Какова система судов в рф

Какова система судов в рф

Выделяют несколько видов источников. 1. Конституция РФ — имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, является источником, содержащим основные положения о судебной власти, принципах ее функционирования, о закреплении арбитражных судов в системе органов государственной власти и провозглашающим права граждан и организаций в сфере правосудия. 2. Федеральные конституционные законы: — «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ; — «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ; — «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ. 3. Федеральные законы: 1) Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ — центральный акт арбитражного процессуального законодательства; 2) федеральные законы, регулирующие арбитражный процесс: — «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ; — «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ; — «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации» от 28 мая 2001 г. N 61-ФЗ; — Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ и др.; 3) иные федеральные законы и законы РФ, содержащие нормы арбитражного процессуального права: — «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ; — «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ; — «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ; — «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1; — часть 2 Налогового кодекса РФ (глава 25.3 о государственной пошлине введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) и др. 4. Подзаконные нормативные акты: 1) указы Президента РФ, например: — «Об обеспечении деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской федерации» от 19 августа 1996 г. N 1206; 2) постановления Правительства РФ, например: — «О бланках исполнительных листов» от 31 июля 2008 г. N 579. 5. Постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика и разъяснения, постановления и информационные письма ВАС РФ (судебные прецеденты, выраженные в форме указанных актов): — Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»; — Постановление Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. N 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам»; — Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»; — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» и др. Указанные источники арбитражного процессуального права становятся источниками арбитражного процессуального права, играют значительную роль в правоприменительной практике и способствуют единообразному применению норм материального и процессуального права арбитражными судами РФ. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правила правового характера (правоположения) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения так же, как на законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 170 АПК РФ). Следует отметить, что информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики не являются обязательными для судов, а носят рекомендательный характер (ст. 16 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), однако они учитываются арбитражными судами, поскольку решения, принятые без учета данных рекомендаций, отменяются вышестоящими инстанциями. 6. Международные договоры и соглашения: — Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.); — Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г.; — Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; — Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.; — Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. и др. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

38. Каковы полномочия Верховных судов республик, областных (краевых) и приравненных к ним судов?

Областные и приравненные к ним суды имеют достаточно сложную структуру, включающую президиум суда, судебную коллегию по гражданским делам, судебную коллегию по уголовным делам.

Президиум суда — коллективный орган, как выполняющий организационные (руководящие) функции, так и непосредственно осуществляющий функцию правосудия — рассмотрение гражданских и уголовных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Количество членов президиума суда определяется Президентом РФ. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ2 по представлению председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии (ст. 32 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Следует отметить, что хотя непосредственно в тексте ст. 32 не определен порядок утверждения президиумов верховных судов республик, они образуются в том же порядке3.

Срок, на который формируется президиум суда (назначаются члены президиума суда), законодательством не установлен. Поскольку полномочия судьи не ограничены определенным сроком (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), судья является членом президиума до прекращения своих полномочий судьи. Представляется, что такое положение является следствием пробелов в правовом регулировании и требует изменения. Учитывая роль президиума в организации работы суда и особенно в формировании судебной практики, целесообразно установить срок, на который утверждается президиум соответствующего суда, по истечении которого должен быть назначен новый президиум. Предлагаемый порядок обеспечит необходимую ротацию судейских кадров с учетом результатов проделанной работы и возможности профессионального роста молодых судей. Председатель или заместитель председателя суда, срок полномочий которых истек, должны в любом случае оставаться в составе президиума, членами которого они являлись по должности1.

Судьи областных и приравненных к ним судов осуществляют свои полномочия в составе соответствующих коллегий. Персональный состав коллегии утверждается президиумом соответствующего суда. По распоряжению председателя суда судьи одной коллегии могут быть привлечены для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Помимо осуществления правосудия соответственно по гражданским и уголовным делам коллегии анализируют судебную статистику и обобщают судебную практику.

Судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции рассматривают дела по жалобам и протестам на решения, постановления и определения районных судов, вынесенные как при рассмотрении дела районным судом по первой инстанции, так и в качестве суда апелляционной инстанции (только по уголовным делам, поскольку постановление и определение суда апелляционной инстанции по гражданским делам кассационному обжалованию не подлежат). Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Как было указано выше, пересмотр гражданских и уголовных дел в порядке надзора осуществляется президиумом суда.

Таким образом, областные и приравненные к ним суды осуществляют полномочия трех инстанций — первой, кассационной а также надзорной. В литературе неоднократно отмечалось, что соединение в суде одного звена полномочий всех инстанций не является правильным, поскольку подобная практика негативно сказывается на независимости судей, на их незаинтересованности в исходе дела, что позволяет усомниться в объективности такого суда2.

3. Круг дел, рассматриваемых областными и приравненными к ним судами по первой инстанции, претерпел в последнее время определенные изменения. В меньшей степени это касается полномочий судов по уголовным делам — к подсудности судов этого звена традиционно относились дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых устанавливается процессуальным законодательством (ст. 31 УПК РФ). Новый УПК РФ не предусматривает произвольного изменения подсудности, что, безусловно, в полной мере соответствует положениям ч. 1 ст. 47 Конституции РФ (право на «своего судью»).

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил обязанность судов среднего звена непосредственно на основании ст. 23 и 25 Конституции РФ принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. В соответствии с новым УПК такие правомочия принадлежат районному суду.

Подсудность областным и приравненным к ним судам гражданских дел длительное время не была четко определена законом. В качестве общего правила в ст. 114, 115 ГПК РСФСР устанавливалось право такого суда изъять любое гражданское дело и принять его к своему производству.

В соответствии со ст. 26 УПК РФ к подсудности верховных судов республик, областных, краевых и приравненных к ним судов отнесены дела: 1) связанные с государственной тайной; 2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; 3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; 4) о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; 5) о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений местных общественных организаций и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; 6) о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации; 7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В настоящее время Верховным Судом РФ в Государственную Думу внесен проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». В случае его принятия судебная система России претерпит значительные изменения, которые затронут в том числе и компетенцию областных и приравненных к ним федеральных судов общей юрисдикции. Проектом предусматривается образование четырех звеньев административных судов: межрайонный суд, коллегия по административным делам суда областного звена, окружные суды, чья юрисдикция распространяется на несколько субъектов Федерации, и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. При этом судебная коллегия по административным делам в областных и приравненных к ним судах будет рассматривать в качестве суда второй инстанции дела по жалобам на решения межрайонных судов, а также в качестве суда первой инстанции — административные дела, связанные с государственной тайной, споры, в которых участвуют должностные лица и организации областного уровня, кроме дел, отнесенных к компетенции окружных судов. Решения межрайонных административных судов, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора президиумом областного суда.

Какова структура государственной власти в РФ?

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Страницы истории

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган . Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом . При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

Какова система судов в рф

2.2.9. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений

Относительно значения судебных решений в регулировании правоотношений, в том числе и земельных, в литературе встречаются различные точки зрения.
Так, В.В. Петров считает, что решения судов, несмотря на их оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу, следовательно, судебную практику можно рассматривать лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений.
Напротив, по мнению М.М. Бринчука, анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и выделения судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти дает основание для признания судебной практики источником права, поскольку суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.
Несомненно, что деятельность судов, а также административных органов способствует совершенствованию практики применения земельного законодательства. Огромное значение имеют, в частности, руководящие постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. К ним можно отнести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе», постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» и ряд других.
В то же время, решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретному юридическому делу (например, эколого-правовому спору) нельзя признать источниками экологического права, поскольку они являются актами ненормативного характера (не содержащими норм права) и имеют персонифицированный (индивидуально-определенный) характер.
Особо необходимо отметить решения Конституционного суда РФ, к компетенции которого отнесено разрешение дел о соответствии федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных актов палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обладают силой закона, они окончательны и подлежат исполнению. В силу этого его решения могут считаться источниками земельного права. Например, постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации был признан соответствующим Конституции РФ (как по порядку принятия, так и его положения, касающиеся лесного фонда РФ). Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые нормы Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве». В своем постановлении от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» Конституционный Суд РФ признал конституционность некоторых оспариваемых областными депутатами положений Земельного кодекса РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Было также признано, что Земельный кодекс РФ не противоречит Конституции РФ и по порядку его принятия Государственной Думой.

1. Дайте определение источников земельного права
2. Как классифицируются источники земельного права по юридической силе и территории действия?
3. Чем отличаются специальные источники земельного права от общих?. Приведите примеры.
4. Является ли судебное решение по конкретному делу, связанному с разрешением земельно-правового спора, источником земельного права?
5. Из каких элементов состоит система источников земельного права?

1. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 671 с.
2. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. — М.: КНОРУС, 2006. — 480с.
3. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова — М.: ООО «ТК Велби», 2004. — 400 с.

1. Крассов О.И. Земельное право в современной России: Учебное пособие. — М.: Дело, 2003. — 624 с.
2. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. — 336 с.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.
4. Гусев Р.К. Земельное право. Учебное пособие. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2002. — 208 с. (Право в вопросах и ответах).
5. Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: БЕК, 2002. — 448 с.
6. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федера ции с пост. матер. и судеб. практ. / Под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт — Издат, 2007. — 630 с.
7. Земельное законодательство Российской Федерации: Сб. нормативных актов / Сост. М.В. Бархатов, А.В. Мазуров — М.: Юрайт-Издат, 2002. — 585 с.

Источники аграрного права

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

Реферат по аграрному праву

«Источники аграрного права»

Выполнила студентка 2 курса

Источники аграрного права

Роль Конституции РФ как источника аграрного права

Какова система аграрного права?

Какова роль федеральных законов в регулировании аграрных отношений?

Какое место в регулировании аграрных отношений занимают указы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты?

Какова роль правовых актов субъектов РФ в регулировании аграрных отношений?

Какова роль локальных нормативных актов в регулировании аграрных отношений?

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений?

Поскольку аграрные отношения регулируются нормами не только аграрного права, но и других отраслей, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях права. Так, в новом ГК РФ содержатся нормы, определяющие организационно-правовые формы сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих образований, как ранее созданных, так и вновь создаваемых, в связи с чем их учредительные документы должны полностью соответствовать указанным нормам.

Источники аграрного права

Значительное место среди источников агарного права занимают нормы ГК, определяющие правовой режим имущества хозяйствующих субъектов, в том числе и сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций, право собственности и иные венные права на землю, договорные отношения коммерческих формирований и др.

Большое место среди источников аграрного права занимают нормы, содержащиеся в Земельном кодексе и др. земельно-правовых актах, особенно касающиеся правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования, охраны и ответственности за нарушение земельного законодательства.

Характерной особенностью источников аграрного права является наличие актов унифицированного и дифференцированного характера. Деление актов на унифицированные и дифференцированные, т.е. относящиеся либо ко всем сельскохозяйственным формированиям (унифицированные), либо к отдельным их видам (дифференцированные), было первоначально связано в основном с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований-колхозов и совхозов, правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность, которых регулировались помимо унифицированных нормативных актов и актами дифференцированными, относящимися к каждому из них в отдельности. Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации с/х формирований, не устранили необходимости и в настоящее время принимать как унифицированные, так и дифференцированные нормативные акты, поскольку и в современных условиях многообразие форм ведения с/х не только не исчезло, а напротив, ещё более возросло, что обусловливает необходимость иметь помимо актов общего характера и нормативные акты, посвященные отдельным организационно-правовым формам с/х коммерческих и некоммерческих организаций.

Источники аграрного права имеют и другие особенности, обусловленные как спецификой аграрных отношений, так и тем, что в данном случае речь идет о новой, формирующейся отрасли российского права, еще не имеющей в отличие от многих других отраслей единого кодифицированного нормативного акта, в котором бы были объединены и систематизированы если не все, то хотя бы большая часть норм аграрного права. Необходимость в таком нормативном акте подтверждается не только отечественной, но и зарубежной практикой.

К особенностям источников аграрного права следует отнести и наличие здесь большого числа комплексных нормативных актов, содержащих нормы не только аграрного, но и других отраслей права.

Для источников аграрного права характерно и наличие большого числа норм рекомендательного характера, о чем уже говорилось, а также нормативных актов органов внутрихозяйственного управления, что также обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ и обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами. Принимаемыми органами внутрихозяйственного управления этих организаций.

Помимо вышеназванного деления источников аграрного права на унифицированные и дифференцированные, императивные и рекомендательные, в аграрно-правовой лит-ре утвердилась, и тек называемая трехчленная классификация их на нормативно-правовые акты государства, акты санкционированные и делегированные, причем последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях. Именно в данных формах сельскохозяйственные коммерческие и некоммерческие организации осуществляют предоставленную им законом функцию правотворчества и, как отмечается в литре, роль таких актов в современных условиях неуклонно повышается, что обусловлено либерализацией хозяйственной жизни и демократизацией социально-экономических отношений.

Источники аграрного права могут быть квалифицированы и по другим основаниям: по субъектам аграрных правоотношений, по предмету правового регулирования и т.п.

Так, по субъектам аграрных правоотношений источники аграрного права могут быть подразделены на акты, определяющие правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных производственных и непроизводственных кооперативов, акционерных обществ, сельскохозяйственных товариществ и т.п.

По предмету правового регулирования источники аграрного права могут классифицироваться на такие виды, как нормативные акты о государственном регулировании с/х, о сельскохозяйственном землепользовании, производственно-хозяйственной деятельности аграрных коммерческих организаций, финансах и кредитах, договорных отношениях и т.д.

Особое юридическое значение имеет классификация источников аграрного права по их юридической силе и органам, принявшим тот или иной нормативный акт по аграрным вопросам. По данному основанию источники аграрного права могут быть классифицированы на законы и подзаконные акты, а также более дробно — на законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

Роль Конституции РФ как источника аграрного права

Конституция РФ – основной источник аграрного права в России.

Нормы содержащиеся в Конституции РФ и имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, могут быть подразделены на:

— устанавливающие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности;

— определяющие формы и виды собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;

— регулирующие трудовые отношения;

— устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Каждый, гласит ст. 34 Конституции, имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной запрещенной законом деятельности. Предпринимательство как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ), является основой перехода к рыночным отношениям, главным направлением реформирования с/х предприятий, повышения их эффективности, надежного обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому предусмотренные Конституцией права на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности имеют основополагающее значение для правового регулирования аграрных отношений.

Какова система аграрного права?

Система аграрного права как науки и учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего аграрного права: предмет и метод в аграрном праве, история развития, источники, аграрные правоотношения. Переход к рыночным отношениям в АПК, государственное регулирование с/х, организационно-правовые формы с/х коммерческих и неком. Организаций, правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, правовое регулирование арендных отношений в с/х.

Особенная часть аграрного права состоит из таких разделов, как правовой режим земель, используемых с/х коммерческими организациями, и охрана окружающей среды; правовой режим имущества с/х коммерческих организаций; правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности с/х коммерческих организаций; правовое регулирование трудовых отношений в с/х; правовое регулирование оплаты труда и распределения доходов в с/х коммерческих организациях; защита прав с/х коммерческих организаций; ответственность за нарушение аграрного законодательства.

Специальная часть аграрного права посвящается основным чертам аграрного права зарубежных стран, правовому регулированию земельной и аграрной реформ в зарубежных странах.

Система аграрного права как отрасли права хотя и имеет трехчленное деление (общая, особенная и специальная части), далеко не во всем совпадает с системами аграрного права как науки и учебной дисциплины. Поскольку оно представляет собой систему норм российского аграрного права, постольку такие его разделы, как история аграрного права, зарубежное аграрное право, являющиеся составной частью аграрного права как науки и учебной дисциплины, не входят в систему российского аграрного права как отрасли права. Вместе с тем общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, регулирующие аграрные отношения, являются составной частью российского аграрного права.

Конституция определяет формы и виды собственности, в том числе на землю, являющуюся главным средством с/х производства. Определяя формы собственности на землю и др. природные ресурсы, она не дает их исчерпывающего перечня, оставляя простор для осуществления предпринимательской деятельности на базе не только названных, но и иных форм собственности.

Определяющее значение имеют положения Конституции и сфере, касающейся трудовых отношений, распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности. Признано и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск.

Определены Конституцией предмет ведения и компетенция федеральных органов и субъектов РФ по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений: условия и порядок пользования землей; управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики в экономической, экологической и др. сферах; определение правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

Какова роль федеральных законов в регулировании аграрных отношений?

Большую роль в аграрном праве, как и в др. отраслях, играют законы РФ. В отличие от многих др. отраслей российского права аграрное право, как уже отмечалось, е имеет единого кодифицированного законодательного акта.

Актом кодификационного характера был закон РСФСР от 22 ноября 1990г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», первый законодательный акт, в котором были закреплены основные идеи аграрной реформы в России. Учитывая, что данный законодательный акт принимался в самый начальный период проведения аграрной реформы, многие его положения не были достаточно четко сформулированы, не выдержали проверку временем и нуждаются в коренном изменении, в том числе и относительно самого понятия крестьянского(фермерского) хозяйства, его юридической природы, правового режима имущества и др. В этой связи в 1994г был разработан проект нового закона о крестьянском(фермерском) хозяйстве. Однако работа над ним не получила должного развития, поскольку другой Закон — Земельный кодекс РФ — в его новой редакции не был принят.

Важное значение для регулирования аграрных отношений имели и другие законодательные акты, посвященные тем или иным сферам общественных отношений в агропромышленном комплексе. Таковым например, был Закон РСФСР от 11.10.1991г « О оплате за землю» подтвержден принцип платности землепользования и определены формы оплаты. Ими согласно ст. 1 Закона являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Обращает на себя внимание, что данный Закон, пожалуй, как ни один другой аграрный или земельный, пользуется повышенным вниманием наших законодателей, в него вносились и до сих пор вносятся те или иные поправки, дополнения и изменения, что обусловлено не только несовершенством его нормативных положений, но и значительным фискальным интересом государства к данной сфере отношений.

Были приняты соответствующие законодательные акты, относящиеся к организации отдельных отраслей сельскохозяйственного производства. Таковы законы РФ «о зерне», «О ветеринарии», «О племенном животноводстве», Федеральный закон от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

За последние годы произошло значительное обновление аграрного законодательства. Принят новый Земельный кодекс, в котором нашли нормативно-правовое закрепление произошедшие за истекшее десятилетие земельно-аграрные преобразования. Принят новый Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определивший правовой статус фермерских хозяйств на современном этапе. Впервые принят Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», играющий заметную роль в продовольственном обеспечении страны, особенно животноводческой и плодоовощной продукцией»

Какое место в регулировании аграрных отношений занимают указы Президента РФ?

Указы Президента РФ занимают особо важное место в регулировании аграрных отношений. Именно в указах были решены многие вопросы реформирования с/х предприятий и организаций, а также земельных отношений, еще не получивших достаточной правовой регламентации в законодательных актах, нашли разрешения неотложные задачи реформирования колхозов и совхозов, купли-продажи земли и др. К таким указам, в частности, относятся Указ от 27.10.1993г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Указ «О реализации конституционных прав граждан на землю», ныне утратившие силу.

Постановления Правительства РФ также занимают важное место в регулировании аграрных отношений. Так, этими нормативными актами были определены порядок и формы реформирования колхозов и совхозов; меры по стабилизации агропромышленного комплекса, его материальной и финансовой поддержке и др.

27 июля 2000г. Правительством РФ были одобрены Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010гг., в которых дана краткая характеристика современного состояния агропромышленного комплекса России, указаны основные проблемы агропромышленного комплекса России, определены цели и задачи его дальнейшего развития, материально-технические и организационно-правовые средства обеспечения их решения.

Большое место в регулировании аграрных отношений занимают указы Президента РФ. Таковы указы о неотложных задачах реформирования колхозов и совхозов, купле-продаже земли, регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России, реализации конституционных прав на землю и др.

Заметную роль в регулировании аграрных отношений занимают нормативные правовые акты Министерства с/х РФ и др. федеральных органов исполнительной власти. Так приказом Мин. с/х РФ от 31.01.2003г. №28 утверждены Методические рекомендации по бух. Учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и др. организаций АПК.

Какова роль правовых актов субъектов РФ в регулировании аграрных отношений?

В системе источников аграрного права РФ особое место занимают законы и др. нормативные правовые акты субъектов РФ-республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие аграрные отношения в соответствующих государственных образованиях. Таковы, например, Постановление Верховного Совета Бурятии от 28.10.1992г «О регулировании права собственности в Республике Бурятия», Земельный кодекс республики Карелия, Закон Республики Саха (Якутия) «О плате за землю».

Вместе с тем такой многоуровневый характер нашего законодательства порождает опасность его несогласованности и прямого противоречия. В этой связи остро стоит вопрос о соблюдении субъектами РФ, как и самой Федерации, положений, установленных Конституцией России и договорами о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, их компетенции и предметов ведения.

Какова роль локальных нормативных актов в регулировании аграрных отношений?

Реформирование колхозов и совхозов, образование новых сельскохозяйственных коммерческих формирований, обладающих большой свободой в осуществлении предпринимательской деятельности и регулировании внутрихозяйственных отношений, привело к значительному расширению круга общественных отношений, регулируемых локальными нормативными актами, особенно нормативными актами, принимаемыми органами внутрихозяйственного управления сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, товариществ и обществ. К числу таковых относится прежде всего устав того или иного сельскохозяйственного формирования, определяющий предмет и цели его деятельности, а следовательно, и его правосубъективность. В уставе кооператива решаются такие вопросы, как порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе, размер паевых взносов, условия и порядок формирования фондов, распределение прибыли и убытков кооператива и многие др. вопросы, касающиеся внутрикооперативных отношений.

Большую роль в регулировании трудовых отношений играют различного рода локальные нормативные акты, принимаемые компетентными органами внутрихозяйственного управления соответствующего сельскохозяйственного формирования. Таковы, например, положения об уплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции об охране труда и др.

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений?

Деятельность судебных и арбитражных органов по разрешению экономических споров с/х коммерческих организаций с их контрагентами, рассмотрению дел о признании недействительными актов государственных органов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы сельхоз. товаропроизводителей, имеет большое значение для правового регулирования аграрных отношений, стабилизации агропромышленного производства и его дальнейшего развития.

Особо важную роль в регулировании общественных отношений на селе играют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения и руководящие указания судам по вопросам применения действующего законодательства и разрешения той или иной категории дел. Например, постановление Верховного Суда РФ от 22.04.1992г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе», в которой обобщена деятельность судов по разрешению споров в данной сфере отношений.

Поскольку по действующему законодательству споры сельхоз. формирований, а также граждан, занимающихся с/х, садоводством, огородничеством, животноводством, разрешаются как арбитражными судами общей юрисдикции, большое значение имеет четкое разграничение подведомственности этих дел судами и арбитражным судам. Этим проблемам посвящено постановление №12/12 Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992г.» о некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». К юрисдикции арбитражных судов согласно действующему законодательству отнесено разрешение экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическим лицами, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности, гражданами-предпринимателями, а также споров в сфере управления.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 28.02.1995г. №5 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГКРФ» разъяснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1997г. «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции», в частности, разъяснено, что наложение ареста на денежные средства или имущество затрагивает имущественные интересы как должника, так и его кредиторов. Поэтому арбитражному суду необходимо проверить аргументированность заявления о принятии таких мер обеспечения иска и принять эти меры, когда имеется реальная угроза невозможности в будущем исполнить судебный акт.

Смотрите еще:

  • Трудовой кодекс собрание Трудовой кодекс собрание Виды трудового договора 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 22. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.94 г. // Собрание […]
  • Алименты на совершеннолетних детей ск рф Статья 85. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей 1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных […]
  • Декларация 3 ндфл за 2014 срок сдачи 3-НДФЛ: срок сдачи Актуально на: 21 марта 2016 г. предприниматели, применяющие общий режим налогообложения; нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой; обычные физлица, декларирующие облагаемые НДФЛ […]
  • Когда введен трудовой кодекс Когда был принят Трудовой кодекс РФ? Сегодня, 1 февраля 2017 года, довольно знаменательная дата. Ровно 15 лет назад был введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации. На вопрос: «Когда был принят Трудовой кодекс РФ» отвечаем, что его приняли 30 декабря 2001 […]
  • Уголовный кодекс с изменениями на ноябрь 2014 Уголовный кодекс с изменениями на ноябрь 2014 Тексты кодексов РФ представлены в актуальной редакции. Для перехода к полному тексту документа достаточно щелкнуть мышкой по названию. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с […]
  • Трудовой кодекс поручения Трудовой кодекс Основу трудового законодательства России составляет Трудовой кодекс, а также достаточно широкий перечень законодательных актов, в том числе и актов индивидуального действия, которые регулируют трудовые отношения при составлении или изменении трудовых […]
  • Статья 61 178 фз Статья 12.1. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственной социальной помощи" Статья 12.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ . Социальные доплаты к пенсии Статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии 1. Общая сумма материального обеспечения […]
  • Статья 206 ук рб Статья 205 Уголовного кодекса РБ (кража) Кража — это тайный способ похищения имущества (ст 205 УК РБ). Кража является самым распространенным способом хищения, и наиболее частым видом преступления в судебной практике Республики Беларусь. Статья 205 УК РБ состоит из […]