Коап и 223-фз

Оглавление:

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ ст 4 (ред. от 03.08.2018)

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

2. Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.

3.1. План закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

3.2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

3.3. План закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации.

4.1. Заказчики, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на основании критериев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, устанавливают:

1) перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

2) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

4.2. Правительство Российской Федерации определяет требования к критериям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и порядок их установления.

5. При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

6. Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

7. Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

9. В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при осуществлении конкурентной закупки);

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

11. Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

12. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

13. В случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке.

14. Размещенные в единой информационной системе и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

15. Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;

2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

17. Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

18. Размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы.

18.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра заказчиков, зарегистрированных в единой информационной системе. Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре устанавливаются Правительством Российской Федерации.

19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

20. Порядок размещения в единой информационной системе информации, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и требования к такой информации устанавливаются Правительством Российской Федерации. До вступления в силу такого порядка информация, предусмотренная частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещается на сайтах юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

21. Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

22. Юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, взаимодействующие с единой информационной системой (далее — корпоративные информационные системы).

23. К взаимодействию корпоративных информационных систем с единой информационной системой предъявляются следующие требования:

1) порядок формирования электронных документов, подлежащих размещению в корпоративных информационных системах, информационные технологии и технические средства, применяемые при создании и эксплуатации этих систем, должны обеспечивать возможность взаимодействия корпоративных информационных систем с единой информационной системой. Если формирование таких электронных документов осуществляется в корпоративных информационных системах, исчисление предусмотренных настоящим Федеральным законом сроков размещения таких электронных документов в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов в единую информационную систему;

2) в корпоративных информационных системах в соответствии с порядком пользования единой информационной системой, установление которого предусмотрено частью 6 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подлежат применению справочники, реестры и классификаторы, используемые в единой информационной системе;

3) обмен информацией между корпоративными информационными системами и единой информационной системой, способы, сроки (периодичность) передачи информации по защищенным каналам связи в рамках этого обмена определяются порядком пользования единой информационной системой, установление которого предусмотрено частью 6 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) электронные документы, передаваемые из корпоративных информационных систем в единую информационную систему, подписываются электронной подписью.

24. Региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, созданные в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и взаимодействующие с единой информационной системой, могут обеспечивать возможность размещения информации, которая подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

25. В случае, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, не соответствует информации об этой закупке, размещенной в единой информационной системе, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.

Штрафы по 223 ФЗ

За нарушение 223 ФЗ, и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Как правило, это грозит выплатой штрафа, т.к. виновник несет административную ответственность.

Каким именно, прописано в Кодексе об административных правонарушениях. Средний размер взыскания за несоблюдение требований закона для должностных лиц — 15 — 30 тысяч рублей, а для юридических лиц — на пару нулей больше.

В целом, все нарушения в деятельности заказчиков можно разделить на несколько групп:

нарушения сроков и места публикации положения о заявке;

сокрытие информации о закупке;

искусственное ограничение конкуренции (некорректно составленное техническое задание, неправомерное отклонение заявок на участие и т.д.);

неправильная форма проведения закупки отдельных категорий товаров.

Таблица штрафов по 223-ФЗ в 2017 за нарушения

Полную информацию об ответственности за нарушение 223 Федерального закона можно найти в Кодексе об Административных Правонарушениях РФ, а именно в Ст. 7.32.3; Ст. 19.5; Ст. 19.7.2-1; Ст. 23.83.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Авторы поправок к федеральному закону о штрафах установили достаточно высокий уровень материальной ответственности, чтобы стимулировать участников и заказчиков госзакупок выполнять требования закона. Поправки направлены на предупреждение нарушений ФЗ и выполнение предписаний контролирующих органов (ФАС).

Штрафы по 223-ФЗ — плюсы и минусы системы

Ужесточение контроля за нарушениями 223-ФЗ и наказание за них явление неоднозначное. С одной стороны, это мотивирует заказчиков и исполнителей не нарушать правила, а с другой — увеличивает загрузку ФАС в разы. Почему это плохо?

Представьте себе такую ситуацию: заказчик публикует извещение о закупке на 1-2 дня позже срока. Согласно поправкам в 223 ФЗ, ему грозит штраф 3 000 рублей. Дело направляется в ФАС, хотя задержка вполне могла быть вызвана сбоем в работе ЕИС (единой информационной системы). Итог я перегрузка службы мелкими делами, которые не затрагивают ничьих интересов и не несут никакой опасности для участников.

Уже сегодня ФАС рассматривает тысячи дел ежегодно, а если к ним добавятся дела по штрафам в 2-3 тысячи рублей, загрузка службы будет предельной. В результате расследование более важных дел, которые на самом деле влияют на коррупцию в стране, затянется на годы. Еще один серьезный риск — бюрократический.

Составление жалобы в ФАС на заказчика за нарушение 223-ФЗ

Быстрая и качественная подготовка обращения

©ООО МКК «РусТендер»

Административная ответственность заказчика (штрафы)

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует все этапы проведения закупок и определяет круг обязанностей для ее участников. Статья 107 закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?

  • дисциплинарная
  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Кто платит штрафы по 44-ФЗ?

Основной объект – должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.

За что предусмотрены штрафы для заказчика?

  • штрафы за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
  • за нарушение сроков размещения и не размещение информации в ЕИС
  • за нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов

Административные штрафы по 44-ФЗ заказчикам с 2016 года:

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.

Как получить бесплатные материалы о штрафах?

Материалы помогут Вам не допускать ошибок в сфере госзакупок и не получить штрафы. Заполните форму ниже и получите:

  • обзор судебной практики в сфере национального режима;
  • записи вебинаров по теме «Национальный режим».

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Как избежать штрафов при осуществлении закупок?

Подавляющее большинство штрафов в госзакупках вызвано человеческим фактором. В условиях высокой загруженности крайне велик риск о чем-то забыть, пропустить нужный срок, превысить доступный лимит, не отметить нужные преференции и т.д.

К счастью, для госзаказчиков существуют программные продукты, предотвращающие ошибки и штрафы. Один из таких продуктов — программа «Эконом-Эксперт».

При ведении закупок через «Эконом-Эксперт» вся вносимая информация при планировании, проведении, и исполнении закупок будет проверяться на соответствие ограничениям и постановлениям (2019-р, 656, 349 и т.д.). Трудоемкие расчеты (например, НМЦК и сроки конкурентных процедур) будут формироваться автоматически, а нужные отчеты можно будет сделать нажатием одной кнопки. Вся информация после проверок будет выгружаться из «Эконом-Эксперт» на ЕИС.

Пример проверки закупки при планировании в «Эконом-Эксперт».

Как можно проверить свои закупки на ошибки?

Можно проверить свои закупки на ошибки автоматически при помощи бесплатной демо-версии «Эконом-Эксперт». После установки программы вы сможете загрузить в нее информацию, размещенную по вашей организации в ЕИС, и нажатием одной кнопки проверить все закупки на наличие ошибок по постановлениям, срокам, ограничениям по закупкам у единственного поставщика и закупкам малого объема.

Пример проверки ПГ на ошибки в «Эконом-Эксперт».

Административная ответственность заказчика (штрафы)

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует все этапы проведения закупок и определяет круг обязанностей для ее участников. Статья 107 закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?

  • дисциплинарная
  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Кто платит штрафы по 44-ФЗ?

Основной объект – должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.

За что предусмотрены штрафы для заказчика?

  • штрафы за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
  • за нарушение сроков размещения и не размещение информации в ЕИС
  • за нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов

Административные штрафы по 44-ФЗ заказчикам с 2016 года:

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.

Как получить бесплатные материалы о штрафах?

Материалы помогут Вам не допускать ошибок в сфере госзакупок и не получить штрафы. Заполните форму ниже и получите:

  • обзор судебной практики в сфере национального режима;
  • записи вебинаров по теме «Национальный режим».

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Как избежать штрафов при осуществлении закупок?

Подавляющее большинство штрафов в госзакупках вызвано человеческим фактором. В условиях высокой загруженности крайне велик риск о чем-то забыть, пропустить нужный срок, превысить доступный лимит, не отметить нужные преференции и т.д.

К счастью, для госзаказчиков существуют программные продукты, предотвращающие ошибки и штрафы. Один из таких продуктов — программа «Эконом-Эксперт».

При ведении закупок через «Эконом-Эксперт» вся вносимая информация при планировании, проведении, и исполнении закупок будет проверяться на соответствие ограничениям и постановлениям (2019-р, 656, 349 и т.д.). Трудоемкие расчеты (например, НМЦК и сроки конкурентных процедур) будут формироваться автоматически, а нужные отчеты можно будет сделать нажатием одной кнопки. Вся информация после проверок будет выгружаться из «Эконом-Эксперт» на ЕИС.

Пример проверки закупки при планировании в «Эконом-Эксперт».

Как можно проверить свои закупки на ошибки?

Можно проверить свои закупки на ошибки автоматически при помощи бесплатной демо-версии «Эконом-Эксперт». После установки программы вы сможете загрузить в нее информацию, размещенную по вашей организации в ЕИС, и нажатием одной кнопки проверить все закупки на наличие ошибок по постановлениям, срокам, ограничениям по закупкам у единственного поставщика и закупкам малого объема.

Пример проверки ПГ на ошибки в «Эконом-Эксперт».

Штрафы по 223-ФЗ — таблица КоАП 2018 с последними изменениями

С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ. Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП. Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

Ответственность заказчиков

Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

Вид нарушения

Сумма взыскания

Основание по КоАП

с должностного лица

с юридического лица

часть

статья

Неверная форма определения методики закупки

Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено

10 тыс. – 30 тыс. рублей

100 тыс. – 300 тыс. рублей

Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки

40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года)

Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом

20 тысяч – 30 тыс. рублей

от 50 до 100 тыс. рублей

Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке

Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС

2 тыс. – 5 тыс. рублей

10 тыс. – 30 тысяч рублей

Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках

от 5 до 10 тыс. рублей

от 10 000 до 30 000 рублей

Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР

2 000 – 3 000 рублей

5 тыс. – 10 тыс. рублей

Не предоставление сведений на всеобщее обозрение

Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством

30 тыс. – 50 тыс. рублей

100 — 300 тыс. рублей

Попытки ограничения здоровой конкуренции

Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг

2 000 – 3 000 рублей

5 000 – 10 000 рублей

Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе.

10 000 – 15 000 рублей

30 000 – 50 000 рублей

Не соблюдение предписаний контролирующих органов

30 тысяч – 50 тыс. рублей

От 300 до 500 тыс. рублей

Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены. Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов. Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Статьи по теме

Даже такой простой Закон 223-ФЗ умудряются нарушать. Об этом свидетельствуют проверки прокуроров. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения: в положении о закупке и нарушения закупочных процедур.

Из этой статьи вы узнаете:

  • самые частые ошибки заказчиков по Закону № 223-ФЗ;
  • нарушения в положении о закупке;
  • примеры и результаты проверок;
  • нарушения закупочных процедур;
  • повышение квалификации в сфере закупок.

Самые частые ошибки заказчиков по Закону № 223-ФЗ, как выявили территориальные прокуроры, — это нарушение процедурных сроков, «бумажные» процедуры вместо электронных и размещение неполной информации о своих закупках в открытом доступе. Разберем подробнее эти и другие типовые нарушения заказчиков.

На протяжении всех четырех лет с начала применения Закона № 223-ФЗ прокуроры практически повсеместно выявляли его многочисленные нарушения. В чем причина тотальных нарушений?

Изначально это можно было объяснить тем, что некоторые руководители коммерческих организаций с госучастием к переходу на нормирование закупочной деятельности попросту не были готовы. Сюда примешивалась демократичность самого закона и недостатки регулирования корпоративных закупок.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Все это создало благодатную почву для того, чтобы заказчики начали игнорировать закон.

Одним было сложно составить положение о закупке, другие решили, что проще все закупать у единственного поставщика, третьи не удосуживались писать отчеты о закупках, четвертые забывали про положенные сроки. Меры прокурорского реагирования принимаются также по поводу неисполнения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных законов в смежной сфере. Как правило, по итогам проверки выносится акт прокурорского надзора — протест на незаконный правовой акт, представление об устранении нарушений, постановление о возбуждении административного производства или инициировании уголовного преследования.

Читайте также:

Рассмотрим прокурорскую практику, разделив ее по группам выявленных прокурорами нарушений Закона № 223-ФЗ.

Нарушения в положении о закупке

Положение о закупке — это локальный документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика в соответствии с Законом № 223-ФЗ, и подлежит размещению в ЕИС.

Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие нормы по обеспечению закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Чем же провинились заказчики по отношению к этому неотъемлемому атрибуту корпоративных закупок?

Нарушение № 1.

Вообще не публиковали Положение

Самое «простое», что они могли сделать, — это совсем не опубликовать положение о закупке на ООС. Сначала этим «грешили» очень многие, но теперь число таких нарушений постепенно снижается.

Позиция прокуратур

Тех заказчиков, кто не размещал положение о закупке на Официальном сайте (ЕИС), прокуроры однозначно признавали нарушителями Закона № 223-ФЗ. Таким заказчикам инкриминировали ограничение конкуренции. Ведь они не ознакомили потенциальных участников закупки с «правилами игры».

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Приведем примеры

Муниципальные унитарные предприятия коммунального хозяйства г. Рубцовска Алтайского края не разработали и не опубликовали положения о закупке. Это стало основанием для внесения прокурором представлений их руководителям. Директору ООО «Т.» прокуратура Арсеньевского района по факту неисполнения требования закона (нарушение принципа информационной открытости закупок) прокуратура внесла представление. В представлении прокурор потребовал незамедлительно разработать, утвердить и разместить в Интернете положение о закупке.

Точно так же у некоторых заказчиков в Тахтамукайском районе Республики Адыгеи прокуратура установила отсутствие положений о закупке. Это послужило основанием обращения прокурора района в суд с исковыми заявлениями об устранении нарушений Закона № 223-ФЗ.

Елизовская городская прокуратура Камчатского края выявила факты неисполнения требований ст. 2 и ст. 8 Закона № 223-ФЗ: предприятия не разместили на Официальном сайте свои положения о закупке либо разместили их с нарушением сроков. По всем фактам городская прокуратура внесла представления в адрес глав администраций муниципальных образований. От учредителей потребовали устранить нарушения закона.

Аналогично этому прокуратура г. Щекино обнаружила, что местная детская музыкальная школа не разместила на Официальном сайте положение о закупке, что стало основанием для обращения прокурора в районный суд. Гражданское дело было прекращено, потому что ответчик добровольно разместил Положение на ООС.

Устраняют такие нарушения заказчики не всегда просто и легко. Так, ГУСП «С.» свою обязанность привести положение о закупке в соответствие с требованиями закона и опубликовать его на ООС исполнил только после обращения Корсаковского городского прокурора в суд.

Рекомендуем ознакомиться:

За нарушение Закона № 223-ФЗ ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен административный штраф. Для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Правда, до штрафа дело доходит только тогда, когда подтвержден факт закупки без положения.

Например, закупка МУП «Ф.» в отсутствие утвержденного положения о закупке и без применения норм Закона № 223-ФЗ стала основанием для возбуждения прокуратурой г. Мыски Кемеровской области дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Нарушение № 2.

Публиковали, но с ошибками

Не публиковать положение о закупке на Официальном сайте совсем — это нарушение. Между тем факт размещения вовсе не означает, что заказчик не нарушил Закон № 223-ФЗ.

Позиция прокуратур

Территориальные прокуроры выявляют множество Положений о закупке, которые нарушают права участников в процессе проведения закупок. Так, в Городищенском районе Волгоградской области прокурор опротестовал положения о закупке 25 бюджетных учреждений района, которые утвердили руководители учреждений, а не их учредители.

Положение о закупке для нужд музыкального колледжа в Республике Татарстан регулировало отношения, не затрагивающие закупочную деятельность вообще. Прокуратура Тульской области установила, что положение о закупке ОАО «Н.» говорило, что заказчик, помимо публикации информации о закупках на Официальном сайте, вправе разместить ее в любых средствах массовой информации. Однако в силу ч. 7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик такую информацию может размещать исключительно на собственном сайте, а не в иных СМИ.

Санкт-Петербургская спецпрокуратура опротестовала отдельные пункты Положения о закупке ФГУП «К.». Эти положения, не устанавливали порядок определения цены закупки, критерии отклонения заявок участников, а также необоснованно расширяли перечень оснований для проведения закупок у единственного поставщика.

В Томской области по протестам территориальных прокуроров в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ приведены 17 положений о закупке. По протесту прокурора района в Оренбургской области скорректировано положение о закупках МБОУ «Д.», в котором отсутствовали сроки размещения в ЕИС внесенных в аукционную документацию изменений.

Нарушения закупочных процедур

Размещение Положения о закупке — это только первый шаг и одна из многочисленных составляющих работы должностного лица заказчика. Поэтому прокуроры вскрывают много нарушений, связанных с соблюдением норм по Закону № 223-ФЗ. Что же не так сделали заказчики, уже имея хорошее и правильное Положение о закупке?

Нарушение № 3.

Не соблюдали сроки

Корпоративные заказчики часто не соблюдают процедурные сроки закупок в рамках Закона № 223-ФЗ.

Позиция прокуратур

Обычная мера прокурорского реагирования на это — возбуждение дела об административном правонарушении, что предусматривает штрафные санкции. Территориальные прокуроры Ненецкого автономного округа обнаружили нарушения при публикации сведений о закупках (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным). Так, Нарьян-Марское МУП «О.» и ОАО «М.» сведения о проведенных закупках на Официальном сайте в Интернете своевременно не публиковали. По инициативе прокуратуры округа руководителей предприятий неоднократно привлекали к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Аналогичные меры приняла и прокуратура Центрального административного округа г. Тюмени в отношении должностного лица ФГБОУ ВПО «Т.». Должностному лицу вменили нарушение сроков публикации на Официальном сайте протоколов о результатах закупок. Антимонопольный орган области наложил на него штрафы на общую сумму 7,5 тыс. руб.

Это интересно

Прокуратура г. Майкопа выявила факт несвоевременного размещения МУП «М.» протокола вскрытия конвертов на ООС. В отношении должностного лица предприятия прокурор возбудил дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Прокуратура г. Саратова внесла представление в администрацию города и в отношении начальника управления МУПП «С.» возбудила дела об административных нарушениях по ч. 7 ст. 7.32.3, ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ. Заказчик несвоевременно разместил на Официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, не указали в извещениях количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, адрес места поставки.

Нарушение № 4.

Не устраивали конкурентные процедуры или выбирали неправомерную форму («бумажную»)

Немалое число нарушений связано с заключением контрактов без проведения торгов. По данным Официального сайта ЕИС, зафиксирована информация о более чем 2,7 тысячах (!) наименований способов закупок.

Нередко заказчики применяют так называемые «Иные способы закупок». Под «иными способами закупок» маскируют закупки у единственного поставщика. Заказчики проводят процедуру на бумаге, когда закон обязывает делать это в электронной форме.

Позиция прокуратур

Зампрокурора Томской области внес представление генеральному директору ОАО «Н.» в связи с тем, что закупки проводились не через конкурентные процедуры, а у единственного поставщика. По результатам рассмотрения представления виновные должностные лица были наказаны в дисциплинарном порядке. Аналогичная мера реагирования принята Видновской горпрокуратурой Московской области: МУП «С.» заключал договоры без соблюдения конкурсной процедуры отбора подрядной организации.

За заключение договора на поставку щебня на бесконкурсной основе по постановлению прокурора Крутихинского района Алтайского края к ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ привлечен руководитель ГУП ДХ «К.». Его оштрафовали на 30 тыс. руб.

Дюртюлинская межрайонная прокуратура (Республика Башкортостан) обнаружила, что МУП «С.» купило легковой автомобиль на сумму 490 тыс. руб. прямым договором купли-продажи, минуя обязательные в таком случае процедуры закупок. В отношении директора возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ и внесли представление об устранении нарушения.

Прокуратура Ненецкого автономного округа, но факту заключения ОАО «М.» (доля государства — 99,9%) договора на разработку проектной документации без торгов (на сумму 7,1 млн руб) направила в суд иск о признании договора недействительным. Суд принял решение признать сделку ничтожной. По аналогичным основаниям прокуратура округа в судебном порядке расторгла договор поставки продукции с ООО «К.».

Прокуратура Оренбургской области направила в арбитражный суд иск о признании недействительным договора на поставку автомобиля для нужд ГАУСО «О.». Суд иск удовлетворил и признал сделку недействительной: в нарушение ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ закупку заказчик провел не в электронной, а в бумажной форме.

Нарушение № 5.

Разместили в открытом доступе неполную информацию

Распространенной ошибкой заказчиков, работающих в рамках Закона № 223-ФЗ, стала неполная публикация сведений на Официальном сайте: в них нет достоверной информации о заказчике и требований к закупаемым товарам.

Позиция прокуратур

Прокурор г. Барнаула Алтайского края установил, что план закупок МУП «Э.» на календарный год содержал не все сведения, которые требует закон. Например, в нем не было информации об адресе заказчика, не указаны идентификационные коды закупок по ОКВЭД, не были прописаны минимально необходимые требования к закупаемым товарам. Прокурор установил, что в течение года предприятие, проведя свыше 50 закупок, на Официальном сайте разместило только о четырех.

Прокурор Нижневартовского района (ХМАО) возбудил в отношении директора РМАУ «Д.» дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Директора обвиняли в том, что сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных учреждением в 2014–2015 гг., вообще не были размещены на Официальном сайте.

Прокурор Калининского района г. Уфы в ГАУЗ «Р.» выявил отсутствие в извещениях критериев и порядка оценки заявок, места и начала их рассмотрения. Экономиста учреждения привлекли за это к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Прокурор Октябрьского района г. Уфы установил, что у нескольких предприятий закупки, предусмотренные планом-графиком, не были проведены. И наоборот — проведенные процедуры в нем не нашли отражения. По постановлениям прокурора района виновные должностные лица учреждений оштрафованы на 30 тыс. руб. по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Повышайте свою квалификацию в сфере закупок

Перечисленные нарушения Закона № 223-ФЗ не ограничиваются этими примерами. И не во всех случаях нарушения имеют умышленный, направленный на хищение средств, характер. Часто подоплека ошибок кроется в низкой профессиональной квалификации сотрудников, сопровождающих закупки компаний с публичным участием. Прокурорам во время проверок нередко приходится проводить «ликбез» по разъяснению положений Закона № 223-ФЗ и подзаконных нормативных актов. На законодательном уровне нужно закрепить квалификационные требования к сотрудникам закупочных структур заказчиков по Закону № 223-ФЗ, как это, например, сделано для контрактных служб в Законе о контрактной системе.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Смотрите еще:

  • Материальная помощь в 1 с 82 Образец рапорта о выплате материальной помощи военнослужащему (скачать) Командиру войсковой части 00000 В соответствии с п. 84 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны РФ от 30 […]
  • Приказ о увольнении в 1с 82 Как оформить выход сотрудника на пенсию Автор: Дмитрий Олейник, системный инженер отдела внедрения компании «ГЭНДАЛЬФ» Работник, при достижении пенсионного возраста, может не расторгать трудовой договор и продолжать свою трудовую деятельность. Согласно ТК РФ, в такой […]
  • Удерживающее устройство для детей в автомобиле до 12 лет Удерживающие устройства для детей в автомобиле Согласно статистике, 82% детей, пострадавших в ДТП, перевозились без использования детского удерживающего устройства. А ремень безопасности мало чем поможет. Дело в конструктивной особенности транспортного средства. […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Трудовой кодекс рф 2018 аттестация работников Аттестация работников 2015 г. АТТЕСТАЦИЯ. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ Аттестация - это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Основная задача проведения аттестации […]
  • Юрист у метро просвещения Работа у метро Проспект Просвещения в Санкт-Петербурге ( 102 вакансии ) 55 000 – 60 000 руб. Проспект Просвещения Работа на территории работодателя • Полный рабочий день • Высшее образование • Опыт работы 3 года Взаимодействие с управляющими производств, шеф-поварами, […]
  • Отказ суда в проведении почерковедческой экспертизы Вправе ли арбитражный суд отказать в ходатайстве о проведении судебно-технической экспертизы Вопрос-ответ по теме Вправе ли арбитражный суд отказать в ходатайстве о проведении судебно-технической экспертизы, если предметом доказывания по делу является возникновение […]
  • Органы налагающие административные наказания Органы налагающие административные наказания, порядок их исполнения Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3 - 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 3 статьи […]