Как встать на очередь на квартиру в минске как молодая семья

Как встать на очередь на квартиру в минске как молодая семья

Прежде чем встать в очередь за бесплатной квартирой, нужно сделаться не только нуждающимися в жилых помещениях, но и малоимущими. Иначе, согласно Жилищному кодексу РФ от 2005 года, никак.

▪ не только иметь на каждого члена семьи квадратных метров меньше учетной нормы, установленной органами местного самоуправления (по Москве — 10 «квадратов» на душу для отдельных квартир, 15 — для помещений, предоставленных нескольким семьям),

▪ но и иметь на каждого члена семьи достаточно низкий доход и невысокую стоимость личного имущества (дабы получить «признание» статуса малоимущих органами местного самоуправления).

Кроме того, желающим встать в очередь на квартиру в Москве необходимо проживать в Златоглавой на законных основаниях как минимум 10 лет. И еще одно — в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления на очередь, не должно быть совершено никаких намеренных действий, стимулирующих ухудшение жилищных условий (например, массового прописывания в квартире новых жильцов).

Внимание! Нуждающимися в жилом помещении вас также признают, если вы:

— проживаете в коммунальной квартире с соседом (соседкой), страдающим (страдающей) хроническим заболеванием в тяжелой форме (эпилепсией, туберкулезом, сумасшествием и т. п. – см. перечень, установленный Правительством РФ) независимо от учетной нормы;

— вообще не имеете никакого жилья и родственников-собственников жилья.

У некоторых групп граждан, нуждающихся в жилье, есть шанс получить квартиру вне очереди, то есть быстрее, хотя и не сей момент. Исходя из положений Жилищного кодекса, получить квартиру вне очереди могут следующие категории россиян:

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании учебы, пребывания в приемной семье, детдоме и т. п.;

— граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;

— обитатели непригодного для проживания помещения (коробки на улице, подвала, квартиры с отсутствием удобств, аварийного или подлежащего сносу дома) независимо от количества «квадратов» на человека.

Начать решение документарной стороны вопроса постановки в очередь нужно с обращения в управление социальной защиты своего района для получения официального статуса малоимущих. При присваивании этого статуса чиновники учитывают совокупный доход всех членов семьи и стоимость всего имущества. Рассчитывается, сможет ли семья купить квартиру в течение 20 лет, располагая свободными средствами. То есть теми, которые остаются после вычета прожиточного минимума (5609 рублей в месяц), плюс стоимость находящегося в собственности имущества. Для того чтобы работники управления соцзащиты могли выяснить конкретные суммы, нужно предоставить множество справок. С сокрытием дополнительных доходов лучше не экспериментировать. Если расчеты чиновников покажут, что самостоятельно приобрести квартиру ваша семья не может, управление социальной защиты района в течение месяца вышлет вам извещение установленного образца.

Когда от работников районной управы будет получен ответ (положительный, естественно), можно заняться сбором документов, необходимых непосредственно для постановки на учет.

■ Прежде всего, это заявление о постановке на учет за подписью всех членов семьи, бланк которого можно взять в том же местном управлении социальной защиты.

■ Кроме заявления, необходимы паспорта, свидетельства о рождении и иные документы, удостоверяющие личности членов семьи.

■ Далее – свидетельство о заключении (расторжении) брака.

■ Следующим пунктом — документы о наличии (отсутствии) у заявителя и членов его семьи на праве собственности либо праве самостоятельного пользования иного жилого помещения, расположенного вне пределов города Москвы.

■ Не забудьте (!) предоставить документы, подтверждающие права на те или иные льготы, – они дадут возможность получить квартиру вне очереди.

Бесспорно, это минимальный пакет документов. Будьте готовы к тому, что по ходу дела вам потребуется получить огромное количество дополнительных справок.

Право на постановку в очередь имеют жильцы как государственных, так и приватизированных квартир. Решение принимается управой социальной защиты в течение месяца. При положительном исходе ваша семья получит минимум 18 квадратных метров муниципальной жилой площади на человека — таков федеральный стандарт.

Как встать на очередь?

Как встать в очередь на жилье по программе молодая семья? Есть ребенок. Имеет ли значение прописка?

Согласно пункту 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 565 от 29.11.2005г., в редакции Указа от 09.08.2011г. № 346, вступившим в силу с 10.08.2011г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека.

При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске — исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в г.Минске и Минском районе) , за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

Согласно Указ Президента Республики Беларусь № 13 от 6 января 2012 г. право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Также следует отметить, что молодые семьи, а также граждане, постоянно проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на получение одноразовой субсидии на погашение задолженности по льготному кредиту, полученному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

Одноразовая субсидия на погашение задолженности по льготному кредиту, полученному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, предоставляется молодым семьям, а также гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, после ввода жилого дома в эксплуатацию (приобретения жилого помещения) равными долями в сроки, установленные кредитным договором.

Кто в Беларуси может встать в льготную очередь на строительство жилья?

Сегодня жители Беларуси могут встать на квартирный учет, только в том случае, если они проживают в однокомнатной квартире, независимо от пола и родственных отношений, за исключением супружеских.

Со 2 марта прошлого года в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс. Он внес много изменений касающихся жилищных прав и обязанностей граждан нашей страны. Многих интересует вопрос: внес ли кодекс изменения в правила о постановке на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Сразу хочется отметить, что изменений, как таковых нет, но внесены некоторые дополнения и уточнения, по существующим пунктам.

Быть нуждающимся – актуально.

Еще в начале 2012 года были введены значительные ограничения на выдачу льготных кредитов, поэтому большая часть граждан стоящих в очереди, на улучшение жилищных условий, оказались в числе тех, кто лишился права на получение такого кредита. Но, все кто находится в списках, на квартирном учете имеют ряд преимуществ, при улучшении жилищных условий. Такие граждане имеют право на первоочередное заключение договоров, по которым государственную квартиру им предоставляют в аренду по коммерческой цене. Также банки, которые выделяют кредиты на строительство, очередникам предлагают ставки более низкого процента, чем всем остальным кредитополучателям, независимо от того, берут они кредит на строительство или покупку. Немаловажным будет и то, что те, кто стоит на улучшении жилищных условий, имеют право на налоговый вычет, который взимается при исчислении подоходного налога, в том случае если стоящий на квартирном учете, оплачивает банку кредит, который брал на строительство или покупку жилья.

Если брать во внимание все эти факторы, то получается, что существующая очередь на улучшение жилищных условий оправданна, ведь она дает немалые преимущества тем, кто не может рассчитывать на государственные субсидии и получение льготного кредита.

Чтобы гражданам было лучше ориентироваться в новом Кодексе, теме квартирного учета, посвящена 7 глава. Она гласит, что право на постановку на учет по улучшению жилищных условий имеют граждане, достигшие возраста в 16 лет. Для детей-сирот, а также детей оставшихся без родителей постановка может осуществляться в более раннем возрасте. Также такое право имеют молодые люди, вступившие в брак до наступления шестнадцатилетнего возраста.

В Минске и Минском районе есть и другие критерии, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий. Для Минска необходимо иметь 10-летнюю регистрацию по месту жительства, а для области эта цифра в два раза меньше – только 5 лет постоянной прописки. Эти требования относятся к иногородним гражданам, которые не считаются «молодыми специалистами» и не являются членами семей жителей этих регионов, а также во всех остальных случаях, на которые не распространяются требования по регистрации. Все эти требования относятся к общим положениям, но есть и частные условия для постановки на учет, которые также заслуживают внимания.

Не имеющие жилой площади.

Новый ЖК, как и прежний, разрешает гражданам, не имеющим в собственности или в пользовании, а также тем, кто не владеет жилым помещением становиться в квартирную очередь, там, где они хотят это сделать. В новой редакции, эта группа претендентов немного расширена. Сейчас сюда включили тех, кто был выселен их квартиры, комнаты или дома, но проживал в качестве родственников или членов семьи. Если говорить на примере, то это будет выглядеть следующим образом. В квартире мужа проживает семейная пара, но жена не имеет права на долю в этой квартире и другого жилья, в данном населенном пункте также не имеет. Спустя какое-то время они разводятся и муж, пользуясь новыми нормами ЖК, которые вступают в силу уже в этом году, выселяет жену из квартиры. Так вот, жена по ЖК, в данном случае, станет нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В новой редакции ЖК в 35 статье 7 главы дано точное определение формулировке: «что значит отсутствие у граждан жилья, во владении или пользовании, которое дает им право становиться на учет по улучшению жилищных условий. Если говорить простым и понятным языком для граждан, то это такое жилье, в котором гражданин может жить постоянно на безвозмездной основе. Это может быть проживание в государственной квартире по договору найма, как член семьи нанимателя, или в частной квартире, как собственник. В данном случае дополнением здесь будет то, что сейчас обеспеченный жильем считается тот, кто проживает по договору, по которому дольщик поучает во владение жилье долевого строительства от застройщика.

Площадь меньше нормы.

Существует еще категория граждан, которые имеют право на постановку на квартирный учет. К этой категории относятся жильцы, у которых площадь занимаемого помещения меньше, чем установленная норма. По всей Беларуси эта цифра равна 15 кв.м на одного человека, а в Минске этот показатель ниже и составляет всего 10 кв.м на человека. Чтобы получить цифру обеспеченности жильем, в расчет включается все имеющееся жилье, не только у претендента на постановку на учет, но и у членов его семьи. Жилье учитывается только то, которое находится в пункте, где претендент собирается становиться на учет. Для Минска расчет немного иной: здесь учитывается не только все жилье, расположенное в Минске, но и то, которое находится в Минском районе.

Для более ясного представления эту ситуацию можно рассмотреть на примере конкретной семьи. Если взять семью, из четырех человек, которая проживает в квартире, общей площадью 39,8 кв.м, то такая семья имеет право стать на учет по улучшению жилищных условий, ведь метраж это позволяет по закону. Но, если у кого-то из членов семьи есть недвижимость, пусть даже небольшой и ветхий домик, в Минском районе, который считают пригодным для жилья, то эта семья уже не будет иметь права на постановку на квартирный учет. Но, если у такой семьи будет жилье, хоть 300кв.м, но не в Минском районе, то она будет иметь право на постановку на квартирный учет, по новым нормам ЖК.

Соседство, как таковое.

Чтобы не было неожиданностей, при определении права на квартирный учет, необходимо все основания тщательно изучить, ведь среди них могут быть такие, которые могут иметь противоречия. Бывает, что некоторые основания не дают права претенденту считаться нуждающимся, а другие наоборот – подтверждают, что можно становиться на квартирный учет. Но, бывает и так, что два основания разрешают постановку на учет, а третье — наоборот, такого разрешения не допускает.

Это можно наглядно показать на примере. Если взять рядовой вариант, где проживают вместе мать и дочь, в однокомнатной квартире, которая имеет общую площадь 50кв.м. Дочь, при этом не замужем и детей не имеет, вот и получается, что по нормам обеспеченности они не имеют права становиться на квартирный учет. Также пункт 1.1 10 статьи 35 говорит именно о том, что нуждающимся можно признать гражданина, который проживает в квартире с одной жилой комнатой, с другим гражданином, кроме супругов, и при этом пол и родственные отношения никак не влияют на возможность постановки на квартирный учет.

Есть еще и другие основания, которые позволяют стать на квартирный учет. Таким основанием будет проживание в общежитии, кроме студентов и работников, взятых на временные работы; также могут стать на учет те, кто живет в государственной или частной квартире на основе коммерческого использования или по договору аренды; еще имеют право постановки на квартирный учет те, кто живет в помещении, которое признано непригодным для проживания (антисанитария, ветхость и др); проживающие в социальном или служебном жилье, а также те, кто живет в социальной квартире по договору найма, который заключен на срок до 10 лет.

Сегодня, два человека, которые проживают в комнате или однокомнатной квартире, имеют право становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных вопросов, так же как и прежде. Основанием здесь служит заболевание одного из жильцов, перечень которых утвержден Минздравом. В новом ЖК внесены уточнения для жильцов, которые проживают в коммунальных квартирах и домах, в которых живет вместе по нескольку семей. Для этой категории граждан, чтобы стать на учет нуждающихся, необходимо, чтобы обеспеченность жильем была ниже установленного норматива, на одного члена семьи. Цифры должны быть ниже, чем 15кв.м для Минской области, и меньше 10кв.м для г. Минска.

Есть еще одна категория граждан, которые имеют право на включение их в квартирную очередь. Это люди, не являющиеся близкими родственниками, но проживающие в неизолированных комнатах.

Молодые семьи в приоритете.

Молодые семьи, где оба супруга вступили в брак первый раз, и один из них не имеет во владении или пользовании жилого помещения, а также в собственности, обладают правом на включение в очередь по улучшению жилищных условий. Здесь есть некоторая оговорка, семья считается молодой, если одному из супругов нет 30 лет.

Также первоочередное право на включение имеют те граждане, которые родили (усыновили, удочерили) и воспитали ребенка, но при этом в брак не вступали. Такое же право имеют и овдовевшие супруги, воспитывающие детей, которые не вступили в брак во второй раз, и при этом у них отсутствует свое жилье.

На сегодняшний день все молодые рабочие, служащие, молодые специалисты, которые прибыли по распределению должны быть поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обязательном порядке. К этой категории также относятся молодые специалисты, прибывшие на работу по договору о целевой подготовке, а также те, кто был направлен госорганами и организациями в места, где имеется повышенный фон радиации.

В новом ЖК более пространно описаны основания, которые касаются детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, необходимые для постановки их на квартирный учет. По вновь дополненным правилам, дети этих категорий должны приниматься на учет по основаниям, которые до 2 марта 2013 года не могли служить основанием для такой постановки. Здесь можно привести довольно распространенный пример. Обычно речь шла о детях, которые учились в ПТУ, в госучреждениях средне-специального или высшего образования на дневной форме обучения, в связи с чем, они утратили статус детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей, но это только по состоянию на 8 апреля 2006 года. Сейчас для граждан таких категорий были расширены права, которые способствуют получению государственной поддержки во время улучшения жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

Новый жилищный кодекс дает пояснение, по поводу того, как гражданин, который имеет квартиру, жилое помещение или дом, не проживая там, может считать себя стоящим на квартирном учете. Это может быть в том случае, если во время вселения на эту площадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Семья, состоящая из трех человек (муж, жена и ребенок), проживают в общежитии, но муж имеет в собственности двухкомнатную квартиру, в которой живут его родители. Если муж и его семья пропишутся в его квартиру, то они становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на одного человека приходится метров меньше, чем это прописано по норме. Но здесь нужно делать оговорку, только в том случае, если родители мужчины не имеют другое жилое помещение в этом населенном пункте. Если разговор будет идти о Минске, то нужно еще учитывать и наличие у них жилья и в Минском районе.

Новый жилищный кодекс дает разрешение организациям, которые имеют жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в договорах коллектива дополнительные основания, которые будут давать право на постановку на квартирный учет. Но, такие очередники, смогут поправить свое жилищное положение только по месту работы.

Если подвести итог, то все такие дополнительные основания будут стимулировать граждан пойти в местный исполком и попробовать разобраться каждому, в своем конкретном случае и если позволяет закон, то быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Не все случаи можно описать и привести, в качестве примера, но это не должно отпугивать граждан от похода в исполком и возможности использовать свое право на постановку на квартирный учет.

И последнее, нужно отметить, что основания для постановки на учет, и основания для снятия с учета не совпадают, поэтому рассматриваются отдельно

Очередь на улучшение жилищных условий

Содержание

Что дает постановка в очередь на жилье?

После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует то, что льготный кредит или субсидия будут получены, так как для их получения существуют отдельные, более жесткие основания льготный кредит и (или) субсидию на жилье (например, строительство частного дома, долевое строительство или покупка жилья);
  • право получить не льготный кредит на жилье на относительно приемлемых условиях;
  • возможность получить Многие предприятия и организации предоставляют своим работникам займы под довольно низкие проценты заем на жилье на работе;
  • право построить в порядке очереди квартиру в ЖСК по относительно низкой цене;
  • право построить квартиру по договору долевого строительства по относительно низкой цене;
  • право получить без аукциона земельный участок для строительства дома;
  • преимущественное право получить в аренду жилое помещение коммерческого использования госжилфонда по относительно низкой плате;
  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует права на получение жилого помещения социального пользования, так как для его получения существуют отдельные, более жесткие основания жилое помещение социального пользования.

Этот вопрос обсуждался на форуме!

Кто может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий можно по установленным законодательством основаниям. Рассмотрим каждое из таких оснований подробно.

1. Постановка на очередь для тех у кого нет жилья по месту работы, а также для граждан без определенного места жительства

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
    – по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    – проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
    – по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания. [∗] подпункт 1.1.1 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.1 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

При постановке на очередь в городе Минске учитывается жилье, расположенное в Минском районе находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи.

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта – в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня. Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункт 35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413) по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

2. Постановка на очередь в связи с нехваткой квадратных метров

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м 2 (в городе Минске — меньше 10 м 2 ) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
– по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
– проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
– по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи Членами семьи такого гражданина являются:
– супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители);
– родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство;
– иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи;
– иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (пункт 62 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе). [∗] часть 1 подпункта 1.1.2 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и часть 1 подпункта 3.1.2 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет. [∗] часть 2 подпункта 1.1.2 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и часть 2 подпункта 3.1.2 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

Муж и жена проживают в г.Могилеве каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 50 кв.м (проживает 5 человек), жена в квартире 48 кв.м (проживает 3 человека). Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (50 кв.м. / 5), в квартире где проживает жена — 16 кв.м. (48 кв.м. / 3). В итоге, на каждого из супругов приходится менее 15 кв.м ((10 + 16) / 2 = 13 кв.м). Таким образом супруги имеют право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м.

Муж и жена проживают в г.Витебске каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 40 кв.м (проживает 4 человека), жена в квартире 30 кв.м (проживает 3 человека). При этом у одного из членов семьи жены есть квартира в г.Витебске площадью 36 кв.м., хотя проживает он со своей семьей (семьей жены). Супруги желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные общей площадью менее 15 кв.м. Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (40 кв.м. / 4), в квартире где проживает жена также 10 кв.м. (30 кв.м. / 3). Однако при расчете площади в квартире, где проживает жена должна учитываться и площадь квартиры, принадлежащей проживающему с женой члену семьи: (30 кв.м. + 36 кв.м.) / 3 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на каждого из супругов приходится более 15 кв.м ((10 + 22) / 2 = 16 кв.м).

3. Постановка на очередь для проживающих в не соответствующих санитарным и техническим требованиям помещениях

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. [∗] подпункт 1.1.3 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.3 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Жилье может быть признано не соответствующим санитарным и техническим требованиям при наличии следующих дефектов:

  • размещение жилых помещений в цокольных этажах жилых домов, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым и исключена возможность их затопления ливневыми водами и канализационными фекалиями (в случае засоров).
  • жилые помещения, устроенные в чердаках, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым.
  • наличие в домах встроенных помещений, запрещаемых «Строительными нормами Беларуси 3.02.04-03 «Жилые здания», утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. N 165, и СанПиН N 9-27-94 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания жилых домов», утвержденными заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 19 декабря 1994 г., к размещению в жилых зданиях.
  • отсутствие специальной вентиляции и звукоизоляции встроенных нежилых помещений
  • отсутствие кухонь
  • отсутствие естественного освещения и вентиляционных каналов в кухнях
  • несоблюдение санитарных правил и норм по инсоляции
  • высота этажа от пола до потолка в жилых помещениях менее 2,4 м
  • окно (окна) жилой комнаты выходят под арку или в крытую галерею, если такая жилая комната не имеет других окон
  • расстояние между окнами жилой комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно при отсутствии других окон в жилой комнате
  • вход в уборную осуществляется непосредственно из жилой комнаты
  • наличие отдельных конструктивных элементов, техническое состояние которых близкое к аварийному
  • жилые комнаты находятся над помещениями с большим тепловыделением, и температура воздуха на расстоянии 1,5 м от уровня пола в ней превышает 25 градусов С при температуре пола выше 28 градусов С
  • несоответствие параметров микроклимата санитарным правилам
  • расположение жилых помещений в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, в которых степень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума, вибрации, напряжения электромагнитных полей превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ)
  • расположение жилых домов по отношению к транспортным дорогам меньше размеров, указанных в нормативных документах
  • применение в конструкциях жилых помещений материалов, запрещенных СанПиН N 9-27-94 от 19 декабря 1994 г.
  • перечень дефектов жилых помещений второй категории санитарного и технического состояния
  • физический износ каменных жилых домов свыше 70%, а жилых домов деревянных и со стенами из прочих материалов — свыше 65%, установленный детальным обследованием в соответствии с техническими нормативными правовыми актами
  • аварийное состояние жилых помещений, устранение которого невозможно
    (пункты 5 и 6 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 02.05.2000 N 4 «Об утверждении условий, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания»)

Для признания жилья несоответствующим санитарным и техническим требованиям необходимо обращаться в исполком. Документом, подтверждающим нуждаемость, в данном случае будет являться решение исполкома о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. [∗] подпункт 13.4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Обратите внимание, что если не соответствующее санитарным и техническим требованиям жилое помещение (доля в нем) приобретено уже после того как было принято решение о признании его таковым, то стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможно. Это правило не относится к жилым помещениям, полученным по наследству. [∗] подпункт 4.10 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

4. Постановка на очередь для проживающих в общежитии

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях, за исключением вселившихся в общежитие сезонных Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев
(статья 299 Трудового кодекса Республики Беларусь) и временных Временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до 4 месяцев
(статья 292 Трудового кодекса Республики Беларусь) работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой Под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях , прохождением клинической ординатуры Под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения . [∗] подпункт 1.1.4 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей или заведующего (директора) общежитием подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

5. Постановка на очередь для проживающих в съемном жилье

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма. [∗] подпункт 1.1.5 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.5 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Для того, что бы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения Договор найма жилого помещения — соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. (пункт 1 Статьи 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь) , но и зарегистрироваться там по месту жительства Договор найма жилого помещения относится к документам, являющимся одним из оснований для регистрации гражданина, в том числе по месту жительства в жилом помещении, находящемся в его пользовании по договору найма. (подпункт 4.2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 N 413) .

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

6. Постановка на очередь для проживающих в арендном и социальном жилье

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений. [∗] подпункт 1.1.6 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.6 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному на срок до 10 лет В течение указанного срока гражданам, проживающим в данном жилом помещении, предоставляется внеочередное право на улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.
По истечении срока действия договора, жилое помещение социального пользования будет включению в состав жилых помещений коммерческого использования, а с проживающими там гражданами будет заключен договор найма жилого помещения коммерческого использования. в связи с тем, что наниматель выехал или умер, а его совершеннолетние трудоспособные В данном случае под трудоспособными членами семьи понимаются совершеннолетние граждане, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не являющиеся инвалидами I, II группы члены семьи, проживавшие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м 2 и более (в г. Минске — 10 м 2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. [∗] – подпункт 1.1.6 статьи 35 и статья 115 Жилищного кодекса Республики Беларусь
– подпункт 3.1.6 и пункт 69 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

7. Постановка на очередь для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне [∗] подпункт 1.1.7 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.7 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

1. Органические заболевания центральной нервной системы, последствия травм, сопровождающиеся недержанием мочи и (или) кала.
2. Активные формы туберкулеза, подтвержденные клинико-лабораторными или иными методами исследования, с бактериовыделением при условии соблюдения пациентами предписанного режима лечения и сохранения выделения микобактерий после проведенного шестимесячного курса противотуберкулезного лечения.
3. Психические расстройства (заболевания) с хроническим течением, с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями и выраженными расстройствами личности:
3.1. шизофрения;
3.2. хронические бредовые расстройства;
3.3. органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство;
3.4. деменция;
3.5. выраженные расстройства личности со стойкой и длительной социальной дезадаптацией вследствие эпилепсии;
3.6. тяжелая и глубокая умственная отсталость.
4. Кожные заболевания:
4.1. распространенные формы пузырчатых дерматозов;
4.2. генерализованные поражения кожи при коллагенозах.
5. Каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, энтероколостомы и тонкокишечные свищи.
6. Проказа.
7. Озена.
8. Бактерионосительство брюшного тифа.
(Приложение 2 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22.12.2012 N 202)

Документом подтверждающим право на постановку на учет по данному основанию будет являться заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина такого заболевания, выдаваемое соответствующей государственной организацией здравоохранения.

Обратите внимание, что состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, имеют право на предоставление им жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда. [∗] подпункт 1.2 статьи 111 Жилищного кодекса Республики Беларусь

8. Постановка на очередь для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена Произведен раздел жилого помещения с образованием 2 и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности в установленном порядке, и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 м 2 (в г.Минске — менее 10 м 2 ) на каждого члена семьи. [∗] подпункт 1.1.8 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.8 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Другими словами, что бы стать на очередь по данному основанию, собственникам необходимо выделить свои доли в квартире или одноквартирном доме.

Если есть техническая возможность на перепланировку, такое выделение можно произвести в виде раздела жилого помещения на два и более жилых помещения. Для этого необходимо заключит договор раздела недвижимого имущества, а если между собственниками нет согласия на раздел, то он может быть произведен в судебном порядке. [∗] часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Если нет технической возможности на перепланировку собственники могут разделить жилое помещение путем выделения им изолированных жилых комнат (жилой комнаты) в собственность и оставлениея подсобных помещений в общей долевой собственности. [∗] часть 2 статьи 156 Жилищного кодекса Республики Беларусь При таком разделе право общей собственности на жилые комнаты прекращается, изолированные жилые комнаты выделяются гражданам на праве собственности, а подсобные помещения остаются в общей долевой собственности. [∗] пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2000 N 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства»

При выделении в собственность комнат и постановке на учет нуждающихся учитывается площадь изолированных жилых комнат, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также часть площади подсобных помещений.
Для того, что бы было более понятно приведем пример:

Три комнаты в трехкомнатной квартире выделены в отдельную собственность двух граждан. Две комнаты (25 и 15 кв.м.) одному, одна комната (10 кв.м.) другому. Общая площадь квартиры — 60 кв.м., Жилая площадь квартиры — 50 кв.м. (комнаты 25 и 15 и 10 кв.м.). Для того, что бы определить нуждаемость каждого из граждан, необходимо учитывать не только площадь их комнат, но и остальную общую площадь квартиры. Так на одного гражданина будет приходиться: (60 / 50) x (25 + 15) = 48 м.кв., на второго: (60 / 50) x 10 = 12 м.кв.

9. Постановка на очередь для тех, кто проживает в неизолированных жилых комнатах при отсутствии близкого родства

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в неизолированных жилых комнатах Неизолированная жилая комната — жилая комната, связанная с другой жилой комнатой общим входом (пункт 31 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) и не являющиеся близкими родственниками Близкие родственники — супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки (пункт 1 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) . [∗] подпункт 1.1.9 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.9 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

То, являются ли комнаты неизолированными подтверждается техническим паспортом, а также сведениями из организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда Например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр или из организации по госрегистрации недвижимости БТИ .

Отсутствие близкого родства подтверждается, например, свидетельством о расторжении брака, паспортом или свидетельством о рождении.

10. Постановка о очередь для проживающих в однокомнатной квартире

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола и близкого родства с ним, кроме супругов. [∗] подпункт 1.1.10 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.10 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Другими словами стать на учет могут граждане, проживающие с кем то в однокомнатной квартире, и при этом не являющиеся супругами. Например, стать на учет может мать, которая проживает в однокомнатной квартире с несовершеннолетним или совершеннолетним ребенком.

Этот вопрос обсуждался на форуме!

11. Постановка на очередь для молодых семей

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, относящиеся к молодым семьям Молодыми семьями являются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий , впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности жилья Квартиры либо одноквартирного жилого дома или не является нанимателем такого жилья по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в населенном пункте по месту принятия на учет. [∗] подпункт 1.1.11 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.11 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Таким образом молодая семья может стать на очередь при соблюдении следующих условий:

  • оба супруга вступили в брак в первый раз;
  • хотя бы одному из супругов еще не исполнилось 31 года;
  • ни у одного из супругов в населенном пункте по месту принятия на учет нет:
    • в собственности квартиры или одноквартирного жилого дома;
    • во владении и пользовании жилья, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    • занимаемого объекта долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору.

Документом, подтверждающим первичность вступления в брак обоих супругов, будет являться справка Выдается органом загса или архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния из записи акта о заключении брака.

Документом, подтверждающим отсутствие у обоих супругов в населенном пункте по месту принятия на учет в собственности или в пользовании по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда квартиры, одноквартирного жилого дома или объекта долевого строительства, является:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

12. Постановка на очередь для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли. [∗] подпункт 1.1.13 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.1.12 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

13. Постановка на очередь для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях Границы зон радиоактивного загрязнения определены в статье 4 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 N 132. с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/км 2 и приравненных к ним территориях. [∗] подпункт 1.2 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.2 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному пункту будет являться свидетельство Выдается выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, а также направленным на работу, при выдаче документа об образовании о направлении на работу.

Этот вопрос обсуждался на форуме!

14. Постановка на очередь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из их числа

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты Детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (статья 1 Закона Республики Беларусь от 21.12.2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и дети, оставшиеся без попечения родителей, Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей исполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей (статья 1 Закона Республики Беларусь от 21.12.2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания (статья 1 Закона Республики Беларусь от 21.12.2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») , в случае, если они:

  • не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
  • проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2-1.1.10 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;
  • при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2-1.1.10 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;
  • не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению исполкома в случаях:

  • утраты жилого помещения (гибели, уничтожения);
  • систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования им;
  • наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении;
  • в других случаях.

Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом. [∗] подпункт 1.3 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункт 3.3 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

Ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Существуют определенные ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. [∗] статья 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь и пункт 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Этот вопрос обсуждался на форуме!

Ограничение в постановке на очередь при ухудшении жилищных условий

В случае ухудшения жилищных условий стать на учет можно только через 5 лет после таких ухудшений. Жилищные условия могут быть ухудшены путем:

  • уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения или его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 м 2 (в г.Минске — 10 м 2 ) на одного человека;
  • вселения других граждан в жилое помещение;
    Исключение составляют вселенные, не имевшие до этого в собственности или во владении и пользовании жилья в данном населенном пункте, в котором они были бы обеспечены жильем общей площадью 15 м 2 (в г.Минске — 10 м 2 ) и более на одного человека, и проживающие в этом жилом помещении:
      • супруги нанимателей, собственников, членов организаций застройщиков, а также членов их семей;
      • несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста дети нанимателей, собственников, членов организации застройщиков, а также членов их семей;
      • нетрудоспособные В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста родители нанимателей, собственников, членов организации застройщиков, а также члены их семей.
  • вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда, если граждане до этого были обеспечены жильем общей площадью 15 м 2 и более (в г.Минске — 10 м 2 и более) на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Ограничение в постановке на очередь в г.Минске и Минском районе для иногородних

В случае прибытия в г.Минск из других населенных пунктов стать на учет можно только через 10 лет со дня регистрации по месту жительства в г.Минске или со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске, за исключением:

  • супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске;
  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
  • граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами.

В случае прибытия в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов стать на учет можно только через 5 лет со дня регистрации по месту жительства в Минском районе или со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района, за исключением:

  • супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных В данном случае под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства населенном пункте Минского района;
  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное высшее или послевузовское образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
  • граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами.

Другие ограничения в постановке на очередь

Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, которые зарегистрированы по месту жительства в общежитиях или в частных квартирах и домах на основании договоров найма жилого помещения, но фактически там не проживают. Подтверждение факта такого фактического проживания осуществляется исполкомом или другой, принимающей на учет организацией, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание. К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение соседей, заведующего (директора) общежитием и другие документы (сведения).

Граждане и члены их семей, которые воспользовались льготным кредитом или одноразовой субсидией на жилье не принимаются на учет в течение 5 лет со дня государственной регистрации права на такое жилье, построенное с государственной поддержкой. Это правило не относится к тем у кого право на постановку на очередь возникло из-за увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также к военнослужащим в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность.

Не принимаются на учет граждане, которые имеют в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет жилье, в котором они не проживают, за исключением случаев, если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Помимо прочего, гражданин может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18-летнего возраста. Однако в случае принятия решения об эмансипации Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда. (статья 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь) либо вступления гражданина в брак стать на учет можно и до достижения совершеннолетия. Кроме того, при наличии определенных условий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, — с даты их постановки на учет в составе семьи родителей.

Куда обращаться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Для постановки на учет необходимо обращаться:

  • в исполком Сельисполком, Горисполком, Администрация района по месту жительства;
  • в организацию по месту работы (службы) — для граждан, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству). По желанию гражданина его могут поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий также и по месту его жительства;
  • в сельскохозяйственную организацию — для работников организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающих и работающих в сельской местности и обслуживающих работников этих сельскохозяйственных организаций;
  • в исполком по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства — для граждан без определенного места жительства, ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел;
  • в исполком по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей или по месту предоставления им первого рабочего места – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • в исполком в любом населенном пункте Республики Беларусь (за исключением г. Минска) — для граждан, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов в течение шести месяцев со дня увольнения.
  • в любой исполком в пределах границ области — для должностных лиц, проживающих в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и отработавших более 5 лет в государственных органах, расположенных в административно-территориальных единицах, в пределах границ которых имеются зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение, и являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена. В случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в исполкоме по месту жительства одного из супругов по их выбору. При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) — членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. [∗] пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса Республики Беларусь и пункт 7 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Какие документы нужны для постановки в очередь на жилье?

По месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданину необходимо представить следующие документы: [∗] подпункт 1.1.5 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление (может оформляться при приеме документов);
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;
  • документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;
  • сведения Форма предоставления таких сведений утвержденна постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2006 № 44 о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества (в последствии такой документ необходимо будет предоставлять ежегодно).

Документы, которые самостоятельно можно не предоставлять, так как они запрашиваются по принципу «Одно окно»: [∗] пункт 2 статьи 39 Жилищного кодекса Республики Беларусь и пункт 13 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

  • справка Форма справки предусмотрена в приложении 2 к постановлению Министерства жилищного и коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552» о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи — выдается организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда Например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр , или организацией, предоставившей жилое помещение, или сельским, поселковым, городским (городов районного подчинения) Советом депутатов (Исполкомом);
  • справка о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте — выдается соответствующей территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним БТИ .
  • решение исполкома о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям — при принятии на учет граждан проживающих в таких помещениях;
  • медицинское заключение о наличии у гражданина заболеваний, при наличии которых он и совместно проживающие с ним в одной комнате или однокомнатной квартире признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • копии диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией — при принятии на учет молодого рабочего (служащего), молодого специалиста, прибывшего на работу в организации, расположенные на территориях с радиоактивным загрязнением;
  • договор найма жилого помещения — если основанием для постановки на учет является проживание в общежитии, в съемном, арендном или социальном жилье;
  • сведения о получении (неполучении) льготного кредита, одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения гражданином и членами его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака, если в записи акта о заключении брака супруги значатся как вступившие в брак впервые, — при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи;
  • копия трудового договора — если основанием для постановки на учет является проживание в общежитии;
  • справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий — в случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта;
  • иные документы (сведения), необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратите внимание, что если какой либо запрашиваемый по принципу «Одно окно» документ выдается за плату, то запрашиваться он будет только после предоставления гражданином квитанции об оплате. [∗] пункт 4 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур»

В течение 1 месяца со дня подачи заявления и после получения всех необходимых документов заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет рассмотрено и о принятом решении сообщено гражданину в письменной форме.

В решении о принятии на учет указываются:

  • дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • основания для принятия гражданина на учет;
  • общий или отдельный список учета;
  • состав семьи гражданина;
  • номер очереди.

Гражданин считается принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет. [∗] пункт 17 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

Учет очередников ведется общим списком. Если гражданин имеет право на внеочередное или первоочередное предоставление ему жилья или на получение жилья социального пользования (в том числе внеочередное), то помимо общего списка он должен быть включен в отдельные списки учета. [∗] пункт 18 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563

В решении об отказе в принятии на учет указываются основания для отказа. Отказ в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Смотрите еще:

  • Куда пожаловаться на жкх уфа Жалоба на дороги: как составить эффективное заявление? Транспортный налог автолюбители платят исправно, а изменений в качестве дорог не наблюдается. Можно терпеливо ждать, пока дорожники сами доберутся до вашей «любимой» ямы, можно выставить пикет перед […]
  • Как встать на очередь на квартиру в санкт-петербурге Очередь на жилье: тонкости законодательства Собственное жилье — большая роскошь в нашей стране. Статья 40 Конституции РФ закрепляет право граждан на собственное жилье. Государство предоставляет бесплатное жилье всем нуждающимся в порядке очереди. Те, кто мечтает […]
  • Воинская часть ковров подмосковье 15 отдельная миротворческая бригада 15 миротворческая бригада – является бригадой миротворческих сил Российской Федерации. Бригада сформирована и образована 1 февраля 2005 года на основании директивы министра обороны 589 отдельного гвардейского мотострелкового […]
  • Жилье военнослужащим в 2014 году субсидия НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Калькулятор ЕВЖ военным Опубликовано: 02 апреля 2013 Автор: LIОN Расчет размера Единовременной Денежной Выплаты на приобретение или строительство Жилого помещения (ЕДВ) военным - Субсидии для […]
  • Какой налог надо заплатить при вступлении в наследство Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был принят […]
  • Договор рф о правовой помощи УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Страница не существует или в разработке Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - […]
  • 11 статья 154 фз Статья 154 1. Установить, что в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных […]
  • Документы на опекунство усыновление УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Страница не существует или в разработке Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - […]