Исключительные права граждан рф это

8. Административно-правовой статус гражданина рф.

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

Структура административно-правового статуса:

– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;

– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;

– совокупность прав и обязанностей;

– гарантии реализации прав и обязанностей.

Административная правоспособность гражданина – способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Объем и содержание административной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и воинской службе».

Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, военнослужащие, государственные служащие, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.

Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректировать нашу действительность, которая не может обеспечивать равноправие всем и везде.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения. Так, ст. 47 УК РФ устанавливает в качестве меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Административное право также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за нарушения. Так, ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты; ст. 3.11 КоАП РФ устанавливает в качестве меры административного наказания дисквалификацию – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Конституцией РФ (ч. 3 ст. 56) обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственном управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Например, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на такую службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. «Об образовании» студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина – способность гражданина РФ своими личными действиями реализовывать свои права и осуществлять свои обязанности в сфере исполнительной власти; в полном объеме наступает в 18 лет.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно ст. 60 Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, например, граждане, достигшие 14-летнего возраста, обязаны обратиться в орган внутренних дел для получения паспорта; в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой правовой дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

По общему правилу все граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно ст. 2.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не подлежат административной ответственности лица, которые во время совершения противоправного деяния находились в состоянии невменяемости.

Способность гражданина лично нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение называется административной деликтоспособностью (деликт – проступок, правонарушение). Административная деликтоспособность является элементом административной дееспособности. Наступает административная деликтоспособность у граждан РФ, как уже упоминалось, в 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА» в других словарях:

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА — – в широком значении – права, предоставляющие определённому субъекту обладание известным объектом с исключением прав всех прочих лиц на этот объект. В таком значении к числу И. п. должно быть в первую очередь отнесено закреплённое Конституцией… … Советский юридический словарь

исключительные права — принадлежащие автору права на использование его произведения в любой форме и любым способом. Могут передаваться другому лицу на основе авторского договора о передаче исключительных прав … Энциклопедический словарь

Исключительные права автора на использование произведения — в РФ право на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на переработку. Кроме того… … Финансовый словарь

Исключительные права автора на использование произведения — означают право осуществлять или разрешать следующие действия: 1. воспроизводить произведение (право на воспроизведение); 2. распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); … Словарь юридических понятий

Исключительные права автора — права автора, исключающие возможность другим лицам использовать его произведение без его на то разрешения в авт. договоре. Исключительными являются имущественные права автора … Издательский словарь-справочник

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) — исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам… … Словарь юридических понятий

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности — см. Интеллектуальная собственность … Энциклопедия права

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности — см. Интеллектуальная собственность … Большой юридический словарь

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — см. Интеллектуальная собственность … Юридический словарь современного гражданского права

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА — исключительное право гражданина (физического лица) или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг… … Война и мир в терминах и определениях

Авторские права

Исключительное право на произведение (право использования произведения)

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат права, указанные на рис. 4.1.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ). В силу правил ч. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным регулятором творческого труда автора.

Указанная норма детализируется и в других статьях ГК РФ, в зависимости от создаваемого объекта. Так, исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Кроме автора, исключительное право на произведение может принадлежать и другим лицам, в том числе и тем, которые не вкладывали своего труда в его создание.

Закон закрепляет таких лиц. В частности, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда исключительное право на произведение принадлежит супругам. В частности, об исключительном праве указано в ст. 36 СК РФ, где закреплено специальное правило для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные одним из супругов. Указанные права принадлежат автору соответствующего результата, т.е. тому супругу, чьим трудом он создан. Такое исключительное право является личным имуществом и не подлежит разделу. Согласие второго супруга на распоряжение исключительным правом не требуется.

Рис. 4.1. Авторские права на произведение

Однако исключительное право может быть признано и совместной собственностью супругов. В частности, это касается ситуации, когда супруги приобретают исключительное право на произведение на совместно нажитые средства.

Кроме того, доходы, получаемые от использования исключительного права, являются совместными даже в том случае, когда исключительное право принадлежит только одному из супругов.

Исключительное право иначе именуется правом использования произведения. В связи с этим целесообразно определить способы такого использования. Законодатель такие способы закрепил в ст. 1270 ГК РФ (рис. 4.2).

Воспроизведение, т.е. изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на воспроизведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Рис. 4.2. Способы использования произведения

Бернская конвенция закрепила за авторами в первые годы своего существования именно исключительное право авторов на воспроизведение (reproduction, Vetfilfaltigung), а впоследствии — новые виды исключительных полномочий, относившихся поначалу к разряду воспроизводства. Согласно Бернской конвенции «авторы литературных и художественных произведений, охраняемых данной Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции» (ст. 9).

В силу подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо другом месте одновременно с представлением или показом произведения. При решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать соответствующее вознаграждение.

Публичное исполнение следует отличать от таких самостоятельных способов использования произведения, как сообщение в эфир или по кабелю.

Под сообщением в эфир или сообщением по кабелю, т.е. сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, следует понимать как прямую трансляцию произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения. Сообщение произведения в эфир или по кабелю производится теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем (в том числе наследником) или организацией по управлению правами па коллективной основе лицензионного договора. При этом право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Исходя из ст. 1272 ГК РФ, а также подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведений в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

В п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 подчеркивается, что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

Еще одной разновидностью использования произведения является размещение персонажей на различных товарах. Такой вид использования довольно часто является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика

Так, Некоммерческое партнерство «Э» (далее — истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ш. (далее — ответчик) о взыскании 30 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как указал истец, 14.11.2013 в магазине, расположенном вблизи дома но адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, д. 3, по договору розничной купли-продажи были приобретены товары шорты и варежки «Маша и Медведь», содержащие изображения, сходные до степени смешения с персонажами мультипликационного сериала «Маша и Медведь», а именно персонажами «Маша», «Медведь».

Заключение договора купли-продажи подтверждается товарным чеком № А0016824 от 14.11.2013, на котором имеются реквизиты индивидуального предпринимателя г-на III., в том числе оттиск круглой печати предпринимателя. Оригинал чека представлен истцом в материалы дела. Сумма покупки составила 250 руб. Факт реализации товара подтверждается видеозаписью, на которой виден как факт приобретения товара, так и выдачи кассового чека от 14.11.2013, просмотр которой осуществлен судом.

Исключительное право на использование персонажей «Маша» и «Медведь» принадлежит ООО «Маша и Медведь» на основании договоров об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение № 010601-МиМ от 08.06.2010 (серии 1-8) и Ml-1007/19 от 12.11.2010 (серии 9—12), заключенных с ООО Студия «А».

Исключительные права на персонажи указанного выше мультипликационного сериала, в том числе упомянутых персонажей «Маша» и «Медведь», переданы правообладателем в доверительное управление Некоммерческому партнерству «Э» на основании договора № Э1-МиМ от 23.03.2012.

Правообладатель может но своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Из материалов дела усматривается, что ООО «Маша и Медведь» не передавало ответчику право на использование персонажей мультипликационного сериала с одноименным названием (доказательств обратного арбитражному суду не представлено), из чего следует, что ответчик нарушил исключительное право автора произведения.

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250,1252,1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 43.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного подп. 2 ст. 1301, подп. 2 ст. 1311, подп. 1 п. 4 ст. 1515 или подп. 1 п. 2 ст. 1537 ГК РФ. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Разрешая данный спор с учетом указанных разъяснений, арбитражный суд принимает во внимание, что истцом не предоставлено доказательств, указывающих на длительность совершенного ответчиком нарушения авторского нрава, в том числе неоднократности совершения нарушений в отношении рассматриваемого объекта авторского права, а также на причинение каких-либо крупных (реальных) убытков правообладателя в связи с указанным нарушением (в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения авторского права посредством реализации продукции стоимостью 250 руб.).

С учетом изложенного, суд считает соразмерной допущенному нарушению денежную компенсацию в размере 20 000 руб., так как компенсация в данной сумме соразмерна возможным убыткам правообладателя, вызванным распространением продукции с изображением персонажа мультипликационного произведения «Маша и Медведь», торговля которым уменьшает покупательский спрос на лицензионную продукцию [1] .

Прицеленное судебное решение демонстрирует самостоятельность персонажей «Маша» и «Медведь» даже в случае их размещения в составе аудиовизуального произведения. И их использование, в данном случае путем размещения на товарах, должно быть осуществлено с согласия правообладателя.

В некоторых случаях закон предусматривает исключения из этого правила, оставляя возможность для свободного использования исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

При этом свободное использование авторских произведений в обороте выступает как ограничение исключительных прав и может осуществляться либо в целях личного, некоммерческого использования авторских произведений, либо в общественных целях (научных, социально-культурных, учебных, информационных, политико-правовых).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина.

В п. 34 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 даются разъяснения правил, регулирующих свободное воспроизведение произведения, осуществляемое в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Подобное воспроизведение разрешается законом без необходимости получения согласия от автора или иного правообладателя на безвозмездной основе.

При этом должны соблюдаться цели некоммерческого, личного использования для собственных нужд или потребностей обычного круга семьи данного гражданина. Понятие «обычный круг семьи» может включать родственников, друзей, но в каждом случае будет определяться судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Полагаем, что толкование необходимо осуществлять расширительно с тем, чтобы избежать неравного положения граждан [2] . Свободное воспроизведение разрешается законом в отношении правомерно обнародованного произведения.

В силу п. 4 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры.

Карикатуры, как и пародии должны быть узнаваемы и ассоциироваться с первоначальным произведением. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ.

Пародии и карикатуры, как и следует из названия ст. 1274 ГК РФ, должны быть использованы в информационных, научных, учебных или культурных целях. В иных случаях использование пародий и карикатур может вторгаться в сферу коммерческого использования авторских произведений, например, использования в рекламных целях или распространения как самостоятельного объекта авторского права.

Право па распространение (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) и право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) анализируются в п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29. В Постановлении справедливо делаются акценты на то, что для применения нормы об исчерпании исключительных прав необходимо соблюсти ряд условий. К ним закон относит условие о правомерном введении произведения в имущественный оборот на территории России либо самим правообладателем, либо другими лицами, которые осуществляли действия с согласия правообладателя (на практике преимущественным образом по лицензионному договору). Логично, что на контрафактные произведения данные правила не распространяются (исчерпания не происходит), и правообладатель может прибегнуть к соответствующим мерам защиты своих исключительных нрав (п. 4 ст. 1252 ГК РФ). Для правообладателя не имеет значения, каким способом изготавливались данные копии произведения за рубежом [3] .

В абз. 2 н. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 содержится разъяснение, направленное на установление соотношения права на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения с принципом исчерпания исключительных прав.

Как следует из текста постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, право на импорт в целях распространения выступает как самостоятельное имущественное правомочие. Вместе с тем дается разъяснение, что норма об исчерпании не применяется в отношении оригинала или экземпляров произведений, которые были введены в оборот за рубежом, что следует из содержания ст. 1272 ГК РФ.

При этом не каждая деятельность может быть признана распространением произведения.

Судебная практика

Так, например, суд пришел к выводу, что требование издательства о взыскании с общества компенсации за нарушение исключительных авторских нрав издательства на произведение не подлежало удовлетворению, в частности потому, что общество только осуществляло функции по доставке товаров согласно агентскому договору и не являлось распространителем спорной книжной продукции применительно к подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГКРФ [4] .

Исключительные права при распространении произведений имеют ограничения в силу исчерпания авторских прав. Данное правило позволяет ограничить контроль со стороны правообладателя за перепродажами авторских произведений, правомерно введенных в торговый оборот.

Распоряжение исключительным правом. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.

В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал помимо указания на то в учредительном договоре необходимо заключение отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК РФ, такой договор подлежит государственной регистрации.

Статьями 336, 1233 ГК РФ допускается распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации путем залога, с особенностями, предусмотренными частью четвертой ГК РФ.

Такие особенности установлены ст. 1232 ГК РФ, определяющей случаи, когда залог исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, а также п. 5 ст. 1233 ГК РФ, в силу которого в случае заключения договора о залоге исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство без согласия залогодателя, если договором не предусмотрено иное.

Не могут выступать в качестве предмета залога личные неимущественные права, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут выступать в качестве предмета залога при условии, что допустимо их отчуждение от правообладателя. Так, не могут быть предметом залога право следования на произведения изобразительного искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Предмет договора о залоге исключительного права (ст. 336, 339 ГК РФ) определяется применительно к п. 6 ст. 1235 ГК РФ путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого передается в залог, со ссылкой в соответствующих случаях на номер и дату выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат (патент, свидетельство).

Также в договоре о залоге должно быть определено: заложено ли исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме (применительно к п. 1 ст. 1234 ГК РФ) или право использования такого результата в предусмотренных договором пределах (применительно к п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В последнем случае договор о залоге должен предусматривать и обстоятельства, приведенные в подп. 2 п. 6 ст. 1235 и ст. 1236 ГК РФ.

Обращение взыскания па заложенное исключительное право осуществляется в соответствии со ст. 349 ГК РФ.

Обращение взыскания на заложенное исключительное право возможно по правилам п. 2 ст. 349 ГК РФ как в судебном, так и во внесудебном порядке на основании письменного соглашения залогодателя и залогодержателя.

С 1 октября 2014 г. стало возможным договорное регулирование распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ).

Действие исключительного права на произведение на территории РФ

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

а) обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на ее территории, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

б) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

в) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории России оно было опубликовано на ее территории.

Срок действия исключительных прав (ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, — срок действия исключительного права истекает через 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом сто правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, начиная с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

По истечении установленного законом срока действия исключительного права объект авторского права переходит в общественное достояние.

Право собственности и исключительные права на объекты информационных ресурсов

Наличие у того или иного субъекта документированной и иной информации является предпосылкой для установ­ления порядка реализации его права на этот ресурс и от­ветственности данного субъекта и всех, кто заинтересован в этом ресурсе, за нарушение установленных правил его ис­пользования. В связи с этим важно правильно применить институты собственности и институты интеллектуальной собственности относительно прав субъектов на объекты данного ресурса. Однако законодатель и в настоящее вре­мя, как уже было отмечено в главе об институтах информа­ционного права, не занял оптимальной позиции по этому вопросу. При характеристике правового статуса субъектов информационного права рассмотрен вопрос о статусе об­ладателя информации в соответствии с действующим За­коном об информации. Напомним, что ст. 6 этого Закона характеризует права обладателя безотносительно к тому, какие права он реализует: право собственности на информа­ционный объект или исключительные права относительно объекта авторского происхождения. Часть четвертая ГК РФ как бы узурпировала все проблемы прав субъектов, создаю­щих программный продукт информационных технологий, в институте интеллектуальной собственности. И это под­тверждается тем, что из ст. 128 ГК РФ «информация», как самостоятельный объект гражданских прав, исключена.

Тем не менее в ч. 2 ст. 6 Закона об информации указано, что «от имени Российской Федерации, субъекта Россий­ской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного само­управления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами». Из этой формулировки не вытекает, в какой форме субъ­ект реализует свои полномочия обладателя: в форме субъ­екта права собственности или исключительных прав. Вме­сте с тем в ч. 5 ст. 11 Закона об информации установлено: «Право собственности и иные вещные права на материаль­ные носители, содержащие документированную информа­цию, устанавливаются гражданским законодательством» (курсив наш. — И. Б.). Этой формулировкой носитель от­делен от содержания — информации, что нарушает единую природу документа.

И все же отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются Конституцией и гражданским законодательством РФ. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, нахо­дятся в ведении Российской Федерации, субъектов РФ и соответствующих органов государственной власти. Пункт «и» ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Рос­сийской Федерации находятся федеральная информация и средства связи. Статья 72 Конституции, предусматривая разграничение государственной собственности между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами, распространяется и на объекты информационных ресурсов, находящиеся в их совместном ведении. Но из действующего Закона об ин­формации исчезла норма, согласно которой информаци­онные ресурсы, являясь элементом имущества различных субъектов, могут быть товаром и, следовательно, объектом рыночных отношений.

Закон предусматривает и ряд норм административно-правового характера. Они касаются соблюдения правил представления обязательного экземпляра документа; обя­занностей органов государственной власти по сбору инфор­мации по целевому признаку; обязанностей организаций, которые ответственны за сбор информации, представляемой в обязательном порядке, организаций, осуществляющих специализированное хранение и обработку информации на основе договора, в частности обязательности лицензи­рования этой деятельности.

Можно ли сказать, что институт собственности в таком объеме решает все проблемы информационных ресурсов и прав их владельцев (собственников)? Ответ будет от­рицательный. Это объясняется специфической природой информации и материализованных объектов, в которых она аккумулируется. ГК РФ до внесения в него измене­ний не ответил на вопрос о том, в каком объеме институт вещной собственности может быть применен к информа­ции как к самостоятельному объекту прав. Дело в том, что право пока не располагает иными институтами, кроме ин­ститута вещной собственности и института собственности интеллектуальной, реализуемой через систему авторского права и смежных прав и систему патентного законодатель­ства. Информация и информационные ресурсы являются таким объектом, который обладает признаками объектов вещного и интеллектуального свойства. Сложность состо­ит в том, что весьма не просто разделить сферы влияния этих институтов на информационные объекты и связанные с ними права субъектов.

Информационный ресурс, выраженный документом, представляет собой материальный объект и одновремен­но является результатом интеллектуальной деятельности. И если форма этого документа (рукописи) будет соответ­ствовать требованиям произведения, то это уже объект авторского права. Это же случается и с массивом, пакетом документов, обеспечивающих право автора на патент при создании, например, изобретения. Результат охраняется как основание для получения патента в комплекте докумен­тов. А последние представляют массив информации. Такая двойственная природа информационного продукта создает некоторую сложность в определении прав обладателя ин­формационного продукта, оценки этого продукта, форм его включения в рынок и другие виды обмена.

Представляется, что в этой ситуации есть и преимуще­ства для автора или собственника такого информационного продукта (ресурса). При соответствующих обстоятельствах этот субъект может защитить свои права и механизмами вещного права, и механизмами исключительных прав. По­теря рукописи, например машинисткой или редакцией, вызовет механизмы вещного права. А издание или иная форма обнародования рукописи без согласия автора или под чужим именем могут быть квалифицированы как на­рушение авторского права. Расширение сферы правовой за­щиты и регулирования отношений создателя информации и работодателя, финансирующего работу в информацион­ной сфере, может быть истолковано в пользу создателей информации. Одновременно возникают и вопросы об уси­лении ответственности работодателя перед исполнителями и создателями интеллектуального информационного про­дукта и его обязательствах перед государством по линии размещения, хранения, использования этого продукта как в интересах государства, так и в интересах его создателя.

На уровне отдельной организации при определении режи­ма информационного ресурса в рамках научно-технической продукции будут действовать нормы авторского права для урегулирования отношений исполнителей и администра­ции, нормы административного и гражданского права при оформлении всего комплекса информации как результа­та научно-технической и иной деятельности организации по осуществлению своей уставной деятельности за опреде­ленный период. Здесь оформление и сдача документации за год в архивы, в Геологический фонд РФ. Информация этого фонда является федеральной собственностью и от­крыта для всех пользователей, кроме информации, которая отнесена к категории ограниченного доступа.

Проблема взаимопроникновения и тесного переплете­ния института собственности и исключительных прав субъ­ектов интеллектуальной деятельности в связи с развитием информатизации и созданием Интернета приобрела гло­бальный характер. В настоящее время почти все националь­ные системы законодательства озабочены тем, чтобы при­вести нормативную основу регулирования использования информационных ресурсов в глобальном информационном пространстве в соответствие с новыми обстоятельства­ми и найти оптимальный вариант регулирования режима информационного ресурса при сохранении тех институ­тов права, которые уже сложились. Речь идет о сочетании механизмов этих правовых институтов для такого нового и сложного объекта, которым является информация. Неко­торые исследователи считают, что для информационных ресурсов требуется самостоятельная система регулирова­ния прав и отношений. И с этим можно согласиться.

В плане рассматриваемого вопроса важно иметь в виду связь категорий «ведение» и «собственность» в деятельно­сти органов государственной власти и местного самоуправ­ления. В теории и даже формально юридически кажется понятным разделение права собственности различных субъектов на основе учета их сфер ведения и бюджетных вкладов в создание и использование определенных объек­тов информации и информатизации. На практике же возни­кает немало проблем в процессе проведения границ между федеральной собственностью на информационные ресурсы и собственностью субъектов РФ, а также между собствен­ностью субъектов РФ и органами местного самоуправле­ния, представляющими интерес и компетенцию субъектов местного самоуправления. Это происходит в связи с тем, что нет четкого и однозначного критерия разграничения прав собственности на информационные объекты (базы данных, информационные системы) и существуют сложности при разграничении функций и полномочий, государственных услуг между федеральными органами исполнительной вла­сти и государственными органами субъектов РФ. Это же касается и разграничения полномочий и ответственности по тем же параметрам между органами субъектов РФ и ор­ганами муниципального уровня. Специфика информаци­онных ресурсов при этом не учитывается в полной мере. Даже в федеральном бюджете РФ позиция «Информатика» выделена одной строкой без разворота на виды расходов. Еще одна строка «Информационные технологии и связь» также не получает раскрытия1. В тех случаях, когда пред­меты ведения того и другого уровня достаточно подвижны и определяются в договорном порядке, возникают вопросы но распределению доходов от оказания государственных ин­формационных услуг, таких как предоставление сведений из реестров и иных формируемых органами власти свод­ных документов. Это влечет и необходимость заключать со­глашения об обмене и совместном использовании опреде­ленных массивов информационных ресурсов. Наилучшим выходом из этого может быть регулирование более стабиль­ного, единого порядка на основе закона об информационном обеспечении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления или о правовом режиме служеб­ной и деловой информации в процессе информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Имеется почти десятилетний опыт организации корпора­тивных систем электронного документооборота для органов государственной власти Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области. В этой системе насчитывается более 500 тыс. документов, которые органи­зованы в автоматизированные системы Консорциума «Ко­декс». Более подробно об этом сказано в главе об инфор­мационных системах. Признак корпоративности возникает и в процессе обязательного представления документирован­ной информации в депозитарии ее сбора и хранения как го­сударственного информационного ресурса. В ст. 14 Закона об информации, посвященной информационным системам, определено, что государственные информационные систе­мы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляе­мой гражданами (физическими лицами), организациями и государственными органами, органами местного само­управления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральны­ми законами, условия ее предоставления — Правительст­вом РФ или соответствующими государственными органа­ми, если иное не предусмотрено федеральными законами. В ч. 7 этой статьи содержится важная норма: «Не допуска­ется эксплуатация государственной информационной си­стемы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности». Еще раз напомним, что согласно ч. 9 этой статьи «информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные, имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и до­кументы, являются государственными информационными ресурсами». Весь набор этих норм все же не отвечает на во­просы:

1. Остается ли гражданин собственником представляе­мой в орган государственной власти информации?

2. Каков статус органа местного самоуправления относи­тельно собранной и обработанной им информации, которую он предоставляет государственным органам в обязательном порядке?

3. Может ли он распоряжаться этой информацией как своей в дальнейшем?

Такая же ситуация складывается и относительно ин­формации, предоставляемой корпоративными и частными структурами в государственные органы и органы местного самоуправления. Элементарным примером корпоративного владения документами может быть паспортная или реги­страционная система граждан, установленная государством. Документ, удостоверяющий личность и место регистрации (проживания), выдается гражданину и является его соб­ственностью. Одновременно документы, на основании ко­торых производилась выдача паспорта, и копия паспорта хранятся в соответствующем органе МВД России и исполь­зуются как государственная информация.

Информационные ресурсы как объект общенационального достояния

Это еще одна правовая проблема, которая нуждается в дальнейшем исследовании и нормативном урегулирова­нии. Действующий Закон об информации не содержит ста­тьи по этой теме, которая имелась в прежнем законе.

Само по себе вычленение по определенным признакам наиболее ценных массивов информационных ресурсов в особую группу и установление режима ее использования как национального достояния сомнений не вызывает. Слож­ности возникают из-за неоднозначности терминологии, ко­торая применяется в области отнесения наиболее ценных объектов исторического, культурного характера, к которым относятся и массивы документов, и отдельные документы, хранящиеся в библиотеках, музеях, архивах. В зависимо­сти от места и порядка хранения и отнесения к исключи­тельным категориям, эти объекты могут определяться как культурные ценности, национальное достояние, историче­ские ценности и т.п. Предстоит работа по гармонизации законодательства в области библиотечного, архивного, музейного дела, культуры в целом. Необходимо гармони­зировать нормы дефинитивного характера в федеральных законах от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Рос­сийской Федерации и музеях в Российской Федерации»; от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, переме­щенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; Осно­вах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1; и др.

Наиболее сложными вопросами при отборе объектов информационных ресурсов, которые можно отнести к об­щероссийскому национальному достоянию, является уста­новление критериев отбора этих объектов, организация экспертных структур при отборе, квалификация ресурса как национального достояния и установление режима со­хранности, с одной стороны, и режима открытого доступа к ним — с другой.

Смотрите еще:

  • Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе гарант Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе гарант Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Закон о военной службе в армии Федеральный закон о службе в армии Федеральный закон о службе в армии Президент России подписал, запрещающий брать на госслужбу уклонившихся от армии «без законных оснований» в течение 10 лет с момента соответствующего решения комиссии. Принятый ранее закон запрещал […]
  • Краснодар оформление рвп Краснодар оформление рвп г. Краснодар, ул. Дзержинского д.100/5, 4 этаж Новости и события Патент на работу О миграционном центре Государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Карьера" (ГУП "Карьера") создано в 1998 году. С 2007 года занимается […]
  • На что имеет право жена при разводе На что имеет права жена при разводе Имущественные права женщины при разводе Основным принципом в разделе имущества при расторжении супружеских отношений является принцип равенства долей. Данный принцип не распространяется на имущество, подаренное какому-либо супругу […]
  • Старый уголовный кодекс рф Статья 59 УК РФ. Смертная казнь 1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. 2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до […]
  • Как составить устав ооо с одним учредителем бесплатно Устав ООО с одним учредителем Общество с ограниченной ответственностью – это коммерческая непубличная организация. Уставный капитал ООО разделяется между участниками на доли. Создать такую компанию может как один учредитель, так и несколько — допускается участие в […]
  • Субсидия на жилье для военнослужащих рф Как получить жилищную субсидию военнослужащему? Проблема обеспечения жильем защитников родины всегда стояла остро. Раньше она решалась составлением квартирных очередей, выделением ведомственных квартир. С 2014 года запущен новый механизм – жилищная субсидия для […]
  • Комментарий к 325 статье тк рф Статья 324 ТК РФ. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Текущая редакция ст. 324 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Заключение трудового договора с […]