Источники финансирования дефицита местного бюджета это

newinspire

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники.

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств;

• кредиты банков и фирм иностранных государств;

• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредитов, получаемых от кредитных организаций;

— поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных организаций;

• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций.

Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.

Источники финансирования дефицита бюджета — это?

Источники финансирования дефицита бюджета — это?

    Затягивание поясов одетых на шею самым бедным слоям населения. А языком избранников «Сокращение расходов гос. бюджета, жесткая экономия.»

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита фед. бюджета явл-ся: 1) внутр.источники в след.формах: кредиты, полученные РФ от кредит.организаций в валюте РФ; гос/е займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос.собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: гос/ые займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ. Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика. Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ. Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ). В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета.

В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения. Источником финансирования дефицита служат кредиты ЦБ России, это наиболее дешевый источник финансирования, так как между ЦБ России и Правит.РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический хар-р. Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долг.обязательств, использования, прежде всего, внутр.резервов роста доходов на базе развития промышленного и с/х -го производства.

Источники финансирования дефицита бюджета и их классификация

В современной теории и практике финансов в связи с бюджетными дефицитами употребляют такие понятия: финансирование бюджета, источники финансирования (покрытия) бюджетного дефицита, дефицитное финансирование. Два последних понятия были известны в Украине, а первое — заимствовано на Западе и введено в украинскую финансовую практику с принятием Бюджетного кодекса. По Кодексу финансирования бюджета — поступления и расходы в связи с изменением объема долга, а также остатка наличных средств по бюджету, которые используются для покрытия разницы между доходами и расходами бюджета.

На практике финансированием бюджета считают группу определенных финансовых операций, источниками финансирования бюджетного дефицита — виды финансовых ресурсов, а дефицитным финансированием — тип финансовой политики.

Финансирование бюджета характеризуется следующими признаками:

— Операции по финансированию бюджета включают как поступления, так и расходования бюджетных ресурсов;

— В бюджете финансирование отражается отдельно, поскольку не принадлежит ни к доходам, ни к расходам;

— В отличие от брутто-основы отражения показателей доходов и расходов бюджета, финансирование должно чистую основу;

— Так же как бюджетное сальдо может принимать форму не только дефицита, но и избытка, так и финансирования бюджета может быть как «положительным», так и «отрицательным»;

— Операции по финансированию бюджета имеют целью: профинансировать бюджетный дефицит, погасить государственный долг, покрыть временные кассовые разрывы при исполнении бюджета, обеспечить ликвидность бюджетного фонда;

— Размер бюджетного дефицита (или избытка) равен размеру нетто-финансирование (превышение положительного финансирования над отрицательным — дефицита, а иначе — профицита).

Перечисленные признаки свидетельствуют, что финансирование бюджета шире и сложнее понятием, чем источники финансирования бюджетного дефицита. В финансировании бюджета учитываются не только остатки наличности, используются для покрытия бюджетного дефицита, но и операции с другими активами, предназначенные для управления ликвидностью бюджетного фонда.

По финансированию бюджетного дефицита, то их различают по кредиторам, инструментами привлечения, экономическим воздействием (инфляцийнии неинфляционные, исходя из влияния на чистую стоимость правительства, учитывая мультипликационный эффект и т.д.).

Международный валютный фонд предлагает для использования две классификации финансирования: по типу кредитора и по типу долгового обязательства (табл. 7.2). Аналогичные классификационные признаки установлены также Бюджетным кодексом Украины. Для финансирования дефицита в Украине назначены внутренние и внешние заимствования. При этом эмиссионные средства НБУ не могут быть источником финансирования дефицита.

Таблица 7.2. Классификация финансирования бюджета: подход МВФ

от других субъектов сектора государственного управления;

от органов денежно-кредитного регулирования;

от депозитных банков;

другое внутреннее финансирование;

2. Внешнее финансирование:

от международных институтов развития; от иностранных правительств; другие заимствования за рубежом изменения наличности, депозитов и ценных бумаг, которые содержатся в целях управления ликвидностью

2. Краткосрочные облигации и векселя.

3. Прочие долгосрочные займы.

4. Прочие долгосрочные займы и авансы.

5. Другие обязательства.

в. Изменения остатков наличности, депозитов и ценных бумаг, которые правительство удерживает с целью управления ликвидностью

По результатам сотрудничества с МВФ Украина заключила Технический меморандум с взаимопонимания, в котором определено, что финансирование дефицита консолидированного правительства включает:

— Чистую сумму казначейских векселей;

— Чистую сумму займов правительства, предоставленных национальной банковской системой;

— Общую сумму приватизационных поступлений;

— Разницу между поступлениями от размещения и погашения любых облигаций, эмитированных правительством или НБУ для нерезидентов с целью финансирования дефицита;

— Разницу между получением и погашением правительством иностранных кредитов (включая проектные кредиты и кредиты, полученные с целью последующего кредитования предприятий);

— Чистую смену депозитов правительства в банках-нерезидентах и других институтах-нерезидентах;

— Чистые поступления от размещения других долговых обязательств или других финансовых инструментов, эмитированных правительством.

В целом операции по финансированию бюджета имеют целью обеспечить не только покрытие дефицита, но и управления ликвидностью бюджета, о чем свидетельствуют данные табл. 7.3.

Таблица 7.3. Назначение финансирования бюджета

2. краткосрочные (до 1 года) займа.

3. Использование депозитов, денежных резервов, других ликвидных активов, уменьшение остатков денежной наличности на бюджетных счетах

2. Долгосрочные займы (кредитные соглашения сроком более 1 года).

3. Реализация акций, держателем которых является

4. Использование депозитов, денежных резервов, других ликвидных активов, уменьшение остатков денежной наличности на бюджетных счетах

Приведены в табл. 7.3 задачи имеют разную специфику, требует адекватного подхода к ним в ходе бюджетного планирования и исполнения бюджета.

Основной объем операций, связанный с привлечением источников финансирования бюджетного дефицита в рыночных экономиках осуществляется на финансовых рынках. Эмитируя рыночные долговые инструменты, государство выступает крупным заемщиком финансовых ресурсов. Необходимость финансирования бюджетного дефицита и использование с этой целью финансовых инструментов начали один из важных механизмов существования рынка. Государственные ценные бумаги позволяют трансформировать государственный долг в финансовый актив кредиторов, который приносит им прибыли.

Таким образом, раскрывая содержание финансирования бюджета как группу финансовых операций, связанных с покрытием дефицита бюджета, мы охарактеризовали это экономическое явление, сосредоточивая внимание на его классификации по двум признакам: типу кредитора, характеризующий категорию кредитора или владельца долгового обязательства; типу долгового обязательства, характеризующий вид финансового инструмента заимствования средств.

Классификационный признак финансирования бюджета по типу кредитора предполагает, что источники покрытия дефицита (финансирование) делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники — это поступления от сектора государственного управления, то есть объем заимствований за счет эмиссии ценных бумаг, осуществляет Министерство финансов Украины, поступления от органов денежно-кредитного регулирования и банковских учреждений и другие внутренние источники. Внешние источники включают займы, полученные от международных организаций и иностранных коммерческих банков и др.

Классификация финансирования бюджета по типу долгового обязательства предусматривает, что финансовые обязательства государства включают следующие виды. » облигации внутреннего и внешнего государственного займа и другие государственные ценные бумаги, долго, средне- и краткосрочные займы и кредиты, изменение объемов наличных средств, депозитов и ценных бумаг, используемых для управления ликвидностью в разрезе внутренних и внешних источников финансирования.

Такие признаки непосредственно касаются классификации источников финансирования бюджетного дефицита как вида финансовых ресурсов. Эти источники классифицируют по способу привлечения, по характеру воздействия на инфляционные процессы и по уровню управления.

Так, по способу привлечения источников финансирования бюджетного дефицита разделяют на эмиссионные и неэмиссионные. Эмиссионные источники связанные с дополнительным привлечением денежной массы для покрытия государственных расходов и сопровождаются эмиссией денег. Неэмиссионные источники отражают взаимоотношения между государством как заемщиком и юридическими и физическими лицами, правительствами других стран и международными финансовыми организациями как кредиторами и не имеют непосредственного отношения к эмиссии денег.

По характеру воздействия на инфляционные процессы источники финансирования дефицита бюджета бывают инфляционные и неинфляционные. Инфляционным источником выступает монетизация дефицита, которая происходит за предоставление правительству займов центрального банка, покупка центральным банком государственных ценных бумаг, а также благодаря дополнительной эмиссии денег. Кредитная эмиссия использовалась в Украине с 1991 до 1995 г.. И была практически единственным источником покрытия бюджетного дефицита. Вследствие использования инфляционных источников развивается неконтролируемая инфляция, обесцениваются деньги, происходит обнищание населения. Неинфляционные источники существенно не влияют на инфляционные процессы и включают заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках, остатки бюджетных средств, трансферты (в виде безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи), накопление задолженности (просрочка платежей по долгам или купленные товары, повышение налогов и т.д.).

По уровням управления различают центральные и местные источники финансирования бюджетного дефицита. Центральные источники — это эмиссионные и неэмиссионные источники, используемые правительством для покрытия дефицита государственного бюджета. Местными считаются неэмиссионные источники, используемые органами местного самоуправления для финансирования дефицитов местных бюджетов. Как правило, к последним относятся внутренние местные заимствования, кредиты коммерческих банков, свободные остатки средств местных бюджетов и тому подобное.

В целом теоретически возможны три основных варианта финансирования бюджетного дефицита: продажа государственных активов, государственные заимствования и монетизация дефицита.

Продажа государственных активов для покрытия дефицита считается достаточно редким явлением. Оно характерно для переходных экономик. Учитывая ограниченность, этот метод не является универсальным, а разовым.

Государственные заимствования является самым распространенным методом покрытия бюджетного дефицита, поскольку Не имеет инфляционного характера, и осуществляется в виде внешнего и внутреннего финансирования.

Внешнее финансирование может обеспечиваться на общих или льготных условиях. Государства — заемщики наиболее заинтересованы в льготном внешнем кредитовании (получение безвозвратных субсидий из-за границы, беспроцентных займов, льготных займов с низким ставкам и длительными сроками погашения), поскольку благодаря ему дефицит не только влиять негативно на экономику, но и может быть положительным, если финансирование будет связано с производительным использованием ресурсов. В общем внешнее финансирование является наименее инфляционным.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита часто рассматривают как антиинфляционную альтернативу монетизации. Однако с его помощью инфляцию возможно только отдалить, а не избежать. В случае размещения облигаций государственных займов среди населения, инфляционное напряжение ослабнет. Если центральный банк скупит такие облигации, то сможет расширить свои квазифискальные операции, что будет способствовать росту инфляционного давления. При обязательном размещения займов внутреннее долговое финансирование превращается в дополнительное налоговое бремя. Рост внутреннего долга приводит к увеличению расходов на его обслуживание, что способствует увеличению бюджетного дефицита и государственной задолженности.

Итак, государственные заимствования, с одной стороны, расширяют финансовые возможности государства, является эффективным инструментом изъятия лишних средств из оборота, в отличие от повышения налогов психологически не вызывают сопротивления. С другой стороны, они превращают взятые правительством займа в национальный долг, вытесняют часть частных инвестиций, государственный бюджет отягощается расходами на обслуживание долга, а критические его размеры угрожают государству дефолтом.

Монетизация бюджетного дефицита используется тогда, когда при наличии дефицита государство имеет большой внешний долг, в результате которого привлечения внешних займов невозможно, а все внутренние источники исчерпаны. Этот метод является вынужденным и считается целесообразным, когда все официальные валютные резервы центрального банка использованы, в связи с чем урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. По инициативе центрального банка запускается механизм печати ничем не обеспеченных денег, решает проблему дефицита бюджетных ресурсов. Этот метод покрытия дефицита, несмотря на простоту, скрывает большую опасность, поскольку дополнительная эмиссия увеличивает предложение денег в обращении и нарушает пропорции, описанные уравнением Фишера:

где М — предложение денег; V — скорость обращения денег; Р — средние цены; Q — предложение продукта.

В краткосрочном периоде ни скорость оборота денег, ни динамика продукта не могут компенсировать прирост денежной массы. Поэтому наиболее оперативно в этом случае реагируют цены, рост которых отвлечь невозможно. Так запускается механизм инфляции. Правительство определенное время будет иметь выгоду из этого (сеньораж), если печатать деньги быстрее, чем на это надеются граждане. Но по мере того, как население избавляться наличности, чтобы «убежать» от инфляции, денежная масса увеличивается до критического уровня, а инфляция достигнет гиперрозмирив. Это обстоятельство заставило большинство стран, включая Украину, на законодательном уровне запретить эмиссию как источник финансирования бюджетного дефицита.

Итак, сеньораж — доход от печатания денег, который возникает в условиях превышения прироста денежной массы над приростом реального ВВП, следствием чего является рост среднего уровня цен. В современных условиях сеньораж также реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Однако эти операции имеют незначительный размер и не слишком разрушительные последствия для экономики. Но если правительство чрезмерно полагаться на механизм сеньоража как способа оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро, порождая неуправляемое роста инфляции.

Учитывая это все экономические агенты вынуждены платить так называемый инфляционный налог, который с помощью высоких цен перераспределяет часть их доходов в пользу государства. При этом объем инфляционного налога рассчитывается по формуле

где ИП — инфляционный налог; Т — годовой темп инфляции,%; — — Уровень

запасов денежных средств экономических агентов в реальном выражении.

В процессе уплаты инфляционного налога плательщики ведут себя по-разному. Так, домашние хозяйства платят инфляционный налог автоматически, поскольку из-за увеличения цен они теряют больше своих денежных доходов и сбережений. У плательщиков государственных и местных налогов и сборов в условиях роста уровня инфляции наблюдается эффект Оливера-Танге, который оказывается в сознательном задержании ими сроков уплаты налогов и обязательных платежей в бюджеты. Рост инфляционного напряжения создает экономические стимулы для отсрочки уплаты налогов в бюджет, поскольку за время такого оттягивание происходит обесценивание денег, от которого выигрывает плательщик налогов. В результате таких действий дефицит бюджета и общая нестабильность финансовой системы могут расти.

Во время инфляции население стремится избавиться денежных сбережений. В случае, если темпы сокращения денежных запасов начинают опережать темп инфляции, происходит уменьшение инфляционного налога и увеличение дефицита. Таким образом, инфляционный налог — это своего рода «прибыль», что может получить государство при определенных темпов инфляции и равный потери капитала владельцами средств за увеличение предложения денег.

В целом монетизация дефицита, кроме эмиссии денег, может осуществляться путем расширения сферы кредитования центральным банком правительства для поддержки государственных предприятий на льготных условиях и путем отсрочки платежей правительства по его долговым обязательствам.

Итак, монетизация бюджетного дефицита является вынужденным, неэффективным и нежелательным способом его финансирования, который используется при значительных объемах внешней задолженности и если все возможности внутреннего долгового финансирования исчерпаны.

Охарактеризованы способы финансирования бюджетного дефицита подтверждают тот факт, что каждый из них имеет соответствующие положительные и отрицательные качества, а идеального метода покрытия дефицита нет.

В целом финансирование бюджета рассчитывают на чистой основе, то есть по объему валовых поступлений заемных средств вычитаются платежи по погашению основной суммы долга по формуле

где ФД — финансирование дефицита; 3 — заимствования; ПБ — погашение долга; 33 — изменение остатков.

Между дефицитом бюджета и его финансированием должно быть равновесие, определяемая по формуле

где БДЦ — бюджетный дефицит; В — расходы бюджета; Д — доходы бюджета; ФД — финансирование дефицита.

Итак, с одной стороны, источники финансирования дефицита является симметричным понятием по отношению к самому дефицита. При этом величина бюджетного дефицита равен объему необходимого его покрытия. С другой стороны, привлечение таких денежных поступлений, относящихся к источникам финансирования дефицита, свидетельствует о отрицательную разбалансированность бюджета. Если правительство не примет меры по его преодолению и вместе с этим не будет прибегать к привлечению источников финансирования дефицита, будет происходить накопление платежей *.

Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации


Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Данная статья рассматривает источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Учитывая положения статьи, можно сделать вывод, что к источникам финансирования дефицита регионального бюджета относятся:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ.
Государственный заем — это передача в собственность РФ, субъекта РФ денежных средств, которые РФ, субъект РФ обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа;
2) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Согласно бюджетному законодательству бюджетная бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций. При этом необходимо учитывать, что не могут выступать в качестве источника финансирования дефицита регионального бюджета кредиты ЦБР;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ. Согласно закону средства, полученные от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, могут пойти на финансирование дефицита регионального бюджета;
5) изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета. Это определяется путем сравнения остатков на начало и конец периода.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ» в других словарях:

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ — 1) существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов (внутренние прибыль, амортизационные отчисления, внешние кредиты, безвозмездные ссуды); 2) перечень экономических субъектов, способных предоставить такие ресурсы … Энциклопедический словарь экономики и права

источники финансирования — существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, перечень экономических субъектов, способных предоставить такие ресурсы … Словарь экономических терминов

Источники финансирования дефицита федерального бюджета — по законодательству РФ внутренние и внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета. См. также: Федеральный бюджет Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

источники финансирования науки и инноваций — Первичные источники денежных средств на выполнение научных исследований и разработок и осуществление инновационной деятельности. И.ф.н.и и. определяются по критерию прямой передачи средств, изначально предназначенных и фактически использованных… … Справочник технического переводчика

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ — по законодательству РФ внутренние источники: государственные займы (осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ), бюджетные ссуды (полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ), кредиты (полученные от кредитных… … Финансовый словарь

источники финансирования капитальных вложений — Источники средств, направленные на восстановление, расширение и совершенствование действующих и создание новых основных фондов. См. тж. источники финансирования инвестиционной деятельности. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики… … Справочник технического переводчика

Источники финансирования дефицита местного бюджета — в РФ муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций. См. также: Бюджеты муниципальных образований Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Источники Финансирования Капитальных Вложений — источники средств, поступающих на восстановление, расширение и модернизацию действующих и создание новых основных фондов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ — источники средств, направленные на восстановление, расширение и совершенствование действующих и создание новых основных фондов. См. тж. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ … Большой бухгалтерский словарь

источники финансирования инвестиционной деятельности — Собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страх. организациями в виде возмещения ущерба т.п., а также иные виды активов основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т … Справочник технического переводчика

Лекция 5. Дефицит и профицит бюджета

5.1. Понятие дефицита бюджета, его классификация

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, госу­дарственныe расходы, бюджетный дефицит. Теоретически можно выделитьтри состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное.

Дефицит бюджета— это превышение расходов бюджета над его доходами. В мировой практике для финансирования бюджетного дефицита используютсязаймы, налоги и денежная эмиссия.

Возможна следующая классификация дефицитов бюджетов.

По отношению к планувыделяют плановый и фактический дефици­ты бюджета.

По степени учета конъюнктурных доходовбывают скрытый (ла­тентный) и реальный дефициты бюджета. Скрытый дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ, и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.

По отношению к уровню бюджетамогут быть дефициты федераль­ного, региональных, местных бюджетов.

По характеру возникновенияразделяют случайный (чрезвычайный) и действитель­ный дефициты.

В зависимости от периодичности возникновенияразличают постоянный, циклический и временный дефициты.

По степени переложе­ния на будущие поколенияможет быть переложимый и и непереложимый бюджетный дефицит.

По степени учета процентных выплат по обслуживаниюгосударственного или муниципальногодолгаразличают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию долга наэывают первичным, с учетом — вторичным.

По способу воздействия на социально-экономические процессыразличают активный и пассивный дефициты бюджетов. Активный дефицит бюджета связан с дефиuитом бюджета развития, пассивный — с бюджетом текущих расходов.

В экономической литературе в последнее время используется понятиененефтегазового баланса, в соответствии с которым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицитаили nрофицита. Ненефтяной бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных, нефтегазовой отраслью). В БК РФ внесена новая ст.96.7 «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», который представляет собой разницу доходов бюджета без учета нефтегазовых доходов бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. БК РФ устанавливает также ограничения на ненефтегазовый дефицит федерального бюджета.

Ограничения размера бюджетного дефицита

Ограниченияразмера бюджетного дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетовустановлены в БК РФ( ст.92, 92.1).

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.07 N 63-ФЗ дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета. Причем этот же закон устанавливает, что кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещениине могут бытьисточниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентовутвержденного общегогодового объема доходовбюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта РФ может превысить ограниченияв пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентовутвержденного общегогодового объема доходовместного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограниченияв пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных БК РФ ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФи влечет применение мер принужденияза нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут бытьисточниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

В Федеральном законе от 26.04. 2007 г. №63-ФЗ определены источники финансирования дефицита для бюджетов каждого уровня.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций, кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; прочие).

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

Установлено, что утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицитафедерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году).

Смотрите еще:

  • Материнский капитал на жилье 2018 Материнский капитал на покупку жилья По данным на начало 2018 года, года более 92% семей, подающих в ПФР заявление на использование материнского капитала, желают направить средства на улучшение жилищных условий. Общие требования, по которым законом разрешается […]
  • Регистрация ооо ип омск Регистрация ооо ип омск ООО "Точка зрения": Зарегистрировать ООО или ИП в Омске или Омской области – сложная задача . Наши специалисты возьмут на себя весь процесс подготовки необходимых документов для регистрации Вашего ООО или ИП. г. Омск. ул. Степанца, д. […]
  • Пособие на второго ребенка в орле Детские пособия в Орле и Орловской области В 2018 году в Орловской области, как и в остальных регионах страны, социальная политика в отношении семей с детьми претерпит изменения. В частности, для разных видов пособий становятся все более актуальными принципы […]
  • Приказ на увольнение генерального директора ооо Увольнение генерального директора по собственному желанию Увольнение генерального директора по собственному желанию имеет ряд отличий от процедуры увольнения рядового сотрудника. Причина заключается в том, что такой сотрудник является главным исполнительным органом […]
  • Продажа дачного участка в орле Как узнать кадастровую стоимость земельного участка? Как узнать кадастровую стоимость земельного участка? Ответ на этот вопрос может потребоваться как гражданам, так и юридическим лицам, владеющим землей. О том, что представляет собой кадастровая стоимость и каким […]
  • Судебная практика ст98 гпк Судебные расходы Судебные расходы сопровождают каждое гражданское дело в суде. При обращении в суд граждане вынуждены нести материальные затраты. Такие затраты называются судебными расходами или судебными издержками. Судебные расходы можно подразделить на несколько […]
  • Получение повторного свидетельства о рождении Апостиль, легализация, Узбекистан истребования, нотариальные заверения, дистанционное выполнение без присутствия, +998 90 958 79 63, +998 90 319 78 18, вацап, вайбер, телеграмм, имо. motorchik72@gmail.com Главное меню ПОЛУЧЕНИЕ ПОВТОРНЫХ ДОКУМЕНТОВ ЗАГС, СПРАВКИ, […]
  • Оформление наследства квартира стоимость Документы для оформления наследства Документы для оформления наследства необходимы для переоформления всего имущества умершего на имя его наследников. Занимаются документами для оформления наследства и представляют их нотариусу или сами наследники, или их поверенные […]