Информационное право в коап

Наталия Николаевна Ковалева Информационное право России: учебное пособие

«Н. Н. Ковалева Информационное право России»: Дашков и Ко; Москва; 2008

В учебном пособии раскрываются понятия информации, информационного права и информационных правоотношений в современном обществе, дается характеристика электронного документооборота, выявляются особенности правового регулирования Интернета.

Значительное внимание уделяется проблемам защиты конфиденциальной информации, информационной безопасности личности, общества и государства, а также вопросам правового регулирования прав интеллектуальной собственности на информационные продукты.

Предназначается для студентов, магистрантов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», а также для всех интересующихся данной проблемой.

Ковалева Наталия Николаевна Информационное право России Сокращения

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ

БК РФ – Бюджетный кодекс РФ

ГК РФ – Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

РФ – Российская Федерация

СЗ РФ – Собрание законодательства РФ

ТК РФ – Трудовой кодекс РФ

ТмК РФ – Таможенный кодекс РФ

УИК РФ – Уголовно‑исполнительный кодекс РФ

УК РФ – Уголовный кодекс РФ

УПК РФ – Уголовно‑процессуальный кодекс РФ

ФЗ – Федеральный закон

ФКЗ – Федеральный конституционный закон

Предисловие

Высокие информационные технологии буквально пронизывают наше общество. В условиях развития рыночной экономики они приобретают особое значение, так как позволяют осуществлять управление государством не административными методами, а социально ориентированными, они также призваны отражать баланс интересов, существующих в обществе.

Обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно‑технического прогресса. Высокие интеллектуальные технологии в сфере информатизации превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Надлежащее состояние информационного дела повышает уровень правовой защищенности человека. Новые технологии способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом.

Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных государственных реформ. Расширение сферы информационной деятельности, развитие информационных технологий обусловили появление такой отрасли законодательства, как информационное право. Во многих странах мира ученые заявляют о создании самостоятельной отрасли права – информационного права. Необходимо существенное улучшение состояния дел в сфере правовой информатизации. Состояние информационного права отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества. Будучи в значительной мере предопределено объемом, характером и назначением всего информационного дела, само информационное право, в свою очередь, воздействует на ход информационных процессов.

В информационном праве огромное количество теоретических и практических нерешенных проблем. Это связано в первую очередь с недостатком специалистов в данной сфере. Углубленное изучение информационного права необходимо не только юристам, но и огромной армии государственных служащих. Современное государство активно распространяет использование новейших технологий, что позволяет приблизить государственный аппарат к конкретным людям.

Терминология информационного права до сих пор в значительной мере не отработана, хотя в последнее время учеными проделана большая работа в этом направлении. Расследование информационных правонарушений, их профилактика невозможны без унификации подходов в теории информационного права.

Настоящее учебное пособие является относительно кратким изложением научно‑теоретического материала по всем темам учебного курса. Некоторые темы излагаются в пособии весьма фрагментарно. Это объяснимо. Во‑первых, современное информационное законодательство включает в себя огромное количество важных и необходимых для познания студентами законов и иных нормативных правовых актов. Этот факт не позволяет детально рассматривать в учебнике данные и иные информационно‑правовые институты. Во‑вторых, авторы учебника рекомендуют для изучения соответствующие нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие соответствующие управленческие отношения. Внимательное ознакомление с текстами рекомендуемых законов позволит студентам всесторонне изучить учебный материал. Студентам рекомендуется, основываясь на общих представлениях о сущности той или иной темы, самостоятельно анализировать соответствующие федеральные законы, законы субъектов РФ и иные нормативные правовые акты, рекомендуемые для изучения информационно‑правовых институтов.

Необходимо также помнить, что международное право, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и правовые принципы входят в правовую систему РФ. Поэтому информационное право должно развиваться и с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов «интернационализации» правовых систем мира.

Правонарушения в информационной сфере

Правонарушения в информационной сфере делятся на проступки (деликты) и преступления. Под правонарушением обычно понимается противоправное виновное нарушение субъектом действующей нормы информационного права, в результате чего наносится существенный вред интересам личности, государства, общества в информационной сфере. Все правонарушения выступают в качестве юридических фактов, причем эти действия или бездействие субъектов могут повлечь для последних неблагоприятные последствия личного, организационного, имущественного характера, вытекающие из санкции нарушенной информационно-правовой нормы в определенном регламентированном порядке.

Наиболее распространенными правонарушениями в информационной сфере являются проступки, имеющие следующие особенности:

— они отличаются незначительной опасностью (вред для общества);

— совершаются в различных областях информационной деятельности;

— направлены на различные объекты и имеют разные юридические последствия.

Проступки подразделяются на дисциплинарные, административные и деликты.

Дисциплинарные проступки в информационной сфере — это правонарушения, совершаемые субъектами информационного права в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них трудовых обязанностей, влекущие за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, предусмотренного трудовым законодательством. К совершившему дисциплинарный проступок должностному лицу или гражданину применяются различные меры наказания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные взыскания в соответствии с уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189, ст. 192 ТК РФ) для отдельных категорий работников.

Административным проступком в информационной сфере называется противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на информационные права и свободы человека и гражданина, здоровье, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные интересы других лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ это: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы страны иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Действующий КоАП РФ включает информационные правонарушения в разные главы (например, гл. 5—8, 13—17, 19), однако в нем есть и специальная гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» (ст. 13.1— 13.26). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность, в частности за нарушение информационного законодательства, может быть установлена как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.

Деликтами называются правонарушения, выражающиеся в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения организаций, физических лиц, предпринимательских структур. Их называют также гражданскими правонарушениями. В суде могут быть предъявлены претензии к гражданам, организациям, ведомствам и др., и они обязаны возместить причиненный ущерб или убытки либо восстановить нарушенные информационные права.

Наиболее серьезными правонарушениями в информационной сфере являются преступления; к лицам, их совершившим, судом применяются меры уголовного наказания: лишение свободы, права занимать определенные должности, арест, штраф и др. Например, за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ (ст. 130 УК РФ).

Анализ показал, что всем указанным правонарушениям присущи определенные юридически значимые признаки (противоправность, общественная опасность, виновность и возможная наказуемость), среди которых наиболее важным в информационной сфере является противоправность, выраженная в том, что противоправным правонарушением в рассматриваемой области может быть лишь деяние, запрещенное нормой информационного права.

Общественная опасность представляет собой исходный материальный признак любого правонарушения, позволяющий отличить одно правонарушение в информационной сфере от другого (например, административный проступок от преступления в сфере компьютерной информации). Данный признак выражает объективное свойство рассматриваемого правонарушения, которое означает способность причинить определенный вред информационно-правовым отношениям, охраняемым информационным или иным законодательством, под защитой и охраной которого находятся наиболее важные информационные права и свободы граждан, интеллектуальная собственность, права журналистов, СМИ, архивы, безопасность страны, государственные секреты и др. Другие информационные явления только предстоит урегулировать с точки зрения права.

Еще одним признаком правонарушения в информационной сфере является его виновность, непосредственно вытекающая из понятия вины и выражающаяся в двух формах: в форме умысла (например, умышленное оскорбление журналиста на пресс-конференции должностным лицом) и неосторожности (в частности, легкомысленная или небрежная передача служебных материалов иностранцу). Однако если правонарушение в информационной сфере совершено без вины (случайно) и не влечет негативных последствий, то оно может и не рассматриваться как правонарушение и соответственно лицо, его совершившее, не привлекается к ответственности.

Четвертым признаком правонарушения является возможная наказуемость, связанная с предыдущими признаками и свидетельствующая о наступлении юридически значимых последствий после совершения лицом информационного правонарушения. Под наказуемостью не следует понимать автоматическое наказание после совершения правонарушения в исследуемой области; она предполагает лишь возможность применения наказания за определенное противоправное действие, предусмотренное нормой информационного права. Например, сообщение программистом при приеме на работу ложных сведений о себе и о своей прежней деятельности может послужить основанием для отказа в его допуске

к государственной тайне и принятии иных мер (ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

Состав правонарушения в информационной сфереэто совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами информационного права и характеризуют данное правонарушение как общественно опасное, противоправное и наказуемое явление.

Все признаки, характеризующие состав правонарушения в исследуемой области, существуют не отдельно, а в связи друг с другом. Они группируются в нечто целое, содержащее в себе четыре основных элемента: субъект правонарушения в данной области и субъективная сторона, объект правонарушения в информационной среде и объективная сторона.

Субъект правонарушения в информационной сфере—это конкретное лицо (лица), которое совершило противоправные действия и должно за это нести ответственность в установленном законом порядке. К субъектам могут относиться разные лица: граждане, авторы программных продуктов, журналисты, редакторы, работники информационных телерадиокомпаний и служб, изобретатели, госслужащие, предприниматели, судьи, следователи и многие другие. Это должны быть физически вменяемые люди, достигшие определенного возраста, с которого наступает ответственность по действующему законодательству, причем юридические лица привлекаются к административной и гражданско-правовой ответственности. Можно выделить также субъекты, несущие специальную редакционную ответственность (главные редакторы традиционных и сетевых СМИ и т.д.).

Субъективную сторону правонарушения характеризует психическое отношение субъекта преступления к совершенному противоправному действию или бездействию в области информации, информатизации и иных информационных областях. При анализе этого элемента, который может осуществляться и в отношении положительных информационных действий субъектов, рассматриваются такие юридические и психологические признаки, как цель и задачи противоправных информационных действий, их мотив, желание, форма вины и т.д. Для характеристики субъективной стороны имеют значение две формы вины: умышленная или неосторожная. В связи с этим для органов следствия важно установить, как совершено правонарушение в информационной сфере: умышленно или по неосторожности.

Объект правонарушения включает информационно-правовые, а также тесно связанные с ними отношения, которые охраняются действующим информационным законодательством и которым конкретным правонарушением приносится общественный ущерб или создается угроза причинения ущерба. К непосредственным объектам правонарушения в информационной сфере относятся самые разные явления — сама информация [1] , информационные ресурсы, печатная продукция, архивные документы, программы для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем, сами ЭВМ, их сети и многое другое.

Информационные правонарушения по объекту посягательств можно разделить на четыре группы:

противоправные посягательства в сфере реализации информационных прав и свобод человека и гражданина (нарушение права доступа к открытой, массовой информации; нарушение тайны переписки; злоупотребление свободой слова, свободой массовой информации);

противоправные посягательства в сфере организации и деятельности СМИ (введение цензуры; воспрепятствование профессиональной работе журналиста и др.);

противоправные посягательства против мер, обеспечивающих информационную безопасность общества, государства, гражданина (посягательства против защиты государственной тайны; нарушение правил сертификации телекоммуникационного оборудования; умышленное уничтожение государственных информационных ресурсов; искажение (непредставление) экологической информации, в результате чего наносится ущерб здоровью населения и функционированию экосистем, и др.);

противоправные посягательства против индустрии телекоммуникаций и связи (несанкционированный доступ к компьютерной информации; распространение вредоносных программ; распространение детской порнографии в Сети; мошенничество с использованием информационных технологий; подлог информации; незаконный перехват информации и др.).

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере проявляется во внешней стороне этого негативного явления, т.е. выражается прежде всего в том, как субъект воспринял данное проявление, что видел, слышал и т.д. При этом важно проанализировать само негативное информационное действие либо бездействие, наступившие в результате последствия, причинную связь между ними, место, время совершения неправомерных актов, условие, орудие, способы и др. Объективная сторона может характеризовать и положительные информационно-правовые акты, явления и процессы. Она содержит ряд элементов: поведение правонарушителя, место и время совершения правонарушения, причем информационные правонарушения включают в себя как действие, так и бездействие, выразившееся, например, в непринятии определенных мер по защите информации, а также противоправное превышение или неприменение своих полномочий.

Для иллюстрации охарактеризуем некоторые составы правонарушений в информационной сфере, основываясь на приведенных выше определениях и действующем российском законодательстве.

1. Законодательство о связи и информационных технологиях. Нарушение тайны связи (ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»).

Объект данного правонарушения — охраняемые информационным законодательством общественные отношения в сфере тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует совокупность самостоятельных информационноправовых действий: подслушивание телефонных переговоров, неправомерное ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения связи.

Субъективная сторона этого негативного проявления выражается в форме умысла. Лицо сознает, что своими незаконными действиями нарушает закон и права граждан, сознательно идет на это (возможно, и по указанию вышестоящих органов) и тем самым совершает серьезное правонарушение.

Субъекты данного правонарушения — операторы связи, должностные лица и иные работники организаций связи. В статье сказано, что лица, допустившие указанные выше нарушения, привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ (санкция неконкретная, отсылочная).

2. Законодательство о СМИ. Ответственность за ущемление свободы массовой информации (ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Объект правонарушения — охраняемая законом правомерная деятельность СМИ, а также журналистов, издателей, распространителей печатной продукции, режиссеров, ведущих телепрограмм и др.

Объективная сторона правонарушения образует здесь два противоправных действия в информационной сфере:

а) воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны различных субъектов законной деятельности СМИ, журналистов и иных лиц;

б) обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры СМИ.

Субъективная сторона правонарушения — вина в форме прямого умысла. Соответствующие лица, работники, органы и т.д. осознают, что, препятствуя работе СМИ, нарушают указанный закон и, вводя цензуру, предвидят возможность наступления негативных последствий, но, несмотря на это, действуют вопреки закону.

В качестве субъекта данного правонарушения выступают разные лица, руководители, служащие; их действия влекут за собой уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность (санкция неконкретная, отсылочная).

3. Законодательство об информационной безопасности. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне»).

Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом сведения, которые составляют государственную тайну и представляют большую ценность для государства и общества.

Объективная сторона этого правонарушения заключается в нарушении правил взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношении подчиненности и не выполняющими совместные работы. Эта передача осуществляется без санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находится закрытая информация.

Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться виной в виде умысла или неосторожности.

Субъекты правонарушения — руководители указанных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые несут персональную ответственность за совершение данного правонарушения в рамках законодательства (санкция не расшифрована).

4. Некоторые составы преступлений в сфере высоких технологий, определяемые гл. 28 УК РФ.

Первый состав — неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) — характеризуется следующим образом: объективная сторона преступления заключается в незаконном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в ЭВМ, в системе ЭВМ или их сети; субъективная сторона определяется виной в форме умысла; субъект — лицо, достигшее 16 лет.

Второй состав — создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ) — характеризуется так: объективная сторона состоит в незаконном создании программ для ЭВМ и внесении изменений в существующие программы, которые приводят к уничтожению, блокированию и иным негативным последствиям в деятельности ЭВМ и их сетей, а также использование и распространение подобных программ; субъективная сторона преступления — вина в форме прямого умысла; субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Третий состав — нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ) — имеет следующие характеристики: объективная сторона выражается в нарушении регламентированных правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, если это повлекло за собой существенный вред; субъективная сторона данного незаконного проявления характеризуется виной в форме умысла и неосторожности; субъект здесь —лицо, имеющее доступ к рассматриваемым техническим средствам.

Необходимо подчеркнуть, что у всех трех исследуемых правонарушений в сфере компьютерной информации один и тот же объект — общественно опасные деяния, посягающие на безопасность информации, определенные технические информационные системы и компьютерную технику.

Виды наказания за совершение данных преступлений в информационной сфере самые разные: штраф, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

  • [1] Некоторые авторы считают, что информация может выступать не объектом, а предметом правонарушения в информационной сфере.

Информационное право

Информация, защита информации: общие положения

Информационное право является отраслью законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в сфере передачи и охраны информации в РФ. Информация сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Основным нормативно-правовым актом регулирующим данную сферу является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.06 г. No 149-ФЗ.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с ГК РФ (ст. 1064, 1069) в полном объеме.

Предоставляется бесплатно информация:

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационнотелекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» предусматривает наказания (от штрафа до лишения свободы на срок до 5 лет) за действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, на унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности и т.п. совершенные публично или с использованием средств массовой информации. А ст. 237 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Административная ответственность предусматривается за:

  1. отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
  2. в случаях предусмотренных ст. 13.1 – 13.24 главы 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

  1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
  2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  3. реализацию права на доступ к информации.

Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Нарушение требований законодательства влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В УК РФ в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» предусмотрены уголовные наказания за:

  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);
  • создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273);
  • нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (с. 274).

Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

Коммерческая тайна

Основным законом регулирующим сферу охраны коммерческой тайны является Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.04 г. No 98-ФЗ.

Коммерческая тайна конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну научнотехническая, технологическая, производственная, финансовоэкономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

  1. ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты (ст. 57 ТК РФ);
  2. ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
  3. создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

  1. выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  2. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
  3. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;
  4. возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей (п. 7 ст. 243 ТК РФ);
  5. передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.

За разглашение коммерческой тайны работник может быть уволен с работы по п.6 «в» ст. 81 ТК РФ, кроме того в УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное получение и разглаше-

ние сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору. В случае, если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.

Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором.

Нарушение режима секретности конфиденциальной информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности.

Защита персональных данных

Персональные данные любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Защита персональных данных осуществляется на основе Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.06 г. No 152ФЗ, главы 14 «Защита персональных данных работника» (ст. 85 – 90) ТК РФ.

Оператор государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Обработка персональных данных действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

  1. законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
  2. соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
  3. соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
  4. достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
  5. недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев:

  1. обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
  2. обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
  3. обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
  4. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
  5. обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  6. обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
  7. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 Федерального закона «О персональных данных».

В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев:

  1. в связи с осуществлением правосудия;
  2. в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовноисполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;
  2. способы обработки персональных данных, применяемые оператором;
  3. сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;
  4. перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
  5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  6. сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

  1. обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  2. обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  3. предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

  1. запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
  2. осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;
  3. требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;
  4. принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
  5. обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
  6. направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
  7. направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;
  8. вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;
  9. привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о защите персональных данных (ст. 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» КоАП РФ).

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

  1. организовывать в соответствии с требованиями законов защиту прав субъектов персональных данных;
  2. рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;
  3. вести реестр операторов;
  4. осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;
  5. принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;
  6. информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;
  7. выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (ст. 90 ТК РФ). Например, ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» предусматривает уголовные наказания (от штрафа до ареста) за собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Защита персональных данных предусмотрена и в ГК РФ: ст. 19 «Имя гражданина», ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» и ст. 1521 «Охрана изображения гражданина».

Государственная тайна

Государственная тайна защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Защита государственной тайны осуществляется на основе Федерального закона «О государственной тайне» от 21.07.93 г. No 5485-1 (в ред. 2009 г.).

Допуск к государственной тайне процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений;

Государственную тайну составляют:

  1. сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
  2. сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
  3. сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

К органам защиты государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона «О государственной тайне»;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством;
  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) – п. 10 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Так, в УК РФ предусмотрена ответственность за:

  • разглашение государственной тайны (ст. 283);
  • утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную деятельность в области защиты информации (ч. 2 ст. 13.13).

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный и ведомственный контроль Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Трехзвенная система органов исполнительной власти Трехзвенная система органов исполнительной власти 16.1. Система и структура органов исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики Разработку и создание эффективной организационной системы управления […]
  • Материальная помощь работнику находящемуся в отпуске по уходу за ребенком Ежегодный отпуск во время отпуска по уходу за ребенком (Ершов Ю.) Дата размещения статьи: 23.06.2015 Трудовым законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать неполный рабочий день или на дому. В связи с этим […]
  • Почему хочется третьего ребенка Почему я не хочу третьего ребенка Каждый раз, когда я узнаю, что какая-то знакомая или отдаленно знакомая мне семья в ожидании третьего, четвертого и даже пятого ребенка, во мне играет стадное чувство, мол, и я тоже хочу. Раз у всех получается воспитывать троих и […]
  • То автомобиля для страховки архангельск Осаго и техосмотр ВАЖНО! При оформлении полиса обязательного страховая автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, Вы получаете бонус в сиде скидки на оформление страховки в следующем году. Сохраните полис ОСАГО и талон техосмотра, оформленный у […]
  • Курсовая работа конституционное право Курсовая работа конституционное право Работ в текущем разделе: [ 1280 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 27 | Формат: doc | Год: 2012 | КУПИТЬ | Получить демо-версию работы […]
  • Апк рф ст 148 Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения (действующая редакция) 1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: 1) в производстве арбитражного суда, суда […]
  • Написать заявление в полицию об угрозах на мужа Образец заявления в полицию об угрозах жизни Образец заявления об угрозе. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул: ". ответственность за угрозу убийством. наступает независимо от того, в какой форме она выражена" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. […]
  • Медицина уголовный кодекс Медицина уголовный кодекс Изменения в законе о здравоохранении РФ 2016 года были приняты Государственной Думой РФ. Накануне принятия законопроекта, в обществе разгорелась жаркая дискуссия, в основе которой были подозрения, что медицинские услуги могут стать платными. […]