Гк рф гл 25

Статья 25. Несостоятельность (банкротство) гражданина

1. Гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

2. Основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Комментарий к Ст. 25 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК).

Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), как и юридическое лицо, но при этом с учетом вышеназванного положения имеется определенная специфика оснований, порядка, последствий несостоятельности. Такие особенности определяются, в частности, § 2 гл. X Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

2. В том случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, суд может применить к его сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное положение п. 4 ст. 23 Кодекса не распространяется на процедуру несостоятельности (банкротства), не являющуюся сделкой, а возможность несостоятельности предусмотрена настоящим Кодексом в отношении физических лиц лишь при условии их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, так как они не могут быть признаны несостоятельными (банкротами), поскольку согласно п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотренные им положения о банкротстве таких граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы .

———————————
Пункт 59 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право. 2005. N 2.

3. В соответствии со ст. 202 Закона о банкротстве к отношениям, связанным с несостоятельностью индивидуального предпринимателя, применяются нормы § 2 гл. X данного Закона, в субсидиарном порядке — нормы § 1 гл. X, затем — общие положения вышеназванного Закона (гл. I — VIII).

Это подтверждается и судебной практикой. Так, при возникновении спора о наложении ареста на имущество должника, в отношении которого возбуждено конкурсное производство, Высший Арбитражный Суд РФ пояснил, что к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются общие положения о банкротстве граждан, с особенностями, установленными в § 2 гл. X Закона о банкротстве. В соответствии с п. 1 ст. 207 Закона одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Поскольку предприниматель был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство, то на основании абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в результате открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается .

———————————
Определение ВАС РФ от 25 апреля 2007 г. N 2857/07 по делу N А01-Б-1792/06-3. В передаче дела по заявлению о наложении ареста на имущество в соответствии со ст. 207 Закона о банкротстве для пересмотра в порядке надзора отказано, так как решением суда заявитель признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство, в результате чего снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом, наложение новых арестов на имущество (ограничений распоряжения) не допускается (СПС «КонсультантПлюс»).

4. Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что при осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. К ним относятся требования о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан либо юридических лиц, о взыскании алиментов, коммунальных платежей и т.п. При возникновении обязательства необходимо учитывать, в каком статусе выступал гражданин: как индивидуальный предприниматель или нет. Например, при заключении кредитного договора необходимо учитывать, для каких целей был получен кредит (для предпринимательских или иных), выступал ли гражданин в качестве индивидуального предпринимателя. Правовой режим требований влияет на момент их прекращения. Так, требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иные требования личного характера сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя независимо от того, заявлены они в ходе процедуры несостоятельности или нет.

Как отмечается в п. 15 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, могут быть также предъявлены требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства. Названные требования, предъявленные и учтенные при признании индивидуального предпринимателя банкротом, считаются погашенными, независимо от того, были ли они фактически удовлетворены.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью.

По завершении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции.

5. Основанием признания индивидуального предпринимателя несостоятельным является его неплатежеспособность, т.е. неспособность удовлетворять требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; превышения размера обязательств над стоимостью имущества не требуется. Согласно п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства. По нашему мнению, к индивидуальному предпринимателю в данном случае подлежат применению нормы о гражданах, а не о юридических лицах, что подтверждается и судебной практикой .

———————————
См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 29 января 2007 г. по делу N А35-4775/06 «Г». Законом о банкротстве также установлено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину — не менее чем 10 тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано:

— должником — индивидуальным предпринимателем;

— кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности;

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

В соответствии со ст. 206 Закона о банкротстве сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными. По требованию кредитора арбитражный суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата имущества гражданина, которое является предметом сделки, в состав имущества гражданина или в виде обращения взыскания на соответствующее имущество, находящееся у заинтересованных лиц.

6. Согласно ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

— иные предусмотренные настоящим Федеральным законом процедуры банкротства.

7. Очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается ст. 211 Закона о банкротстве. До удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, внесенных в депозит арбитражного суда, покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

8. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом определены как комментируемой статьей, так и ст. 216 Закона о банкротстве. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае согласно п. 10 ст. 22.3 Закона о регистрации юридических лиц государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом).

9. В научной литературе и в судебной практике имеет место проблема соотношения государственной регистрации прекращения индивидуального предпринимателя в связи с признанием его несостоятельным и в связи с принятием решения индивидуальным предпринимателем о прекращении предпринимательской деятельности. Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 12 марта 2007 г. по делу N А38-2471-4/278-2006 было признано недействительным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с наличием задолженности перед бюджетом, что не является препятствием прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

10. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства определяются § 3 гл. X, индивидуального предпринимателя — отсутствующего должника — § 2 гл. XI Закона о банкротстве.

11. Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ, УК) установлена уголовная ответственность индивидуальных предпринимателей за преступления в сфере банкротства, в частности за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК); преднамеренное банкротство (ст. 196 УК); фиктивное банкротство (ст. 197 УК).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Статья 25 ГК РФ. Несостоятельность (банкротство) гражданина (действующая редакция)

1. Гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

2. Основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25 ГК РФ

1. Порядок банкротства индивидуального предпринимателя регулируется ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Отметим, что к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются правила, установленные гл. I — VIII, а также гл. X указанного Закона с учетом особенностей, предусмотренных параграфом 2 гл. X указанного Закона. В отношении банкротства крестьянского (фермерского хозяйства) применяются также положения, содержащиеся в параграфе 3 гл. X ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если:

— соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

— если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Дело о банкротстве индивидуального предпринимателя рассматривается арбитражным судом и возбуждается в случае, если требования к должнику — индивидуальному предпринимателю в совокупности составляют не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше. При этом правом на обращение в суд обладают:

— должник — индивидуальный предприниматель;

Кроме того должник — индивидуальный предприниматель вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. В некоторых случаях у должника — индивидуального предпринимателя возникает обязанность подать заявление в суд о банкротстве. Это необходимо сделать, если:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником — индивидуальным предпринимателем денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— обращение взыскания на имущество индивидуального предпринимателя-должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;

— индивидуальный предприниматель-должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

2. В силу ст. ст. 210, 211 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по результатам рассмотрения заявлений о банкротстве индивидуального предпринимателя арбитражный суд выносит определение о порядке и размере удовлетворения требований кредиторов. До удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, внесенных в депозит арбитражного суда, покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве индивидуального предпринимателя и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, а также требования о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном ст. ст. 135 — 138 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Как следует из ст. 212 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», после завершения расчетов с кредиторами индивидуального предпринимателя признанный банкротом освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Из этого правила есть исключения. Так, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя в полном объеме или в непогашенной их части:

— требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

— требования кредиторов о выплате компенсации сверх возмещения вреда;

— иные требования кредиторов, неразрывно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом, либо погашенные частично, либо не заявленные в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

4. Особенности банкротства индивидуального предпринимателя установлены в параграфе 2 гл. X ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так, кредиторы индивидуального предпринимателя, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.

Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом указаны в ст. 216 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства:

— утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

— аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Также необходимо учитывать, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован снова в качестве индивидуального предпринимателя в течение 1 года с момента признания его банкротом.

Глава 25 ГК РФ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Судебная практика по ст. 25 ГК РФ

В соответствии с общим правилом статьи 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Суды, руководствуясь положениями статьями 309, 310, 1005, 1006, 1008 и 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с ответчика задолженность по выплате агентского вознаграждения исходя из того, что согласно представленным доказательствам заявленные к оплате услуги оказаны ответчику, а доказательств оплаты их последним не представлено.

Основываясь на положениях статей 1002, 1003 Гражданского кодекса, суд признал правомерным расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный обществом.

В силу статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае объявления комиссионера несостоятельным его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту.

В соответствии со статьей 15, п. 2 статьи 991, статьей 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить возникшие у комиссионера убытки в виде понесенных комиссионером расходов.

Статья 25. Несостоятельность (банкротство) гражданина

1. Гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

2. Основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Комментарий к статье 25 Гражданского Кодекса РФ

1. Всякая предпринимательская деятельность связана с риском (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Стремясь к получению прибыли, гражданин-предприниматель (далее — предприниматель) может ее не получить и даже понести убытки. Убытки падают на него самого или на третье лицо (страховщика) (подп. 3 п. 2 ст. 929, ст. 933 ГК), но если они существенно превышают все имущество предпринимателя (имеет ограничение и размер страховых выплат) (п. 2 ст. 947 ГК), они не могут не затрагивать интересы третьих лиц (кредиторов), которым и посвящена ст. 25. Предприниматель, не способный удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть по решению суда признан банкротом. Основания и порядок признания его банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливает Закон о банкротстве (п. п. 1, 5 ст. 25). Банкротом может стать всякий гражданин. К соответствующим отношениям применяются правила о банкротстве юридических лиц с учетом специфики гл. X Закона о банкротстве (ст. 202 Закона о банкротстве). Однако положения о банкротстве граждан сегодня действуют только в отношении предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом специфики § 2 и 3 гл. X Закона о банкротстве; в отношении граждан, не являющихся предпринимателями, они вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве).

2. Производство по делу о банкротстве предпринимателей — компетенция арбитражного суда (п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве, п. 14 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Основание для признания предпринимателя банкротом — его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявителем может быть сам предприниматель, его кредитор, требование которого связано с его предпринимательской деятельностью, уполномоченный орган — Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)). При введении процедур, применяемых в деле о банкротстве, требования могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов), т.е. неразрывно связанных с личностью. Данные требования, не заявленные при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, сохраняют силу после завершения таких процедур (п. 2 ст. 25 ГК, ст. ст. 203, 214, 215 Закона о банкротстве).

3. Требования кредиторов предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке и в очередности, предусмотренных Законом о банкротстве (п. 3 ст. 25). Согласно ст. 211 с учетом ст. 202 Закона о банкротстве прежде всего (т.е. во внеочередном порядке) покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. Только после этого удовлетворяются требования кредиторов согласно следующей очередности: в первую очередь — требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь — расчеты с другими кредиторами. Особые правила посвящены требованиям залоговых кредиторов (подробнее см. ст. ст. 135 — 138 Закона о банкротстве). При удовлетворении требований кредиторов закон исходит из двух принципов — последовательности (требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди) и пропорциональности (при недостаточности денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований).

4. После завершения расчетов с кредиторами предприниматель-банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании его банкротом. Все эти требования считаются погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены. Однако сохраняют силу те требования граждан, перед которыми предприниматель-банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, иные требования личного характера независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедур, применяемых в деле о банкротстве. После признания предпринимателя банкротом все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции (п. 4 ст. 25 ГК, п. 15 Постановления ВС и ВАС N 6/8). С момента принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его регистрация в качестве предпринимателя, аннулируются выданные ему лицензии, он не может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя вновь в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 1 ст. 25 ГК, ст. 216 Закона о банкротстве).

5. Правовое регулирование банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства имеет специфику. Она касается проведения финансового оздоровления и внешнего управления хозяйства, направленных на предотвращение его банкротства, самого конкурсного производства. Конкурсная масса хозяйства — только то имущество, которое находится в общей собственности членов хозяйства: сюда не может входить личное имущество главы и членов, а также имущество, приобретенное на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства. Конкурсная масса хозяйства подлежит реализации с торгов, при этом преимущественное право приобретения имущества хозяйства имеют производители сельхозпродукции и владельцы участков, непосредственно прилегающих к участку хозяйства-банкрота. Реализация самого участка возможна только с соблюдением земельного законодательства (подробнее см. ст. ст. 217 — 223 Закона о банкротстве).

Статья 453 ГК РФ. Последствия изменения и расторжения договора

Текущая редакция ст. 453 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.

2. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

3. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

4. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

5. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Комментарий к статье 453 ГК РФ

1. Правилами, предусмотренными п.1 и 2 комментируемой статьи, устанавливаются последствия изменения и расторжения договора.

В соответствии с п.1 комментируемой статьи в случае изменения договора обязательства сторон сохраняются, но они существуют в измененном виде. Эти измененные обязательства действуют как продолжение прежних обязательств. Нельзя исключать и того, что при изменении договора отдельные обязательства сторон прекратятся; в то же время возможно и появление новых отдельных обязательств.

В п.2 указано на прекращение обязательств, возникших из договора, в том случае, если договор расторгнут. При этом прекращаются все договорные обязательства, за исключением обязательств, появившихся в результате нарушения норм договора (п.4 ст. 425, гл.25 ГК РФ).

2. При применении п.3 комментируемой статьи, определяющего момент, с которого обязательство считается измененным или прекращенным, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, когда изменение или расторжение договора производится в судебном порядке, этот момент определен императивной нормой и сторонам не предоставлено право на иное решение.

Во-вторых, если изменение или расторжение является результатом соглашения сторон, сами стороны могут определить этот момент. Диспозитивное правило, предусмотренное для этого случая, действует лишь тогда, когда стороны не договорились об ином либо его применение невозможно в силу характера изменения договора.

В-третьих, поскольку в силу п.1 ст. 452 ГК РФ такое соглашение по общему правилу совершается в той же форме, что и сам договор, то возможны различные варианты определения указанного момента (при заключении соглашения в виде одного документа, путем обмена документами, путем подписания документа, подлежащего нотариальному удостоверению).

3. В ряде положений ГК РФ прямо предусмотрено право стороны требовать возврата того, что было исполнено ею по обязательству до момента изменения или расторжения договора. Соответственно в этих случаях неприменимо правило, предусмотренное п.4 комментируемой статьи, устанавливающее запрет для таких требований. Например, в соответствии с п.3 ст. 451 ГК РФ суд по требованию любой стороны при определении последствий расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств должен исходить из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора.

Поскольку правило п.4 комментируемой статьи носит диспозитивный характер, стороны могут предусмотреть иное своим соглашением.

4. В п.5 комментируемой статьи предусмотрено право стороны требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. Целью данной нормы является урегулирование отношений сторон в случаях, когда основанием изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора. Им не охватываются случаи, когда таким основанием явились иные причины, в частности невозможность исполнения.

5. Судебная практика:
— постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 N 10/22;
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49;
— постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А12-24417/2013;
— решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.01.2014 по делу N А60-37327/2013;
— постановление ФАС Московского округа от 05.02.2014 N Ф05-17373/2013 по делу N А40-116635/12;
— постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу N А56-31826/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 453 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 453 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 25.8 НК РФ. Общие положения о региональных инвестиционных проектах (действующая редакция)

1. Региональным инвестиционным проектом для целей настоящего Кодекса признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям, установленным либо подпунктами 1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1.1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1, 2, 4.1 настоящего пункта:

1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:

Республика Саха (Якутия),

Еврейская автономная область,

Чукотский автономный округ;

1.1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

2) региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:

добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;

производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 23.05.2016 N 144-ФЗ;

4) объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

4.1) объем капитальных вложений, осуществленных российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

5) каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

2. Требования, установленные подпунктом 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи, также признаются выполненными в случаях, если:

1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных в подпункте 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации;

2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных в подпункте 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации.

3. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При этом не учитываются:

полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату начала осуществления капитальных вложений по инвестиционному проекту, произведенные ранее 1 января 2013 года, а также произведенные ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи, или ранее пяти лет, предшествующих указанной дате, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи.

4. Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса без учета налога на добавленную стоимость.

5. Законом субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов российских организаций, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, указанный в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным настоящей статьей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25.8 НК РФ

В комментируемой главе установлены особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, обеспечивающие применение положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, связанных с взиманием налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, налогоплательщиками по которым выступают участники региональных инвестиционных проектов (см.: п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3, ст. 288.2, п. 2.2 ст. 342 и ст. 342.3 НК РФ).

Соответствующие изменения в комментируемый Кодекс были внесены Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Следует отметить, что законодателем были установлены ограничения по времени действия отдельных положений указанного Закона. Так, положения п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3 и ст. 288.2 НК РФ применяются до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, дополнительные ограничения по времени применения введены в отношении участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным абз. 2 подп. 4 п. 1 комментируемой статьи. Они утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ, начиная с 1 января 2027 года.

Цель установления особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов состоит в стимулировании (через предоставление налоговых преференций по налогам на прибыль и добычу полезных ископаемых) таких проектов, если они связаны с развитием товарного производства, на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации. Данным обстоятельством обусловлено содержание подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в котором предусмотрены территориальные пределы действия комментируемой главы и связанных с ней положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса. Так, положения законодательства о налогах и сборах, связанные с установлением особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, действуют в отношении исключительно одного из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

При этом производство товаров, являющееся результатом реализации регионального инвестиционного проекта, которому оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с положениями комментируемой главы и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, должно осуществляться исключительно на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации. Изъятия из данной нормы закреплены в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому допускается налогообложение в соответствии с указанными положениями законодательства о налогах и сборах, если (1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных субъектов Российской Федерации; (2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что комментируемая глава предполагает оказание поддержки (предоставление преференций) не всем региональным инвестиционным проектам, а только тем, которые направлены на развитие товарного производства.

В законодательство о налогах и сборах понятие товара было заимствовано из гражданского законодательства, в котором под ним применительно к договору купли-продажи понимаются любые вещи, которые могут быть объектом купли-продажи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (п. 1 ст. 455 ГК РФ). Вещь как объект гражданских прав — это любой предмет материального мира, предназначенный для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Таким образом, товаром может выступать любой предмет материального мира, предназначенный для продажи или обмена, при условии, что в соответствии со ст. 129 ГК РФ он признается оборотоспособным либо, в исключительных случаях, ограниченно оборотоспособным. Ограничение оборотоспособности вещи устанавливается законом и может быть связано с тем, что ею могут владеть только определенные лица, либо на владение (приобретение, отчуждение) ею необходимо получить специальное разрешение. Не могут выступать в качестве товара вещи, изъятые из гражданского оборота. Здесь следует также отметить, что согласно ст. 454 ГК РФ в качестве товара могут также выступать ценные бумаги, валютные ценности и имущественные права. Однако применительно к ценным бумагам и валютным ценностям законом могут быть установлены специальные правила купли-продажи, а имущественные права признаются товаром только в том случае, если иное не вытекает из их содержания или характера.

В законодательстве о налогах и сборах товар рассматривается как объект реализации (см.: ст. 39 НК РФ и комментарий к ней). В этом качестве товар противопоставляется работам и услугам, которые не имеют овеществленной формы, а представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц. При этом работа имеет овеществленный результат, а услуга такого результата не имеет — потребности физических и юридических лиц удовлетворяются непосредственно в процессе ее оказания.

Из содержания комментируемой статьи следует, что результатом реализации регионального инвестиционного проекта признается не реализация товаров, а их производство, т.е. речь в ней идет не о любых вещах, а только о тех, которые были произведены налогоплательщиками — участниками регионального инвестиционного проекта на территории одного из указанных выше субъектов Российской Федерации. При этом поддержка (налоговые преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса оказывается не во всех случаях производства товаров. Так, региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели: 1) добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата; 2) производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); 3) осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

К участникам региональных инвестиционных проектов в целях предоставления им поддержки (налоговых преференций) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ предъявляются также следующие требования:

— на земельных участках, на которых предполагается реализация такого инвестиционного проекта, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры);

— объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее: (1) 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов; (2) 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

— каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Принципиальное значение для законодателя имеет требование об объеме капитальных вложений, поскольку его раскрытию посвящены пункты 3 — 5 комментируемой статьи.

Под капитальными вложениями, как правило, понимаются затраты на воспроизводство основных средств, их увеличение и совершенствование. При этом основные средства — это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в основном в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 мес., или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес. Основные средства переносят свою стоимость на продукт не полностью, а частями в виде амортизационных отчислений. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: 1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; 4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В п. 3 комментируемой статьи приведенные правила конкретизируются применительно к целям предоставления поддержки (налоговых преференций) участникам региональных инвестиционных проектов в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ. Так, при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не подлежат учету: (1) полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов; (2) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Согласно п. 4 комментируемой статьи определение фактического объема капитальных вложений (суммы понесенных затрат), осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см.: комментарий к ней) без учета налога на добавленную стоимость. Цель данной нормы состоит в обеспечении максимальной приближенности цен товаров (работ, услуг), применимых при реализации региональных инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, к рыночным. Особое значение в той связи имеют положения абз. 3 п. 1, п. 2, 3, 8 — 11 указанной статьи. Здесь следует отметить, что она закрепляет общие нормы и допускает, что главами части второй комментируемого Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, могут быть определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения. В этом случае согласно ее п. 12 применению подлежат специальные нормы, установленные в части второй комментируемого Кодекса.

Согласно п. 5 комментируемой статьи допускается, что законом субъекта Российской Федерации может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования к участникам региональных инвестиционных проектов.

Смотрите еще:

  • Банкротство физических лиц новости 2014 Банкротство физических лиц новости 2014 Официальный сайт о банкротстве: единый федеральный реестр сведений о банкротстве Банкрот банкроту рознь. Если вдруг кредитор узнает, что должник начал процедуру банкротства, ему необходимо как можно скорее получить свои […]
  • Какие дома под снос в уфе Действие программы расселения из ветхого и аварийного жилья в 2017 – 2018 году Программа «Ветхое жилье» направлена на расселение жителей аварийных домов. Чем более изношено здание, особенно если этот износ угрожает жизни людей, тем быстрее можно выехать из дома в […]
  • Если есть судимость можно ли получить загранпаспорт в украине Можно ли получить загранпаспорт с судимостью Судимость – малоприятный факт биографии, который нередко осложняет жизнь. Это касается и выезда в другую страну: если на человека заведено уголовное дело, заграничный паспорт он не получит. Зато после отбытия наказания […]
  • Бесплатные консультации адвоката по гражданским делам Адвокат по гражданским делам Практически во всех современных государствах судопроизводство принято разделять на два вида – уголовное и гражданское. Адвокат в гражданском процессе осуществляет деятельность, ориентируясь на нормы материального и процессуального права. […]
  • Регистрация ооо в химках под ключ Регистрация ООО в Химках, ЗАО (Химки) Центр «Всегда рядом» оказывает услуги по регистрации фирм с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью - Регистрация ООО в Химках, а также закрытых акционерных обществ, когда предпринимателям […]
  • Ст 241 коап Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях (действующая редакция) Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого […]
  • Курсы обучение на водительские права Обучение на водительские права Согласно действующему законодательству в области дорожного движения, лицо управляющее транспортным средством на дорогах общего пользования обязано иметь удостоверение на управление ТС соответствующей категории. Перед тем как получить […]
  • Заявление студента об освобождении от занятий warezsoftware Заявление Об Освобождении От Занятий Заявление об освобождении от учебных занятий. Декану юридического факультета. д.и.н., профессору С.О. Гаврилову. студента (ки) ____ курса ДО. Заявление на освобождение от занятий. Скачать (.doc, 26 КБ). Распечатать […]