечет тех конкретных последствий, которые перечислены в ст. 111 УК. Специфические признаки средней тяжести вреда здоровью указаны в позитивной форме: а) длительное расстройство здоровья или б) значительная стойкая утрата трудоспособности менее чем на 1/3.

2. Под длительным расстройством здоровья имеется в виду заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня). Продолжительность заболевания обычно определяется сроком временной нетрудоспособности, зафиксированным в больничном листке.

3. Под значительной стойкой утратой трудоспособности менее чем на 1/3 принято понимать стойкую утрату общей трудоспособности от 10 до 30% включительно. Процент утраты трудоспособности устанавливается судебно-медицинской экспертизой, когда уже определился исход заболевания, вызванного травмой или иным причинением вреда здоровью.

4. Средней тяжести вред здоровью выражается, например, в трещинах и переломах одного — трех ребер на одной стороне, мелких закрытых переломах костей, вывихе в мелких суставах, потере пальца на руке или ноге, потере слуха на одно ухо, ранениях мягких тканей и других повреждениях, не опасных для жизни и не вызвавших последствий, указанных в ст. 111 УК.

5. Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК).

6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи совпадают с квалифицирующими признаками в ч. ч. 2 и 3 ст. 111 УК, за исключением названных там совершения преступления общеопасным способом, по найму и в целях использования органов или тканей потерпевшего.

Статья 112. Нерабочие праздничные дни

СТ 112 ТК РФ.

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на
следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с
нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей
статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней,
совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части
первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном
частью пятой настоящей статьи.

Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад),
за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается
дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения
определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом,
принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации,
трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие
праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для
снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных
дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным
правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт
Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном
календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления
соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства
Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года
допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два
месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Комментарий к Ст. 112 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общероссийские нерабочие праздничные дни. С учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни, помимо установленных ч. 1 комментируемой статьи 112 ТК РФ. Это имеет особое значение в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Российская Федерация. Замена отдельных нерабочих праздничных дней, предусмотренных федеральным законом, на другие дни противоречила бы ТК РФ (см. ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней).

2. В соответствии с ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи нерабочие праздничные дни подлежат оплате. Работникам, система оплаты труда которых предусматривает ежемесячную выплату оклада (должностного оклада), при наличии в календарном месяце нерабочих праздничных дней размер заработной платы за этот месяц не снижается. При иных системах оплаты труда за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе, им выплачивается дополнительное вознаграждение. Порядок установления размера вознаграждения указан в ч. 4 комментируемой статьи 112 Трудового кодекса РФ.

Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Новая редакция Ст. 6 ТК РФ

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Комментарий к Статье 6 ТК РФ

В статье 6 Трудового кодекса РФ производится разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений.

Следует отметить, что наиболее важные полномочия принадлежат именно федеральным органам государственной власти. Местные органы власти имеют право лишь принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам, по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Содержание понятия «совместное ведение» раскрыто не в самой Конституции, а в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определяется как сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ.

Такое определение совместного ведения может навести на мысль о том, что Конституция и приведенный Федеральный закон предполагают осуществление Федерацией и ее субъектами некоего единого нормотворческого процесса применительно к сфере трудовых отношений. На самом деле Конституция в буквальном смысле не ведет речи о каком-либо действительно совместном нормотворчестве законодательных органов Федерации и ее субъектов в сфере трудовых отношений, потому что каждый законодательный орган фактически уполномочен творить трудовое законодательство самостоятельно, т.е. не совместно, а раздельно. Таким образом, каждый орган государственной власти реализует полномочия в сфере законотворчества вполне самостоятельно в рамках федерального или регионального законотворческого процесса. Это обстоятельство породило проблему разграничения нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов в сфере трудового законодательства, которая решается на основании ст. 6 ТК РФ.

Статья 6 четко разграничила полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами на основе модели раздельного правотворчества в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Тем самым была внесена столь необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, а также устранена встречавшаяся ранее конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основным приемом, используемым ТК РФ для разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в нормотворческой сфере, является установление в ч. 1 ст. 6 ТК РФ исчерпывающего перечня полномочий Российской Федерации, которые образуют в совокупности исключительную нормотворческую компетенцию Федерации в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Конкретные полномочия, наполняющие данный перечень, отобраны по двум признакам: а) фундаментальности проблемы, которая решается принятием закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права; б) специфики предмета правового регулирования.

С позиции фундаментальности проблемы, которая решается принятием законов и иных нормативных правовых актов, в компетенцию Федерации включены полномочия по установлению:

а) основных направлений государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

б) основ правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

в) основ социального партнерства;

г) принципов осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С точки зрения специфики предмета законодательного регулирования к ведению Федерации отнесены, к примеру, полномочия по регулированию: а) обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); б) порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; в) порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; г) порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; д) особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и др.

Реализация полномочий Федерации, включенных в перечень, приведенный в ч. 1 ст. 6 ТК, призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории России. Необходимость в этом объясняется потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Иначе говоря, общее экономическое пространство страны требует единого правового поля, ставящего всех участников экономической и трудовой деятельности в принципиально равное положение.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ управомочены осуществлять нормотворчество по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений сконструирована по остаточному принципу. По общему правилу они уполномочены осуществлять правотворчество только в той области, которая находится за пределами сферы соответствующих правотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому осуществление данного правотворчества связано еще рядом ограничений. В частности, все региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не должны ухудшать положения субъектов трудовых и связанных с ними отношений в сравнении с федеральным законодательством, равно как не должны и иным образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6), и вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Соответственно этим требованиям нормотворческая ниша субъектов РФ образуется за счет:

учета региональных особенностей рынка труда, т.е. в сфере занятости и трудоустройства местного населения;

определения правового положения государственных служащих субъекта РФ, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления (за исключением тех вопросов, решение которых в силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ относится к компетенции Федерации);

организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта РФ, определения величины регионального прожиточного минимума и соответствующего ему уровня минимальной оплаты труда работников в регионе;

более тщательной проработки механизмов осуществления трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и введения дополнительных гарантий их реализации;

создания новых региональных правовых институтов (например, в сфере дополнительных форм социального партнерства, осуществляемого на региональном уровне).

3. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять и во всех иных сферах так называемое «опережающее» нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним.

4. В ч. 4 ст. 6 ТК РФ законодатель еще раз обратился к вопросу о юридическом верховенстве Трудового кодекса и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), признавая неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все региональные нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству, либо снижающие федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.

Статья 112. Нерабочие праздничные дни

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день;

1 мая — Праздник Весны и Труда;

9 мая — День Победы;

12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Комментарий к Ст. 112 ТК РФ

1. В отличие от других праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат в нерабочие праздничные дни работа не производится.

2. Привлечение работников к работе в нерабочие праздничные дни возможно с выплатой дополнительного вознаграждения в размере и порядке, которые определяются настоящей статьей, и только в исключительных случаях (см. комментарий к ст. 113 ТК РФ).

3. Перенос выходных и нерабочих праздничных дней на другие дни осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Второй комментарий к Статье 112 Трудового кодекса

1. Кроме ч. 1 и 2 ст. 112 коренным образом изменена. Новая ее редакция предусматривает детали, касающиеся оплаты труда за работу в нерабочие праздничные дни, порядка определения ее размера, отнесения этих выплат к расходам на оплату труда, порядка перенесения выходных дней, если они совпадают с нерабочими праздничными днями.

2. Совпадение праздничного нерабочего дня с выходным влечет за собой перенесение выходного дня на следующий после праздничного рабочий день. Единообразному решению вопроса о переносе выходных дней способствуют постановления Правительства РФ, которые, как правило, принимаются на очередной календарный год.

Статья 112 предусматривает, что перенесение выходных дней на другие дни в связи с совпадением с ними нерабочих праздничных дней производится в целях рационального использования работниками этих дней.

Комментируемая статья предусматривает теперь, что нормативный правовой акт Правительства РФ о перенесении выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года не исключается. Оно допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня. Это правило позволит работникам, членам их семей и другим гражданам заблаговременно планировать и организовывать использование свободного времени в такие дни.

3. Приведенное правило перенесения выходных дней применяется в организациях, где работа в эти дни не производится.

Если режим труда и отдыха в организации предусматривает работу в праздничные дни (на непрерывно действующих производствах, в организациях, связанных с ежедневным обслуживанием населения, и др.), то выходные дни не переносятся (см. Разъяснение Минтруда РФ от 29 декабря 1992 г. N 5 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 3).

4. В непрерывно действующих организациях, а также при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени (см. п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 13/П-21 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1966. N 10) (в соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ правовые акты СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу).

5. В соответствии со ст. 113 ТК РФ работа в нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Исключения из этого правила содержатся в той же статье.

В связи с необходимостью обслуживания населения устанавливают, например, графики работы магазинов в праздничные дни.

6. В России, где население придерживается различных религий, установление православного праздника — Рождества Христова — привело к необходимости закрепления права приверженцев других религий также иметь свои праздники. Тем более что ст. 28 Конституции РФ гарантирует свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию. В законодательстве нет и не может быть препятствий для реализации этого права: соответствующие нерабочие дни могут быть установлены субъектами РФ в связи с праздниками, свойственными другим религиям.

Вместе с тем представляется, что вопрос о праздничных нерабочих днях, вводимых по религиозным мотивам, следует решать на уровне федерального закона.

7. Кроме праздничных нерабочих дней, в России установлены также праздники, не связанные с обязательным освобождением работников от работы. Это прежде всего многочисленные профессиональные праздники. Перечень праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дней, отмечаемых в Российской Федерации в 2004 г., опубликован в Бюллетене Минтруда РФ (см. Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 52; 2005. N 7. Ст. 560).

Порядок рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти об установлении профессиональных праздников и памятных дней утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 225 (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1299; 2005. N 7. Ст. 560). В соответствии с ним предложения об установлении профессиональных праздников представляются в Правительство РФ с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов (ч. 4 ст. 3 указанного Постановления).

Освобождение от работы в такие дни нередко предусматривается в отраслевых соглашениях, коллективных договорах.

8. Частью 3 ст. 112 впервые предусмотрена оплата за нерабочие праздничные дни не только работникам, получающим заработную плату на основе фиксированного оклада (должностного оклада), на размер которого приходящиеся на оплачиваемый период нерабочие дни не влияли и не влияют, но и тем, чья заработная плата производится исходя из фактической выработки, затрат труда. Отсутствие возможности работать в установленные законом нерабочие праздничные дни (а работа в эти дни, как правило, запрещена — см. ст. 113) снижает их заработную плату. Что несправедливо по сравнению с теми, труд которых оплачивается на основе окладов (должностных окладов) и для которых наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием снижения заработной платы (см. ч. 4 ст. 112).

Новая редакция ч. 3 ст. 112 предусматривает, что работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок его выплаты определяется коллективным договором, соглашением. Эти вопросы могут быть решены локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 372). Эти вопросы могут быть решены и в трудовом договоре. По-видимому, с помощью трудового договора (т.е. индивидуализированно) указанные вопросы могут решаться при отсутствии соответствующих норм в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Комментарий к основным положениям трудового кодекса рф

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 29 марта 2011 года

Н.В. Пластинина

Пластинина Наталия Вячеславовна — практикующий юрист с 13-летним опытом работы: представление интересов граждан в суде, консультирование по вопросам гражданского законодательства, в том числе по имущественным, жилищным спорам, по вопросам защиты прав потребителей. Автор имеет обширную практику по трудовому праву, социальной защите населения.

Любой работник в процессе своей рабочей деятельности сталкивается с множеством вопросов, разъяснять которые не всегда входит в обязанности штатного кадровика или юриста предприятия-работодателя. Иногда на предприятии нет нужного специалиста, а иногда нет и возможности обратиться к стороннему специалисту в области трудового права. Штудирование официальных текстов нормативных актов, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации, зачастую не дает полного и точного ответа на возникающие вопросы.

Книга представляет собой практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. В книге уделяется повышенное внимание рассмотрению наиболее острых и часто возникающих вопросов, как у работников, так и у работодателей. Также в книге рассмотрены и наиболее не затронутые в официальных комментариях вопросы.

Издание будет интересно как работникам, так и работодателям, не имеющим в штате специалиста по трудовому праву.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 29.03.2011.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

1.1. Основные принципы и запреты трудового законодательства

Трудовое законодательство Российской Федерации (далее — РФ), как и законодательство в иных сферах (уголовное, гражданское и пр.) основывается на нескольких базовых нормативных актах, к которым отнесены:

— международные договоры, декларации прав, конвенции;

— Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ; далее — Конституция РФ);

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2009 г.; далее — ТК РФ);

— федеральные законы и законы РФ;

— постановления Правительства РФ;

— приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Минздравсоцразвития России) иных министерств и ведомств;

— приказы Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд);

— иные нормативные и подзаконные акты.

Международная организация труда (далее — МОТ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН), международной организацией, занимающейся вопросами регулирования трудовых отношений. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда находится в Женеве (Швейцария). В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Справочно: В 2009 году участниками МОТ уже являлись 182 государства.

Конвенции и декларации МОТ являются основополагающими для трудового законодательства стран-участниц.

МОТ было принято много конвенций, нашедших отражение и в российском трудовом законодательстве. Например, нормы Конвенции МОТ от 29 июня 1951 года N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (ратифицирована СССР 4 апреля 1956 года) нашли отражение в ст. 3 ТК РФ.

Нормы Конвенции N 103 от 28 июня 1952 года «Об охране материнства» (пересмотренной в 1952 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 года), а также положения Конвенции N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» от 23 июня 1981 года (ратифицирована Федеральным законом от 30 октября 1997 года N 137-ФЗ) нашли отражение в главе 41 ТК РФ и множестве других нормативных актов РФ, содержащих нормы трудового права.

18 июня 1998 года в Женеве была принята Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», согласно которой все государства — члены МОТ, свободно вступая в МОТ, обязались признавать принципы и права, закрепленные в Уставе МОТ и в Филадельфийской декларации, принятой 10 мая 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, а также обязались добиваться достижения всех целей МОТ, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей. Принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой МОТ, так и за ее пределами. При этом все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

— свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

— упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

— действенное запрещение детского труда; и

— недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., в ст. 1 закрепляет следующий приоритет: «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».

Конституция РФ в ст. 37 повторяет принципы прав и свобод человека и гражданина в области труда, установленные международными конвенциями и являющиеся общепризнанными в мире, и устанавливает следующие права и свободы:

— труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

— принудительный труд запрещен;

— каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

— признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

— каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 2, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ закрепляет в едином перечне все основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

— запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

— сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

— обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый из этих принципов находит уточнение как в самом ТК, так и в федеральных законах и подзаконных актах. Так, например, принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализован не только в ТК РФ, но и в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О занятости населения в РФ»), и далее механизмы реализации отдельных положений указанного Закона регулируются иными нормативными актами. Например, величина пособия по безработице на 2010 год в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительству РФ п. 2 ст. 33 Закона РФ «О занятости населения в РФ», определена Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» .

Справочно: минимальная величина пособия по безработице на 2010 год установлена в размере 850 рублей, а максимальная величина — в размере 4900 рублей.

Отдельно выделен запрет на дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) и на принудительный труд (ст. 4 ТК РФ). Следует отметить, что ранее существовал и широко применялся термин «тунеядство», под которым понималось паразитическое существование за счет не отдельных граждан, а за счет всего общества. В соответствии со ст. 12 Конституции СССР 1936 года труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Был принят даже Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1961 года «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»: граждане, не желающие работать, могли быть подвергнуты не только административному, но и уголовному наказанию.

Статья 209 Уголовного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 27 октября 1960 г. (далее — УК РСФСР), утратившего силу с 1 января 1997 года в связи с принятием Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», устанавливала ответственность за три разные формы тунеядства: занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. И лишь с вступлением в силу Закона РФ «О занятости населения в РФ» незанятость граждан перестала служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. В дальнейшем в новом законодательстве РФ понятие «тунеядство» не применялось. В современном трудовом праве актуальность получило отражение проблемы запрета принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. При этом в применяемом значении термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

— всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения;

— всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

— всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

— всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Касательно запрета дискриминации в сфере труда необходимо отметить, что ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) закреплено, что пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Однако, несмотря на содержащиеся нормы о запрете дискриминации в сфере труда, случаев отказа в приеме на работу граждан по причине пола или национальности в России достаточно много. Но истинная причина отказа в приеме на работу во избежание обвинения в дискриминации и дальнейших судебных процессов всегда завуалирована недостаточным опытом работы или недостаточной квалификацией, неподходящим образованием и прочими причинами, которые не признаются трудовым законодательством в качестве признаков дискриминации.

Смотрите еще:

  • Трудовой кодекс российской федерации работа в праздничные дни Работа в выходные дни по Трудовому кодексу РФ Работа в выходные дни по Трудовому кодексу общим правилом запрещается, но существуют и исключения — они оговорены в настоящей статье. Здесь же уделено внимание понятию выходного и перечню праздничных дней, а также […]
  • Уголовный кодекс статья истязание Статья 117 УК РФ. Истязание 1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, - наказывается […]
  • Мировой суд кировского района г уфы 3 Мировой суд кировского района г уфы 3 Зайнуллина Зульфия Фазрахмановна Телефон: (347) 2-55-98-57 помощник мирового судьи Масик Маргарита Николаевна Телефон: (347) 2-55-98-57 секретарь судебного заседания Зверева Инна Степановна Телефон: (347) 2-55-98-57 Заведующая […]
  • Ст 113 ук рф состав преступления Комментарии к СТ 113 УК РФ Статья 113 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта Комментарий к статье 113 УК РФ: 1. Диспозиция статьи носит ссылочный характер, так как речь здесь идет о причинении ранее изученных видов вреда […]
  • Комментарии ст 111 ук рф Комментарий к статье 111 УК РФ 1. В группе преступлений против здоровья наиболее заметно изменение терминологии. Привычное понятие "телесное повреждение" заменено в УК более широким термином - "вред здоровью". Однако классификация этих посягательств по степени […]
  • Ч1 статьи 264 ук рф Ч1 статьи 264 ук рф Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью 1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего […]
  • Виды телесных повреждений по ук рф Что относится к побоям средней тяжести и какая ответственность за их нанесение Намеренное причинение вреда здоровью является серьёзным преступлением, за которое предусмотрена ответственность по ст.112 УК РФ. Степень тяжести совершенного преступления определяется […]
  • Ст120 гк рф действующая редакция Статья 120 ТК РФ. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (действующая редакция) Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. […]