Гк рф тк рф

Статья 392 ТК РФ. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Текущая редакция ст. 392 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба .
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Комментарий к статье 392 ТК РФ

1. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод.

Комментируемая статья устанавливает сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора для работника и работодателя, а также порядок восстановления этих сроков в случае их пропуска. Указанные сроки являются по своей правовой природе сроками исковой давности, применяемыми при разрешении гражданских дел.

Подобную позицию поддерживает М.В.Пресняков, который обозначал, что вопрос, возникающий в связи с неясной правовой природой данных пресекательных сроков, касается возможности применения правил течения сроков исковой давности, установленных гражданским и гражданско-процессуальным законодательством. Формально-юридические положения ст. 195 ГК РФ, согласно которым исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, позволяют в полной мере относить установленные ТК РФ сроки для защиты трудовых прав к срокам исковой давности.

________________
См.: Пресняков М.В. Сроки обращения за защитой трудовых прав: проблемы действующего законодательства и правоприменительной практики // Трудовое право. 2012. N 4.

Нормы гражданского законодательства следует применять в данном случае по аналогии. Так, ВС РФ отмечает, что, поскольку в законодательстве не урегулирован порядок применения судом сроков на обращение в суд, установленных в ст. 392 ТК РФ, надлежит на основании ч.3 ст. 11 ГПК РФ применять норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона). Такой нормой может считаться ст. 199 ГК РФ (подробнее см. ответ на вопрос 51 в Обзоре судебной практики ВС РФ за третий квартал 2003 года (по гражданским делам), утвержденном постановлениями Президиума ВС РФ от 3 и 24 декабря 2003 года).

Статья 199 ГК РФ устанавливает порядок применения исковой давности, согласно которой требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Указание на то, что такое заявление должно быть сделано до вынесения судом решения, означает, что впоследствии нельзя в апелляционном или кассационном порядке требовать отмены такого решения по причине пропуска срока обращения за защитой нарушенных прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.5 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Таким образом, суд не может по своей инициативе применить ст. 392 ТК РФ к рассматриваемым им трудовым спорам.

В случае если заявление о пропуске обращения в суд подано на стадии предварительного судебного заседания, оно может быть рассмотрено судом и, при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, согласно абз.2 ч.6 ст. 152 ГПК РФ, судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Подобное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, установленном гл.39 ГПК РФ.

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд после назначения дела к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

2. Представляется, что различие в сроках для обращения в суд, установленных законодателем для работника и работодателя, обусловлено различием в их правовом статусе.

КС РФ отмечал, что предусмотренный для обращения в суд по делам об увольнении месячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на труд и право на защиту от безработицы, в случаях незаконного расторжения работодателем трудового договора. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. При этом отказ в восстановлении пропущенного срока может быть обжалован в апелляционном или кассационном порядке.

Установив именно такой, а не более продолжительный срок для обращения в суд в подобных случаях, законодатель учитывал как интерес работодателя, связанный с необходимостью укомплектовать штат работников, так и интересы нового работника, занявшего спорную должность и подлежащего увольнению в случае удовлетворения иска прежнего работника о восстановлении на работе (подробнее см. определение КС РФ от 20 декабря 2005 года N 482-О).

Позиция законодателя в вопросе, связанном с установлением сокращенных сроков обращения в суд по трудовым спорам, неоднократно подвергалась критике со стороны ученых. Как отмечалось в литературе, столь краткий срок исковой давности препятствует защите прав работников, так как в случае пропуска этого срока по причинам, признанным органом по рассмотрению трудовых споров неуважительными, законные по существу требования работника отклоняются по чисто формальному мотиву. С другой стороны, как отмечают некоторые авторы, эта же норма устанавливает работодателю более длительный срок исковой давности, чем предусмотренный для работника, что нельзя признать справедливым.

________________
См.: Викторов И.С., Терентьева Е.В. О правовом регулировании и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров // Трудовое право. 2007. N 6; Сосна Б. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в соответствии с новым законодательством // Кадровик. 2002. N 1.

В частности, Л.А.Грось отмечал, что установленные ТК РФ сроки исковой давности, несомненно, заслуживают критики как с точки зрения различий их продолжительности в зависимости от того, работник или работодатель выступают в качестве субъектов прав требований, так и в части неурегулированности отдельных вопросов применения исковой давности, как это сделано в ст. ст. 198-206, 208 ГК РФ.

________________
Грось Л.А. К вопросу о сроках в материальном и процессуальном праве // Юрист. 2005. N 10.

Следует отметить, что и граждане Российской Федерации, считая комментируемую норму не соответствующей ст. ст. 37 (ч.4) и 46 (ст. 1) Конституции РФ, начиная с 2005 года регулярно обращаются с жалобами в КС РФ. Разрешая поданные жалобы, КС РФ неоднократно отмечал в своих определениях, что ст. 392 ТК РФ конкретизирует положение ст. 37 (ч.4) Конституции РФ о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные данной нормой, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника (подробнее см. определения КС РФ от 20 февраля 2007 года N 123-О-О, от 17 декабря 2008 года N 1087-О-О, от 05 марта 2009 года N 295-О-О, от 13 октября 2009 года N 1319-О-О, от 15 июля 2010 года N 1006-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1722-О-О, от 17 июля 2012 года N 1436-О).

3. Определенными особенностями обладает момент начала течения сроков, установленных для защиты нарушенных трудовых прав.

3.1. Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Аналогично комментируемая статья устанавливает срок обращения в суд для работника и связывает момент начала течения срока для обращения в суд с моментом, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В данном случае имеет место сочетание субъективного (когда узнал) и объективного (должен был узнать) критериев.

Так, например, срок для обращения в суд по требованиям о признании приказов о привлечении работника к дисциплинарной ответственности (кроме увольнения) начинает течь с момента ознакомления работника с указанными приказами.

Следует учитывать, что комментируемая норма подлежит применению только при разрешении индивидуальных трудовых споров. Так, Московский городской суд, частично отменяя решение суда первой инстанции, установил, что исковые требования в части признания недействительным штатного расписания на 2010 год не относятся к категории индивидуальных трудовых споров, в связи с чем не подлежат применению положения ст. 392 ТК РФ (подробнее см. апелляционное определение Московского городского суда от 20 ноября 2012 года по делу N 11-10430).

По установлению начала срока обращения в суд работника действует разъяснение Министерства финансов РФ, определяющее что право работника на получение заработной платы будет нарушено, если, обратившись впоследствии к работодателю с требованием о выплате депонированной заработной платы, работник получит отказ. Именно с этого дня, а не со дня возникновения у работодателя кредиторской задолженности по депонированной заработной плате начнется течение предусмотренного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд. При этом срок обращения работника с требованием о выплате депонированной заработной платы к работодателю законодательством не ограничен. В случае отказа работодателя в удовлетворении данного требования и при обращении работника в суд с соблюдением определенного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока суд может вынести решение об удовлетворении иска, если не истек общий, то есть трехлетний срок исковой давности (подробнее см. письмо ФНС России от 6 октября 2009 года N 3-2-06/109 «О сроке исковой давности в отношении задолженности по депонированной заработной плате»; письмо Министерства финансов РФ от 22 декабря 2009 года N 03-03-05/244).

На практике также возникают сложности, когда речь идет о рассмотрении требований работников по признанию срочного трудового договора договором, заключенным на неопределенный срок. Представляется, что если работник заявляет требование о признании срочного трудового договора договором, заключенным на неопределенный срок, то срок обращения следует исчислять по общему правилу с момента заключения подобного срочного трудового договора. Аналогичной правовой позиции придерживается, в частности, Ю. Терешко. Именно с этого момента работник узнал, что с ним был неправомерно заключен срочный трудовой договор, и имел возможность оспорить его заключение в суде.

________________
См.: Терешко Ю. Процессуальные заморочки // Юридическая газета. 2011. N 19.

В этом случае работнику целесообразнее подавать исковое заявление с требованием о восстановлении на работе в момент, когда с ним расторгнут трудовой договор в связи с истечением его срока. Тогда начало течения срока для обращения в суд будет начинаться с момента оспариваемого увольнения. Суду одновременно с вопросом о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе придется рассматривать и вопрос о правомерности заключения срочного трудового договора.

Некоторые ученые высказывают мнение о том, что в данном случае речь идет о длящемся правонарушении, которое имеет место до тех пор, пока работник состоит с работодателем в трудовых отношениях. Однако представляется, что если следовать подобной логике, любое нарушение работодателем норм трудового права может рассматриваться как длящееся. Тогда теряется смысл положений ч.1 ст. 392 ТК РФ, устанавливающей сроки по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

3.2. Пункт 1 ст. 200 ГК РФ допускает возможность установления ГК РФ или иными законами изъятий из общего правила установления начала течения срока исковой давности. В частности, такое изъятие установлено и ст. 392 ТК РФ. Так, законодатель связывает начало течения срока обращения в суд для работника по спорам об увольнении с днем вручения копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Представляется, что в случае, когда работник отказывается ставить подпись в ознакомлении с приказом об увольнении и получать трудовую книжку, срок начинает течь с момента оглашения ему текста данного приказа и составления соответствующего акта, либо с момента направления соответствующего уведомления от работодателя по почте, по аналогии со ст. 84.1 ТК РФ.

В некоторых случаях, даже будучи ознакомленным с приказом об увольнении и получив на руки трудовую книжку, работник может полагать свое увольнение законным, то есть узнать об увольнении, но не знать о его незаконности. В этом смысле показательно дело Л.Н.Жениховской, которое в конечном итоге стало предметом рассмотрения КС РФ.

Отказав в принятии жалобы, КС РФ, тем не менее, отметил, что, связывая начало течения месячного срока исковой давности для обжалования увольнения с работы не с днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а — в исключение из общего правила — с днем вручения работнику копии приказа об увольнении либо с днем выдачи трудовой книжки, законодатель исходил из того, что работник именно в этот день узнает о возможном нарушении своих трудовых прав и что своевременность обращения в суд за разрешением спора об увольнении зависит от его волеизъявления (подробнее см. определение КС РФ от 17 декабря 2008 года N 1087-О-О).

Поскольку уволенный работник может узнать о восстановлении в штатном расписании должности, которую он ранее занимал, лишь по истечении предусмотренного ч.1 ст. 392 ТК РФ срока, и поскольку только судом устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав этого работника, о чем он не знал и не мог знать на момент вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки, суд, рассматривая в порядке ч.3 ст. 392 ТК РФ соответствующее ходатайство, не вправе отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока без исследования фактических обстоятельств дела, которые могут послужить основанием для такого восстановления.

Соответственно, в каждом отдельном случае суд должен выяснять, совпадает ли установленный законодателем формальный критерий начала течения срока исковой давности (ознакомление с приказом или выдача трудовой книжки) с фактическими обстоятельствами дела.

Следует обратить внимание, что Президиум ВС РФ разъяснил: поскольку при разрешении спора о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения суд проверяет законность увольнения работника, то есть рассматривает по существу спор об увольнении, то к указанным спорам подлежит применению месячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ, вне зависимости от того, заявлялось ли работником требование о восстановлении на работе (подробнее см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2007 года, утвержденный постановлением Президиума ВС РФ от 7 ноября 2007 года, ответ на вопрос N 6).

4. Буквальное толкование норм ТК РФ не позволяет сделать вывод о том, что указанные в них сроки распространяются на защиту прав работника посредством обращения в государственную инспекцию труда, Прокуратуру РФ и иные компетентные органы государственной власти. Сроки для защиты прав установлены для обращения в целях разрешения трудового спора в КТС или суд. Разрешать трудовые споры уполномочены только эти органы согласно ст. 382 ТК РФ.

Государственная инспекция труда и прокуратура, в отличие от суда или КТС, осуществляют не разрешение трудовых споров, а государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. При этом срок для обращения в указанные государственные органы законом не установлен.

Так как отсутствие установленного срока порождает правовую неопределенность, позиции судов также расходятся.

Существует подход, согласно которому для восстановления нарушенного трудового права работник может обратиться в государственную инспекцию труда без учета сроков, предусмотренных для обращения с этой целью в КТС и суд (подробнее см. определение Московского городского суда от 24 декабря 2010 года N 4г/5-11031/10). Следовательно, для обращения в государственную инспекцию труда сроки давности не применяются, поскольку закон их не предусматривает.

Противоположная позиция основывается на убеждении, что при обращении в государственную инспекцию труда можно по аналогии применять сроки для восстановления нарушенного права, которые предусмотрены для обращения в суд и КТС (подробнее см. определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2011 года по делу N 33-8127).

Итак, исходя из буквального толкования норм ТК РФ, можно сделать вывод, что сроки для обращения за защитой нарушенных или оспариваемых прав по индивидуальным трудовым спорам в государственную инспекцию труда и прокуратуру законодателем для работника не установлены, что, по нашему мнению, ставит в неравное положение работника и работодателя.

5. Работодатель вправе обратиться в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного в рамках трудовых отношений, как в период действия заключенного с таким работником трудового договора, так и после его расторжения. Часть 2 ст. 392 ТК РФ устанавливает, что сделать это он может в течение 1 года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При этом днем обнаружения ущерба считается день, когда работодателю стало известно о наличии ущерба, причиненного работником. Если работодателем является юридическое лицо, то днем обнаружения ущерба, открывающего течение указанного выше годичного срока, необходимо признавать день, в который непосредственному руководителю работника стало известно о причинении ущерба данным работником, независимо от того, наделен ли этот руководитель правом обращения в суд от имени работодателя с иском о возмещении данного ущерба. Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, считается день составления соответствующего акта или заключения.

________________
См.: Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г.А.Жилин, В.В.Коробченко, С.П.Маврин и др.; под ред. С.П.Маврина. М.: Проспект.

На практике возникают вопросы, связанные с установлением дня обнаружения ущерба работодателем. Так, существует мнение, что таким днем является день вступления в силу решения суда о взыскании с работодателя подобного ущерба (подробнее см. решение Калининского районного суда города Челябинска от 23 апреля 2013 года по делу N 2-1318/2013).

Однако в ч.3 п.15 постановления Пленума ВС РФ о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, указано, что в силу ч.2 ст. 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение 1 года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Тем не менее, представляется, что в этом случае сроки взыскания материального ущерба с работника значительно увеличиваются: 3 года составляет срок исковой давности для третьего лица на предъявление иска к работодателю (по гражданскому законодательству), плюс время на судебное разбирательство и вступление в силу решения суда, плюс время на взыскание посредством исполнительного производства (при необходимости) и, наконец, плюс 1 год для взыскания с работника. Таким образом, сроки для взыскания с работника материального ущерба могут составить 5-6 лет с момента его причинения, что идет вразрез со смыслом, заложенным законодателем в ч.2 ст. 392 ТК РФ.

Также на практике нужно учитывать, что при рассмотрении спора в арбитражном суде норма ст. 392 ТК РФ не применяется. Так, при рассмотрении спора между юридическим лицом и директором о взыскании убытков при выплате ему, по мнению учредителя, завышенной заработной платы, отклоняя довод работника (ответчика) о том, что следует применять годичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, суд указал на то, что к данным правоотношениям применим общий срок исковой давности (подробнее см. постановление ФАС Уральского округа от 19 марта 2012 года по делу N Ф09-1366/12).

6. ГК РФ предусматривает институты приостановления, прерывания и восстановления срока исковой давности. В отношении же сроков обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав ч.3 ст. 392 ТК РФ определено только, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.ч.1 и 2, они могут быть восстановлены судом.

Из дословного толкования рассматриваемой нормы следует, что в случае пропуска данного срока, истец должен подать ходатайство о его восстановлении с доказательствами уважительности причин, по которым он своевременно не обратился в суд. Однако на практике подобное заявление может быть подано истцом только после подачи заявления со стороны ответчика о пропуске указанных сроков, так как суд не может применить их по своей инициативе (см. ч.1 комментария к рассматриваемой статье).

Изложенная правовая позиция закреплена в пп.пп.1, 2 п.5 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ, разъяснившего, что не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление. Исходя из содержания абз.1 ч.6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч.1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя или работника, препятствовавшие подаче искового заявления.

В вышеназванном постановлении Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ приведен примерный перечень обстоятельств, которые могут расцениваться судом в качестве уважительных причин, воспрепятствовавших работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи), при этом суды ориентированы на тщательное исследование всех таких обстоятельств. Этот перечень не является исчерпывающим, и, разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока на обращение в суд и иные обстоятельства.

Суд, оценивая, является ли та или иная причина уважительной для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении (подробнее см. определение КС РФ от 17 декабря 2008 года N 1087-О-О).

В п.3 постановления Пленума ВС РФ о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, разъяснено, что если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком, и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (ч.3 ст. 392 ТК РФ).

Следует учесть, что в соответствии с п.7 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные ст. 392 ТК РФ сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности для обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

В п.56 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ указано, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

В этом отношении Б.А.Горохов отмечает, что суды в массовом порядке расширительно толкуют это разъяснение, и толкуют неправильно, поскольку речь в разъяснении идет лишь об одном случае: когда заработная плата начислена, но не выплачена, т.е. при отсутствии спора о взыскании каких-либо платежей. Но если спор есть, если заработная плата не начислялась, то ст. 392 ТК РФ подлежит применению без каких-либо купюр, т.е. в трехмесячный срок.

________________
См.: Горохов Б.А, Трудовые споры. Чему не учат студентов: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011.

Следует отметить, что при рассмотрении индивидуальных трудовых споров суды не принимают в качестве уважительных такие причины пропуска обращения в суд, как обращение с заявлением о нарушении трудовых прав к руководству организации, из которой работник был уволен, в государственную инспекцию труда, прокуратуру, к Президенту РФ и в иные органы государственной власти. В таких случаях суды руководствуются, в том числе, Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 года), согласно которой инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Консультации и комментарии юристов по ст 392 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 392 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст. 11 ТК РФ

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Статье 11 ТК РФ

В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.

Другой комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.

Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК РФ в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.

В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т.д.

Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).

3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК РФ и комментарий к ней).

Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.

Статья 11 ТК РФ не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК РФ он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.

В силу ч. 1 ст. 391 ТК РФ правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т.п.

Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.

Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК РФ и комментарий к ним).

Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК РФ.

Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК РФ и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем — день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.

4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»; от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»; 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 16 нояб.).

Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.

Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК РФ выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК РФ и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК РФ и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК РФ и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК РФ и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК РФ и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК РФ и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК РФ и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК РФ и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК РФ и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК РФ и комментарий к ним).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК РФ и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК РФ и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК РФ и комментарий к ним).

6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда — ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг — ст. 779 ГК РФ) и др.

В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).

Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Смотрите еще:

  • Регистрация ооо в 7 налоговой Регистрация печати ооо в налоговой Регистрация ООО (открытие) ООО «Базовая» Помощь налогового консультанта Подготовка комплекта документов Подбор юридического адреса Подача и получение документов в ИФНС 46 Получение кодов статистики Информирование ФСС и ПФР Открытие […]
  • П 3 ст 25 Что означает ст. 46 ч. 1 п. 3 у судебных приставов? Подскажите, пожалуйста, что означает ст. 46 п. 1 п.п. 3 для должника у судебных приставов по исполнительному производству? У меня телефона пока нет, по этому буду ждать ответ на электронную почту. Ответы юристов […]
  • Как встать в очередь на жилье в щелково Новый МФЦ: встать на очередь в детский сад в г. Щелково Немного о новом МФЦ (многофункциональный центр) на ул. Свирская 2а. Новое здание, внутри примерно 20-25 специалистов(окон/столов), которые принимают обращения населения по ряду вопросов. Есть посадочные места для […]
  • Ст 23 вс рф ВС РФ о возмещении судебных издержек (Полетаева А.) Дата размещения статьи: 15.10.2016 Участие в судебных процессах невозможно представить без финансовых рисков. Каждая сторона рискует проиграть дело и понести затраты на юридические услуги, сбор доказательств и т.д. […]
  • Что такое однородность административного правонарушения Конференция ЮрКлуба Однородные правонарушения по КОАПу- что это? Veter_NN 06 Июн 2008 Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность 1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 2) повторное совершение […]
  • Порядок обжалования постановления об избрании меры пресечения 4. Обжалование избранных мер пресечения В соответствии со ст. ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина арестованный и его защитник имеют право обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства. […]
  • Бесплатное предоставление жилья 8 стран, предоставляющие бесплатное жилье и землю К аждый взрослый мечтает о своем собственном жилье. Но покупка дома может стать серьезной проблемой из-за финансовой несостоятельности. Но . в некоторых странах мечты могут стать реальностью - жилье или землю можно […]
  • В силу ст 12 гк рф Статья 11 ГК РФ. Судебная защита гражданских прав 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). 2. […]